Главные вкладки
Инновационная и экспериментальная деятельность
Применение инновационных технологий в школе способствует повышению мотивации моих учеников. Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению знаний и осознается важность и необходимость школьного образования для профессионального самоопределения. Для самого педагога это прежде всего возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования, для успешной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная и экспериментальная деятельность
учителя русского языка и литературы Вершининой Н. С.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.
Основные цели инновационного обучения: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся.
Задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Моя инновационная работа ведется по следующим основным направлениям:
- модернизация педагогической работы в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- применение дифференцированного подхода к образовательному процессу;
- внедрение проектно-исследовательской технологии;
- информатизация педагогической деятельности;
- разработка портфолио учеников.
Принимаю активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в школе, входила в состав рабочих групп по разработке следующих документов:
- Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»
- Положение о школьном смотре-конкурсе на лучший кабинет;
- Положение о школьном конкурсе на лучшее методическое объединение;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Инновационная деятельность учителя связана с применением новых технологий, которые позволяют изменить сам ход познавательного процесса, а вместе с этим - и позицию самого учащегося. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.
В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.
Методическая система моей работы основывается на личностно – ориентированной педагогике, опирающейся на систему педагогического мониторинга.
Индивидуальная карта по русскому языку ученика 6 «__» класса
_____________________________________
Цель работы:
- выявить «пробелы» в знаниях и устранить их;
- проследить, есть ли динамика у ребенка по освоению определенных тем.
№ | Название орфограммы/пунктограммы | дата | дата | дата | дата | дата | дата | Способ выполнения | Форма отчетности | Отметка о выполнении |
1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | |||||||||
2 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | |||||||||
3 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | |||||||||
4 | Правописание сомнительных согласных в корне слова | |||||||||
5 | Правописание слов с двойными согласными | |||||||||
6 | Разделительные Ъ и Ь | |||||||||
7 | Раздельное написание предлогов со словами | |||||||||
8 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах | |||||||||
9 | Правописание НЕ с глаголами | |||||||||
10 | Правописание безударных окончаний существительных | |||||||||
11 | Правописание безударных окончаний прилагательных | |||||||||
12 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |||||||||
13 | Правописание наречий | |||||||||
14 | Перенос слов | |||||||||
15 | Правописание приставок на –з, -с | |||||||||
16 | Правописание приставок на –пре и -при | |||||||||
17 | Правописание суффиксов –чик, -щик | |||||||||
18 | Правописание суффиксов –ек, -ик | |||||||||
19 | Правописание суффиксов –к, -ск | |||||||||
20 | Правописание И, У, А после шипящих | |||||||||
21 | Знаки препинания в конце предложения | |||||||||
22 | Знаки препинания при однородных членах предложения | |||||||||
23 | Знаки препинания в сложном предложении | |||||||||
24 | Знаки препинания при прямой речи |
Маршрутный лист учащихся 10 «___» класса по результатам входной диагностики
Орфографическая грамотность
Цель ведения маршрутного листа:
- выявить «пробелы» в знаниях по орфографии и устранить их;
- проследить, есть ли динамика по освоению определенных тем.
№ | ФИ ученика | Названия орфограмм, при написании которых были допущены ошибки | ||||||||||
Правоп. безуд. лич. оконч. глагола | Правоп. НЕ с разн. частями речи | Правоп. _ТСЯ и -ТЬСЯ | Правоп. черед. гласных в корне слова | Правоп. провер. гласных в корне слова | Правоп. непровер. гласных в корне слова | Правоп. провер. согласных в корне слова | Правоп. суффик. причастий | Ь после шипящих | Правоп. прист. на -З, -С | Правоп. приставок –ПРЕ и -ПРИ | ||
1 | Аюшеева Инга | + | + | + | ||||||||
2 | Гонгорова Арина | + | + | |||||||||
3 | Дементьев Никита | + | + | + | + | |||||||
4 | Ефимов Евгений | |||||||||||
5 | Зоткин Данил | + | + | + | + | |||||||
6 | Ипатова Эльмира | + | + | + | ||||||||
7 | Карнакова Елизавета | + | + | + | ||||||||
8 | Карюкин Владимир | |||||||||||
9 | Кравченко Алена | + | + | |||||||||
10 | Максимов Кирилл | + | + | + | ||||||||
11 | Миронов Артем | |||||||||||
12 | Михалев Никита | + | + | + | ||||||||
13 | Намсараева Елена | + | + | + | + | + | + | |||||
14 | Намсараева Юлия | + | + | + | + | + | ||||||
15 | Никитенко Елена | |||||||||||
16 | Осокина Мария | + | ||||||||||
17 | Стрепков Владимир | + | ||||||||||
18 | Сумина Анастасия | + | + | + | + | |||||||
19 | Устинович Ярослав | + | + | + | + | |||||||
20 | Ушков Александр | + | + | + | + | |||||||
21 | Фрицлер Юлия | |||||||||||
22 | Цыренов Аркадий | + | + | + | + | + | + | |||||
23 | Цыренова Арюна | + | + | + | ||||||||
24 | Шагдурова Юлия | + |
Маршрутный лист учащихся 10 «___» класса по результатам входной диагностики
Пунктуационная грамотность
Цель работы:
- выявить «пробелы» в освоении тем по пунктуации и устранить их;
- проследить, есть ли динамика по освоению определенных тем.
№ | ФИ ученика | Названия пунктограмм, при оформлении которых были допущены ошибки | ||||||||||
Знаки препин. при обращении | Знаки препин. в предл. с прям. речью | Знаки препин. при однор. членах предл. | Знаки препин. в сложном предл. | Знаки препин. при причас. оборотах | Знаки препин. при дееприч. оборотах | Знаки препин. при ввод. словах | Знаки препин. в предл. с уточн. оборотами | Знаки препин. в конце предл. | Знаки препин. при приложе-ниях | |||
1 | Аюшеева Инга | + | + | |||||||||
2 | Гонгорова Арина | + | + | |||||||||
3 | Дементьев Никита | + | + | + | + | |||||||
4 | Ефимов Евгений | + | + | + | ||||||||
5 | Зоткин Данил | + | + | + | + | + | ||||||
6 | Ипатова Эльмира | + | + | + | ||||||||
7 | Карнакова Елизавета | + | + | + | + | |||||||
8 | Карюкин Владимир | |||||||||||
9 | Кравченко Алена | + | + | + | ||||||||
10 | Максимов Кирилл | + | + | |||||||||
11 | Миронов Артем | + | + | + | ||||||||
12 | Михалев Никита | + | + | |||||||||
13 | Намсараева Елена | + | + | + | ||||||||
14 | Намсараева Юлия | + | + | |||||||||
15 | Никитенко Елена | + | ||||||||||
16 | Осокина Мария | + | + | |||||||||
17 | Стрепков Владимир | + | + | |||||||||
18 | Сумина Анастасия | + | + | + | + | + | ||||||
19 | Устинович Ярослав | + | + | |||||||||
20 | Ушков Александр | + | + | + | ||||||||
21 | Фрицлер Юлия | |||||||||||
22 | Цыренов Аркадий | + | + | + | + | + | + | |||||
23 | Цыренова Арюна | + | + | + | ||||||||
24 | Шагдурова Юлия | + |
Индивидуальный образовательный маршрут ученика 9 «а» класса ___________________________________по подготовке к ОГЭ
Элементы содержания Критерии оценивания | Знание теоретического материала | Тренировочные упражнения, тестирование | Индивидуальные консультации. Дата проведения | Домашнее задание. Самостоятельная работа | Результат |
Сжатое изложение | |||||
Содержание изложения | |||||
Сжатое исходного текста | |||||
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |||||
Тестовая часть | |||||
Вопросы по содержанию текста | |||||
Средства выразительности языка | |||||
Правописание приставок | |||||
Правописание суффиксов | |||||
Стилистические синонимы | |||||
Тип связи в словосочетании | |||||
Грамматическая основа простого предложения | |||||
Обособленные члены предложения | |||||
Пунктуация при вводных словах | |||||
Грамматическая основа сложного предложения | |||||
Тип связи в сложном предложении | |||||
Сложное предложение с несколькими придаточными | |||||
Сложное предложение с несколькими видами связи | |||||
Сочинение | |||||
Понимание смысла фрагмента текста | |||||
Наличие примеров-аргументов | |||||
Цельность, связность и последовательность сочинения | |||||
Композиционная стройность сочинения | |||||
Грамотность | |||||
Соблюдение орфографических норм | |||||
Соблюдение пунктуационных норм | |||||
Соблюдение грамматических норм | |||||
Соблюдение речевых норм | |||||
Фактическая точность письменной речи |
Цель индивидуального образовательного маршрута - достижение необходимо уровня образования посредством реализации индивидуализации и дифференциации в обучении в соответствии с образовательным стандартом.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому учащемуся на основе планирования индивидуального «продвижения» в изучении учебного материала достигать высоких результатов. Педагогу отводится роль помощника, партнера в общем деле и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации учащихся в образовательной среде как свободной личности. Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому учащемуся в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута состоят в следующем:
- наличие диагностических материалов, позволяющих определить уровень усвоения учебного материала;
- учащимися по той или иной теме; целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
- обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Вывод. Применение инновационных технологий в школе способствует повышению мотивации моих учеников. Вследствие этого увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается качество и количество творческих работ, появляется стремление к получению знаний и осознается важность и необходимость школьного образования для профессионального самоопределения. Для самого педагога это возможность для профессионального роста, повышения уровня самообразования и успешной деятельности.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное казенное учреждение
«Закаменское районное управление образования»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск»
Районная научно-практическая конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Секция «Литература»
«Не потому, что от нее светло, а потому, что с ней не надо света»
Художественное воплощение концепта «женщина»
в прозе Татьяны Толстой
Выполнила: Фрицлер Юлия,
ученица 11 «а» класса
Руководитель: Вершинина Н. С.,
учитель русского языка
и литературы высшей категории
МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»
г. Закаменск
- год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Основная часть
- Понятие «концепт»
- Происхождение и значение слова «женщина»
- «Женская проза». Женское начало в прозе Татьяны Толстой
- Женщина-спасительница в рассказе «Соня»
- Женщина-жена в рассказе «Милая Шура»
- Женщина-хранительница в рассказе «Самая любимая»
- Женщина-мать в рассказе «Спи спокойно, сынок»
- Заключение
- Список литературы
- Введение
Тема работы – Художественное воплощение концепта «женщина» на примере рассказов Татьяны Толстой «Соня», «Милая Шура», «Самая любимая», «Спи спокойно, сынок».
Актуальность темы: произведения Татьяны Толстой недостаточно исследованы в рамках данной темы. Концепт «женщина» как понятие, его художественное и вербальное воплощение в художественном тексте современной русской писательницы Татьяны Толстой не был предметом специального изучения.
Практическая значимость: исследование произведений современных русских писателей может служить материалом для факультативного курса «Творчество писателей современной России» «Женская проза современной России», материалом для подготовки к написанию сочинений.
Цель исследования – выявление индивидуальных черт в концептуализации понятия «женщина» на примере рассказов Татьяны Толстой «Соня», «Милая Шура», «Самая любимая», «Спи спокойно, сынок».
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме «Концепт», «Художественный концепт»;
- выявить концепт «женщина» и особенности его моделирования в исследуемых произведениях;
- выделить индивидуальные особенности в концептуализации понятия «женщина» в произведениях Татьяны Толстой.
Методы исследования:
- описательный метод;
- метод наблюдения;
- метод сопоставления;
- метод обобщения;
- метод концептного анализа.
- Основная часть
- Понятие «концепт»
Концепт рассматриваем как идею, универсальный предметный код, символ, осложненный признаками индивидуального представления. В литературном произведении концепт получает статус художественного.
При рассмотрении концепта литературоведами акцент делается на особенности его образного воплощения, передающего прежде всего индивидуальное мировидение художника.
В работе будем рассматривать концепт как способ раскрытия образа путем создания ассоциаций. Мы считаем, что изучение художественных концептов через интерпретацию текста позволяет постичь его смыслы. Они реализуются в контексте литературного произведения, формируют его художественный мир.
Выбор нами концепта «женщина» для изучения продиктован идеей исследуемых произведений. Мы в своей работе попытаемся осмыслить образ женщины и его художественное воплощение в рассказах Татьяны Толстой. Для нас важны особенности моделирования концепта «женщина» в этих произведениях.
- Происхождение и значение слова «женщина»
В русском языке концепт «женщина» представлен следующими лексическими единицами: жена, мать, дочь, невеста и т.д. В словарных статьях концепт «женщина» рассматривается следующим образом. Согласно «Этимологическому словарю русского языка» Г. П. Цыганенко «женщина см. жена. Жена «супруга» [9, Ж].
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находим следующее определение: «женщина – 1. Лицо, противоположное мужчине по полу. 2. Взрослая, в отличие от девочки, девушки» [4, c. 244].
«Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова дает более уточняющее определение «женщина – 1. Лицо, противоположное по полу мужчине. Молодая ж. Ж. средних лет. Замужняя ж. // Лицо женского пола как воплощение определенных свойств, качеств (изящества, нежности, доброты и т. п.). Выросла и превратилась в красивую женщину. В неловких движениях девочки все-таки угадывается будущая ж. 2. Лицо женского пола, состоящее или состоявшее в браке. Стать женщиной. Она девушка или уже ж.?» [3, Ж].
Онлайн-версия «Словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова предлагает следующие синонимы слова «женщина»: «девочка, подросток, девушка, отроковица, юница, девица, дева; барышня, дама, матрона, старуха; баба. Особа женского пола [8, Ж].
В «Словаре поэтических образов» рассмотрены такие репрезентанты концепта «женщина», как женщина, девушка, девица, жена, молодица, невеста, баба.
В словаре символов Трисиддера [7, Ж] «женщина» представлена словами, которые могут быть репрезентантами рассматриваемого концепта – это «носительница, дающая жизнь, защитница и кормилица».
Согласно алгоритму концептного анализа мы изучили разные словари (этимологический, толковый, словарь синонимов русского языка) и пришли к выводу, что концепт «женщина», очень многомерен и включает в себя самые разные, порой противоположные коннотации, что говорит о многогранности женской природы и ее неоднозначной оценке в нашем сознании.
- «Женская проза». Женское начало в прозе Татьяны Толстой
В 80-е годы двадцатого века в литературе появляются «новые писатели», люди с новым мировоззрением, которые стремятся к поиску новых художественных форм. Появились книги, которые стали называть «женская проза». К «женской прозе» стали относить произведения Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой и других. Выделение «женской прозы» из всей современной литературы обусловлено сочетанием нескольких факторов: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Существенную роль играет и взгляд на мир с точки зрения женщины, с учетом женской психологии. В «женской прозе» процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и авангардных приемов их фиксации, проявляются более ярко и оригинально. Женская проза простым языком говорит о традиционных ценностях, о высших категориях бытия: семья, дети, любовь.
«Женская проза» индивидуальна, передает неповторимость языковой личности автора. Именно в этом заключается еще одна черта новейшей русской литературы. Один из лучших представителей ее – Татьяна Толстая – мастер слова, использующий для описания современного мира самые различные интертекстуальные ассоциации, манера ее письма отличается метафористичностью стиля и неповторимой иронией. Своеобразие сборников рассказов Т. Толстой в том, что их маленькие истории составляют единый художественный мир. Рассказы объединены, прежде всего, интересом автора к необычным людям, чаще женским персонажам. Человек, выросший в среде известных литераторов, внучка известного писателя Алексея Толстого, она по-новому пишет о трагичности бытия, порыве современного человека к счастью. Как правило, ее героям не суждено найти золотой ключик, которым открывается дверь в благополучную и счастливую жизнь. Но почти все они сохраняют детскость, наивность, доверчивость, и эта внутренняя инфантильность мешает им создавать реальную жизнь. Для прозы Толстой характерно обращение к вечным проблемам, ее творчество ориентировано на понимание добра и зла, любви и ненависти, сострадания и эгоизма в современном мире.
- Женщина-спасительница в рассказе «Соня»
На шести страницах рассказа Толстая рассказывает о судьбах двух женщин. Одной из героинь является Соня. «Ясно одно – Соня была дура» [5, 145], «А как она одевалась? – Безобразно!», «голова как у лошади Пржевальского, грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни» [5, 147], - такой мы видим Соню. Внешняя непривлекательность героини противопоставлена ее богатому внутреннему миру, ее доброте, чуткости и уму. Толстая рисует черты Сониного характера: «чуткий инструмент – Сонина душа» [5, 146], «Соня хорошо готовила», «Она любила детей, это ясно…» [5, 147], «Она было романтична и по-своему возвышенна» [5, 147]. Имя Соня – производное от имени София, что означает «мудрая». Недаром же героиня работает музейным хранителем. Хранителем истории, искусства.
Автор знакомит нас с компанией людей, в целом считающихся приятными, образованными, интеллигентными. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: «И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству» [5, 148]. Каким образом Соня попала в эту компанию, неизвестно. Именно эти люди считают ее дурочкой, потому что ее мысли, поведение не соответствует общепринятым нормам. Эта компания выступает антиподом Сони. Одной из этих людей является Ада Адольфовна, «женщина острая, худая, по-змеиному элегантная» [5, 146]. Ее брат – Лев Адольфович - «негодяй в сущности, но умнейший человек и в чем-то миляга» [5, 147]. Ада была в своей лучшей форме: «фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот» [5, 147]. Имена главных героев: Ада Адольфовна, Лев Адольфович - намек на имя Адольфа Гитлера, а имя Ада созвучно со словом «ад».
У Ады было много поклонников. А у Сони – никого. Страшное развлечение – переписка Сони с придуманным Адой поклонником – становится для Ады игрой, развлечением, «адским» планом. Вот только именно Соня спасает умирающую Аду во время блокады, отдав баночку сока «на одну только жизнь».
Так Татьяна Толстая подчеркивает, что именно скучная, некрасивая, неинтересная Соня – самый счастливый человек: «Уж что-что, а счастье у нее было» [5, 150]. Соня самая счастлива потому, что верила в любовь. Жизнь скрыла от нее страшную правду, и она ушла, «готовая испепелить себя ради спасения своего единственного». В анализируемом произведении концепт «женщина» вербализируется через женские имена Соня, Ада и выражается в образе женщины-спасительницы, жертвенницы, защитницы (Соня) и дамочке, особе (Ада). Хотя следует заметить, что Ада также невольно становится «спасительницей» Сони, подарив ей ложную мечту и смысл жизни (обретение Николая).
- Женщина-жена в рассказе «Милая Шура»
Одна из главных героинь рассказа – Александра Эрнестовна. Она одинокая, пожилая женщина, ей девяносто шесть лет. Несмотря на свое одиночество и возраст, а, может быть, и благодаря этому, Александра Эрнестовна, остается в душе «милой Шурой». Она любит жизнь во всех ее проявлениях. Любит гостей: «Садитесь, садитесь, чем вас угостить?.. Приходите, конечно, ради бога, приходите! Александра Эрнестовна одна на свете, а так хочется поболтать!» [5, 235]. Любит детей: «Чужой ребенок доверчиво вывалил песочные сокровища на колени Александре Эрнестовне. Не пачкай тете одежду. Ничего... Пусть». Любит солнце, утро: «Александра Эрнестовна улыбается утру, улыбается мне…» [5, 231] Толстая рассказывает, как живет ее героиня – ярко, позитивно, солнечно. Ну и пусть ей девяносто шесть лет. Автор подчеркивает, что вслед за утратой молодости и женской красоты Александра Эрнестовна не утратила себя как женщина, напротив, возраст позволяет раскрыться ее характеру в полную силу, она «расцветает» под стать своей оригинальной шляпе. Сердце главной героини не может без любви, ей требуется жизнь, насыщенная эмоциями, чувствами. Счастье для нее – это женское счастье, это любовь и восхищение мужчин. Хотя с главной любовью своей жизни – Иваном Николаевичем – она никогда не сможет быть вместе. «Тысячи лет, тысячи дней, тысячи прозрачных непроницаемых занавесей … не пускают Александру Эрнестовну к ее затерянному в веках возлюбленному» [5, 236]. Смерть троих мужей и убогий быт коммуналки не озлобил ее. Рассказчица часто приходит в гости в Александре Эрнестовне, пытаясь представить, какой та была в молодости, какими были ее мужья, как сложилась ее жизнь, если бы... Когда в очередной раз рассказчица приходит в гости, ей говорят, что соседка умерла. В комнате покойной остался разных хлам, а бархатный альбом исчез – «им хорошо ботинки чистить», - стопка писем втоптана в грязь. Был человек и нет человека, и живые живут дальше, не оборачиваясь назад, не цепляясь за прошлое не храня память. Именно это, беспамятство, и угнетает автора: вместе со смертью человека исчез целый мир, и некому сохранить хоть бы его осколки. «Дураки вы все, я не плачу - с чего бы? Мусор распарился на солнце, растекся черной банановой слизью. Пачка писем втоптана в жижу. "Милая Шура, ну когда же...", "Милая Шура, только скажи...» [5, 241]
Вторая героиня рассказа – автор, ироничная, позитивная, «лёгкая». Стоит заметить, что отношение автора к Шуре меняется с развитием сюжета – сначала до знакомства автор не высоко ценит Шуру: «Снимите шляпу, бабуля! Ничего же не видно!» [5, 236]. Однако, автор постепенно сочувствует Шуре: «Эй, вы слышите, она решилась, да, она, едет, встречайте, все, она больше не колеблется, встречайте, где вы, ау!» И откровенное мнение автора тоже обнаруживается в тексте: «Вы мне нравитесь, Александра Эрнестовна, вы мне очень нравитесь...» [5, 236]. Слово «Милая» в заглавии обладает особенными значениям. Во-первых, оно выражает авторскую оценку героини Шуры. В рассказе автор относится к Шуре положительно и чувствует себя более близкой к ней, чем раньше. Во-вторых, обращение «милая Шура» похоже на начало письма близкому человеку.
Таким образом, автор выделяет Александру Эрнестовну как эмоциональную, сентиментальную, позитивную героиню, а в своем повествовании - иронизирует, хотя и настроена по отношению к героине сочувственно. Концепт «женщина» вербализируется в этом рассказе через лексемы: «муж» (повторяется 10 раз), возлюбленный (5 раз), поклонник (2 раза). Примечательно, что само слово «женщина» встречается только один раз в однокоренном слове «женское» (сердце). В данном тексте значение слова «женщина» вписывается в образ жены и репрезентуется признаками «упоительная красавица», «милая», «счастливая».
- Женщина-хранительница в рассказе «Самая любимая»
Главная героиня рассказа – Женечка, так ласково называет ее автор. Евгения Ивановна – учитель русского языка и литературы. Сердце, дарящее любовь, заботу, тепло, руки, творящие красоту, – в этом вся героиня Татьяны Толстой. Тепло и нежно вспоминает рассказчик Женечку: «…я различаю голубой ее взгляд, склонившийся надо мной в тот день, когда, как водится, собрались добрые феи с дарами и напутствиями новорожденной. Я не знаю, какой дар она предназначила для меня: среди изобилия даров, называемого жизнью, Женечкин дар, скромный и маленький, легко мог затеряться, а может быть, ей нечего было предложить, кроме себя самой, кроме ровного сияния любви и покоя, исходившего из ее гладкой и ясной души»[5, 358]. «Крепкая пожилая рука с палкой-посохом, нога в высоком ортопедическом ботинке, маленькая соломенная шляпка с черной лентой и вслед за ними сама улыбающаяся Женечка» [5, 356] - нет в ее облике красоты внешней, ее истинная красота в бурной деятельности, каком-то радостном преображении юной жизни. Атмосфера нежности и любви – и за всем этим – Женечка. Судьба Женечки – любить, любить бескорыстно, безоглядно, растрачивая себя без остатка, дарить свою невостребованную материнскую любовь чужим детям, которые становятся ей родными. По нескольку часов простаивает она в очереди в кондитерскую, чтобы купить самые дорогие пирожные своим любимцам, где видит она песочное кольцо - «румяное воплощение сытой, рассыпчатой мечты, снившейся ей в голодные, блокадные, еще не забытые ночи». Любовью она даже «исцеляет» глухонемого мальчика. Страшная судьба у героини – одиночество, предательство со стороны близких людей. «Соловей, много лет певший песни на ее груди, оглох и зажмурился. И судьба, черным ветром вылетавшая в распахнутую форточку, обернулась и крикнула: «Пожелай быть самой любимой!», - высунула язык и оглушительно захохотала, задувая хохотом свечу» [5, 361]. И все же «самой любимой» остается Женечка в воспоминаниях ее воспитанников, в душе как минимум одного из них (рассказчика) она оставила самые светлые и теплые воспоминания.
В исследуемом нами рассказе Женечка воплощает образ бескорыстной женщины-хранительницы, спасительницы, врачевательницы людских душ. Женское счастье для Женечки – это не личная устроенная жизнь, это, прежде всего, любовь к людям и забота о них. И в этом смысле Женечка напоминает героиню Александра Солженицына Матрену Тимофеевну.
- Женщина-мать в рассказе «Спи спокойно, сынок»
Главным героем рассказа является Сергей – уже взрослый женатый мужчина, оставшийся в детстве без родителей и воспитанный в детском доме. Фактически – это уже состоявшийся взрослый мужчина, работающий, женатый. И все бы ничего – но нет в нем чувства собственной состоятельности, реализованности себя как сына. Еще в детстве он потерялся на вокзале во время пожара. Поэтому он интуитивно, вслепую, сквозь дым пожара детства, ищет мать. «Останавливался, смотрел, преодолевая себя, напрягал память: кто я? Откуда? Чей я сын? Ведь была же мама, кто-то меня родил, любил, вез куда-то?» [5, 463] Настоящей матерью для главного героя становится его теща Мария Ивановна. Она берет на себя роль его защитника и покровителя. «Да она даже представить себе не может, какое чудо, какой подарок судьбы для него эта комната, эта семья, - для него, детдомовца, мальчика без имени, без отчества, без матери» [5, 467].
Образ женщины-матери, являясь изначально второстепенным, становится одним из главных героев рассказа. «Теперь же, тайно от Леночки, он хотел быть сыном Марии Максимовны… Мягкая, чудесная, понимающая женщина – Мария Максимовна.» [5, 466] Даже жена Леночка представляется Сергею не женой а сестрой. Главнее для главного героя становится образ новой матери, а не жены. Женщина в сознании главного героя ассоциируется с домом, очагом. «Уютное женское дело. И дома – семейный уют, семейный очаг, скромный и солидный простор трехкомнатной квартиры» [5,466]. Герой настолько поглощен мыслью о себе, о своем месте в жизни и семье, о своей матери, что даже собственную жену Леночку воспринимает как сестру. «Ровный, бесстрастный характер у Леночки, будто не жена ему, а сестра. Мать и сестра – о чем еще мечтать потерявшемуся мальчику?» Чуткая, понимающая, добрая Мария Максимовна «чувствует сердцем» боль своего зятя, принимает его как сына. Нить материнства выводит главного героя из «тумана» прежней жизни и позволяет строить новую взрослую жизнь – он сам становится отцом, отцом своего сына Андрюшки.
Концепт «женщина» в рассказе «Спи спокойно, сынок» выражен в образе женщины-матери и реализован через слова: «женщина», «мать», «мама», «жена». Мягкий, женственный внешний облик, теплота души – ключевые понятия не только для героя, но и рассказчика. Одно из значений концепта «женщина» определяем через метафору «главная женщина в жизни мужчины».
- Заключение
В ходе работы мы выявили индивидуальные черты в концептуализации понятия «женщина» на примере рассказов Татьяны Толстой «Соня», «Милая Шура», «Самая любимая», «Спи спокойно, сынок». Выяснили, что образ женщины является одним из главных образов в произведениях Толстой. В своих рассказах писательница рассматривает женщину, ее жизнь, ее социальные роли, стереотипы, связанные с женщиной, с различных позиций и точек зрения. В том числе Татьяна Толстая делает попытку показать мужской взгляд на женщину, показать образ женщины в мужском сознании (в рассказе «Спи спокойно, сынок»). Для героев мужчин образ женщины представлен прежде всего ее социальными ролями: женщина – это мать, жена, хранительница домашнего очага. Женщина имеет определенные внутренние и внешние характеристики, признаки, в сознании мужчины они делятся на «идеальные» - то, какой должна быть женщина в их представлении, - это «женственность, беззащитность, мягкость, загадочность, таинственность, нереальность, красота, высшее существо, неземное существо» и другие, и «реальные», которые не всегда совпадают с «идеальными»: «лживость, неестественность, приземленность» и другие.
В анализируемых нами рассказах героини – женщины преклонного возраста, их возраст уже не сопоставим с молодостью, с красотой внешнего облика. Однако автор рассказов говорит нам о том, что, теряя с возрастом молодость и красоту, женщина не перестает быть женщиной. Напротив, возраст только подчеркивает внутреннее содержание и суть женского характера. История отдельной женской судьбы становится общечеловеческой. Человек, ощущающий себя нужным людям, уже не одинок, он обретает новый смысл в жизни. Такой предстает перед нами Соня, Женечка.
И все же женщины у Толстой чуткие, нежные ранимые с одной стороны и сильные духом, крепкие с другой. Соня – чуткая, умная, почти не от мира сего оказывается настоящей героиней, спасая жизнь своей обидчицы (рассказ «Соня»). Александра Эрнестовна – жизнелюбивая, приветливая, до конца дней сохранила доброту и ясность ума (рассказ «Милая Шура»). Женечка – тихая, любящая, учитель «жизни» смогла воспитать в будущих взрослых (детях) доброту, ласку и любовь (рассказ «Самая любимая»). И образ Марии Ивановны не исключение, она становится идеалом любящей и заботливой матери для своего зятя (рассказ «Спи спокойно, сынок»).
Во всех рассматриваемых нами произведениях концепт «женщина» выражается и реализуется различными способами. В качестве репрезентантов выступают слова, словосочетания, имена и метафорические обозначения: «понимающая женщина», «жена», «милая старушка», «красавица», «романтичная», «возвышенная», «тихая», «любящая». Множественность реализаций свидетельствует о значимости концепта для современной русской писательницы Татьяны Толстой. Мы в своей работе пришли к следующему: образ женщины в рассказах интерпретируется по-разному: женщина-спасительница (Соня), женщина-жена (Александра Эрнестовна), женщина-хранительница (Женечка), женщина-мать (Мария Ивановна).
Концепт «женщина» в рассказах «Соня», «Милая Шура», «Самая любимая», «Спи спокойно, сынок» предположил несколько интерпретаций. Однако не претерпел существенных изменений в образном, в ценностном слоях, что может быть объяснено универсальностью актуализированного концепта.
- Список литературы
- Адамова В.С. Художественный концепт как единица творческого процесса в литературоведческом осмыслении [Электронный ресурс]– URL: http://www.philol.msu.ru/~smu/work/science-day/2011/29.pdf (дата обращения: 29.11.2018).
- ВасильеваИ. Т, Карпичева Н.Л., Цуркан В.В. Антология художественных концептов русской литературы XX века [Электронный ресурс]– М.: ФЛИНТА, 2013. – 356 с.
- Кузнецов С. А. Большой современный словарь русского языка. [Электронный ресурс] https://gufo.me/dict/kuznetsov
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с.
- Толстая Т. Н. Не Кысь. М: «ЭКСМО», 2005 г. – 608 с.
- Словарь символов [Электронный ресурс]. URL:http://www.enc-dic.com/symbol/
- Словарь синонимов Абрамова. [Электронный ресурс]. https://gufo.me/dict/synonyms_abramov
- Феномен современной «женской прозы» И.М. Попова, Е.В. Любезная Кафедра русской филологии, ГОУ ВПО «ТГТУ»
- Цыганенко Г. П. Этимологический словарь [электронный ресурс]. https://bookree.org/
- https://www.bibliofond.ru/
- https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskaya-reprezentatsiya-kontsepta-zhenschina-v-rasskazah-t-tolstoy
- https://urok.1sept.ru/articles/
- https://mir-knig.com/author/
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность на уроках литературы
Урок литературы – урок творчества, белый лист, на котором каждый ученик может оставить свой автограф.
На уроках применяю следующие приемы раскрытия творческих способностей учащихся:
- съемка небольшого фильма или видеоролика по мотивам художественных текстов. Ученики в классе распределяются в группы: режиссерская группа, актерская группа, группа декораторов, группа сценаристов.
- Прием «Я редактор». Ученики предпринимают попытку редактирования фрагментов художественных произведений (проявляют творчество, когда заменяют эпизод, поступки героев и др.) и анализируют то, что у них получилось.
- Составление сценария по мотивам художественных произведений (на основе малых эпических норм)
- Составление монологов и диалогов от лица героев произведения (когда в исходном тексте нет речи персонажей)
- Прием «Я журналист». Ученики пробуют создать статью в газету
- Создание творческих проектов. Ученики раскрывают свое видение художественного произведения через разные виды искусства – музыку, живопись, театр и др.
- Прием «Я учитель». Ученик пробует себя в роли учителя литературы