Речевая IT-технология БОС
Речевая IT-технология БОС (биологическая обратная связь) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прошла обучение в "Институте Биологической Обратной Связи" по теме "Речевая IT-технология БОС", Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая IT-технология БОС | 45.5 КБ |
Презентация | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Речевая IT-технология БОС в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Стародубцева Н. В.,
учитель начальных классов (сурдопедагог)
КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Советска
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы постоянно находимся в поиске инновационных форм и методов оказания эффективной помощи детям, в поиске «обходных путей». С 2016 г. специальные (коррекционные) школы реализуют ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В классе обучаются дети по трём АООП НОО: дети с нарушением слуха, дети с ТНР, ЗПР.
При нарушении слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь.
Необходимо целенаправленное и систематическое развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны. Поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно, поэтому в процессе обучения большая роль отводится зрительному анализатору.
Дети с задержкой психического развития испытывают выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности, нарушениями поведения, нарушениями речи. Для детей с задержкой психического развития также необходимо создать ряд специальных условий, например, наглядно-действенный характер содержания образования; применение специальных приложений и дидактических материалов к базовым учебникам по предметам, рабочих тетрадей, специальных пособий на бумажных и электронных носителях; использование современного оборудования в образовательной деятельности.
Дети с ТНР имеют выраженные нарушения речи.
Как эффективный «обходной путь» мы используем инновационную образовательную технологию БОС – здоровье.
Прошла обучение в «Институте Биологической Обратной Связи» по теме «Речевая IT-технология БОС», Санкт-Петербург.
«БОС - здоровье» — это инновационная образовательная технология Александра Сметанкина, которая позволяет повысить эффективность обучения детей в здоровьеразвивающей среде. Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме. Есть программная часть и аппаратная. Я расскажу о программной части, которая относится к предмету «литературное чтение» и позволяет успешно обучать чтению детей с различным уровнем подготовки, позволяют сформировать правильную и красивую речь, а также активизируют память, внимание, помогают преодолеть уровень речевой тревоги, снижают психоэмоциональное напряжение.
В кабинете начальных классов установлены мультимедийные БОС-приложения, разработанные по учебникам «Литературное чтение» (1-4 классы) из УМК «Школа России» (есть приложения к учебникам из других УМК).
Так выглядит страница приложения.
Мультимедийные БОС-приложения следуют действительно содержанию учебников (Корней Иванович Чуковский «Путаница»).
Дают БОС-подсказки о важнейших компонентах речи.
Во-первых, это речевое дыхание. В основе обучения лежит метод подачи мультимедийного материала в ритме оптимального дыхания. На первом этапе - осваиваем навык диафрагмального (речевого) дыхания. Обучение дыханию в программе необходимо проводить с помощью столбика. Индикатор речевого дыхания задаёт оптимальный ритм для эффективного усвоения материала. Необходимо научить ребенка речевому дыханию, равномерному при чтении стихов и неравномерному при чтении прозы. Дать понятие, что голос должен звучать только на выдохе (на вдохе — молчание).
В приложении дети знакомятся с эталонным звучанием текста в режиме слушаем. Произведения озвучены профессиональными чтецами и проиллюстрированы яркими, интересными картинками.
При обучении чтению текстов используется индикатор обратной связи, с изменением обучающейся скорости чтения от медленной до скорости чтения с эталонным звучанием в режиме читаем.
Все тексты имеют речевую разбивку (стихи и проза).
При чтение работает индикатор выделения цветом или подчёркиванием. Дети учатся зрительному контролю читаемого текста.
На заключительном этапе ребёнок читает текст без БОС-подсказок, т.е. отключается столбик – индикатор дыхания, отключается речевая разбивка и выделение читаемого текста.
Идёт чтение текстов в режиме обычной книги.
Каждый этап обучения можно записать, нажав кнопку «ЗАПИСЬ», и сохранить полученные файлы на своем компьютере. Записанные файлы можно прослушать и сравнить. Это даст ребенку дополнительную мотивацию и повысит интерес к обучению. Педагог сравнивает речь ребёнка на начало обучения и конец обучения.
Метод оказался эффективным в работе с детьми с ЗПР, нарушением слуха, гиперактивностью и дефицитом внимания, в настоящее время занимается ребенок с заиканием.
В результате, конечно, комплексной работы получили качественные результаты:
- рост внятности речи у детей с нарушением слуха (проверка проводится в сентябре и мае в рамках школьного мониторинга),
- повышение уровня речевого развития у детей с ТНР, ЗПР (проверка проводится в сентябре и мае по методике Фотековой в рамках школьного мониторинга),
- повысилась мотивация к речевому высказыванию,
- выступление с защитой проекта на районном и окружном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я исследователь» (призовые места),
- Гран-при (2017 г.) и 2 место (2019 г.) в областном фестивале театральных коллективов «Открытый занавес».