Инновационная деятельность
Тиражирование своего педагогического опыта я могу представить в виде проведения районных мастер-классов, ПТГ, выступлений на семинарах, методических объединений:
2009 - 2010 уч. год - районный мастер-класс "Применение модульных технологий на уроках в начальной школе"
2010 - 2011 уч. год - районный семинар-практикум для классных руководителей "Совершенствование работы классного руководителя через создание воспитательной системы гуманистического типа"
2010 - 2011 уч. год - районный семинар директоров ОУ "Работа школы в условиях ФГОС"
2012 - 2013 уч. год - круглый стол Балахнинского района с молодыми специалистами "Современный урок как основа эффективного и качественного образования"
2012 - 2013 уч. год - областной семинар для заместителей директоров по воспитательной работе "Организация педагогической поддержки развития ученического самоуправления"
2012 - 2013 уч. год - выступление на РМО учителей начальных классов "Этапы современного урока"
2012 - 2013 уч. год - районный мастер - класс "Урок в начальных классах в рамках внедрения ФГОС НОО"
2015 - 2016 уч. год - районная ПТГ "Развитие УУД на уроках в начальной школе на примере УМК "Гармония"
С 2013 годя я участвую в районной экспериментальной площадке "Содержательные и организационные методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Современный развивающий урок" | 135.5 КБ |
Презентация "Современный развивающий урок" | 904.53 КБ |
Статья "Самооценка младшего школьника" | 103 КБ |
Статья "Технология сотрудничества" | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок в развивающем обучении. Типы уроков в развивающем обучении. Различие традиционного урока и урока в развивающем обучении»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие 2
Тема: «Формирование умений самооценки в учебной деятельности младших школьников»
09. 01. 2013 год
Слайд 1 | Психологический настрой на занятие Уважаемые коллеги, представьте себе, что вы маленькое семечко (закрывают голову руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (учитель проходит между рядов и гладит по головкам детей) С первыми лучами солнышка семечко начинает медленно расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх руками) Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики) И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки) Цветок хорошеет (Дети улыбаются друг другу) И от этого цветка всем светло и тепло на душе. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успеха и удачи на этом занятии. Психологический настрой на урок - вы все прекрасно знаете, как начнёте урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить детей в работу – важная задача учителей. Именно в этом вам поможет психологический настрой. В современных уроках педагоги и психологи рекомендуют проводить ПН – ведь он формирует у учащихся сплочённость, уравновешенность, собранность. | ||||||||
Слайд 2 | Ну, а сегодня мне бы хотелось остановиться на самооценке. Чтобы учителю было успешно реализовывать свои замыслы, я решала, что ученика необходимо научить определённым оценочным умениям. Самооценка – важнейший показатель развития личности. | ||||||||
Слайд 3 | Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. Самооценка (по А. И. Липкиной) – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. | ||||||||
Слайд 4 | По степени адекватности самооценка бывает: Адекватной и неадекватной. Адекватная (правильная) – мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Именно адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (неправильная) – человек оценивает себя необъективно, когда его мнение резко расходится с тем, как считают другие люди. | ||||||||
Слайд 5 | Неадекватная самооценка бывает: Завышенная Заниженная Завышенная самооценка – человек переоценивает себя, заниженная – недооценивает. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким, трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. | ||||||||
Слайд 6 | Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, можно использовать методику Г. А. Цукерман, вводя волшебные линеечки, по которым учащиеся могут оценить свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений на уроках по любому предмету. Так дети совместно с учителем вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним. Потом ребёнок уже проводит рефлексивный контроль, т. е. применяет средства самооценки и самоконтроля. У Л. В. Занкова ученикам предлагается из ряда высказываний выбрать те, которые подходят к их уровню образования: Мы уже всё знаем! Мы ещё не всё знаем! Мы ничего не знаем! Мы уже кое-что знаем! | ||||||||
Слайд 7 | Мне бы хотелось вам показать несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой, УМК «Гармония» После изучения раздела «Каждый своё получил» проводится урок-викторина, на котором дети ещё раз проверяют свои знания, а также пополняют. В викторине будет 3 этапа, на каждом этапе ребятам нужно самостоятельно оценить свои достижения. | ||||||||
Слайд 8 | Первый этап «Разминка» Нарисуйте пять волшебных линеечек, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. - Если вы сумеете правильно ответить на вопрос, где вы нарисуете свой крестик? - Если немного сомневаетесь, то где нарисуете свой крестик? - А если не сумеете ответить на вопрос, где поставите знак?
А сейчас оцените каждый сам себя. Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу у 1 классе. | ||||||||
Слайд 9 | Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл» Я буду показывать или называть предмет из произведения, а вы должны узнать название произведения, автора и героя. Свои успехи вы оцените знаками: + - знаю, умею, могу ? – сомневаюсь - - трудно, сложно Всё это нужно показать в таблице:
Русская народная сказка «Баба Яга», падчерица
Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы
Чешская народная сказка «Златовласка», Златовласка - Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 4 колонке. Этот знаковй приём становления рефлексивной самооценки можно использовать во 2 классе. | ||||||||
Слайд 10 | Третий этап « У сказки в гостях» Я вам прочитаю отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название сказки и главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него будете проставлять ваши баллы. Жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - можешь себе представить! - бородавки. Брр! Б. Заходер «Серая звёздочка», главный герой – жаба. Приём становления рефлексивной самооценки – баллирование – можно использовать в 3 классе. | ||||||||
Это были те приёмы самооценивания, которыми овладевают мои ученики. Мы этому только учимся. При защите проектов мы устные ответы оцениваем по оценочной лестнице. | |||||||||
Слайд 11 | На письменный предметах ученики могут фиксировать результат своей работы цветовой гаммой: Красный – нет ошибок, старался, и это умение у меня прибавилось Синий – 1-2 ошибки, старался, но результатом не совсем доволен Зелёный – 3 и более ошибок, или над этим не работал После выполнения каждого задания на уроке, ребята рисуют соответствующие кружки. А потом в конце урока каждый для себя подсчитывает кол-во кружков и ставит себе отметку. Так кол-во кружков может иногда варьироваться, то нужно коллективно обсудить конечную отметку, если это необходимо. | ||||||||
Слайд 12 | В дальнейшем условные обозначения можно видоизменить: ! – Я доволен, и могу двигаться дальше. ? – Я доволен, но можно сделать ещё лучше. Справлюсь сам. - - Я не доволен, мне нужна срочная помощь! Результаты самооценивания должны дополнительно обсуждаться с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого самооценка занижена, выяснить причины их неуверенности. | ||||||||
Слайд 13 | Как внедрить правила САМООЦЕНКИ в технологии оценивания Обсудите с учениками новые цели оценивания в школе:
| ||||||||
Слайд 14 | Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии): 1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)! 2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку. 3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка | ||||||||
Слайд 15 | 1). Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе) 1 шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики – как лучше, чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие»? «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?» и т.д. 2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки | ||||||||
Слайд 16 | 1) В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2) Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3) Справился полностью правильно или с ошибкой? (какой, в чем)? 4) Справился полностью самостоятельно или с помощью? (кто помогал, в чем)? (далее – кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? («2», «3», «4», «5»)? 6) Какую сам выставляешь себе отметку? | ||||||||
Слайд 17 | 2). Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание. 1 шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания. 2 шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания 3 шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников, ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал). | ||||||||
Слайд 18 | 3). Действия при выработке у учеников умения самооценки . 1 шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии). 2 шаг: После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п. 3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно 1-2 эпизодов на урок, но, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение. 5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано. Задание Результат Правильно Сам | ||||||||
Слайд 18, 20 | 4). Действия при сформированном умении самооценки. 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».
3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.
| ||||||||
Слайд 21 | Я для себя вывела правила оценочной безопасности:
| ||||||||
Задача построения оценочной самостоятельности во всей полноте решается в основном в школе. Но если в начальной школе не заложить основы оценочной самостоятельности, то в средней школе, как утверждают психологи и педагоги, не стоит и пытаться этого делать. | |||||||||
Предложения – рекомендации для учителей 1-4 классов по результатам посещённый уроков международного эксперта Н. Федорец | |||||||||
Слайд 22,23, 24 | Советы учителям!!! Повторять по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!! Я бесконечно доброе Феноменально умное Чертовски привлекательное Божественно красивое Необычайно работоспособное Беспредельно ответственное Исключительно порядочное Кристально честное Беспрецедентно талантливое Экстра ординарное Не по годам развитое Сказочно щедрое Бесподобно бесподобное Невероятно перспективное Беззаветно любящее Легендарно сильное Непостижимо оптимистичное Идеально сложенное Крайне интеллигентное Супер активное Неописуемо чувственное Архи надёжное Бесспорно положительное Фантастически скромное Человечище!!!!!!! | ||||||||
Слайд 25 | Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!!! |
Предварительный просмотр:
«Технология сотрудничества на уроках в начальной школе» | |
Одним из критериев современного развивающего урока – формы сотрудничества младших школьников. Поэтому сегодня на нашем занятии мне хотелось бы поговорить о технологии сотрудничества на современном развивающем уроке. | |
Необходимость нового подхода к обучению Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков, включение каждого ребёнка в успешную работу. Наиболее благоприятные условия для этого создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). | |
Актуальность темы Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:
| |
Группа - это собрание людей, включённых | |
Введение в школьную жизнь Именно в этом нелегком вопросе может оказать помощь курс «Введение в школьную жизнь» (Цукерман). Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразное 10-дневное посвящение в новый школьный возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самими с собой. Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но и ещё не школьник. По форме, по манере общения «Введение…» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный материал: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. д. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве всё выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники» | |
В самый первый день нужно организовать знакомство детей друг с другом и с учителем. Когда дети входят в класс, парты стоят соответствующим образом. | |
Это начинается подготовительная работа к групповой форме работы.. Организацию этой работы начинаю с первого школьного дня. Сначала в группах нужно познакомиться. Я придумала, как скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? ( один говорит, остальные слушают) Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.) Д. Нет, Наташа! У. Этого мальчика зовут Саша? Д. Нет, Андрей! Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу). У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то? Д. Можно спросить у этого человека. | |
Продолжить знакомство детей в группах можно игрой «Паутинка» Дети сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени: – Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении! Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока: – Привет, Сергей! Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку: – Здравствуй, Оля! Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».Эта паутинка – нить дружбы. Постепенно нужно подвести ребят к тому, взявшись за руки можно тоже образовать свою нить дружбы. | |
Игра «Снежный ком» – Что мы с вами делали, чтобы подружиться? Значит, вы уже очень хорошо знакомы? Давайте проверим! Поможет нам игра «Снежный ком». Сообщение правил игры: – Правила игры таковы. Первый игрок называет свое имя. Второй повторяет имя первого игрока и называет свое имя и т. д. Например: первый называет имя Вика, второй – Вика, Антон, третий – Вика, Антон, Катя и т. д. Выборы первого участника: – Кто уже догадался, что нам нужно сделать в начале игры? Сначала надо выбрать первого участника. Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный участник встает. – Сейчас зазвенит колокольчик, который сообщит нам, что можно начинать игру. Демонстрация игры в одной из групп. | |
Образование групп после курса «Введение в школьную жизнь» Количество участников группы в начальной школе – 4-5 человек. Как объединить детей в группы?
| |
Как объединить детей в группы?
Позднее в 3-м классе мы соединяем 2-3 парты, считалкой выбираем командира, работа идёт слаженно. Если ребёнок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит. | |
Элементы групповой работы
| |
Принципы формирования групп:
б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности:
1-2 кл.-2-3 человека, для 3-4 кл.- 4 человека | |
Правила организации групповой работы
| |
Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие: · чтец - читает вслух то или иное задание; · секретарь - записывает что-то от лица группы; · докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; · организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы
| |
В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга. Кроме того, работа может быть распределена следующим образом:
| |
Контроль учителя за групповой работой. Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Но учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:
| |
Обсуждение результатов групповой работы. Когда истекла отведённое для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был продуктом определённой мыслительной работы. Поэтому акцент следует делать на обсуждение способов, а не на конечном выводе. | |
Дети, работая группами:
| |
Алгоритм работы в группе 1.Повторение задания для осознанного понимания. 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы. 4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5.Совместное принятие решения. 6.Анализ решения. Оформление. 7.Проговаривание в группе выступления. 8.Представление решения. | |
Формы и методы организации при работе в группах Метод « Учимся вместе»: класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получила одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала. Метод « Вертушка»: Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по образцу» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу. | |
Метод «Пила»: класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать ни каких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. Учитель на заключительном этапе может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. | |
Прием «Мудрая сова»: Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке можно использовать прием «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание. Именно технология группового обучения направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторически грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят. | |
Групповой метод «Шесть шляп» Метод «Шесть шляп» я немного упростила, беру только 4 шляпы или пять. 1.Проверка домашнего задания по рассказу Чехова А. П. «Мальчики» Учащиеся дома должны были прочитать до конца рассказ Чехова А. П. «Мальчики». На уроке дети делятся на 5 групп, по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы БЕЛАЯ: группа находит в тексте только факты, без эмоциональной окраски ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе ЧЁРНАЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции , кто и когда испытывал в рассказе ФИОЛЕТОВАЯ: творческая группа, пытается разыграть эпизод из рассказа, какой понравится: самый поучительный или самый волнительный ( шляпы можно сделать на всех, а можно только на капитана) Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится. | |
Метод групповой работы Русский язык, 3 класс «Части речи» На перемене каждому ребёнку на парту кладут карточку, на котором написано одно из слов. /Смотреть на слайд/ Когда прозвенит звонок на урок, после орг.момента, детям учитель даёт задание прочитать вслух по цепочке слова, написанные у них на карточке. После этого учитель предлагает детям встать и разделиться на 3 группы. Дети самостоятельно должны определить признак, на какие группы им надо поделиться.(Если дети ошибаются, уточнить, что групп должно быть 3) Выполнив задание, дети хором повторяют правила, характеризующие свою часть речи. | |
Работа в парах. Работу в парах продолжаем вводить в первом классе, после прохождения курса «Введение в школьную жизнь», когда мы ввели знак «Мы» В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Дети учатся работать по индивидуальным карточкам. А так как в наших школах нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. Поэтому задания для индивидуальной работы можно давать дифференцированного характера ( по уровню трудности, по объёму учебного материала) | |
После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель-ученик». В 1-м классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Здесь необходимо познакомить детей с правилами общения:
В детском опыте такой формы общения не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать. Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе. Можно организовать при изучении нового материала, при повторении, на любом этапе урока. Также важно научить первоклассников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание. | |
Следующий этап – научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой) Тренажёр предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов. Я это часто проделываю с таблицей умножения и деления в начале каждого урока на устном счёте. | |
Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала). Важно также научить детей задавать вопросы и отвечать на них ( составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске и задайте друг другу) Эту работу в парах можно проверить фронтально: вызвать любую пару к доске и выслушать их. | |
Правила организации групповой работы Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:
Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах. | |
Основные противопоказания при организации групповой работы. Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу:
| |
Критерии групповой работы
| |
Выводы:
| |
| |
Научить и душой обогреть – В этом весь наш учительский труд, И счастливее сделать сердца Предстоит нам за 40 минут… | |
Спасибо за внимание! |