Участие в инновационной или экспериментальной деятельности, в работе стажировочных и пилотных площадок
Принимаю активное участие в работе федеральной инновационной площадки «Школьная Лига Роснано» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nano11.pdf | 77.99 КБ |
nano21.pdf | 71.46 КБ |
nano3.pdf | 82.36 КБ |
drozhzhi_dikie_i_domashnie._kak_razbudit_sladkoezhku.docx | 29.26 КБ |
konkursnaya_programma.pptx | 2.58 МБ |
otchet_po_ekologii_za_1_polugodie_2016-2017_uch.god_.docx | 23.15 КБ |
sertifikat_skysmart.pdf | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа
«Дрожжи дикие и домашние. Как разбудить сладкоежку»
Самарин Иван
5 г класс
МАОУ «Средняя школа № 3» г. Когалыма
Ханты-Мансийский автономный округ
Введение. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Нам всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: почему в хлебе столько дырочек?
Этому способствуют дрожжи. Дрожжи – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.
Что мы знаем про дрожжи? На самом деле мы привыкли считать дрожжи продуктом для добавления его при приготовлении различный блюд. Дрожжи добавляют в хлебное тесто, любую другую выпечку, вследствие чего тесто хорошо поднимается, становится пышным, воздушным и ароматным. И еще в советские времена дрожжи были популярны среди маленьких школьников, которые, желая пошалить, добавляли данный продукт в школьный трубопровод. Однако задумывались ли мы, в чем секрет дрожжей, какие они по составу и почему они вызывают такой результат?
1 Изучение истории появления дрожжей.
Всю историю тесного общения человека со своими постоянными одноклеточными микроскопическими спутниками - дрожжами можно условно разделить на отдельные периоды.
Русское слово «дрожжи» восходит к праславянскому droždži, производному от звукоподражательного глагола drozgati «давить, месить» . Английское слово «yeast» (дрожжи) происходит от староанглийского «gist», «gyst», что означает «пена, кипеть, выделять газ»
Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для ферментации и выпечки. Археологи нашли среди руин древнеегипетских городов жернова и пекарни, а также изображение пекарей и пивоваров. Предполагается, что пиво египтяне начали варить за 6000 лет до н. э., а к1200 году до н. э. овладели технологией выпечки дрожжевого хлеба наряду с выпечкой пресногоДля начала сбраживания нового субстрата люди использовали остатки старого. В результате в различных хозяйствах столетиями происходила селекция дрожжей и сформировались новые физиологические расы, не встречающиеся в природе, многие из которых даже изначально были описаны как отдельные виды. Они являются такими же продуктами человеческой деятельности, как сортакультурных растений.
Луи Пастер — учёный, установивший роль дрожжей в спиртовом брожении
В 1680 году голландский натуралист Антони ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако из-за отсутствия движения не распознал в них живые организмы. В 1838 году французский естествоиспытатель Шарль Каньяр де Ла-Турэкспериментально доказал, что дрожжи не просто химические вещества, а живые организмы, способные расти и размножаться, причем исходные вещества и продукты реакции — являются простыми химическими соединениями. Однако тогда его выводы были отвергнуты выдающимися химиками Й. Берцелиусом, Ю. Либихом и Ф. Вёлером. Окончательно правота выводов Каньяра де Ла-Тура была доказана в 1857 году французским микробиологом Луи Пастером в работе «Mémoire sur la fermentation alcoholique». Он неоспоримо доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, как считалось ранее, а биологический процесс, производимый дрожжами
В 1881 году Эмиль Христиан Хансен, работник лаборатории датской компании Carlsberg, выделил чистую культуру дрожжей, а в1883 году впервые использовал её для получения пива вместо нестабильных заквасок. В конце XIX века при его участии создаётся первая классификация дрожжей, в начале XX века появляются определители и коллекции дрожжевых культур. Во второй половине века наука о дрожжах (зимология) помимо практических вопросов начинает уделять внимание экологии дрожжей в природе, цитологии, генетике.
До середины XX века учёные наблюдали только половой цикл аскомицетных дрожжей и рассматривали их всех как обособленную таксономическую группу сумчатых грибов. Японскому микологу Исао Банно в 1969 году удалось индуцировать половой цикл размножения у Rhodotorula glutinis, которая является базидиомицетом. Современные молекулярно-биологические исследования показали, что дрожжи сформировались независимо среди аскомицетных и базидиомицетных грибов и представляют собой не единый таксон, а скорее жизненную форму.
24 апреля 1996 года было объявлено, что Saccharomyces cerevisiae стал первым эукариотическим организмом, чей геном (12 млн. пар оснований) был полностью секвенирован. Секвенирование заняло 7 лет, и в нём принимали участие более 100 лабораторий. Следующим дрожжевым организмом и шестым эукариотом с полностью расшифрованным геномом в 2002 году стал Schizosaccharomyces pombe с 13,8 млн. пар оснований.
2. Создание энциклопедии « Дрожжи»
Дрожжи биологи относят к группе одноклеточных грибов, однако устроены эти грибы несколько иначе, чем другие, так как их среда обитания и образ питания в процессе эволюции сильно изменились. Живут дрожжи в жидких или полужидких субстратах, в которых много органических веществ: например, в сахарном растворе, оставленном на несколько дней в помещении при комнатной температуре, появляется пена, а запах становится алкогольным – это дрожжи, попав из воздуха в раствор, начинают активно расти и размножаться.
О дрожжах люди знают давно: уже тысячи лет их используют в приготовлении алкоголя – от эля и сидра до спирта и виски. Раствор для получения дрожжейможно готовить любой: виноградный и яблочный, хмелевый и солодовый, пшеничный, ржаной и др.; можно также использовать картофель, патоку и другие продукты питания.
Хлеб люди тоже научились выпекать с помощью дрожжей, но обнаружить их смогли только в середине XIX века – это сделал Луи Пастер, и он же понял, что они представляют собой организмы, размножающиеся почкованием, а вещества, вызывающие брожение, вырабатываются в них в процессе их роста.
Виды дрожжей
Виды дрожжей научились распознавать уже в конце XIX – начале XX века: учёные проводили много экспериментов, и работ на эту тему было написано тоже очень много.
Среди основных видов дрожжей, используемых сегодня в разных сферах промышленности, можно назвать следующие: пекарские, прессованные, активные сухие и быстрорастворимые, пивные и винные.
Проще всего купить пекарские дрожжи – они есть в каждом продуктовом магазине, в маленьких пакетиках; хранятся они долго, и пользоваться ими тоже очень просто – приготовить тесто на пекарских дрожжах несложно даже ребёнку.
Прессованные дрожжи называют ещё кондитерскими, и хранить их намного сложнее: без холодильника они приходят в негодность за 2 недели, но при более высокой температуре окружающей среды – выше 30°C - они портятся за 3-4 дня. Лучше всего хранить их в морозильнике, но и на нижней полке холодильника они смогут сохранять свои основные свойства около 2-х месяцев. Перед использованием прессованные дрожжи следует растворять в тёплой воде.
Сухие дрожжи живут гораздо дольше, если упаковка не вскрыта: в сухом прохладном месте они могут храниться около 2-х лет. Открытые же дрожжи придётся положить в холодильник в плотно закрытой ёмкости, но и там они сохранят свои свойства не дольше 4-х месяцев.
Активные сухие дрожжи растворяют в тёплой воде – 1 часть дрожжей на 4 части воды, оставляют на 10 минут, а потом перемешивают и ждут ещё некоторое время.
Быстрорастворимые дрожжи обладают практически теми же свойствами, и используют их почти так же, но через 10 минут растворения в тёплой воде они уже готовы к употреблению, только воды надо брать больше – 5 частей на 1 часть дрожжей.
Все перечисленные виды дрожжей сохранят свою активность дольше, если подвергнуть их глубокой заморозке, однако перепады температуры для них вредны – от этого их клетки разрушаются, так что размораживать их надо постепенно, а растворять в слегка тёплой воде.
Пивные дрожжи отличаются от тех, что используются для теста, и их видов очень много, поэтому разное пиво имеет разный вкус, цвет и другие характеристики. Например, эль готовится с особыми дрожжами, которые менее чувствительны к спирту, чем другие виды. Пивные дрожжи, как правило, существуют в жидком виде, и растворять их перед использованием не требуется.
Используются дрожжи и для приготовления кваса, но в этом случае в процессе участвуют ещё и молочнокислые бактерии.
Дрожжи для приготовления шампанского и других вин ещё более приспособлены к жизни в среде с высоким содержанием спиртов и более высокой температурой – другие дрожжи в таких условиях обычно быстро погибают.
Есть и другие виды дрожжей, не используемые для выпечки – это пищевые, или диетические дрожжи: они подвергаются термообработке, и становятся неактивными, но их клетки при этом не разрушаются, а белки, витамины и другие полезные вещества «остаются в живых». В таких дрожжах много витаминов, а продаются они обычно в аптеках и отделах здорового питания – их очень любят вегетарианцы.
Есть также дрожжи кормовые, но их человеку лучше не употреблять: их выращивают специально для выкармливания животных, в том числе птицы и рыб – в такие дрожжи могут добавлять нерастительное сырьё – например, фракции нефти. Кормовые дрожжи входят в состав многих кормов и биодобавок для животных.
Применение дрожжей
Разные виды дрожжей применяются сегодня в разных сферах: в промышленности - прежде всего, в хлебопекарной; в пивоварении и квасоварении; в виноделии; в производстве некоторых молочных продуктов; в кулинарии; в медицине, как лечебное и профилактическое средство.
В дрожжах много полноценных белков и витаминов, поэтому их можно добавлять в различные блюда, и опыты в этом направлении проводились ещё в 30-е годы XX века, однако дрожжи в этом смысле «не прижились». Считается, что можно добавлять их в кислые, свежие и зелёные щи, борщи и рассольники, а также в соусы – луковый и белый. Не следует применять дрожжи сразу в первом и втором блюде – это делает блюда однообразными, и они быстро надоедают; не стоит их применять больше 2-х раз за неделю.
В первые блюда дрожжи следует класть не больше 20 г на порцию: сначала их пассеруют, потом добавляют к луку и кореньям, и пассеруют вместе ещё раз, выкладывают всё в кастрюлю с первым блюдом, и кипятят ещё 25 минут.
Дрожжевое тесто надо готовить так, как указано на упаковке с дрожжами: обычно кладут от 10 до 50 г на 1 кг муки. Если сахара, яиц и масла в тесто положено много, следует увеличивать и количество используемых дрожжей.
Долго хранившиеся дрожжи перед использованием лучше проверять: залить немного дрожжей тёплой водой (1 ст.л.), добавить 1 ч.л. сахара, и подождать 10 минут – если появятся пузырьки, дрожжи можно использовать.
Можно приготовить дрожжи из пива: смешать муку с тёплой водой (по 1 стакану), а через 5-6 часов добавить стакан пива и 1 ст.л. сахара, размешать и оставить на некоторое время в тёплом месте. Когда дрожжи подойдут, с ними замешивают тесто, как с обычными дрожжами – оно будет пышным, нежным и вкусным.
3. Проведение опытов по изучению свойств дрожжей (в этом мне помогала 9 классница)
Опыт № 1. Определение содержания белков в дрожжах.
Для обнаружения белков проводим биуретову реакцию. Сущность реакции заключается в том, что пептидные связи молекул белка в щелочном растворе в присутствии сульфата меди (II) образуют комплексы с атомами меди. Эти комплексы окрашены в фиолетовый цвет.
В пробирку поместили 2мл суспензии дрожжей, добавили 2 мл щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли встряхивали пробирку.
Результат: В пробирке наблюдается фиолетовое окрашивание, что доказывает присутствие белков в клетках дрожжей.
Вывод: дрожжи содержат в составе белки как и все живые организмы.
Опыт № 2. Обнаружение денатурации белка.
Денатурация – это необратимый процесс разрушения структур белковых молекул. При этом первичная структура белка не изменяется.
В пробирку поместили 2 мл суспензии дрожжей. Нагрели содержимое пробирки и довели до кипения.
Результат: наблюдали изменения: выпадение осадка, подтверждающего денатурацию белка. На стенках пробирки наблюдали капельки воды и углекислого газа.
Вывод: белки, входящие в состав дрожжей подвергаются денатурации.
Опыт №3 Определение содержания ароматических аминокислот
Ксантопротеиновая реакция позволяет определить, есть ли в белках ароматические аминокислоты. Ароматические аминокислоты: тирозин, триптофан, фенилаланин – содержат бензольные кольца. Эти аминокислоты незаменимые и содержатся в основном в животных тканях. Ксантопротеиновая реакция заключается в том, что под действием азотной кислоты происходит реакция нитрования бензольного кольца с образованием окрашенного в жёлтый цвет нитросоединения.
В пробирку поместили 2 мл суспензии дрожжей. Затем прилили 1мл концентрированной азотной кислоты.
Результат: в пробирке с суспензией дрожжей наблюдали жёлтое окрашивание.
Вывод: в строении белковых молекул входят аминокислоты, содержащие ароматические соединения.
Опыт № 4. Обнаружение сложных углеродов в дрожжах.
Известно, что в растительных клетках запасается сложный углевод крахмал, а животных – гликоген. Определим запасной углевод в грибах.
В пробирку поместили 2 мл суспензии дрожжей. Затем прилили несколько капель раствора йода.
В результате реакции с раствором йода обнаружили оранжевое окрашивание.
Вывод: дрожжи как животные клетки содержат – гликоген.
Опыт№5. Определение строения дрожжей под электронным микроскопом
В пекарских дрожжах обычно присутствуют две расы: одна представлена округло- эллипсовидными клетками, другая – удлиненно – цилиндрическими.
Для микроскопирования дрожжей наносят на чистое предметное стекло каплю исследуемой культуры и покровным стеклом размазывают каплю по поверхности предметного стекла. Затем покровное стекло опускают на смоченную поверхность предметного стекла, избытки жидкости удаляют с помощью фильтровальной бумаги.
Поместили полученный микропрепарат на электронный микроскоп.
Результат: в своём исследовании обнаружили клетки округло – эллипсовидной расы.
Вывод: дрожжи имеют клеточное строение
Опыт №6. Рассмотрение процесса размножения дрожжей под электронным микроскопом
На полученном микропрепарате дрожжей с помощью электронного микроскопа мы наблюдали процесс размножения дрожжей.
Вывод: дрожжи- живые существа, способные к разможению.
Опыт № 7 Обнаружение обмена веществ у дрожжей.
Дрожжи в качестве источника энергии используют энергию, выделяемую при брожении сахаристых веществ, в результате их деятельности выделяется углекислый газ. Это процесс протекает при температуре около 400 С. Данная температура оптимальна для работы ферментов.
В приготовленной заранее колбе с дрожжами, помещёнными в сахаристую жидкость, пронаблюдаем процесс пенообразования на поверхности раствора.
В результате опыта наблюдали выделение углекислого газа.
Вывод: для дрожжей как живых существ свойствен обмен веществ
4. Создание Лэпбука
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Изучил историю появления дрожжей
2. Изучил особенности дрожжей используя информационные источники . И создал свою небольшую энциклопедию
3. Проводил опыты , чтобы разбудить дрожжи.
В своих опытах я поместил дрожжи в разные условия: холодная вода, теплая вода, теплое молоко и теплая вода с сахаром. Опыты показали, что быстрее всего дрожжи проснулись в теплой воде с сахаром.
4. Проведение опытов для изучения свойств дрожжей.
Лэпбук
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Когалыма
(МАОУ «Средняя школа № 3»)
Ул. Дружбы Народов, д.10/1, г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра (Тюменской области) 628486
факс (34667)2-06-03, тел. (34667)2-06-03, ОКПО 54104181, ОГРН 1028601443188, ИНН/КПП 8608040587/860801001
р/с 40701810100003000007 в РКЦ Сургута г. Сургут
«22» декабря 2016 г № 679 | Начальнику управления образования Администрации города Когалыма С.Г. Гришиной |
Отчёт о проведении в МАОУ «Средняя школа №3»
мероприятий экологической направленности
за1 полугодие 2016-2017 учебного года
Участие учеников, воспитанников и педагогов в экологических мероприятиях и их достижения
1. Внутришкольные мероприятия
Мероприятие | Количество участников | из них количество призовых мест |
Конкурс рисунков и поделок «Краски осени» для учащихся 1-4 классов | 363 чел. | 56 победителей и призеров |
Познавательно-развлекательная игра «Краски осени» для учащихся 2-х классов | 107 чел. | - |
Интерактивная игра «Путешествие по Югре» для учащихся 3-х классов | Учащиеся 3 классы 20 чел. | 4 победителя и призера |
Книжная выставка «Люби и знай свой край» | 950 чел. | - |
Открытое занятие по внеурочной деятельности «Загадки природы» | 28 чел. | - |
Книжный обзор «Литературная Югра» | 76 чел. | - |
Коллективное чтения «Сказки народов Севера» | 26 чел. |
2. Внешкольные мероприятия
Результаты участия обучающихся, воспитанников и педагогов, в экологических интеллектуальных состязаниях, конкурсах, акциях и др. мероприятиях городского, окружного, российского, международного уровня.
№ | Мероприятия | Количество \ Категория участников | Привлечённые средства | Фамилия, имя призеров, класс, результат | Ф.И.О. педагога, подготовившего призеров | |||
Муниципальный уровень | ||||||||
1. | Городская экологическая конференция «Знать, беречь, любить» | 2 чел. учащиеся/ 1 педагог | Лантратова Дарья 4Б – 1 место, Ахметова Эльвира 4Б – 2 место | Пластинина Е.В. | ||||
2. | Городская экологическая игра «Путешествие по Югре» | 6 чел. / 5 педагогов | Алиев Анар 3Г, Папиш Вадим 3Б, Озерных Егор 3А, Митькова Анастасия 3А, Конаков Владимир 3В, Горсков Дмитрий 3Б | Победа с номинации «Знатоки истории города Когалыма» | Ахметова А.М., Пластинина Е.В, Журавлева М.В., Никулина Д.Е., Исмагилова Е.В. | |||
3 | Городская акция «Макулатура, сдавайся!» | 700 чел. | 2 место – школа, 7 победителей и призеров Из числа классных коллективов | Пучкова И.А., Бережная И.И., Ефремова А.А. | ||||
Окружной уровень | ||||||||
Всероссийский уровень | ||||||||
1 | Всероссийский экоурок 2016. «Хранители воды» | 270 уч-ся / 11 педагогов | Колыба Е.Л, Ахметова А.М., Желудкова Н.В., Глызина Л.В., Соколова Г.И., Миленченко А.Ф., | |||||
2 | Участие в конкурсных программах «Школа на ладони» Всероссийского проекта «Школьная Лига РОСНАНО» по направлению биология, естествознание. | 4 уч-ся/ 3 педагога | Байдугонов Данил (участник), Легоньких Полина (участник), Манохина Елена (1 место) Педюра Алексей (3 место) | Самарина Т.Н., Литвинцева О.В. Шамаева О.Р. | ||||
Международный уровень | ||||||||
Директор МБОУ «Средняя школа №3» В.М. Маренюк
Пучкова И.А.