Рабочие программы элективных и факультативных курсов
рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nanoazbuka_7_klass.pdf | 442.16 КБ |
osnovy_nanotehnologiy_8_klass.pdf | 448.48 КБ |
chto_vy_znaete_o_nasledstvennosti.docx | 37.22 КБ |
programma_fakultativa.docx | 74.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3» г.Когалым
Программа элективного курса
«Что вы знаете о наследственности»
Учитель: Самарина Т.Н
Класс :9
Общее количество часов: 17 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Программа составлена на основе Зверева И. Г.,Элективный курс "Что вы знаете о своей наследственности?". 9-11 классы,., издательство Корифей, 2006
Пояснительная записка
Программа элективного курса “Наследственность и здоровье” предназначена для учащихся 10–11 классов. С нашей точки зрения в программе “Общая биология” не достаточно времени уделяется изучению вопросов, касающихся наследственности человека, в связи с этим учащимся, интересующимся генетикой, мы предлагаем данный курс. В этом курсе рассматриваются как теоретические, так и практические работы по решению генетических задач, знакомящих обучающихся с многообразием наследственных заболеваний их лечений и профилактикой. Решение задач, как учебно-методический прием при изучении вопросов наследственных заболеваний способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, расширяет кругозор учащихся. Использование задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал.
Цели курса:
1. Углубить и расширить знания учащихся, интересующихся биологией по наиболее важным и значимым проблемам наследственности человека как факторе здоровья.
2. Ознакомить обучающихся с основными методами изучения генетики человека, на конкретных заболеваниях, рассмотреть последствия мутаций затрагивающих генотип человека.
3. Показать учащимся, что знания законов генетики позволяет предупредить наследственные болезни или ослабить их проявление.
Для обеспечения эффективного медико-генетического консультирования необходима пропаганда генетических знаний, осведомленности населения в вопросах наследственных болезней.
В основу данного курса положены принципы: углубления и систематизации знаний, полученных при изучении основного курса, прикладной направленности курса,
развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, через подготовку сообщений, написание рефератов, поиск серьезных источников информации, в которых знания излагаются в точном соответствии с современным состоянием науки. Это поможет реализовать исследовательский подход, вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность.
Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, объяснить жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к ЕГЭ, а может и выбору профессии биологической направленности.
Задачи:
Развивающие
1. Сформировать знания о материальных носителях наследственности.
2. Сформировать знания учащихся о здоровье не только как о состоянии благополучия организма, но и как процесс постоянного поддержания этого благополучия.
3. Показать, что на здоровье влияют разные типы наследования, в том числе и цитоплазматическая наследственность.
4. Рассмотреть причины возникновения и основные типы мутаций, влияющих на наследственность и здоровье.
5. Сформировать знания обучающихся о методах изучения наследственности человека и профилактике обнаружении и лечения наследственных заболеваний.
Обучающие
1. Формировать умение пользоваться генетическими навыками при решении генетических задач.
2. Способствовать умению применять теоретические знания в различных жизненных ситуациях.
Воспитательная
1. Способствовать формированию негативного отношения к факторам, снижающим здоровья.
Содержание программы
1. Современное представление о гене.
Строение гена. Организация гена. Генотип эукариотических клеток.Развитие представлений о гене. Характеристика генов — особенности псевдогенов, уникальные гены, повторяющиеся гены, прыгающие гены, транспозоны.
Требования: знать структуру гена, особенности генотипов эукариотических клеток, историю развития представлений о гене.
2. Тайны генома.
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов, хромосомный набор организма человека. Методы современного молекулярно-генетического анализа. Геномная дактилоскопия. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований , связанных с геномом человека. Генная терапия. Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Требования: знать особенности генома человека, методы генетического анализа, понимать этические проблемы исследований генома человека, иметь представление о перспективных открытиях.
3. Основы современной генетики человека.
Особенности генетики человека. История возникновения и развития. Методы изучения генетики человека: генеалогический, цитогенетический, близнецовый, иммунологический, популяционный.
Требования: понимать особенности генетики человека, знать методы генетики человека.
4. Гены и здоровье.
Генетические факторы развития заболеваний. Наследственные заболевания, связанные с мутациями (фенилкетонурия, галактоземия, ахандроплазия). Наследственные заболевания, связанные с геномными мутациями (синдром Дауна, Патау, Эдвардса). Наследование, сцепленное с полом (синдром Шерешевского- Тернера, Клайнфельтера). Х-сцепленное наследование (гемофилия, дальтонизм). Проблемы онкологии. Генетика и медицина.
Требования: знать факторы наследственных болезней, понимать роль мутагенов, заболевания, связанные с генными, хромосомными и геномными мутациями,
понимать связь генетики и медицины.
5. Профилактика наследственных заболеваний.
Экологические факторы. Мутагены среды и охрана наследственности человека. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на потомство. Близкородственные браки. Медико-генетическое консультирование. Дородовая диагностика. Генетический скрининг. Евгеника. Клонирование людей.
Требования: знать влияние мутагенов на наследственность, роль близкородственных браков. Понимать важность генетического консультирования, дородовой диагностики. Уметь анализировать проблему клонирования.
6. Наследственность и группы крови.
Наследование групп крови по типу множественных аллелей. Медико-юридическое применение для установления отцовства. Принцип переливания крови. Частота встречаемости универсального донора и универсального реципиента.
Требования: знать закономерности наследования групп крови, принципы переливания крови.
7. Иммунитет, его молекулярные механизмы.
Иммунитет, его сущность, роль в жизнедеятельности человека. Защитные функции крови. ВИЧ-инфекция и СПИД. Механизм проникновения вируса в клетки и пути заражения. Пути профилактики и лечения.
Требования: знать механизм иммунитета, его классификацию. Понимать механизм работы ВИЧ, знать пути заражения, меры профилактики.
9. Решение генетических задач.
Наследование групп крови по системе АВ0 у человека. Определение принадлежности детей к их родителям, возможности переливания крови, определение потомства по генотипам родителей. Наследование, сцепленное с полом, Х и У-хромосомами. Хромосомные болезни человека. Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Программа рассчитана на 17 учебных часов в течение 1-го полугодия.
Форма организации образовательного процесса
методы групповой и коллективно-распределённой деятельности учащихся, которая может осуществляться, в форме развернутого диалога; проблемно-диалогическое обучение; исследовательская деятельность учащихся.
Элективный курс предусматривает классно – урочную систему, лекционно – практическую, лич-ностно – ориентированную педагогические технологии.
Используемые технологии
Технология | Практические умения |
ИКТ-ТЕХНОЛОГИЯ | Тестирование онлайн Использование презентаций Работа в интернете, поиск информации |
Личностно-ориентированные технологии | Сотрудничество в ходе обучения |
Технология развивающего обучения | Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы |
Контроль знаний учащихся Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом занятии. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задания, тестовые- онлайн упражнения, терминологические диктанты и т.д. После изучения курса осуществляется итоговый контроль знаний в виде защиты рефератов и тестовый.
Предполагаемая тематика рефератов:
- История открытия и изучения генов
- Геномные исследования и болезни человека
- Международный проект «Геном человека»
- Хромосомные болезни человека
- Генетика и медицина
- Гены и поведение человека
- Наследственность и экология
Планируемый результат:
знание учащимися основных законов и понятий генетики; умение решать задачи по генетике различных типов сложности; формирование у школьников культуры здорового образа жизни; успешная самореализация школьников в учебной деятельности
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов хими-ческого производства. Органическая химия, строение и функции органических молекул (ДНК, РНК). Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Предполагаемый элективный курс может быть использован для расширения и углубления ЗУНов учащихся или как факультативный курс. Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы.
Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения, развитие компетенции.
Знать:
1.Основные закономерности генетики, изучить на примере генетики человека.
2.Понимать необходимость изучения для формирования естественно - научной картины мироздания, выявление связи живой и неживой природы, химического строения и единства генетического кода, генома человека. Строение гена, генома человека.
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, иммунологический; методы математической статистики.
Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.
Наследование групп и крови у человека.
Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение. Профилактику СПИДа.
Уметь:
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.
Работать со специальной литературой.
Владеть основными навыками реферативной деятельности (постановка проблем, планирование работы, техника выполнения, формулирование выводов).
Делать сообщения.
Составлять родословные.
Решать генетические задачи.
Самостоятельно анализировать и делать выводы.
Нормы и критерии оценки обучающихся:
1.Оценивание тестов:
«5»- 80-100 % от общего числа баллов
«4»- 70-75%р
«3»- 50-65 %
2.Критерии оценки:
- Актуальность темы
- Соответствие содержания теме
- Глубина проработки материала
- Правильность и полнота использования источников
- Соответствие оформления реферата стандартом.
На «отлично»:
1. присутствие всех вышеперечисленных требований;
2. знание учащимся изложенного в реферате материала, умение рамотно и аргументировано изложить суть проблемы;
3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственную точку зрения, аргументы и комментарии, выводы;
4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии, по теме реферата;
5. умение анализировать фактический материал и статистические данные, использованные при написании реферата;
6. наличие качественно выполненного презентационного материала или (и) раздаточного, не дублирующего основной текст защитного слова, а являющегося его иллюстративным фоном.
Т.е. при защите реферата показать не только «знание - воспроизведешь», но и «знание -понимание», «знание - умение».
На «хорошо»:
1. мелкие замечания по оформлению реферата;
2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.
На «удовлетворительно»:
1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;
2. неполный список литературы и источников;
3. затруднения в изложении, аргументировании.
Требованию к написанию реферата:
Зашита реферата — одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор учащегося интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
1. Тема реферата и ее выбор
Основные требования к этой части реферата:
· тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения
· в названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими
· следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
2. Требования к оформлению титульного листа
В правом верхнем углу указывается название учебного заведения, в центре -тема реферата, ниже темы справа — Ф.И.О. учащегося, класс. Ф.И.О. руководителя, внизу – населенный пункт и год написания.
3. Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти оглавление
4. Требования к заключению
Заключение — часть реферата, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с литературным послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения 2-3 страницы.
5. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
6. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
· Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т.д.)
· Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности.
· Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц рефератов.
Интернет-ресурсы
bio.1september.ru - для учителей «Я иду на урок биологии». Статьи по ботанике, зоологии, экологии и общей биологии.
biodan.narod.ru – биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории.
informika.ru -электронный учебник «Биология» из цикла обучающая энциклопедия.
ppt4web.ru-содержит учебный курс по общей биологии, тесты, демо-версии обучающих программ, а также ссылки на многочисленные ресурсы Интернет, посвященные биологии и образованию.
humbio.ru-базы знаний по биологии человека по разным разделам.
en-edu.ru-естественно-научный портал, имеет базы данных и справочники, задачники и тесты, методические материалы и лабораторные практикумы, наглядные пособия, хрестоматии, учебники.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество | Форма контроля | |
Теория | Практика | |||
1 | Современные представления о гене | 2 | Лекция | |
2. | Тайны генома | 1 | Лекция,тесты-онлайн | |
3 | Основы современной генетики человека | 1 | Лекция,тесты-онлайн | |
4. | Гены и здоровье | 1 | Лекция,тесты-онлайн | |
5 | Профилактика наследственных болезней | 1 | Лекция,тесты-онлайн | |
6 | Наследование и группы крови | 1 | Лекция,тесты-онлайн | |
7 | Иммунитет, его молекулярные механизмы | 1 | Лекция ,тесты-онлайн | |
8. | Решение генетических задач | 5 | Задачи по темам | |
9. | Исследовательская работа | 1 | Практическая работа по изучению родословной | |
10. | Зачёт | 2 | Рефераты тесты |
Литература для учителя:
Ауэрбах Ш. Генетика. Изд. «Атом», 1996.
Богданова Т.Л. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в
вузы.- М.: Высшая школа, 1991.
Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы. Способы решения задач
по генетике./ Н.И. Галушкова .-Волгоград: Братья Гринины, 2000.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т.- М.: Мир, 1998.
Гуляев Г.В. Задачник по генетике /Г.В. Гуляев М. : Колос, 1980г.
Дубинин Н.П. Общая биология/Н.П. Дубинин.- М.: Просвещение, 1980.
Жданов Н. В. Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций»/Н.В.
Жданов-Киров:1995г.
Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. Задачи по молекулярной биологии и
генетике/ Б. Н. Кочергин, Н. А. Кочергина - Минск: Народная асвета, 1982г
Мамонтов Г.С. Биология для поступающих в вузы/ Г.С. Мамонтов.- М.:
Высшая школа, 1992.
Морозов Е.И. Генетика в вопросах и ответах/ Е.И. Морозов.-
Минск:Университет, 1989.
Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии/ Г. М. Муртазин–
М.:1981г.
Орлова Н. Н. Малый практикум по общей генетике (сборник задач)/Н.
Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли./Биология в школе-1998, № 1
Богданов А.А., Медников В.М. Власть над геном.-М.: Просвещение, 1989
Боринская С.А. Гены в нашей жизни./ Биология в школе-2001, №2
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» в 3 т. –М.: Мир, 2001
Дебабов В.Г. Биотехнология: вклад в решение глобальных проблем/ Биология в школе-1997, №1
Медицинская генетика./ под.ред. Н.П. Бочкова-М.:Мастерство, 2001
Для учащихся:
- Шалапенок Е.С. и др. Тесты по биологии /Текст/ домашний репетитор / Шалапенок Е.С. Лисов Н.Д.- М.: Ральф, 1999.-384с.
- Кузнецова В.Н. и др. Биология. Старшая школа / Текст/ Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля / Кузнецова В.Н. Прилежаева Л.Г.- М.: “Интеллект – Центр”, 2006. – 136с.
- Балобанова В.В. и др. Биология, экология, здоровый образ жизни /Текст/ предметные недели в школе / Балабанова В.В. Максимцева Т.А. . – Волгоград: “Учитель”, 2001. – 150с.
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя школа №3» г. Когалыма
Программа
факультативного курса
«Тропа исследователя:
Природа вокруг нас»
Учитель: Самарина Т.Н
Класс : 5
Общее количество часов: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Когалым,2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» составлена для учащихся 5 класса МАОУ «Средняя школа№3»в соответствиями с требованиями ФГОС.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации программы факультативного курса «Тропа исследователя: Природа вокруг нас».
Основной особенностью программы является то, что в ней начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую и исследовательскую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Актуальность программы факультативного курса объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников.
На внеурочных занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы, защита проектов, игры, экологические рассказы и экологические сказки, составление презентаций, что способствует развитию творческих способностей детей.
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно–исследовательских работ.
Цель программы факультативного курса «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» создание условий для формирования познавательной потребности в освоении эколого-биологического материала; расширение представлений об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений в области исследовательской деятельности, формирования общей экологической культуры.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии живых организмов, о значении растений и животных в природе и жизни человека;
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания;
- формирование умений, связанных с выполнением практических, лабораторных и исследовательских работ
Воспитательные
- осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый человеком растениям и животным;
- трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ;
- осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
Развивающие
- продолжить развитие умения работать с книгой, текстом учебника, с микроскопами и микропрепаратами;
- развитие умений при изготовлении наглядных пособий, навыков выращивания и ухода за комнатными растениями, домашними животными;
Сроки реализации программы
Программа факультативного курса «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся после основных уроков 1 раз в неделю по 1 часу и включает в себя 34 часа учебного времени в год, из них: 12 - часов занятий, 13 ч- практикумов, 4 экскурсии
Участниками осуществления программы являются дети 5 класса (11 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе. Состав коллектива постоянный.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. Участниками кружка могут быть все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Формы и методы организации учебного процесса
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета-лаборатории.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений при проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Виды деятельности учащихся:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- трудовая деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Результаты освоения программы факультативного курса «Тропа исследователя: Природа вокруг нас»
1. Личностными результатами освоения программы «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» являются:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
2. Метапредметными результатами освоения программы «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» являются:
Регулятивные: УУД:
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном.
- умение оценивать результаты работы — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Личностные УУД:
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках
3. Предметными результатами освоения программы «Тропа исследователя: Природа вокруг нас» являются:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- умение характеризовать отношения между организмами: хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
- усвоение знаний о структуре Красной Книги, представителях живой природы, занесенных в Красную книгу своего края;
- овладение навыками содержания и разведения домашних животных и комнатных растений;
- умение распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология метода проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Тестирование.
- Смотр знаний, умений и навыков (викторины, конкурсы, презентации и прочее).
- Дискуссии, круглый стол
- Итоговые выставки творческих работ;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях;
- Защита проектов
- Презентация итогов работы на заседании школьного совета
Критерии оценки уровня развития универсальных учебных действий
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам программы, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по программе, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по программе, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Структура программы
Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы.
- Введение. Организационное занятие (1 ч.)
- Раздел 1. Тайны дикой природы (15 ч.)
- Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили (12 ч.)
- Раздел 3. Дом, в котором мы живём (6 ч.)
Содержание программы внеурочной деятельности
«Тропа исследователя: Природа вокруг нас»
- Введение. Организационное занятие (1ч).
Знакомство с ребятами. Определение целей и задач программы, знакомство со структурой программы, планируемыми результатами. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Тайны дикой природы (15 ч.)
1.1 Основные методы исследования живой природы.(1ч.) Наблюдение, описание, измерение, сравнение, анализ, эксперимент, моделирование, мониторинг.
П.р. «Знакомство с основными методами исследования живой природы на примере комнатных и декоративных растений школьной клумбы»
1.2 Основные составляющие природы. Растения. (1ч). Растительный мир Ульяновской области, его великолепие и разнообразие. Роль растений в природе.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
1.3 Основные составляющие природы. Животные. (1ч).
Многообразие животных Ульяновской области, значение животных в природе. Экскурсия «Осенние явления в жизни животных»
1.4 Пищевые связи в природе. (1ч).
Что такое пищевые цепи? Цепи жизни в воде и на суше. Производители, потребители, разрушители. Может ли человек вмешиваться в природу?
П.р. «Составление пищевых цепей»
Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».
1.5Мир полон хищников(1ч).
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Понятия "добра" и "зла" в природе. Зачем в природе нужны хищники?
Просмотр фильма о хищниках и жертвах. Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках". Вопрос для обсуждения: Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
1.6 Конкуренция и соперничество(1ч).
Почему животные соперничают? Примеры борьбы за выживание. Что ждёт победителя и проигравшего? Презентация «Кто сильнее?»
1.7 Дружба в природе (1ч).
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты (презентация).
Экологическая сказка "Нужны ли пастбищу овцы?".
1.8 Мои зелёные друзья.(1ч.)
Значение растений для человека. Декоративные, технические, лекарственные растения. Творческая мастерская «Сказки, загадки, пословицы о растениях»
1.9 Растения лечат людей (1ч.)
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Исследовательский проект «Лекарства под ногами»
Творческая мастерская «Атлас лекарственных растений»
1.10 Опасности вокруг нас(1ч.)
Ядовитые животные, растения, грибы нашего края.
Творческая мастерская: плакаты «Правила поведения в лесу», «Как правильно собирать грибы», «Осторожно-клещи!»
1.11. Тайны дикой природы (1ч).
Живые организмы-рекордсмены. Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Работа с дополнительной литературой. Сообщения, презентации по индивидуальным проектам
1.12 Экскурсия в зимний лес «Следы на снегу» (1ч.)
Определение зверей и птиц по следам на снегу, используя атлас-определитель.
Пр.р. Определение деревьев и кустарников по зимующим побегам.
1.13 Экологическая сказка «Правда ли это?»(1ч.)
Необычные случаи из жизни растений и животных.
1.14 Красная книга (1ч).
"Неприкосновенные в природе". Почему они исчезают? Знакомство с обитателями Красной книги. Меры защиты и охраны редких и исчезающих растений и животных.
1.15Экологический проект «Почему она Красная?» (1 ч.)
Редкие и исчезающие растения и животные, занесённые в Красную книгу ХМАО.
Творческая мастерская «Атлас редких и исчезающих растений Ульяновской области», «Атлас редких и исчезающих животных ХМАО», «Атлас грибов ХМАО»,
Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили (12 ч.)
2.1 Домашние питомцы. Как животные оказались в нашем жилище?
История одомашнивания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Круглый стол. Сообщения, презентации, защита проектов.
2.2-2.3 Собаки — самые верные друзья человека (2ч.)
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Литература о собаках.
Круглый стол. Сообщения, презентации, защита проектов.
П.р «Наблюдение за поведением собак на улице и дома»
2.4-2.5 Кошки, которые не гуляют сами по себе (2 ч.)
Основы практической фелинологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Круглый стол. Сообщения, презентации, защита проектов.
П.р «Наблюдение за поведением кошек на улице и дома»
2.6 Рыбы — самые тихие соседи (1 ч.)
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Презентация. П.р. Наблюдение за аквариумными рыбам.
Творческая мастерская «Аквариум, о котором я мечтаю».
2.7 Школа для ваших любимцев (1ч.)
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Круглый стол «О проблемах воспитания домашних питомцев»
2.8 Мы в ответе за тех, кого приручили (1 ч.)
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Бездомные животные. Сопереживание, сочувствие и содействие бездомным животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
Групповой творческий проект «Права и обязанности владельцев домашних животных"
2.9-2.10 Роль комнатных растений в жизни человека. (2 ч.)
Многообразие комнатных растений. Условия выращивания и содержания комнатных растений.
П.р «Изучение комнатных растений дома и в школе», «Картотека школьных растений».
2.11-2.12 Акция «Цветочный бум» (озеленение классных комнат и рекреаций) (2 ч.)
Раздел 3. Дом, в котором мы живём (5 ч.)
3.1 Экологические проблемы нашего города(1 ч.)
Загрязнение улиц, леса, водоёма пос. Зелёная Роща бытовыми отходами.
Экскурсия.
3.2-3.3. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Экологический рейд «Наш чистый край».
3.4-3.5 Новинки из мусорной корзинки.
Выставка поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора».
3.6 Заключительное занятие.
Отчёт о проделанной работе на учебном совете школы. Защита проектов учащихся. Подведение итогов.
Тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Организационное занятие | 1 |
Раздел 1. Тайны дикой природы | 15 | |
2 | Основные методы исследования живой природы. | 1 |
3 | Основные составляющие природы. Растения. | 1 |
4 | Основные составляющие природы. Животные. | 1 |
5 | Пищевые связи в природе. | 1 |
6 | Мир полон хищников | 1 |
7 | Конкуренция и соперничество | 1 |
8 | Дружба в природе | 1 |
9 | Мои зелёные друзья. | 1 |
10 | Растения лечат людей | 1 |
11 | Опасности вокруг нас | 1 |
12 | Тайны дикой природы | 1 |
13 | Экскурсия в зимний лес | 1 |
14 | Экологическая сказка «Правда ли это?» | 1 |
15 | Красная книга. | 1 |
16 | Экологический проект «Почему она красная?» | 1 |
Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили | 12 | |
17 | Домашние питомцы. Как животные оказались в нашем жилище? | 1 |
18-19 | Собаки — самые верные друзья человека | 2 |
20-21 | Кошки, которые не гуляют сами по себе | 2 |
22 | Рыбы — самые тихие соседи | 1 |
23 | Школа для ваших любимцев | 1 |
24 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 |
25-26 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 2 |
27-28 | Акция «Цветочный бум» (озеленение классных комнат) | 2 |
Раздел 3. Дом, в котором мы живём | 5 | |
29 | Экологические проблемы нашего посёлка | 1 |
30-31 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). | 2 |
32-33 | Новинки из мусорной корзинки. Выставка. | 2 |
34 | Заключительное занятие. | 1 |
Темы проектов
- Сказки, загадки, пословицы о растениях
- Лекарства под ногами
- Атлас лекарственных растений
- Правила поведения в лесу
- Как правильно собирать грибы
- Осторожно-клещи!
- Атлас редких и исчезающих растений ХМАО
- Атлас редких и исчезающих животных ХМАО
- Атлас грибов ХМАО
- Дневники наблюдений за домашними животными
- Профессии собак
- Права и обязанности владельцев домашних животных
Темы исследовательских работ
Кто в пенёчке живёт?
Каким был бы дом без растений?
Как двигается растение?
Причины появления бездомных животных?
Традиции содержания животных у разных народов.
Лекарства под ногами
Литература
Литература, используемая педагогом.
- Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2001
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
- Гершун В.И. Домашние животные М: Педагогика, 1991
- Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Волгоград: «Понорама» 2006
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
- Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийве-рова. — М., 1995.
- Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
- Круковер В. Всё о собаках— М., 1999
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического
музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
Литература, рекомендованная школьникам для чтения
- Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
- Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
- Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
- Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинып. — М., 2001.
Календарно - тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Тропа исследователя: Природа вокруг нас»
№ занятия | Раздел. Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | |||
личностные | метапредметные | предметные | план | факт | ||||
1 | Введение. Организационное занятие | 1 | Фронтальная, групповая | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы родного края | Умение вести диалог, высказывать и аргументировать свою позицию | Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности | ||
2 | Раздел 1. Тайны дикой природы (15 ч.) Основные методы исследования живой природы. | 1 | Групповая, индивидуальная | Формирование навыков использования методов исследования | Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов, наблюдения за живыми объектами, описание биологических объектов | Знать основные методы изучения природы. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Знать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | ||
3 | Основные составляющие природы. Растения. Экскурсия. | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы родного края | Умение работать с различными источниками биологической информации, наблюдать за различными биологическими объектами и явлениями | Усвоение системы знаний о живой природе, о признаках растений Приобретения опыта использования некоторых методов исследования для изучения растений | ||
4 | Основные составляющие природы. Животные. Экскурсия | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животных как части природы родного края | Умение наблюдать за различными биологическими объектами и явлениями Умение работать с различными источниками биологической информации для подготовки сообщения о многообразии животных | Усвоение системы знаний о многообразии животных, их значении в природе Проведение наблюдений за объектами живой природы. | ||
5 | Пищевые связи в природе. П.р. «Составление пищевых цепей» | 1 | Групповая, индивидуальная | Оценивание результатов своей деятельности Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений | Объяснение роли различных организмов в круговороте веществ. Умение различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество», строить несложные пищевые цепи. | ||
6 | Мир полон хищников (Просмотр фильма, обсуждение) | 1 | Фронтальная, групповая | Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии | Умение характеризовать отношения между организмами: хищник – жертва, приводить примеры | |||
7 | Конкуренция и соперничество | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Умение осуществлять поиск необходимой | Умение характеризовать отношения между организмами: конкуренция и соперничество, объяснять значение конкурентных отношений в природе | ||
8 | Дружба в природе | 1 | Групповая, индивидуальная | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений | Умение характеризовать взаимополезные отношения между организмами, приводить примеры симбиотических организмов | ||
9 | Мои зелёные друзья. Творческая мастерская «Сказки, загадки, пословици о растениях» | 1 | Групповая, индивидуальная | Формирование положительного отношения к живой природе Оценивание результатов своей деятельности Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению окружающих | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | Применение имеющихся знаний о растениях и опыта при решении поставленных задач | ||
10 | Растения лечат людей Исследовательский проект «Лекарства под ногами» | 1 | Групповая, индивидуальная | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение лекарственных растений | Овладение основами исследовательской деятельности, умение структурировать материал, сравнивать, делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | Овладение знаниями о лекарственных растениях, их свойствах и применении, умение распознавать лекарственные растения на рисунках и фотографиях | ||
11 | Опасности вокруг нас | 1 | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях | Умение организовать свою деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы | Умение распознавать и описывать на таблицах, рисунках, фотографиях опасных животных, ядовитые растения, грибы, которые обитают в нашей местности. | |||
12 | Тайны дикой природы | 1 | Индивидуальная, фронтальная | Проявление любознательности и интереса к изучению природы, методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий) Умения выступать, слушать, вступать в диалог | Овладение знаниями об интересных и необычных фактах в живой природе | ||
13 | Экскурсия в зимний лес «Следы на снегу» | 1 | Групповая, индивидуальная | Умение толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений | Умение характеризовать сезонные изменения в природе. Приобретения опыта использования некоторых методов исследования для изучения живой природы | ||
14 | Экологическая сказка «Правда ли это?» | 1 | групповая | Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. | Умение согласовывать позиции в ходе групповой и коллективной деятельности, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы для достижения общей учебной и познавательной цели | Применение имеющихся знаний и опыта при решении поставленных задач | ||
15 | Красная книга. | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование учебно-познавательного интереса к | Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.) | Овладение знаниями об охраняемых территориях России и мира, об основных представителях растений и животных, занесённых в красную книгу | ||
16 | Экологический проект «Почему она красная?» П.р «Оформление красной книги Ульяновской области | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | Знание охраняемых территорий Ульяновской области, основных представителей растений и животных, находящихся под охраной в Ульяновской области | ||
17 | Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили (12 ч.) Домашние питомцы. Как животные оказались в нашем жилище? | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ | Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.) | Овладение знаниями об истории одомашнивания животных, о значении домашних животных у разных народов мира | ||
18-19 | Собаки — самые верные друзья человека П.р «Наблюдение за поведением собак на улице и дома» | 2 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование учебно-познавательного интереса к Проявление любознательности и интереса к изучению природы | Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; | Применение теоретических знания при общении с живыми организмами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. | ||
20-21 | Кошки, которые не гуляют сами по себе П.р «Наблюдение за поведением кошек на улице и дома» | 2 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Формирование учебно-познавательного интереса к Проявление любознательности и интереса к изучению природы | Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, | Применение теоретических знания при общении с живыми организмами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. | ||
22 | Рыбы — самые тихие соседи | 1 | Фронтальная, индивидуальная | Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления. | Составление плана выполнения задачи, выполнения проекта совместно с учителем. Умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы | Овладение знаниями об основах аквариумистики, её истории, о правилах разведения аквариумных рыб | ||
23 | Школа для ваших любимцев | 1 | Групповая, индивидуальная | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению окружающих | Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.) | Формирование знаний об основах воспитания и дрессировки домашних животных | ||
24 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | Групповая | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Формирование системы знаний о культуре содержания и этики взаимоотношения с домашними животными, о правах и обязанностях хозяев животных | ||
25-26 | Роль комнатных растений в жизни человека. | 2 | Фронтальная, индивидуальная | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях | Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.) | Формирование системы знаний о многообразии комнатных растений, условиях их выращивания и содержания. | ||
27-28 | Акция «Цветочный бум» (озеленение классных комнат) | 2 | индивидуальная | Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных мероприятий | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе общественно полезной деятельности | Применение знаний о правилах и условиях выращивания комнатных растений при выполнении работы | ||
29 | Раздел 3. Дом, в котором мы живём (5 ч.) Экологические проблемы нашего посёлка | 1 | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Умение анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Установление причинно-следственных связей и зависимостей между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями | Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости сохранения природы. | ||
30-31 | Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Экологический рейд «Чистый край» | 2 | Индивидуальная, групповая | Умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. | Умение организовать совместную деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы | Приведение доказательств взаимосвязи живых организмов и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты живого мира; | ||
32-33 | Новинки из мусорной корзинки. Выставка поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора» | 2 | Индивидуальная, групповая | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе общественно полезной и творческой деятельности | Умение организовать свою деятельность, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы | Использование творческих способностей, фантазии, смекалки при выполнении задания | ||
34 | Заключительное занятие. . | Индивидуальная, групповая | Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных мероприятий | Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. | Отчёт о проделанной работе на учебном совете школы. Защита проектов учащихся. Подведение итогов |
Модифицированная рабочая программа детского объединения «Природа вокруг нас» составлена на основе программы Ясвина В.А. «Азбука содержания животных», опубликованной в сборнике программ внеурочной деятельности стандартов второго поколения, М: Просвещение, 2011.