Инновационная деятельность

Чистоткина Елена Геннадьевна

Тиражирование своего педагогического опыта я могу представить в виде проведения районных мастер-классов, ПТГ, выступлений на семинарах, методических объединений:

2009 - 2010 уч. год - районный мастер-класс "Применение модульных технологий на уроках в начальной школе"

2010 - 2011 уч. год - районный семинар-практикум для классных руководителей "Совершенствование работы классного руководителя через создание воспитательной системы гуманистического типа"

2010 - 2011 уч. год - районный семинар директоров ОУ "Работа школы в условиях ФГОС"

2012 - 2013 уч. год - круглый стол Балахнинского района с молодыми специалистами "Современный урок как основа эффективного и качественного образования"

2012 - 2013 уч. год - областной семинар для заместителей директоров по воспитательной работе "Организация педагогической поддержки развития ученического самоуправления"

2012 - 2013 уч. год - выступление на РМО учителей начальных классов "Этапы современного урока"

2012 - 2013 уч. год - районный мастер - класс "Урок в начальных классах в рамках внедрения ФГОС НОО"

2015 - 2016 уч. год - районная ПТГ "Развитие УУД на уроках в начальной школе на примере УМК "Гармония"

 

С 2013 годя  я участвую в районной экспериментальной площадке "Содержательные и организационные методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования детей"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современный урок в развивающем обучении. Типы уроков в развивающем обучении. Различие традиционного урока и урока в развивающем обучении»

№ слайда

Содержание слайда

Слайд 1

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт более 25 тысяч уроков. Уроку отводится более 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то. Что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

В соответствии с введением ФГОС исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ «УРОК» - Давайте рассмотрим понятие «урок» в двух направлениях

Традиционное представление

  • Урок как интервал в 35-40 минут. Имеет сои пространственно-временные характеристики
  • Урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков (по содержанию может быть отнесен к тому или иному типу)

В развивающем образовании

-Урок жизни в ситуации неопределенности. Это поиск таких средств интеллекта и личности, которые позволяют ребенку в будущем решать неизвестные проблемы

-Это не отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия

Может быть правы те, кто утверждает, что эффективно только традиционное обучение, а от добра добра не ищут, и развивающее обучение – не более чем миф?  Или все-таки развивающее обучение – это не до конца понятая технология, а потому отвергаемая? Противостояние между ними вечный спор, только проблема педагогическая: традиционное обучение не развивает, а развивающее обучение – не обучает. Попробуем разобраться в перечисленных вопросах и найти на них ответы.

Слайд 3

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

  1. Учитель проверяет домашнее задание учеников.
  2. Учитель объявляет новую тему.
  3. Учитель объясняет новую тему.
  4. Учитель организует закрепление знаний.

Ученики самостоятельно не включают знания в структуру собственной деятельности.

Слайд 4

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Важную роль на современном этапе играет решение жизненных проблем:

  1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель «Чего мы хотим добиться»
  2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний, умений.
  3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости, добывая новые знания)
  4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Слайд 5, 6

Рассмотрим отличительные признаки традиционного урока и урока в развивающем обучении.

Слайд 7

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Традиционный урок

Принцип наглядности

Принцип научности

Принцип доступности

Принцип системности

Принцип сознательного усвоения знаний

Деятельностное обучение

Принцип управления развитием – организовать обучение детей таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием их развития

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному – введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета

Принцип исследования и поиска – знания не даются в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета дети сами обнаруживают в процессе решения учебных задач

Принцип моделирования- общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает модель

Принцип соответствия содержания и формы – использование форм организации коллективно-распределённой деятельности.

Слайд 8

Целью развивающего обучения является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Ребенок в роли субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель.

В развивающем обучении цель и результат заключается не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности. 

Слайд 9

Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

  • внутренняя свобода личности ученика;
  • умение свободно объяснять свои действия;
  • умение критически их оценивать;
  • умение оценивать свои возможности;
  • рефлексировать свои действия;
  • способность самостоятельно решать учебные задачи;
  • интерес к учению.

Слайд 10

ТИПЫ УРОКОВ

Традиционные уроки

Урок изучения нового материала

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Урок обобщения и систематизации

Комбинированные уроки

Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков

Урок в развивающем обучении

Урок постановки учебной задачи

Урок решения учебной задачи

Урок моделирования и преобразования модели

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Слайд 11

Урок постановки учебной задачи

Цель – выделить учебную задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они эту учебную задачу «увидели», а логический итог урока – дети должны вывести сами эту учебную задачу

Слайд 12

Учебная задача – задача, с помощью которой дети выделяют всеобщее основание решения целого класса задач.

Проще сказать, учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия, а не изменение предмета, с которым действует субъект учения. Усвоение учеником всех понятий, всех теоретических знаний, умений и навыков происходит в ходе решения учебных задач. В развивающем обучении используются следующие методы обучения: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной поисковой работы.

Первоначально  задачи, предлагаемые ребёнку, являются  учебно – практическими:

  • Научить преобразовывать практическую задачу в учебную
  • Научить ребёнка действовать в рамках определённого предмета, анализировать, контролировать свои действия
  • Обеспечить ребёнка средствами решения учебно-практических задач
  • Вовлечь его в коллективно-распределённую деятельность

Практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую:

     школьник анализирует условия происхождения теоретических понятий и овладевает соответствующими обобщёнными способами действий.

Обязательное условие – насыщенность урока предметными действиями каждого ребёнка  - «думанье руками».

Слайд 13

Структура урока постановки учебной задачи

1.Создание ситуации успеха и решение практических задач. 

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

На этом этапе формируются УУД:

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

 

Слайд 14

2.Создание ситуации разрыва.

Знаю – не знаю – ставится учебная задача

Важно создать учебный диалог

На этом этапе формируются УУД:

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме. Нужно обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Этот инструмент – схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска решения задачи.

На этом этапе формируются УУД:

Познавательные УУД

Слайд 15

4. Необходимо перейти от отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик – учитель, помогающий ребёнку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ». Ученик должен сформулировать учебную задачу.

На этом этапе формируются УУД:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

 5. Рефлексия своих действий.

Это обязательное условие создания развивающей среды на уроке. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

На этом этапе формируются УУД:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Про рефлексию я вам расскажу чуть позднее.

Слайд 16

Сейчас мне хотелось бы вам привести пример из математики 1-го класса, по программе УМК «Гармония». Учебную задачу я вам не буду называть, вы попробуете мне её сформулировать сами.

Представьте, что вы ученики 1 класса.

Слайд 17

Сначала я вам должна создать ситуацию успеха.

- А вы любите отгадывать загадки?

Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,

Ты получше посмотри –

Это вроде бы и буква –

Но ещё и цифра…             3

Людям всем дано от Бога

По одной лишь голове!

Ну, а руки что, а ноги?

Их у каждого по …          2

- Что можно сделать с этими числами?

Сравнить…

Сложить…

- Как мы их будем складывать?

По числовому лучу… (Объясняют)

Слайд 18

Слайд 19

А вот теперь представьте, что вы с мамой пришли в магазин. И мама вам купила  Слайд 18 ручку  за 7 рублей и ластик за 2 рубля. А вот сейчас в магазине как вы будете считать?

Калькулятор – неудобно, он не всегда с собой.

По числовому лучу – нужна бумага, карандаш, время, чтобы его начертить, опять неудобно.

На пальцах – не красиво, да и пальцев может не хватить.

Постараться вести диалог с детьми, которые будут предлагать свои варианты решения этой проблемы. Эти варианты учитель принимает и постепенно отбрасывает ненужные.

- А как же мама считать будет?

Мама знает число.

- Правильно, мама знает состав числа. А вот состав какого числа мы будем сейчас изучать, вы мне сами позже скажете.

Слайд 20

Посмотрите на рисунок. Что вы там видите?

Что можно с ними сделать?

По каким признакам их можно разделить на группы?

Составьте выражение, если листочки мы разделим по Ц… по Ф… по Р…

2 + 7 = 9

3 + 6 = 9

5 + 4 = 9

1 + 8 = 9

- Что интересного заметили?

Одинаковые значения  выражений.

- А какое выражение можно ещё добавить?

Слайд 21

- Так состав какого числа мы сегодня будем изучать?

- Для чего нам нужно знать состав чисел?

 

Слайд 22

А теперь найдите значения только тех выражений, где нужно найти сумму (целое)

7 – 3       5 + 4          8 + 6
6 + 2       11 – 5        9 + 3

Вывод: легко решают.

Учитель предлагает назвать способы действий, с помощью которых они

вычисляли

Способы действий:

  1. По памяти (состав числа)
  2. Присчитывание по 1
  3. Линейка

А теперь нужно решить следующее выражение

134 + 201=

Дети понимают, что предыдущие способы действий в данной системе не работают (фиксация места разрыва)

Обучающиеся формулируют учебную задачу «Сложение многозначных чисел».

Слайд 23

Продолжим типологию развивающих уроков.

Урок решения учебной задачи

Учебную задачу мы поставили, теперь нужно её решить. Этим мы и должны заниматься на уроках решения учебной задачи.

Решить учебную задачу – отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.

 1. Анализ условий решения задачи.

Общеклассная  дискуссия  - педагог задаёт логику поиска. Но освоение этой логики невозможно без самостоятельного решения учащимися учебных задач.

Работа в группах – организовать совместные действия внутри одной группы, так и между группами.

Слайд 24

Как нужно учителю грамотно организовать анализ данных ситуаций?

  • Создать условия для свободного высказывания детьми  своих версий
  • Отношение ко всем содержательным версиям как к имеющим право на существование
  • Фиксация всех гипотез детей (необходимо продумать заранее, где, кто, в какой форме это будет делать)

Слайд 25

2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. 

Важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи.

 3. Рефлексия.

Дети в ходе анализа своих мнений могут построить модель или преобразовать её.

Слайд 26

Урок моделирования и преобразования модели

Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования.

За моделью у каждого ребёнка стоит действие с реальными предметами, которое теперь уже он способен выполнить в умственном плане.

Этот урок обеспечивает:

  • Построение модели как средства конструирования нового способа;
  • Обучение построению модели на основе анализа принципов, способов её создания.

Слайд 27

Урок моделирования имеет следующую структуру

  • Преобразование условия задачи
  • Собственное моделирование
  • Преобразование модели
  • Рефлексия

Слайд 28

Составление моделей обложек на уроках литературного чтения

  1. Что читали  (жанр произведения):

Сказка

Рассказ

Стихотворение

Пословица

Загадка

Слайд 29, 30

       2. О чём или о ком говорится в произведении(теме), обозначает цвет:

  • О Родине – красный
  • О природе – зелёный
  • О детях – жёлтый
  • О животных  - коричневый
  • О волшебстве и приключениях -    

                                                     синий

Вот такую модель можно составить для произведения на уроках литературного чтения    Слайд 30

Слайд 31

Урок решения частных задач

Уроки данного типа можно разделить на две группы:

  • Уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи
  • Уроки решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действий

Слайд 32

Урок контроля и оценки

Основная цель  урока – через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

Целенаправленно осуществляется передача учащимся учительских функций контроля и оценки  действий. При этом младшие школьники осваивают позиции «учителя» и «учащегося».

Слайд 33

Требования для заданий на уроке контроля и оценки

  • Задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия (действовали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании
  • Задания, содержащие ошибки, связанные с использованием изученного способа действия. Их выполнение предполагает поиск, обнаружение, исправление ошибок и анализ их причин. Как умение младшего школьника найти, исправить ошибку и объяснить её причину, так и неумение её обнаружить является для учителя достоверным показателем качества овладения учащимся определенным способом действия.
  • Задания с «ловушками». Объясняя смысл «ловушек», дети снова будут возвращаться к характеристике исходного отношения, лежащего в основе понятия.

На данных уроках младшие школьники действуют в соответствии со знакомым планом действий. Дети учатся разграничивать собственное «знание» и «незнание», задавать «умные вопросы», осознанно отказаться от выполнения некоторых заданий, учатся оценивать свою работу в соответствии с критериями.

Предоставляется возможность выбора заданий из предложенных. А также возможность составления проверочных работ( в том числе заданий с «ловушками») для одноклассников или детей из другого класса.

Слайд 34

Структура урока контроля и оценки

  • Создание учебной ситуации
  • Контроль и оценка  использования способа действия
  • Рефлексия

Данная технология даёт возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия. Можно заметить, что эта типология уроков не выделяется как таковая в переходные периоды: на этапе 1 и 5 классов.

Слайд 35

Основным результатом учебной деятельности в системе РО является изменение личности самого ученика.  Это значит, что собственные действия ребёнка должны фиксироваться в ясных, чётких последовательных знаковых формах. Именно здесь и реализуется принцип наглядности.  Перед детьми должна быть открыта общая картина совершаемой ими деятельности, чтобы они могли осознать субъектами этой деятельности, понять её содержание, цель, а также необходимость использования определённых средств для её совершения, оценить свои возможности в ней.

Слайд 32

Каждый урок должен начинаться с ориентировки учеников в предстоящей деятельности, с оценки уже освоенного ими способа решения. По времени эта часть урока занимает 5-6 минут. Здесь ученики фиксируют имеющиеся у них знания  в моделях об изучаемом предмете и формулируют новую задачу. Это будет своеобразное повторение (актуализация знаний) – если на прошлом уроке намечена новая задача – это сегодня мы будем изучать. Или в предложенных примерах обнаруживается такой, который не может быть решён, это и будет новая задача на данный урок. Вопрос на модели – то, что сегодня мы будем изучать на уроке.

Всё это фиксируется на левом поле доски. Организация поля доски – особый психологический важный момент урока. Эта запись должна в строгом порядке вестись на каждом уроке.

На центральной части доски – вся работа по решению поставленной задачи. Тут отражаются варианты решения, результаты групповой работы и т. д.

Итогом урока должно стать получение нового знания. Этот результат (тоже в модельной форме) записывается на правом поле доски. Рядом с ним фиксируется проблема на завтра.  Здесь же записывают домашнее задание.  Домашнее задание должно быть направлено на отработку и уточнение знаний, полученных на уроке. Оно может быть на выбор, по желанию. Некоторые задания дети предлагают сами.

Такая форма записи на доске чётко фиксирует этапы урока и их содержание. Наглядное последовательное отражение повышает личностную самооценку. Это позволяет учителю реализовать основной принцип – самостоятельности и ответственности в обучении.

Возрастающая самостоятельность детей позволяет учителю предлагать им в 3-4 классах начинать урок без его участия и за 6-7 минут до звонка самостоятельно заканчивать его.

Слайд 36

А сейчас мне хотелось бы особое внимание обратить на рефлексию.

Слайд 36

Формирование рефлексии в процессе учебной деятельности

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самосознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Слайд 37

Виды рефлексии в системе РО

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • Рефлексия деятельности.
  • Рефлексия содержания учебного материала.

  • Рефлексия как этап урока.
  • Рефлексия как итог урока.
  • Урок-рефлексия.

Слайд 38

Приёмы и методы рефлексии

Приём прогнозирования «Стратегия ЗХУ»

В работе с этим материалом у ребёнка развивается умение определять границы собственных знаний, формулировать вопросы, систематизировать информацию и определять дальнейшие цели работы

Слайд 39

Метод «пять пальцев»

Детям предлагается обвести собственную кисть руки и в рисунке на каждом пальце записать дело сегодняшнего дня, за которое мог бы себя похвалить.

Слайд 40

Жест дня

Дети показывают жест, оценивающий сегодняшний день.

Слайд 41

Цветовое изображение настроения, карточки с изображением лиц.

Слайд 42

Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке.

  • «-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
  • «=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  • «!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
  • «+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный
  • «0»- не отвечал

Слайд 43

Упражнение «Комплимент»

  • Комплимент-похвала
  • Комплимент деловым качествам
  • Комплимент в чувствах

Слайд 44

Игра  «Решето».  Давайте в неё и поиграем.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задание…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я смог…

Слайд 45

А закончить своё выступление я хотела бы одной притчей:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Он поймал бабочку, зажал её в ладонях и спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает : «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу»

Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках!»

В ваших руках, уважаемые коллеги, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным! Успех, как известно, рождает успех! В современной школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Желаю вам дальнейших успехов в работе! Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие 2

Тема: «Формирование умений самооценки в учебной деятельности младших школьников»

                                                                                            09. 01. 2013 год

Слайд 1

Психологический настрой на занятие

Уважаемые коллеги, представьте себе, что вы маленькое семечко

(закрывают голову руками)

Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним.

(учитель проходит между рядов и гладит по головкам детей)

С первыми лучами солнышка семечко начинает медленно расти, появляются первые листочки

(дети поднимают руки, тянутся вверх руками)

Стебелёк растёт

(дети потягиваются, расправляют плечики)

И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок

(Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки)

Цветок хорошеет

(Дети улыбаются друг другу)

И от этого цветка всем светло и тепло на душе.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.

Теперь посмотрите на меня.

Я желаю вам успеха и удачи на этом занятии.

Психологический настрой на урок -   вы все прекрасно знаете, как начнёте урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлечённость детей. Включить детей в работу – важная задача учителей. Именно в этом вам поможет психологический настрой. В современных уроках педагоги и психологи рекомендуют проводить ПН – ведь он формирует у учащихся сплочённость, уравновешенность, собранность.

Слайд 2

Ну, а сегодня мне бы хотелось остановиться на самооценке.

Чтобы учителю было успешно реализовывать свои замыслы, я решала, что ученика необходимо научить определённым оценочным умениям.

Самооценка – важнейший показатель развития личности.

Слайд 3

Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими.

Самооценка (по А. И. Липкиной) – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Слайд 4

По степени адекватности самооценка бывает:

Адекватной и неадекватной.

Адекватная (правильная) – мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет. Именно адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы  с задачами разной трудности и  с требованиями окружающих.

Неадекватная (неправильная) – человек оценивает себя необъективно, когда его мнение резко расходится с тем, как считают другие люди.

Слайд 5

Неадекватная самооценка бывает:

Завышенная

Заниженная

Завышенная самооценка – человек переоценивает себя, заниженная – недооценивает. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким, трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Слайд 6

Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, можно использовать методику Г. А. Цукерман, вводя волшебные линеечки, по которым учащиеся могут оценить свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений на уроках по любому предмету.

Так дети совместно с учителем вырабатывают критерии  и производят оценку своей работы по ним. Потом ребёнок уже проводит рефлексивный контроль, т. е. применяет  средства самооценки и самоконтроля.

У Л. В. Занкова ученикам предлагается из ряда высказываний выбрать те, которые подходят к их уровню образования:

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

Слайд 7

Мне бы хотелось вам показать несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения в 3 классе по учебнику О. В. Кубасовой, УМК «Гармония»

После изучения раздела «Каждый своё получил»  проводится урок-викторина, на котором дети ещё раз проверяют свои знания, а также пополняют. В викторине будет 3 этапа, на каждом этапе ребятам нужно самостоятельно оценить свои достижения.

Слайд 8

Первый этап «Разминка»

Нарисуйте пять волшебных линеечек, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать.

-  Если вы сумеете правильно ответить на вопрос, где вы нарисуете свой крестик?

- Если немного сомневаетесь, то где нарисуете свой крестик?

- А если не сумеете ответить на вопрос, где поставите знак?

  • Жанр произведения И. А. Крылова «Чиж и голубь»
  • Кто такая падчерица?
  • Какими бывают сказки по содержанию?
  • Какие по содержанию сказки «Каждый своё получил» и «Два брата»
  • Что такое басня

А сейчас оцените каждый сам себя.

Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу у 1 классе.

Слайд 9

Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл»

Я буду показывать или называть предмет из произведения, а вы должны узнать название произведения, автора и героя. Свои успехи вы оцените знаками:

+ - знаю, умею, могу

? – сомневаюсь

- - трудно, сложно

Всё это нужно показать в таблице:

1

2

3

итог

  • Героиня этой сказки оставила у нас иголку с ниткой

Русская народная сказка «Баба Яга», падчерица

  • Эти герои оставили на память серебряные монеты

Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы

  • Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос

Чешская народная сказка «Златовласка», Златовласка

- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 4 колонке.

Этот знаковй приём становления рефлексивной самооценки можно использовать во 2 классе.

Слайд 10

Третий этап « У сказки в гостях»

Я вам прочитаю отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название сказки и главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него будете проставлять ваши баллы.

Жила-была жаба - неуклюжая, некрасивая, вдобавок от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - можешь себе представить! - бородавки. Брр!
К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она - жаба. Во-первых, потому, что была она совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что ее никто так не называл. Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?
Ежонок засопел в знак согласия.

Б. Заходер «Серая звёздочка», главный герой – жаба.

Приём становления рефлексивной самооценки – баллирование – можно использовать в 3 классе.

Это были те приёмы самооценивания, которыми овладевают мои ученики. Мы этому только учимся.

При защите проектов мы устные ответы оцениваем по оценочной лестнице.

Слайд 11

На письменный предметах ученики могут фиксировать результат своей работы цветовой гаммой:

Красный – нет ошибок, старался, и это умение у меня прибавилось

Синий – 1-2 ошибки, старался, но результатом не совсем доволен

Зелёный – 3 и более ошибок, или над этим не работал

После выполнения каждого задания на уроке, ребята рисуют соответствующие кружки. А потом в конце урока каждый для себя подсчитывает кол-во кружков и ставит себе отметку. Так кол-во кружков может иногда варьироваться, то нужно коллективно обсудить конечную отметку, если это необходимо.

Слайд 12

В дальнейшем условные обозначения можно видоизменить:

! – Я доволен, и могу двигаться дальше.

? – Я доволен, но можно сделать ещё лучше. Справлюсь сам.

- - Я не доволен, мне нужна срочная помощь!

Результаты самооценивания должны дополнительно обсуждаться с отдельными ребятами, особенно с теми, у кого самооценка занижена, выяснить причины их неуверенности.

Слайд 13

Как внедрить правила САМООЦЕНКИ в технологии оценивания

Обсудите с учениками новые цели оценивания в школе:

  • Оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали вас, не для того, чтобы вы боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.
  • Изменения нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока еще плохо. Чтобы радоваться достижениям и преодолевать неудачи.
  • Для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

Слайд 14

Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии):

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)!

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка

Слайд 15

1). Совместная выработка порядка оценивания (этот пункт оправдан только если внедрение технологии осуществляется не в 1-м классе)

1 шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики – как лучше, чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие»? «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?»  и т.д.

2 шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки

Слайд 16

   1) В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2) Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3) Справился полностью правильно или с ошибкой? (какой, в чем)?

4) Справился полностью самостоятельно или с помощью? (кто помогал, в чем)?

(далее – кроме 1-го класса)

5) По каким признакам мы различаем отметки? («2», «3», «4», «5»)?

6) Какую сам выставляешь себе отметку?

Слайд 17

2). Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.

1 шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое обычно на максимум материала, использовать на выработку у учеников умения самооценивания.

2 шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания

3 шаг. Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников, ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).

Слайд 18

3). Действия при выработке у учеников умения самооценки .

1 шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном действии).

2 шаг: После предъявления решения задания учеником (устный ответ, запись на доске решения из тетради  и т.п.) предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?», «сам?». Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.

3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса (достаточно 1-2 эпизодов на урок, но, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Задание

Результат

Правильно

Сам

Слайд 18, 20

4). Действия при сформированном умении самооценки.

1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.

2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо».

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции

3 шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценивания.

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.  

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. !!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценке, а авторитарное решение учителя – нет!

Слайд 21

Я для себя вывела правила оценочной безопасности:

  • Не скупиться на похвалу
  • Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
  • «На ложку дёгтя – бочку мёда» - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём
  • «За двумя зайцами» - не ставить перед детьми несколько задач одновременно перед каждой работой определять конкретные цели
  • Не использовать слова «Опять ты не…» - это способствует формированию неудачников

Задача построения оценочной самостоятельности во всей полноте решается в основном в школе. Но если в начальной школе не заложить основы оценочной самостоятельности, то в средней школе, как утверждают психологи и педагоги, не стоит и пытаться этого делать.

Предложения – рекомендации для учителей 1-4 классов по результатам посещённый уроков международного эксперта Н. Федорец

Слайд 22,23, 24

Советы учителям!!!

Повторять по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала!!!

Я бесконечно доброе

Феноменально умное

Чертовски привлекательное

Божественно красивое

Необычайно работоспособное

Беспредельно ответственное

Исключительно порядочное

Кристально честное

Беспрецедентно талантливое

Экстра ординарное

Не по годам развитое

Сказочно щедрое

Бесподобно бесподобное

Невероятно перспективное

Беззаветно любящее

Легендарно сильное

Непостижимо оптимистичное

Идеально сложенное

Крайне интеллигентное

Супер активное

Неописуемо чувственное

Архи надёжное

Бесспорно положительное

Фантастически скромное

Человечище!!!!!!!

Слайд 25

Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!!!



Предварительный просмотр:

 «Технология сотрудничества на уроках в начальной школе»

Одним из критериев современного развивающего урока – формы сотрудничества младших школьников.  Поэтому сегодня на нашем занятии мне хотелось бы поговорить о технологии сотрудничества на современном развивающем уроке.

Необходимость нового подхода к обучению

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков, включение каждого ребёнка в успешную работу.

Наиболее благоприятные условия для этого создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Актуальность темы

Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:

  • информационная
  • коммуникативная
  • кооперативная
  • проблемная
  • рефлексивная

Группа - это собрание людей, включённых
в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели.

Введение в школьную жизнь

Именно в этом нелегком вопросе может оказать помощь курс «Введение в школьную жизнь» (Цукерман). Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным  детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Это своеобразное  10-дневное посвящение в новый школьный возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самими с собой.

Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но и ещё не школьник. По форме, по манере общения «Введение…» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный материал: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. д. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве всё выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники»

В самый первый день нужно организовать знакомство детей друг с другом и с учителем. Когда дети входят в класс, парты стоят соответствующим образом.

1

Это начинается подготовительная работа  к  групповой форме работы.. Организацию этой  работы начинаю с первого школьного дня.

Сначала в группах нужно познакомиться.

Я придумала, как скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? ( один говорит, остальные слушают)  Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?

  • Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя.
  • Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных детей в группе.
  • Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
    Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его имя:

У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)

Д. Нет, Наташа!

У. Этого мальчика зовут Саша?

Д. Нет, Андрей!

Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).

У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?

Д. Можно спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.
– Можно спросить у других взрослых.

Продолжить знакомство детей в группах можно игрой «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:

– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!

Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:

– Привет, Сергей!

Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:

– Здравствуй, Оля!

Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».Эта паутинка – нить дружбы. Постепенно нужно подвести ребят к тому, взявшись за руки можно тоже образовать свою нить дружбы.

Игра «Снежный ком»

– Что мы с вами делали, чтобы подружиться? Значит, вы уже очень хорошо знакомы? Давайте проверим! Поможет нам игра «Снежный ком».

Сообщение правил игры:

– Правила игры таковы. Первый игрок называет свое имя. Второй повторяет имя первого игрока и называет свое имя и т. д. Например: первый называет имя Вика, второй – Вика, Антон, третий – Вика, Антон, Катя и т. д.

Выборы первого участника:

– Кто уже догадался, что нам нужно сделать в начале игры? Сначала надо выбрать первого участника.

Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный участник встает.

– Сейчас зазвенит колокольчик, который сообщит нам, что можно начинать игру.

Демонстрация игры в одной из групп.
Уточнение правил (при необходимости)
Самостоятельная игра детей в группах
Обобщение.

Образование групп после курса «Введение в школьную жизнь»

Количество участников группы в начальной школе – 4-5 человек.

Как объединить детей в группы?

  • Сначала учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группе учитель распределяет сам.
  • Далее учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
  • Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Как объединить детей в группы?

  • Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
  • Учитель назначает командиров групп. Каждый командир получает карточку с текстом загадки. Остальные дети берут со  стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочерёдно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой группе есть командир.

Позднее в 3-м классе мы соединяем 2-3 парты, считалкой выбираем командира, работа идёт слаженно.

Если ребёнок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

Элементы групповой работы

  • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • раздача дидактического материала;
  • планирование работы в группе;
  • индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Принципы формирования групп:

  • стихийно.
  • по интересам: а) желание (дружба);

б) по отношению к проблеме, к предмету;

в) по уровню познавательной активности:

  • одноуровневые – разноуровневые
  • слабые и сильные
  • Количество людей в группе для

1-2 кл.-2-3 человека,

для 3-4 кл.- 4 человека

Правила организации групповой работы

  • Говори  спокойно и ясно;
  • Говори  только по делу;
  • говори   по очереди;
  • реагируй  жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри  на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся  к другу по имени.

Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец  - читает вслух то или иное задание;

·  секретарь - записывает что-то от лица группы;

·  докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

·  организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы

  • Лидер - командир

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга. Кроме того, работа может быть распределена следующим образом:

  • Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга.  Например, изготовление поделок на уроках технологии. Решение задач на математике
  • Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждения.

Контроль учителя за групповой работой.

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными. Но учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

  • Как дети сидят?
  • Внимательны ли они или отвлекаются?
  • Как ведут себя: живо или апатично?
  • Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
  • Слушают ли друг друга?
  • Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Обсуждение результатов групповой работы.

Когда истекла отведённое для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был продуктом определённой мыслительной работы. Поэтому акцент следует делать на обсуждение способов, а не на конечном выводе.

Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,
  • ищут наиболее рациональный способ решения;  
  • составляют план произведения, инсценируют;
  • готовят коллективный пересказ,
  • пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки        

   Алгоритм работы в группе

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.

Формы и методы организации при работе в группах

Метод « Учимся вместе»:

класс разбивается на группы по 3-5 человек. Каждая группа получила одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп в целом достигается условие всего материала.

Метод « Вертушка»:

Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по образцу» предлагается проверить домашнее задание. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Возле исправленной ошибки пишется объяснение, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.

Метод «Пила»:

класс разбивается на группы по 3-5 человек; учебный материал разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для усвоения материала в полном объеме ученику надо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадь. Учителю не надо делать ни каких дополнительных усилий. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это отражается на итоговой оценке. Учитель на заключительном этапе может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Прием «Мудрая сова»:

Для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы на уроке можно использовать прием «Мудрая сова» с применением опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, выполняет определенное задание.

Именно технология группового обучения направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторически грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят.

Групповой метод «Шесть шляп»

Метод «Шесть шляп» я немного упростила, беру только 4 шляпы или пять.

1.Проверка домашнего задания по рассказу Чехова А. П. «Мальчики»

Учащиеся дома должны были прочитать до конца рассказ Чехова А. П. «Мальчики».

На уроке дети делятся на 5 групп, по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы

БЕЛАЯ: группа находит в тексте только факты, без эмоциональной окраски

ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе

ЧЁРНАЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции , кто и когда испытывал в рассказе

ФИОЛЕТОВАЯ: творческая группа, пытается разыграть эпизод из рассказа, какой понравится: самый поучительный или самый волнительный

( шляпы можно сделать на всех, а можно только на капитана)

 Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Метод групповой работы  
«Броуновское движение»

Русский язык, 3 класс    «Части речи»

На перемене каждому ребёнку на парту кладут карточку, на котором написано одно из слов. /Смотреть на слайд/

Когда прозвенит звонок на урок, после орг.момента, детям учитель даёт задание прочитать вслух по цепочке слова, написанные у них на карточке.

После этого учитель предлагает детям встать и разделиться на 3 группы. Дети самостоятельно должны определить признак, на какие группы им надо поделиться.(Если дети ошибаются, уточнить, что групп должно быть 3)

Выполнив задание, дети хором повторяют правила, характеризующие свою часть речи.  

Работа в парах.

Работу в парах продолжаем  вводить в первом  классе, после прохождения курса «Введение в школьную жизнь», когда мы ввели знак «Мы»

 В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Дети учатся работать по индивидуальным карточкам. А так как в наших школах нет возможности делить детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. Поэтому задания для индивидуальной работы можно давать дифференцированного характера ( по уровню трудности, по объёму учебного материала)

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель-ученик». В 1-м классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.

Здесь необходимо познакомить детей с правилами общения:

  • Как сидеть за партой
  • При разговоре смотри на собеседника
  • В паре тихо говори
  • Называй товарища по имени
  • Как нужно соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи
  • Ответ товарища нужно слушать внимательно, потому что потом нужно будет дополнять, исправлять, оценивать

В детском опыте такой формы общения не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе. Можно организовать при изучении нового материала, при повторении, на любом этапе урока.

Также важно научить первоклассников проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание.

Следующий этап – научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой) Тренажёр предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов. Я это часто проделываю с таблицей умножения и деления в начале каждого урока на устном счёте.

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала). Важно также научить детей задавать вопросы и отвечать на них ( составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске и задайте друг другу)

Эту работу в парах можно проверить фронтально: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

Правила организации групповой работы

    Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Я устанавливаю для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу.

    Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Основные противопоказания при организации групповой работы.

 Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу:

  • Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  • Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
  • Если кто-то пожелал работать в одиночку,  разрешаю ему отсесть; не позволяю себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более  публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы - дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

Критерии групповой работы

  • тихо – шумно
  • дружно (нет ссор)
  • правильный ответ
  • активность
  • выбор ролей
  • слушание
  • интересно 
  • понимание задания
  • нет повторяющихся мыслей
  • все ли работали

Выводы:

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;  
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • научить можно каждого;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя,  
  • укрепляется дружба,  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе

  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
  • ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
  • реализуется принцип деятельности;
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • обеспечивается единство воспитания и обучения;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • минимальный объем домашнего задания;
  • упрощается процедура проверки работ 

Научить и душой обогреть –                                         

   В этом весь наш учительский труд,                                        

И счастливее сделать сердца                                                 Предстоит нам за 40 минут…

Спасибо за внимание!