Развитие культуры речи учащихся в условиях поликультурной образовательной среды
Развитие культуры речи учащихся в условиях поликультурной образовательной среды.
Поликультурная образовательная среда предусматривает связь учащихся, их родителей и педагогов с культурой, способствует воспитанию у всех участников образовательного процесса уважения и доброжелательного отношения к другим народам, их традициям и вероисповеданию.
Я работаю в многонациональной школе. В ней обучаются дети 12 национальностей. Занятия по развитию речи учащихся наиболее благоприятны для достижения цели воспитания толерантности в поликультурном образовательном пространстве.
С 2016 года учащиеся моих классов принимают участие в праздновании Дня родного языка, который отмечается 21 февраля. Нами разработаны уже два проекта: "Мы - дети России" и "Язык родной, дружи со мной". Оба проекта были представлены на школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее" . Проект "Мы - дети России" стал началом большой работы, в которой приняли участие все учащиеся и педагоги начальной школы. Обновлённый и дополненный проект четвероклассники МОУ СОШ №7 с. Стародубского представляли на ежегодных районных интеллектуально-творческих играх "Умники и умницы" и заняли I место. Родители учащихся с большим интересом помогают при подготовке и реализации проектов.
Кроме участия в проектной деятельности, ученики моих классов охотно выступают в роли чтецов, пишут конкурсные сочинения. С 2016 года ребята приняли участие во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский языков – 2016», в международном краудсорсинговом интернет-проекте «Страна читающая» («Снимаем буктрейлер по Чехову»), в I онлайн - олимпиаде по русскому языку "Русский с Пушкиным" на портале Учи.ру, краевом конкурсе сочинений и творческих работ «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна – Россия», Всероссийском мастер-классе учителей родного, в том числе русского, языка – 2018, в «Конкурсе творчества обучающихся по номинациям художественного, вокального творчества, выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина на родном, в том числе русском, языке» (стихи А.С. Пушкина ребята читали на аварском, табасаранском и турецком языках).
В 2018 году ребята стали участниками международного краудсорсингового интернет-проекта «Страна читающая» «Твори добро». На суд зрителей были представлены стихи: "О добре и милосердии", "Закон доброты", "Ходит наша бабушка...", "Добрых людей, как всегда, не хватает".
В мае 2019 года мы приняли участие в мероприятиях, посвящённых Дню славянской письменности и культуры.
В 2021 году учащиеся 4Б класса МОУ СОШ N7с. Стародубского приняли участие в муниципальном этапе конкурса «Дети и книги». Конкурс направлен на выявление и поддержку талантливых и одаренных детей, подростков и их педагогов в литературно-художественном творчестве.
В номинации «Художественное слово» четвероклассники читали произведения из творчества деятелей прозы и поэзии, которые в 2020 году относятся к числу юбиляров. Мы представили их прозведения: "Медведь-рыбак" Е. Чарушина, "Почему телефон занят" А. Барто, "Дело было в январе" А. Барто и "Семья" М. Шварца.
Мы - бронзовые призёры муниципального этапа!
В апреле 2021 года четвероклассники представляли проект "Виртуальная экскурсия "Дороги памяти" на районных интеллектуальных играх "Умники и умницы". Проект представлен и на Всероссийском конкурсе "Сквозные образовательные траектории- 2022"
***
1 сентября 2021 года. Первый класс!
Гаджиев Ибрагим - участник Всероссийского мастер-класса учителей родных, включая русский языков – 2021. Ибрагим участвовал в «Конкурсе творчества обучающихся по номинациям художественного, вокального творчества, выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина на родном, в том числе русском, языке»
Ибрагим - победитель заочного этапа конкурса!
***
В декабре 2021 года я приняла участие в заседании круглого стола «Этнокультурный̆ компонент в изучении родного языка и родной̆ литературы в рамках начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Я получила возможность поработать в составе группы «Этнокультурное образование как элемент формирования толерантной̆ личности и сохранении этнокультурной̆ идентичности».
Март 2021. Совместно с родителями, бабушками и дедушками первоклассники работали над проектом "Тайны старого сундука". Команда 1Б класса представляла проект на школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее". Мы - победители в номинации "Коллективный проект".
***
В феврале 2022 года Гаджиев Ибрагим стал победителем VII Всероссийского конкурса «ГОРДОСТЬ СТРАНЫ» в номинации "Настоящий мужчина".
В декабре 2022 года мои второклассники приняли участие во Всероссийском конкурсе видеороликов "Смотри, это Россия!", номинация "Гордость моего региона"
Мы присоединились к сетевой библиотечной акции "Мишка - самый русский зверь", в номинации "Медведь в России - больше, чем медведь".
Номинация: "(Не) косолапые ручки"
***
Февраль 2023 года. Во всероссийском конкурсе "ГОРДОСТЬ РОССИИ" приняли участие Максим Рольский и Ибрагим Гаджиев. Номинация: «Слава защитникам Отечества!». В этом году Ибрагим представлял на конкурс авторское стихотворение. Его работа отмечена Дипломом I степени. Максим получил Диплом победителя II степени.
***
В феврале 2023 года опыт работы я представляла на краевом этапе конкурса "Лучший учитель родного языка и родной литературы" и заняла 2 место.
***
В июне 2023г. опыт работы был представлен в журнале "Вестник" (СКИРО ПК и ПРО)
***
Апрель 2023 года. 2 Б класс - абсолютный победитель школьной конференции "Шаг в будущее". Мы представляли групповой проект "Буквы разные нужны". Эта победа - результат совместной работы коллектива детей, родителей и педагога.
***
Весна 2024 года.
3Б класс занял I место в школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее". Вода...Что можно о ней рассказать? "Вода удивляющая и удивительная" - название нашего проекта. Наш коллектив работал целый год и мы узнали много интересного о воде. Самое главное открытие третьеклассников в том, что человек, всё живое, планета Земля состоят из воды (70-90%) Вода меняется от слов и всё вокруг меняется (фильм "Великая тайна воды")
Мы часто слышим, что от загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Теперь мы знаем, что слова загрязняют воду не меньше мусора.
Помните, что словом можно сделать воду «волшебной», чистой. Берегите себя!
***
В третьем классе мы для себя открыли сторителлинг. У нас появились "Волшебные кубики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защита проекта 2Б класса "Язык родной, дружи со мной" | 39 КБ |
Защита проекта "Язык родной, дружи со мной". | 2.82 МБ |
Буклет к проекту | 688.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Язык родной, дружи со мной»
Проект разработан учителем начальных классов Штраух Г.И. совместно с учащимися 2Б класса и их родителями
В международный день родного языка
Я всем народам сохранить желаю
Их языки, культуру на века!
Пусть каждый свой язык не забывает!
Единство наше - в языке родном,
В любой стране я русского узнаю!
Тем, кто родным гордится языком,
Я в жизни только лучшего желаю!
Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.
В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа.
21 февраля мы провели классный час «Мой родной язык». У нас в школе воспитываются дети 13 национальностей. А у нас в классе учатся дети 7 национальностей. Мы уверены, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Начали мы классный час с рассказов о своих именах, мы узнали, что у разных национальностей бывают одинаковые имена. Потом мы сравнивали слова из разных языков, узнали, что некоторые слова звучат одинаково на разных языках. Далее мы работали в группах. Сначала мы разделились в группы по национальностям (таких групп было 7), потом по вероисповеданию (таких групп было 2). А потом Галина Ивановна спросила: «Что поможет нам объединиться в одну группу?» и мы поняли, что объединяет нас русский язык. Так мы начали работу над проектом «Язык родной, дружи со мной».
Мы запланировали ответить на следующие вопросы:
1. Какие страны понимают русский язык?
2. Может ли человек, родившийся не в России, научиться понимать русский язык?
3. На каком языке говорят в семьях нашего класса? Могут ли в семье говорить на нескольких языках?
4. Какие есть любопытные факты о русском языке
1. Какие страны понимают русский язык?
На нашей планете русским языком владеют примерно 300 миллионов человек. По степени распространённости в интернете русский язык недавно вышел на второе место после английского. Русский язык понимают в Эстонии, Литве, Латвии, Грузии. Около одного миллиона человек сегодня владеют русским языком в государстве Израиль, хотя общая численность населения страны – всего лишь семь миллионов человек. Русским языком владеют около шести миллионов жителей Германии. В США русским языком владеют полтора миллиона человек.
2. Может ли человек, родившийся не в России, научиться понимать русский язык?
Вместе с родителями мы заполнили опросные листы. Мы узнали, что среди наших родителей есть те, кто родился за границей. Трое взрослых из нашего класса родились в Азербайджане, 4 человека родились в Узбекистане, по 1 человеку в Армении и Казахстане. Не смотря на это, все наши родители очень хорошо понимают русский язык.
Так же мы узнали, что среди наших родителей 3 человека родились в Дагестане, 2 человека – в Кабардино-Балкарии, 1 человек в Калмыкии. И они тоже прекрасно понимают русский язык.
Далее мы отвечали на вопросы: « На каком языке говорят в семьях нашего класса? Могут ли в семье говорить на нескольких языках?»
Мы узнали, что в семьях нашего класса говорят на армянском, азербайджанском, турецком, даргинском, аварском, цыганском языках. Все родители отметили, что в общественных местах говорят на русском языке. На родном языке общаются с друзьями, родственниками. Мы сделали вывод, что в некоторых семьях говорят на нескольких языках. Большая часть учеников нашего класса говорит только на русском языке.
Работая над проектом, мы узнали много любопытных фактов о русском языке.
Например:
- В русском алфавите некоторые буквы точно такие же, как в латинском, а вот другие выглядят так же, а звучат совсем иначе. А еще две буквы – «ъ» и «ь» - не имеют собственных звуков, зачем они вообще нужны?
- В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Ола..
- В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
- Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее, кривошеее, короткошеее.
- Это забавно, но «чайник долго остывает» и «Чайник долго не остывает» - одно и тоже.
- От порядка слов зависит смысл предложения. Например, «Я иду домой» - просто значит «Я иду домой», а вот «Я домой иду» значит, что «Я иду именно домой, а не куда-то там еще». А «Домой иду я» значит «это я иду домой, а не ты и не кто-то еще. Все остальные остаются здесь и работают!». Так что порядок слов в русском языке зависит от того, что вы хотите сказать.
- Самые сложные русские скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».
- И когда вас спросят, сложен ли русский язык, покажите, как пишется слово шиншилла.
Много других интересных фактов мы оформили в буклет «Занимательные факты о русском языке»
Все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.