Социокультурные истоки
Программа духовно-нравственного воспитания "Социоультурные истоки", направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социоультурным ценностям России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русские матрешечки»
(социокультурные истоки)
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие ; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие.
Цели: Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Познакомить детей с русской народной игрушкой — матрешкой.
- Учить выделять и называть отдельные элементы русской национальной одежды (сарафан, фартук, платок).
- Продолжать учить наклеивать детали аппликации.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.
- Закреплять знание сенсорных эталонов: цвет, величина.
- Развивать эстетический вкус детей, умение видеть, любоваться красотой русского сувенира.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать у детей интерес к культуре своего народа.
- Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку.
- Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Виды деятельности:
- продуктивная
- коммуникативная
- игровая
- художественное слово
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Формы реализации детских видов деятельности:
- совместная деятельность педагога с детьми
- самостоятельная деятельность детей.
Оборудование или материал к НОД:
- набор матрешек, готовые заготовки в форме матрешек из цветного картона.
- готовые заготовки круглой формы из цветной бумаги (украшения для матрешек), клей.
- продолжать знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой), развивать интерес к народным игрушкам.
- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувства радости от встречи с матрешкой.
Предварительная работа по плану: рассматривание иллюстраций, кукол в русском наряде, разучивание песенки, потешек.
Место проведения: групповая комната
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая я стала красивая, нарядная.
-Что на мне одето?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: А какого цвета сарафан, а на моем сарафане что вы видите?
Дети: Еще есть узоры.
Воспитатель: А на голове, что у меня?
Дети: Платок.
Воспитатель: А какого цвета платок?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Молодцы, а на кого я стала похожа?
Дети: На матрешку.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Пришла я к вам не одна, со мной пришла моя подружка. А кто, это, угадайте сами.
Игра «Угадай на ощупь»
В корзине, под платочком, укрыта матрешка. Дети на ощупь должны угадать что это за игрушка.
Воспитатель: Сейчас, каждый из вас по очереди, засунет ручку в мою корзину и на ощупь попробует угадать, что у меня там.
Художественное слово:
Есть для вас, одно игрушка.
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука, деревянные бака.
А внутри секреты есть.
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Воспитатель: Давайте, все вместе скажем (матрешка). Посмотрите, какая она?
Дети: Красивая (хоровое и индивидуальное повторение).
Воспитатель: Это, русская, народная игрушка. Она из дерева (повторение слово дерево, индивидуально и со всеми вместе).
- Посмотрите внимательно, что у нее на голове? (показываю на платок).
- Что это? (платок)
- Какого он цвета?
Дети: Красный (зеленого?) (повторение слов(зеленый).
Воспитатель: А теперь все вместе скажем (зеленый)
- Во что еще одета моя матрешка?
Дети: В сарафан.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим сарафан (индивидуальное повторение слово сарафан).
- А какого цвета сарафан?
- Красный (красного?) (повторение индивидуальное и хоровое).
- А впереди, что подвязана на сарафан?
Дети: Фартук.
Воспитатель: Давайте, все вместе повторим фартук (индивидуальное повторение 3-4 детьми)
- А на фартуке тоже есть, узоры (индивидуальное и хоровое повторение слово узоры).
- Скажите, а чем отличается матрешка от всех остальных наших кукол?
Дети: В большой матрешке, есть маленькие.
Воспитатель: Да, ребята в каждой большой матрешке еще есть маленькая, а в маленьком еще меньше.
(Расставляю на столе матрешек по росту).
Воспитатель: Посмотрите, сколько матрешек на столе?
Дети: Много (индивидуальное и хоровое повторение).
Воспитатель: Давайте, все вместе повторим много.
Показываю на самую большую матрешку.
Воспитатель: Какая, это матрешка по размеру?
Дети: Большая (или самая большая) (индивидуальное повторение).
Воспитатель: А это матрешка, какая по размеру?
Дети: Маленькая (индивидуальное повторение).
Воспитатель: Давайте еще раз скажем, какие у нас матрешки: красивые, большие и маленькие.
Физминутка «Матрешка»
- Какие вы у меня чудесные матрешки, веселые матрешки (дети садятся на стульчики).
- Вот у моей подружки есть маленькие сестренки, а ей иногда бывает так грустно и одиноко. Как мы можем ей помочь, чтоб она не грустила?
Дети: Мы нарисуем ей подружек.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат готовые заготовки для аппликации.
Итог:
- Что мы сегодня делали?
- Кто к нам пришел в гости?
- Какая матрешка? (большая, маленькая, красивая, деревянная).
Вывод: Ребята, мы познакомились с моей подружкой матрешкой, которая сделана из дерева, и внутри которой есть много маленьких матрешек. У матрешки есть: сарафан, платок, фартук. Что мы сделали, чтобы матрешке не было одиноко и грустно?
- Мы сделали для нее подружек.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развлечение «Ах валенки, да валенки…»
Действующие лица: Ванюша, Скоморохи, Самовар, Чашка, Дуняша, Дед Всевед.
Цель: Знакомство детей с русским народным промыслом – валенки. Что они часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен.
Задачи:
Образовательная: Формировать представление детей о народных промыслах - русских валенках, которые самые теплые, мягкие, уютные и полезная обувь.
Развивающая: Развивать творческие способности, умение общаться друг с другом. Развивать интерес к русской народной песне и ее жанровому разнообразию.
Воспитательные: Прививать любовь к народному творчеству, родной стране, родному дому.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье.
Предварительная работа.
- Знакомство детей с историей возникновения валенок.
- Рассматривание картин и иллюстраций о валенках.
- Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
- Разучивание танца «кадриль» с детьми.
Предварительная работа с родителями. Художественное оформление детских валенок.
Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.
Материал: Русская изба – стол, самовар, рушники, сундук, дед с бабкой
Выставка валенок – работа родителей и детей. Выставка детских работ «Русские валенки». Валенки для детей. Русские народные костюмы для детей.
Музыкальный материал: Русская народная песня «Валенки», песня «Как на тоненький ледок».
Действующие лица. Взрослые – Хозяйка, Дед Всевед.
Дети: Ванюшка, Маша и Дуняша.
Дети одеты в русскую народную одежду. Родители детей приносят для себя атрибут (платок, кепку).
Ход развлечения
1 – й скоморох: К вам на праздник по дорожке прибежали скоморошки!
2 – й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох – Тимошка!
1 – й скоморох: Пришли мы вас позабавить, с праздником поздравить!
2 – й скоморох: Людей посмотреть да себя показать!
Вместе: Сейчас начинаем представление всем на удивление!
(Под русскую народную мелодию водят дети и ведущая Дуняша).
Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почёте,
То мы вас, своих друзей
Приглашаем поскорей
К нам на праздник – поплясать,
Свою удаль показать!
Танец «Валенки»
Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
В старину валенки называли пимы, катанки, чёсанки и они считались самым ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий и быстрый.
Скоморохи: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть, здесь начинаем!
Подвижная игра «Рыбак и рыбки»
Дуняша: Вижу я издалека:
Едет Ван к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!
Девочка: А Ванюшка наш герой, только валенки с дырой!
Дуняша: Так давайте позовём моего дедушку, он быстро валенки подошьёт.
Он на все руки мастер!
Дед: Деточки мои дорогие, рад вас видеть. Сегодня у нас веселье, праздников продолженье!
Дуняша: Дедушка, выручи, подшей валеночки!
Дед: Что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей мне работалось. Частушки бы спели да поиграли, порадовали старика.
Дети исполняют частушки
Начинаю петь частушки,
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
Раздайся, народ
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Наши девки маленькие,
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят!
Оханьки да аханьки,
Какие парни махоньки
Из – за кочек, из – за пней,
Не видать наших парней.
А я валенки надену,
Выпью простокваши
Вся душа истосковалась
По любимой Маше!
Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика.
Не держитесь за карманы,
Не возьмём ни рублика!
Дед: Ну вот, принимайте работу, новые валенки, на вырост!
Игра 1 «Пробеги в валенках до сугроба и обратно!»
Игра 2 «Прыгать в валенках на скакалке» (родители)
Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить?
Дед Всевед: А я, Дед Всевед, долго живал, много видал, всё на свете знаю, к себе в решето собираю. Вы бы мне про валеночки что – нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня там много чего, и загадки, и пословицы, и потешки.
1 ребёнок: Баю – баю – баюшки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам.
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
2 ребёнок: Без шубы и валенок – и зима без конца.
3 ребёнок: Как у Даши маленькой
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
А личико румяное,
Вот какая Даша,
Красавица наша!
Дед: Ах, и молодцы, же вы ребятки, много потешек знаете, а вот сейчас я вам загадаю загадки:
1.Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой,
Утром – в садик,
Днём – домой! (Валенки)
2. Весь в шерсти, а кожи нет. (Валенок)
Дед: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки?
1 ребёнок: Валенки – это единственная обувь, сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают.
2 ребёнок: Обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают всё в общую массу – войлок и катают сначала на столе, а потом на колодке нужного размера.
3 ребёнок: Валенки бывают разных цветов: чёрные, серые, белые. И производят их только в России. Промысел передаётся из поколения в поколение.
Дуняша: Так, что дедушка, валенки не просто природная и натуральная обувь, она полезная, а, по словам модельеров «ХХI век – век валенка!
Под русскую мелодию родители демонстрируют на подиуме модели художественно оформленных валенок.
Дедушка: Ой, ребятки, а я тоже хочу себе такие красивые валенки. Вы мне поможете? (Да)
Игра «Укрась валенок» - мама с ребёнком берут силуэт валенка и раскрашивают его (наносят восковыми мелками декоративные узоры).
Дед: Спасибо вам, ребята, теперь и я буду ходить в таких красивых валенках.
1 ребёнок: Ай да веселье, всем на удивленье!
2 ребёнок: А чтоб было, ещё веселей, танцевать выходите все скорей!
Танец «Валенки, да валенки»
Дед: А что, Дуняша, песнями да сказками сыт не будешь. Готовы ли блины?
Дед: Ну, тогда, ребята, вставайте, самовар встречайте!
Входят Самовар и чашка
Самовар: Кто здоровым хочет быть,
Должен чаю больше пить,
Он – бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Чай с вареньем и с лимоном,
Приглашаю всех с поклоном!
Самовар и чашка: Рады всех вас пригласить,
Вволю чаем напоить!