Проект профессиональной деятельности
«Проектно - исследовательская технология как реализация системно - деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 385.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
385730 р. п. Тульский, ул. Первомайская, 222б Тел. (887777) 5-17-01, 2-13-43 E-mail: cosh_16@mail.ru
Проект профессиональной деятельности
«Проектно - исследовательская технология как реализация системно - деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »
Автор проекта
Пономаренко Наталья Викторовна
учитель начальных классов и ОРКСЭ
МБОУ СОШ №16 п.Тульского
2017 год
Актуальность проекта
Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Актуальность проекта в том, что он соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС. Данная технология обеспечивает успешную социализацию личности. В процессе организации данного вида деятельности происходит усвоение социальных норм поведения. Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках ОРКСЭ. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
Длительность работы над проектом.
Работа над данной темой велась в течение 3 лет и включала в себя различные этапы:
-изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме,
-создание рабочих программ по предметам начальной школы и ОРКСЭ,
-апробация технологии деятельностного подхода,
-диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
-опытная работа по внедрению форм и методов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в традиционную образовательную систему «Школа России»,
- проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;
-мониторинг с целью выявления результативности опыта.
Цель проекта: формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся миру, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.
Задачи проекта.
- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;
-увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
-создать рабочие программы по предметам курса начальной школы и ОРКСЭ, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
-повысить качество обучения и воспитания в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию.
Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами исследовательской деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Очень важно, что в процессе проектной деятельности наблюдается интеллектуальное и личностное развитие, рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте.
Проблема
Проблема заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность – это одна из форм системно – деятельностного подхода в обучении.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Результаты показывают возможность более эффективной организации учебного процесса, которая в наибольшей степени способствует формированию у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, и тем самым значительному повышению продуктивности учебного процесса. Представленный проект является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения.
Предполагаемые результаты
1.Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
2. Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
3. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения .
2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект начинается и делается на интересе ученика. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:
Побудить к проектной деятельности могут проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке.
Заранее продумать учителю проект. Знакомя учащихся с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду учеников для проекта и осуществить его по плану такого типа:
Продумывание учителем темы проекта.
Выбор возрастной категории учащихся.
Выдвижение гипотез решения проблем.
Определение творческого названия проекта.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Самостоятельная работа групп
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Защита полученных результатов и выводов
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Оценивание проекта:
Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:
- Внешняя (делает специалист)
- Самооценка (моё участие в проекте)
- Рефлексия (что мне дала работа над проектом)
Большое достоинство проектной деятельности:
- Умение работать в коллективе.
- Брать ответственность за выбор решения на себя.
- Разделять ответственность с другими.
- Демонстрация энтузиазма.
- Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
- Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
- Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
- Не могут использовать чужой проект.
- Связь с другими школьными предметами и поиск информации за
- переделами учебного заведения.
Что такое проект для ученика?
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формирует познавательную активность, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности; повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Что такое проект для учителя?
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Проектная деятельность. Замысел - реализация – продукт.
Каков же итог проектной работы? Все работы учащихся заняли призовые места в конкурсах, на научно-практических конференциях различного уровня, на предметных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОРКСЭ, метапредметных олимпиадах. Но более важным является другой итог. Ученики проникаются духом проектной и научно - исследовательской деятельности. Идёт понимание радости открытий, и тяжёлая работа, связанная с поиском истины, уже кажется второстепенной. Отсюда можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обладает большими образовательными и воспитательными возможностями, служит мощным средством становления способного выпускника начальной школы.
Доля учащихся, принимающих участие в конкурсах.
Доля участия в научно-практических конференциях по урочной и внеурочной деятельности – проектно-исследовательской деятельности
2015 - 2016 уч. год – 5 участников
2016 - 2017 уч. год – 8 участников
Таким образом, доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах растет.
Результаты участия в дистанционных олимпиадах.
2015-2016 учебный год
№ | Название олимпиады, конкурса, игры | Количество участников | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Творчество С.Я.Маршака» | 9 | 6 учеников - Диплом 1 степени 1 ученик - Диплом 3 степени |
2 | «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ЭЛЕМЕН- ТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ «КУЛЬТУР- НЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ И АДЫГОВ»» | 1 | 1 ученик - Диплом 1 степени |
3 | Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок» | 12 | 4 ученика - Диплом 1 степени 1 ученик - Диплом 2степени 6 учеников - Диплом 3 степени |
4 | Всероссийский конкурс рисунков и плакатов «Конституция глазами детей» (муниципальный этап) | 3 | 1 ученик - 1 место 2 ученика – 2 место |
5 | Всероссийский конкурс ученических проектов «Конституция России – путь к правовому государству» (муниципальный этап) | 3 | 3 ученика - 1 место |
6 | Республиканский конкурс творческих проектов, посвященный Году культуры в номинации «Информационные технологии» | 2 | 2 ученика - Диплом 1 степени |
7 | Муниципальный вокальный конкурс "Звонкие голоса" в номинации «Вокальная группа» | 19 | 19 учеников - Диплом 3 степени |
8 | Муниципальный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» | 3 | 3 ученика - 1 место |
2016-2017 учебный год
№ | Название олимпиады, конкурса, игры | Количество участников | Результат |
1 | ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ОБЩИХ ЗНАНИЙ I ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД | 10 | 1 ученик - ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ I СТЕПЕНИ + МЕДАЛЬ |
2 | ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ II ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД | 18 | 2 ученика - Диплом 1 степени 1 ученик - Диплом 2степени 4 ученика - Диплом 3 степени |
3 | Региональный этап Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета" | 15 | 15 учеников - Диплом 3 степени |
4 | Конкурс театральных и фольклорных коллективов "Природа. Культура. Экология". "Зеленая планета2015" | 15 | 15 учеников - Диплом лауреата |
5 | Муниципальный конкурс военно-патриотической песни "Звонкие голоса" | 27 | 27 учеников - Диплом 1 степени |
6 | Школьный конкурс военно-патриотической песни | 27 | 27 учеников - Диплом 1 степени |
7 | Муниципальный конкурс театральных кружков "Волшебный занавес" | 17 | Диплом 1 степени |
8 | "Медвежонок" | 8 | 1 ученик - 1 место |
9 | "Град знаний": Знайки, Умка, Сферы знаний | 25 | |
10 | Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1-4 классов портала "МАТОЛИМП. ИНФО" | 16 | 9 учеников – 1 место 7 учеников – 2 место |
11 | "Кенгуру" | 14 | 1 ученик - 1 место |
12 | Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Школьный тур 2014/15 по Светской этике | 24 | 10 учеников – 1 место 7 учеников – 2 место 6 учеников – 3 место |
Разностороннее развитие личности учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подходов через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность на уроках начальной школы, ОРКСЭ и во внеурочное время, повышает уровень обученности и воспитанности учащихся. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости.
Отношение учеников к организации в исследовательской работе
- «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
- «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%),
- позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%),
- «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%),
- проверить свои силы» (34,4%),
- подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).
Таким образом, наблюдается позитивная сформированность социальных компетенций учащихся. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные решения.