Контрольно-измерительные материалы
Страница содержит материалы для контроля знаний учащихся по предмету биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazher_sotsvetiya.rar | 385.03 КБ |
botanika-_nauka_o_rasteniyah_.docx | 638.25 КБ |
itogovaya_k.r_6_klass.docx | 21.17 КБ |
kontrolnaya_rabota_po_biologii_dlya_uchashchihsya_5_klassov.docx | 305.65 КБ |
zadaniya_dlya_samokntrolya_po_zoologii.docx | 121.02 КБ |
itogovaya_kontrolnaya_rabota_v_7_klasse.docx | 17.07 КБ |
test_anropogenez.ppt | 795.5 КБ |
igra_opredeli_klass_chlenistonogih_2.ppt | 1.68 МБ |
krossvord_po_biologii.pptx | 171.83 КБ |
geneticheskie_zadachi_po_biologii.ppt | 366 КБ |
zadachi_na_temu.ppt | 965 КБ |
zadachi._genetika.ppt | 73 КБ |
itogovaya_kontrolnaya_rabota_v_9_klasse.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа № 1
Тема: Наука о растениях – ботаника.
Задание № 1.
1. Подорожник относится:
А) к травам Б) кустарникам В)кустарничкам Г)деревьям
2. Если растение живёт один год, то оно относится:
А) к однолетним Б) многолетним В) двулетним
3. Растения, в отличие от всех других организмов:
А) дышат Б) питаются В) растут всю жизнь
Г) образуют на свету органические вещества
4. Дикорастущие растения:
А) развиваются без помощи человека Б) выращиваются человеком
В) расселяются без помощи человека Г) выведены человеком
5. К культурным растениям относятся:
А) одуванчик Б) огурец В) полынь Г) берёза
6. К генеративным органам относятся:
А) корень Б) стебель В) лист Г) цветок
7. При помощи семян размножаются растения:
А) хвойные Б) водоросли В) мхи Д) цветковые
8. В какой среде живёт растение хламидомонада?
А) в наземно-воздушной Б) водной
В)почвенной Г) организменной
9. В процессе дыхания растения поглощают:
А)кислород Б)углекислый газ
10. Вегетативные органы нужны растению для:
А) питания и дыхания Б) размножения
Задание № 2. По описанию определите о какой ткани идёт речь, найдите эту ткань на рисунке.
- Клетки этой ткани мелкие с крупными ядрами. Благодаря делению этих клеток происходит рост растения. _______________________________
- Клетки этой ткани выполняют функцию питания растения (фотосинтез) поэтому обязательно должны содержать хлоропласты;_______________
- Клетки этой ткани плотно прилегают друг к другу, так как выполняют защитную функцию____________________________________________
Задание № 4.
Установите соответствие между названием растения и его жизненной формой.
Растение | Жизненная форма |
| А) дерево |
| Б) кустарник |
| В) кустарничек |
| Г) трава |
| |
| |
|
Задание № 4 по рисунку установите соответствие между органоидом клетки и его названием: мембрана; цитоплазма; ядро; вакуоль; хлоропласт; клеточная стенка
Задание № 5. По рисункам установите правильную последовательность формирования целостного организма
Бланки ответов к контрольной работе № 1
Тема: Наука о растениях - ботаника
Ф.И._______________________________________________
Класс_______________________________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание № 2
№ | Название ткани | Номер на рисунке |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание № 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задание № 4
№ | органоид |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Задание № 5
Бланки ответов к контрольной работе № 1
Тема: Наука о растениях - ботаника
Ф.И._______________________________________________
Класс_______________________________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание № 2
№ | Название ткани | Номер на рисунке |
1 | ||
2 | ||
3 |
Задание № 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задание № 4
№ | органоид |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Задание № 5
Ключ ответов к контрольной работе № 1
Тема: Наука о растениях - ботаника
Ф.И._______________________________________________
Класс_______________________________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | А | Г | А | Б | Г | Д, А | Б | А | А |
Задание № 2
№ | Название ткани | Номер на рисунке |
1 | образовательная | 3 |
2 | Основная | 4 |
3 | Покровная | 1 |
Задание № 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Г | А | Г | Б | В | Г | Г |
Задание № 4
№ | органоид |
1 | вакуоль |
2 | хлоропласт |
3 | ядро |
4 | цитоплазма |
5 | Клеточная стенка |
6 | Мембрана |
Задание № 5
2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
Ключ ответов к контрольной работе № 1
Тема: Наука о растениях - ботаника
Ф.И._______________________________________________
Класс_______________________________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | А | Г | А | Б | Г | Д, А | Б | А | А |
Задание № 2
№ | Название ткани | Номер на рисунке |
1 | образовательная | 3 |
2 | Основная | 4 |
3 | Покровная | 1 |
Задание № 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Г | А | Г | Б | В | Г | Г |
Задание № 4
№ | органоид |
1 | вакуоль |
2 | хлоропласт |
3 | ядро |
4 | цитоплазма |
5 | Клеточная стенка |
6 | Мембрана |
Задание № 5
2 | 5 | 1 | 3 | 4 |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.
1 вариант.
1 задание. Тест.
- Органами цветкового растения являются: А) корневой волосок, околоцветник, Б) тычинки, пестики, корневой чехлик, В) корень и побег, Г) чашечка и венчик.
- Роль корня в жизни растения состоит в: А) образовании органических веществ, Б) поглощение органических веществ из почвы, В) укреплении растении в почве, поглощении воды и минеральных солей, Г) опылении и оплодотворении растений.
- Что представляет собой побег? А) лист и корень, Б) верхушка стебля, В) верхушка корня, Г) стебель с листьями и почками.
- Устьице на листе: А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты, Б) клетки имеют сильно удлиненную форму, В) состоит из двух замыкающих клеток и щели между ними, Г) состоит из крупных рыхлорасположенных клеток.
- Что такое фотосинтез? А) образование органических веществ на свету из углекислого газа и воды, Б) расщепление органических веществ с освобождением энергии, В) поглощение веществ из почвы, Г) минеральное питание растений.
- Подземный побег можно отличить от корней по наличию у него: А) почек, Б) корневого чехлика, В) главного корня, Г) корневых волосков.
- Какова роль оболочки в клетке? А) выполняет защитную функцию, Б) осуществляет связь между частями клетки, В) обеспечивает сходство с дочерними клетками, Г) служит местом отложения питательных веществ в запас.
2 задание. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.
А. Происходит во всех клетках. Б. Протекает только на свету. В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород. Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ. Д. Происходит в клетках с хлоропластами. Е. Протекает на свету и в темноте. Ж. Органические вещества образуются. З. Органические вещества расщепляются до более простых.
ФОТОСИНТЕЗ | |
ДЫХАНИЕ |
3 задание. Зарисовать строение цветка и подписать его составные части.
4 задание. Дать полный развернутый ответ на вопросы.
- Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?
- Назовите характерные признаки бактерий.
- Назовите отличия голосеменных и покрытосеменных растений.
5 задание. Дать определение понятиям: симбиоз, вакуоль, ткань, эндосперм.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.
2 вариант.
1 задание. Тест.
- Растения в отличие от животных: А) образуют на свету органические вещества из углекислого газа и воды, Б) питаются готовыми органическими веществами, В) поглощают кислород в процессе дыхания, Г) имеют клеточное строение.
- Роль стебля в жизни растений состоит в: А) поглощение воды и минеральных солей из почвы, Б) образовании органических веществ, В) укреплении растения в почве, Г) передвижении воды, минеральных и органических веществ.
- Что представляет собой корень? А) видоизмененный побег, Б) корневище с почками, В) подземный орган который поглощает воду и минеральные соли, Г) клубень с почками.
- Какую роль играет свет в процессе фотосинтеза? А) способствует передвижению веществ, Б) служит источником энергии, В) способствует поглощению воды растением, Г) способствует делению клеток.
- Доказательством того, что клубень представляет собой побег, служит: А) наличие запаса питательных веществ, Б) наличие прочных наружных покровов, В) наличие признаков видоизмененного стебля с почками, Г) клеточное строение клубня.
- Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ всеми клетками тела в процессе: А) фотосинтеза, Б) дыхания, В) испарения, Г) передвижения веществ.
- Различия в строении клеток листа и корня проявляются в том, что в клетках корня нет: А) цитоплазмы, Б) вакуолей, В) хлоропластов, Г) ядра.
2 задание. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу. А. В семени 2 семядоли. Б. В семени 1 семядоля. В. Корневая система стержневая. Г. Корневая система мочковатая. Д. Жилкование листьев сетчатое. Е. Жилкование листьев параллельное. Ж. Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. З. Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ | |
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ |
3 задание. Зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы и обозначить – из каких корней они состоят.
4 задание. Дать полный развернутый ответ на вопросы.
- Докажите, что одноклеточная водоросль – это клетка-организм.
- Что произойдет с растением, если его листья начинают усиленно расти после подкормки?
- Что образуется на месте цветка?
5 задание. Дать определение понятиям: семядоля, почка, венчик, сложный лист.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАССЫ
Данная контрольная работа включает два варианта по 5 заданий и направлена на проверку знаний и умений, полученных в течение года учащимися 6-х классов по предмету биология.
В каждом варианте предложены однотипные задания:
1 задание – тест – работа с заданиями на выбор одного правильного ответа, которые позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления и процессы, выделять главное.
2 задание – тестовые задания на классификацию объектов и процессов – это задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу. Такие задания необходимы для контроля знаний на базовом уровне.
3 задание – графическое изображение биологического объекта (строение цветка и корневых систем) и обозначение их составных частей. Данное задание направлено на развитие образного мышления учащихся, учит распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяет сформированность умения наблюдать.
4 задание – расширенные свободные ответы на поставленные вопросы (3 вопроса) – направлены на выявление умений учащихся давать полный и обоснованный ответ на поставленные вопросы на основе полученных знаний по предмету биология.
5 задание – дать определение понятиям – работа с понятийным аппаратом.
ОТВЕТЫ
1 вариант.
- Тест 1.в, 2.в, 3.г, 4.в, 5.а, 6.а, 7.а
- Фотосинтез – б, в, д, ж; дыхание – а, г, е, з.
2 вариант.
- Тест 1. А, 2. Г, 3. В, 4. Б, 5. В, 6. Б, 7. В
- Класс однодольные – б, г, е, ж; Класс двудольные – а, в, д, з.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
I вариант
- Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) | наблюдением |
2) | измерением |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) | покровная |
2) | проводящая |
3) | основная |
4) | образовательная |
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) | бактерии |
2) | растения |
3) | птицы |
4) | животные |
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в
1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу
4) тропическом лесу
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) Водная
Б) Тюлень 2) Почвенная
В) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) | ландыш |
2) | ель |
3) | огурец |
4) | кедр |
5) | сосна |
6) | береза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная 2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка 2) Евразия 3) Африка 4)Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра 2) саванна 3) тропический пояс 4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
II вариант
- Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1) | организмом |
2) | неживой природой |
3) | живой природой |
4) | тканью |
- Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют
1) | наблюдением |
2) | моделированием |
3) | сравнением |
4) | экспериментом |
- Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1) | эпителиальная |
2) | мышечная |
3) | нервная |
4) | соединительная |
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А | Б | В | Г | Д |
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1) | сосна |
2) | ландыш |
3) | ягель |
4) | кедр |
5) | крапива |
6) | кукуруза |
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы
А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная 2) почвенная 3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка 2) Антарктида 3) Африка 4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга 2) саванна 3) широколиственный лес 4) тундра
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
Система оценивания результатов выполнения контрольной работы
Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.
I вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 2 | 9 | 21331 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 2 | 11 | 245 | |
4 | 4 | 12 | 324 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 2 | |||
8 | 3 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
II вариант
Правильные ответы:
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | |
1 | 3 | 9 | 31213 | |
2 | 2 | 10 | см. критерии | |
3 | 4 | 11 | 256 | |
4 | 3 | 12 | 343 | |
5 | 1 | 13 | см. критерии | |
6 | 3 | |||
7 | 1 | |||
8 | 4 |
Критерии оценивания ответов на задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству растений. | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним». | 2 |
Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания ответов на задание 13
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа) | |
В ответе должно присутствовать указание на то, что:
| |
Указания к оцениванию | Баллы |
Приведены четыре элемента верного ответа. | 2 |
Приведено только два из элементов ответа. | 1 |
Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 18-17 | 16-13 | 12-9 | 8 и менее |
Предварительный просмотр:
Задания для самоконтроля. Тема: Тип Кольчатые черви (Annelida)
Задание 1. Строение многощетинкового червя
Изучите рисунок и сделайте к нему подписи.
Задание 2. Строение малощетинкового червя
Изучите рисунок и сделайте к нему подписи.
Задание 3. Строение пиявки
Изучите рисунок и сделайте к нему подписи.
Задание 4. Характеристика типа Кольчатые черви
4.1. Укажите правильные суждения.
- Аннелиды – двусторонне-симметричные трехслойные животные.
- У кольчатых червей – первичная полость тела (схизоцель).
- В теле кольчатых червей различают головную лопасть, сегментированное туловище и анальную лопасть.
- В отличие от плоских и круглых червей у аннелид появляется кровеносная система незамкнутого типа.
- Органы выделения – протонефридии типичного строения.
- Нервная система состоит из парных надглоточных иподглоточных ганглиев и отходящей от последних двойной брюшной нервной цепочки.
- Некоторые виды полихет имеют параподии – первичные конечности, представляющие собой лопастевидные выросты тела с щетинками.
- Как правило, аннелиды ведут паразитический образ жизни.
- Развитие многих видов полихет протекает с метаморфозом, их личинка называется трохофорой.
- В процессе эволюции аннелиды произошли от древних ресничных червей.
- Нереида является типичным планктонным животным.
- Дождевые черви – раздельнополые животные, с выраженным половым диморфизмом.
- Выделительная система дождевого червя представлена метанефридиями, располагающимися попарно в каждом сегменте.
- Большая ложноконская пиявка питается беспозвоночными и небольшими позвоночными животными, заглатывая их частями или целиком.
- В состав слюны пиявок входит гирудин, препятствующий свертыванию высосанной и хранящейся в ее желудке крови.
4.2. Впишите пропущенные слова (или группы слов).
- Параподия состоит из базальной части, (________________) лопасти и(________________) лопасти.
- В состав кожно-мускульного мешка аннелид входят кутикула, (________________) и два слоя мышц.
- В кожно-мускульном мешке кольцевые мышцы располагаются под (________________), продольные мышцы – под (________________).
- Вторичная полость разделяется (________________) на камеры.
- В состав замкнутой кровеносной системы аннелид входят спинной, (________________), (________________) и периферические кровеносные сосуды.
- По крупному спинному кровеносному сосуду кровь течет к (________________) концу тела, по брюшному – в обратном направлении.
- Метанефридий состоит из (________________) и канала.
- У дождевых червей верхняя часть средней кишки образует внутреннюю складку – (________________).
- Резкая морфофизиологическая перестройка организма многощетинкового червя с изменением формы и окраски тела называется (________________).
- У большинства пиявок кровеносная система редуцируется и ее роль играют (________________) целомического происхождения.
- Эпителий «пояска» дождевых червей выделяет секрет, из которого образуется (________________).
- Трубочник относится к классу (________________).
- У трубочников (________________) конец тела обычно погружен в грунт, (________________) конец находится над поверхностью дна и совершает колебательные дыхательные движения.
- Бонелия относится к классу (________________).
- Бонелия обладает редким свойством (________________) определения пола.
Задание 5. Термины
Дайте определение терминам.
1. Вторичная полость тела (целом). 2. Кровеносная система замкнутого типа. 3. Метанефридии. 4. Параподии. 5. Трохофора. 6. Планктон. 7. Бентос.
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа в 7 классе.
1 вариант
1.Дайте определения:
зоология - ……., биоценоз - …….., продуценты - ………..
2. Что такое регенерация? Для каких животных характерна?
3. Выпишите названия, относящие к классу Насекомые:
Таежный клещ, пчела, креветка, кузнечик, скорпион, лангуст, муха, жук, паук, клоп, бабочка.
4. Назовите высших хордовых по порядку.
5. Соотнеси класс и названия животных:
классы Названия животных
А) пресмыкающиеся
Б) земноводные 1.сазан 2.варан 3.акула 4.хамелеон 5.жаба 6.змея 7.тритон 8.крокодил 9.черепаха 10.скат
6. Вставь пропущенные слова:
Земноводные передвигаются с помощью …..1……. Дышат …..2….. и …….3…… Глаза защищены …4……. , кожа у земноводных …..5….., сердце …..6….. Температура тела ….7….. При похолодании они впадают в ……8…….
7. Установите соответствие между признаками класса и классом животных.
Классы Признаки класса
1) Насекомые
2) Кольчатые черви А) Кровеносная система замкнутая.
Б) Тело покрыто слизистой кутикулой.
В) Покровы из хитина.
Г) Кровеносная система незамкнутая.
Д) Дышат всем телом.
Е) Дышат трахеями.
8. Выбрать один верный ответ:
1.Кто в списке лишний?: 1)инфузория 2) радиолярия 3) хламидомонада 4) амеба
2. Из перечисленных ниже птиц к хищным относится: 1) ястреб 2) тетерев 3) рябчик 4) глухарь
3. Три пары конечностей у : 1) паукообразных 2) насекомых 3) ракообразных 4) моллюсков
4. Без превращения развиваются: 1) двустворчатые моллюски 2) иглокожие 3) насекомые 4) паукообразные
5. Из перечисленных рыб к пресноводным рыбам относится: 1) треска 2) окунь 3) форель 4)скат
6. Наружный слой клеток тела медузы называется: 1) энтодерма 2) гиподерма 3) эктодерма 4) эпителий
Итоговая контрольная работа в 7 классе.
2 вариант
1.Дайте определения:
Зоогеография - ………., консументы - ………, абиотические факторы - ………
2. Что такое каннибализм? Для каких организмов характерен?
3. Выпишите названия, относящиеся к классу Паукообразных:
Таежный клещ, скорпион, шмель, краб, сенокосец, оса, комар, клоп, тарантул, майский жук, блоха, муравей.
4. Назовите низших хордовых животных:
5. Соотнеси отряд и названия животных:
отряды Названия животных
А) хищные
Б) грызуны 1.кабан 2.шакал 3.куница 4.кролик 5. бобр 6.гепард 7.мышь 8.лиса 9.жираф 10.шимпанзе
6. Вставь пропущенные слова:
Кожа у пресмыкающихся …..1….. и …2….. Легкие имеют …..3…… строение. Сердце …..4….., температура тела …5…… Оплодотворение ……6…. Яйца у ящериц и змей покрыты …….7….. оболочкой, у черепах и крокодилов - ….8….
7. Соотнесите особенности земноводных и пресмыкающихся.
Классы животных Особенности животных
1) Земноводные 2)Пресмыкающиеся А) Кожа покрыта костными пластинами или роговыми чешуями.
.Б) Кожа голая, у некоторых ороговевшая.
В) Развитие на суше.
Г) Развитие с метаморфозом.
Д) Дыхание кожно-легочное.
Е) Дыхание легочное.
8. Выбрать один верный ответ:
1. Хитиновый покров НЕ выполняет функцию: 1) защиты 2) внутреннего скелета 3) наружного скелета 4)опоры
2. К моллюскам, обитающим на суше, относится: 1) мидия 2) осьминог 3) голый слизень 4) беззубка
3. Эвглена зеленая передвигается с помощью: 1) жгутиков 2) ресничек 3) ложноножек 4) щетинок
4. К одному отряду принадлежат:1) корова и носорог 2) зубр и бегемот 3) синий кит и морж 4) крот и кролик
5. Размножение почкованием характерно для: 1) амебы 2) гидры 3) дождевого червя 4) морской звезды
6. Четыре пары конечностей у : 1) червей 2) насекомых 3) ракообразных 4) моллюсков
Оценивание итоговой контрольной работы по биологии в 7 классе.
Итоговая контрольная работа состоит из 8 заданий.
В 1 и 2 задании проверяется знание биологических терминов. За каждое правильное понятие выставляется 1 балл.
В 3 и 4 задании проверяется знание классов животных. За верное выполнение 3 и 4 задания выставляется 2 балла.
5 задание
За верное выполнение выставляется 3 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 2 балла, если 2 ошибки – 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий более 2 ошибок, выставляется 0 баллов.
6 задание
За каждый правильный ответ - 1 балл, всего – 8 баллов.
7 задание
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
8 задание
За каждый правильный ответ – 1 балл.
32 – 29 баллов – «5»
28 – 24 - « 4»
23 – 18 – « 3»
Менее 17 баллов – « 2»
Ответы
1 вариант
3. 1) пчела 2) кузнечик 3) муха 4) жук 5) бабочка 6) клоп
4. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
5.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а а б а б а а
6. 1конечностей
2. кожей и легкими
3. веками
4. голая
5. трехкамерное
6. непостоянная
7. спячку
7.
а б в г д е
2 2 1 1 2 1
8. 1) 3
2) 1
3) 2
4) 4
5) 2
6) 3
Ответы
2 вариант
3. клещ, скорпион, сенокосец, тарантул.
4. ланцетник, минога, миксина
5.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а а б б а б а
6. 1) ороговевшая
2) покрыта чешуйками
3) ячеистое строение
4) трехкамерное
5) непостоянная
6) внутеннее
7) кожей
8) известковой скорлупой
7.
а б в г д е
2 1 2 1 1 2
8. 1) 2
2) 3
3) 1
4) 2
5) 2
6) 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 09:58 Задание О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует: прямохождение шерстный покров и живорождение наличие 2-х кругов кровообращения теплокровность Далее ► 1 0 2 1 3 0 4 0
2 09:57 Задание Человек относится к отряду: мозоленогие хищные приматы неполнозубые Далее ► 1 0 2 0 3 1 4 0
3 09:54 Задание Ближайшим (из нижеперечисленных) родственником человека является: орангутан обезьяна капуцин свинохвостая макака тупайя Далее ► 1 1 2 0 3 0 4 0
4 09:53 Задание Пример рудимента у современного человека: рождение детёныша, покрытого шерстью аппендикс мозоли, натираемые на ногах выступающий вперёд подбородок Далее ► 1 0 2 1 3 0 4 0
5 09:53 Задание Пример атавизма у современного человека: многососковость третье веко шестой палец на руке серповидные эритроциты Далее ► 1 1 2 0 3 0 4 0
6 Задание Человек в отличие от других животных может: построить жилище охотиться фантазировать строить подземные ходы Далее ► 1 0 2 0 3 1 4 0
7 Задание Предком человека является: горилла орангутан шимпанзе ни одна из вышеперечисленных обезьян Далее ► 1 0 2 0 3 0 4 1
8 Задание Биологическая эволюция человека происходила путём: естественного отбора искусственного отбора распространения полезного опыта всеми вышеперечисленными путями Далее ► 1 1 2 0 3 0 4 0
9 Задание Неандертальцы: вели одиночный образ жизни питались травой жили в норах жили стадами Далее ► 1 0 2 0 3 0 4 1
10 Задание К древнейшим людям относится: неандерталец питекантроп кроманьонец австралопитек Далее ► 1 0 2 1 3 0 4 0
11 Задание Общим предком человека и человекообразных обезьян были: дриопитеки австралопитеки человек умелый рамапитеки Далее ► 1 1 2 0 3 0 4 0
12 Задание К социальным факторам эволюции человека относится: естественный отбор изменчивость направленная деятельность (труд) мутации Далее ► 1 0 2 0 3 1 4 0
13 Задание Учёный, который первым написал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков: Линней Ламарк Рэй Дарвин Итоги ► 1 0 2 0 3 0 4 1
Всего заданий Затрачено времени Снова Выход Правильных ответов в процентах Оценка Результаты тестирования Подождите! Идет обработка данных Ошибки в выборе ответов на задания:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Распределите предложенных вам животных на классы
Животное №1 Каракурт
Животное №2 Креветка
Животное №3 Махаон
Животное №4 Краб
Животное №5 Клещ
Животное №6 Тарантул
Животное №7 Речной рак
Животное №8 Колорадский жук
Животное № 9 Лангуст
Животное №10 Муха комнатная
Животное №11 Паук - крестовик
Животное №12 Омар
Животное №13 Таракан
Животное №14 Сенокосец
Животное №15 Скорпион
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4 3 8 6 .11 7 1 5 10 2 9 1.Назовите название науки о грибах 2.Для представителей какого царства характерны гаплоидные клетки? 3.Самое высокое растение в семействе злаковые ? 4.Какие грибы живут не вступая в симбиоз с растениями? 5.Какое животное до появления человека уже обрабатывало почву? 6.Кем по способу питания являются все пауки? 7.На сбор каких грибов берут специально подготовленных собак и свиней? 8.Как называется домик для пчел. 9.Плоды этого растения семейства бобовые содержат столько белка что оно по питательности равно мясу. 10.Что отличает высших растений от низших. 11.Каким веществом образована клеточная стенка грибной клетки.
1.Назовите название науки о грибах 1 м и к о л о г и я
1 м и 2 б а к Т е р и И о л о г и я 2.Для представителей какого царства характерны гаплоидные клетки?
3 б а м б у к 1 м и 2 б а к Т е р и и о л о г и я 3.Самое высокое растение в семействе злаковые ?
4 ш а 3 б а м б у к п и Н ь 1 м о и Н 2 б а к т е р и и о л о г и я 4.Какие грибы живут не вступая в симбиоз с растениями?
4 ш а 3 б а м б у к п и Н ь 1 м 5 ч о и е Н 2 б а к т е р и И о в л ь о г и я 5.Какое животное до появления человека уже обрабатывало почву?
4 ш а 3 б а м б у к п и 6 х Н и ь 1 м 5 ч щ о и е н Н 2 б а к т е р и и о в к л ь и о г и я 6.Кем по способу питания являются все пауки?
4 ш а 3 б а м б у к п и 6 х 7 т н и р ь 1 м 5 ч щ ю о и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 7.На сбор каких грибов берут специально подготовленных собак и свиней?
4 ш а 3 б а м б 8 у к п л и е 6 х 7 т н й и р ь 1 м 5 ч щ ю о и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 8.Как называется домик для пчел.
4 ш а 3 б а м б 8 у к п л и е 6 х 7 т н й и р ь 1 м 5 ч щ ю о и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 9 с о я 9.Плоды этого растения семейства бобовые содержат столько белка что оно по питательности равно мясу.
10.Что отличает высших растений от низших. 4 ш а 3 б а м б 8 у к п л и е 6 х 7 т н й и р ь 1 м 5 ч щ ю 10 о р г а н ы и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 9 с о я
4 ш а 3 б а м б 8 у к п л и е 6 11 х и 7 т и н й и р ь 1 м 5 ч щ ю 10 о р г а н ы и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 9 с о я 11.Каким веществом образована клеточная стенка грибной клетки.
Кроссворд. 4 ш а 3 б а м б 8 у к п л и е 6 11 х и 7 т и н й и р ь 1 м 5 ч щ ю 10 о р г а н ы и е н ф н 2 б а к т е р и и е о в к л л ь и и о г и 9 с о я
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача 1 Англичанин Джон Дальтон, несмотря на заболевание цветослепотой, прожил 78 счастливых лет. У него было три брата и одна сестра, двое братьев тоже страдали цветослепотой на красный цвет. Составьте схему генетического скрещивания в семье Дальтона по признаку дальтонизма. Какие генотипы были у всех членов семьи?
Задача 2 Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом?
Задача 3 Какие группы крови возможны у детей, если у их матери III группа, а у отца IV группа крови?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача 1 Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготной чёрной крольчихи с белым кроликом?
ЗАДАЧА 2 У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
ЗАДАЧА 3 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?
ЗАДАЧА 4 Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача №1 Условие задачи: Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Задача №2 Условия задачи: Известно, что «трехшерстные» кошки - всегда самки. Это обусловлено тем, что гены черного и рыжего цвета шерсти аллельны и находятся в Х-хромосоме, но ни один из них не доминирует, а при сочетании рыжего и черного цветов формируются трехшерстные особи. Какова вероятность получения в потомстве трехшерстных' котят от скрещивания трехшерстной кошки с черным котом? Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного кота с рыжей кошкой?
Задача № 3 Условие задачи: У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа в 9 классе
1 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
А) Клеточную мембрану Б) Эндоплазматическую сеть В) Вакуоль Г) Рибосому
А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате
А)Регулярных сезонных изменений в природе Б) Возрастных физиологических изменений особей
В) Природоохранной деятельности человека Г) Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки
А) Гистология Б) Эмбриология В) Экология Г) Цитология
А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
А) Рост Б) Движение В) Ритмичность Г) Раздражимость
А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
А) Хлоропластов Б) Плазматической мембраны
В) Оболочки из клетчатки Г) Вакуолей с клеточным соком
А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
А) И.И. Мечникова Б) Луи Пастера В) Н.И. Вавилова Г) Ч. Дарвина
А 7. Какая цепь питания составлена правильно
А) кузнечик-------------растение-----лягушка---------змея----------хищная птица
Б) растение----- кузнечик----------- лягушка---------змея----------хищная птица
В) лягушка-------растение-----кузнечик-------хищная птица----- змея
Г) кузненчик-------змея--- хищная птица -------лягушка-------- растение
А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу
А) Живорождение у млекопитающих Б) Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
В) Превращение конечностей китов в ласты Г) Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
А) 75% Б) 10% В) 25% Г) 50%
А10. К освобождению энергии в организме приводит
А) Образование органических веществ
Б) Диффузия веществ через мембраны клеток
В) Окисление органических веществ в клетках тела
Г) Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует
- об их родстве
- об общности их происхождения
- о происхождении растений от животных
- об их развитии в процессе эволюции
- о единстве растительного и животного мира
- о многообразии их органов и тканей
В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?
- Поглощается кислород
- Выделяется углекислый газ
- Поглощается углекислый газ
- Выделяется кислород
- Органические вещества образуются
- Органические вещества расходуются
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организ
Итоговая контрольная работа в 9 классе
2 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются
А) Анаэробами Б) Автотрофами В) Аэробами Г) Гетеротрофами
А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:
А) Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
Б) Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
В) Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
Г) Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.
А 3. К органическим веществам клетки относятся:
А) Белки и липиды Б) Минеральные соли и углеводы В) Вода и нуклеиновые кислоты Г) Все правильно
А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:
А) Регуляция биосинтеза белка Б) Расщепление сложных органических молекул
В) Передача наследственной информации Г) Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ
А 5. Для модификационной изменчивости характерно:
А) Она приводит к изменению генотипа Б) Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
В) Она используется для создания новых сортов растений
Г) У каждого признака организмов своя норма реакции
А 6. Основная заслуга Ч.Дарвина заключается в том, что он:
А) Объяснил происхождения жизни Б) Создал систему природы
В) Усовершенствовал методы селекции Г) Объяснил причины приспособленности организмов
А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:
А) Семейство Б) Популяция В) Класс Г) Особь
А 8. Отличием живых систем от неживых можно считать:
А) Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
Б) Различия в химических элементах, из которых состоят системы
В) Способность к движению Г) Способность к увелечению массы
А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:
А) Загрязнение атмосферы промышленными выбросами Б) Похолодание
В) Вытаптывание травы в парках Г) Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса
А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:
А) Белков и углеводов Б) Кислорода и углекислого газа В) Углекилого газа и воды Г) Кислорода и водорода
При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Во время метафазы I происходят:
- Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом
- Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления
- Окончание формирования митотического аппарата
- Конъюгация гомологичных хромосом
- Выстраивание бивалентов хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной пластинки
- Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки
- Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
В 2. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки
- Наследственный материал содержится в ядре клетки
- Образуют споры
- Наличие цитоплазмы
- Есть клеточная стенка
- Есть рибосомы
- Наличие цитоплазматической мембраны
Прочтите текст и выполните задание С 1. Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы , где, найдя нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и обеспечивается энергией АТФ.
Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.
Название процесса | Условия процесса | Механизм процесса | Результаты прроцесса | Значение процесса | Где происходит процесс синтеза матричной РНК? |
Ответы 1 вариант
А1-б; А2-г; А3-г; А4-г; А5 -б; А6 -г; А7 -б; А8-в; А9-в; А10-в.
В.1. – 125; В 2. – 345.
С 1.
- В предложении (2): -Передача наследственных признаков у организма происходит при бесполом и половом размножении
- В предложении (5): - Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма
- В предложении (6): - не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.
Ответы 2 вариант
А1-б; А2-б; А3-а; А4-в; А5 -г; А6 -г; А7 -б; А8-а; А9-г; А10-а.
В 1. – 235; В 2. -- 124
С 1.
Название процесса
Условия процесса
Механизм процесса
Результаты процесса
Значение процесса
Биосинтез белка
Наличие ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ
Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь
Синтез определенного белка
Синтез собственных белков организма, реализация наследственной информации.
Критерии оценок: За каждый правильный ответ в части А – 1 балл, в части В – 2 балла, если допущена неточность в ответе (не хватает одного варианта или один вариант лишний) то засчитывается 1 балл. При верном ответе на часть С – 3 балла.
Максимально количество баллов – 17 баллов
Критерии оценок:
14 – 17 баллов – «5»
10 – 13 баллов – «4»
6 – 9 баллов – «3»
0 – 5 баллов – «2»