Педагогические/образовательные технологии
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Моя задача, как учителя, – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии осуществляю в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогических образовательных технологий на уроках
(учитель русского языка и литературы Вершинина Наталья Сергеевна)
- ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель использования игровых технологий на уроках русского языка и литературы – способствование развития познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам.
Передо мной стоят следующие задачи:
- Обогащение словарного запаса учащихся;
- Эмоциональная разгрузка урока;
- Повышение уровня мотивации к изучению предмета;
- Воспитание таких качеств, как инициатива, целеустремленность;
- Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Примеры применения на уроках
- Урок литературы (6-9 классы)
-Ребята, составьте кроссворд, используя литературоведческие термины (можно предложить работу на уроке или в качестве домашнего задания.
Пример: Разгадай кроссворд. В выделенных клетках прочитай слово, обозначающее любое лицо, вовлечённое в сюжет художественного произведения.
1 2 3 4 5 6 7 8 | э | п | и | ф | о | р | а | |||||||
х | о | р | е | й | ||||||||||
р | а | з | в | я | з | к | а | |||||||
р | а | с | с | к | а | з | ||||||||
г | и | п | е | р | б | о | л | а | ||||||
б | ы | л | и | н | а | |||||||||
д | и | а | л | о | г | |||||||||
ж | а | н | р |
1. Повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.
2. Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный и следующий за ним безударный.
3. Окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.
4. Небольшое по объему эпическое произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.
5. Одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов.
6. Древнерусская эпическая песня-сказание, воспевающая подвиги богатырей, отражавшая исторические события 11 – 16 веков.
7. Литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми.
8. Исторически складывающаяся группа произведений литературы, которая объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.
2) Игра-эстафета на уроке русского языка (6-7 класс)
Ребята работают в соответствии с тем, на каком ряду они сидя. Учитель раздает 3 листа с заданиями. Кто быстрее выполнит задание, тот и выиграл (учитывается безошибочное выполнение)
Пример:
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
А…уратный Б…блиотека Г…граф Д…алог Заг…раться К…лендарь Направ… (Н…)годовать Параш…т При…сяга | А…ея Б…ография Г…олог Д…рижер Заг…реться К…рикатура Налев… (Н…)доумевать Ж…ри Пр…чина | Арти…ерия Б…ология Г…ометрия Д…станция Заг…ранние К…тастрофа Влев… (Н…)навидеть Брош…ра Пр…мер |
3) Игра на уроках русского языка "Переводчик"(5-9 классы)
Пример:
- Замените все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Найдете иноязычные слова и замените их русскими?
1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом. 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
- Найдите старославянские (по происхождению) слова и замените их русскими:
1)Киевские врата без боя были открыты Владимиру. 2)Темные испуганные очи широко распахнулись. 3) Умываю я своего дитятку во чистое личико, утираю платом уста сахарные, чело думное, ланиты красные.
4) Игра «Аукцион» на уроках русского языка и литературы
Суть игры заключается в том, чтобы записать как можно больше слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Несклоняемые существительные». Победит тот, кто больше «предложит» слов на это правило.
Пример 1:
- Первый лот нашего аукциона «Несклоняемые существительные»
- Второй лот «Качественные прилагательные»
- Третий лот «Глаголы II спряжения»
Пример 2:
- Первый лот «Стихотворения о растениях и животных»
- Второй лот «Сказки»
- Третий лот «Русские поэты и писатели»
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении – сбережение здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни. Мне, как учителю, организующему процесс обучения и воспитания, данная технология позволяет решать следующие задачи:
- воспитание у учащихся культуры здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни;
- снижение физической нагрузки на ребенка;
- снижение эмоционально-психологической нагрузки на уроке.
Включение в урок специальных методических приёмов и средств обеспечивает выполнение этих задач и не требует больших временных затрат.
Здоровьесберегающие действия на уроках:
- оптимальная плотность урока;
- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени;
- чередование видов учебной деятельности;
- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы;
- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, я провожу физкультминутки, примерно через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность.
Виды упражнений:
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- потягивание;
- мимические упражнения;
- упражнения для руг и ног, позвоночника.
Примеры применения здоровьесберегающей технологии
на уроках русского языка и литературы
- Физминутка (8-11 классы)
- Ребята, предлагаю немного отдохнуть и размять наши мышцы. Встаем. Условия такие. Когда я произношу слова, связанные со здоровым образом жизни, поднимаем обе руки вверх. Когда я произношу слова, связанные с вредными привычками, нездоровым образом жизни, опускаем руки вниз. Если слышим слово «здоровье», вытягиваем руки в стороны.
- Спасибо, ребята, а теперь повернитесь друг у другу и при помощи рук подарите друг другу здоровье.
Слова для разминки: здоровье, зарядка, курение, гигиена, здоровье, алкоголь, здоровье, спортивные упражнения, здоровье, грязные руки, правильное питание, наркотики, витамины.
- Физминутка (5-7 классы)
- Ребята, давайте немного отдохнем от работы. Встанем в пары, возьмем друг друга за руки. Я буду называть слова, обозначающие продукты питания. Как только вы услышите слово, связанное с правильным питанием, вы подпрыгиваете. Если услышите названия продуктов, которые не совсем полезны или вредны для здоровья, то приседаете. Условие: не отпускаете рук, упражнения делаем вместе.
Слова для разминки: молоко, чипсы, морковь, овсяная каша, кириешки, кефир, пирожное, чеснок, сосиски, борщ, конфеты, капуста, яблоки, картошка фри, котлета, газированная вода «Кока-кола», гречневая каша, лапша быстрого приготовления.
- Выборочно-распределительное письмо (6-8 классы). Выпиши из текста глаголы в форме повелительного наклонения.
Правила личной гигиены
Мой руки перед едой, вода и мыло уничтожают микробы. Правильно ухаживай за зубами, чисти зубы два раза в день, зубную щетку меняй раз в 3 -4 месяца. Не реже одного раза в неделю мойся горячей водой. Ухаживай за ногтями и волосами, ногти один раз в неделю подстригай ножницами, волосы ежедневно расчесывай, не реже одного раза в неделю мой волосы с шампунем. Содержи в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь, ежедневно делай влажную уборку.
Во время и после водных процедур мы используй средства личной гигиены. Помни, что эти вещи должны быть у каждого свои.
- Синтаксическая пятиминутка (5-6 классы). Работа с текстом. Выдели в тексте однородные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
Правильное питание
Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки - основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании.
Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, яйцах, орехах. Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержаться в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. (90 слов)
- Орфографическая минутка. Исправь ошибки и напиши правильно (5-6 классы).
Пачему я не балею, пачему я здаравее
Всех рибят изнашева двара?
Патаму што утром рано
Занимаца мне гимнастикой не лень.
Патаму што вадой из-под крана
Абливаюсь я каждый ден.
Тема: Наклонение глагола
- Составление текста. Работа в группах (6-7 класс). Класс делится на 4 группы. Задание: составить рассказ о режиме дня школьника, используя глаголы в изъявительном и повелительном наклонениях.
Пример. К режиму дня нужно относиться очень серьёзно. Правильное распределение времени помогает организму оставаться здоровым. Вставать необходимо в одно и то же время, принять водные процедуры и обязательно сделать зарядку. Завтрак должен быть сбалансированным, не слишком калорийным и т. д.
Пример. Выполняйте утреннюю гимнастику, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и помогает организму активно включиться в работу. Физические упражнения, занятия спортом укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость организма, воспитывают волю, дисциплинированность. Утренний завтрак должен быть обязательным. Соблюдайте гигиену учебной деятельности дома: вернувшись из школы, пообедайте и обязательно отдохните. Начинайте выполнение домашнего задания с наименее сложных предметов, постепенно переходя к более сложным. Обязательно делайте перерыв. Правильно организуйте своё рабочее место и т. д.
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Для меня, как для учителя, главная идея проектного обучения состоит в том, чтобы научить школьников осмысленно учиться. С большим увлечением ребенок выполняет только тот вид деятельности, которая выбрана им самим, по собственному желанию. Ученик должен чувствовать себя на уроке активным участником учебного процесса, а не пассивным исполнителем требований учителя.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), используют наблюдение, проведение эксперимента, умеют выдвигать гипотезы, обобщать;
- развивают аналитическое мышление.
Эффективна работа детей не только при разработке индивидуальных проектов, когда каждый учащийся самостоятельно готовит проект от его начала и до конца: все собранные материалы представляет классу и защищает перед классом свой проект, но и при подготовке и реализации групповых (командных) проектов, когда класс делится на группы (команды) по подготовке проекта.
Этапы работы над проектом.
№ | Этап | Деятельность |
1 | Подготовка | Определение темы и целей проекта. Знакомство школьников со смыслом проектного подхода и мотивация учащихся, помощь в постановке целей. Обсуждение проекта с учителем. |
2 | Планирование | Определение источников способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Распределение обязанностей между членами команды. |
3 | Исследование | Стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Наблюдение за деятельностью школьников, советы. |
4 | Результаты и выводы | Анализ собранной информации, оформление результатов проведенного исследования и формулирование выводов. |
5 | Представление результатов | Устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. |
6 | Оценка результата и процесса | Обсуждение проекта, самооценка. Анализ неиспользованных возможностей, потенциал продолжения. |
Пример индивидуального проекта
Уеница Янькова Валерия (семиклассница) работала над проектом по русскому языку «Создание лингвокультурологического словаря к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Цель проекта: через исследование культурных знаков русской литературы на примере произведения М. Ю. Лермонтова «Песня…» создать иллюстрированный культурологический словарь. Продукт – словарь. https://nsportal.ru/user/497068/page/primer-individualnogo-proekta
Ученица Шарапова Диана (шестиклассница) работала над проектом «Отражение истории быта русского народа в зеркале фразеологизмов с гастрономическим значением». Целью проекта явилось исследование фразеологизмов русского языка с гастрономическим значением. Продукт – классификация фразеологизмов с гастрономическим значением, создание презентации. https://nsportal.ru/user/497068/page/primer-individualnogo-proekta
Ученик 5 класса Вершинин Алексей работал над проектом по созданию настольной краеведческой игры домино «Семь красот Закамны». Цель проекта: изучение красивейших мест Закаменского района в доступной для детей форме, запоминание, сохранение традиций. Впоследствии проект стал научно-исследовательской работой по краеведению, ученик стал дипломантом 1 степени Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке» в городе Москва.
Исследовательская деятельность учащихся | Образовательная социальная сеть
Пример группового проекта
В 2019 году мои ученики 10 «а» класса работали в группах над реализацией проекта «Мое прочтение рассказов «Ветка багульника» Р. Белоглазовой, Г. Гусаченко, В. Ходос». Учащимся было предложено распределиться по группам: «Журналисты», «Творцы», «Актеры», «Литературоведы». Внутри группы ученики выбрали для себя то направление, в котором они хотят работать. Группа «Журналистов» снимала видеоролик, работала с афоризмами и высказываниями известных людей. Ребята из группы «Творцы» создали рисунки при помощи карандаша и кисти и компьютерной графики, один ученик сочинил монолог от лица одного из главных героев рассказа. Группа «Актеры» инсценировала эпизоды из рассказов: диалог героев и литературный суд над героем. Группа «Литературоведы» интерпретировала рассказ с научной точки зрения и вывела «формулу счастья»
Пример группового проекта
Проект «Литературный суд над героем» (Ефимов Евгений, Михалев Никита, Шагдурова Юлия)
Название проекта: «Казнить, нельзя, помиловать!»
Цель проекта: выяснить идейный замысел автора в создании образа главного героя - хирурга Коноплева из рассказа Раисы Белоглазовой «Ветка багульника»
Оформление проекта: два ученика в строгих костюмах, один адвокат, другой - обвинитель
Содержание:
Судья (Шагдурова Юлия): Встать! Суд идет! Объявляется литературный суд над героем рассказа госпожи Раисы Белоглазовой «Ветка багульника». Слушание по делу объявляется открытым (стучит молотком). Обвиняемый – хирург Коноплев. Нам предстоит сегодня установить: виновен ли герой в смерти Марии Ивановны. Процесс начинается! Предварительное слушание проходит без участия обвиняемого. Защиту представляет господин адвокат. Слово предоставляется госпоже, главному обвинителю-прокурору.
Прокурор (Ефимов Евгений): в апреле …года товарищ Коноплев в первый раз проводил до музея Марию Ивановну, далее с периодичностью в каждый день Коноплев провожал потерпевшую. Между ними завязались любовные отношения, которые продолжались до июня. В июне обвиняемый уехал на курорт, а по прибытии не захотел продолжать отношения с Марией Ивановной, испугавшись огласки. Он обидел потерпевшую, отослав назад ее подарок. Зимой Мария Ивановна скончалась от острой сердечной недостаточности.
Ваша честь, обвинение считает этот поступок трусостью и малодушием. Несчастная женщина никак не претендовала на роль его жены и не хотела скомпрометировать его. Она искренне любила Коноплева, и отдала всю себя этой любви, ничего не требуя взамен.
Адвокат (Михалев Никита): Ваша честь, мой подзащитный Коноплев, хирург от бога. Он провел множество сложнейших операций. Сын простого кочегара, он сам, без протекций, достиг медицинских высот. К его мнению прислушиваются. В отделении он пользуется авторитетом, его уважают и любят коллеги. Мой подзащитный женат, имеет двух взрослых дочерей. В отношениях с женой Антониной Ростиславовной уже нет любви, но он благодарен ей за то, что все эти годы, пока он был на работе, она заботилась о нем и создавала семейный уют. А отношения с потерпевшей действительно были, но им не суждено было развиваться, так как герой женат, имеет репутацию хорошего семьянина. Да, любовь была, мой подзащитный этого не отрицает.
Прокурор (Ефимов Евгений): Защита, но ведь героиня умерла от тоски и от обиды.
Адвокат (Михалев Никита): Да, и мой подзащитный раскаивается в этом.
Судья (Шагдурова Юлия): Суд постановил: хирург Коноплев не виновен в смерти Марии Ивановны, но муки совести будут с ним всю жизнь. Заседание окончено (стучит молотком)
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Я считаю, что сегодня на уроках просто не обойтись без использования ИКТ- технологий. Их использование повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их творческий потенциал, позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу. Кроме того, способствует совершенствованию практических умений и навыков школьников, повышает эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.
На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ:
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерные тесты;
- электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.
На уроках использую различные обучающие программы и материалы для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для создания тестов). Использую ресурсы образовательных платформ ЯКласс, Учи.ру, интерактивную тетрадь Skysmart, платформу РЭШ.
Используемые формы, методы и средства обучения помогают разнообразить учебный процесс, проверить уровень усвоения информации.