Профильное обучение

Елена Гейнриховна Диденко

 

 

 

 

8970
i12.jpg

Что такое "профильное обучение"?

 

Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. В образовательный процесс должны внедряться новые формы организации образовательного процесса: новые информационные коммуникативные технологии, новые виды самостоятельной учебной деятельности, дистанционное обучение, использование электронных учебников, новые информационные среды обучения, учебные телеконференции,интернет- ресурсы

Эссе учителя технологии Диденко Е. Г. МКОУ "СОШ №10"

"Какими професионально значимыми качествами должен обладать современный учитель профильной школы?" 

        Ученики-это будущее России, а учителя-это пророки, которые могут изменить будущее в  лучшую сторону. Поэтому в современной профильной школе ценным является тот учитель. который считает ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. В настоящее время реализуется национальный проект "Образование", поэтому учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса. В профильной школе должен работатьпедагог нового типа: педагог-технолог, педагог-исследователь, хорошо знающий психологию современного школьника и умеющий отслеживать уровень его развития, педагог- специалист, владеющий технологиями развития детской одаренности и творчества, имеющий авторские учебные программы и оригинальные методики, владеющий профессиональной и личностной зрелостью.Только рядом с мастером может вырасти настоящий мастер, а воспитать личность может только другая личность.Учитель профильной школы должен быть инициативной, творческой личностью,"инноватором" по образу жизни,человекос с креативным мышлением. Только талантливый педагог может" сотворить" тот или иной профидь обучения. Поэтому необходимым условием успешности профильного обучения является развитие навыков научно-исследовательской деятельности учителей. Педагог профильного обучения  должен обладать  аналитическими   и прогностическими способностями, а также быть  коммуникабельным, уметь ладить с людьми, конструктивно обсуждать вопросы и считаться с чужим мнением.

Педагог – это всегда носитель культуры мира, азначит, не может состояться учитель,если он не достигнет еще одной  вершины – духовной зрелости, единства трех составляющих: разума, чувства и воли.

Что такое "портфолио" учащегося?

Портфолио-это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Портфолио-  это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях

Портфолио-систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых

Портфолио-рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся

 

В помощь классному руководителю: презентации к курсу Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии»

Работа - Победитель конкурса "Презентация к уроку" Всероссийского фестиваля "Открытый урок"  

 

Курс Г.Резапкиной «Психология и выбор профессии» в дополнительной рекламе не нуждается. Многие психологи и классные руководители уже давно включили его в свою работу с учащимися. В нашем Центре образования он читается уже третий год. Предыдущие года он шел у нас под аббревиатурой «ПСО» (профессиональное самоопределение) в сетке расписания, и это очень облегчало задачу максимального охвата целевой аудитории и обеспечивало высокую эффективность.

С 2011/12 учебного года предпрофильная подготовка у нас ведется в рамках классных часов. Разница почувствовалась очень быстро. Не могу сказать, что мотивация учащихся к выбору профиля резко упала, она в целом и раньше не была очень высокой, и приходилось не мало потрудиться, чтоб побудить ребят к самопознанию. Конечно, в каждом классе всегда есть группа ребят с высоким уровнем познавательной мотивации, адекватными амбициями и четкими целями. Но ведь вопрос о выборе профиля обучения стоит не только перед отдельной группой, а перед всеми старшеклассниками, а вызвать устойчивый интерес у всех ребят к указанной теме не так-то просто. Тем более что классный час – это не урок по расписанию, его и пропустить легче, и работать, как на уроке никто обяжет. А если учесть, что система классных часов предполагает еще и обсуждение других насущных тем, и решение оргвопросов, и проведение каких-либо классных мероприятий, то даже такой замечательный курс, как «Психология и выбор профессии» теряет свою яркость и результативность в сравнении с плановыми уроками.

Отсюда родилась идея в более наглядном изложении материала, с привлечением средств мультимедиа, чтоб ребята воспринимали информацию с большим интересом и лучше усваивали материал, несмотря на то, что работают они не так активно, как на уроке. Некоторые из презентаций  дополнены небольшой теорией или фактами из жизни, которые лучше иллюстрируют тему урока. 

Чтобы повысить эффективность занятий, кроме работы в Рабочей тетради Г.Резапкиной (тетрадь на печатной основе), я прошу ребят завести дополнительную тетрадь для конспектов (на 46 листов), куда они выписывают основные понятия изучаемой темы. В конце тетради-конспекта мы ведем «таблицу результатов исследований», куда сразу после выполнения упражнений выносятся результаты тестов и, в качестве примечаний –  рекомендации по выбору профиля или, что очень ценно, будущей профессии (множество интерпретаций результатов тестирования  содержат их названия). Исходя из своей практики, могу сказать, что большинство учащихся с большей охотой готовы рассматривать полученный результат в виде названной профессии, чем думать над соответствием типа мышления и профессиональным типом личности, здесь все-таки многим нужна помощь психолога. Таким образом, в конце учебного года учащийся накапливает множество рекомендованных профессий, которые, как правило, сводятся к какому-либо предмету труда (человек, художественный образ и т.д.), и, анализируя которые несложно прийти к выводу о предпочтительном в дальнейшем профиле обучения.

Также на занятиях демонстрируются видеоролики, размещенные на сайте Г.В.Резапкиной или на других порталах сети, подобранные к теме урока.

Надеюсь, представленный материал значительно упростит моим коллегам подготовку и непосредственное проведение профориентационных занятий с учащимися.

Желаю удачи! 

 

P.S.: Рекомендую профориентационные ресурсы:

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ:

Внимание! Презентации корректно открываются в  браузерах: Internet Explorer, Google Chrome, Safari (в Mozilla Firefox – не открываются; в других браузерах не пробовала) 

Урок 1:   Самооценка и уровень притязаний 

Урок 2:   Темперамент и профессия. Определение Темперамента

Урок 3:   Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

Урок 4:   Стресс и тревожность

Урок 5:   Тип мышления 

Урок 6:   Внимание и память

Урок 7:   Уровень внутренней свободы 

Урок 9:   Классификация профессий. Признаки профессий

Урок 10: Определение типа будущей профессии

Урок 11: Профессия.Специальность. Должность

Урок 12: Интересы и склонности

Урок 13: Определение профессионального типа личности

Урок 14: Профессионально важные качества

Урок 15: Профессия и здоровье

Урок 17: Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности

Урок 18: Способности к интеллектуальным видам деятельности

Урок 19: Способности к профессиям социального типа

Урок 20: Способности к офисным видам деятельности

Урок 21: Способности к предпринимательским видам деятельности

Урок 22: Артистические способности

Урок 23: Уровни профессиональной пригодности

Урок 25: Мотивы и потребности

Урок 26: Ошибки в выборе профессии

Урок 27: Современный рынок труда

Урок 28: Пути получения профессии

Урок 29: Навыки самопрезентации

 

Урок 30: Стратегии выбора профессии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Циклограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки

 и профильного обучения в общеобразовательной профильной школе

№        

Название блока        

Месяц        

Предполагаемый

 результат

Диагностика

1.

Анкета профильной ориентации обучающихся № 1        

Сентябрь

Выявление профильной направленности учащихся

Анкета профильной ориентации обучающихся № 2        

апрель

Выявление профильной направленности учащихся

ДДО Климова

 (дифференциально-диагностический опросник)        

октябрь

Определение предпочитаемого типа профессии у учащихся

Тест Голланда        

Выявление интересов и склонностей у учеников

ОПП Кабардовой (опросник профессиональных предпочтений)        

ноябрь

Выявление отношения к различным видам профессий

Карта интересов А.Е. Голомштока

Выявление отношения к различным видам профессий

Оценка подвижности по жизненным показаниям Полежаева        

декабрь        

        

Определение нейродинамического типа нервной системы

Тест школьной тревожности Филлипса        

Выявление уровня напряженности

Тесты изучения познавательных процессов: памяти, внимания, мышления        

январь—февраль        

Изучение особенностей познавательных процессов

Определение направленности личности

 Б. Басса        

Выявление интровертированности или экстравертированности личности ученика

Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников        

Оценка коммуникативных и организаторских способностей учеников        

Тест Айзенка по определению темперамента

февраль—март        

Определение темперамента

Опросник

 «Метод незаконченных предложений»        

Построение личной перспективы учащимися

2.

Профессиональные пробы:

 человек — человек;

 человек — художественный образ;

 человек — природа;

 человек — техника;

 человек — знаковая система        

март—апрель        

Проба учащимися своих способностей в различных профессиональных типах

Матрицы выбора профиля        

1 раз в четверть        

Уточнение и коррекция выбора

Просветительство

1.

Творческие проекты обучающихся        

В течение года по расписанию        

Расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации

Эвристические контрольные работы

Расширение области познания личностных особенностей и профессиональной ориентации

Коррекция

1.

Индивидуальное консультирование по вопросам выбора профиля

  Среда. пятница

Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса

Групповые занятия: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, тренинги принятия решений, деловые игры, имитационные игры        

1 раз в

 2 недели по расписанию        

Усвоение учениками эффективных способов взаимодействия.

Самопознание учеников.

 Овладение моделями принятия решений.

 Развитие у учеников социального интеллекта

2.

Диагностика на выходе

См.начало таблицы

Получение обратной связи о предпрофильном обучении учеников

Консультирование по запросу в течение года (среда, пятница).

 Оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Критерии оценивания образовательного  проекта

1 (Плохо)

2 (Слабо)        

3 (Хорошо)        

4 (Отлично)

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с темой        

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.        

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта        

Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки.

Отсутствуют самостоятельные

исследования учащихся.

Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют

образовательным минимумам.        

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы.

Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам.        

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют

основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы.

Некоторые цели обучения

соответствуют образовательным минимумам.        

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.

Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и

поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют

образовательным минимумам.

Оригинальность        

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.        

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных

источников информации.        

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.        

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и

проанализированным

материалам, использованием

широкого спектра первоисточников.

Критерии оценивания учебного исследования

Содержание        

Максимальное количество баллов

Самооценка группы (ученика)

Оценка учителя

Работа доказывает понимание темы исследования        

20

Грамотно используются термины

20

Даны выводы        

10

Оформление        

20

Степень владения фактической информацией        

20

Логика изложения материала        

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных, соответствие выводов проблемному вопросу

10

Содержание работы соответствует теме исследования.

10

 

 

 



Предварительный просмотр:

Виды учебных курсов профильной школы

Уровни дифференциации

учебной деятельности

Требования  к усвоению учебного материала

базовый

общекультурный

Сформированность знаний фактического содержания обучения на уровне минимального стандарта, умения применять в практике знания в стандартных ситуациях.

профильный

прикладной

Сформированность качества обученности (глубина, научность и системность знаний), приемов логического и аналитического мышления, умения обобщать и передавать информацию, умение вести дискуссию, давать оценку (определять степень значимости факта для конкретных условий).

элективный

творческий

Сформированность умений творческой деятельности: планировать и организовывать поиск новых знаний, умения ставить проблему, строить гипотезу, анализировать пути поиска и степень оптимальности достижения результатов поиска, прогнозирование дальнейшего исследования.



Предварительный просмотр:

Рецензия на программу элективного курса «Основы предпринимательства» в МКОУ «СОШ№10»

Программа рассчитана на подростков от 15до16лет. Срок реализации программы – 1год. Данная программа, благодаря специфической направленности, дополняет содержание общеобразовательных дисциплин социально-гуманитарного профиля, универсального учебного план, формирует специальные умения и навыки, ориентирует на профессиональное самоопределение.

Программа определяет основные цели, направления, фактическую основу курса.

Настоящая программа ставит своей целью развитие личности, формирование у обучающихся метапредметных компетенций,  умений применять полученные знания для анализа экономических процессов в стране, оценивать  свои  предпринимательские способности на основе комплекса знаний о принципах,  организационно-правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской  Федерации.

Данная программа ставит перед собой задачи:

  1. изучение этапов создания организационно-правовых форм предприятий и фирм;
  2. изучение основных механизмов функционирования предприятий и фирм;
  3. ознакомление обучающихся с основами построения взаимоотношений с хозяйствующими партнерами;
  4.  обучение учащихся анализу  экономических процессов, тенденций развития предпринимательства  в России и за рубежом;
  5. формирование  у  учащихся  представления о способностях к предпринимательской деятельности;
  6. создание условий для развития интереса к предпринимательской деятельности (воспитательная задача).

Данная программа позволяет углубить содержание базового учебного предмета, совершенствует важнейшие практические умения и навыки. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер -  проведение практикумов по решению экономических задач, выполнение конкретных расчетов с использованием реальной экономической информации, выполнение  самостоятельных  работ учащихся, что обусловлено стремлением сформировать у обучающихся практических навыков моделирования реальных экономических процессов и отношений, развитие экономического мышления и интереса.

Данная программа элективных курсов имеет большое значение в системе подготовки учащихся к ЕГЭ, позволяет совершенствовать аналитическую компетентность учащихся,  значительно повысит  знания в области экономики и предпринимательской деятельности.

Курс служит достаточно важным средством развития общих учебных умений и навыков,

умственной деятельности, умению оперировать знаниями, добиваться высокого интеллектуального уровня, умению использовать различные способы деятельности.

В разработанной программе учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и проверки овладения следующими умениями:

  1. объяснять основные теоретические понятия;
  2. соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами;
  3. определять вид  предпринимательства;
  4. проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.
  5. определять преимущества  и недостатки малого предпринимательства в конкретных условиях;
  6. анализировать положение предприятия на рынке;
  7. определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими субъектами;

Заявленная в программе актуальность связывается с необходимостью успешной социализации ребенка и его последующим самоопределением. В данном случае формулировка актуальности носит слишком широкий обобщенный характер, не связана с возрастными особенностями детей и оставляет неясным аспект ее педагогической целесообразности.

 В предлагаемой формулировке представлены глобальная заявка на развитие личности ребенка, не в полной мере подкрепляемая содержанием программы, и конкретная задача деятельности педагога, что является некорректным с методологической точки зрения.  Задачи программы сформулированы достаточно конкретно и связаны с результатами обучения.

Таким образом, пояснительная записка требует доработки.

Требования к структуре в целом соблюдены. Требует конкретизации описание содержательных блоков программы, методического обеспечения в плане создания условий для достижения заявленных результатов.  Список литературы представлен.

Материал приложений к программе необходимо дополнить конкретными методическими рекомендациями по их применению.

Данная программа при соответствующей доработке может реализовываться  в системе образования ОУ.  Предлагаемое направление  и форма организации обучения обладают большим воспитательным потенциалом и способствуют развитию познавательной деятельности обучающихся,  развитию коммуникативных навыков, развитию аналитических способностей, умений самостоятельно приобретать, усваивать и применять экономические знания, наблюдать и объяснять современные экономические явления, а также обогащает жизненный опыт и содействует профессиональному самоопределению.

Рецензенты:        Диденко Е.Г. -педагог МКОУ «СОШ№10»                                                                                



Предварительный просмотр:

Рецензия на программу элективного курса по обществознанию  «Экономика» МКОУ «СОШ№10»

Программа разработана в соответствии с основными направлениями общего среднего образования по обществознанию. Программа данного курса призвана способствовать формированию у учащихся экономического мышления, основных черт экономического поведения личности, умение применять принципы экономического мышления при принятии решений в повседневной жизни.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, собирающихся продолжить обучение в старшей школе. Данный курс  является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся, полученных при реализации предмета «Обществознание» в 9 классе, углубляет знания обучающихся, создает условия для овладения способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Содержание курса способствует расширению экономических знаний, воспитанию у учащихся инициативы, активности и самостоятельности в принятии решений, выработке практических навыков принятия ответственных экономических решений.

Основные методы работы в ходе элективного курса: выполнение практических работ исследовательского характера, самостоятельная работа, беседа, деловая игра, моделирование ситуаций, «понятийный диктант», метод «цепочки», подготовка творческих работ,  сообщений, кроссвордов, тестов, что способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основная цель элективного курса - создание условий для осознанного выбора экономического профиля обучения, подготовка к дальнейшему обучению, к осознанному выбору профессии.

Программа курса включает в себя пояснительную записку и содержательный блок.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа.

К программе  прилагаются методические разработки практических работ, лекций, тестов, включенных в курс.

Рекомендация: вывести требования к учащимся из пояснительной записки в содержательный блок программы.

Программа составлена в соответствии с требованиями к программам авторских элективных курсов.

Программа оценена положительно и рекомендована к использованию в практике работы учителя обществознания.

Рецензенты: Диденко Е.Г. - педагог МКОУ «СОШ№10»                                                                                



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания портфолио ученика

в предпрофильной подготовке

Название документа

Школьные

Районные

Областные

Баллы

Документы

1

Аттестат

Средний балл

2

Сертификаты

2

1

3

Грамоты за успехи в изучении отдельных предметов

2

1

4

Грамоты системы дополнительного образования

+

+

+

2

3

4

5

Свидетельства об окончании курсов, отделений, школ

6

Другие грамоты

+

+

+

2

3

4

Творческие работы

1

Участие в проектах, исследовательских работах

+

+

+

2

3

4

2

Участие в конференциях, конкурсах, соревнованиях, концертах, выставках

+

+

+

2

3

4

4

Обучение элективным курсам

2 (за каждый)

5

Участие в работе факультативов, кружков, секций

2 (за каждый)

6

Работа в бригадах, отрядах

2 (за каждый)

7

Участие в олимпиадах

+

+

+

1

2

3

8

Призеры олимпиад

+

+

+

1

2

3

Отзывы

1

Автобиография, отзывы, эссе, резюме собственных достижений, рецензии

1 (за каждое)

2

Презентация портфолио

До 3