Выступление на педагогическом совете
Педагогический совет - повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации; выявление и распространение передового педагогического опыта; повышение престижа педагогического труда и поиска, публичное призвание вклада педагогов в развитие ДОУ. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления на пед совете | 23.2 КБ |
Презентация выступления на пед совете | 1.01 МБ |
Приказ педсовет январь 2019 год | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Текст для выступления на педагогическом совете.
Слайд № 1
Актуальность моего выступления выражается в постоянном поиске новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
СЛАЙД 2
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
3. Графические модели (мнемотаблицы, графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
СЛАЙД №3
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Слайд 4
Ни для кого не секрет, что у большинства детей нынешнего поколения существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому педагогическое воздействие при устранении данных нарушений – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей дошкольного возраста в норме, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Слайд № 5
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд № 6
Использование мнемотехники (в переводе – «искусство запоминания») как системы различных приемов обеспечивает запоминание
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов.
Слайд 7
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Слайд 8
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного образа делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Слайд 9
Слайд 10
Этапы работы.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации.
- Пересказ сказки или рассказывания стихотворения с опорой на символы (образы).
Слайд 11
Задачи работы педагога.
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения. (Слайд)
- Развивать умения составлять описательные рассказы. (Слайд)
- Развивать психические процессы: память(различные виды), внимание, мышление,
- Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
слайд 12
Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, заучивание стихов, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Обучение должно осуществляться систематически и в тесном взаимодействии с узкими специалистами. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям овладению связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Постоянная работа воспитателя с детьми по развитию мнемотехнических навыков с младшей группы на выходе дала итог: дети практически самостоятельно к подготовительной группе производят перекодировку слов в знаки при составлении мнемотаблиц.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, я разработала пособия, используя прием мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста.
Исходя из выше описанного, мною как воспитателем разработан дидактический материал для детей старшего возраста.
Теперь я представлю вашему вниманию разные виды мнемотаблиц которые я использую в работе с детьми.
Слайд 13
окончание Если у вас есть вопросы ко мне я готова ответить на них.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: Предметные Предметно – схематические Графические ( мнемотаблицы )
Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация
Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования - мнемотаблиц Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.
Мнемотехника (в переводе – «искусство запоминания») Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Например, описание животного:
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными. модель русской народной сказки «Репка» для мл. дошк . возраста
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок
ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2.Перекодирование информации. 3. Пересказ сказки или рассказывания стихотворения с опорой на символы (образы).
Задачи работы педагога Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения. Развивать умения составлять описательные рассказы. Развивать психические процессы: память(различные виды), внимание, мышление, Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, заучивание стихов, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни. Расширить круг знаний об окружающем мире. Активизировать словарный запас. Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
1 . Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж) Загадки
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ
И.Суриков Детство (1)Вот моя деревня; Вот мой дом родной; (2)Вот качусь я в санках По горе крутой; (3)Вот свернулись санки, И я на бок - хлоп! (4)Кубарем качуся Под гору, в сугроб. (5)И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. (6)Всё лицо и руки Залепил мне снег... (7)Мне в сугробе горе, А ребятам смех!
Я.Колас Песня о весне (1)Уходи, мороз косматый! Слышишь, старый, или нет? (2)И над садом и над хатой (3)Голубой весенний свет. (4)Солнце ласково смеется, (5)Светит ярче, горячей, (6)И с пригорка звонко льется (7)Разговорчивый ручей. (8)Он лучистый, (9)серебристый, (10)Он сверкает и (11)дрожит. (12)А другой, такой же чистый, (13)Рядом (14)весело бежит. (15)Ты не слышишь, дед сердитый, (16)Как в заоблачной дали, (17)Над землей, дождем умытой, (18)Закричали журавли. (19)И зима сдала, осела – (20)Хватит ей озорничать! (21)Выходи, ребята, смело (22)Песни петь и (23)май встречать!