Педагогическая копилка
Тесты, контрольно-измерительные материалы по темам и классам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внутренне строение Земли | 33.54 КБ |
Технолог. карта Смешанные леса | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия по географии Останиной Е.В.
Класс | 5 |
Тема | Внутренне строение Земли. Слои «твёрдой» Земли. |
Цели | 1. Формирование представлений о внутреннем строении Земли. 2. Развитие навыка моделирования на примере модели внутреннего строения Земли. |
Тип | Изучение нового материала. |
Оборудование | Проектор, компьютер, карта полушарий, модель внутреннего строения Земли (глобус), пластилин, стеки, подложки для работы с пластилином. |
Предварительный просмотр:
Останина Елена Владимировна
МБОУ СОШ №2 г. Советский
учитель географии
Технологическая карта учебного занятия по географии Останиной Е.В.
МБОУ СОШ №2 г. Советский
Класс | 8 |
Тема | Смешанные и широколиственные леса |
Цели | 1. .Изучить особенности компонентов смешанных и широколиственных лесов России. Изучить взаимосвязи между компонентами этих зон. Сформировать образ смешанных и широколиственных лесов России. Выявить природные ресурсы этих зон и их хозяйственное использование, экономические проблемы и пути их решения. |
Задачи: | Предметные: Расширить знания обучающихся о характере, сущности и динамике главных природных и экологических, процессов, происходящих в географическом пространстве России; Познавательные: повысить умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; умения работать по маршрутному листу; умения осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение определять оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; классифицировать материал в сводную таблицу. Регулятивные: Закреплять умения способов систематизации данных карт. Принять и сохранять учебной задачи. Коммуникативные: Работать в группах; агументированно высказывать свою точку зрения. Развить организаторские способности. Личностные: Обучающиеся закрепят умения толерантного отношения друг к другу. Повысят: -культуру нравственного воспитания; воспитания экологической культуры; чувства патриотизма, ответственности за судьбу родного края, страны; знания и умения, связанные с системой ценностей, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности. |
Тип | Изучение нового материала. |
Оборудование | Интернет ресурсы http://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Учебник географии авт. Пятунин В.Б. изд. «Вентана-Граф» параграф 37 стр. 185-189. Карты атласа, контурная карта у каждого ученика, цветные карандаши, маршрутный лист, рабочая тетрадь . |
Межпредметные связи | Математика (вычислительные работы). Биология (приспособительные особенности растений и животных). |
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||
Предметные | УУД | ||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. | Подготовка к учебному занятию. Обучающиеся в начале урока распределяются по группах хаотично. | Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги Ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. | Проверяют свою готовность. Настраиваются на учебную деятельность. | Л-умение управлять собой, следовать нормам поведения. | |||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний. | Организуется частично-поисковая беседа по учебному материалу, изученному по теме «Природные зоны России» . | Учитель организует частично поисковую беседу с учащимися, связанную с темой урока (о природных зонах России). Свет зари отразился в листочках берёз, - На предыдущих уроках мы знакомились с особенностями ПЗ. - Дайте объяснение, почему, в тайге богаче видовой состав растительности и животного мира чем в арктических пустынях ? - Между какими ПЗ располагается лесотундра и в чем её отличие от основных природных зон? - По краткой характеристике, определите изученные ПЗ. Чтение характеристик ПЗ по карточкам: 1..Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана, средняя температура июля +5-10ºC , увлажнение избыточное, обитают лемминги, северный олень, большое количество водоплавающей птицы. 2. Зона расположена на островах Северного Ледовитого океана, несколько месяцев длится полярная ночь, значительные площади заняты ледником, лето короткое и холодное. 3. Почвы этой природной зоны подзолистые, увлажнение избыточное, много болот, озер, рек, преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна, зима холодная, лето теплое, самая большая по площади природная зона России. 4. Определите по карте ПЗ России стр. 28-29, в какой природной зоне находится наша Малая Родина (ХМАО-Югра). | Отвечают на поставленные вопросы фронтально: - тайга - арктические пустыни, тундра и тайга. - основные - лесотундра Располагается южнее, лучше климат, почвы выше температуры воздуха. Между тайгой и тундрой, встречаются леса, уменьшается количество болот. - тундра. - арктический пустыни - тайга | П-.Анализирование информации. К- использование речевых средств общения. Р- Адекватное оценивание свои возможностей и знаний, по данной теме. | |||||||||||||||||||
3. Постановка проблемы. | Работа с интерактивным мультимедийным упражнением Сайт . http://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= Организует деятельность по определению задач учебного занятия. | Перед вами интерактивный слайд. Ваша задача: «Распредели породы деревьев на 2 группы, по характерным признакам и обоснуйте свой выбор» лиственница, дуб, сосна, ель, ясень, берёза, дуб, пихта, ясень, амурский бархат, клён». 1 ученик приглашается к ПК для выполнения этого задания, остальные совещаются устно на местах. - Как вы думаете, могут ли эти виды деревьев произрастать на одной территории, если да, то как бы вы назвали эту ПЗ? Как вы можете сформулировать тему нашего урока? - Откройте тетради и запишите название ПЗ в вашу таблицу, с которой вы работаете уже несколько уроков. - Скажете, пожалуйста, какие задачи мы должны поставить в начале урока и что мы должны выяснить к концу урока? | - в тайге и (в лиственных лесах, широколиственных предположения обучающихся если обучающиеся затрудняются ответить, обращаемся к тексту учебника на стр. 181, изд. Вентана-Граф) - смешанные леса Формулируют тему урока «Изучение зоны смешанных и широколиственных лесов». Записывают в таблице название ПЗ. - Ответы учащихся: выяснить ГП, климат, дать характеристику почвами, растительному и животному миру, познакомиться с деятельностью человека и экологическими проблемами этих ПЗ. | П- Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. К - Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. - Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Р - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | |||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение нового материала | Работа с интернет ресурсами. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf Работают с текстом учебника стр.185-186 вписывают в таблицу ГП этих ПЗ. | Работа с контурной картой и картой интернет ресурса - Для того, чтобы начать характеризовать природные зоны, вы должны: 1. определить местонахождение смешанных и широколиственных лесов, на карте, .и на нести их на к/карту. 2. определить ГП, данные запишите в сводную таблицу в ваших тетрадях. - Какую закономерность в их размещении вы отметили? - Почему ПЗ сменяют друг друга с продвижением с севера на юг? | Внимательно слушают учителя, определяются с этапами выполнения работы по маршрутному листу. Маршрутный лист
На к/к нанести смешанные и широколиственные леса цветными карандашами.
Варианты ответов. Предполагаемый ответ: - меняется климат, коэффициент увлажнения. | П - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Р - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. | |||||||||||||||||||
5. Осмысление учебного материала. Первичная проверка понимания. | Организует осмысление нового материала, через самостоятельную работу и выполнения заданий по маршрутному листу. Инструкция работы в группах. | - Анализируя карты атласа на стр. 18 и 20 определите и сравните , суммарную солнечную радиацию, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения двух ПЗ - тайги и смешанных и широколиственных лесов, данные запишите в таблицу в маршрутном листе. Сделайте вывод по получившимся у вас результатам. В маршрутном листе выполните задание №3. Используя карты атласа: и применяя формулу К = О И определи коэффициент увлажнения ПЗ Сделайте вывод по работе с данными карт атласа и вашими расчетами. Следующий этап нашей работы будет связан с характеристикой климата, почв, растительного и животного мира, хозяйственной деятельности, экологических проблем. У вас образованы группы, на столах стоят таблички с названием исследуемой темой (климатом, почвами, растительным и животным миров и деятельностью и экологическими проблемами этих ПЗ. Возьмите каждый со столов цветные полоски. На втором этапе работы, вы будите объединятся в следующие группы по цветам . - В течение 4 минут вы анализируете текст учебника параграф 37 стр. 186-188 по своей теме, необходимые данные вы записываете в таблицу в рабочей тетради, недостающие сведения можно использовать из сводных таблиц по климату и почвам. I климатолог – Описание особенностей климата II ботаники – Описание растительности, животных и их приспособленность к проживанию в этой ПЗ. III почвовед – Описание почвы их харатеристика. IV эколог - Описание экологических проблем, хозяйственной деятельности. V биологи - Описание растительности, животных и их приспособленность к проживанию в этой ПЗ. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты исследующие разные темы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы и совместно составляют кластер по своей первоначальной теме: I климатологи – Дают характеристику климата с указанием: КП, t и я, количеством осадков, коэффициентом увлажнения. II ботаники – Приводят примеры растительности и их приспособленность к проживанию в этой ПЗ. III почвоведы – Дают характеристику почв этой ПЗ. IV экологи – Зарисовывают, перечисляют экологические проблемы, приводят примеры хозяйственной деятельности человека. V биологи - Описание животных и их приспособленность к проживанию в этой ПЗ. Последним этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов. Дается характеристика всей ПЗ. | Меняется количество солнечной радиации и коэффициент увлажнения. Маршрутный лист.
Вывод: об увлажнении территории. ( В смешанных и широколиственных лесах коэффициент увлажнения = 1. Количество солнечной радиации больше, годовое количество осадков выпадает меньше, а испаряемость больше).
I климатологи – Описание характеристики климата с указанием: КП, t и я, количеством осадков, коэффициентом увлажнения. II ботаники – Описание растительности их приспособленность к проживанию в этой ПЗ. III почвоведы – Описание почв их характеристика. IV экологи - Описание экологических проблем, хозяйственная деятельность человека. V биологи - Описание животных их приспособленность к проживанию в этой ПЗ.
I климатологи – Дают характеристику климата с указанием: КП, t и я, количеством осадков, коэффициентом увлажнения. II ботаники – Приводят примеры растительности в этой ПЗ, используя картинки из журналов. III почвоведы – Дают характеристику почв этой ПЗ. IV экологи – Зарисовывают, перечисляют экологические проблемы, приводят примеры хозяйственной деятельности человека. V биологи – Приводят примеры животных этой ПЗ, приводят примеры, используя картинки из журналов.
| П-извлекать необходимую информацию из текстов, анализировать, обсуждать, фиксировать результаты, устанавливать причинно- следственные связи. К- Устанавливать партнёрские отношения. Умение работать в парах, при получение конечного результата Р- Добывать новые знания. Прогнозировать развитие процессов, учиться предвидеть события. Самооценка деятельности. Л- находить и показывать слои атмосферы, умение следовать нормам поведения, умение управлять своей познавательной деятельностью принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; , наличие мотивации к творческому труду, работе на результат К-Уметь работать в парах, при получение конечного результата. | |||||||||||||||||||
6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Организация беседы по изученному материалу. Работа с интерактивным мультимедийным упражнением Сайт . http://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool= | - Возвращается к цели урока, которая была сформулирована в начале урока, - Составить характеристику природных зон смешанных и широколиственных лесов мы её выполнили? Выполняют устно задания на слайде. «Определить к какой природной зоне относятся следующие признаки». Закончи фразу: Я знаю, что такое …. Я могу ….. Я научился …… | Определяют степень своего продвижения к цели. | К- Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Р- Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые коррективы. Л-умение следовать нормам поведения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. П- Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. | |||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. | Объяснение домашнего задания. | Объясняет выполнение домашнего задания: - параграф 37.дать краткую характеристику переходной ПЗ лесостепи. | Слушают домашнее задание, записывают в дневник. |
Список литературы:
- Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Беловолова Е.А. Формирование универсальных учебных действий. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf
- Сайт . http://learningapps.org/index.php?overview&s=&category=0&tool=
- Учебник географии авт. Пятунин В.Б. изд. «Вентана-Граф» параграф 37 стр. 185-189.