Конспекты уроков по биологии

Елена Гейнриховна Диденко

Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели

Цель: формирование познавательного интереса учащихся к изучению живой природы.

Образовательные: сформировать общее представление об учебном предмете; начать работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; познакомить с многообразием живых организмов, их отличительными признаками.

Развивающие: начать процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую; познакомить школьников с правилами работы в кабинете биологии.

Воспитательные: формирование экологической культуры; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения; вовлечь в активную деятельность;

Тема:  Биология- наука о живой природе

Технологическая карта урока биологии

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция.

Психологический настрой детей на урок.

Оценивание готовности к уроку.

 Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1. Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

Познавательные УУД:  формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Знакомство с учебником и его условными знаками.

– Как называется учебник?  

– Чему он посвящён? (Живым организмам.)

– Похож ли учебник на учебник  5-го класса ? (Да, те же самые условные знаки, нам всё знакомо.) 1

Задание: прочитайте обращение авторов учебника. Ответье на вопросы:

1.Что вы будете изучать в курсе "Биологии" в 6 классе?

2. Какие рубрики учебника помогут вам в овладении новыми знаниями?

3. Какие личные качества необходимы каждому из вас для

успешного изучения биологии?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

1. Прочтите рубрику «Как вы думаете» параграфа 1.и выскажите свое мнение относительно темы, которую мы будем сегодня изучать.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. (биология -  наука о живой природе?) 1

2. – Приведите примеры живых организмов, и  их среду обитания, населяющих  нашу планету.

-- Как называется наука, изучающая живые организмы?

  -- Запишите в тетради определение науки Биология.

 -- На какие группы можно разделить все эти живые организмы?

-- В тетрадях составьте схему "Царства живой природы"

Пользуясь рисунками, таблицами, материалом учебника, своими знаниями запишите или нарисуйте примеры живых организмов, относящихся к каждому царству живой природы. . 1

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь.

Постановка учебной задачи на этот урок.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Совместное открытие знаний.

Индивидуальная и групповая работа, выступление перед аудиторией.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций ).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Т.О. все царства живой природы изучает одна наука – Биология.

Ваша задача: опровергнуть или подтвердить данное утверждение

1. Работа в паре. 2 

Работа с текстом. 3  

– С помощью  текста учебника (абзац 3 на стр. 5) найдите ответ на поставленную задачу и оцените правильность своего предположения. 3

 -- Запишите определения этих наук в тетрадь

2.  Работа с классом. (заполнение таблицы в тетрадях)

-- Вспомните, какие свойства живых организмов вы уже знаете .

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой  1

3. Введение новых понятий

Признак

Бактерии

Грибы

Растения

Жи-вот-ные

Биохимический состав:

Белки;

Жиры;

Углеводы;

Нуклеиновые кислоты

Структурная единица – клетка

Процессы жизнедеятельности:

Питание;

Дыхание;

Рост и развитие;

Размножение;

Обмен веществ и энергии;

Старение и смерть.

Наследственность

Изменчивость

Раздражимость

Самовоспроизведение

Саморегуляция

   

4. Работа в парах   2

-- В таблице поставьте значок «+» при наличии этого свойства у представителей каждого царства

-- Сделайте вывод по результатам этой таблицы:  2

( Сходство строения и особенностей жизнедеятельности у

представителей всех царств живой природы).

Работают в паре с текстом учебника.

Представление результатов работы в группах.

Оценивание выступлений одноклассников.

Этап 4. Закрепление полученных знаний

1.Самостоятельное применение знаний.

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Вопросы на с. 7 (выборочно .или Рабочая тетрадь на печатной основе, параграф 1 задание № 3

(задание на необходимом) и  задание № 4 (на повышенном уровне).

Выполняют задания.

Самооценка.

Этап 5. Подведение итогов урокв

1. Обобщение

Личностные УУД

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

2. Самооценка

Самоанализ

Регулятивные УУД: рефлнксия;

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации.

Анализ работы учащихся.

Самооценка  работы на уроке.

3. Домашнее задание

Словесный, наглядный

Домашнее задание: Изучите параграф 1 стр.4-8 учебника.

Прочитайте материал рубрики «Это интересно», составьте его план (разберите текст на смысловые блоки и дайте каждому из них название).

Записывают задания в дневники.

4. Рефлексия

Метод контроля, познавательно-рефлексивный

Регулятивные УУД: рефлнксия;

Коммуникативные УУД: умение  с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

Что удалось нам сегодня на уроке?

Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос.



Предварительный просмотр:

Урок  №10

Тема урока: Ткани растений.

Лабораторная работа №2«Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля».

Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся понятия о тканях растения, их строении;

  • Развивающая: развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
  • Воспитывающая: воспитать у учащихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Материалы и оборудование: таблицы «Строение стебля», «Строение листа».

компьютер, мультимедийный проектор, флеш-анимация «Ткани растения»; иллюстрация «Строение клеток»;микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты тканей растения.

План урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории к работе, отсутствующие, положительный настрой на изучение темы.
  2. Проверка домашнего задания: терминологический диктант, работа с таблицей «Клетка растения», тест Клетка.
  3. Мотивация учебной деятельности учащихся: тема, цели и задачи урока, значение для дальнейшего изучения биологии.
  4. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что я знаю о том, что такое ткани, какие бывают ткани)
  5. Изучение нового материала:

        Использование - мультимедийной лекции с дикторским текстом  и анимационным слайд-шоу с представлением  тканей растений.

  1. Ткани растения.
  2. Особенности строения видов тканей в связи с выполняемой функцией.
  3. Расположение тканей растения
  1. Закрепление изученного на уроке:

работа с ЭОР №3 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/81622/?interface=pupil&class=48&subject=29 

(проверка усвоения материала о тканях растения).

  1. Лабораторная работа по изучению тканей растения под микроскопом.

        Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит совершить открытие в области гистологии (науки о тканях). Для этого вам нужно составить план работы, изучить ткани под микроскопом и сделать выводы.

  1. Задание на дом (предлагается дифференцированное домашнее задание):
  1. для всех: изучить материал учебника на стр. 41-44, ответить на вопросы на стр. 43-44.
  2. для любознательных: найти интересный материал о тканях растения и подготовить сообщение (2-3 мин), выполнить задание в рабочей тетради.
  3. для самых заинтересованных и трудолюбивых: изучить строение листа
  1. Общий итог урока.
  2. Рефлексия:

на уроке мне было интересно.....

у меня вызвало затруднение...

сегодня меня удивило.....

теперь я знаю....

теперь я могу....

План-конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие: здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Все ли на месте? Все готовы к уроку? Проверьте, чтобы у вас были учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш и, самое главное, желание изучать биологию.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания.

  • / тест «верно - неверно»/:

  1. Красящими в-вами клетки называют хромопласты.
  2. В размножении участвует вакуоль.
  3. Прозрачное слизистое вещество клетки – это цитоплазма.
  4. Оболочка состоит из клетчатки.
  5. Лейкопласты зеленого цвета.
  6. Хромопласты красного цвета.
  7. Хлоропласты бесцветные.
  8. Вакуоль содержит клеточный сок.
  9. Оболочка имеет поры.
  10. Ядро не имеет пор.

(правильные ответы: 3,4,6,8,9)

- отвечают на вопросы:

  1. нет

  1. нет
  2. да

  1. да
  2. нет
  3. да
  4. нет
  5. да
  6. да
  7. нет

- проверяют работу друг друга под диктовку учителя.

Проверка домашнего задания.

1. Выполните тест «Клетка», поменяйтесь листочками и проверьте друг друга по ключу.

2. А теперь напишем терминологический диктант: запишите только термин, определение писать не нужно:

1.полужидкая среда клетки, в которой расположены ядро и органоиды;

2.часть клетки, выполняющий функцию защиты;

3.органоид, имеющийся только в растительной клетке, придает зеленый цвет

4.органоид, являющийся энергетической станцией клетки;

5.часть клетки, несущая наследственную информацию

3. А теперь выясним, в чем отличие растительной клетки от животной: нарисуем клетки и расположим в них органоиды (работа по цепочке)

молодцы!

Чем же отличается растительная клетка от животной?

Выполняют тест, осуществляет взаимоконтроль.

Пишут терминологический диктант:

цитоплазма;

оболочка, мембрана;

хлоропласты

митохондрия

ядро.

По очереди выходят к доске и рисуют клетки и части по предложению учителя (в одной или в двух)

делают вывод.

Мотивация УД

Давайте подумаем, может ли клетка растения существовать сама по себе? Почему?

Тема нашего урока «Ткани растений». Запишем ее в тетрадь.

Что мы будем изучать сегодня?

Объявляет цель : «Сегодня нам предстоит изучить, как связаны строение тканей с выполняемыми функциями, какие ткани есть у растений.

Вспомните из курса природоведения, что такое ткани

- Как называется наименьшая структурная единица живого?

- группа клеток образует ткань: клетка       ткань

Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям.

- у растений выделяют 5 видов тканей: образовательная, покровная, основная, проводящая и механическая.

- используя текст учебника на стр.42-43 заполним таблицу:

См. ТАБЛИЦА

Высказывают предположения, записывают дату, тему урока в тетрадь, формулируют вместе с учителем цель урока.

Изучение нового материала

Демонстрация флеш-анимации «Строение тканей» с дикторским текстом и сменой слайдов.

Предлагает поработать с иллюстрациями учебника — виды тканей растений, обсуждение связи строения и функций. Чем каждый вид ткани отличается от других.

Запишем схему Ткани растений (на доске)

Смотрят флеш, запоминают виды тканей

рассматривают иллюстрации учебника, записывают основные термины: ткань, виды тканей, проводящая, основная, механическая, покровная

физкультпауза

Мы с вами уже одолели половину урока. Сейчас вашим глазам предстоит тяжелая работа — рассматривание тканей в микроскоп. Чтобы глазки не уставали, проведем небольшую зарядку для глаз.

Не забудем про мышцы.

Мы — деревья потянулись вверх к солнцу, растем.

А сейчас поплыли красивые лебеди.

Проверим свою осанку, и не забываем сидеть правильно за партами.

Под руководством учителя выполняют упражнения для глаз и статические упражнения для позвоночника.

Закрепление материала

1.Предлагает выполнить лабораторную работу по рассматриванию тканей под микроскопом, сделать рисунки тканей

2 А теперь проверим, как вы усвоили материал о тканях. тест Ткани, работаем в паре.

Кто не занят у компьютера, работает с материалом на стр.  , читаем о функциях тканей.

(за каждый этап урока выставляется оценка)

Работают в парах с микроскопом, делают рисунки.

работают с флеш-анимацией Строение тканей, по очереди, осуществляют взаимопроверку.

Читают о связи строения и функций тканей

Задание на дом

Откройте дневники и запишите задание на дом.

Устно:

  1. §10;
  2. Отвечать на вопросы в конце параграфа стр. 44

3)   Все определения выучить

.

Записывают задание в дневник.

Итог урока

Организует итоговую беседу: что мы изучали сегодня на уроке.

Сегодня все хорошо работали, ваши оценки: итоговая оценка за работу каждого учащегося (рейтинг баллов за работу), комментируют оценки

Подводят итог урока: изучали строение тканей растений и их функции. Общий вывод: строение тканей растений связано с выполняемой функцией.

Принимают комментарий оценки

рефлексия

Продолжите фразу, что вы делали сегодня на уроке, что вам запомнилось больше всего:

у меня вызвало затруднение...

Проводят рефлексию, продолжают высказывание

сегодня меня удивило.....

теперь я знаю....

теперь я могу....на уроке мне было интересно.....

Название тканей

Их разновидности

Строение

Функции

Образова

тельная

камбий

Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся

Рост растения, образование других видов тканей

Покровная

1.кожица

2.пробка

3.корка

Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой

Защита от повреждений

Основная

1.фотосинтезирующая

Клетки содержат хлоропласты

Синтез органических веществ-глюкозы

Запасание питательных в-в

2.запасающая

Клетки имеют крупные вакуоли

Опорная (механи

ческая)

1.древесные волокна

2.лубяные волокна

Клетки мертвые с толстой оболочкой

Каркас, опора

Проводящая

1.Сосуды

2.Ситодвидные трубки

Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов

Передвижение растворенных в воде питательных веществ

Ссылки:

http://www.fcior.edu.ru/card/22476/ponyatie-o-tkanyah-raznoobrazie-tkaney-u-rasteniy-kletochnoe-stroenie-organov-rasteniya-detalizirova.html 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf и-т

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/81622/?interface=pupil&class=48&subject=29  - п-т

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fb-1000-4ddd-07c6-1c0046b3269f/index_mht.htm   



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока.

Организационная информация

Тема урока

Строение семян

Предмет

Биология

Класс

6 класс

Методическая информация

Тип урока

комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

Цели урока

изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательные:

  • знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

Развивающие:

  • анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок,  схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД:

1) проблемно-диалогическая технология;

2) организация учебного сотрудничества;

3) технология оценки образовательных достижений;

4) информационно-коммуникативные технологии.

Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении;
  2. частично-поисковый метод обучения;
  3. исследовательский метод обучения.

Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, в парах, групповая работа

Время  реализации урока

45 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся  в ходе урока

Предметные универсальные действия

- знать строение семян;

- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений;

- называть значение семян.

Личностные универсальные учебные действия:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Метапредметные универсальные учебные действия.

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

        - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  • Познавательные УУД

   - работать с учебником;

   - находить отличия;

   - работать с информационными текстами;

   - объяснять значения новых слов;

   - сравнивать и выделять признаки.

  • Коммуникативные УУД

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Термины и понятия

растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.

Необходимое оборудование и материалы

- сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы,

- препаровальные иглы, ручная лупа,

- модель зерновки пшеницы,

- микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня)

Дидактическое обеспечение урока

- авторская  презентация “Строение семян”, выполненная в программе PowerPoint;

- сообщения по теме;

- карточки с заданиями для  групповой работы.

Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.

1. Мотивация и актуализация знаний.

Цель этапа: включение учащихся  в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.

Итак, продолжим знакомство с покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?

 (- растения, у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода, т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2)

Какие жизненные формы растений вы знаете?

(- деревья, кустарники, травы)(слайд №3)

Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мы с Вами будем говорить на этом уроке?

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)

Предполагаемый ответ учеников: (О семенах)

Учитель:  Где находится будущий побег и могучий корень?

Ученики: В семенах.

Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?

Ученик: Так как из семян появляется новое растение.

- Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7)

(слайд №8) – тема урока

(слайд №9) – цели урока

 Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашого урока «Строение семян двудольных и однодольных растений». Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольных растений, выполним лабораторную работу.

 К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте  на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?»

Вывод: семена – важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.

А теперь, ребята, давайте послушаем интересные сообщения про семена, которые вы приготовили дома.

 Сообщения учащихся.

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)

2. Самые мелкие, меньше 1мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена, как пылинки, подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть. Так,  семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена. У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре, близкой к абсолютному нулю, они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4. Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)

 а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)

Молодцы! Хорошо постарались, интереснаяинформация.

3. “Открытие нового знания”.

Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)

Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем-то отличаются?

Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу. Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»(слайд №15)

Физкультминутка

(слайд №16)

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,

 (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

(Дети садятся.)

Выступление представителей от каждой группы:

Группа  1– строение семени фасоли (слайд №17).

Группа 2 – строение зерновки пшеницы (слайд №18).

Группа 3 – Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений (слайд №19,20).

Обсуждение.

4. Планирование.

Цель этапа:      формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена (слайд №21) 

Итак, что же у них общего?

(-Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются?

(- В семени фасоли, гороха  две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы  одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд №22)

 Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд №23).

Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24)

1. Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

3.  Семядоли – это первые листья зародыша растения.

4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

6. Применение нового знания.

Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

1.Работа со схемами строения семени фасоли (слайд №25,26) и зерновки пшеницы (слайд №27,28).

2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой (слайд №29,30).

7. Рефлексия.

Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Заполнение анкеты «Оцените урок» (слайд №31).

8.Домашнее задание

(слайд №32) Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента.

Задание-эксперимент:                                                    

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.



Предварительный просмотр:

                                       Урок 19.      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Класс  - 6

УМК:  Т.А. Исаева, Н.И.Романова                                           

Тема урока – Строение и значение цветков.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Цель урока:  познакомить учащихся со строением цветка, с многообразием  цветов и основной ролью различных частей цветка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся узнает особенности строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков;

обучающийся получит возможность научиться различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка; объяснять различия между однодомными и двудомными растениями.

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Эстетическое восприятие объектов природы.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время прведения лабораторных занятий.

Словарь урока: цветок (пестик, тычинка, венчик, чашечка, цветоложе). Цветки: пестичные, тычиночные, обоеполые. Околоцветник: простой, двойной. Растения: однодомные, двудомные.

Ресурсы урока:   Т.А. Исаева, Н.И.Романова «Биология  6 класс»

                                Т.А. Исаева, Н.И.Романова,  Рабочая тетрадь

                                Ю.В. Амахина Тетрадь для лабораторных работ.

                                ПК; мультимедиапректор, экран, презентация.

                                Рабочий лист №1 с тестами и эталонами ответов на каждого обучающегося.

                                Рабочий лист №2 «Рефлексивная мишень» на каждого обучающегося.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

 

Здравствуйте! Присаживайтесь.

2. Мотивация 

Деятельность учителя

Начать наш урок  я хочу сказкой: Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром… Или его мог бросить какой – нибудь зверёк. Прошло немного времени и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев… А  дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете? Чего ещё не хватает в растении? Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он  раскроется и превратится в красивый цветок.

 Как вы думаете, какую тему  мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока «Строение и значение цветков » (Слайд 1)    

Проблема (запись на доске): «Из каких частей состоит цветок?»

Деятельность учащихся

 Включаются  в работу.

Высказывают предположения.

Делают записи в тетради.

Участвуют в формулировании проблемы урока.

4. Целеполагание и планирование. 

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, что бы решить проблему?

План урока (на доске):

1.Особенности строения цветка.

2.Цветки однополые и обоеполые.

3.Однодомные и двудомные растения.

4.Значение цветков.

5.Лабораторная работа «Строение цветка».

В результате работы на уроке вы:

-узнаете особенности строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков;

- научитесь различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка;

- объяснять различия между однодомными и двудомными растениями.

-Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя и др.)

5. «Открытие нового знания»

       

Деятельность учителя

1.Особенности строения цветка.

Объяснение учителя,  с опорой на слайд №2. По ходу рассказа учитель щелкает мышкой по прямоугольникам с цифрами, открываются термины;)

-Несмотря на многообразие цветков, они имеют общие черты строения. Выясним какие.

Цветок является видоизмененным укороченным побегом, служащим для размножения растений. На расширенной верхней части цветоножки -  цветоложе располагаются в узлах части цветка: лепестки, чашелистики, тычинки и пестик. Обратите внимание, что междоузлия здесь очень короткие.

(Фронтальная работа с текстом учебника по слайду №3,Правильность ответов проверяю, щелкнув мышкой по соответствующим прямоугольника на слайде№3)

Цветок имеет главные и вспомогательные части.

-Найдите в тексте на стр.102, какие органы цветка являются главными, а какие вспомогательными?

-Найдите термин, обозначающий совокупность лепестков цветка, совокупность чашелистиков.

-Венчик и чашечка образуют околоцветник цветка.

- Какие бывают типы околоцветников?

- Посмотрите на слайд(слайд №4)Какой околоцветник у герани? У тюльпана? (ответ визуализируется при щелчке мышью по рисункам околоцветников).  

 Главные части цветка.

Выполнение заданий слайдов№5,6самостоятельно в тетради с использованием текста учебника. По ходу выполнения осуществляется проверка.

- Назовите главные части цветка.

- Какие структуры образуют пестик? (работа по тексту стр102,визуализация ответа при щелчке мышью по прямоугольникам с цифрами)

- Каковы функции этих структур в пестике? (при щелчке мышью по белому большому прямоугольнику появляются эти функции на слайде)

- Установите соответствие между структурами пестика и их функциями. (Щелчок по слову «проверка»).

- Какие структуры образуют тычинку? (Выполнение и проверка аналогична предыдущему слайду).

- Каковы функции этих структур?

Вывод (формулируют ученики) 

  2.Цветки однополые и обоеполые.

Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода, поэтому их называют половыми или генеративными органами. Пестик-это женская часть цветка, расположенная в его центральной части, а тычинки -мужская часть. Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня, ландыш, капуста). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки ,он называется однополым (огурец, тополь, ольха).(Слайд 7 )

3. Однодомные и двудомные растения.

 Работа в парах по тексту учебника стр.103. Обучающиеся выполняют в парах задание слайда№8. Проверка правильности работы осуществляется фронтально щелчком мыши по слову «проверка».

4.Значение цветков.

-Ребята, мы с вами изучили строение цветка. Скажите, пожалуйста, какое значение имеет цветок в природе? В жизни человека? Для чего они нужны? Посмотрите вокруг, сколько цветов нас окружает? Почему мы так восхищаемся?

Вывод: значение цветка -привлечение насекомых опылителей, образование плодов и семян.

Физкультминутка.

1.Сядьте на корточки.

2.Опустите голову и руки. Представьте , что вы семечки, из которых вырастают прекрасные цветы.

3.Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.

4.Из семечка проклюнулся росток и из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

5.Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

6.Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век,  улыбнитесь медленно поворачивая голову влево и вправо.

Деятельность учащихся

Включаются в работу.

               

Работают с информацией учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Находят информацию в учебнике, делают записи в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Вывод: цветок-это сложный генеративный орган. Составляющие его элементы обеспечивают половое размножение.

Выполняют задание в группах, анализируют информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают мнения о значении цветков. Делают выводы.

Выполняют упражнение  на снятие мышечного напряжения.

6. Включение нового знания в систему знаний

1.Выполнение лабораторной работы №10  «Строение  цветка» (Тетрадь для лабораторных работ с.23-25).

2.Самостоятельное выполнение теста и самопроверка по эталону. (Рабочий лист №1)

Тест

1. Цветок – это:

А)яркий венчик                                

Б) часть стебля

В) видоизменённый побег                

Г) околоцветник

2. Цветок развивается из :

А) любой почки                                  

Б) стебля с листьями

В) генеративной почки                    

Г) вегетативной почки

3. Главные части цветка:

А) лепестки и чашелистики            

Б) столбик и рыльце

В) пестик и тычинки                        

Г) цветоножка и цветоложе

4. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются:

А) пестичными                                

 Б) раздельнополыми

 В) тычиночными                            

 Г) обоеполыми

5. Семена образуются из:

А) пыльцы                                          

Б) околоцветника

 В) столбика пестика                        

 Г) семязачатка

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Выполняют самостоятельно тест, осуществляют взаимопроверку по эталону.

7. Рефлексия и оценивание

     

1.- Сегодня на уроке мы узнали из каких частей состоит цветок.

- Назовите эти части.

2.Использование приема «Рефлексивная мишень». (Рабочий лист №2).

На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3,4 или 5 баллов). Слайд 9. Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». Учащиеся выходят к доске и рисуют крестики в соответствующих секторах мишени, выбранных ими. В конце на доске предстает общая картина.

Выставление оценок.

3.- Урок я хочу закончить прекрасным стихотворением Н. Рубцова. (Слайд 10.)

   Светлеет грусть,  когда цветут цветы,
Когда брожу я первоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не любит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты.
Все улеглось!

    Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно.
Что легче там, где поле и цветы.              Н. Рубцов.

 

Называют части цветка, дают определение новым терминам.

Оценивают свою работу на уроке. Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

8. Домашнее задание

Домашнее задание  (Слайд 11):

1.Параграф  26  чтение, пересказ, ответы на вопросы, задание в рабочей тетради № 3-5.(для всех уч-ся)

2.Творческое (обучающиеся выбирают самостоятельно)

1)Составить синквейн по теме «Строение цветка»;

2)составить кроссворд о цветах;

3)найти интересную информацию о цветах(рассказы, легенды).


Тест-контроль.

  1. Цветок-это

А) Орган семенного размножения,

Б) Орган воздушного питания,

В) Укороченный видоизмененный побег.

2. Какая схема соответствует описанию: цветок пестичный, правильный, с двойным околоцветником, сростнолепестный?

А)                              Б)                           В)

3.Какие из выражений верны?

А)Главные части цветка-это пестик и лепестка.

Б) Нектарники выделяют сахаристую, ароматную жидкость, привлекающую насекомых-опылителей.

В) Тычинки и пестик- это главные части цветка, т.  К. участвуют в образовании семян.

3. Закончите фразу: пестик состоит из______________________, ________

__________________________ и________________________. Плод образуется из____________________________________________ . Семена образуются из____________________________. Пыльник состоит из_____

__________________________ и _______________________________, в

котором созревает пыльца.



Предварительный просмотр:

Урок 34.

Тема: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Р\к  Хищные животные занесенные в Красную книгу  Ставропольского края

Цели:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: дать общую характеристику отрядам;  активизация познавательной деятельности учащихся; расширить и углубить знания учащихся о многообразии млекопитающих;показать черты приспособленности этих животных к образу жизни;

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: обосновать необходимость охраны животных;

3.РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом.

Оборудование:  мультимедиа, презентация к уроку, Красная книга Ставропольского края, Большая энциклопедия животных, клык моржа, таблицы.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация знаний

Фронтальный опрос: беседа по вопросам на обязательном уровне.

  1. Какой тип животных мы изучаем?
  2. Какие классы относят к типу Хордовые?
  3. Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?
  4. На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?
  5. Назовите признаки сходства и отличия между Грызунами и Зайцеобразными.
  6. Скажите, как Грызуны решают проблему сохранения своей численности – (ранняя половая зрелость, несколько помётов в год, большое количество детёнышей в помёте)
  7. Значение Отрядов грызунов и зайцеобразных.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ,

А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием «Кто

лишний»? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся к одному отряду, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой отряд, а также сказать к какому отряду относятся все остальные животные.

ехидна, утконос, коала, проехидна

    Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а все остальные   к однопроходным.

ёж, крот, рыжая вечерница, бурозубка

    Рыжая вечерница – представитель отряда Рукокрылые, а все остальные относятся к отряду Насекомоядные.

Д.Работа у доски.

Экспертиза текста – найти и исправить ошибки.

Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи (из отряда Зайцеобразные), Беличьи. Обитатели суши (бобры в воде)У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти (две пары на обеих челюстях), не имеющие корней. Грызуны отличаются невысокой плодовидностью (высокой!). К грызунам относятся: бурундук,

Суслик малый, ондатра, пищухи ( отряд зайцеобразных).

Д.Решение биологической задачи.

Грызуны в процессе эволюции столкнулись с некоторыми проблемами, связанные с пищевыми пристрастиями -пища твёрдая, грубая, состоящая из трудно перевариваемой целлюлозы.Предположите, как Грызуны смогли решить возникшие проблемы – (две пары резцов на челюстях, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу).

III.Сообщение темы и целей урока

 Формирование новых знаний.

Рассказ учителя : Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по разным природным зонам: от арктических пустынь и тундры до африканских саванн и прерий.   Продолжим увлекательное знакомство с многообразием класса млекопитающих, познакомимся с отрядами: Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Хищные. Дадим общую характеристику этим отрядам, узнаем их значение в природе и жизни человека, а также докажем необходимость охраны этих животных.

Запишем тему урока в тетрадь.

Начинаем наше виртуальное путешествие с царства Нептуна. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы -  …, а также самые крупные млекопитающие …

Он плывет во мгле туманной,

Вдалеке от жарких стран,

И ему домашней ванной

Служит Тихий океан.

                                            (кит)

1. Отряд Китообразные  (запишем в тетрадь).

       За миллионы лет эволюции их тело приспособилось к условиям существования в водной среде.

Используя таблицу и рисунок 135 на странице 171 учебника, ответьте на вопрос. Какие особенности строения тела помогают этим животным плавать в воде?

Правильно, обтекаемая форма тела, видоизмененные конечности в форме плоских ласт, а также отсутствие шерстного покрова и кожных желез. Только примерно 350 лет назад ученые установили, что киты принадлежат к млекопитающим, до этого их относили к рыбам.

Гигант моря - синий кит. Это самое большое животное на Земле. Масса его достигает 130 т, а длина 33 м. В 1947 году была поймана самка синего кита массой 190 т.

Китообразные лишены волосяного покрова. Под шкурой находится толстый слой жира, защищающий их от переохлаждения и обеспечивающий плавучесть. Дышат китообразные с помощью легких, поэтому периодически они должны всплывать на поверхность, чтобы вдохнуть новую порцию воздуха.

Давайте познакомимся с классификацией отряда, в котором насчитывается 90 видов (на доске таблица).

Отряд Китообразные

подотряд Зубатые киты

подотряд Беззубые или Усатые

    семейства

  семейства

1. речные дельфины

  1. гладкие киты (гренландский)

2. кашалоты

  2. полосатики (синий кит)

3. дельфиновые (касатка, афалина

  3. серые киты

Продолжим наше знакомство с под/отрядом Беззубых (Усатых) китов, семейством полосатиков.

В ротовой полости беззубых китов имеются пластины с волосатой бахромой – усы, длиной 1,3 м. Сквозь эти пластины кит процеживает, прижимая язык к нёбу, несколько т воды, а оставшуюся густую кашицу из мелких рачков проглатывает. У синего кита в желудке помещается до 1,5 т планктона – микроскопических организмов. Чтобы переварить такую массу пищи, нужен соответствующий мощный «аппарат». У синего кита: желудок длиной 3,5 м, кишечник – 200 м, язык – 1,5-2 т. Огромная печень – от 500 до 1000 кг.

На время короткого лета киты мигрируют в арктические моря, а зимой устремляются к югу для выведения потомства.

Записать на доске слово – миграции (перемещения животных на большие расстояния).

Китенок рождается очень крупным, длиной до 8 м, массой до 3 т. Сразу после рождения мать подталкивает детеныша к поверхности, чтобы он сделал первый вдох. За одну кормежку китенок получает 15-20 ведер жирного как сметана молока (жирность – 57%, у коровы -4%). На такой пище китенок растет ни по дням, а по часам. Потомство у китов рождается один раз в два года.

Зубатые киты питаются рыбой, моллюсками, а касатки даже нападают на других китов, ластоногих, пингвинов. У зубатых, а к ним относятся дельфины, кашалоты, может быть до 240 зубов. В поисках пищи китообразные далеко кочуют. Зубатые киты обладают очень сложной звуковой сигнализацией. Они издают и воспринимают ультразвуки. Благодаря этому, дельфины находят пищу и избегают столкновений с препятствиями даже в мутной воде. Они легко приручаются благодаря тому, что обладают исключительными способностями к обучению. Дельфины очень дружелюбны. Известны случаи, когда дельфины спасали тонущих в море людей, защищали от нападавших акул.

Эти уникальные животные готовы служить людям не менее усердно, чем  наземные четвероногие друзья – собаки. Кстати «дельфин» производное от греческого слова «дельфос», что в переводе значит «брат».

В 1986 году была создана Международная комиссия, в которую вошли представители многих стран, в том числе и Россия. По распоряжению этой комиссии была запрещена охота на гладких, серых, синих китов, финвалов, горбачей. Все эти виды китов были занесены в международную Красную книгу.

Вопросы:

  1. Что представляет собой Красная книга? Почему она так называется?
  2. Каких животных заносят в эту книгу?

Будем надеяться, что стада китов станут такими же многочисленными, какими они были сто и более лет назад.

2. отряд Ластоногие (всего около 30 видов)

На холодных и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут различные виды ластоногих. К ним относятся: котики, тюлени, моржи.

Задание (работа с текстом учебника).

 Внимательно прочитайте статью «Ластоногие» в учебнике, используя рисунки, а также таблицы на доске «Тюлень», «Морж» ответьте на вопросы:

а) Чем ластоногие отличаются от китообразных?

По происхождению это наземные животные, которые освоились в морской среде. В ходе эволюции их тело приспособилось к жизни в воде; конечности превратились в ласты, хвост короткий. Могут передвигаться по суше, ползая на брюхе. Имеют огромные ноздри, с помощью которых могут вдохнуть столько воздуха, что способны оставаться под водой около 10 минут. Выпуклые глаза видят в темноте морских глубин.

Морж – это млекопитающее с длинными клыками (демонстрация клыка моржа). Обитает в арктических морях, совершая короткие сезонные миграции. Морж – самец огромен (масса до 1,5 т, а самка до 1 т). Длинные клыки незаменимы в жизни этого животного.

б) Как вы думаете, для чего моржу нужны клыки?

(демонстрация клыка моржа)

Предполагаемые ответы учащихся.

(защищаться от врагов, с их помощью взбираться на берег, передвигаться по льдине или земле) Клыки моржа были предметом добычи охотников: из них делали сувениры, поделки.

в) Какие Ластоногие занесены в Красную книгу? (тюлени, моржи, нерпы)

Для размножения эти животные собираются на отдаленных островах. На протяжении многих лет они приплывают на одно и тоже место. Плавая в воде, северный морской котик издает предупреждающие звуки, а выйдя на берег оглушительно ревет.

Давайте послушаем его голос (звучит аудиозапись голоса котика). Жалко, что мы с вами не понимаем их язык.

Вам известно, что существует наука – этология, которая изучает поведение животных. Её основоположником является австрийский ученый Конрад Лоренц. Он написал книгу «Кольцо царя Соломона». Названием этой книги послужила легенда, которая гласит, кто наденет это волшебное кольцо, тот сможет понимать язык всех животных.

А сейчас из Арктики мы с вами перенесемся в африканские саванны. Речь пойдет о животных, которым грозило полное вымирание, потому что человек охотился на них. Это - … (слоны). Всегда ценились изделия из слоновой кости, то есть из их бивней. Сейчас африканские слоны встречаются в гигантских национальных парках (например, Селенгети).

3. Отряд Хоботные (на доске таблица).

Известно всего 2 вида: африканский и индийский слоны. Индийский слон никогда не был в опасности, так как человек веками использовал его на различных работах. Для этих животных характерна особенность – наличие бивней, которые являются удлиненными резцами верхних челюстей. У индийских слонов бивни до 1,5 м имеют только самцы. А у африканских слонов и самки и самцы. В длину бивни достигают у них до 3 м. У слонов есть еще один чудодейственный орган, который помогает им выжить.

Вопрос:

Что это за орган, и какие функции он выполняет? Правильно, хобот.

Хобот -  это мышечный орган, который образовался в результате срастания носа и верхней губы. С помощью него слоны дышат, пьют воду, купаются, достают съедобные части растений.  

Кожа у слонов с виду грубая, но распространенная поговорка «толстокожий как слон» не верна (самая толстая кожа у бегемота – 2,5 см). На самом деле его кожа очень чувствительна, благодаря коротким и гибким щетинкам, реагирующим на самое легкое прикосновение. Потомство у слонов появляется довольно редко, один раз в четыре года. Охота на слонов повсеместно запрещена.

Вопросы:

  1. Какой слон (индийский или африканский) изображен на таблице?

     Объясните, почему вы так считаете?

  1. Назовите вымершее млекопитающее из отряда Хоботные? (мамонт)

В России мамонтов начали изучать со времен Петра I, который издал указ о доставке находимых в Сибири костей и бивней в Петербургскую кунсткамеру.

Представители следующего отряда обитают в разных природных зонах.

4. Отряд Хищные (известно 240 видов).

Отряд подразделяется на 7 семейств, в зависимости от строения животных и способа добывания пищи.

Мы с вами будем изучать семейства: Собачьи, Куньи, Медвежьи, Кошачьи.

Все эти разнообразные животные объединяются в один отряд на основании общих признаков.

а) они хищники (есть отдельные исключения, об этом будет сказано позже).

б) детёныши рождаются слепыми и беспомощными.

в) играют определенную роль в природе, регулируют численность копытных, грызунов и других животных.

Семейство Собачьи (волки, песцы, шакалы, лисицы)

К этому семейству относятся животные средней величины, имеющие вытянутую морду, длинные ноги, когти не втяжные.

Вопрос: какое животное первым одомашнил человек?

Человек приручил собаку в глубокой древности. Собака помогала и сейчас продолжает помогать человеку. В благодарность за это люди поставили собакам памятники.

  1. в  Париже – сен-бернару, спасшему в Альпах сорок человек, во время снежных заносов;
  2. в Берлине – собаке проводнику слепых;
  3. в Нью-Йорке – вожаку собачьей упряжке, доставившему в занесенный поселок на Аляске, противодифтерийную сыворотку;
  4. в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке;
  5. в Италии – собаке (по кличке Верный), которая четырнадцать лет ходила встречать своего хозяина, убитого во время войны.
  6. в Париже в память о погибшей Лайке (первое животное, побывавшее в космосе) воздвигли гранитную колонну. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Можно приводить много примеров собачьей преданности.

Семейство Медвежьи (насчитывает 7 видов)

Панда - бамбуковый медведь  встречается в горах Тибета и Китая. Питается листьями и молодыми побегами бамбука. В мире несколько сотен особей большой панды.  В Китае смертная казнь – за убийство панды. Панда – символ Всемирного фонда дикой природы.

Даже в самых холодных местах Земли, где температура не поднимается выше минус десяти градусов, встречаются представители семейства Медвежьи. О каком животном идет речь? (белый медведь) Демонстрация фрагмента фильма «Большая охота».

Семейство Кошачьи (36 видов, в России 11 видов).

Украшением отечественной фауны по праву считается уссурийский (амурский) тигр. Это самый большой представитель семейства. Длина – 4 м, хвост – 1 м, масса до 400 кг. Взрослый тигр олицетворяет могущество, величину, огромную физическую силу. Говорят, что даже «царь зверей» уступает тигру дорогу. Мощные клыки длиной до 6 см, втяжные когти 10 см. Это настоящие кривые кинжалы. Тигр легко справляется с антилопой, оленем, кабаном. Нападает на бурых медведей, волка, рысь. Голос у тигра громоподобный, но, если он в хорошем настроении, то может даже ласково мурлыкать. Записать его голос в природе возможно только в случае удачи. (видеофрагмент фильма «Большая охота»)

В природе тигры живут 25-30 лет, а в неволе 40 лет и больше. Все виды и подвиды тигров занесены в Красную книгу. В настоящее время судьба владыки джунглей находится в руках человека.

В Красную книгу Ставропольского края занесены кавказский  камышовый кот, кавказская лесная  кошка,  кавказская европейская норка, кавказская выдра.

Вот и подошло к концу наше заочное путешествие, а вместе с ним и знакомство с представителями класса Млекопитающих.

IV. Закрепление знаний.

  1. В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе?
  2. Самый крупный хищник? (белый медведь)
  3. Какие животные занесены в Красную книгу Ставропольского края?
  4. Чем лев отличается от львицы? (наличием гривы)

V. Итоги урока. Рефлексия

   1. Что нового вы узнали на уроке?

   2. Что вам запомнилось?

Домашнее задание: пар.33, вопросы, дополнительный материал стр.177 подготовить сообщения о зубрах, бегемотах и носорогах.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Экспертиза текста – найти и исправить ошибки.

Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи , Беличьи. Обитатели суши .У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. Грызуны отличаются невысокой плодовидностью .  К грызунам относятся: бурундук,

суслик малый, ондатра, пищухи .

Решение биологической задачи.

Грызуны в процессе эволюции столкнулись с некоторыми проблемами, связанные с пищевыми пристрастиями - пища твёрдая, грубая, состоящая из трудно перевариваемой целлюлозы.

Предположите, как Грызуны смогли решить возникшие проблемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто лишний? Ехидна , утконос, коала, проехидна

Слайд 2

Кто лишний? Ёж, крот, рыжая вечерница, бурозубка

Слайд 3

Позвоночные Тема: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Задачи: 1. расширить и углубить знания о многообразии животных класса Млекопитающие; 2. дать общую характеристику отрядам; 3. показать черты приспособленности этих животных к образу жизни; 4. раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Слайд 4

Гигант моря – синий кит. Самое большое животное на Земле.

Слайд 5

Отряд Китообразные (90 видов) подотряд Зубатые киты подотряд Беззубые (или Усатые) киты 1. речные дельфины 1. гладкие киты 2. кашалоты 2. полосатики (синий кит) 3. дельфиновые (касатка, афалина) 3. серые киты

Слайд 6

Семейство Полосатики, синий кит В желудке помещается до 1,5 т планктона-микроскопических организмов. Желудок длиной 3,5 м. Кишечник 200 м. Язык весит 1,5-2 т. Огромная печень от 500 до 1000кг. Китенок рождается длиной до 8 м, массой до 3 т. За одно кормление получает 15-20 ведер жирного как сметана молока (57% жирность). За сутки прибавляет в массе до 100 кг, а вырастает на 4-5 c м.

Слайд 7

п / отряд Зубатые киты, семейство Дельфиновые Дельфины дружелюбны . Они обладают способностями к обучению . Эти уникальные животные готовы служить людям не менее усердно, чем наземные друзья - собаки . «Дельфин» производное от греческого слова « дельфос », что в переводе значит « брат .

Слайд 8

Отряд Китообразные Подотряд зубатые киты Кашалот

Слайд 9

Отряд Ластоногие: тюлени, котики, моржи (всего около 30 видов) Вопросы: 1.Чем ластоногие отличаются от китов? 2. Для чего моржу нужны клыки? 3. Какие ластоногие занесены в Красную книгу?

Слайд 10

Этология – это наука о поведении животных Основоположником её является австрийский учёный Конрад Лоренц. Он написал книгу «Кольцо царя Соломона». Н азванием этой книги послужила легенда, которая гласит, кто наденет это волшебное кольцо, тот сможет понимать язык животных.

Слайд 11

Отряд Хоботные Слон индийский Слон африканский

Слайд 12

Африканский слон – настоящий исполин саванн Его размеры впечатляют . высота до 3,5 м, а масса до 5 т. Бивни до 3 м, имеют самки и самцы. Хобот – мышечный орган, образовался в результате срастания носа и верхней губы. Его образуют более 400 мышц, а в длину он достигает 3,2 м.

Слайд 13

Какой слон изображен на слайде?

Слайд 14

Отряд Хищные (7 семейств, 240 видов)

Слайд 15

Памятники собакам В Нью-Йорке – вожаку упряжки , доставившему в поселок на Аляске, противодифтерийную сыворотку. В Италии – собаке по кличке Верный, которая 14 лет каждый вечер ходила встречать с воего хозяина , убитого во время войны . В Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке.

Слайд 16

Семейство Медвежьи (7 видов) Большая панда (бамбуковый медведь) в мире осталось их совсем немного. Панда – символ Всемирного фонда дикой природы. Встречается в горах Тибета и Китая. Питается листьями и молодыми побегами бамбука .

Слайд 17

Украшение отечественной фауны – амурский тигр. Все виды и подвиды тигров занесены в Красную книгу.

Слайд 18

В Красную книги Ставропольского края занесены: кавказский камышовый кот, кавказская лесная кошка, кавказская европейская норка, кавказская выдра.

Слайд 19

В Красную книги Ставропольского края занесены: кавказский камышовый кот, кавказская лесная кошка, кавказская европейская норка, кавказская выдра.

Слайд 20

Кавказская выдра Предпочитает горные и предгорные быстротекущие и незамерзающие зимой реки. Однако могут селиться и на озерах, прудах и даже болотах. Норы роют в подмывах берегов. Помимо основной норы часто устраивают несколько временных убежищ. Активна в сумерки и ночью. Основу питания составляет рыба, но также иногда поедает мышевидных грызунов, лягушек и птиц. Размер тела - около 35 см.

Слайд 21

Закрепление знаний Систематическое положение тигра в царстве Животных В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе? Какие животные занесены в Красную книгу Ставропольского края ? Что такое миграции? Чем лев отличается от львицы? Домашнее задание: параграф 33 , вопросы и дополнительный материал стр.177