Самообразование
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский»
Программа
самообразования
учителя географии
Останина Елена Владимировна
«Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию
географии в условиях ФГОС»
г. Советский 2018 год
Личная карта учителя
Фамилия, имя, отчество
Останина Елена Владимировна_______________________________________
Дата рождения 18.04.1967________________________________________________________
Сведения об образовании - Вятский государственный гуманитарный университет, 2004 г., по специальности «география»
Занимаемая должность в школе учитель географии
Стаж педагогической работы в школе__32 год__________________________
Пояснительная записка
1. Образование: высшее
2. Предмет: география
3. Должность: учитель
4. Прохождение курсов:
- «Методика преподавания основ духовно-нравственных культур народов России и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС» 72 ч. г. Москва 2017 г.;
- «Организация обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной организации» 72 ч. г. Москва 2018 г.
- «Школа современного учителя географии» 100 ч., Москва 2021 г.
5. Тема самообразования: «Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию географии в условиях ФГОС»
6. Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения.
7. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, участие в школьных, районных олимпиад, предметных недель.
8. Творческие замыслы: участие в муниципальном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
4. Разделы программы профессионального развития педагога
5. Распространение и обобщение опыта педагогической деятельности
6. Ожидаемые результаты.
7. Список использованной литературы
Пояснительная записка
В настоящее время педагогу необходимо постоянно повышать свои профессиональные качества. Профессиональное развитие требует от человека осознанного выбора направления развития. Постоянное самосовершенствование педагога подразумевает не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия или урока. Происходящие изменения в современной системе образования, изменения принципов воспитания детей, развитие информационно-коммуникационных средств – все это делает создание программы профессионального развития актуальным и необходимым продуктом. Формирование новых информационных технологий стимулируют потребность в создание новых программно-методических комплексов, направленных на качественное повышение эффективности урока. Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, "встраивать" их в учебный процесс.
Цели:
1.Внедрить новые методические приёмы и подходы в преподавании с применением интернет - технологий и мультимедийных ресурсов.
2.Использовать информационные технологии в процессе обучения для активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.
3.Изучить информационные образовательные технологии, позволяющие наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа- ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение.
4.Овладеть современными достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой в области преподавания географии.
5.Расширить общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования методов обучения и воспитания.
6.Повысить общекультурный уровень педагога.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов по географии.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период.
Разделы программы профессионального развития
I. Научно-теоретическая подготовка
1. Изучение нормативных документов
1. Материалы Министерства образования РФ по введению ФГОС
2. Изучение федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»
2. Изучение методической, педагогической и предметной литературы
1.Изучение литературы по информационным технологиям: интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, демонстрации.
2.Усвоение познавательных материалов:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы
-обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках
-интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях
-средства телекоммуникаций, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
-электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы
3.Подборка информационных ресурсов интернета: электронные уроки по географии, электронные учебники, интерактивные тренажёры для интегрирования их в программу обучения
4. Адаптация компьютерных программ для использования их в процессе преподавания географии
5.Организация чтения научно-педагогических статей, публикаций, рефератов на различных учительских сайтах, с последующим их анализом, конспектированием, отбором заданий
6.Знакомство с инновационными методами работы ведущих учителей - новаторов
7.Участие в вебинарах учителей географии, в видеоконференциях
Работа над обогащением Портфолио учителя и творческой лаборатории на уровне требований современности.
II. Методическая подготовка
Формирование методического комплекса
1.Создание рабочих программ в соответствии с ФГОС
2.Разработка технологических карт, медиауроков в соответствии с требованием ФГОС
3.Разработка внеклассных мероприятий.
4.Создание мультимедийных и электронных приложении к урокам
5.Составление презентаций, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других разработок в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс
6.Разработка технологических карт в электронном виде уроков географии в 5-9 классах с учетом требований ФГОС второго поколения.
7.Разработка дидактических материалов, учебно-методических пособий
8.Проведение открытых уроков по новаторским технологиям
Распространение и обобщение опыта педагогической деятельности
1 . Участие в работе виртуальных методических сообществ учителей географии.
2.Участие в работе школьного сайта, посещение сайтов учителей-коллег
3. Представление опыта на практических семинарах и совещаниях муниципального методического объединения учителей географии.
5. Участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах разного уровня
6.Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием электронных учебников и мультимедийных презентаций для обмена опытом с коллегами
7.Разработка сценариев уроков и мероприятий с использованием компьютерных программ
8. Выступления на педагогических советах и научно-практических конференциях
9. Участие в творческих группах, семинарах и мастер-классах по внедрению новых образовательных технологий в обучении и воспитании
IV. Ожидаемые результаты
1.Повышение профессиональной компетентности в области методики преподавания географии
2.Рост результативного участия учащихся в школьных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах
3.Разработка дидактических средств, направленных на формирование у обучающихся прочных и глубоких знаний по предмету
4.Создание Портфолио педагога, методической копилки
5.Повышение уровня успеваемости, качества образования и мотивации учащихся
6.Написание отчета о проделанной работе с анализом, выводами и рекомендациями
7.Провести педагогический мониторинг как системную диагностику качества образования.
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2017 – 2022 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы. «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». Новинки учебных пособий по географии . |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2017 – 2022 год | Участие в программе личностного роста в сообществе учителей географии, семинарах для учителей географии. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2017 – 2022 год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС. Участие в вебинарах учителей географии . Выступления на заседаниях ШМО и РМО Участие в предметных, методических неделях (проведение открытых уроков). Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2017-2022 год | Участие в работе МО учителей географии . Участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах Открытые уроки на школьном и муниципальном уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ» Ведение профессионального портфолио на сайте https://nsportal.ru/user/516286/page/samoobrazovanie |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2018-2024 год | Участие в конкурсах для учителей географии. Публикации творческих и практических работ учащихся в социальной сети |
Список использованной литературы:
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2008.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. 2009 г.