Публикации и выступления

Чуб Оксана Викторовна

Использование компетентностных заданий на уроках в начальной школы

Кадры детского движения - как основной гарант развития детских организаций

Формирование разновозрастного содержания образования в МКШ и его ресурсное обеспечение

Возрождение тимуровского движения в Томском районе.

Из опыта организации и проведения квест – игры  для младших школьников «Хранители наследия».

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЧУБ  О.В.

Синеутесовский филиал МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

        Целью современного образования при введении ФГОСов является формирование принципиально новой системы образования. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Под понятием "Компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей [1].

Компетентность в начальном образовании можно представить, как способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность: учебные достижения;  интеллектуальные задания; умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность: развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии; динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность: способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;  ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;  гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;  постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

 «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации личностно - деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач[4, с.17].

Требования к результатам освоения ООП НОО предусматривают введение 3-х видов результатов.

1. Предметные результаты

2. Метапредметные результаты

3. Личностные результаты

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. 

Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности, прежде всего: адаптироваться к новым условиям жизни, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и эффективно использовать ее.

Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования.

Современное образование можно сравнить со строительством: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы [3, с.109].

Компетентностные задания способствуют развитию проблемно-творческого, критического мышления учащихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство.

Требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности.

Помимо стандартных заданий современный урок требует применения компетентностно - ориентированных заданий.    В процессе выполнения таких  заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

В начальной школе необходимо и возможно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно - ориентированных заданий.

Компетентностные задачи являются средством проверки качества сформированности УУД в 1-4 класах. В ходе решения компетентностных задач обучающиеся осуществляют следующие виды деятельности:

  • чтение текста
  • поиск информации в разных частях текста
  • обобщение на основе широкого контекста.

В основе каждой компетентностной задачи используются разнообразные типы и формы заданий:

  • задание с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • задания со свободным кратким ответом (записать в виде числа или слова)
  • задания со свободным развернутым ответом (записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок или схему). [4].

         Компетентностные задачи направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий [2, с.86].

Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.

Литература

  1. Бермус А. Г. «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования» [Электронный ресурс]/ А.Г. Бермус - Режим доступа:http://www.bestreferat.ru/referat-78164.html.
  2. Бочарникова М.А. «Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации»  [Текст]/ М.А. Бочарникова // «Начальная школа». -  2009.  - № 3 - С.86.
  3. Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие» [Текст] /. В.И., Блинов, И.С. Сергеев - М.: Прос., 2007. - 109 с.
  4. Демидова М. «Компетентностно - ориентированные задания

в научно-естественном образовании» [Текст]/М.Демидова//«Народное образование». - 2008. - № 4. – С.16-18.



Предварительный просмотр:

Выступление на областном семинаре. ТГПУ.

Секция 1. «Специфика деятельности детских общественных объединений в условиях сельской школы: опыт, проблемы, перспективы».

 «Кадры детского движения – основной гарант

существования и развития детских организаций».

            Вот  уже семь лет мы живём в XXI веке, который стремительно несёт нас  навстречу новым открытиям, новым техническим свершениям, всё, более закручивая нас в водовороте политических страстей и общественных событий. Но, к сожалению, мы всё дальше отходим от обычного человеческого общения, заменяя его общением с телевизором, компьютером.

Хотя самый современный компьютер не заменит эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле.

           Есть истины, которые не требуют доказательств. Одна из таких истин – все начинается с детства. В том числе и постижение жизни, освоение опыта предшествующих поколений.

        Современные дети и подростки всё чаще стали жаловаться на скучное времяпровождение.  Они не знают, а под час и не хотят подумать о том, чем же занять себя.   А ведь ещё совсем недавно, каких-нибудь 15-20 лет назад у нас, тогдашних школьников была интересная, увлекательная жизнь: туристические походы, трудовые десанты, отдых в пионерских лагерях, песни у костра и многое другое, что вспоминается с ностальгией.  

            Тогда нас объединяла  единая организация  - пионерская и комсомольская, у которой  были высокие нравственные ориентиры: чести, долга, патриотизма и любви к Родине.  Это было время, когда мы гордились за нашу страну, за её людей. Ведь всё хорошее свершалось от души, не требуя взамен наград.  

        К сожалению, в век экономики и прагматизма, всё оценивается на материальной основе.  Забыто такое хорошее качество, как альтруизм.

Хотя на этом строилось детское движение прошлого века. Нынешнее детское движение держится как раз на тех, кто прошёл замечательную школу пионерии и комсомолии.

В настоящее время остро чувствуется «дефицит» взрослых, готовых, по выражению В.А. Сухомлинского «отдавать сердце детям». К сожалению, сегодняшнее поколение 20-30 летних лишено опыта общественной жизни, опыта взаимодействия поколений. К счастью есть еще люди склонные и способные к работе с детьми, которым свойственна образованность, инициативность, творческое отношение к делу. Но, увы, часто наша даровитая молодежь слабо ориентированна на социальное служение обществу. «Старые» нравственные ценности – бескорыстие, гуманность, сострадание забыты.

             Общественная и детская организации помогают на практике научиться строить отношения с другими людьми, учит таким необходимым в жизни человека – взрослого и ребёнка – качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, помогать другим и осуществлять их предложения, привлекать к осуществлению собственных замыслов. А это поможет им в дальнейшем: в семье, на работе, в личной жизни.

        В Томской области удалось сохранить лучшие традиции детского движения XX века. Районная детская организация Томского района «Радуга», Союз детских организаций Томской области «Чудо» - достойные преемники и продолжатели ела служения детству.

        В Томской области есть детский актив, замечательные вожатые – которые собирают вокруг себя тысячи девчонок и мальчишек. Они реализуют на практике идеи позитивных объединений. Что особенно актуально на селе, где повсеместно закрываются клубы, «оптимизируются и модернизируются» школы. Но при всем энтузиазме, вдохновении вожатые – взрослые все меньше чувствуют поддержку со стороны органов управления образования, других государственных структур. Ставки вожатых в школе сокращаются, что явно не способствует имиджу профессии.

        Понятно, что в данных условиях в профессии остаются самые преданные делу. Очевидно, что в России и в образовании, в частности, достаточно проблем. Но от имени вожатых – руководителей детских общественных объединений я призываю: если не помогаете, то хотя бы не мешайте работать!

        А что же будет через 15-20 последующих лет?  Останутся ли детские организации в школах?  Если уже сейчас сокращаются ставки вожатых, педагогов дополнительного образования  в сельских школах. Кто же пойдёт работать на такую мизерную заработную плату? Кто будет вести за собой детей?

        Детям нужны умные и умелые взрослые. Когда-то один из лидеров молодежных организаций говорил: «Из двух лучших членов союза один должен работать с детьми». Кто станет искать таких способных лидеров в среде взрослых? Кто поможет им реализовать себя? Кто научит, как это сделать?

            Сначала мы потеряем лидеров в детском движении, а  со временем нам не кому будет доверить управление  своей страной.  Государству же  необходимо иметь такую детскую организацию, которая бы давала возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, Человеком с большой буквы. Участие детей и подростков в общественной жизни формирует их гражданско-патриотическое самосознание, мировоззрение и поведение, выбор личного жизненного пути.

Государство  пока еще не до конца осознает, что детское движение позволяет расширить познание детей и подростков общественной жизни.

        Серьезная государственная поддержка участия детей и подростков в жизни общества – необходимый фактор нового отношения к детям. Недаром с трибуны Организации Объединенных Наций провозглашена цель: «Изменить мир в интересах детей и с их участием».

             Вряд ли стоит кого – либо убеждать в том, как значительна и ответственна роль взрослого в детском движении, при условии, что взрослый будет не диктатором, а добрым другом, обладающим необходимыми знаниями, умениями, навыками, владеющим методикой педагогического воздействия на детей и подростков.

         И чтобы повысить статус профессии вожатого требуется широкая информационно разъяснительная  кампания о значимости и потенциале детских объединений, создание рекламы для детей, родителей  и общественности.  Нужно уже сейчас принимать решение на государственном уровне: о стимулировании работы вожатых в школе, увеличивать, а не уменьшать ставки. Уже сегодня необходима серьезная подготовка лидеров  для работы  в общественных объединениях и детских организациях в ВУЗах, где можно пройти полноценную школу организаторской, творческой, методической работы с детьми и подростками.

        Вот тогда мы сможем с уверенностью смотреть в будущее, быть спокойными за свою достойную старость и знать, что наша страна в надежных руках!

Оксана Викторовна Чуб



Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

на областном семинаре «Формирование разновозрастного содержания образования в МКШ и его ресурсное обеспечение», 8 октября 2010 года

по теме «Подходы к формированию содержания

литературного образования в малокомплектной школе».

учитель начальных классов О.В.Чуб

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

        Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

        Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  2. приобретения умения работать с разными видами информации;
  3. овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

        Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы общеучебные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

        Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

        Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

        Особенности малокомплектной школы приводят к необходимости пересмотра содержания, форм и методов обучения, структуры урока по литературному чтению, видов взаимодействия участников образовательного процесса.

        Приступая к формированию содержания  по литературному чтению необходимо следующее:

  • изучить учебный план;
  • выявить сходные по содержанию темы, которые изучаются в разных классах;
  • составить схему тематического планирования с учетом выявленных тем;
  • определить время изучения тем;
  • установить возможности одновременного их прохождения в различных классах;
  • установить  целесообразность  перемещения отдельных тем для одновременного их изучения в разных классах, если время их прохождения по учебному плану не совпадает.  

Содержание по литературному чтению 1 – 4 класс разбито на содержательные блоки.

  1. Устное народное творчество.
  2. Люблю природу русскую. (Осень. Зима. Весна. Лето).
  3. Великие русские писатели.
  4. О братьях наших меньших. (Птицы. Домашние животные. Дикие животные).
  5. Моя родина.
  6. И в шутку и всерьез.
  7. Страна фантазии и детства.
  8. В гостях у сказки.
  9. Зарубежная литература.
  10. Библейские истории.

        В предложенном содержании по литературному чтению допускается перестановка отдельных разделов и учебных тем внутри разделов, в частности при изучении творчества русских классиков, современных детских писателей, поэтов.

        Это позволяет учителю корректировать их. Так раздел «Люблю природу русскую» построен по сезонному принципу. Действительно, удобнее спрашивать детей, какие чувства, ассоциации возникают у них со словами «утро года», когда за окном только начинает пригревать весеннее солнышко, и дети воочию могут наблюдать весенние изменения в природе, анализировать реально возникающие чувства и ощущения. (Приложение 1). В разделе «Люблю природу русскую» включены не только стихотворные произведения,  но и прозаические.

        Содержательный блок «О братьях наших меньших» предусматривает подбор произведений о домашних и диких животных. При приведении таких уроков  появляется больше возможностей для организации совместной деятельности учащихся, что позволяет более расширить знания детей о признаках животных, их характерных отличий, повадок, местах обитания и т.д (Приложение 2).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Люблю природу русскую»  (Времена года. Осень)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Осенние загадки с 67

Ф Тютчев Есть в осени… с 68

К Бальмонт Поспевает брусника с 69

А.Фет  Зреет рожь над жаркой нивой с 65

Н.А.Некрасов Славная осень! с 168

Н.М.Рубцов Сентябрь с 119

И.А. Бунин Листопад с 152

Ф.И.Тютчев Еще земли печален вид с 140

«Люблю природу русскую»   (Времена года. Весна)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

А.Майков Ласточка примчалась 67, Весна с 68

А Плещеев Травка зеленеет с 67

С.Маршак Апрель с 69

Весенние воды с 111

А Плещеев Весна с 112

Сельская песенка с 113

Ф.И.Тютчев

 Весенняя гроза с 62

А.А.Фет Весенний дождь с 143

С.А. Клычков Весна в лесу с 116

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист» с 145

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

О братьях наших меньших (Домашние животные)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

М.Пляцковский Сердитый дог Буль С.Михалков Трезор с 135

Важный совет с 149

Р.Сеф Кто любит собак с 137

И Пивоварова

Жила-была собака с 128

В.Берестов

Кошкин щенок с 130

В.А.Дуров

Наша Жучка с 98 Е.А.Благинина

Котенок с 121

В.И.Белов

Малька провинилась с 68 А.И.Куприн

Барбос и Жучка с 85

О братьях наших меньших (Дикие животные)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Г.Сапгир Про медведя с 14

Я.Тайц  Волк с 85

В.Берестов  Лягушата с 146

Д.Хармс Храбрый еж с 149

В.Сладков  Лисица и Еж с 151

Е Чарушин

Страшный рассказ с 136

В.Бианки Музыкант с 142

Сова с 146

Б.С.Житков  Про обезьянку с 83

 Е.И.Чарушин Кабан с 96

В.П.Астафьев  Капалуха с101

Слон с 25

В.В.Бианки  Мышонок пик с 73

А.А.Фет

Бабочка с 144

Б.А.Слуцкий

Выскочка с 92


        В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемными и разнотемными.

        При сходных темах — совместное обучение в течение всего занятия. В большей мере такие возможности присутствуют при изучении устного народного творчества, русских народных и литературных сказок.

           При формировании такого содержания литературного образования к творчеству одного и того же писателя учащиеся обратятся не один раз, но каждый раз — в новом аспекте. Так знакомство с творчеством А.С.Пушкина проходит и в разделах «Люблю природу русскую» и «Великие русские писатели».

        Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых произведений «Великие русские писатели»: А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов; «Устное народное творчество»; «Зарубежная литература», которые предусмотрены в программах разных лет обучения, с постепенным расширением и углублением их содержания.

        При изучении содержательного блока «Великие русские писатели. А.И.Крылов»  обучающиеся каждого класса сообща прослеживают творчество И.А. Крылова на разных этапах его литературного пути.

        В содержательный блок «Страна фантазии и детства» включены произведения детских писателей: Д.Хармса, Н.Носова, В.Ю.Драгунского и др. построенные на одном и том же литературном материале.

        Не беда, что при этом обучающимся старших классов придется вернуться к произведениям, прочитанным ранее: это способствует углублению ранее полученных впечатлений, постановке новых творческих задач.

        При сходных темах происходит совместное обучение в течение всего занятия. Общий этап в начале урока – организационный момент, сообщение плана, цели урока, повторение изученного ранее. Общий этап в середине урока, как правило, включает в себя упражнения на релаксацию, физкультминутки, ролевые игры, экспресс - опросы. Общий этап в конце урока – подведение итогов, релаксация, разъяснение домашнего задания.

        При несовпадающих темах — совместная работа на отдельных этапах по изучению определенных литературоведческих понятий, сравнительному анализу литературных произведений.

        При разнотемных занятиях основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся: например, обучение учащихся ориентировке в книге, составлению читательского отзыва, развитие речи и т.д.

        Разновозрастные занятия выводят учителя на новый уровень планирования и проведения уроков. Учителю приходится пересматривать не только содержание литературного образования, но и поурочное планирование и само проведение урока, поскольку, чтобы организовать на таком занятии совместную деятельность, необходимо подбирать и новые методы его ведения.

        При проведении уроков в разновозрастной группе необходимо использовать в работе: информационные технологии, технология критического мышления, диалоговые технологии, игровое моделирование, технология проектного обучения проектного, личностно-ориентированное обучение, эйдос-конспект. 

        Содержание литературного образования включает разделы:

  • «Виды речевой деятельности» - аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
  • «Виды читательской деятельности» - формирование библиографических умений по работе с книгой.
  • «Круг детского чтения» - представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.
  • «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
  • «Творческая деятельность учащихся» - постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация; созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения

При правильном планировании, учете возрастных  и физиологических особенностях, применении современных педагогических технологий,  форм и методов обучения к концу начальной школы у детей формируется необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется умениями:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира;
  • понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

        Предлагаемый вариант содержания литературного образования носит примерный и рекомендательный характер и рассчитан на творческую деятельность учителя с учетом особенностей своих учащихся и собственного опыта.




Предварительный просмотр:

Возрождение тимуровского движения в Томском районе.

Учитель начальных классов МОУ «Синеутесовская СОШ»

Томского района

ЧУБ ОКСАНА ВИКТОРОВНА

К сожалению, с распадом Советского Союза пала и система патриотического воспитания в России. За эти годы только у отдельных представителей молодого поколения сохранились представления о патриотизме и любви к своей Родине.

Патриотизм включают в себя: любовь к Родине; сохранение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; готовность и умение защищать ее; уважение обычаев культуры других стран и народов.

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике в области воспитательной деятельности.

Патриотическое воспитание основывается на таких законодательных актах как, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации: "Об образовании",  "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» охватывает своим воздействием все поколения и все стороны жизни.

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения - детей и молодежи, при чем, главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.

В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом.

Тимуровское движение в России зародилось в самом начале 40-х годов ХХ века, сразу после выхода в свет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Вначале это были стихийно возникшие «команды, отряды, дружины», помогавшие взрослым так, как это было описано в повести.

Наибольшего расцвета это движение достигло в годы войны, когда дети получили после ухода отцов на фронт большую самостоятельность и начали помогать воюющей стране.

В послевоенные годы тимуровцы помогали по хозяйству инвалидам и семьям погибших, выращивали домашнюю птицу и кроликов.

В 60 - 70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны. Тимуровские штабы превратились в дополнительные школы лидеров. Лидерство в тимуровских дружинах было нацелено на практические дела.

К концу 80-х годов тимуровское движение, как и пионерское, и комсомольское, заформализовалось и фактически выродилось. Годы кризиса 90-х годов и начала XXI века прошли уже почти без тимуровского движения.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России.   Возможно, ли тимуровское движение сегодня и нужно ли?

По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг.

Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков, появлении неформальных молодежных объединений, таких как готы, скинхеды и др., крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других.

Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения. Оно поможет, организовать разумный и созидательный досуг детей, и будет способствовать воспитанию детей в духе патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних.

А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век?

Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что в те годы дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке. Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, что позволило детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую команду. Такого неограниченного досуга у современных детей и подростков в школе нет.

Второе, что делает затруднительным возрождение тимуровского движения в той форме, как это было в повести «Тимур и его команда», — это атмосфера игры, тайны. А для этого надо сначала найти и подготовить тысячи деятельных подростков, способных возглавить тимуровские команды. Помочь в этой подготовке могут деловые игры, специализированные смены в лагерях.

Школа не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но при этом есть опасность того, что старый опыт работы в этом направлении может превратиться в обычную «обязаловку, отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы, которые могут заинтересовать современных детей.

Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей — вот одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

И еще одна проблема, требующая решения, — работа с родителями. Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю».

С 2007 года силами общественной организации «Мультикультурный Томск» при поддержке Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» началось возрождение тимуровского движения на территории Томского района - добровольных объединений, осуществляющих общественно-полезную деятельность в виде помощи ветеранам, инвалидам, благоустройства территории

        Создание Совета Ассоциации вызвано острой необходимостью: для того, чтобы движение активно развивалось, необходимы не только инициатива, но и всесторонняя поддержка. В Совет «Ассоциации тимуровских отрядов» вошли представители областных и муниципальных департаментов и учреждений: Департамента Общего образования Томской области, Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, областного Департамента социальной защиты населения, Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту города Томска, Томского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», областного совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Отдела по делам молодежи города Северска.

        «Ассоциация тимуровских отрядов Томской области» призвана возродить некогда массовое патриотическое движение молодежи и стать областным координирующим центром для тимуровских отрядов.

        За 2008-2010 год организация добилась значительных успехов: на сегодняшний день тимуровские отряды функционируют в Томском, Кожевниковском, Молчановском, Первомайском, Асиновском районах области, городе Томске. Количество ребят, постоянно состоящих в тимуровских отрядах, давно перевалило за 500 человек.

        На  сегодняшний день Тимуровское движение в Томской области - это реальная сила. Тимуровцы оказывают адресную помощь ветеранам, вдовам, пенсионерам, облагораживают территорию мемориалов Славы и памятников, занимаются исследовательской деятельностью и сбором архивных материалов, ведут поисковую работу, разрабатывают социальные проекты,  занимаются благоустройством территорий населенных пунктов – и это лишь малая часть добрых и нужных дел.
            Кроме того, тимуровцы участвуют в областных конкурсах, благотворительных, акциях и праздничных мероприятиях, приуроченных к той или иной дате, сами становятся инициаторами ярких праздников и нестандартных акций. На счету тимуровских отрядов не одна победа в региональных конкурсах среди добровольческих организаций.

            В рамках областной целевой программы уже был проведен ряд значимых мероприятий для тимуровцев. Одним из них стали летняя детская тематическая смена «Я – тимуровец!», в ходе которой лидеры детских и молодежных общественных объединений области смогли обменяться опытом добровольческого и тимуровского движений. В 2009 году проведены конкурсы «Зеленая аллея», «Неделя добра», «Снежный бум», проведены семинары, круглые столы и конференций. Создан фильм о тимуровском движении, записан гимн, разработана единая символика.

        22 января 2010 года, в день рождения Аркадия Гайдара,  ТРОО «Ассоциация  тимуровских отрядов  Томской области» провела в кинотеатре «Томск-Киномир» I Слет Тимуровских отрядов Томской области. Мероприятие проводится  в рамках реализации Областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области на 2006-2010 гг.» при поддержке Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, областного Департамента общего образования и департамента социальной защиты населения Томской области, Томского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

        Тимуровский отряд «СДД: Спешите Делать Добро» в МОУ «Синеутесовская СОШ» Томского района был создан осенью 2008 года. Мы работаем под девизом «Мы единая команда. Собрались для добрых дел. Людям пользу приносить, для России нужным быть!»

        Школа наш второй дом. И поэтому мы благоустраиваем территорию нашего дома. Убираем мусор, вырубаем подлесок, красим скамейки. На территории школы мы вырубили ненужный кустарник. Разбили аллею тимуровцев. Посадили саженцы кедра, ели, березы.

        На территории школы есть детская площадка. Правда находилась она не в лучшем состоянии. Тимуровцы очистили ее от мусора и покрасили.

        Не забываем мы и о младших товарищах. Покрасили ограждение детского сада. Помогли обустроить цветочные клумбы, посадили цветы.

        В селе Коларово находиться памятник погибшим войнам. Для нас почетная обязанность зимой и летом следить за его порядком: чистить снег, убирать мусор, высаживаем цветы.

        Чисто не там где убирают, а там где не сорят. Мы провели акцию «Чистое село», собрали мусор с улиц села Коларово.  А так же убрали самовольную свалку у ручья. Вывезли 3 машины мусора. И обратились к жителям с призывом  не мусорить! Беречь и любить свое село! Проводим акции «Чистый берег».

        По нашей инициативе мы благоустроили территорию у клуба с. Коларово. Покрасили вход, посадили цветы.

        Не забываем мы и о людях нуждающихся в помощи. Оказываем адресную помощь -восстанавливаем завалившиеся  и строим новые заборы. С удовольствием помогаем красить их.

Складываем и переносим дрова. Убираем дворы местным жителям. Чистим дворы от снега, носим воду, складываем дрова.

        Около школы располагается заброшенная теплица. В данный период мы работаем над проектом «Школьная беседка». Мы  решили очистить здание теплицы от металлолома и мусора. Изготовить лавочки, разбить в ней цветник.

        Летом для детей летнего пришкольного лагеря тимуровцы проложили «дорожку здоровья», из песка, мелких камешек и гравия.

        7 октября 2009 года тимуровский отряд «СДД: Спешите Делать Добро» п. Синий Утес принял участие в областной  акции «Зеленя аллея», организованной местным отделением Томского района Всероссийской политической партии «Единая Россия». У памятника погибшим воинам тимуровцами и жителями села Коларово были посажены саженцы ели и кедра. Каждое деревце было посажено в память о погибшем на фронте солдате.

        В ноябре тимуровцы участвовали в «Недели Добра». В январе на телеканале ТВ 2 прошел сюжет о работе тимуровского отряда.

         В течение всего времени мы проводим акции для жителей п. Синий Утес и с. Коларово: «Признание любви к семье», «Подарок ветерану», «Новогоднее настроение» (украсили подъезды домов в канун нового года.)

        26 января 2010 г. в кинотеатре «Киномир» прошел I слет тимуровских отрядов, в котором принимали участие 13 тимуровцев школы.

        О работе тимуровского отряда постоянно пишем в СМИ, размещаем информацию о наших делах в новостях на сайте школы, сделали страничку тимуровцев «Спешите делать добро» (http://tom_suschool.edu.tomsk.ru  «Детская организация»).

Возрождение тимуровского движения очень важно и необходимо активно его развивать и всесторонне поддерживать.



Предварительный просмотр:

Из опыта организации и проведения квест – игры  для младших школьников

«Хранители наследия».

учитель начальных классов

Синеутесовского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

Чуб Оксана Викторовна

С 2017 года на базе Синеутесовского филиала МАОУ «Спасская СОШ» Томского района проходит открытая экологическая квест – игра для обучающихся начальных классов «Хранители наследия».

Квест или приключенческая игра представляет собой историю, легенду. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Цель экологической квест - игры: Формирование экологического мировоззрения и экологической культуры младшего школьника.

Экологическая квест – игра «Хранители наследия» проводится в форме кругосветки. Команда из 5 человек выполняет различные задания на станциях. По окончании игры команды представляют, защищают или презентуют результат своей работы в игре.

Как любая квест – игра - игра «Хранители наследия» имеет свою легенду.

В 2017 год легенда игры была посвящена заказникам Томской области. По легенде в результате экологической катастрофы все животные Томской области покинули места своего обитания. Ребятам было необходимо найти, собрать животных и вернуть их в естественную среду, то есть в заказники Томской области.

Маршрутный лист детей представлял собой карту заказников Томской области. Станции были названы по названиям заказников. На станциях дети знакомились с животным миром заказников и выполняли интеллектуальные, логические и творческие задания. После выполнения заданий дети получали изображения животных обитающих в заказнике и вклеивали их в маршрутный лист.

На станции «Осетрово – нельмовый заказник» дети знакомились с рыбами через игру магнитная рыбалка. С животными «Першинского заказника» ребята знакомились  через математические задачи. На станции «Ларинский заказник» ребята узнавали звуки и голоса животных, живущих в этих местах. В «Васюганском заказнике» дети распознавали следы животных и птиц. А «Калтайский заповедник» научил делать оригами птиц и животных. Знакомство животных на английском языке происходило в «Иловском заказнике», а в «Томском заказнике» из сухих листьев появлялись изображения обитателей этого заказника.

2018 год квест – игра «Хранители наследия» посвящена памятникам природы Томской области: «Синий Утес», «Таловские чаши», «Звездный ключ», «Аникин камень», «Озеро Кирек», ООПТ «Коларовские водно-болотные угодья» и др.,  

С неповторимыми чудесами этих уголков Томской области дети знакомились через разнообразные задания: кроссворды, ребусы, мозаика, математические и логические загадки и задачи, творческие задания – рисование, лепка, оригами.

По итогам игры дети разгадали название птицы года России – скопа, собрали  ее изображение и узнали много интересного о ее жизни и среде обитания.

В 2019 году игра направлена на знакомство детей с природным миром Томской области. По маршрутному листу дети от станции к станции знакомились с обитателями природного мира Томской области.

На станции «Красная книга ТО» ребята, используя «Красную книгу Томской области» выясняли, какие редкие виды животных и растений находятся под угрозой исчезновения и записывали их в «свою карманную Красную книгу ТО». Через загадки дети узнавали, какие животные проживают на территории Томской области. Разгадывание кроссвордов  помогло познакомиться с зимующими и перелетными птицами нашей области. По карточкам – картинкам определяли  причины экологических катастроф: вырубка лесов, неконтролируемый вылов рыб, строительство дорог, лесные пожары, браконьерство и др. С миром рыб Томской области дети знакомились через сканворды, а с водным миром через «заселение» обитателей водоемов на «картинку – озеро». А по карте Томской области узнали, какими природными и полезными ископаемыми богата наша Томская земля.

В конце игры каждая команда, используя  выполненные задания, создали свою большую карту «Природный мир Томской области», где наглядно были видны и растения, и животные, и птицы и водные обитатели Томской области.