ФГОС_Внеурочная деятельность
На данной странице располагаются материалы, которые помогут в организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Буквица"_1 класс | 226 КБ |
Программа курса "Юный патриот"_1 класс | 646 КБ |
Программа курса "Играю и учусь"_1 класс | 115.5 КБ |
Программа курса "ТЮЗ ИНТЕРИК"_1 класс | 852 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
курса «Буквица»
для учащихся 1 класса
Программа разработана на основе программы учителей начальных классов высшей квалификационной категории С.С Ковалевой, И.Н. Гвоздик, И.В. Беляевой, Н.В. Ганжа
Пояснительная записка
Содержание программы курса «Буквица» приоритетной целью ставит духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающим представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Программа курса рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю)
Ведущие задачи курса:
- Содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
- Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей.
- Выявлять творческие способности, склонности и одаренности к различным видам деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, классных уголков.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети младшего школьного возраста способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассмотрения изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свои оригинальные образы буквы.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Она может носит нетрадиционный характер (игра, викторины, инсценирование и т.д.). Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.в конце занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется необходимыми для конкретного занятия материалами и пособиями.
В результате изучения курса «Буквица» учащиеся должны:
знать / понимать
- Значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- Отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- Основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- Эмоциональное значение тёплых и холодных цветов;
- Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- Название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- Способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
уметь
- Организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастеры, материалами для выражения замысла, настроения;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- Составлять композиции с учетом замысла;
- Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов (геометрические и растительные);
- Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декаротивно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- Выражения собственного мнения при оценке произведений искуссва;
- Проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к национальным обычаям и культурным традициям;
- Проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Теория (часов) | Практика (часов) | Тип занятия | Вид занятия |
1-2 | Введение. Веселые буквы | 1 | 1 | ОНЗ Р | Презентация учителя |
3-4 | Искусство оформления книги. Буквица. | 1 | 1 | ОНЗ Р | Презентация учителя, викторина по сказкам |
5-8 | История оформления книги. Обложка. Иллюстрация. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
9-12 | Буква – образ. Буква – животное. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Игра-путешествие |
13-16 | Буква – образ. Буква – растение. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Игра-путешествие |
17-20 | Буква – образ. Буква – дом. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
21-24 | Буква – образ. Буква - человек. | 1 | 3 | ОНЗ Р | ТРИЗ |
25-28 | Буква – шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Инсценировка, практическая работа |
29-32 | Буква – царь (король). Буква – царица (королева). | 1 | 3 | ОНЗ Р | Проект |
33-34 | Каллиграфия. Инициал. | 1 | 1 | ОНЗ Р | Учебный диалог |
35-36 | Вензель. Узор из букв | 1 | 1 | ОНЗ Р | Практическая работа с организацией выставки |
37-40 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Работа в группах |
41-44 | Буква-терем для Царя – солнца. Теплые цвета. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Работа в группах |
45-46 | Буква – робот. Брусковый шрифт | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
47-48 | Книжная закладка | 1 | 1 | ОНЗ Р | Викторина по сказкам |
49-52 | Афиша. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Проект |
53-56 | Упаковка. Этикетка | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
57-58 | Эмблема | 1 | 1 | ОНЗ Р | Работа в группах |
59-60 | Экслибрис | 1 | 1 | ОНЗ Р | Выставка книг |
61-62 | Рисованные шрифты | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
63-64 | Поздравительная открытка | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская |
65-66 | Выставка детского творчества | 1 | 1 | ОНЗ Р | Выставка работ |
Содержание курса
Занятие 1-2.
Тема: Введение. Веселые буквы.
Цель: дать понятия о буквах – образах, познакомить со спецификой работы художника, оформляющего книги, вызвать у детей интерес к познанию детских книг.
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами весёлой и грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
Понятия: детские книги, художник, оборудование, материал, буква, образ.
Занятие 3-4.
Тема: искусство оформления книги. Буквица.
Цель: познакомить с особенностями книжной графики, оформлением книги; дать понятие о буквице, развивать интерес к иллюстрированию произведений устного народного творчества.
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквица, шмуцтитул). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым. Буквица – первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель, гуашь).
Понятия: книжная графика, буквица.
Занятие 5-8.
Тема: Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация.
Цель: дать понятия об обложке и шрифте, познакомить с многообразием шрифтов и особенностями их применения; на основе иллюстраций художников развивать интерес к процессу чтения и воспитывать боережное отношение к книгам.
Обложка – обвертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат «сверху») – отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифта.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо») – начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки – малышки.
Понятия: обложка, шрифт, иллюстрация, книжка – малышка.
Занятия 9-12.
Тема: Буква – образ. Буква – животное.
Цель: развивать образное мышление учащихся, воспитывать гуманное отношение к животным; формировать умение организовывать своё рабочее место.
Формы букв могут напоминать образы разных животных («З» - змею, «Ф» - филина, «Д» - сказочного многоголового дракона).
Практическая работа: создание буквы – образа, в основу которой положены фантастические и реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь).
Понятия: образ фантастический и реальный.
Занятия 13-16.
Тема: Буква – образ. Буква – растение.
Цель: развивать образное мышление учащихся, формировать умение презентовать результат своего труда, познакомить с многообразием флоры Ставропольского края, воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Формы некоторых букв могут напоминать образы растений (цветов, деревьев). Например, буква «О» может напомнить одуванчик, «Б» - веточка березы, а «Д» - старый дуб с дуплом и т.п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И.Билибин и др.)
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева (карандаш, акварель, гуашь).
Понятия: образ, узор.
Занятия 17-20.
Тема: Буква – образ. Буква – дом.
Цель: дать понятие об архитектуре, познакомить с различными видами архитектурных сооружений, развивать образное и пространственное мышление учащихся; воспитывать любовь к традициям своего народа.
Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши) или зданий (готический собор, древнерусский терем). Например, буква «Ф»может напоминать маяк или телебашню, «П» - сказочные ворота, «Л» - горку на детской площадке, «Т» - качели, «О» - колесо обозрения.
Практическая работа: изображение буквы – образа, буквы – дома, составленной из архитектурных элементов.
Понятия: архитектура, графика.
Занятия 21-24.
Тема: Буква – образ. Буква – человек.
Цель: развивать образное мышление учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей. Например, буква «З» может напоминать сгорбившуюся Бабу-Ягу, «Т» - танцующего матроса.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах.
Понятия: фигура, поза, движение, утренняя гимнастика.
Занятия 25-28.
Тема: Буква – шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст.
Цель: познакомить с ролью цветового контраста как одного из выразительных средств в искусстве, развивать творческие способности, воображение и речь учащихся.
Цветовой контраст – резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы разных цирковых персонажей. Например, буква «Ф» - фокусника, «К» - клоуна. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг). Контраст цветов придает образу яркий запоминающийся характер.
Практическая работа: изображение буквы, напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
Понятия: контраст, противоположность.
Занятия 29-32.
Тема: Буква – царь (король). Буква – царица (королева).
Цель: дать первоначальные сведения о декоре и его роли в жизни человека, учить выбирать необходимый материал для выполнения определенной работы, развивать мелкую мускулатуру.
Декор. Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы – царя (короля) или буквы – царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора (цветная бумага, гуашь, цветные фломастеры).
Понятия: декор, архитектура, костюм.
Занятия 33-34.
Тема: Каллиграфия. Инициал.
Цель: дать понятия о каллиграфии и инициалах человека, формировать каллиграфический навык, развивать мелкую моторику рук, воспитывать уважение и почитание к семейным традициям.
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») – искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например, рисунки А.С. Пушкина.
Инициал (от лат. «начинающий») - начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, отчества и фамилии (перьевая ручка, тушь, чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
Понятия: каллиграфия, почерк, инициал, традиция.
Занятия 35-36.
Тема: Вензель. Узор из букв.
Цель: дать понятие о вензеле, развивать образное мышление, формировать чувство прекрасного и воспитывать уважение и почитание к семейным традициям.
Вензель (от польск. «узел») – начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля – переплетенных в узор первых букв имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры и др. материалы).
Понятия: вензель, узор.
Занятие 37-40.
Тема: Буква для Снежной королевы.
Цель: дать понятие о теплых и холодных цветах, познакомить с выразительными возможностями холодных цветов, формирование умения работать в группе, развивать чувства сопереживания и ответственности за результат своего труда.
Теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов.
К холодным цветам относятся синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет. Форма буквы может быть необычной, например напоминать снежинки или льдинки. Иллюстрации В. Пивоваровой к сказкам Х. Андерсена.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквы должны отражать характер сказочной героини. Возможно создание иллюстрации к сказкам.
Понятия: теплые и холодные цвета, выразительность.
Занятия 41-44
Тема: Буква – терем для Царя – солнца. Теплые цвета.
Цель: познакомить с выразительными возможностями теплых цветов, формирование умения работать в группе, развивать образное мышление и воображение учащихся.
Теплые и холодные цвета. Выразительные возможности теплых цветов.
К теплым цветам относятся оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета. Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе - солнца, Золотой рыбке, Коне – огне. Выбранные для украшения буквы должны отражать характер этих сказочных героев. Возможно создание иллюстрации к сказкам.
Понятия: теплые цвета, оттенок.
Занятия 45-46.
Тема: Буква – робот. Брусковый шрифт.
Цель: дать понятие о брусковом шрифте, учить использовать в работе различные плакатные перья; закрепить знания о геометрических фигурах и телах развивать пространственное мышление, воспитывать прилежание и аккуратность при выполнении заданий.
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент – брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнение в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек. Создание эскиза буквы – робота (плакатные перья, палочки, черная и цветная тушь).
Понятия: брусковый шрифт, плакат, плакатное перо.
Занятия 47-48
Тема: Книжная закладка.
Цель: познакомить с функцией книжной закладки, воспитывать бережное отношение к книгам, развивать образное мышление и умение сочетать в работе различные материалы.
Функция книжной закладки. Варианты её украшения. Сочетание шрифтовой композиции с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») – узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. Виды орнамента по характеру мотивов. Растительный и геометрический орнаменты.
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом. Характер формы букв и орнамент закладки отражает содержание книги.
Понятия: закладка, орнамент, виды орнамента.
Занятия 49-52
Тема: Афиша.
Цель: дать понятие об афише и её роли, развивать навыки исследовательской деятельности (умение планировать и предвидеть результат своего труда) и умения работать в группе, расширять кругозор.
Афиша – объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т.д. цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки. Выполнение работы в технике аппликации. Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления родителям.
Понятия: афиша, эскиз.
Занятия 53-56.
Тема: Упаковка. Этикетка.
Цель: дать понятие об упаковке и этикетке, познакомить с их функцией и особенностями оформления, развивать образное мышление и эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта.
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумают сами (материал по выбору ученика).
Понятия: упаковка, этикетка, экология.
Занятия 57-58
Тема: Эмблема.
Цель: дать понятие об эмблеме, развивать умение работать в группе и выбирать необходимый материал для выполнения определенной работы, умение презентовать результат своего труда, воспитывать чуткое отношение к одноклассникам.
Эмблема – условное или символическое изображение какого-либо явления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды (тематика и художественный материал по выбору детей).
Понятия: эмблема, команда.
Занятия59-60
Тема: Экслибрис.
Цель: дать понятие об экслибрисе и роли домашней библиотеки в жизни человека, развивать образное мышление, формировать чувство прекрасного и воспитывать уважение и почитание к семейным традициям.
Экслибрис (от лат. «из книг») – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки (тушь, гуашь, гелевые ручки)
Понятия: экслибрис, библиотека.
Занятия 61-62
Тема: Рисованные шрифты.
Цель: развивать интерес к детской периодической печати, расширить кругозор, развивать образное мышление и воображение, формирование потребности в самостоятельном чтении детской периодической печати.
Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции слова – образа, например, слова «улитка» может напоминать изображение улитки. Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет написано название детской студии («Солнышко», «Весёлая кисточка») (художественный материал по выбору детей).
Понятия: периодическая печать, рисованный шрифт.
Занятия 63-64.
Тема: Поздравительная открытка.
Цель: познакомить с историей возникновения поздравительной открытки, её ролью в жизни человека, развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к близким людям и традициям русского народа.
История открытки. Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и т.д.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки – игрушки «С днём рождения!» (художественный материал по выбору детей).
Понятия: поздравительная открытка, отзывчивость.
Занятия 65-66.
Тема: Выставка детского творчества.
Цель: рефлексия изученного за год, отбор лучших работ, оформление выставки и афиши, презентация работ учащихся, воспитание уважительного отношения к результату своего труда и труда своих товарищей.
Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.
Литература для учителя:
- Б. Воронецкий Шрифт. – Л., 1975.
- А.Грин Полное собрание сочинений. Художник С. Бродский. – М., 1976.
- Книговедение: Энциклопедический словарь. – М., 1982.
- И. Птахова Простая красота буквы. – СПб., 1997.
- Современный словарь – справочник по искусству. – М., 1999
Литература для учащихся:
- Русские народные сказки. Художник И.Я. Билибин. – М., 1998.
- Радуга-дуга. Художник Ю.А. Васнецов. – М., 1996.
- Книга сказок В. Сутеева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Х.Андерсен Снежная королева. – М.: «АОРИСТ», 1992.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Теория (часов) | Практика (часов) | Тип занятия | Вид занятия | Дата |
1-2 | Введение. Веселые буквы | 1 | 1 | ОНЗ Р | Презентация учителя | |
3-4 | Искусство оформления книги. Буквица. | 1 | 1 | ОНЗ Р | Презентация учителя, викторина по сказкам | |
5-8 | История оформления книги. Обложка. Иллюстрация. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
9-12 | Буква – образ. Буква – животное. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Игра-путешествие | |
13-16 | Буква – образ. Буква – растение. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Игра-путешествие | |
17-20 | Буква – образ. Буква – дом. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
21-24 | Буква – образ. Буква - человек. | 1 | 3 | ОНЗ Р | ТРИЗ | |
25-28 | Буква – шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Инсценировка, практическая работа | |
29-32 | Буква – царь (король). Буква – царица (королева). | 1 | 3 | ОНЗ Р | Проект | |
33-34 | Каллиграфия. Инициал. | 1 | 1 | ОНЗ Р | Учебный диалог | |
35-36 | Вензель. Узор из букв | 1 | 1 | ОНЗ Р | Практическая работа с организацией выставки | |
37-40 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Работа в группах | |
41-44 | Буква-терем для Царя – солнца. Теплые цвета. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Работа в группах | |
45-46 | Буква – робот. Брусковый шрифт | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
47-48 | Книжная закладка | 1 | 1 | ОНЗ Р | Викторина по сказкам | |
49-52 | Афиша. | 1 | 3 | ОНЗ Р | Проект | |
53-56 | Упаковка. Этикетка | 1 | 3 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
57-58 | Эмблема | 1 | 1 | ОНЗ Р | Работа в группах | |
59-60 | Экслибрис | 1 | 1 | ОНЗ Р | Выставка книг | |
61-62 | Рисованные шрифты | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
63-64 | Поздравительная открытка | 1 | 1 | ОНЗ Р | Творческая мастерская | |
65-66 | Выставка детского творчества | 1 | 1 | ОНЗ Р | Выставка работ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Юный патриот»
Программа разработана на основе авторской программы учителей начальных классов
С.С Ковалевой, И.Н. Гвоздик, Н.В. Ганжа , С.А. Радченко
Пояснительная записка
Начальная школа призвана с воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа рассчитана на детей 6 - 10 лет
Срок реализации программы – 1 год
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
нимволику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
^ Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |||||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Содержание курса «Юный патриот»
1 класс (33 часа)
Раздел I. Я – гражданин (9ч)
Занятие 1-3.
Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Занятие 4.
Тема: Родной край – частица России. Символика края.
Ставропольский край – житница России. Символика края. Город Ставрополь. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Занятие 5.
Тема: Село моё родное.
Основание села Стародубского. Село Стародубское в наши дни. Достопримечательности села.
Цель: познакомить с историей основания родного села, достопримечательностями;
Понятия: односельчанин, достопримечательность.
Занятие 6.
Тема: Экскурсия «Наша улица».
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.
Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Понятия: улица, дом.
Занятие 7.
Тема: Я - ученик.
Я – ученик. Традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Цель: познакомить с традициями школы, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Понятия: ученик, традиция.
Занятие 8.
Тема: Родной дом и семья.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятие: семья, родословная, труд, отдых.
Занятие 9.
Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.
Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Практическая работа: разучивание народных игр и песен.
Понятия: семейная традиция, праздник.
^ Раздел II. Живые страницы прошлого (21ч)
Занятие 10.
Тема: Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Понятия: предки, друг, заповедь.
Занятие 11.
Тема: Богатырская наша сила.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.
Занятие 12.
Тема: Русские героические сказки.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Понятия: герой, патриот.
Занятие 13.
Тема: Русский солдат сам черт ему не брат.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.
Занятие 14.
Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;
Понятия: полководец, святой.
Занятие 15.
Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов.
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.
Понятия: сила духа, здоровье.
Занятие 16.
Тема: Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
^ Раздел III. Прошлое рядом
Занятие 17-20.
Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Занятие 21.
Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы села Александровского.
Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Занятие 22.
Тема: История памятника погибшим воинам села Стародубского.
История создания памятника.
Цель: познакомить с историей основания памятника, погибшим в годы войны
Понятия: памятник, память.
Занятие 23.
Тема: День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Занятие 24.
Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Занятие 25.
Тема: Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Занятие 26.
Тема: День космонавтики.
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Понятия: космос, космонавт, ученый.
Занятие 27.
Тема: День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Занятие 28.
Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.
Занятие 29.
Тема: Встреча с участниками боевых действий.
Участники боевых действий.
Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Занятие 30.
Тема: Экскурсия в сельскую библиотеку.
Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.
Цель: знакомство с сельской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.
Понятия: библиотека, выставка, каталог.
^ Раздел IV. Заключение (3ч)
Занятие 31.
Тема: Зарничка.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Занятие 32.
Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.
Занятие 33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Список литературы для учителя:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Список литературы для учеников и родителей:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.
Календарно-тематическое планирование
|
|
|
|
|
| Дата | |
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
| |||||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
| |||||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
| |||||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Программа по
внеурочной деятельности
«Играю и учусь»
Программа составлена на основе авторской программы учителя начальных классов Самигуллиной Л. Д. «Занимательная грамматика»
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Играю и учусь”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “Играю и учусь” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Играю и учусь” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Тематическое планирование.
(33 часа)
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | О нашей речи | 1 |
2-4 | Какие бывают слова? | 3 |
5-7 | Собственные имена | 3 |
8-10 | Разные языки: родной и иностранные | 3 |
11-12 | Речь устная и письменная | 3 |
13-14 | Звуки русского языка | 2 |
15-17 | Буквы русского языка. Алфавит. | 3 |
18-19 | Как работают буквы? | 2 |
20-21 | Что значит писать правильно? | 2 |
22-24 | Проверочные страницы | 3 |
25-27 | Учимся писать записки | 3 |
28-30 | Как пишут письма и телеграммы? | 3 |
31-32 | Поздравим друг друга! | 2 |
33 | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: | 33 |
Используемая литература
Для учителя:
Тетрадь для внеурочной работы «Играю и учусь» Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (Ассоциация XXI век)
Для учащихся:
Тетрадь для внеурочной работы «Играю и учусь» Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (Ассоциация XXI век)
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | О нашей речи | 1 | |
2-4 | Какие бывают слова? | 3 | |
5-7 | Собственные имена | 3 | |
8-10 | Разные языки: родной и иностранные | 3 | |
11-12 | Речь устная и письменная | 3 | |
13-14 | Звуки русского языка | 2 | |
15-17 | Буквы русского языка. Алфавит. | 3 | |
18-19 | Как работают буквы? | 2 | |
20-21 | Что значит писать правильно? | 2 | |
22-24 | Проверочные страницы | 3 | |
25-27 | Учимся писать записки | 3 | |
28-30 | Как пишут письма и телеграммы? | 3 | |
31-32 | Поздравим друг друга! | 2 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 33 |
Содержание занятий.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Стародубская средняя общеобразовательная школа №7»
Рекомендовано МО начальных классов Руководитель МО __________/Н.Я. Малашенко | Согласовано: Зам. директора по УВР ____________/Е.В. Федоренко «___» _______________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ №7 с. Стародубского ______________ /Н.В. Кудренко «___» _______________ 2012 г. |
Рабочая программа спецкурса для учащихся 1- 4-х классов
«ТЮЗ ИНТЕРИК»
Программа создана на основе авторской программы Селезнёой Галины Дмитриевны учителя начальных классов ГОУ Урюпинская школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени генерал – лейтенанта С.И. Горшкова
Руководитель:
учитель начальных классов Штраух Г.И.
Введение
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говориться в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
В настоящее время дети воспитываются, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.
Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.
Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. ПРИЗНАНИЕ – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, другой формы поведения. ПРИНЯТИЕ – это положительное отношения к таким отличиям. ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводиться к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключая фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
В начальной школе проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, воспитание толерантности на факультативных занятиях « ТЮЗ «ИНТЕРИК» способствуют развитию сотрудничества . В этом факультативном курсе раскрывается возможность развития толерантной личности, опираясь на синтетическую природу театрального искусства.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Театр юного зрителя (ТЮЗ) « Интерик» рассчитан на учащихся 1 – 4 классов и имеет определённую цель:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, создать условия развития толерантной личности, способной к саморазвитию, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе полученного в школе социального опыта.
Достижение цели становиться возможным через решение следующих задач :
* через театр привить основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям ;
* воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран ;
* развитие творческих способностей учащихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности ;
* освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ театральной композиции, знакомство с приёмами и способами работы над театральной постановкой.
* создание благоприятной атмосферы коллективной работы, сотворчества, коллективного напряжения усилий, эмоций.
Все выше перечисленные задачи следует решать в комплексе, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития.
Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе при одном занятии в неделю, 33 занятия в учебном году в 1 классе и 34 занятия во 2-4-х классах.
Программа факультативного курса построена на концептуальных идеях данного направления современной педагогической науки таких, как ненасильственное, терпимое взаимодействие педагога с различными субъектами педагогического процесса. Одной из идей программы является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям, направленным на формирование у детей толерантного отношения ко всем людям.
Очевидно, что театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
-сообщения знаний об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.д.) как русского народа, так и народов других стран ;
- развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделяя сходства и различия ;
- воспитание активной жизненной позиции на основе осознания детей своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их не в ущерб другим; - проявление терпимости, уважения традиций и культуры других ;
- развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умение делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов, решать возникающие проблемы.
На занятиях используются как классические для педагогики методы, средства и формы организации работы так и посещение музеев, театров, выставок народно – прикладного искусства, тематические экскурсии, участие и проведение праздников, игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно – ролевые игры, просмотр видеофильмов, конкурсы и викторины, театрализованные представления, занятия – тренинги, изготовление бутафории и декораций, знакомство с искусством народов мира – все, что поможет в достижении поставленной цели.
Занятия лучше проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно места и для игр, и для просмотра спектакля. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, в котором педагог становиться одним из участников театральной игры.
Большое количество времени отводиться на работу с текстом, ведь творчество учащихся основывается на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому при работе с текстом необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне.
Следует отвести достаточное время на подготовку и репетиции праздников и театральных представлений. В программе время, выделяемое на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и заданий, отбирать необходимый материал для практических работ с учётом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определённых программой.
В программе предлагается оригинальная методика проведения театральных занятий с детьми младшего школьного возраста, направленная на воспитание у них толерантного отношения к окружающему миру.
Программа адресована педагогам начальной школы, организаторам досуговых мероприятий и всем любителям театра.
Программа
1 класс
Тема раздела: Мастерская тела
Знакомство с жестами, мимикой, телодвижениями, основными группами мышц, ритмопластикой
Тема раздела: Общение
Знакомство со словесным и несловесным общением, речевыми ситуациями, средствами общения.
Тема раздела: проект – спектакль «Теремок»
Работа над проектом: знакомство со сказкой, рисование иллюстраций к сказке, выполнение декораций, выступление.
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
- средства общения;
- виды текстов;
- понятия: «жесты», «мимика», «телодвижения»;
- основные группы мышц.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать средства общения;
- правильно распределять дыхание в речи;
- правильно использовать телодвижение, мимику, жесты;
2 класс
ТЕМА РАЗДЕЛА: В мире мудрых пословиц.
Знакомство и сравнение пословиц русского народа и народов мира. Концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с фольклором стран мира. Посещение музея прикладного искусства. Разучивание сценок по пословицам народов мира. Проведение игры – миниатюры .
ТЕМА РАЗДЕЛА: Сказки добра.
Знакомство с построением сказок во всём мире. Их сходство и различие в отражении традиций и развитии духовно – нравственных ценностей. Понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения. Посещение театра на просмотр спектакля – сказки . Тематическая экскурсия в библиотеку, с целью знакомства с разнообразием сказок народов мира. Подготовка и проведение театрального представления « Сказки добра и мира».
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- 5 - 10 русских и 3 - 4 пословицы народов мира;
- сказки, как русского народа, так и сказки народов мира; знать особенности их построения; их сходства и различия.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл пословиц народов мира;
-находить сходство и различия пословиц ;
- различать родину сказок по характерам героев, по их поступкам, по традициям данного народа;
- в театральных представлениях уметь передавать всю колоритность представленного народа.
3 класс
ТЕМА РАЗДЕЛА : Семейный лад.
Рассмотреть традиции семьи, через использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия. Проследить права и обязанности всех членов семьи через изучение художественной литературы великих писателей разных времён и народов. Игры – тренинги. Смоделировать в театральной студии ситуации семейной жизни, направленной на воспитание в детях толерантности.
Подготовка и проведение праздника семьи « Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
Участвовать совместно с родителями в семейных праздниках: «Светлое время рождества», «Папа, дедушка и я – мы защитники добра», «Хочу на маму быть похожим».
ТЕМА РАЗДЕЛА: Я и мои чувства.
Искусство мимики при определении и показе видов настроения: удивление, страх, веселье, грусть, гнев, удовольствие, недовольство, доброжелательность, огорчение. Обсуждение сказки « Гадкий утёнок». Игра – ассоциация «Маска, я тебя знаю?» Занятия – тренинги на проведение диагностики толерантности ребёнка. Игра – практикум «Ералаш» в форме показа ситуаций и их разбора в виде дискуссии. Театрализованное представление «Путешествие в мир эмоций».
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- заповеди мирных и уважительных взаимоотношений в семье;
- свои права и обязанности в семье;
- понятия : удивление, страх, веселье, грусть, гнев, удовольствие, недовольство, доброжелательность, огорчение;
- пути разрешения конфликтных ситуаций;
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать заповеди добра и милосердия;
- не проявлять негативных видов настроения по отношению к другим людям;
- терпеливо и уважительно относиться к высказываниям других детей;
- в игре на сцене использовать мимику и жесты для полного перевоплощения.
4 класс
ТЕМА РАЗДЕЛА: Школа жизни – класс родной.
Определение толерантности каждого ученика через диагностическую игру «Свой среди чужих и чужой среди своих». Выработка прав и обязанностей ученика толерантного класса. Просмотр видеофильма «Электроник»- обсуждение ситуации и неожиданного итога. « Калейдоскоп школьных сценок»- сюжетно – ролевая игра. «Путешествие по классам разных стран»- документальный фильм и дискуссия о толерантных отношениях между детьми разных народов. Определение толерантности класса в целом через карту измерений эмоциональной наполненности. Принять участие 16 ноября в празднике, посвященном Международному Дню Толерантности.
ТЕМА РАЗДЕЛА : Театр взаимоотношений.
Изучение словаря толерантности. Сравнение интолерантного и толерантного класса.. Сюжетно – ролевая игра « Лидер – это кто?» . Вспомнить о малышах: акция в младшие классы со сценкой «Капризка» и заучиванием заклинания против Капризки. Театрализованная ролевая игра « Кругосветное путешествие по странам мира». Викторина «Заповеди мира». Спектакль « На одной планете – живите в мире, дети !» , посвящённый неделе солидарности с народами всех колониальных территорий , борющихся за свою свободу, независимость и права человека.
К концу 4 класса учащиеся должны знать :
- правила толерантного сосуществования в классе ;
- права и обязанности ученика в толерантном классе ;
- определения слов из словаря толерантности ;
- некоторые заповеди мировых культур
Учащиеся должны уметь :
- стремиться к саморазвитию в себе толерантности ;
- грамотно и уважительно вести диалог как со взрослыми, так и с детьми разного возраста и этнической принадлежности ;
- пытаться самостоятельно решать проблемы в различных жизненных ситуациях, опираясь на принципы толерантности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Наименование тем занятий | Количество часов |
1 | Тема раздела: Мастерская тела | 11 |
Вводное занятие. Театральная игра | 1 | |
Знакомства. Наблюдения | 2 | |
Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика | 5 | |
Телодвижения. Таинственное превращение | 3 | |
2 | Тема раздела: Общение | 12 |
Общение. Речевые ситуации | 4 | |
Развитие памяти, внимания | 4 | |
Твори, придумывай, импровизируй | 4 | |
3 | Тема раздела: проект – спектакль «Теремок» | 10 |
В гостях у сказки. | 1 | |
Мастерская художника. Иллюстрации к сказке. Рисование эскизов декораций к спектаклю. | 2 | |
Дело мастера боится. Изготовление декораций к спектаклю | 5 | |
Защита проекта. | 1 | |
Подведение итогов. | 1 |
2 класс
№ Наименование тем занятий Количество часов
п/п
1 Тема раздела: В мире мудрых пословиц. 16
Родные русские пословицы. 5
Пословицы народов мира. 5
Поиграем в пословицы. 2
Игра-миниатюра«Объяснялки» 1
Пословицы в музее. 1
Покажи и расскажи. 2
2 Тема раздела : Сказки добра. 16
Сказки мира .Какие они? 3
Чем похожи? Чем разняться? 2
Расскажи мне сказочку, дружок! 4
В театр мы пойдём другой. 1
Народная и авторская сказка. 1
(экскурсия в библиотеку)
Приглашение! «Сказки добра и мира». 5
3 класс
№ Наименование тем занятий Количество часов
п/п
Тема раздела : Семейный лад. 22
Посидим рядком, поговорим ладком. 1
Как исстари ведётся. 1
Покажи свою семью. 1
Пригласите в гости нас! 1
Другие страны-другие семьи. 1
Заповеди дружной семьи. 1
Праздник «Уважай отца и мать- 4
будет в жизни благодать»
Со всей семьёй«Светлое время Рождества»
Праздник «Папа, дедушка и я - мы
защитники добра» 4
Утренник «Хочу на маму быть похожим» 4
Тема раздела : Я и мои чувства. 10
Как показать настроение? 1
Пожалей гадкого утёнка. 1
Маска – я тебя знаю ? 1
Определить попробуй чувства. 1
Я хочу в «Ералаш». 2
Отправляйся с нами « Путешествие в мир эмоций» 4
4 класс
№ Наименование тем занятий Количество часов
п/п
1 Тема раздела : Школа жизни – класс родной. 16
Игра «Свой среди чужих,чужой среди своих» 1
Знай и выполняй! 3
Айда в кино! 1
Калейдоскоп школьных сценок. 3
Путешествие по классам разных стран. 3
Карта измерения. Чего? 1
День толерантности. 4
2 Тема раздела : Театр взаимоотношений . 16
Необычный словарь. 2
Наш класс. Какой он? 1
Хочу быть лидером в классе! 1
Театр малышам ! 2
Кругосветное путешествие по странам мира. 3
Религии и заповеди. 2
Спектакль « На одной планете-живите в мире,дети!» 5
ЛИТЕРАТУРА
- Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьёва. Волгоград: Изд-во « Панорама»,2007.
- Улыбка судьбы. Роли и характеры / И. Я. Медведева. Т. Л. Шишова. – Москва: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2002.
- Введение в педагогику толерантности / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
- Театрализованные игры для младших школьников / Р. В. Димитренко. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007.
- Литературное чтение. 2 – 4 классы. Внеклассные занятия / Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007.
- Изучаем свои права. 1 – 4 классы. Внеклассные мероприятия в картинках, в театрализованных представлениях, инсценировки / Е. А. Гальцова. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2007.
- В мире мудрых пословиц / Л. Б. Фесюкова. – Москва: Изд-во «Ранок»,2007
- Программа факультативного курса для учащихся 2 – 4 классов «ТЮЗ ИНТЕРИК» Составитель: Селезнёва Галина Дмитриевна учитель начальных классов ГОУ Урюпинская школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова
- Программа курса «Закулисье» 1 класс. Составитель: Е. И. Мудракова, учитель начальных классов МОУ СОШ№ 9 с. Воздвиженское Апанасенковского района.
- Программа курса «Искусство сцены» (2-4 классы) Составитель: Л.Н. Коваль, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Лермонтов, 2009 г.
Приложение 1.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
1. Выполнение фигурок из пальцев
2. Театральный словарь
Спектакль – театральное зрелище.
Актер – исполнитель ролей в драматических оперных, балетных, эстрадных, цирковых спектаклях и представлениях, а так же в киноискусстве.
3. Речевая разминка
Игра в «телефон»: мама мыла Милу с мылом.
Дыхательная: Говорим всегда красиво,
Смело и не торопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: «вода,
утенок, небо, нет и да».
4. Сказка «Репка».
ЗНАКОМСТВА. НАБЛЮДЕНИЯ
1. Выполнение фигурок из пальцев
2. Театральный словарь
Пьеса – литературное произведение написанное для исполнения в театре.
Зритель, кассир, артист, сцена.
3. Речевая разминка
Фразы по кругу: вставай Архип, петух охрип.
Артикуляционная гимнастика: сказка «У бабушки с дедушкой».
Интонационная гимнастика:
Рано утром – тук-тук-тук
На балконе чей-то стук.
Тихо-тихо, ни гугу –
Воробьишки на снегу.
4. Сказка «Репка» - инсценирование.
ИГРЫ. ЭСТАФЕТЫ. ЖЕСТЫ. МИМИКА
1. Выполнение фигурок из пальцев
2. Театральный словарь
Балет – спектакль, в котором содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
3. Речевая разминка
Фразы по кругу: вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.
Артикуляционная гимнастика: сказка «У ослика в гостях».
Интонационная гимнастика: «Скакалка»
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханием, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
ОБЩЕНИЕ. РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ
1. Выполнение фигурок из пальцев
Приложение 2. Занятие на тему : ТЕАТР МАЛЫШАМ ! (4 класс)
ЦЕЛЬ : передать в сценке чувства детей, развивать качество перевоплощения в сценический образ, воспитывать толерантность в работе с малышами на основе проведения акции.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Вступительное слово
( В зале приглашенные малыши из 1 – 2 классов рассаживаются как им удобно)
Внимание! Внимание! Что будет дальше,вам знать не к чему
Представить хотим вашему вниманию Лучше сами посмотрите,
Один интересный рассказ, Нашу игру оцените!
О том, как Олег и Стас Но затем, ответьте нам,
Девочку выручили одну… Такая история знакома вам?
2 Сценка «КАПРИЗКА» (участники ТЮЗ «Интерик)
Капризка (плачет) Не хочу я руки мыть, не хочу я кушать -
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Олег Давай поговорим с ней, утешим её поскорей!
Стас Посмотри как хорошо: на улице сейчас тепло.
Светит солнышко с утра, вся гуляет детвора.
Капризка Не хочу я солнца! Пусть там дождик льётся!
Олег Ты ж промокнешь под дождём, заболеешь ведь потом!
Капризка Пусть промокну, заболею, пусть меня все пожалеют!
Стас Может, хочешь ты котлетку? Или вкусную конфетку?
Капризка Ничего я не хочу: ни конфету, ни котлету.
Олег Может быть мороженое? Вкусное пирожное?
Капризка(топает ногами) Ни мороженого, ни пирожного!
Стас Может, холодно тебе ?
Капризка(отмахивается от мальчиков) Неужели не понятно!
Мне не холодно ,не жарко!
Олег Почему же ты кричишь и всё время плачешь?
Стас Может, лучше ты поспишь? После доброй станешь.
Капризка Почему я всё кричу – вам какое дело?
Ничего я не хочу! Всё мне надоело!
Олег Может, всё же ты больна? Покажи язык мне – «а-а-а»
Капризка Покажу язык тебе и скажу я громко – «бе-е-е»
Стас Дай послушаю тебя. Подыши, Капризка!(слушает) АГА ОГО
Капризка Что «ага», что «ого»? Что вы говорите? ТОЧНО!
Что такое «точно»? Отвечайте срочно!
Стас Проглотила ты КАПРИЗКУ, он в тебе сидит теперь.
Смех, веселье, радость, счастье,совсем не любит он,
поверь.
Капризка Я проглотила КАПРИЗКУ? А он какой? Добрый или
злой?
Олег Бука, злюка, любит скуку, заставляет всех болеть.
Капризка Как же он попал ко мне? Как помочь моей беде?
Стас Всё летал он тут, кружил, слушал, кто здесь плачет.
Ты ж ревела, рот открыв, - он влетел как мячик.
Олег Залетел к тебе он в рот – стала ты КАПРИЗКОЙ.
И капризничаешь вот, не унять ириской.
Капризка Не хочу КАПРИЗКОЙ быть! Что же делать? Как мне
быть?
С вами я хочу дружить, веселиться – не тужить!
Стас Открывай пошире рот и скажи : «КАПРИЗКА вон!
Убирайся от меня! Ждут давно меня друзья!
( Открывает рот и громко повторяет эти слова )
Олег Вылетел! Вылетел! Вон, полетел!
Стала ты, девочка доброй теперь!
Капризка А куда он полетел?
Стас Полетел к другим ребятам, к тем, кто очень любит
плакать.
Капризка Я не буду больше ныть, буду веселиться,
Ведь с КАПРИЗКОЮ дружить вовсе не годится!
Все хором Лучше съешьте вы конфетку или сладких сухарей.
А КАПАРИЗКУ , а КАПРИЗКУ прочь гоните поскорей!
3 Беседа по сценке
- Вы подумали над нашим вопросом? Бывало с вами такое? Что вы делали?
- Почему мальчики не оставили в покое КАПРИЗКУ?
- Их можно назвать настоящими друзьями? Почему?
- А если вы увидите КАПРИЗКУ, что вы сделаете? А ещё?
- А если в вас он залетит? Что нужно сделать?
- Заучите заклинание от КАПРИЗКИ – может пригодиться.
4 Рассказы малышей
Расскажите, пожалуйста о других случаях, произошедших либо с вами, либо с вашими друзьями. Поделитесь , как вы поступали и почему?
5 Итог занятия - акции
Если вам понравилось наше занятие, то мы обещаем к вам придти ещё. Всем СПАСИБО !