В единстве наша сила
Тема: В единстве наша сила.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель:
Расширять представления детей о территории России, народах ее населяющих.
Задачи:
-Воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;
-познакомить детей со Всероссийским праздником – День Народного Единства;
- воспитывать чувство гордости за свой народ.
Предварительная работа: беседа о России, народах ее населяющих, рассматривание карты России, Республики Мордовия, фотографий города Саранска, иллюстраций национальных костюмов, разучивание пословиц о дружбе.
Оборудование и материалы: мультимедийный экран; презентация «В единстве наша сила»; аудиозаписи « Гимн России», «Большой хоровод»; иллюстрации национальных костюмов, мольберт, фигурки детей из цветной бумаги.
Словарная работа: герб, гимн, флаг, триколор, государство.
Ход НОД.
Воспитатель. : Ребята, во все времена люди любили свою родину. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Наша страна – Россия – это огромное и могучее государство. Много народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью. Ребята, как вы думаете, о какой стране говорят: «Велика она, а отступать некуда!»? (Россия)
Сегодня мне бы хотелось вместе с вами поговорить о нашей необъятной России. (слайд 2) Взгляните на карту, как велика наша Родина. Россия- самое большое государство в мире.
Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные народы с давних пор:
Одним тайга по нраву, другим степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд:
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один рыбак с рожденья, другой оленевод.
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна,
А Родина – Россия у нас у всех одна!
Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны? (живут в разной местности, разговаривают на разных языках, носят разную национальную одежду). Какие национальности проживают в Мордовии? ( мордва, русские, татары и другие).
Рассматривание иллюстраций (народы в национальных костюмах) (слайд 3). Народы всех национальностей в нашей республике живут дружно, сплоченно, помогают друг другу. Об этой дружбе есть много пословиц. А вы знаете пословицы о дружбе? (слайд 4)
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Дружба- великая сила.
Друг за друга держаться – нечего бояться.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба- это великая сила. А вы, ребята, умеете дружить?
Физминутка
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)
Реки глубокие (присели),
Степи широкие (руки в стороны),
Леса большие (руками описываем круг),
А мы — ребята вот такие!
Чтение отрывка из стихотворения Н. Майданик «День Народного Единства».
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришли девочки, Машенька, Алсу, Мазыйка. У них для вас рассказы о государственных символах нашей страны. У каждой страны есть свои символы, к ним относятся герб, флаг и гимн. Жители разных стран гордятся символами своего государства и относятся уважительно. Посмотрите – это герб России. (слайд 5). На нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца и небесной силы. Внутри герба расположен герб Москвы. Москва столица нашей России. Георгий Победоносец пронзает копьем дракона. Дракон – зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Где вы могли видеть его? (слайд 6,7). Он изображается на всех печатях, денежных знаках (бумажных и металлических), на паспортах и документах.
Посмотрите на наш флаг (слайд 8), на нем три полосы: белая, голубая, красная. Эти цвета символизируют единство мира – земли и неба. Наш флаг называют триколором.
Флаг России – триколор, полотнище в три цвета;
Белый цвет – березка, синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
А еще у нашего государства есть самая главная, торжественная песня – это гимн России. (слайд 9) Исполняется он на государственных праздниках и торжественных мероприятиях, во время спортивных соревнований. При награждении медалями. Слушают гимн всегда стоя и никогда при этом не разговаривают. Давайте с вами послушаем главную песню нашего государства – гимн России. Автор музыки гимна – композитор Александр Васильевич Александров, слова написал поэт – Сергей Владимирович Михалков. Дети встают, звучит гимн России.(отрывок)
Воспитатель. Дети, у вас на столах лежат вырезанные из бумаги фигурки человека. Обратите внимание, фигурки из цветной бумаги, что символизирует разнообразие народностей нашей страны. Пусть каждый из вас возьмет фигурку и прикрепит магнитиком на нашу карту так, чтобы фигурки держали друг друга за руки. Посмотрите, как здорово получается! (работа детей).
Воспитатель. А теперь я попрошу вас встать в большой круг. (слайд 10)
(Дети встают в большой «круг дружбы»).
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы;
Но возьмем, к примеру, эти: слово «я» и слово «мы».
«Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «мы» сильней чем «я»;
Мы - семья и мы – друзья
Мы народ и мы едины
Вместе мы непобедимы!
Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну — Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы – единый могучий русский народ, у нас одно Отечество — Россия! И мы горячо любим свою Родину.
Дети читают стихотворение В. Маяковского:
“Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Видишь звёздочки Кремля – это Родина твоя!
Дом, где живут твои друзья – это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в лесу смородина-это тоже Родина!”
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали. Рассказывали стихотворения, пословицы, сделали хоровод дружбы… Вы всё это делали очень дружно, помогали друг другу. Я очень хочу, когда вы вырастете, то точно так же поступали бы с окружающими вас людьми: были добрыми, отзывчивыми и справедливыми. Ведь благодаря народному единству в нашей стране сохраняется мир.