Педагогическая деятельность
Применение и описание популярных и эффективных образовательных технологий для детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательные технологии | 15.2 КБ |
Игры с правилами | 46 КБ |
Проектная деятельность в ДОУ | 64.5 КБ |
Работа с родителями по развитию у детей регуляторных способностей.» | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 «Филиппок»
Популярные и эффективные образовательные технологий для детского сада воспитатель: Дронина Н.А. г. Нижневартовск Популярные и эффективные образовательные технологий для детского сада |
Название технологии | Задачи | Формы организации |
Личностно-ориентированные технологии | · Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ. · Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. · Приоритет личностных отношений. · Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОУ. · Субъект-субъектное взаимодействие. | · Игры, занятия, спортивные досуги. · Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. · Упражнения, игры, гимнастики, массаж. · Тренинги, этюды, образно-ролевые игры. |
Социоигровые технологии | · Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия. · Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения. · Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия. · Решение задач социального «закаливания». · Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства. Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя. | · Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться. · Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра. · Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности. · Сказкотерапия. · Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. · Тренинги. · Самопрезентация |
Технология проектирования | · Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. | · Работа в группах, парах. · Социально-активные приёмы (методы): метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения. · Беседы, дискуссии. |
Здоровьеразвивающие технологии | · Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства. · Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей. · Увеличение резервов здоровья. | · Пальчиковая гимнастика. · Гимнастика для глаз. · Дыхательная гимнастика. · Артикуляционная гимнастика. · Музыкально-дыхательные тренинги. · Динамические паузы. · Релаксация. · Арттерапия. · Сказкотерапия. · Двигательная терапия. · Музыкотерапия. · Цветотерапия. · Звукотерапия · Песочная терапия. |
Управленческие технологии | · Организация образовательной деятельности ДОУ. · Мониторинг образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов. · Диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса. | · Работа органов самоуправления. · Коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы. · Мониторинг (оценка состояния), методики исследования. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №27 «Филиппок»
Тема: «Игры с правилами как способ формирования произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности».
Воспитатель
МБДОУ №27
Дронина Наталья Александровна,
высшая квалификационная категория
г. Нижневартовск – 2014
г.
Проанализировав уровень сформированности регуляторных способностей, как одно из условий социальной готовности детей к школе. Было выявлено : что из всех показателей развития регуляторных способностей имеют низкий уровень следующие показатели.
- Умение слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения;
- Умение понимать задания в целом и самостоятельно выполнять в соответствии с алгоритмом действия;
- Умение договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;
- Умение с помощью взрослого анализировать свои ошибки и исправлять их;
- Умение регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя».
Как Вы думаете? Как же помочь ребенку осознать свое поведение?
Наиболее эффективным средством формирования данных показателей в дошкольном возрасте мы считаем игру с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.
Игра - это школа социальных отношений для ребенка; в ней он учится сотрудничеству, тем качествам, которые помогают и воспитателю и детям стать партнерами в общем деле. В игре со сверстниками ребенок освобождается от всего, что "давит" на него в повседневной жизни, забывает о страхе, злости, печали и т.д. В процессе игры осуществляется своеобразная групповая психотерапия; идет настоящая жизнь для ребенка. Однако в игре с правилом средство осознания своего поведения (правило) обычно задается взрослым или кем-то другим. Вместе с тем очевидно, что осознание своего поведения не может ограничиваться выполнением инструкций и правил, даже если они присваиваются ребенком и становятся средством организации его действий.
Как с вашей точки зрения, появляется способность сознательно ставить цели и действовать в их направлении?
Очевидно, что эта способность предполагает, прежде всего, осознание своих целей (знание того, чего я хочу) и своего поведения (что и как я для этого делаю), т.е. она требует определенного уровня развития самосознания. Но иногда наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психическом развитии: наблюдается повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, чувство ущемленности. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. Становление произвольного поведения ребенка проходит ряд этапов и связано с выделением и осознанием правил своего поведения и становлением функции контроля.
Этапы формирования регуляторных способностей через игры с правилами.
1. Знакомство с правилами игры (прямое руководство, воспитатель играет ведущую роль).
2. Организация игры с правилами совместно с детьми (воспитатель в роли координатора по выполнению правил игры).
3. Самостоятельная организация игры детьми (без помощи взрослого).
Приведу пример организации и проведения игры с правилами «Найди игрушку». В этой игре дети получают навык действия по правилам, что создает условия для управления своими эмоциями, произвольностью и анализу своего поведения.
В начале игры дети располагаются перед фланелеграфом. На нем воспитатель, при участии детей, делает план комнаты.
Затем один из детей (водящий) выходит из комнаты, а воспитатель вместе с остальными ребятами прячет игрушку в комнате, делая отметку на плане красным кружком. Пользуясь этой отметкой, водящий отыскивает игрушку.
Водящими по очереди становятся все играющие.
Цель: Научить детей слушать взрослого и выполнять его просьбы, задания, поручения; регулировать свои действия, по словам «надо», «можно», «нельзя»; договариваться со сверстниками в игре и выполнять взятые на себя роли;
На первом этапе знакомства с игрой обучаю детей слушать взрослого и выполнять правила задаваемые взрослым по ходу игры. После проведенной игры провожу анализ вместе с детьми: интересуюсь понравилась или не понравилась игра. Что именно понравилось и не понравилось. Какое из правил игры было труднее выполнить и почему. Все ли дети выполняли правила игры. Данный совместный анализ игры позволяет учить детей с помощью взрослого анализировать свои ошибки, регулировать свои действия словами «надо», «можно», «нельзя».
На втором этапе организую игру, предложив роль ведущего ребенку. При этом участвую в игре, являясь, в тоже время , координатором выполнения правил игры. Данная моя позиция позволяет показать образец выполнения правил. Дети учатся понимать задание в целом и самостоятельно выполнять их в соответствии с алгоритмом действия. Дети вместе с ведущим составляют план игровой зоны, где спрячут игрушку. Если дети забыли, что-то изобразить на плане, то я могу подсказать или помочь, что нужно еще добавить. Затем ребенка, которого выбрали при помощи считалки, выходит из групповой комнаты. Дети прячут игрушку и обозначают флажком на плане. Ребенок, который выходил, заходит в группу, ему показывают план, чтобы он смог найти игрушку. Остальные дети должны вести себя сдержано: не выдать место нахождения игрушки, эмоционально не реагировать на ошибки или удачи ищущего игрушку, то есть должны произвольно управлять своими эмоциями и действиями. Кроме того дети учатся договариваться со сверстниками в игре. В конце проведения игры также проводится анализ: получилась ли игра, все ли дети выполняли правила, как еще можно было сделать. В случае, когда кто то из детей не справился с правилами предлагаю ребенку в слух проговорить, как он в следующий раз будет выполнять правила игры, то есть создаю модель будущего поведения.
И на третьем этапе, при организации игры с правилами, я выступаю в роли координатора (наблюдателя) по мере необходимости.
Данная игра показывает уровень сформированности регуляторных способностей каждого ребенка. Чем выше уровень развития регуляторных способностей у детей, тем меньше требуется участие воспитателя в знакомой для детей деятельности.
Мы пришли к выводу, что алгоритм технологии обучения детей данной игре, может быть применен и в обучении другим видам деятельности.
Таким образом, игру можно считать школой произвольного поведения. Содержание игр сосредоточено, главным образом, вокруг норм отношений между людьми, то есть ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди людей. Игра имеет значение и для формирования: дружного детского коллектива, самостоятельности, и положительного отношения друг к другу.
Игры с правилами с нашей точки зрения решают задачу развития саморегуляции ребенка.
Развитие регуляторных способностей формируются в разных видах игр.
1. Дидактические игры - «Домино», «Мозайка», «Сложи квадрат», «Найди игрушку» и т.д.
2. Сюжетно-ролевые игры - «Больница», «Почта»,«Парикмахерская»,«Ателье», «Больница» и т.д.
3. Настольно-печатные игры - «Домашние животные», «Зеленый луг», «Сад»
4. Словесные игры - «Сделай, как я », «Скажи коротко », «Кто что делает» и т.д.
5. Тетрализованные игры - «Кот, петух и лиса»,«Гуси-лебеди»,«лиса и волк»
6. Творческие игры - «Идем по лесу», «Радость и грусть», «Маша и медьведь»
7. Подвижные игры - «Гуси-лебеди», «Горелки», «Веселые ребята», «Два Мороза», « Хитрая лиса»
Поэтому в группе создаём атмосферу уюта, комфорта, игровой материал расположен удобно, доступно. Дети большое предпочтение отдают подвижной игре. Так как в ней они чувствуют себя более раскрепощено. Подвижная игра учит искренности, товариществу, в ней формируется дисциплинированность, характер, воля. Подвижные игры помогают жизненные впечатления и переживания детей отражать в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-Лебеди», «Горелки », «Веселые ребята», «Два Мороза », «Хитрая лиса», хороводная игра «Огуречик» и др.).
Игра требует внимания, выдержки, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности. В подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например, зачины, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Мы убеждены, что хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.
Использование игр с правилами позволило добиться положительной динамики в развитии регуляторных способностей детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г.Нижневартовск
Составила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Н.А.Дронина
Проектная деятельность в ДОУ
Во многих детских садах педагоги организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово “занятие” вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. определения вида продукта и формы презентации.
3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Т.о., проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Т.е. проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Хотелось бы добавить еще одно “П”, еще один этап – Подготовительный. Конечно, существует предпроектный подготовительный этап. Здесь речь идет о том, что, приступая к работе над проектом, необходимо оповестить об этом администрацию детского сада, т.к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т.д. Еще один важный момент подготовительного этапа – это организация соответствующей предметно–развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы и т.д.). Но я говорю о другом подготовительном этапе. Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми в методическом отношении является момент включения детей в собственную исследовательскую деятельность. С чего и как начать работу с детьми в направлении проектного обучения?
Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, – развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни.
Работа над проектом планируется и проводится во 2–ом блоке в утренние и вечерние часы, на специальных занятиях в рамках всех предметных занятий, на занятиях по интересам.
При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.
Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что–либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.
Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, из экскурсий, посещений зоопарка, цирка, театра и т.д. Проще, конечно, подобрать интересную (как нам кажется) и полезную тему исследования, а затем предложить детям. Но дошкольника бесполезно “нагружать” темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п.
Второй этап – планирование – включает в себя несколько шагов:
– Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:
– Что мы знаем? (Ответы детей записываются на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка).
– Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Снова записываются ответы детей).
Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются. После этого вывешиваются карточки с методами исследования /“Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к видеомагнитофону, Интернету”/.
Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации их действий. Устно обсуждается с ребенком последовательность его действий (“Что ты будешь делать вначале, а что – потом?”).
Также обсуждается конечный продукт, который будет показывать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Ребенку задаются вопросы: “Что необходимо сделать? Когда? Где? Кто будет делать? Что тебе понадобится для этого?”.
Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, создать богатое пространство для поиска информации. Для реализации проекта подключаются родители. Нужно помочь ребенку выбрать центр активности и того вида деятельности, которая для него привлекательна и могла бы привести ребенка к получению определенного результата. Но нужно стараться подвести к такому выбору так, чтобы он считал его своим.
На 3–ем этапе предполагается использование таких методов и приемов: “Звездочка обдумывания”, “Папка исследователя”, работа с художественной, научной литературой, историческими документами, сочинениями, информационная поддержка (поиск технологии изготовления объекта) и многое другое.
Работа над какой–либо проблемой не только обогащает содержание образования, но и формирует первичные проектные умения: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его (конечно, пока не самостоятельно, а с помощью воспитателя или родителей).
Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя”.
Особо нужно отметить поиск информации путем изучения текстовых и иллюстрированных источников: книг, фильмов, Интернета. Ребенок так собирает большую информацию, которую надо не только понять, но и проанализировать, обобщить. Это очень сложная интеллектуальная работа. Этому тоже следует обучать детей.
Первым делом, нужно учить детей работать с книгой: полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, попросить прочитать кого–нибудь из взрослых, а что случайно привлекло внимание – повторно прочитать, задать себе вопрос: “Что нового я смогу узнать?”, “Что мне понадобится для решения проблемы?”.
Для успешного выступления во время защиты требуется владение четкой дикцией, разнообразными интонациями, правильной речью, жестикуляцией. Поэтому к выступлениям дети готовятся не только с воспитателем, но и с родителями, а иногда и рассказывают вместе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.
Еще раз подчеркнем: только личная заинтересованность ребенка в получении результата может поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу трудности и проблемы. Все это способствует воспитанию культуры труда и здоровья ребенка.
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- выставка;
- газета;
- журнал;
- игра;
- карта;
- коллекция;
- костюм;
- макет;
- модель;
- оформление группы;
- пакет рекомендаций;
- праздник;
- серия иллюстраций;
- сказка;
- экскурсия;
- историческая лента времени;
- альбом;
- коллаж;
- драматизация;
- реклама;
- концерт;
- сообщение и т.д.
Созданный продукт, сообщения детей – не только один из результатов проектной деятельности, важнее для нас – процесс учения и “папка исследователя” (“проектная папка”), сопровождающая продукт и содержащая зарисовки, схемы, где отражены мысли и идеи.
Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:
- воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
- деловая игра;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- игра с залом;
- иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…;
- инсценировка;
- научная конференция;
- научный доклад;
- отчет исследовательской работы;
- пресс–конференция;
- путешествие;
- реклама;
- ролевая игра;
- соревнования;
- спектакль;
- спортивная игра;
- телепередача;
- экскурсия, театрализованное представление, концерт и т.д.
Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.
Итак, подведем некоторые итоги:
Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.
На I этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.
II этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.
III этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.
IV этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).
После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности.
Т.о., ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творчески– исследовательскую деятельность.
В конце каждого проекта проводится самоанализ, отвечая на следующие вопросы:
– Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
– Что не удалось?
– Чему научились дети?
Постепенно, работая по такой системе, можно добиваться каких– либо результатов по проектной деятельности.
Результаты обучения на проектной основе:
Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.
Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.
Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.
Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.
Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
Проектный метод обучения как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД
Среди жертв ДТП много детей дошкольного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который поможет обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель. Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях, т. е. привить ребенку правила безопасного поведения в любой дорожной ситуации. От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их. А не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому воспитатели находятся в постоянном поиске новых форм организационно-педагогической деятельности.
Среди многих интересных методов взаимодействия на сегодняшний день выделяется проектная деятельность. Это очень эффективный метод взаимодействия с детьми, который позволяет дошкольникам быть активными субъектами образовательного процесса. Благодаря технологии проектирования дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информаций ищут ответы на свои вопросы, активно включаясь в процесс своего образования. Кроме этого проектная технология реализуется только в триаде: педагоги – дети – родители.
Проектная технология как метод активного приобщения дошкольников к чему-либо очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которая ему интересна, которую необходимо решить. Обучение детей правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник самостоятельно или со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Ребенок, решая поставленную перед собой задачу, может посетить совместно с родителями библиотеку, использовать Интернет, телевизор, расспросить кого-то из взрослых. После активного получения информации по проблеме ребенок получит более качественные знания и навыки. Кроме того, если говорить об эффективности приобщения дошкольников к правилам безопасного поведения, нельзя не сказать о взаимодействии с родителями. Именно благодаря проектной деятельности взаимодействие с родителями приобретает качественный характер. Родители становятся активными участниками образования своих детей. Очень важно, что родители, входя в проектную технологию, взаимодействуют с детьми на равных. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате проектной деятельности улучшается психологическая обстановка в семье.
По проблеме приобщения детей к правилам безопасного поведения на дороге предлагаем проекты:
Средним группам «Откуда появилась дорога»
Старшим группам «Из истории светофора»
Подготовительным группам «Мой самый любимый дорожный знак»