Верботональный метод

Стародубцева Наталия Васильевна

Особое место в обучении и воспитании детей с нарушением слуха в специальной школе занимает процесс формирования речи как надёжного средства общения, коммуникации; как средства образования. Большие возможности в формировании и развитии звучной, естественной речи детей с нарушением слуха даёт верботональный метод. Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха был разработан в Хорватии. Его автор – профессор лингвистики Петар Губерина, в 1961 году создавший в Загребе реабилитационный центр «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50­-летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.

Верботональный метод предполагает комплексную работу:

  • использование верботонального оборудования,
  • фонетическая ритмика,
  • развитие вестибулярного аппарата,
  • аудиовизуальный курс (АВК).

1) Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха.

2)  Модель урока развития речи на основе АВК (аудиовизуальный курс) "Что надеть?".

3) Модель урока развитя речи на основе АВК (аудиовизуальный курс) "В гастрономе".

4) Текст публикации "Особенности внедрения верботонального метода в школе" .

5) Текст публикации "Аудиовизульный курс".

6) Модель, технологическая карта и конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП.

7) Использование «обходных путей» при обучении иностранному языку обучающихся с ОВЗ с использованием верботонального метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования верботонального метода реабилитации детей с нарушением слуха в условиях

школы-интерната II вида

Уровень и качество образования, получаемого детьми с нарушением слуха в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение.

        Мы понимаем, что даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка. А именно высокий уровень речевого развития делает возможным и предпочтительным обучение детей с нарушением слуха в массовых учреждениях.

        Поэтому         особое место в обучении и воспитании детей с нарушением слуха в специальной школе занимает процесс формирования речи как надёжного средства общения, коммуникации; как средства образования.

Большие возможности в формировании и развитии звучной, естественной речи детей с нарушением слуха даёт верботональный метод.

        Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха был разработан в Хорватии. Его автор – профессор лингвистики Петар Губерина, в 1961 году создавший в Загребе реабилитационный центр «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50­летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.

        Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий: реакция на звук, игра голосом, гуление, лепет, первые слова, фразы.  

        Коррекционная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха.

Необходимо выполнение условий: ранняя и качественная диагностика,  качественное слухопротезирование, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду слышащих детей.

Мы в большинстве случаев таких идеальных условий не имеем, возникают определённые риски при внедрении метода (в нашем случае это может касаться возраста, качества слухопротезирования, социальных условий развития ребёнка).

        У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества.

        Во-первых, процесс реабилитации детей с нарушением слуха проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.

        Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются. Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации.

        Верботональный метод даёт возможности

  • успешной реабилитации детей со значительной потерей слуха;
  • подготовки детей к кохлеарной имплантации и  реабилитации после операции;
  • максимального расширения слухового поля, развития остаточного слуха, приближения речи к норме;
  • активного участия родителей в процессе обучения.

Верботональный метод предполагает комплексную работу:

  • использование верботонального оборудования,
  • фонетическая ритмика,
  • развитие вестибулярного аппарата,
  • аудиовизуальный курс (АВК).

-1-

В школе мы располагаем тремя аппаратами Верботон ВТ 15 для индивидуальной работы. На основном этапе реализации проекта по результатам диагностики была определена группа детей для занятий с использованием специальной аппаратуры, это дети со значительной потерей слуха; проведена корректировка расписания с целью максимального использования аппаратуры; педагогами было скорректировано календарно-тематическое планирование по обязательным индивидуальным занятиям, спланированы взаимопосещения.

В этом учебном году школой получена верботональная аппаратура для коллективной и групповой работы, рассчитанная на 6 учащихся. Т.о., в настоящее время осваиваем использование данной аппаратуры на общеобразовательных уроках.

Мы наблюдаем, что действительно дети получают возможность более точно и в большем объёме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно. Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

-2-

        Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике. Занятия фонетической ритмикой развивают речевое дыхание, силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков. Отмечаем, что во время занятий обогащается репертуар естественных движений ребенка, что способствует снятию напряженности и монотонности речи, формированию правильного произношения. Педагоги школы, которые обучаются на курсах переподготовки, имели возможность заниматься со специалистом по фонетической ритмике О.В. Абашевой, которая прошла обучение в Хорватии по верботональному методу. В перспективе (и это заложено в проект) планируем стажировку школьного специалиста по фонетической ритмике.

-3-

В реабилитации по верботональному методу ведётся работа по развитию вестибулярного аппарата, т.к. его значение в развитии слушания и речи велико. Вестибулярный аппарат важен для развития ритма и интонации речи. Движения стимулируют этот орган пространственного восприятия. Они помогают ребенку развивать запоминание двигательной координации. Также улучшают мышечный статус: используя и контролируя мышечную напряженность своего тела, ребенок учится контролировать напряженность речевой мускулатуры. К данной работе в школе подключены преподаватели физкультуры, ЛФК, ритмики, учителя (особенно начальных классов). Большие возможности в этом плане имеют психологи с получением специального оборудования для кабинета психолога.

-4-

Верботональный метод - это природный метод развития устной речи. За основу реабилитации берется  слуховой и зрительный анализатор.  В этом плане эффективным для развития устной речи является аудиовизуальный курс (коротко называем АВК).

Аудиовизуальный курс с 2008-2009 учебного года введён как предмет школьного компонента «Развитие речи на основе АВК» на I ступени.

Аудиовизуальный курс направлен на формирование диалогической формы речи. Диалог - ежедневная форма коммуникации. И в развитии устной речи детей с нарушением слуха диалог имеет первостепенное значение. Во-первых, диалог – наиболее распространённая форма разговорно-обиходной речи; во-вторых, в диалоге всегда очевидны побудительные мотивы речи (в диалог вступают, чтобы узнать что-то, попросить о чём-то, высказать желание, жалобу); в-третьих, это психологически более лёгкая для детей форма речи, в которой последующая реплика или ответ опирается на предыдущую реплику или вопрос; диалог более прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения и даже из одного слова, вопрос, если он уточняющий, тоже может быть выражен одним словом. Наконец, диалог «привязан» к ситуации, опора на которую помогает ребёнку понимать речь собеседника. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Это естественный путь изучения языка.

На уроке «Развитие речи на основе АВК» ведётся работа с наборами картинок, которые связаны между собой и представляют законченные жизненные и соответственно речевые ситуации, в которых  часто оказываются или могут оказаться дети.

Количество картинок в АВК увеличивается с 6 до 25, постепенно усложняются речевые ситуации. Дети знакомятся с героями АВК, которые не изменяются.

Существуют требования к картинкам:  

- у лица, который говорит, рот открыт;

- содержание передаётся в облачке;

- вопрос обозначается вопросительным знаком;

- отрицание перечёркиванием.

Мы с помощью компьютерной техники изготавливаем такие наборы АВК для работы с классом, для индивидуальной работы.

Работа с АВК строится по этапам:

  1. Первичное зрительное восприятие картинок.
  2. Уточнение восприятия.
  3. Работа над содержанием АВК.
  4. Восприятие АВК на слух.
  5. Драматизация.
  6. Перенос в новую ситуацию.
  7. Грамматические упражнения.

1 этап - Первичное  восприятие АВК.

        Происходит глобальное восприятие детьми АВК. Они знакомятся с ситуацией. Картинка появляется на 2-3 секунды раньше звука. Рекомендуется 2 раза подряд посмотреть и прослушать АВК.

2 этап - Уточнение восприятия.

Педагог задаёт уточняющие вопросы и выясняет, правильно ли дети поняли речевую ситуацию. Педагог и дети проговаривают данную ситуацию. Дети начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением

3 этап - Работа над содержанием АВК.

Дети самостоятельно пробуют восстановить диалог, расположить картинки в логической последовательности. Дети проговаривают диалог сопряжено с педагогом, по одному, по цепочке, хором и т.п. Разнообразие видов работ зависит от творчества педагога. Можно предлагать детям игровые ситуации:

  • «Путаница» - необходимо расположить картинки в логической последовательности;
  • «Картинка спряталась» - назвать фразу перевёрнутой картинки;
  • «Экзамен» - выбрать картинку, сказать фразу и найти логическое место и т.п.

4 этап - Восприятие АВК на слух.

Педагог даёт речевой материал АВК на слух (за экраном). Виды работы на слух (за экраном) могут быть разнообразными:

- картинка, которую дети правильно восприняли на слух, переворачивается;

- педагог последовательно произносит фразы диалога за экраном,                 останавливается, дети продолжают диалог;

- за экраном работает «маленький учитель».

5 этап -  Драматизация.

При усвоении АВК педагог работает над интонацией и эмоциональной окраской речи. Сформировать интонированную, эмоционально окрашенную речь помогает драматизация. Дети распределяют роли и разыгрывают речевую ситуацию. С помощью движений, мимики, ритма, интонации передают образ героев. Драматизацию мы использовали и ранее при обучении слабослышащих детей, но оценили особую эффективность АВК при организации драматизации.

         6 этап -  Перенос в новую ситуацию.

Детям предлагается игра, педагог организует перенос АВК в новую ситуацию. Например, в диалоге «У окна» можно изменить занятия детей («Я рисую», «Я иду в магазин»), спрятать в ладошке любой другой предмет и разыграть часть диалога «Угадай?!». Работая над АВК «В гастрономе», можно предложить пойти, например, в аптеку или отдел канцтоваров.

7 этап - Грамматические упражнения.

        АВК обеспечивает практическое овладение грамматическими закономерностями языка, грамматика усваивается в коммуникации. На уроках выполняются грамматические упражнения, т.е. закрепляется определённая грамматическая форма (без правил). Например, при изучении диалога «У окна» отрабатывается правильное употребление глаголов настоящего времени, I спряжения, 1,2 и 3 лица (читаю, читает, читаешь; гуляю, гуляет, гуляешь); предложных конструкций (у меня, у тебя, у него, у неё), формы родительного падежа личных местоимений я, ты, он, она с предлогом у.

        Для отработки одного АВК отводится 3-6 уроков. Конечной целью АВК является перенос речевого материала в самостоятельную речь.

К работе с АВК подключаются воспитатели и родители. Интересен вариант создания АВК, собственной речевой ситуации в классе, спальне, на новогоднем празднике. Это могут быть рисунки или фотографии детей.

        Использование АВК можно начинать с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказывать серию картинок (от 3 до 6) передавая голосом радость, удивление испуг и т.д. Постепенно речь ребенка развивается и обогащается.

Аудиовизуальный курс способствует

-   формированию мотивации к речевой коммуникации,

- повышению речевой активности детей на уроках, при этом увеличивается доля самостоятельных высказываний;

- формированию навыков связной диалогической речи (уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы; подавать реплики в соответствии с предметом, обстановкой, ходом разговора и в зависимости от того, кто является его участником – взрослый или сверстник, родители или учитель, знакомый человек или незнакомый);

- развитию интонационной стороны речи;

- развитию слитной, эмоциональной речи;

- обогащению словарного запаса;

- практическому овладению грамматическими закономерностями                 языка;

- развитию слухового восприятия;

- развитию ВПФ - внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Дети занимаются с большим интересом и желанием, они играют в АВК.

        Использование АВК на внеклассных занятиях воспитателями обеспечивает учащимся речевую среду в течение всего дня, побуждает детей пользоваться языком слов для общения с окружающими.

        Большое значение в реабилитации детей по верботональному методу имеет и позиция родителей, их готовность помогать ребенку. Впрочем, как считают последователи метода, «нет плохих родителей; есть родители, с которыми мы плохо работаем».

        Процесс реабилитации не должен заканчиваться за стенами нашей школы, непременным условием является его продолжение в домашней среде. Поэтому в проект по внедрению верботонального метода заложены мероприятия, направленные на работу с родителями. Мы знакомим родителей с нашей методикой,  приглашаем  на занятия и оказываем консультативную помощь. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха.

Конечно, существуют проблемы. Это недостаточность учебно-методической литературы. Мы ощущаем необходимость обмена опытом специалистов из учреждений, работающих по методу.

В идеале должен существовать единый методический центр, координирующий и обеспечивающий работу всех учреждений.

Метод дорогостоящий, для реализации необходима  материально - техническая база.

        Верботональный метод обучения используется в основном для реабилитации детей с нарушением слуха, хотя говорится о том, что область его применения значительно шире.

        Например,  верботональную систему используют для диагностики и реабилитации нарушений голоса у слышащих, речевых нарушений, причиной которых не является нарушение слуха. Метод также можно применять при изучении иностранного языка.

Как ближайшую перспективу определяем использование верботонального метода в работе с детьми с ЗПР, речевыми нарушениями, нарушением интеллекта, которые обучаются в нашей школе. Уже есть положительный опыт работы по данному методу с детьми с сохранным слухом, имеющими диагноз сенсомоторная алалия. Считаем, что использование АВК, фонетической ритмики, упражнений по развитию вестибулярного аппарата будет эффективным в работе с данными категориями детей.

        Результат реабилитации по верботональному методу – интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую систему обучения и общество. Рассматриваем варианты интеграции, таким образом определяя перспективу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение верботонального метода реабилитации детей с нарушением слуха Стародубцева Н.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Из истории Разработан профессором лингвистики Губерина, им же организован Центр «Суваг» (Загреб, Хорватия) По верботональному методу работают более 600 реабилитационных центров в 70 странах мира С 1990 года метод применяется в нескольких регионах России С 2007 года Школа-интернат II вида г. Советска начала освоение верботонального метода

Слайд 3

Основной принцип верботонального метода ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий

Слайд 4

Преимущества верботонального метода Возможность реабилитации детей со значительной потерей слуха Возможность подготовки детей к кохлеарной имплантации и реабилитации после операции Специальная аппаратура позволяет максимально расширить слуховое поле, развить остаточный слух, приблизить речь к норме Формирование коммуникативной функции речи Совместная деятельность педагога и родителей

Слайд 5

Составляющие верботонального метода Использование верботонального оборудования Аудиовизуальный курс (АВК) Фонетическая ритмика Развитие вестибулярного аппарата

Слайд 6

«Верботон ВТ 15» даёт возможность более точно и в большем объёме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно с соблюдением интонации

Слайд 7

Фонетическая ритмика способствует снятию напряжённости и монотонности речи, оказывает положительное влияние на двигательные свойства речевых органов

Слайд 8

Развитие вестибулярного аппарата улучшает мышечный тонус: используя и контролируя мышечную напряжённость своего тела, ребёнок учится контролировать напряжённость речевой мускулатуры

Слайд 9

Аудиовизуальный курс (АВК) позволяет воспроизводить речевую ситуацию, которая является основой формирования коммуникативной функции речи

Слайд 10

От чего зависит успех реабилитации? Возраст ребёнка на момент реабилитации Время определения диагноза Причина, место и степень нарушения Интеллект ребёнка Имеет ли ребёнок дополнительные нарушения Эмоциональное развитие ребёнка Качество настройки СА или КИ Метод и объем реабилитации Семья ребёнка и взаимоотношение в ней Сотрудничество родителей с педагогами От профессионализма педагогов, работающих с ребёнком

Слайд 11

Что нужно делать родителям? Проводить много времени со своим ребёнком в игре и разговаривать с ним Развивать микро и макро моторику Использовать все органы чувств для развития знаний об окружающем с акцентом на развитие слуха Сотрудничать с педагогом и другими сотрудниками школы Регулярно проходить контроль у врача-сурдолога Постоянно проверять исправность ИСА или КИ Нужно быть терпеливыми в ожидании первых слов ребёнка

Слайд 12

Проблемы Недостаточная информированность общественности Недостаточность учебно-методической литературы Отсутствие единого методического центра Дорогостоящее оборудование

Слайд 13

«Хорватия – очень маленькая и небогатая страна. Реабилитация глухих детей у нас ведется с рождения только с использованием верботонального метода. Организовать реабилитацию, которая дает стабильный эффект, для нас выгоднее, чем оказывать помощь глухим людям в течение всей жизни» Профессор Младен Ловрич

Слайд 14

Перспектива Интеграция детей с особыми образовательными потребностями Варианты интеграции: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования; переход детей с нарушением слуха, детей с задержкой психического развития в массовые учреждения после дошкольного отделения, первой ступени обучения; интегрированное обучение сохранных детей с нарушением слуха и детей с задержкой психического развития на второй ступени обучения

Слайд 15

Аудиовизуальный курс – составляющая часть верботонального метода

Слайд 16

Цель формирование связной диалогической речи

Слайд 17

Диалог наиболее распространённая форма разговорно-обиходной речи очевидны побудительные мотивы речи психологически более лёгкая для детей форма речи более прост в языковом оформлении «привязан» к ситуации, опора на которую помогает ребёнку понимать речь собеседника

Слайд 18

АВК «Жук» АВК «Соня болеет»

Слайд 19

Петя Зина Шура Дядя Андрей Соня Папа Мама Герои АВК

Слайд 20

АВК «У окна»

Слайд 22

У говорящего рот открыт

Слайд 23

Содержание передаётся в облачке

Слайд 24

Вопрос обозначается вопросительным знаком

Слайд 25

Отрицание обозначается перечёркиванием

Слайд 26

Этапы Первичное зрительное восприятие картинок Уточнение восприятия Работа над содержанием АВК Восприятие АВК на слух Драматизация Перенос в новую ситуацию Грамматические упражнения

Слайд 27

Аудиовизуальный курс способствует формированию мотивации к речевой коммуникации формированию навыков связной диалогической речи развитию интонационной стороны речи развитию слитной, эмоциональной речи обогащению словарного запаса практическому овладению грамматическими закономерностями языка развитию слухового восприятия развитию ВПФ - внимания, памяти, словесно-логического мышления



Предварительный просмотр:

Модель группового занятия «Развитие речи АВК».

  1. Тема: Диалог «Что надеть?» (3 урок по теме)
  2. Методическая цель: показ освоения аудиовизуального курса как составляющей части верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.
  3. Обучающиеся: 2 класс (2 отделение, 3 вариант) Наташа Т., диагноз – НСТ тугоухость IV степени; Алёна В., диагноз -  НСТ III степени; Лена С., диагноз – НСТ III степени.
  4. Общая дидактическая цель:

Создать условия для формирования навыков речевой деятельности (слушание, говорение)

  1. ТДЦ:
  • Образовательная:

- формировать умение вести диалог в речевой ситуации «Что надеть?»;

- научить правильно употреблять в речи притяжательные местоимения мужского, женского, среднего рода (мой, твой;

  моя, твоя; моё, твоё).

  • Коррекционно-развивающая:

- развивать слуховое восприятие;

- активизировать словарный запас;

- уточнять лексическое значение слов;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

  • Воспитательная:

- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;

- способствовать формированию мотивации к учению.

  1. Уровневая цель:

- правильное воспроизведение речевого материала;

- правильное воспроизведение речевого материала + соблюдение интонации;

- правильное воспроизведение речевого материала с интонационной окраской + осуществление переноса в новую   ситуацию.

7. Форма проведения урока: по организации деятельности - фронтальная, индивидуальная.

  1. Методы: Практические методы (коммуникативные упражнения).
  2. Средства: серия картинок АВК «Что надеть?».

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

I Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Подготовить учащихся к работе на уроке. Создать эмоционально благоприятную обстановку для общения на уроке.

Приветствие учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Какой диалог изучаем?

- Кто главные герои?

- Что будем делать на уроке?

Приветствие. Внутреннее осознание цели своей деятельности. Осмысление личной цели урока.

Полная готовность учеников к работе. Организация внимания. Эмоциональный настрой на урок. Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности.

II

Работа над содержанием АВК «Что надеть?»

1. Игра «Экзамен»

2. Воспроизведение диалога по цепочке

Закрепить знание диалога.

Развивать внимание, память словесно-логическое мышление.

Даёт устную инструкцию: выберите картинку, скажите фразу и найдите картинке место.

Даёт устную инструкцию: расскажите диалог по цепочке.

Выбирают картинку, произносят фразу и находят картинке логическое место.

Проговаривают диалог по цепочке.

Самостоятельное расположение картинок АВК в логической последовательности.

Правильное воспроизведение диалога.

III

Восприятие АВК «Что надеть?» на слух

1.Работа педагога за экраном

2. Работа «маленького учителя» за экраном

3. Воспроизведение диалога без зрительной основы

Развивать слуховое восприятие.

Произносит фразы за экраном в различном порядке.

Передаёт часть диалога на произношение за экраном ученику.

Даёт инструкцию. Корректирует произношение.

Повторяют фразы, находят соответствующие картинки и переворачивают их.

Произносит фразы за экраном. Дети повторяют, находят соответствующие картинки и переворачивают их.

Воспроизводит диалог без зрительной основы.

Правильное восприятие и точное воспроизведение фраз, ритма и интонации при произнесении диалога педагогом, учащимся.

Правильное воспроизведение диалога без зрительной основы.

IV

Драматизация

Развивать интонационную сторону речи. Формировать коммуникативную функцию речи.

Организует распределение ролей. Обучает правильной интонации. Корректирует произношение.

Распределяют роли, прикрепляют бейджики, разыгрывают ситуацию.

Правильное воспроизведение диалога по ролям.

V

Перенос АВК в новую ситуацию

Формировать навыки связной диалогической речи. Формировать коммуникативную функцию речи.

Развивать интонационную сторону речи.

Организует речевую ситуацию.

Воспроизводят диалог в новых условиях.

Правильное ведение диалога в новой ситуации от собственного лица.

Умение отвечать на вопрос и задавать вопрос, подавать реплики в соответствии с предметом, ходом разговора.

Соблюдение интонации при ведении диалога.

VI Итог урока. Рефлексия.

Мобилизация учащегося на рефлексию своей деятельности. Оценка успешности. Мотивация на следующий урок.

Оценочная деятельность.

Оценивание эмоционального состояния на уроке и личностно значимой цели.

Осмысление своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА II ВИДА

                                                              Стародубцева Наталия Васильевна,

Светлакова Светлана Геннадьевна

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области 

        Особое место в обучении и воспитании детей с нарушением слуха в специальной школе занимает процесс формирования речи как надёжного средства общения, коммуникации; как средства образования. Мы понимаем, что даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка. А именно высокий уровень речевого развития делает возможным и предпочтительным обучение детей с нарушением слуха в массовых учреждениях.

Большие возможности в формировании и развитии звучной, естественной речи детей с нарушением слуха даёт верботональный метод.

        Верботональный метод реабилитации детей с нарушением слуха был разработан в Хорватии. Его автор – профессор лингвистики Петар Губерина, в 1961 году создавший в Загребе реабилитационный центр «СУВАГ», где с детьми занимаются врачи, педагоги и социальные работники. Сегодня по верботональному методу работают около 400 реабилитационных центров в 40 странах мира, его эффективность подтверждена более чем 50­летней историей. С 1990 года метод применяется и в России.

        Основной принцип верботонального метода заключается в том, что ребенок с нарушенным слухом должен пройти те же стадии формирования речи, что и слышащий: реакция на звук, игра голосом, гуление, лепет, первые слова, фразы.  

        Коррекционная работа основана на развитии слухового, тактильно-вибрационного восприятия речевых и неречевых звуков, максимальном использовании остаточного слуха.

Необходимо выполнение условий: ранняя и качественная диагностика,  качественное слухопротезирование, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду слышащих детей.

Мы в большинстве случаев таких идеальных условий не имеем, возникают определённые риски при внедрении метода (в нашем случае это может касаться возраста, качества слухопротезирования, социальных условий развития ребёнка).

        У верботонального метода есть два принципиально важных преимущества.

        Во-первых, процесс реабилитации детей с нарушением слуха проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях.

        Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются. Если в обычной школе ребенка в течение года научили произносить те или иные звуки или фразы, после летних каникул приобретенные навыки могут исчезнуть. Верботональный метод, как правило, позволяет сохранить навыки, приобретенные в ходе реабилитации, на всю жизнь.

        Верботональный метод даёт следующие возможности:

-  успешная реабилитация детей со значительной потерей слуха;

- подготовка детей к кохлеарной имплантации и  реабилитации после операции;

- максимальное расширение слухового поля, развитие остаточного слуха, приближение речи к норме;

-  активное участие родителей в процессе обучения.

        Верботональный метод предполагает комплексную работу:

- использование верботонального оборудования,

- фонетическая ритмика,

- развитие вестибулярного аппарата,

- аудиовизуальный курс (АВК).

В школе мы располагаем тремя аппаратами Верботон ВТ 15 для индивидуальной работы. На основном этапе реализации проекта по результатам диагностики была определена группа детей для занятий с использованием специальной аппаратуры, это дети со значительной потерей слуха; проведена корректировка расписания с целью максимального использования аппаратуры; педагогами было скорректировано календарно-тематическое планирование по обязательным индивидуальным занятиям, спланированы взаимопосещения.

В этом учебном году школой получена верботональная аппаратура для коллективной и групповой работы, рассчитанная на 6 учащихся. Т.о., в настоящее время осваиваем использование данной аппаратуры на общеобразовательных уроках.

Мы наблюдаем, что действительно дети получают возможность более точно и в большем объёме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно. Аппараты преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию.

        Особое внимание уделяется развитию моторики тела – фонетической ритмике. Занятия фонетической ритмикой развивают речевое дыхание, силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков. Отмечаем, что во время занятий обогащается репертуар естественных движений ребенка, что способствует снятию напряженности и монотонности речи, формированию правильного произношения. Педагоги школы, которые обучаются на курсах переподготовки, имели возможность заниматься со специалистом по фонетической ритмике О.В. Абашевой, которая прошла обучение в Хорватии по верботональному методу. В перспективе (и это заложено в проект) планируем стажировку школьного специалиста по фонетической ритмике.

В реабилитации по верботональному методу ведётся работа по развитию вестибулярного аппарата, т.к. его значение в развитии слушания и речи велико. Вестибулярный аппарат важен для развития ритма и интонации речи. Движения стимулируют этот орган пространственного восприятия. Они помогают ребенку развивать запоминание двигательной координации. Также улучшают мышечный статус: используя и контролируя мышечную напряженность своего тела, ребенок учится контролировать напряженность речевой мускулатуры. К данной работе в школе подключены преподаватели физкультуры, ЛФК, ритмики, учителя (особенно начальных классов). Большие возможности в этом плане имеют психологи с получением специального оборудования для кабинета психолога.

Верботональный метод - это природный метод развития устной речи. За основу реабилитации берется  слуховой и зрительный анализатор.  В этом плане эффективным для развития устной речи является аудиовизуальный курс (коротко называем АВК).

Аудиовизуальный курс с 2008-2009 учебного года введён как предмет школьного компонента «Развитие речи на основе АВК» на I ступени.

Аудиовизуальный курс направлен на формирование диалогической формы речи. Диалог - ежедневная форма коммуникации. И в развитии устной речи детей с нарушением слуха диалог имеет первостепенное значение. Диалог «привязан» к ситуации, опора на которую помогает ребёнку понимать речь собеседника. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Это естественный путь изучения языка.

На уроке «Развитие речи на основе АВК» ведётся работа с наборами картинок, которые связаны между собой и представляют законченные жизненные и соответственно речевые ситуации, в которых  часто оказываются или могут оказаться дети.

Количество картинок в АВК увеличивается с 6 до 25, постепенно усложняются речевые ситуации. Дети знакомятся с героями АВК, которые не изменяются.

Существуют требования к картинкам:  

- у лица, который говорит, рот открыт;

- содержание передаётся в облачке;

- вопрос обозначается вопросительным знаком;

- отрицание перечёркиванием.

Мы с помощью компьютерной техники изготавливаем наборы АВК для работы с классом, для индивидуальной работы.

Работа с АВК строится по этапам.

        1 этап - Первичное  восприятие АВК.

        Происходит глобальное восприятие детьми АВК. Они знакомятся с ситуацией.

        2 этап - Уточнение восприятия.

        Педагог задаёт уточняющие вопросы и выясняет, правильно ли дети поняли речевую ситуацию. Педагог и дети проговаривают данную ситуацию. Дети начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением

        3 этап - Работа над содержанием АВК.

        Дети самостоятельно пробуют восстановить диалог, расположить картинки в логической последовательности. Дети проговаривают диалог сопряжено с педагогом, по одному, по цепочке, хором и т.п. Разнообразие видов работ зависит от творчества педагога. Можно предлагать детям игровые ситуации:

  • «Путаница» - необходимо расположить картинки в логической последовательности;
  • «Картинка спряталась» - назвать фразу перевёрнутой картинки;
  • «Экзамен» - выбрать картинку, сказать фразу и найти логическое место и т.п.

        4 этап - Восприятие АВК на слух.

        Педагог даёт речевой материал АВК на слух (за экраном). Виды работы на слух (за экраном) могут быть разнообразными:

- картинка, которую дети правильно восприняли на слух, переворачивается;

- педагог последовательно произносит фразы диалога за экраном,                 останавливается, дети продолжают диалог;

- за экраном работает «маленький учитель».

        5 этап -  Драматизация.

        При усвоении АВК педагог работает над интонацией и эмоциональной окраской речи. Сформировать интонированную, эмоционально окрашенную речь помогает драматизация. Дети распределяют роли и разыгрывают речевую ситуацию. С помощью движений, мимики, ритма, интонации передают образ героев. Драматизацию мы использовали и ранее при обучении слабослышащих детей, но оценили особую эффективность АВК при организации драматизации.

         6 этап -  Перенос в новую ситуацию.

        Детям предлагается игра, педагог организует перенос АВК в новую ситуацию. Работая над АВК «В гастрономе», можно предложить пойти, например, в аптеку или отдел канцтоваров.

        7 этап - Грамматические упражнения.

        АВК обеспечивает практическое овладение грамматическими закономерностями языка, грамматика усваивается в коммуникации. На уроках выполняются грамматические упражнения, т.е. закрепляется определённая грамматическая форма (без правил).

        Для отработки одного АВК отводится 3-6 уроков. Конечной целью АВК является перенос речевого материала в самостоятельную речь.

К работе с АВК подключаются воспитатели и родители. Интересен вариант создания АВК, собственной речевой ситуации в классе, спальне, на новогоднем празднике. Это могут быть рисунки или фотографии детей.

        Использование АВК можно начинать с раннего возраста. Имея в активе всего несколько звуков, ребенок может рассказывать серию картинок (от 3 до 6) передавая голосом радость, удивление испуг и т.д. Постепенно речь ребенка развивается и обогащается.

Аудиовизуальный курс способствует:

-   формированию мотивации к речевой коммуникации,

- повышению речевой активности детей на уроках, при этом увеличивается доля самостоятельных высказываний;

- формированию навыков связной диалогической речи (уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы; подавать реплики в соответствии с предметом, обстановкой, ходом разговора и в зависимости от того, кто является его участником – взрослый или сверстник, родители или учитель, знакомый человек или незнакомый);

- развитию интонационной стороны речи;

- развитию слитной, эмоциональной речи;

- обогащению словарного запаса;

- практическому овладению грамматическими закономерностями языка;

- развитию слухового восприятия;

- развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Дети занимаются с большим интересом и желанием, они играют в АВК.

        Использование АВК на внеклассных занятиях воспитателями обеспечивает учащимся речевую среду в течение всего дня, побуждает детей пользоваться языком слов для общения с окружающими.

        Большое значение в реабилитации детей по верботональному методу имеет и позиция родителей, их готовность помогать ребенку. Впрочем, как считают последователи метода, «нет плохих родителей; есть родители, с которыми мы плохо работаем».

        Процесс реабилитации не должен заканчиваться за стенами нашей школы, непременным условием является его продолжение в домашней среде. Поэтому в проект по внедрению верботонального метода заложены мероприятия, направленные на работу с родителями. Мы знакомим родителей с нашей методикой,  приглашаем  на занятия и оказываем консультативную помощь. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха.

Конечно, существуют проблемы. Это недостаточность учебно-методической литературы. Мы ощущаем необходимость обмена опытом специалистов из учреждений, работающих по методу.

В идеале должен существовать единый методический центр, координирующий и обеспечивающий работу всех учреждений.

Метод дорогостоящий, для реализации необходима  материально - техническая база.

        Верботональный метод обучения используется в основном для реабилитации детей с нарушением слуха, хотя говорится о том, что область его применения значительно шире.

        Например,  верботональную систему используют для диагностики и реабилитации нарушений голоса у слышащих, речевых нарушений, причиной которых не является нарушение слуха. Метод также можно применять при изучении иностранного языка.

        Как ближайшую перспективу определяем использование верботонального метода в работе с детьми с ЗПР, речевыми нарушениями, нарушением интеллекта, которые обучаются в нашей школе. Уже есть положительный опыт работы по данному методу с детьми с сохранным слухом, имеющими диагноз сенсомоторная алалия. Считаем, что использование АВК, фонетической ритмики, упражнений по развитию вестибулярного аппарата будет эффективным в работе с данными категориями детей.

        Результат реабилитации по верботональному методу – интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую систему обучения и общество. Рассматриваем варианты интеграции, таким образом, определяя перспективу. 



Предварительный просмотр:

Модель группового занятия «Развитие речи на основе АВК».

  1. Тема: Диалог «В гастрономе» (3 урок по теме)
  2. Методическая цель: показ освоения аудиовизуального курса как составляющей части верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.
  3. Обучающиеся: 2 класс (II отделение, II вариант) Наташа Т., диагноз – НСТ тугоухость IV степени; Алёна В., диагноз -  НСТ III степени; Лена С., диагноз – НСТ III степени.
  4. Общая дидактическая цель:

Создать условия для формирования навыков речевой деятельности (слушание, говорение)

  1. ТДЦ:
  • Образовательная:

- формировать умение вести диалог в речевой ситуации «В гастрономе»;

- научить правильно употреблять в речи падежные формы существительных среднего рода (ед. число).

  • Коррекционно-развивающая:

- развивать слуховое восприятие;

- активизировать словарный запас;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.

  • Воспитательная:

- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;

- способствовать формированию мотивации к учению.

  1. Уровневая цель:

- правильное воспроизведение речевого материала;

- правильное воспроизведение речевого материала + соблюдение интонации;

- правильное воспроизведение речевого материала с интонационной окраской + осуществление переноса в новую   ситуацию.

7. Форма проведения урока: по организации деятельности - фронтальная, индивидуальная.

  1. Методы: Практические методы (коммуникативные упражнения).
  2. Средства: серия картинок АВК «В гастрономе».

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

I Организационный момент. Мотивация и целеполагание

Подготовить учащихся к работе на уроке. Создать эмоционально благоприятную обстановку для общения на уроке

Приветствие учителя

Сообщение темы и цели урока.

- Какой диалог изучаем?

- Кто главные герои?

- Что будем делать на уроке?

Приветствие

Внутреннее осознание цели своей деятельности Осмысление личной цели урока

Полная готовность учеников к работе

Организация внимания. Эмоциональный настрой на урок

Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности

II

Работа над содержанием АВК «В гастрономе»

1. Игра «Экзамен»

2. Воспроизведение диалога по цепочке

Закрепить знание диалога

Развивать внимание, память словесно-логическое мышление

Даёт устную инструкцию: выберите картинку, скажите фразу и найдите картинке место

Даёт устную инструкцию: расскажите диалог по цепочке

Выбирают картинку, произносят фразу и находят картинке логическое место

Проговаривают диалог по цепочке

Самостоятельное расположение картинок АВК в логической последовательности.

Правильное воспроизведение диалога

III

Восприятие АВК «Что надеть?» на слух

1.Работа педагога за экраном

2. Работа «маленького учителя» за экраном

3. Воспроизведение диалога без зрительной основы

Развивать слуховое восприятие

Произносит фразы за экраном в различном порядке

Передаёт часть диалога на произношение за экраном ученику

Даёт инструкцию Корректирует произношение

Повторяют фразы, находят соответствующие картинки и переворачивают их

Произносит фразы за экраном. Дети повторяют, находят соответствующие картинки и переворачивают их

Воспроизводит диалог без зрительной основы

Правильное восприятие и точное воспроизведение фраз, ритма и интонации при произнесении диалога педагогом, учащимся

Правильное воспроизведение диалога без зрительной основы

IV

Драматизация

Развивать интонационную сторону речи. Формировать коммуникативную функцию речи

Организует распределение ролей Обучает правильной интонации

Корректирует произношение

Распределяют роли, прикрепляют бейджики, разыгрывают ситуацию

Правильное воспроизведение диалога по ролям

V

Перенос АВК в новую ситуацию

Формировать навыки связной диалогической речи

Формировать коммуникативную функцию речи

Развивать интонационную сторону речи

Организует речевую ситуацию

Воспроизводят диалог в новых условиях

Правильное ведение диалога в новой ситуации от собственного лица

Умение отвечать на вопрос и задавать вопрос, подавать реплики в соответствии с предметом, ходом разговора

Соблюдение интонации при ведении диалога

VI Итог урока

Рефлексия

Мобилизация учащегося на рефлексию своей деятельности

Оценка успешности

Мотивация на следующий урок

Оценочная деятельность

Оценивание эмоционального состояния на уроке и личностно значимой цели

Осмысление своей деятельности

Самооценка эмоционального состояния



Предварительный просмотр:

Аудиовизуальный курс

Стародубцева Наталия Васильевна,

учитель начальных классов Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения

для обучающихся, воспитанников

с отклонениями в развитии

Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида г.Советска Кировской области

Аудиовизуальный курс является составляющей частью верботонального метода и с данного учебного года введён как предмет школьного компонента.

Аудиовизуальный курс (коротко называем АВК) направлен на формирование диалогической формы речи. В развитии устной речи слабослышащих детей диалог имеет первостепенное значение. Во-первых, диалог – наиболее распространённая форма разговорно-обиходной речи; во-вторых, в диалоге всегда очевидны побудительные мотивы речи (в диалог вступают, чтобы узнать что-то, попросить о чём-то, высказать желание, жалобу); в-третьих, это психологически более лёгкая для детей форма речи, в которой последующая реплика или ответ опирается на предыдущую реплику или вопрос; диалог более прост в языковом оформлении: ответная реплика может состоять из неполного предложения и даже из одного слова, вопрос, если он уточняющий, тоже может быть выражен одним словом. Наконец, диалог «привязан» к ситуации, опора на которую помогает ребёнку понимать речь собеседника.

На уроке «Развитие речи АВК» ведётся работа с наборами картинок, которые связаны между собой и представляют законченные жизненные и соответственно речевые ситуации, в которых  часто оказываются или могут оказаться дети.

Количество картинок в АВК увеличивается с 6 до 25, постепенно усложняются речевые ситуации. Дети знакомятся с героями АВК, которые не изменяются.

Рассмотрим АВК «У окна». Диалог звучит так:

Существуют требования к картинкам:  

- у лица, который говорит, рот открыт;

- содержание передаётся в облачке;

- вопрос обозначается вопросительным знаком;

- отрицание перечёркиванием.

Работа с АВК строится по этапам:

  1. Первичное зрительное восприятие картинок.
  2. Уточнение восприятия.
  3. Работа над содержанием АВК.
  4. Восприятие АВК на слух.
  5. Драматизация.
  6. Перенос в новую ситуацию.
  7. Грамматические упражнения.

1 этап - Первичное зрительное восприятие картинок.

Происходит глобальное восприятие детьми АВК.

2 этап - Уточнение восприятия.

Педагог задаёт уточняющие вопросы и выясняет, правильно ли дети поняли речевую ситуацию. Педагог и дети проговаривают данную ситуацию.

3 этап - Работа над содержанием АВК.

Дети самостоятельно пробуют восстановить диалог, расположить картинки в логической последовательности. Дети проговаривают диалог сопряжено с педагогом, по одному, по цепочке, хором и т.п. Разнообразие видов работ зависит от творчества педагога. Можно предлагать детям игровые ситуации:

  • «Путаница» - необходимо расположить картинки в логической последовательности;
  • «Картинка спряталась» - назвать фразу перевёрнутой картинки;
  • «Экзамен» - выбрать картинку, сказать фразу и найти логическое место и т.п.

4 этап - Восприятие АВК на слух.

Педагог даёт речевой материал АВК на слух (за экраном).

     Виды работы на слух (за экраном) могут быть разнообразными:

- картинка, которую дети правильно восприняли на слух, переворачивается;

- педагог последовательно произносит фразы диалога за экраном,                 останавливается, дети продолжают диалог;

- за экраном работает «маленький учитель».

5 этап -  Драматизация.

При усвоении АВК педагог работает над интонацией и эмоциональной окраской речи. Сформировать интонированную, эмоционально окрашенную речь помогает драматизация. Дети распределяют роли и разыгрывают речевую ситуацию. С помощью движений, мимики, ритма, интонации передают образ героев.

 6 этап -  Перенос в новую ситуацию.

Детям предлагается игра, педагог организует перенос АВК в новую ситуацию. Например, в диалоге «У окна» можно изменить занятия детей («Я рисую», «Я иду в магазин»), спрятать в ладошке любой другой предмет и разыграть часть диалога «Угадай?!». Работая над АВК «В продуктовом магазине», можно предложить пойти, например, в аптеку.

7 этап - Грамматические упражнения.

        АВК обеспечивает практическое овладение грамматическими закономерностями языка, грамматика усваивается в коммуникации. На уроках выполняются грамматические упражнения, т.е. закрепляется определённая грамматическая форма (без правил). Например, при изучении диалога «У окна» отрабатывается правильное употребление глаголов настоящего времени, I спряжения, 1,2 и 3 лица (читаю, читает, читаешь; гуляю, гуляет, гуляешь); предложных конструкций (у меня, у тебя, у него, у неё), формы родительного падежа личных местоимений я, ты, он, она с предлогом у.

        Для отработки одного АВК отводится 3-6 уроков.

К работе с АВК подключаются воспитатели и родители. Интересен вариант создания АВК, собственной речевой ситуации в классе, спальне, на новогоднем празднике. Это могут быть рисунки или фотографии детей.

Аудиовизуальный курс способствует

- формированию мотивации к речевой коммуникации,

- формированию навыков связной диалогической речи (уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы; подавать реплики в соответствии с предметом, обстановкой, ходом разговора и в зависимости от того, кто является его участником – взрослый или сверстник, родители или учитель, знакомый человек или незнакомый),

- развитию интонационной стороны речи,

- развитию слитной, эмоциональной речи,

- обогащению словарного запаса,

- практическому овладению грамматическими закономерностями                 языка,

- развитию слухового восприятия,

- развитию ВПФ - внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Дети занимаются с большим интересом и желанием, начинают употреблять речевой материал АВК в жизненных ситуациях.

Аудиовизуальный курс оказывается эффективным в  формирования коммуникативной функции речи слабослышащих детей.



Предварительный просмотр:

Модель индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения.

  1. Тема: Дифференциация звуков К-Т. Диалог «Жук».
  2. Методическая цель: показ специальных методов реабилитации детей с нарушениями слуха (фонетическая ритмика, верботональный метод с использованием аппарата «Верботон ВТ 15»).
  3. Обучающийся: ученик подготовительного класса (2 отделение, 3 вариант) Ведерников Д. Диагноз – сенсоневральная тугоухость  III степени.
  4. Общая дидактическая цель:

Создать условия для усвоения дифференцированного произношения звуков в речи, развития слухового восприятия.

  1. ТДЦ:
  • Образовательная:

- учить различать на слух и правильно произносить язычно-зубной звук Т и язычно-задненёбный звук К.

- формировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения;

- формировать умение вести диалог.

  • Коррекционно-развивающая

- развивать слуховое восприятие;

- активизировать словарный запас;

- уточнять лексическое значение слов;

- развивать интонационную сторону речи;

- развивать словесно-логическое мышление.

  • Воспитательная:

- способствовать формированию мотивации к речевой коммуникации;

- способствовать формированию мотивации к учению.

  1. Уровневая цель:

- правильное воспроизведение речевого материала;

- правильное воспроизведение речевого материала + соблюдение интонации;

- правильное воспроизведение речевого материала с интонационной окраской + осуществление переноса в новую ситуацию.

  1. Форма проведения занятия: индивидуальная.
  2. Методы: практические методы логопедического воздействия; верботональный метод.
  3. Средства: карточки, содержащие иллюстрации предметов и речевой материал для усвоения дифференцированного произношения звуков К-Т; серия сюжетных картинок «Жук»; аппарат «Верботон ВТ 15».


Предварительный просмотр:

Этапы

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Примечание

I Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Подготовить учащегося к работе на уроке. Создать эмоционально благоприятную обстановку для общения на уроке.

Приветствие учителя. Сообщение темы и цели урока.

Приветствие. Внутреннее осознание цели своей деятельности. Осмысление личной цели урока.

Полная готовность ученика к работе. Организация внимания. Эмоциональный настрой на урок. Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности.

Вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

II Работа за экраном с «десятком слов».

Диагностика.

Читает слова за экраном.

Воспринимает на слух, воспроизводит.

Количество слов.

Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м.

III Работа над произношением.

1. Фонетическая ритмика.

Коррекция произношения звуков к, т.

Учитель произносит слоги (та, ка) с движениями.

Произносит речевой материал и выполняет движения по подражанию.

Правильное произношение звуков.

2. Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков

к, т.

Показывает специальные упражнения.

Выполняет упражнения.

Готовность артикуляционного аппарата к произношению звуков.

Специальные упражнения для усвоения звуков

К-Т  выполняются перед зеркалом.

3. Изолированное произношение звуков К-Т.

Научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.

Учитель показывает картинки с буквами.

Учитель произносит звуки.

Учитель показывает картинки.

Произносит данные звуки.

Ученик показывает картинки.

Ученик произносит соответствующие звуки.

Различение на слух и правильное произношение изолированных звуков.

4. Произношение звуков К-Т  в позициях открытого слога, между гласными, закрытого слога.

Научить различать звуки при  их сопоставлении.

Даёт инструкцию.

Корректирует произношение, при необходимости подключает тактильно-вибрационный контроль.

Читает слоги.

Различение звуков на слух и правильное произношение в слоге.

5. Произношение звуков К-Т  в словах.

Научить выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их при произношении.

Даёт инструкцию.

Корректирует произношение.

Называет предметы, изображённые на карточках.

Подбирает табличку со словом.

Различение звуков на слух, умение выделять дифференцируемые звуки из слова, правильное произношение.

6. Произношение звуков К-Т  во фразовой речи.

Формировать умения и навыки безошибочного употребления данных звуков речи в ситуациях общения.

Даёт инструкцию. Корректирует произношение.

Задаёт вопросы.

Составляет предложения по картинке и данному слову. Проговаривает чистоговорки.

Дифференцированное произношение звуков в речевом материале, ситуациях общения.

II. Работа над развитием слухового восприятия.

1. Пёстрый материал.

Развивать слуховое восприятие. Активизировать кору головного мозга. Развивать слуховую память.

Даёт инструкцию.

Задаёт вопросы на правое ухо, на левое ухо. Регулирует расстояние.

Снимает аппараты, закладывает уши ватой поочерёдно.

Отвечает на вопросы.

Расстояние и объём воспринимаемого материала. Расширение слухового поля. Формирование «слуховых картинок».

Расстояние:

Правое ухо – 5 см,

Левое ухо –  7-10 см.

Работа ведётся без индивидуальных слуховых аппаратов.

2. Работа с диалогом «Жук» с использованием аппарата «Верботон ВТ 15».

А) Восстановление серии сюжетных картинок.

Б) Воспроизведение диалога по серии сюжетных картинок.

В) Восприятие частей диалога на слух, показ соответствующей картинки и воспроизведение.

Г) Отработка речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Развивать слуховое восприятие. Развивать интонационную сторону речи. Формировать коммуникативную функцию речи.

Учитель настраивает работу аппарата.

Даёт инструкцию за экраном.

Даёт инструкцию за экраном.

Учитель говорит часть диалога в микрофон за экраном.

Обучает правильной интонации.

Даёт инструкцию за экраном.

Распределяет роли.

Корректирует произношение.

Надевает наушники, фиксирует под ногой вибрационную кнопку.

Раскладывает по порядку серию сюжетных картинок.

Воспроизводит диалог в микрофон.

Ученик узнаёт часть диалога на слух, показывает соответствующую картинку, воспроизводит в микрофон с нужной интонацией.

Надевает индивидуальные слуховые аппараты.

Воспроизводит речевой материал по ролям.

Умение вести диалог. Соблюдение интонации при ведении диалога.

Осуществление переноса в новую ситуацию.

Учитель ведёт диалог за экраном.

V Работа за экраном с «десятком слов».

Диагностика.

Читает слова за экраном.

Воспринимает на слух, воспроизводит.

Количество слов.

Ученик работает с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 6 м.

VI Итог урока. Рефлексия.

Мобилизация учащегося на рефлексию своей деятельности. Оценка успешности.

Оценочная деятельность.

Оценивание эмоционального состояния на уроке и личностно значимой цели.

Осмысление своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния.



Предварительный просмотр:

Ход занятия:

I Организационный момент.

Вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

Учитель ставит цель занятия.

- Сегодня на уроке будем учиться правильно произносить звуки К-Т, продолжим работу с диалогом «Жук».

II Работа за экраном с «десятком слов». Расстояние – 6 м

Учитель произносит слова за экраном на расстоянии 6 м, ученик повторяет.

Учитель фиксирует результат в таблице.

Слова

Результат

жук

кошка

мышка

Шура

собака

корова

лает

мяукает

мычит

один

III Обучение произношению.

1. Фонетическая ритмика.

Учитель показывает движения и произносит слоги КА, ТА.

Ученик произносит речевой материал и выполняет движения по подражанию.

К

Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка. Движение напряжённое, сильное, краткое.

Т

Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та. Движение напряжённое, сильное, краткое.

2. Артикуляционная гимнастика.

Учитель показывает специальные упражнения, ученик выполняет.

Упражнение «Грибок» - улыбнуться, открыть рот; «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть он почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Упражнение «Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

3. Изолированное произношение звуков К-Т.

Учитель предлагает печатные буквы.

А) Ученик произносит данные звуки изолированно.

Б) Учитель произносит звук, ученик показывает на соответствующую картинку.

В) Учитель показывает картинку, ученик произносит соответствующий звук.

4. Произношение звуков К-Т  в слогах.

- Прочитай слоги.

(Произнесение звуков в позиции прямого слога).

ка – та        ко – то        ке – те

ку – ту        ки – ти

(Произнесение звуков в позиции между гласными).

ака – ата

ако – ато

аку – ату

аки – ати

аке – ате

ока – ота

ука – ута

 

(Произнесение звука в позиции обратного слога)

ак – ат

ок – от

ук – ут

ик – ит

ек – ет

Учитель корректирует произношение, при необходимости подключает тактильно-вибрационный контроль.

5. Произношение звуков К – Т  в словах.

Учитель задаёт вопрос: Кто это? к картинкам с изображением животных (кошка, собака, корова).

Ребёнок подбирает табличку со словом.

6. Произношение звуков К - Т  в предложении.

- Составь предложения по картинке и слову.

Собака лает.

                               

Кошка мяукает.

Собака лает.

     

                                   

 

- Послушай чистоговорки и повтори.

Та-та-та – там кошка.

Ка-ка-ка – тут мышка.

Учитель корректирует произношение.

Подводится итог этапа занятия.

IV Работа над развитием слухового восприятия.

1. «Пёстрый материал»

Инструкция:

- Сними аппараты.

- Как слышишь?

- Отвечай на вопросы.

Учитель задаёт вопросы за экраном на «голое» ухо. В одно ухо закладывается вата.

Работа на правое ухо на расстоянии 5 см

Работа на левое ухо на расстоянии 5-7 см

Вопросы обиходно-разговорного характера, связанные с организацией учебной деятельности и изучением общеобразовательных предметов:

- Как зовут твою маму?

- Кто сегодня дежурный?

Слова: кошка, собака, корова, мышка.

2. Работа с диалогом «Жук» с использование аппарата «Верботон ВТ 15».

        

Ученик надевает наушники, учитель настраивает работу аппарата.

- Как слышишь?

 Ученику предлагается серия сюжетных картинок из аудиовизуального курса (занятие 2).

(Кто герои диалога?).

А) Восстановление серии сюжетных картинок.

- Найди место картинке.

                               

Б) Воспроизведение диалога по серии сюжетных картинок.

- Расскажи диалог.

Ученик воспроизводит диалог в микрофон.

- Шура, Шура!

- Иди сюда.

- Слышишь?

- Что?

- Слушай, здесь шуршит.

- Кошка?

- Нет.

- Мышка?

- Нет.

- Смотри. Жук.

- А вот ещё один.

В) Восприятие различных частей диалога на слух и воспроизведение.

Учитель говорит фразу из диалога в микрофон, ученик показывает соответствующую картинку и повторяет в микрофон. Ученик должен передать интонацию, учитель корректирует.

- Что?

- Кошка?

- Слышишь?

- А вот ещё один.

Г) Отработка речевого материала с индивидуальными слуховыми аппаратами за экраном.

- Сними наушники.

- Надень аппараты.

Распределяем роли: Шура, Зина.

Воспроизводится речевой материал по ролям.

V  Работа за экраном с «десятком слов». Расстояние – 6 м

Учитель произносит слова за экраном на расстоянии 6 м, ученик повторяет.

Учитель фиксирует результат в таблице.

Слова

Результат

жук

кошка

мышка

Шура

собака

корова

лает

мяукает

мычит

один

VI Итог урока. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Использование «обходных путей» при обучении иностранному языку детей с ОВЗ.

В этом учебном году в школе введён иностранный (английский) язык как общеобразовательный предмет, ранее английский язык велся через кружки или предмет по выбору.

Учитывая тот факт, что слабослышащие дети имеют недоразвитие речи различной степени, преподавание иностранного языка в нашей школе, конечно, имеет специфику, которая  проявляется и в способах проведения самих занятий, в их построении, и в методах подачи учебного материала, в приёмах, обеспечивающих его усвоение.

В теории сурдопедагогики давно проявлялся интерес к взаимосвязям, существующим между овладением родным языком при нарушенном слухе и овладением иностранным языком при нормальном слухе, так как тот, и другой процесс протекают в условиях целенаправленного, специально организованного обучения языку.

Мы начали работу в этом направлении и видим, что  методы и приёмы, используемые при специальном обучении глухих и слабослышащих родной речи, могут быть действительно эффективно перенесены на обучение учащихся с нарушенным слухом иностранному языку.

В специальной методике существуют «обходные пути», помогающие экономным способом и в сжатые сроки преодолевать проблему в развитии.

Таким «обходным путём» при изучении иностранного языка может стать верботональный метод, в частности АВК (аудиовизуальный курс). Хорошие результаты уже получены при обучении родному языку.

Данный курс направлен на формирование диалогической формы речи. На уроках «Развитие речи на основе АВК» ведётся работа с наборами картинок, которые связаны между собой и представляют законченные жизненные и соответственно речевые ситуации, в которых часто оказываются или могут оказаться дети.  

При изучении иностранного языка также большое внимание уделяется формированию умения вести разговор, диалогу. Возникла идея переноса данного метода и сделаны первые шаги.

Таким образом, появилась необходимость сотрудничества учителя английского языка с дефектологами, учителями начальных классов с целью осуществления такого переноса.

Целесообразно было создать творческую группу.

Цель: использование верботонального метода реабилитации детей с нарушением слуха при изучении иностранного языка.

Анализ работы творческой группы показал, что успешно решены поставленные задачи, организована стажировка специалиста внутри школы.

        Продукт работы группы: рабочая программа по иностранному языку с использованием верботонального метода, дидактический материал (АВК, тексты фонетической зарядки).

        Как перспективу определяем — распространение опыта работы на районном уровне (показ открытого урока, мастер-класс, публикации).