Для вас, ребята!

Чуб Оксана Викторовна

 Температурный режим  

Тесты и задания по математике, 3 класс    

Тесты и задания по русскому языку, 3 класс  

Тесты и задания, 2 класс

Нормы чтения в начальной школе

Словарь синонимов и антонимов

Литературный словарь                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ!

При какой температуре наружного воздуха, обучающимся можно не посещать школуC:\Users\детский сад\Desktop\Documents\Downloads\109010771088108410861084107710901088_2.jpg

1-4

классы

-26°С

с умеренным ветром (7-8 м/сек.)

-30°С без ветра

5-8

классы

-30°С

с умеренным ветром (7-8 м/сек.)

-34°С без ветра

9-11

 классы

-34°С

с умеренным ветром (7-8 м/сек.)

-38°С без ветра



Предварительный просмотр:

Задача 1.

Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы. Сколько килограмм лука потратил повар?

Задача 2

Оля вырезала из бумаги 5 квадратов, 7 треугольников, а кругов в 2 раза больше чем треугольников. Сколько всего Оля вырезала фигур?

Задача 3

Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше чем второе. Вычисли сумму этих трех чисел.

1. Реши задачу:

Коля полил 9 грядок клубники. Вася полил на 4 грядки меньше, чем Коля. Сколько грядок полил Вася? Сколько всего грядок клубники в огороде? 

2. Реши задачу:

У Маши было 10 рублей. Бабушка дала ей ещё 6 рубле        й. Маша купила мороженное за 5 рублей. Сколько денег осталось у Маши? 

3. Реши задачу:

Сколько лап у пяти кошек? 

4. Реши задачу:

В ящик можно положить 56 яблок. В коробку можно положить на 38 яблок меньше, чем в ящик. В пакет можно положить на 12 яблок меньше, чем в коробку. Сколько яблок можно положить в пакет? 

5. Реши задачу:

В грузовую машину можно загрузить 6 тонн песка. Сколько тонн песка могут перевезти 8 грузовых машин? 


6. Реши задачу:

Коля купил в магазине 6 тетрадей и заплатил за них 30 рублей. Сколько будут стоить 8 тетрадей?

7. Реши задачу:

В озере плавало 24 утки и гуси, которых было в 3 раза меньше, чем уток. Сколько гусей плавало в озере? 

Олимпиадные задания

Встретились волк и осел.

Волк:

- Осел, сколько тебе лет?

Осел:

-А тебе сколько?

Волк:

-Мне 15.

Осел:

- Ну, тогда я в 3 раза старше тебя, да ещё на 1\3.

Определите возраст осла.

На участке дороги длинной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 м. Сколько деревьев должны посадить школьники?

Расставьте по комнате 9 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

Летели скворцы, и встретились им деревья. Когда они сели по одному на дерево, то одному не хватило дерева, а когда сели по два скворца, то одно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев?

Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько было яблок у торговки?

На 2 проводах сидели ласточки. Со 2 провода улетели 2 ласточки, а с 1 провода 2 ласточки перелетели на 2. После этого на проводах стало по 5 ласточек. Сколько ласточек было в начале на каждом проводе?

Таня принесла сливы. Половину всех слив она отдала Мише и 11 слив Толе. После этого у неё осталось 9 слив. Сколько слив принесла Таня?

Математика. Решение задач экологического содержания.

  1. Устная работа.. Найдите схему к задаче (схемы на доске).

        Один гектар хвойного леса каждый час поглощает из воздуха 8 кг углекислого газа и 3 кг пыли. Сколько всего вредных веществ поглощает гектар хвойного леса за один час?

  1. Работа в тетради. Решение задач экологического содержания.

        - В год самка зайца приносит 3 потомства по 5 зайчат. Сколько зайчат может появиться у зайчихи за год?

        - Самый крупный пингвин – императорский, его рост 1 метр. Самый мелкий – малый пингвин, ростом всего 40 см.  На сколько сантиметров императорский пингвин выше малого?



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 3 класс

  1. Выпиши существительные в три столбика.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок

Сущ. только в ед. числе

Сущ. только во мн. числе

И в ед.числе и во мн. числе

  1. Запиши предложения, вставляя пропущенные слова и обозначая числа словами.

10 + 6 получиться…………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………

Из 16 – 5 получиться…………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

К 23 + 16 получиться……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………

Из 51- 11 получиться……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….

  1. Как принято называть детенышей животных?

У коров - ………………………….., собак - ………………………., овец - ………………………….

коз - …………………......., кур - ………………………………, быков-………………………………..

носорогов - …………….……….., мышей - ……………………….., верблюдов-…………………..…

змей- ………………………………….

  1. Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова

Шпага - …………..... …   банк - …………..……., шел-……………..………, база-…………….……

  1. Вставь подходящие по смыслу слова.

Труслив как ……      ………………..                   грязный как………………………….……

нем как………………         ……….                      болтлив как ………………………..……….

надут как…………………………..                       изворотлив как ………………………………

  1. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова

Садок-…………………………….              среда…………………………   замок…………………….

ракета……………………………              каприз…………………………  сосна…………………….

  1. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков

Яблоко, якорь, коньки, стройка, тополь, солнце, медвежонок, ель, лестница

  1. Исправь речевые ошибки. Запиши предложения правильно.

Два мальчика парой пошли на рыбалку.     ……………………………………………………………..

Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.   …………………………………………………………..

  1. Разгадай метаграмму. Запиши полученные слова.

Со звуком (с) я не вкусна,

Но в пище каждому нужна. ………………………..

С (м)  - берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.         ………………………

  1. Почти из всех существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Подчеркни слово из какого не получается числительное.

Сорока, семя, сито, шерсть, дева

  1. Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой,  соедини линией.

Лясы точить                                                   Не покладая рук

Держать ухо востро                                      Держать язык за зубами

Сидеть сложа руки                                       Воды в рот набрать

От рук отбиться                                           Ворон считать

Во всю Ивановскую                                    Своим горбом жить

На чужой шее сидеть                                  Держать в ежовых рукавицах

  1. В каком предложении слово КЕДР является подлежащим?

Сколько шишек созревает на кедре.

На опушке леса ребята увидели могучий кедр.

В Сибири растет кедр.

Кедр очень любят сибиряки.

  1. От следующих существительных образуйте родительный падеж множественного числа.

яблоко - ……………………………..                 апельсин - ………………………….

число - ……………………………..                   ботинок - ……………………………

носок - ………………………………..                одеяльце - ……………………………….

блюдце - ………………………………..              болотце - …………………………….

басня - ………………………………                       ступня - …………………………..

  1. Запиши сложные слова, обозначающие внешние портретные черты человека.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1.  Определи сколько звуков Ш в стихотворении

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке.

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки………………………………………..

  1. Какое из этих слов по смыслу лишнее.

Собака, борзая, такса, овчарка, пудель, волкодав.

  1.  Придумай предложения, в которых существительные ГУСЕНИЦА, СТАРИНА, ПОЛЬКА в одном случае обозначали бы одушевленные предметы, а в другом – неодушевленные.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Определи связь между первой парой слов, дополни вторую пару подходящими словами

Школа – обучение = больница - …………………………..

песня – глухой = картина - ……………………………

Бежать – стоять = кричать - ……………………………..

Тест 3 класс I четверть

Антонимы. Вставить пропущенные буквы.

Ж…ра…   -   ж…вотное  б..л…шое, а мышь  ______________________

За…ц  слабый, а  волк  - ________________________  звер…

Ч…р…паха  - м…длительное ж…вотное,  а зм…я __________________

Подбери антонимы к словам.

х..рош..й -___________________

сев…рный-____________________

б…гатый-__________________________

 Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:

Бегун                                  Что делал?

Улыбался                            Какая?

Цветок                                 Кто?

Милый                                Что?

Высокая                               Какой?            

Подчеркни слова, обозначающие действие предметов:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал…..

 

Подчеркни слова, обозначающие признаки предметов:

Маленький, удаленький всю землю прошел,

Красную шапочку нашел.

В    тексте надо было подчеркнуть слова, обозначающие  предметы. Правильно ли выполнено задание? Исправь.

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий силач,

Подчеркни однокоренные (родственные) слова, если оно есть:

Кашель, каша, кашлять, кошелек, кашляющий.

Косить, косынка, косарь, косая.

Подобрать к данным существительным имена прилагательные.

Лес________________________________

Облако____________________________

Комната_____________________________

Лиса_________________________________

Дом_________________________________

Записать предложения.

О птицах._________________________________________________________

_________________________________________________________________

О дереве_________________________________________________________

_________________________________________________________________

О животном. ______________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задачи на смекалку и олимпиадные задачи

1. Бульдог и фокстерьер едят связку из 25 сосисок с двух сторон. Пока фокстерьер съедает две сосиски, бульдог съедает три. Сколько сосисок достанется бульдогу, когда они доедят всю связку?

2.    Лиса имеет такую же массу, как и два зайца; Заяц имеет такую же массу, как и две белки; Белка имеет такую же массу, как и две мышки. Сколько мышек имеют такую же массу, как лиса?

3.    Четверо друзей проводили свободное время по-разному: один читал книгу, другой слушал радио, двое смотрели телевизор. Как проводил свободное время Игорь, если Витя читал книгу, а Дима с Игорем и Леша с Димой проводили время по-разному?

4. Пони в зоопарке может прокатить или 3 взрослых, или 6 детей. Может ли пони прокатить семью из папы, мамы и малолетних сына с дочкой?

5.    На столе лежат шарики трех цветов. Если считать только красные и синие - насчитаем 3 шарика, если красные и зеленые - 4 шарика, если синие и зеленые - 5 шариков. Сколько шариков каждого цвета лежит на столе?

6.    Нарисовали на листе бумаги квадратики и кружочки, вместе 15 фигуры. Сколько было квадратиков и сколько кружочков, если первых было в 2 раза больше, чем вторых?

7.   Надя, Вера, Галя и Люба сажали плодовые деревья: одна сажала яблони, другая - груши, третья - сливы, четвертая - вишни. Что сажала каждая девочка, если Вера не сажала вишни, Галя не сажала яблони и вишни, а Люба сажала сливы?

8. Группа бегунов бежит по дорожке. Один спортсмен бежит пятнадцатым, если считать с начала, и двадцать пятым, если считать с конца. Сколько бегунов в группе?

9.    В вазе лежало 6 яблок трех цветов. При этом красных было больше, чем желтых; желтых было больше, чем зеленых. Можно ли определить, сколько яблок каждого цвета лежало в вазе? Сделай это.

10.  В ящике лежало 3 красных и 3 синих шарика. Из него достали и положили на стол сначала красный, потом синий, потом красный шарик. Потом из ящика решили достать сразу два шарика. Могут ли эти шарики оказаться:

а) оба синими?

б) оба красными?

в) красным и синим?

11.  Робот испортился и ходит теперь только прямо, при этом после каждого шага вперед он делает два шага назад. Длина шагов вперед и назад одинаковая. На сколько шагов и в какую сторону робот отдалится от первоначального положения, если сделает 10 шагов?

12.  Пять рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков?

13.  На тренировку пришли 3 футболиста и 3 хоккеиста. Всего 5 человек. Может ли так быть?

14.  На вопрос учителя о том, кто разбил окно, ученики ответили так: «Окно разбил Толя, а не Дима», Дима сказал: «Окно разбил Петя или Толя», Толя сказал: «Окно разбил Дима». Учитель знал, что один из трех учеников солгал, а двое сказали правду. Кто разбил окно?

15.  В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас волосы бе лые, у другого - черные, а у третьего - рыжие, но при этом ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», заметил черноволосый. «Ты прав», - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

16.  На цепной карусели дети катаются по кругу, один за другим в 6 сиденьях. Ваня едет перед Таней, и между ними одно сиденье. Но можно сказать, что и Таня едет перед Ваней. Сколько сидений между ними в этом случае?

17.  На столе лежало 4 ножа, 6 ложек и 8 вилок. Часть этих предметов убрали со стола так, что осталось 13 предметов. Остался ли на столе хоть бы один нож? Хотя бы одна ложка? Хотя бы одна вилка?

18.  Как-то на праздник все гости пошли танцевать. Встали попарно, глядь - один гость лишний. Тогда они встали по трое - и опять один гость оказался лишним. Сколько было гостей, если известно, что их было меньше 10 человек?

19.  На перетягивании каната 2 моряка тянут так же, как 3 рыбака. За одну сторону каната взялось 9 рыбаков. Сколько моряков должны взяться с другой стороны, чтобы тянуть с той же силой?

20.  Три шахматиста участвовали в турнире. Каждый сыграл с остальными по одной партии. Сколько шахматных партий было в турнире?

21.  Дети съели 17 конфет, причем 4 ребенка съели по 2 конфеты, а остальные - по 3. Сколько детей ело конфеты?

22.  В лесу проводился кросс. Обсуждая его итоги, одна белка сказала: «Первое место занял заяц, а второй была лиса». Другая белка возразила: «Заяц занял второе место, а лось был первым». В ответ на это филин заметил, что в высказывании каждой белки одна часть верная, а другая - нет. Кто был первым, а кто вторым в кроссе?

23.  Четыре ученика: Витя, Петя, Юра и Сергей заняли на математической олимпиаде четыре первых места. На вопрос, какие места они заняли, были даны ответы: «Петя занял второе место, а Витя - третье»; «Сергей занял второе место, а Петя - первое»; «Юра - второй, а Витя - четвертый». Укажите, кто какое место занял, если в каждом ответе правильна лишь одна часть.

24.  В трех коробках лежат красный, желтый, и зеленый шарик. На одной коробке написано «не красный», на другой - «не желтый», на третьей - «не зеленый». Какой шарик лежит в какой коробке, если во второй коробке - красный шарик, и все надписи правильные?

25.  Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им: «Перед вами три колпака, один черный, два белых. Вам наденут на голову по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нем колпак?» После этого мудрецов увели в темную комнату и там надели на их головы по колпаку. Затем мудрецов привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец один сказал: «На мне белый колпак».

Как он рассуждал? Какой колпак был на втором мудреце?

Задания на окружную олимпиаду, математика 2 класс

  1. Найди А и Б, если: А* Б= А   и  А+Б=10.    (А=9, Б=1)

  1. Напиши число 100 с помощью пяти единиц и знаков действий    (111 – 11=100)

  1. Используя только цифры 5, 4, 3, 2, 1 напиши три числа, чтобы они в сумме составили число 60.   (12+43+5=60)

  1. Из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 подбери такие  три числа, сумма, которых будет равна 50.

  1. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по три кошки. Сколько кошек всего в комнате? (4 кошки)

  1. Брат и сестра получили в наследство 90 рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 рублей, то брат окажется вдвое  богаче сестры. Сколько денег в наследство досталось брату и сколько сестре? ( сестра 40 руб., брат 50 руб.)

  1. «Дедушка, сколько тебе лет?» - спросил деда внучек. «А вот прибавь к каждому полному десятку моих лет по 2 года и получишь 84 года». Сколько лет деду? (70 лет)



Предварительный просмотр:

Нормы скорости чтения 1-4 класс

 

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

 не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

 на 2 ->    менее 15 (25) слов в минуту
на 3 ->    15-19  (25-34) слов
на 4 ->   20-24  (35-40) слова
на 5 ->   от 25  (41) слов

2 кл.

 на 2 ->   менее 25 (40) слов в минуту
на 3 ->   25-29  (40-48) слов
на 4 ->   30-34  (49-54) слова
на 5 ->   от 35  (55) слов

 на 2 ->    менее 40 (50) слов в минуту
на 3 ->   40-44  (50-58) слова
на 4 ->   45-49 (59-64) слов
на 5 ->   от 50  (65) слов

3 кл.

 на 2 ->   менее 40 (55) слов в минуту
на 3 ->   40-49  (55-64) слов
на 4 ->   50-59  (65-69) слов
на 5 ->   от 60  (70) слов

 на 2 ->   менее 65 (70) слов в минуту
на 3 ->   65-69  (70-79) слов
на 4 ->   70-74  (80-84) слова
на 5 ->   от 75  (85) слов

4 кл.

 на 2 ->   менее 65 (85) слов в минуту
на 3 ->   65-74  (85-99) слова
на 4 ->   75-84  (100-114) слова
на 5 ->   от 85  (115) слов

 на 2 ->   менее 70 (100) слов в минуту
на 3 ->   70-88  (100-115) слов
на 4 ->   89-94  (116-124) слова
на 5 ->   от 95  (125) слов

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать  по слогам.

2 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

 

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

- чтнение по слогам или слово полностью,

- наличие ошибок при чтении,

- количество слов в минуту,

- выразительность,

- осознанность.

 можно кликнуть для увеличения
http://irina-se.com/wp-content/uploads/2012/10/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB-%D0%A2%D0%B5%D1%85-%D1%87%D1%82.bmp

 
Как видите, количество прочитанных слов не является определяющим.
 
То есть родителям нужно понимать, что такое понятие, как 
скорость чтения, является лишь одним из критериев определения уровня техники чтения.  Проверяется способ чтения: читает ребенок по слогам или слово читается им гладко, целиком.  Обязательно проверяется осознанность чтения, иными словами, понимает ли ученик то, что прочитал или нет. Для этого после прочтения может быть задан вопрос по тексту, чаще всего «О чем ты сейчас прочитал?» и требует простого ответа (подробный пересказ не нужен ;) )
 
Так же учитывается выразительность чтения, наличие ошибок и/или запинаний. Иногда встречается возвращение к повторному прочтению предыдущего слова, это говорит о недостаточной осознанности и считается ошибкой.
 
Так же надо учитывать, что нормативы скорости (темпа) чтения могут отличаться в зависимости от общеобразовательного учреждения, требования к ученику гимназии будут выше, к ученику коррекционного класса — ниже.
 
Частота проверки техники чтения в начальной школе, как правило, 2 раза в год: конец первого полугодия и конец второго полугодия.  Однако, в некоторых школах уровень чтения проверяют в конце каждой четверти или триместра.

Упражнения для улучшения техники чтения

Упражнения для улучшения техники чтения  

Чтобы научить своего ребенка быстрому и легкому чтению,
родители могут воспользоваться следующими приемами.
 

1. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять в поход, книг, которые надо прочитать.      

2. Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор - хороший помощник в этом деле. Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения, - все, что нужно для поддержки в освоении техники чтения.

3. Предлагайте ребенку текст для чтения только тогда, когда вы ему его уже прочитали. Читать знакомый текст школьнику намного легче и интереснее (!), чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.                                                    
 

4. Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества детского чтения с сопутствующими им тревогой, скованностью, напряжением.
 

5. Интересный прием для тренировки навыка чтения "Секретное письмо". На большом листе бумаги взрослый пишет какое-нибудь слово крупными буквами с помощью белой свечи. Понятно, что написанное вами не будет видно на белом листе. Теперь ребенку предлагается закрасить разными цветами с помощью красок и кисти весь лист. Тот момент, когда неожиданно на цветном фоне появляются белые буквы, неизменно освещается чувством радостного удивления ребенка. Так процесс чтения и приятные эмоции крепко связываются в представлении школьника, а прочитанные таким необычным способом слова хорошо запоминаются.
 

6. Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения. Можно использовать следующие упражнения:

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки
 

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
 

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение "Бросок – засечка"

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
 

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)

Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.



1.На келыбар

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

2.никУче

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

3. В селу

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

4.соЛь

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

5.амиЗ
 

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

6.ныСнейж чайзик

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.





Ответы.

1. На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2. Ученик

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3.В лесу

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4. Лось

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

5.Зима.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

6.Снежный зайчик

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школеКоррекционная педагогика

Презентации к уроку

Содержание

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость  внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ   ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х 

4) Читаем цепочку слогов:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img1.gif

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие  прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

http://festival.1september.ru/articles/625925/img2.gif

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

   10   

   25   

   14   

   2   

13

15

20

5

19

11

23

24

21

16

7

17

12

22

8

9

Алгоритм использования:

  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

«Сажаем морковку»

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

http://festival.1september.ru/articles/625925/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/625925/img4.gif

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img5.gif

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике.) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить. 

«Робот»

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети   прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img6.gif

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ          ТНО              КТРИ

ДРУ          ЗБИ              СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически. 
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
 
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо

громко

шепотом

немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...      
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память,   устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

О  И  Б  Я У

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН         МЕДВЕДЬ            ТИГР
ЛЕВ             БАБОЧКА           КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ   РУЧЕЙ   ПЕРЬЯ   РАЗОГНАЛСЯ  ТРОПИЧЕСКИЕ  ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

Кот мяукал...

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость  чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img7.gif

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк  краска  склон  экран  беда  тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

http://festival.1september.ru/articles/625925/img8.gif

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

http://festival.1september.ru/articles/625925/img9.gif

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва         бублики           чай           лимонад
вафли        виноград          вишня      мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти  упражнения  способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л  = ?  (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

3) «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро    медведь    карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1.  Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти  слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2.  Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза                                 газета                             кустарник
шутка                               поднос                           шоколадка
часовщик                         щепка                             ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.

3) Шарады.

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду, 
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, 
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое;  кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Приветливое, радостное

Бодрое, боязливое

Прихотливое, робкое

Бурное. веселое

Светлое, сердитое

Возбужденное

Серьезное

Возмущенное

Скорбное

Волшебное

Смешное

Героическое

Сонное, солнечное

Добродушное

Сочувствующие

Жуткое

Спокойное

Загадочное

Таинственное

Ликующее

Тоскливое

Печальное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Литература:

  1. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  6. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  7. Начальная школа. № 6 2001.
  8. Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.

Поделиться…

Для начинающих читателей

Артикуляционная гимнастика

а) разминка
вдох носом, выдох через рот; 
вдох, задержка дыхания, выдох; 
вдох, выдох по порциям. 
б) упражнения для развития четкости произношения
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 
2. Говори, говори, да не заговаривайся. 
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 
5. Наш дуда и туда и сюда. 
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 
9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 
10. В один, Клим, клин колоти. 
11. Каково волокно, таково и полотно 
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 
13. Либретто “Риголетто”. 
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 
15. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
ж) чтение согласных 
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
з) чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].
После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Буксир

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки 

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Бросок – засечка

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Молния

Это упражнение применяется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения.
Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Спринт

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств: 
- Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
- Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд). 
- Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует: 
- Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
- Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 
2. дали каши Маше манной нашей 
3. летом одним и зимой цветом 
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 
5. ко мне друзья пришли мои на праздник 
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 
7. любимое дерево мое белая береза 
8. в саду в нашем расцвела клубника 
9. мы электричке на доехали до станции 
10. ледяная , крутая и длинная горка была

Восполнение пропусков букв в словах

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

Поиск в тексте заданных слов

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Игра в прятки

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Мнимое слово

Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Расширение поля зрения

Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. 
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..
 

10    4      28    9      14
20    24    18    1      5
13    8      30    25    11
2      22    15    27    17

26    6      12    3      21
16    23    19    29    7

 

Пирамида

Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79

 
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Предложите такое упражнение ребенку.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.

Улучшение оперативной памяти

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью, так называемых 
зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.

Скачать: Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)


В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. 
Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради. 
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору. 
За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому  делайте  замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в  “Таблицу достигнутых результатов”.

Дата 

... 

... 

...

...

... 

...

...

Скорость 
чтения

 

 

 

 

 

 

 

Количество
ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

азбука, алфавит

азбука, букварь

актёр, артист(актриса, артистка)

алмаз, бриллиант

армия, войско, рать

аромат, запах, благоухание

бедный, нищий, убогий

бежать, мчаться, нестись, лететь

беспокойство, волнение, тревога

битва, бой

боец, солдат, воин

большой, громадный, огромный, гигантский

бояться, страшиться, трусить, робеть, пугаться

бранить, ругать, журить

бросать, кидать, швырять

буря, ураган, шторм

быстрый, скорый, торопливый, проворный (о человеке)

вежливо, учтиво, любезно (кого-то встретить)

весело, радостно, оживлённо

ветер, вихрь

взбираться, подниматься

взлетать, подниматься, взмывать, вспархивать (о птице, бабочке)

вид, пейзаж, картина

волшебник, чародей, колдун, маг, кудесник

восток, восход

враг, противник, неприятель, недруг

всадник, верховой, конный, наездник

вслух, громко (говорить)

всюду, повсюду, везде

выносливый, терпеливый

высокий, рослый, долговязый, длинный (о человеке)

гаснуть, погасать, тухнуть

глаза, очи

гнев, ярость, бешенство, негодование

горевать, грустить, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться

горячий, жаркий, знойный

громкий, оглушительный, звучный

граница, рубеж, предел

груз, багаж, поклажа

дворец, палаты, хоромы

дерзкий, наглый, нахальный

дети, ребята, малыши

добросовестный, честный

догонять, настигать

дождь, ливень

доктор, врач, лекарь

дорогой, ценный, драгоценный

доход, прибыль, выгода, барыш

дрожать, трястись, трепетать

друг, товарищ, приятель

думать, мыслить, размышлять

душистый, пахучий, ароматный

жара, жар, зной

желать, хотеть

жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, лютый

забава, развлечение

загрязнять, пачкать

загораться, вспыхивать, зажигаться, воспламеняться

задира, забияка, драчун

закрывать, запирать, затворять, замыкать

застенчивый, стеснительный, стыдливый

затея, выдумка

затраты, издержки, расходы

заяц, серый, косой

злой, злобный, недобрый, лихой

знаменитый, известный, славный, прославленный

зябнуть, мёрзнуть, замёрзнуть, коченеть, леденеть, стыть, стынуть, промерзать, застывать

идти, ступать, шагать, семенить, шествовать, плестись, тащиться

известие, сообщение, новость, весть

иногда, порой, временами, подчас, изредка

иностранный, заграничный, зарубежный, заморский, чужеземный

интересно, занимательно, увлекательно, занятно

использовать, употреблять, применять

испугаться, устрашиться, оробеть, содрогнуться, струсить

истратить, израсходовать

 кавалерия, конница

капризничать, привередничать

карлик, лилипут

кичиться, чваниться, важничать, зазнаваться,

заноситься, задаваться

клевета, наговор

комната, горница, светёлка, светлица, каморка •    корабль, судно

красивый, хорошенький, миленький, прекрасный,

прелестный

красный, багровый, багряный, алый, пунцовый,

рдяный, огненный, рубиновый, кумачовый

крестьянин, земледелец, пахарь, хлебороб

кричать, орать, вопить

крутой, обрывистый, отвесный

ласковый, нежный, мягкий, приветливый

ленивый, нерадивый

ловкий, проворный, юркий, изворотливый

ловушка, западня, капкан

ложь, неправда, враньё

лошадь, конь, скакун

любить, обожать

любознательный, пытливый, любопытный

маленький, крошечный, крохотный

медведь, мишка, косолапый, топтыгин

месяц, луна

множество, масса, тьма, бездна, уйма, пропасть

молодой, юный

мир, вселенная, космос

мокрый, влажный, сырой

мучить, истязать, терзать, изводить, тиранить,

пытать

наглый, бесстыдный, бессовестный, беззастенчивый,

развязный, нахальный

нападение, атака, штурм, налёт, набег, приступ

наружный, внешний

недостаток, изъян, порок, недочёт, дефект

независимый, самостоятельный, свободный

некрасивый, безобразный, уродливый

ненастный, пасмурный, хмурый, непогожий (день)

несчастный, бедный, горемычный

несчастье, горе, беда, бедствие, невзгоды, напасть

неуклюжий, нескладный, мешковатый, неловкий

неясный, смутный, туманный, невнятный

обеднеть, обнищать, разориться

оберегать, беречь, охранять, хранить

огонь, пламя

одежда, костюм, платье, наряд, убранство, туалет

опрятный, чистый, аккуратный

отец, папа

откровенный, искренний, чистосердечный, прямой, прямодушный

очень, весьма, крайне, чрезвычайно

ошибка, просчёт, промах, оплошность

печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь, горесть, кручина

пища, еда, питание, корм (для животных)

плакать, рыдать, реветь, хныкать

плата, вознаграждение, награда

плохо, скверно, дурно, худо, неудовлетворительно

победить, одолеть, побороть, сломить, разбить

позволять, разрешать

покорять, порабощать

посылать, отправлять

похвала, одобрение, хвала

правда, истина

предсказывать, пророчить, предвещать

препятствие, помеха, преграда

приказ, предписание, команда, повеление, указание,

распоряжение

просить, умолять, клянчить

простой, скромный, бесхитростный

прохладный, свежий

прочный, крепкий, надёжный, устойчивый

прощать, извинять, спускать

пугать, грозить, стращать

путешественник, странник, турист

работа, труд, дело, занятие, служба

радоваться, торжествовать, веселиться

разборчивый, капризный, прихотливый,

привередливый

развлекать, забавлять, веселить, тешить

разговаривать, беседовать, толковать, болтать

разговорчивый, словоохотливый,- болтливый

разрешать, позволять

разрушать, рушить, ломать, крушить, громить

раньше, прежде

ребёнок, дитя, младенец

робкий, трусливый, несмелый, боязливый

Родина, Отчизна, Отечество

родник, ключ, источник

свобода, воля, независимость

сильный, могучий, мощный

скучный, тоскливый, печальный

слабый, слабосильный, бессильный

случай, происшествие

слушаться, подчиняться, повиноваться, покоряться

смелый, бесстрашный, храбрый, безбоязненный,

отважный, лихой, удалой, неустрашимый

смерть, конец, кончина, гибель

смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный

смеяться, хохотать, хихикать

 смотреть, взирать, глядеть

спасибо, благодарю, благодарствую

спасти, выручить, избавить, вызволить

 спокойный, тихий, мирный, смирный

старый, древний, давний, старинный

страдать, мучиться, маяться, томиться, терзаться

страх, боязнь, ужас

стыд, позор, срам

тайный, секретный, потайной

танцевать, плясать

 темнота, мрак, тьма, потёмки

тихий, бесшумный

 тревожить, беспокоить, волновать

 тюрьма, темница, острог, застенок

тяжёлый, увесистый, грузный

 тянуть, тащить, волочить

угощать, потчевать

удивительный, изумительный, необычайный, поразительный, невиданный, сказочный

ум, разум, рассудок

 умереть, скончаться, погибнуть

умный, понятливый, толковый, смышленый, смекалистый, разумный

уничтожать, истреблять, искоренять

употреблять, пользоваться, применять, использовать

усердный, прилежный, старательный успех, удача

устать, утомиться, измучиться, умориться

ухаживать, заботиться, присматривать

фантазия, воображение

хвалить, одобрять

хвастаться, хвалиться

хижина, лачуга, хибара

хитрый, лукавый

хотеть, желать

худой, тощий, худощавый, сухопарый, поджарый

цепи, оковы, узы

шалить, проказничать, баловаться, озорничать

яд, отрава


СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

белый — чёрный

бледнеть — краснеть

бледный — румяный

близкий — дальний

богач — бедняк

большой — маленький

быстро — медленно

великан — карлик

весёлый — грустный, скучный

высокий — низкий

горький — сладкий

грубый — нежный

да — нет

день — ночь

добро — зло

дорогой — дешевый

друг — враг

жар — холод

здоровый — больной

зима — лето

красивый — уродливый

лёгкий — трудный

ложиться — вставать

любить — ненавидеть

широкий — узкий

щедрый — скупой

юг — север

юноша — старик

хороший — плохой

хохотать — рыдать

мир — война

молодой — старый

мягкий — твёрдый

нельзя — можно

новый — старый

острый — тупой

падать — подниматься

плюс — минус

поднимать (ся) —опускать(ся)

полезный — вредный

полный — пустой

помогать — мешать

правда — ложь

прибыль — убыток

прямой — кривой

радость — грусть, печаль

родина — чужбина

рождаться — умирать

свет — тьма

свобода — рабство

сильный — слабый

смелый — трусливый, робкий

смеяться — плакать

сухой — мокрый

толстый — тонкий

умный — глупый

успех — неудача

честный — подлый

чистый — грязный

хвалить — ругать, бранить



Предварительный просмотр:

Литературный словарь

Антитеза - противоречие, противопоставление образов, эпизодов, картин, помогает передать мысль и чувство, усиливает эмоциональность речи.

Анекдот    -  краткий   устный рассказ с остроумной  концовкой.

Баллада - стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим

Басни    - краткий     иносказательный     рассказ   поучительного характера. Действующими лицами в басне часто  выступают жи вотные,   предметы,   в   которых   проявляются   человеческие   качества.   Чаше вечно басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни.

Герой - персонаж, действующее лицо,  художественный   образ    человека   в   художественном    произведении.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Диалог - разговор двух или   нескольких   лиц.  

Драматическое произведение, или драма - произведение, предназначенное для постановки на сцене. В драме характеры людей раскрываются и диалогах и монологах  и непосредственно в действиях, поступках.

Жанр  - вид художественных произведений: басня,  повесть, рассказ и др.

Загадка -   произведение   устного   народного   творчества.   В ней содержится иносказательное изображение предмета, по которому надо отгадать предмет.

Идея- основная мысль художественного произведения.

Интонация - основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Монолог - речь одного человека в произведении.

Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ.

Описание - словесное изображение картины (портрет героя, пейзаж, внутренний вид комнаты — интерьер и др.).

Пейзаж - картина природы в художественном произведении.

Повествование - рассказ о событиях, фактах, действиях, поступках героя.

Повесть — один из видов (жанров) эпических произведений. По охвату событий и героев повесть больше, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Поговорка — крылатое народное выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо. В отличие от пословицы поговорка не составляет цельного предложения: «семь пятниц на неделе», «собака на сене».

Портрет - изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении.

Пословица — крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений: «Век живи — век учись». Пословицам присущ ритм, а часто и рифма: «Сытое брюхо к ученью глухо».

Поэзия - стихотворные произведения.

Притча — небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение. «Он дает знать, что само появление такого ученика — редчайший праздник для нашего класса и лично для него...»

Киносценарий - литературно-драматическое произведение, по которому ставится кинофильм. В киносценарии есть авторские описания, диалоги и монологи героев, авторский текст, звучащий за кадром, и иногда — пояснительные надписи.

Комедия - драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное.

Композиция - построение художественного произведения.

Легенда - произведение, созданное народной, фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.

Мифы -  рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни.

Проза - прямая, свободно движущаяся речь — произведения нестихотворные.

Псевдоним -  вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. Максим Горький — псевдоним А. М. Пешкова.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рассказчик — в литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Ритм - повторение однородных явлений через равные промежутки.

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

Сатира - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.

Символ – предмет, действие или слово, служащее условным обозначением какого-либо явления. Например, хлеб-соль   - символ гостеприимства.

Сказка — произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные и бытовые. Кроме народных есть сказки литературные, созданные писателями.

Сравнение — изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Стих  - стихотворная строка, наименьшая единица деления стихотворных произведений. Слово «стихи» часто употребляется в значении «стихотворения».

Стихотворение — небольшое произведение в стихах.

Строфа - группа строк (стихов), составляющая единство, с определенным, повторяющимся расположением рифм.

Сюжет - событие или ряд событий, изображенных в произведении.

Тема - круг жизненных явлений, изображенных в произведении, то, о чем говорится в произведении.

Устное народное творчество или фольклор - словесное поэтическое творчество народа. Виды устного народного творчества: поговорка, загадка, песня, сказка, легенда и др.

 Фантастика - мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением.

Художественная литература - один из видов искусства — искусство слова. Слово в художественной литературе — средство создания образа, оно служит изображению явления, выражению чувства и мысли. Другие виды искусства — живопись, музыка, скульптура, кино и др.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Эпизод - отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить   себе   предмет,   почувствовать   отношение   автора   к   нему.

Юмор  - изображение героев  в смешном  виде.  В отличие от сатиры юмор - смех веселый, доброжелательный.