Социокультурные истоки

Бузанова Валентина Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Русские матрешечки»  

(социокультурные истоки)

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие ; познавательное развитие;  речевое развитие; художественно- эстетическое развитие.

Цели: Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Познакомить детей с русской народной игрушкой — матрешкой.

- Учить выделять и называть отдельные элементы русской национальной одежды (сарафан, фартук, платок).

- Продолжать учить наклеивать детали аппликации.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.

- Закреплять знание сенсорных эталонов: цвет, величина.

- Развивать эстетический вкус детей, умение видеть, любоваться красотой русского сувенира.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать у детей интерес к культуре своего народа.

- Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку.

- Воспитывать желание  доводить начатое дело до конца.

Виды деятельности:

- продуктивная

- коммуникативная

- игровая

- художественное слово

Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Формы реализации детских видов деятельности:

- совместная деятельность педагога с детьми

- самостоятельная деятельность детей.

Оборудование или материал к НОД:

- набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона.

- готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшения для матрешек), клей.

- продолжать знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой), развивать интерес к народным игрушкам.

- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувства радости от встречи с матрешкой.

Предварительная работа по плану: рассматривание иллюстраций, кукол в русском наряде, разучивание песенки, потешек.

Место проведения: групповая комната

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая я стала красивая, нарядная.

-Что на мне одето?

Дети: Сарафан.

Воспитатель: А какого цвета сарафан, а на моем сарафане что вы видите?

Дети: Еще есть узоры.

Воспитатель:  А на голове, что у меня?

Дети: Платок.

Воспитатель: А какого цвета платок?

Дети: Красного цвета.

Воспитатель:  Молодцы, а на кого я стала похожа?

Дети: На матрешку.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:  Пришла я к вам не одна, со мной пришла моя подружка. А кто, это, угадайте сами.

Игра «Угадай на ощупь»

В корзине, под платочком, укрыта матрешка. Дети на ощупь должны угадать что это за игрушка.

Воспитатель:  Сейчас, каждый из вас по очереди, засунет ручку в мою корзину и на ощупь попробует угадать, что у меня там.

Художественное слово:

Есть для вас, одно игрушка.

Не лошадка, не петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука, деревянные бака.

А внутри секреты есть.

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

Воспитатель: Давайте, все вместе скажем (матрешка). Посмотрите, какая она?

Дети: Красивая (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: Это, русская, народная игрушка. Она из дерева (повторение слово дерево, индивидуально и со всеми вместе).

-  Посмотрите внимательно, что у нее на голове? (показываю на платок).

-  Что это? (платок)

- Какого он цвета?

Дети: Красный (зеленого?) (повторение слов(зеленый).

Воспитатель: А теперь все вместе скажем (зеленый)

- Во что еще одета моя матрешка?

Дети: В сарафан.

Воспитатель:  Давайте все вместе повторим сарафан (индивидуальное повторение слово сарафан).

- А какого цвета сарафан?

- Красный (красного?) (повторение индивидуальное и хоровое).

- А впереди, что подвязана на сарафан?

Дети:  Фартук.

Воспитатель:  Давайте, все вместе повторим фартук (индивидуальное повторение 3-4 детьми)

- А на фартуке тоже есть, узоры (индивидуальное и хоровое повторение слово узоры).

- Скажите, а чем отличается матрешка от всех остальных наших кукол?

Дети: В большой матрешке, есть маленькие.

Воспитатель:  Да, ребята в каждой большой матрешке еще есть маленькая, а в маленьком еще меньше.

(Расставляю на столе матрешек по росту).

Воспитатель: Посмотрите, сколько матрешек на столе?

Дети: Много (индивидуальное и хоровое повторение).

Воспитатель:  Давайте, все вместе повторим много.

Показываю на самую большую матрешку.

Воспитатель:  Какая, это матрешка по размеру?

Дети: Большая (или самая большая) (индивидуальное повторение).

Воспитатель: А это матрешка, какая по размеру?

Дети: Маленькая (индивидуальное повторение).

Воспитатель: Давайте еще раз скажем, какие у нас матрешки: красивые, большие и маленькие.

Физминутка «Матрешка»

- Какие вы у меня чудесные матрешки, веселые матрешки (дети садятся на стульчики).

- Вот у моей подружки есть маленькие сестренки, а ей иногда бывает так грустно и одиноко. Как мы можем ей помочь, чтоб она не грустила?

Дети: Мы нарисуем ей подружек.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат готовые заготовки для аппликации.

Итог:

 - Что мы сегодня делали?

 - Кто к нам пришел в гости?

- Какая матрешка? (большая, маленькая, красивая, деревянная).

Вывод: Ребята, мы познакомились с моей подружкой матрешкой, которая сделана из дерева, и внутри которой есть много маленьких матрешек. У матрешки есть: сарафан, платок, фартук. Что мы сделали, чтобы матрешке не было одиноко и грустно?

- Мы сделали для нее  подружек.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развлечение «Ах валенки, да валенки…»

Действующие лица: Ванюша, Скоморохи, Самовар, Чашка, Дуняша, Дед Всевед. 

Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом – валенки.  Что они  часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен.

Задачи:

Образовательная: Формировать представление детей о народных промыслах - русских валенках, которые самые  теплые, мягкие, уютные  и полезная обувь. 

Развивающая: Развивать творческие способности, умение общаться друг с другом. Развивать интерес к русской народной песне и ее жанровому разнообразию.

Воспитательные: Прививать любовь к народному творчеству,  родной стране, родному дому.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание,  музыка, физическая культура, здоровье.

Предварительная работа.

- Знакомство детей с историей возникновения валенок.

- Рассматривание картин и иллюстраций о валенках.

- Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.

- Разучивание  танца «кадриль» с детьми.

Предварительная работа с родителями. Художественное оформление детских валенок.

Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.

Материал: Русская изба – стол, самовар, рушники, сундук, дед с бабкой

Выставка валенок – работа родителей и детей. Выставка детских работ «Русские валенки».  Валенки для детей. Русские народные костюмы для детей.

 Музыкальный материал: Русская народная песня «Валенки», песня «Как на тоненький ледок».

Действующие лица. Взрослые – Хозяйка, Дед Всевед.

Дети: Ванюшка, Маша и Дуняша.

Дети одеты в русскую народную одежду. Родители детей приносят для себя атрибут (платок, кепку).

Ход развлечения

1 – й скоморох: К вам на праздник по дорожке прибежали скоморошки!

2 – й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох – Тимошка!

1 – й скоморох: Пришли мы вас позабавить, с праздником поздравить!

2 – й скоморох: Людей посмотреть да себя показать!

Вместе: Сейчас начинаем представление всем на удивление!

(Под русскую народную мелодию водят дети и ведущая Дуняша).

Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Если в доме, на работе

У вас валенки в почёте,

То мы вас, своих друзей

Приглашаем поскорей

К нам на праздник – поплясать,

Свою удаль показать!

Танец «Валенки»

Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

В старину валенки называли пимы, катанки, чёсанки и они считались самым ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий и быстрый.

Скоморохи: У кого там хмурый вид?

                       Снова музыка звучит!

                       Мы грустить не разрешаем,

                       Мы играть, здесь начинаем!

Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Дуняша: Вижу я издалека:

                 Едет Ван к нам сюда,

                 Едет прямо в хоровод,

                Расступись, честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!

Девочка: А Ванюшка наш герой, только валенки с дырой!

Дуняша: Так давайте позовём моего дедушку, он быстро валенки подошьёт.

Он на все руки мастер!

Дед: Деточки мои дорогие, рад вас видеть. Сегодня у нас веселье, праздников продолженье!

Дуняша: Дедушка, выручи, подшей валеночки!

Дед: Что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей мне работалось. Частушки бы спели да поиграли, порадовали старика.

Дети исполняют частушки

Начинаю петь частушки,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную!

Раздайся, народ

Сейчас пляска пойдёт!

Пойду, попляшу,

На народ погляжу!

Наши девки маленькие,

Чуть побольше валенка.

Ну, а как заголосят,

Всех в округе удивят!

Оханьки да аханьки,

Какие парни махоньки

Из – за кочек, из – за пней,

Не видать наших парней.

А я валенки надену,

Выпью простокваши

Вся душа истосковалась

По любимой Маше!

Мы вам пели и плясали,

Дорогая публика.

Не держитесь за карманы,

Не возьмём ни рублика!

Дед: Ну вот, принимайте работу, новые валенки, на вырост!

Игра 1 «Пробеги в валенках до сугроба и обратно!»

Игра 2 «Прыгать в валенках на скакалке» (родители)

Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?

Дед Всевед: А я, Дед Всевед, долго живал, много видал, всё на свете знаю, к себе в решето собираю. Вы бы мне про валеночки что – нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня там много чего, и загадки, и пословицы, и потешки.

1 ребёнок: Баю – баю – баюшки,

                   Скатаем Маше валенки!

                   Валенки по ножкам,

                   Бегать по дорожкам.

                   К бабушке по прянички,

                   К дедушке по яблочки.

2 ребёнок: Без шубы и валенок – и зима без конца.

3 ребёнок: Как у Даши маленькой

                    Чёсаные валенки,

А шуба багряная,

А личико румяное,

Вот какая Даша,

Красавица наша!

Дед: Ах, и  молодцы, же вы ребятки, много потешек знаете, а вот сейчас я вам загадаю загадки:

1.Не ботинки, не сапожки,

   Но их тоже носят ножки

   В них мы бегаем зимой,

  Утром – в садик,

  Днём – домой! (Валенки)

2. Весь в шерсти, а кожи нет. (Валенок)

Дед: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки?

1 ребёнок: Валенки – это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают.

2 ребёнок: Обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают всё в общую массу – войлок и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.

 3 ребёнок: Валенки бывают разных цветов: чёрные, серые, белые. И производят их только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение.

Дуняша: Так, что дедушка, валенки не просто природная и натуральная обувь, она полезная, а, по словам модельеров «ХХI век – век валенка!

Под русскую мелодию родители демонстрируют на подиуме модели художественно оформленных валенок.

Дедушка: Ой, ребятки, а я тоже хочу себе такие красивые валенки. Вы мне поможете? (Да)

Игра «Укрась валенок»  - мама с ребёнком берут силуэт валенка и раскрашивают его (наносят восковыми мелками декоративные узоры).

Дед: Спасибо вам, ребята, теперь и я буду ходить в таких красивых валенках.

1 ребёнок: Ай да веселье, всем на удивленье!

2 ребёнок: А чтоб было, ещё веселей, танцевать выходите все скорей!

Танец «Валенки, да валенки»

Дед: А что, Дуняша, песнями да сказками сыт не будешь. Готовы ли блины?

Дед: Ну, тогда, ребята, вставайте, самовар встречайте!

Входят Самовар и чашка

Самовар: Кто здоровым хочет быть,

                  Должен чаю больше пить,

                 Он – бальзам от всех болезней,

                 И напитка нет полезней.

                 Чай с вареньем и с лимоном,

                 Приглашаю всех с поклоном!

Самовар и чашка: Рады всех вас пригласить,

                                   Вволю чаем напоить!

 


Предварительный просмотр: