Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданию оптимальных условий для их развития и воспитания, становления личности.
Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.
Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:
· диагностики;
· педагогическое наблюдение;
· изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);
· наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;
· анкетирование
· беседы с учащимися;
Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:
· применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время;
· использование метода проектов, игровых технологий,
· участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.
· проведение предметных недель
· дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.
· дифференцированная домашняя работа.
· проведение дополнительных занятий во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Как учитель русского языка и литературы, я считаю, что одной из главных целей обучения детей является обучение владению словом. Моя задача как учителя – научить детей быть не только грамотными, но и думающими, инициативными, развитыми, творческими людьми. У каждого ребенка есть возможность развиваться, в развитии этих способностей на уроках помогает творческая деятельность.
- Провожу нестандартные формы уроков: урок-путешествие, урок мужества, урок-суд, урок-игра, урок-выставка: демонстрация рисунков, творческих работ и другие.
Пример: урок-защита творческих проектов (для учащихся 10 класса)
https://nsportal.ru/user/497068/page/otkrytye-uroki
Творческие задания (инсценирование произведений, составление монолога от лица героя, создание иллюстрации к художественному произведению, создание кроссвордов, создание собственной сказки, составление синквейнов, творческое задание «Напиши письмо писателю», составление дневника героя и др.)
Пример: ученик 10 класса Ушков Александр сочинил монолог от лица главного героя рассказа Г. Гусаченко «Ветка багульника»
Монолог главного героя рассказа «Ветка багульника» Юрия Черникова
«Обнажаю душу, обнажаю сердце»
Кто я? Откуда? Зачем я здесь? Прислоняю к голове холодные ладони. Тихо напевает эвенкийка, радуется весне, теплу. А у меня на душе хмуро. Смотрю, как розовеет багульник на склонах. И что он мне напоминает? Как же вспомнить?
Лицо молодой женщины перед моими глазами. Она что мне снится? Как же пахнет багульник! Стоп. Боюсь потерять видение. Это же моя Светлана, моя жена Светлана. Помню, вкалываю за баранкой день и ночь, а ей все мало и мало. От получки до получки еле тяну. А ей подавай духи заграничные, бесконечные лаки и помады, видеокамеру, джинсы самые модные. Пропади все пропадом! Помню, принес ей на 8 марта веточку багульника и уехал в командировку! Через два дня приехал и обнаружил багульник в мусорном ведре! А она: «Веник припер и доволен?» Сколько можно из меня жилы тянуть?
Как будто не было семи лет. Было ли это счастье? Как же пахнет багульник! Смотрю на жаркую постель у очага. Чувствую пахнущие хвоей волосы эвенкийки. Вот кто меня по-настоящему любит и ждёт. Вот оно настоящее счастье!
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету
Пример: проведение ток-шоу на тему «Оценка ценностей» (для учащихся 8-11 классов) https://nsportal.ru/user/497068/page/otkrytye-uroki
Пример: проведение мероприятия в 8-х классах к Дню славянской письменности и культуры https://nsportal.ru/user/497068/page/otkrytye-uroki
- Развитие способностей к научной (интеллектуальной деятельности)
Развитию способностей к научной деятельности способствует привлечение учащихся к написанию рефератов, научно-исследовательских работ. При написании исследовательской работы, на мой взгляд, главным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования учеником совместно с учителем. В постановке проблемы исследования особое внимание уделяю её актуальности для возраста учащихся.
Учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, учатся анализировать различную информацию и создавать собственную работу. Итогом подобной работы становится приобретение и развитие новых знаний, а также формирование опыта научной деятельности
Результаты моих учеников, принимавших участие в работе научно-практических конференций учащихся
Год | Название темы | ФИО ученика | Результат | Название конференции | Уровень |
2015 | Мотив страха и недоверия в произведениях М. Зощенко | Попова Анастасия | участие | Всероссийская филологическая НПК школьников «Актуальные проблемы литературоведения и языкознания» | Российский |
2016 | Символика образа головы в мифологии, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и в произведениях М. А. Булгакова | Жигжитов Александр | 1 место Участие | Районная НПК молодых исследователей «Шаг в будущее» Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» | Муниципальный Республиканский |
2017 | Создание лингвокультурологического словаря к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Янькова Валерия | 1 место | Районная НПК «Знание. Поиск. Творчество. Труд» | Муниципальный |
2018 | Отражение быта русского народа в зеркале фразеологизмов с гастрономическим значением | Шарапова Диана | 1 место | Районная НПК «Знание. Поиск. Творчество. Труд» | Муниципальный |
2018 | Проблема детского одиночества на примере анализа произведений В. Железникова «Чучело» и М. Глейцмана «Болтушка» | Горбачева Мария | 1 место | Районная НПК «Знание. Поиск. Творчество. Труд» | Муниципальный |
2019 | Изучение именослова Закаменска и Закаменского района на примере функционирования этнических имен | Самбуева Алина | 1 место | Республиканская НПК «Языки и культуры в условиях многонационального региона» | Региональный |
2019 | Концепт «Счастье» на примере рассказов Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко «Ветка багульника» | Поличева Анастасия | 2 место | Республиканская НПК «Языки и культуры в условиях многонационального региона» | Региональный |
2019 | Концепт «Счастье» на примере рассказов Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко «Ветка багульника» | Кравченко Алена | 1 место | Республиканская научная конференция школьников «Шаг в будущее» | Региональный |
2019 | Концепт «Счастье» на примере рассказов Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко «Ветка багульника» | Кравченко Алена | участие | Республиканская дистанционная научная конференция «Сибирская зима» для учащихся 8-11 классов | Региональный |
2021 | Художественное воплощение концепта «женщина» в прозе Татьяны Толстой | Фрицлер Юлия | участие | Республиканская дистанционная научная конференция «Сибирская зима» для учащихся 8-11 классов | Региональный |
2023 | Семь красот Закамны | Вершинин Алексей | 1 место | XXXII Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Всероссийский |
Вывод: занятия исследовательской деятельностью способствуют повышению уровня образования учащихся, развивают такие качества, как самостоятельность, уверенность в себе, решительность. Дети оценивают результаты своей работы, также происходит формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов, решения различных задач повышенной сложности.