мой дом - мордовия

Цель: расширять знания детей о мордовской народной культуре.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания детей о Мордовии;

- дать представление о том, что такое малая Родина;

 учить поддерживать беседу на определённую тему;

 обобщить элементарные представления о Государственных символах РМ, сформировать эстетическое отношение к символике РМ;

 познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством;

 воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

 

 

.

Методы: словесный, наглядный,

Приемы: рассказывание легенды, чтение наизусть, беседа, игра «Колечко», загадывание загадок, употребление пословиц и поговорок; показ образцов с изображением мордовских узоров, игра «Что лишнее? ».

 

Предварительная работа: изучение русских, мордовских и татарских элементов орнамента, заучивание наизусть песенки «Солнышко-ведрышко», рассматривание флага и герба Мордовии, беседы о том, где мы живем.

Оборудование:

Колечко, картинки с изображением отдельных элементов мордовского орнамента, изображение предметов одежды, украшенных мордовским узором.

Музыкальное сопровождение:

мордовские народные песни.

Воспитатель:

- Шумбратадо, ялгат! Здравствуйте! Проходите, будьте как дома. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли удобно, всем слышно, всем ли места хватило? Сядем рядком да поговорим ладком.

Но прежде чем начать нашу беседу, нужно, чтобы ваши язычки проснулись. Давайте вспомним скороговорки.(Дети вспоминают скороговорки-артикуляционная гимнастика)

Скороговорки

От топота копыт пыль по полю летит.

У ёлки иголки колки.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Наш Полкан попал в капкан.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб

 

 Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там где сейчас города и села стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, такие темные, что в них заблудиться можно было. Надоело это людям, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Забрались люди на гору и cтали петь, помощи просить. И вы знаете эту песенку, давайте вспомним ее.

Все вместе:

Солнышко, выйди, выйди!

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди!

Получишь красного петушка!

А наша Лера расскажет эту закличку на мордовском языке: (читает)

Чика, листь, листь, листь!

Оев каша пенч максан!

Чика, листь, листь, листь!

Якстере атякш печкан!

- Услышало Солнышко, с любовью стало смотреть на людей, заботиться о них За это и от людей были ему и почет и слава.

- А вы видели герб или флаг с изображением символа солнца? Чьи это герб и флаг? Какой республики? (у народов республики Мордовия, нашей родины)

В: Ребята, скажите, что мы называем малой родиной?

(Место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья) .

В: Как вы думаете, как называются люди, которые родились и выросли в одном месте?(Земляки).

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Родина» В. Степанова

(Стихотворение читает ребенок)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березы у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем!

- Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Суркскесэ»

                                  Игра( «В колечко»).

. Скажите мне ,пожалуйста, любите ли вы свой родной край? А хорошо ли вы его знаете ?Сейчас мы и проверим .Я вам предлагаю ответить на вопросы викторины «Знай и люби свой родной край». Кому попадет в руки колечко, тот и отвечает на мой вопрос.

Вопросы к детям:

1.Как называется республика, в которой мы с вами живем?

2.Назовите столицу нашей республики?

3.Назовите две большие реки, протекающие по территории Республики Мордовия?

4.Назовите национальный напиток мордвы?

5.Назовите самого крупного зверя, обитающего в наших мордовских лесах?

6.Назовите самое большое озеро в Мордовии?

7.Назовите город, в котором мы с вами живем?

8.

 

- А наши мордовочки - мастерицы - рукодельницы. Посмотрите, какие на панаре узоры вышила наша Алдуня. А над узорами этого передника трудилась Виряня. А эти варежки вышила своему сыночку Аглая. (Показ образцов)

 - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Жора, прочитай нам его.

Вышивка мордовская славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след. освежает цвет

(Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.)

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест… .)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения) .А когда все эти элементы соединялись, получался красивый узор.

Вот какие красивые узоры вышивали девушки – рукодельницы.

               Игра «Что лишнее? »:

- А вы, девицы - красавицы, какие элементы мордовского узора используете в своей вышивке? (называют и выбирают названный элемент из разложенных на столе)

- А почему никто из вас не назвал этот элемент? (дети объясняют, что это элемент не мордовского орнамента)

 

В:- Сядем рядышком на лавочке

Вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый поглядим?

Сундучок мой открывайся,

И загадка, появляйся.

(Артикуляционная гимнастика)

«Кошка кушает, облизывает губы, причмокивает, покажите язычки друг другу)

·         Загадки:

·          Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он... (Хлеб)

·         Вырос в поле дом
Полон дом зерном. (Колос)

·         Не лошадь, не вол,
Да плуг повел. (Трактор)

·         В огороде у дорожки стоит
Солнышко на ножке
Только желтые лучи 
У него горячи. (Подсолнух)

 

- По все избе пляшет, гуляет, Но всегда в уголке отдыхает.(Веник)

- Днем и ночью ходят, бьются, Но все на месте остаются.(Часы)

- Всю зиму ходит беленький, А летом глядишь серенький.

(Заяц)

- Всю зиму спит, храпит, сопит, Не ест, не пьет, только лапу сосет.

(Медведь)

- Молодцы! В этом сундучке были еще пословицы и поговорки. Только вот у меня беда. Все пословицы о труде разлетелись. Как же мне их вернуть? Может вы знаете. Помогите мне заполнить мой сундучок.

(Дети говорят пословицы и поговорки о труде)

 Дело мастера боится.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

У плохого мастера и пила плохая.

Один в поле ни воин.

Живет на горке, а хлеба ни корки.

Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - и с горы не съедешь.

Кончил дело — гуляй смело.

Кто поет, у того работа скоро заканчивается.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Без дела слабеет сила.

Мала пчелка, да и та работает.

Делу время, потехе час.

                                       Игра  “Раю- раю”

Для игры выбирают 2 ух детей - ворота; остальные играющие мать с детьми. Дети- “ворота” поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
                                            Раю- раю пропускаю,

                                            А последних оставляю.

                                               Сама мать пройдет,

                                               И детей проведет.

В это время играющие дети, выстроившись цепочкой, за матерью проходят в ворота. Дети - “ворота”, опустив руки, останавливают ребенка, замыкающего цепочку, и предлагают выбрать одно из двух слов, т. е пароль (например, щит или стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к той половинке “ворот”, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, дети-“ворота” громко спашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в соответствующую команду. Дети -“ворота” становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные  члены команды выстраиваются за своей половинкой ворот. Задание: кто кого перетянет. Побеждает та команда, которая перетянет другую команду на свою сторону.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль

 

 

 

- Много мы сегодня и трудились, и веселились. Но играми и плясками сыт не будешь. Славится мордовский народ гостеприимством да угощением знатным. Чем же, гости дорогие вас угостить? Вы давно блинов не ели? И блиночков захотели?

- Гости будьте все здоровы, вот блины мои готовы. Приятного аппетита! (воспитатель ставит на стол тарелку с блинами) .

- Вот и закончились наши посиделки, на которых мы пели и плясали, отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки.

В: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага.