Современные оценочные средства (мониторинг)
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика педагогического процесса разработана с целью оптимизации образовательного процесса в МБДОУ ДС №27 «Филиппок». Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг | 54.17 КБ |
Диагностические задания | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические задания для мониторинга в старшей группе детского сада
Диагностические задания образовательная область «Познание» для старшей группы.
Что изучается
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Материалы к заданию
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение
1
Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт
А) Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения).
Б) Дидактическая игра «Найди пару».
Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.
Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие
1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).
2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.
Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)
Высокий уровень - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.
Средний уровень- ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.
Низкий уровень - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения
2
Знания о свойствах и качествах различных материалов
Дидактическая игра «Что из чего?»
Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.
1.Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.
2.Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.
3.Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие.
Высокий уровень — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.
Средний уровень - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.
Низкий уровень - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок
Уровень знаний о родном городе, правилах дорожного движения
3
Знания о некоторых правилах дорожного движения
Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»
Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на вопросы:
1.Как называют людей, идущих по улице?
2.Как правильно ходить по улице?
3.Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.
Ребенок рассматривает предметные картинки.
- Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора
Высокий уровень - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.
Средний уровень- ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.
Низкий уровень - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает
Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.
4
Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)
Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».
Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.
1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.
Вопросы:
- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.
- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.
2.Ребенок рассматривает картинку
Вопросы:
- Какая птица лишняя и почему?
- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке .
Высокий уровень —без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.
Средний уровень— ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.
Низкий уровень — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)
Диагностические задания образовательная область «Коммуникация» Развитие речи для старшей группы
Что изучается
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Материалы к заданию
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Формирование словаря, связная речь
1
1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.
2. Умение сочинять концовки к сказкам.
3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие
литературные произведения
1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».
2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».
3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку
картинки из серии «Семья», Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан»,
Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку
1. Вопросы по содержанию картинки:
- Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?
- Как можно назвать их вместе, одним словом?
- Назови членов семьи, изображенных на картинке.
- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?
Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.
2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.
3. Ребенок слушает и пересказывает сказку
Высокий уровень — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи
взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.
Средний уровень - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя
сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.
Низкий уровень - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды
Грамматический строй речи
1
1 . Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.
2. Умение заменять слово другим со сходным значением
А) Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Б) Игра «Как сказать по-другому?»
Материал: предметные картинки
лимон, яблоко, елка и другие.
Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы :
Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)
Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)
Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)
Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:
1. Метель (вьюга, буран, пурга).
2. Смешной (забавный, потешный, комичный).
3. Грустный (невеселый, печальный).
4. Торопиться (спешить)
Высокий уровень - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным
по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.
Средний уровень- ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.
Низкий уровень- не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам
Звуковая культура речи
1
Умение определять место звука в слове
Дидактическая игра «Определи место звука в слове».
Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).
1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.
- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)
Высокий уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.
Средний уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
Диагностические задания Образовательная область «Познание»: Формированию элементарных математических представлений для старшей группы
Что изучается
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Материалы к заданию
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 10
1
Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными
А) Дидактическое упражнение «Скажи сколько».
Б) Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).
Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)
1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.
Вопросы:
- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?
- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.
2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.
Высокий уровень - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Средний уровень - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».
Низкий уровень — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов
2
Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов
Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну»..
Материал: мелкий счетный материал
Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего солдатиков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
Высокий уровень - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
Средний уровень - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
Низкий уровень – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может
Уровень знаний об эталонах величины.
3
Умение сравнивать предметы различной величины
А)Дидактическая игра «Построй солдат».
Б) Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».
Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.
Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук
Задание:
Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».
Вопросы:
- Что ты видишь на столе?
- Посмотри, все ли солдатики одинаковы?
- Чем они отличаются?
Высокий уровень - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).
Средний уровень — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.
Низкий уровень- ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок
Ориентировка в пространстве.
4
Знания о форме предметов
Дидактическая игра «Что где лежит?».
Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос
Задания:
- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.
- Чем отличаются круг и овал от других фигур?
- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы
Высокий уровень- ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.
Средний уровень - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.
Низкий уровень- ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок
Ориентировка во времени.
5
Знания о днях недели, последовательности частей суток.
А)Дидактическая игра «Наш день».
Б) Дидактическое упражнение «Назови соседей»
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
1. Ребенок рассматривает картинки,
изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
2. Вопросы:
- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?
- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.
Высокий уровень - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.
Средний уровень - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.
Низкий уровень - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов
Диагностические задания образовательная область «Коммуникация» основы грамоты для старшей группы
Что изучается
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Материалы к заданию
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1
Умение определять место звука в слове
Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»
Задание:
Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].
Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова
Высокий уровень - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.
Средний уровень- ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
2
Умение подбирать близкие по звучанию слова
Дидактическая игра «Слова – друзья»
Предметные картинки.
Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие)
Высокий уровень - ребенок без ошибок подбирает близкие по звучанию слова.
Средний уровень - ребенок допускает ошибки при подборе слов.
Низкий уровень- ребенок допускает большое количество ошибок.
3
Умение выполнять звуковой анализ слова, пользуясь фишками.
Упражнение : « Составь схему»
Раздаточный материал, фишки трех цветов(синий, зеленый, красный)
Воспитатель предлагает детям выполнить звуковой анализ слов.
Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет звуковой анализ слова, знает какие фишки, какие звуки обозначает.
Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении звукового анализа, после наводящих вопросов, исправляет ошибку.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
Диагностические задания по вариативному компоненту «Экспериментальная деятельность» для старшей группы
Что изучается
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Материалы к заданию
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
1
Умение определять свойства воздуха
«Имеет объём».
Целлофановый пакет, воздушные шары, мыльные пузыри, резиновая уточка.
С помощью какого оборудования можно определить свойство воздуха «Имеет объём». Проведи опыт.
Высокий уровень - ребенок без ошибок выбирает нужное оборудование для определения , верно выполняет опыт с необходимым оборудованием.
Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выборе оборудования, но правильно выполняет действия с ними.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
2
Умение практически доказывать , проводить самостоятельно опыты.
«Передвижение воздуха»
Дудка, шприц, веер, фен, кораблик.
С помощью чего можно доказать, что воздух может передвигаться? Проведи опыт и докажи это.
Высокий уровень - ребенок без ошибок выбирает нужное оборудование для определения , верно выполняет опыт с необходимым оборудованием.
Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выборе оборудования, но правильно выполняет действия с ними.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
3
Умение различать и называть свойства предметов.
Отметь стрелками свойства песка.
Карточки с картинками, простой карандаш.
Отметь стрелками свойства песка.
Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет задание, верно отмечает свойства предметов.
Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении задания.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок
5
Умение различать и называть свойства предметов
Отметь стрелками свойства камней.
Карточки с картинками, простой карандаш.
Отметь стрелками свойства камней.
Высокий уровень - ребенок без ошибок выполняет задание, верно отмечает свойства предметов.
Средний уровень- ребенок допускает ошибки при выполнении задания.
Низкий уровень - ребенок допускает большое количество ошибок