Методическая копилка: подготовка к предметным олимпиадам в начальной школе
Проведение предметных олимпиад в начальной школе на сегодняшний день очень актуально. Я считаю, что детей на олимпиады нужно подготовить с целью: правильно воспринимать задачи нестандартного характера повышенной трудностии преоделевать психологическую нагрузку в незнакомой обстановке. И чем раньше учителю начать такую подготовительную работу, тем это будет эффективно.
С целью выявления детей, готовых выполнять задания повышенной трудности и нестандартного характера, я собираю методическую копилку олимпиадных заданий по русскому языку и по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по математике 3 класс | 17.14 КБ |
Олимпиадные задания по математике 3 класс | 94.5 КБ |
Олимпиадные задания по математике 3 класс | 89 КБ |
Олимпиадные задания по математике 3 класс | 15.69 КБ |
Олимпиадные задания по математике 3 класс | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по математике для 3 класса
Фамилия_____________________Имя__________________класс__________
- 1.Несколько девочек и один мальчик стоят в хороводе. Даша стоит от Кости четвёртой, в какую бы сторону мы не считали. Сколько стоит детей в хороводе? (2 балла)
- 2. Найди закономерность и вставь пропущенные числа вместо звездочек. (3 балла )
- 3, 6, * , 12, 15
- 3, 6, 12, *, 48
- 3, 6, 9, 15, 24, *
- 3.Периметр квадрата равен 8 сантиметрам. Из трёх таких квадратов сложили прямоугольник. Чему равен периметр полученного прямоугольника? ( 4 балла)
- Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг., Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя? (5 баллов)
- К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (3 балла)
- У хозяйки 3 козы. Каждая коза съедает по 3 кочана капусты. От каждой капусты коза даёт 3 стакана молока. Сколько стаканов молока дают хозяйке козы? ( 4 балла)
- Наташе было задано разделить некоторое число на 4. По ошибке вместо деления она выполнила вычитание, и в результате получилось число 48. Каков должен быть правильный ответ? (5 баллов)
- Не меняя порядка, поставь знаки + или - , чтобы получилось 5, 41, 54, 168. ( 4 балла)
1 2 3 4 5 = 5 1 2 3 4 5 = 5 4
1 2 3 4 5 = 4 1 1 2 3 4 5 = 1 6
И Т О Г О – 30 баллов
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
1. 6 детей
2. 1 -9
2- 24
3- 39
3. Р = 20 см
4. Валя тяжелее
5. в 11 раз
6. 27 стаканов
7. 13
8. 1+2+3+4+5=5 12 – 3 + 45 =54
12 + 34 – 5 = 41 1 2 3+ 4 5 =1 6 8
Предварительный просмотр:
Олимпиада по математике
для 3 класса
- Как в треугольнике провести две прямые так, чтобы получился один четырехугольник и три треугольника? Начерти.
(1б)
- Под тремя символами «спрятались» 3 разных числа. Найди их.
S • K= 35
S • S= 25
E : K= 6
S=? K=? E =?
(2б) 3. На тарелке лежат пирожки: все, кроме трех, с рисом, все, кроме трех, с грибами, все, кроме трех, с яблоками, все, кроме трех, с картошкой. Сколько пирожков на тарелке? (3б)
4.Расположите в кружках числа от 1 до 7 так, чтобы сумма чисел по каждой прямой, содержащей три круга, была одна и та же.
(4б)
5. В магазине было 6 разных ящиков с гвоздями. Масса ящиков 6, 7, 8, 9, 10 и 11 кг. Два покупателя приобрели 5 ящиков. Причем каждому гвоздей досталось одинаково. Какой ящик остался в магазине? (4б)
6. Кусок проволоки длиной 34 см нужно разрезать на части длиной 5 см и 4 см, но так, чтобы обрезков не было. Как и сколькими способами это можно сделать? (5б)
7. В пяти маленьких и двух больших коробках 54 цветных карандаша, а в трех маленьких и двух больших — 42 карандаша. Сколько карандашей в одной маленькой и в одной большой коробке?
(6б)
Ответы:
- Возможны варианты
(1б за любой вариант)
- S=5 K=7 E =42
(2б)
- На тарелке 4 пирожка.(3б)
(4б)
- Первый покупатель приобрел ящики массой 6, 7 и 8 кг; второй — массой 10 и 11 кг, т.е. каждый купил по 21 кг гвоздей. Значит, остался ящик массой 9 кг. (4б)
- Пусть было X частей по 5 см и Y частей по 4 см. Тогда 5Х см—длина всех частей по 5 см, a 4Y см—длина всех частей по 4 см. Так как длина всей проволоки равна 34 см, то имеем уравнение: 5X + 4Y = 34.
Возможны два решения в натуральных числах: Х=2,У=6иХ= = 6, Y = 1. Значит, есть 1 часть длиной 4 см и 6 частей длиной 5 см, а также 6 частей длиной 4 см и 2 части длиной 5 см.
(5б по 2,5 за каждый вариант решения.)
- 5 маленьких коробок и 2 большие — 3 маленькие и 2 большие коробки = 2 маленькие коробки;
2) 54 — 42 = 12 — столько карандашей в 2 маленьких коробках,
3) 12:2 = 6 — столько карандашей в 1 маленькой коробке;
4) 6 • 3 = 18 (карандашей) — в 3 маленьких коробках;
5) 42 — 18 = 24 (карандаша) — в 2 больших коробках;
6) 24:2 = 12 (карандашей) — в 1 большой коробке.
(6б)
Предварительный просмотр:
Задания олимпиады по математике для 3 класса с ответами
- Чтобы поставить забор с боковой стороны земельного участка, фермеру понадобилось вкопать 25 столбов через каждые 150 сантиметров. Какой длины получился забор?
Решение:
Забор можно установить лишь между двумя соседними столбами.
Получается, что последний столб не имеет пары, значит, количество столбов, через которые можно протянуть сетку:
25 - 1 = 24
Теперь выясним длину забора:
24 х 150 = 3600 (сантиметров) = 36 (метров)
Проверка:
(25 - 1) х 150 = 3600 (сантиметров) = 36 (метров)
Ответ : Длина забора для земельного участка составит 36 метров.
- Стрекоза летит со скоростью 10 м/сек. Сколько км она пролетит за 1 час?
Решение: 1 час=3600с 3600·10=36000(м) или 36 км
Ответ: за час стрекоза пролетит 36 км.
- На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
Решение: 87912:х=21978
х=4
Проверка: 21978
˟____4
87912
Ответ: х=4
- Поставь знаки и, если нужно, скобки в примерах так, чтобы получились данные результаты:
а) 300 20 10 4 = 334
б) 300 20 10 4 = 154
Решение:
а) 300+ 20+ 10+ 4 = 334
б) 300: 20 ·10+ 4 = 154
- Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?
Решение: 20·30=600=60д
- Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8.
Ответ: 17,26,35,44,53,62,71,80
- Запиши, какие это числа:
1) Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однозначному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Это число ___________________.
Ответ:72,т.к. 7+2=9, а 7 на 2 меньше 9.
- Сумма цифр двузначного числа равна наименьшему двузначному числу, а цифра десятков в четыре раза меньше цифры единиц. Это число _______________.
Ответ:28,т.к. 2+8=10, а 2 в 4 раза меньше 8.
8. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника?
Решение: 6·4:3=8(см)
Ответ: 8см.
9. Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая
2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?
Решение: 1) 6+2+3=11(гр.) – отдали сёстры. 4) 12+6=18(гр.) – нашла 1 сестра.
5) 12+2=14(гр.) – нашла 2 сестра.
2) 47-11=36(гр.) – осталось у сестёр.
3) 36:3=12(гр.) – у каждой стало. 6) 12+3=15(гр.) – нашла 3 сестра.
Проверка: 18+14+15=47(гр.)
10. Раздели прямой линией циферблат часов на две части так, чтобы суммы чисел в этих частях были равными.
Решение: в одной части будут числа: 10,11,12,1,2,3 (сумма 39)
в другой части будут числа: 9,8,7,6,5,4 (сумма 39)
11. Кроссворд «Мера»
| 1. | М | ||||||||
2. | Е | |||||||||
3. | Р | |||||||||
4. | А |
- Меньшая мера массы – это 1…грамм
2. 100 кг = 1…центнер
3. 1000 г = 1…килограмм
4. 10 ц = 1…тонна
| 1. | М | ||||||||||
2. | Е | |||||||||||
3. | Р | |||||||||||
4. | А |
- 10 см = 1…дециметр
- 100 см = 1…метр
- 1000 м = 1…километр
- Протяжённость линии – это её …длина
Олимпиада по математике ( 1 тур) учени___ 3 класса ___ ____________________________________________________________________________
1. Два десятка умножили на три десятка. Сколько десятков получилось?______________
- Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8:________________________________________________________________
- Запиши, какое это число:
Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однозначному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Это число ___, т.к._____________________________
4. Поставь знаки и, если нужно, скобки в примере так, чтобы получился данный результат:
300 20 10 4 = 334
5. Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая
2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. На какое число надо разделить 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Стрекоза летит со скоростью 10 м/сек. Сколько км она пролетит за 1 час?
____________________________________________________________________________
- Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Раздели прямой линией циферблат часов на две части так, чтобы суммы чисел в этих частях были равными.
10. Кроссворд «Мера»
| 1. | М | ||||||||
2. | Е | |||||||||
3. | Р | |||||||||
4. | А |
- Меньшая мера массы – это 1…
2. 100 кг = 1…
3. 1000 г = 1…
4. 10 ц = 1…
11. Чтобы поставить забор с боковой стороны земельного участка, фермеру понадобилось вкопать 25 столбов через каждые 150 сантиметров. Какой длины получился забор?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаем успеха!
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Всего | Место |
баллы |
Задачи на смекалку. 3 класс
№1. В болоте жила – была лягушка Квакушка и ее мама Квакквакушка. На обед Квакквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакушка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают.
№2. Мышка- норушка и 2 лягушки- квакушки весят столько же, сколько 2 мышки – норушки и одна лягушка- квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка?
№3. Курочка Ряба, снесла несколько золотых яиц. Дед с бабой стали их делить. Дед говорит: «Если мы возьмем по 3 яичка, то одно останется». А баба ответила: «Если захотим по 4, то одного не хватит». Пришла внучка и говорит: «У нас 8 яиц». Права ли внучка? Сколько яиц, снесла курочка Ряба?
№4. При постройке забора на квадратном участке в деревне Простоквашино пес Шарик, кот Матроскин и галчонок Хватайка вкапывали столбики. С каждой стороны участка нужно вкопать по 6 столбиков. Сколько столбиков понадобилось коту Матроскину, Шарику и Хватайке для постройки забора?
№5. Шнур 12 метров разрезали на 3 равные по длине части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать?
№6. У Незнайки было пять целых груш, шесть половинок да восемь четвертинок. Сколько груш было у Незнайки?
№7. Ваня разложил камешки на столе на расстоянии 2 см один от другого. Сколько камешков разложил он на протяжении 10 см? Напиши ответ.
№8. Во дворе находятся куры и поросята. Всего 5 голов и 14 ног. Сколько во дворе кур и сколько поросят? Напиши ответ.
№9. Сто орехов разложили на пять nачек. В первой и во второй в сумме -51 орех, во второй и третьей – 44, в третьей и четвертой -31, а в четвертой , 5- 33. Найди количество орехов в каждой кучке. Напиши ответ.
№10. Бочонок, полный меда, весил 12 кг. Когда половину меда съели, бочонок стал весить 7 кг. Напиши, сколько он будет весить, когда весь мед съедят?
№11. Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 минут бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? ( скорость бегуна постоянная)
№12. Вова и Дима решали задачу за 10 минут. Сколько времени потратил на решение задачи каждый мальчик?
№13. У Данилы в двух карманах 20 рублей. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 рублей, то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег ( в рублях) было первоначально в каждом кармане?
№14. Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек стоят дороже 5 карандашей?
№15.Длина бревна 5 метров. В одну минуту от бревна отпиливают по одному метру, За сколько минут распилят все бревно?
№16. Аня, Боря, Вера и Гена – лучшие лыжники школы. Для участия в соревнованиях надо составить команду из трех лыжников. Сколькими способами можно составить такую команду?
№17. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
№18. У Миши несколько солдатиков, а у Саши их в два раза больше. Вместе у мальчиков 9 солдатиков. Сколько солдатиков у каждого мальчика?
№19. На дереве сидели три птички, К ним прилетели еще две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке?
№20. Трое играли в шашки. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый, если все сыграли поровну?
Ответы: (№ 1- 50 к; № 2- поровну; № 3- 7 шт.яиц; № 4- 20 с; № 5- 2 р; № 6-10; № 7- 6 к; № 8- 3 кур. 2 пор; № 9- в первой-33, во второй- 28, в третьей- 16, в четвертой-15, в пятой- 18; №10-2 кг. №11 – через 24 минуты; №12.- 10 минут; №13 – 16 и 4 рубля; №14 -75 рублей; №15- за 4 мин; №16- 4 способа; №17- 2 кг; №18- у Миши -3, у Саши -6; №19- ни одной; №20
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по математике 3 класс
Ф. И., класс _____________________________________________
1.Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут варится 5 яиц?
(1 балл)________________.
2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (1 балл) _________.
3. Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток? (1 балл)_____________.
4. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника? (1 балл)____________________.
5. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (2 балла)________________.
6. Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3 при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа. (2 балла)___________________________________________.
7. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на три части. Всего стало 15 листов. Сколько листов бумаги разрезали? (3 балла)__________.
8. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже? (3 балла)__________________________________________.
9. 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. Сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота? (4 балла)__________________________________
10. Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем 2 гуся, в третьем ряду 3 гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз, напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? (6 баллов)_______________________________
Ответы:
1) 4 минуты (1 балл)
2) 50 (1 балл)
3) на 1 час (1 балл)
4) 8см (1 балл)
5) 3 партии. (К-В, К-Б, В-Б) 2 балла
6) 12,13, 21,23, 31,32 (2 балла)
7) 3 листа (3 балла)
8) 4 этаж – Вера (3 балла)
9) 15 руб., т.к. 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота 38+22=60(руб.) Один комплект стоит 60: 4=15(руб.) (4 балла)
10) 36 гусей (6 баллов)
Предварительный просмотр:
Олимпиада по математике 3 класс.
- Запиши все двузначные числа, чтобы сумма десятков и единиц каждого числа была равна 8.
- Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными:
а) 69 : 3 = 7 в) 89 : 1 = 9
б) 7 × 6 = 58 г) 9 × 4 = 56
- Реши задачу:
Бабушка ждала в гости внуков и испекла 16 пирожков. Если она даст внукам по 5 пирожков, то 1 пирожок останется, если по 6 пирожков – двух не хватит. Сколько внуков должны приехать в гости к бабушке?
- Замени звёздочками цифры:
**** - 1= ***
- Расставь знаки так, чтобы получились верные равенства:
а) 9… 9… 9 = 90
б) 9… 9… 9 = 10
в) 9… 9… 9 = 9
- Реши кроссворд:
В строчках:
- Число, получаемое при сложении.
- Мера для измерения жидкостей.
В столбцах
- Фигура, полученная при соединении в одной стороне двух прямых.
- Название месяца.
1 | 3 | 4 | ||
2 |
- Напиши число 100 при помощи пяти единиц и знаков действий.
- Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных песочных часов?
- Догадайся! ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?
× 3 -19 +10 : 9 +86 : 3 +41 : 2
36
- Сергей ехал в школу на велосипеде. Занятия в школе начинаются в 9 часов. В 8 часов 40 минут он уже проехал половину пути. Если Сергей будет продолжать ехать с такой же скоростью, то приедет в школу за 10 минут до начала занятий. Сколько минут он ехал в школу?
- Какие это числа?
а) Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однозначному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Какое это число?
б) Сумма цифр двузначного числа равна наименьшему двузначному числу, а цифра десятков в 4 раза меньше цифры единиц. Какое это число?
в) Цифра десятков в двузначном числе на три больше цифры единиц и равна 7. Какое это число?
- Фигура состоит из 12 равных квадратов. Раздели эту фигуру на 4 равные части.
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
- Сколько в этой фигуре треугольников?
- Сумма трёх чисел равна произведению. Эти числа различные и однозначные. Найди эти числа.
- Когда Мюнхаузен попал на Луну, он узнал, что лунные жители вместо каждых двух наших букв пишут три, зато промежутков между словами не делают. Сколько Букв напишут лунные жители в полном имени барона «Карл Фридрих Иероним фон Мюнхаузен»?
- Когда мы смотрим на 3, а говорим 15?
- Запиши все трёхзначные числа, используя только цифры 0, 1 и 5. При этом цифры в каждом числе должны быть разные.
- А. Б, В, Г – сокращённая запись имён четырёх человек. Сообщим данные: Б – сын А, А – мать Г, В – сестра Г. Кем приходятся друг другу Б и В?
- Отгадай ребусы:
Ключи к олимпиадным заданиям:
- 17, 26, 35, 44, 53, 62, 71, 80.
- а) 63 : 9 = 7 в) 7 × 8 = 56
б) 81 : 9 = 9 г) 9 × 6 = 54
- 3 внука у бабушки.
- 1000 -1 = 999
- а) 9 × 9 + 9 = 90
б) 9 + 9 : 9 = 10
в) 9 × 9 : 9 = 9 9 + 9 – 9 = 9 9 : 9 × 9 = 9
- Сумма, угол, литр, март
- 111 – 11 = 100
- Поставить часы одновременно. Когда песок в 3-х минутных часах закончится, опустить яйцо в кипящую воду.
- В ЭВМ было заложено число 24.
- 20 минут
- а) 72
б) 28
в) 74
- Владимир Николаевич
- 8
- 1 + 2 + 3 = 1× 2 × 3
- 45 букв
- Когда называем время суток.
- 105, 150, 501, 510
- Б и В являются братьями.
- ОСТРИЁ, ПАРИЖ ПИСТОЛЕТ ПЯТНИЦА