Проект профессиональной деятельности

Пономаренко Наталья Викторовна

«Проектно - исследовательская технология как реализация системно - деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx385.98 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МАЙКОПСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

385730  р. п. Тульский, ул. Первомайская, 222б     Тел. (887777) 5-17-01, 2-13-43     E-mail:  cosh_16@mail.ru

Проект профессиональной деятельности

«Проектно - исследовательская технология как реализация системно - деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов   и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС »

Автор проекта

Пономаренко Наталья Викторовна

учитель начальных классов и ОРКСЭ

МБОУ СОШ №16 п.Тульского

2017 год

Актуальность проекта

          Развитие современного общества требует формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией.  Актуальность проекта в том, что он соответствует потребностям современной школы и требованиям реализации целей и задач ФГОС. Данная технология обеспечивает успешную социализацию личности. В процессе организации данного вида деятельности происходит усвоение социальных норм поведения. Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках   ОРКСЭ. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.
         В результате педагогических поисков я пришла к выводу, что технология метода проектов – достаточно эффективна, т.к. внедрение этого метода в учебный процесс позволяют формировать мотивации учебно-познавательной деятельности и успешно развивать творческие способности у учащихся. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.  

Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Длительность работы над проектом.

Работа над данной темой велась в течение 3 лет и включала в себя различные этапы:                  

-изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме,

-создание рабочих программ по предметам начальной школы и ОРКСЭ,

-апробация технологии деятельностного подхода,

-диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

-опытная работа по внедрению форм и методов системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в традиционную образовательную систему «Школа России»,

 - проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

  -мониторинг с целью выявления результативности опыта.

Цель проекта: формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, способной  адаптироваться к быстро меняющемуся миру, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

Задачи проекта.

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;

 -увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

 -создать рабочие программы по предметам курса начальной школы и ОРКСЭ, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);

 -повысить качество обучения и воспитания  в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию.

Ведущая педагогическая идея                                                                                               Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании оптимальных условий для личностного развития каждого ребенка, раскрытия его индивидуальных и творческих способностей, развития творческого мышления средствами исследовательской деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Очень важно, что в процессе проектной деятельности наблюдается интеллектуальное и личностное развитие, рост, выражающийся в оригинальном творчестве каждого ребенка, участвующего в проекте.

Проблема

Проблема заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность – это одна из форм системно – деятельностного подхода в обучении.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.  Результаты показывают возможность более эффективной организации учебного процесса, которая в наибольшей степени способствует формированию у учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, и тем самым значительному повышению продуктивности учебного процесса. Представленный проект является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения.

Предполагаемые результаты

1.Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

2. Повышение качества  успеваемости по предметам  (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).

3. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной  и исследовательской деятельности.  

Основные требования  к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения . 
2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 
3. Самостоятельная деятельность учащихся. 
4. Структурирование содержательной части проекта. 
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

МЕХАНИЗМ ЗАПУСКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проект начинается и делается на интересе ученика. Механизм запуска проектной деятельности может быть разным:
  Побудить к проектной деятельности могут 
проблемные ситуации на уроке, проблемное изложение, частично-поисковый метод, а также мини-исследования на уроке.

  Заранее продумать учителю проект. Знакомя учащихся с темой, задачами, основополагающим вопросом и проблемными вопросами на интересе подбирать команду учеников для проекта и осуществить его по плану такого типа:

Продумывание учителем темы проекта.

Выбор возрастной категории учащихся.

Выдвижение гипотез решения проблем.

Определение творческого названия проекта.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Самостоятельная работа групп

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Защита полученных результатов и выводов

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

   Оценивание проекта:

Оценивание проекта не может быть однозначным, обязательно должны быть следующие оценки по проекту:

  • Внешняя (делает специалист)
  • Самооценка (моё участие в проекте)
  • Рефлексия (что мне дала работа над проектом)

Большое достоинство проектной деятельности:

  • Умение работать в коллективе.
  • Брать ответственность за выбор решения на себя.
  • Разделять ответственность с другими.
  • Демонстрация энтузиазма.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
  • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
  • Не могут использовать чужой проект.
  • Связь   с другими школьными предметами и поиск информации за
  • переделами учебного заведения.

Что такое проект для ученика?

Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формирует познавательную активность, т.к. учащиеся видят конечный результат своей деятельности; повышает самооценку учащихся и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Что такое проект для учителя?

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.

Проектная деятельность.  Замысел - реализация – продукт.

Каков же итог проектной работы? Все работы учащихся заняли призовые места в конкурсах,  на научно-практических конференциях различного уровня, на предметных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОРКСЭ, метапредметных олимпиадах. Но более важным является другой итог. Ученики проникаются духом проектной и научно - исследовательской деятельности. Идёт понимание радости открытий, и тяжёлая работа, связанная с поиском истины, уже кажется второстепенной. Отсюда можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность обладает большими образовательными и воспитательными  возможностями, служит мощным средством становления способного выпускника начальной  школы.

Доля учащихся, принимающих участие в конкурсах.

Доля участия в научно-практических конференциях по урочной и внеурочной деятельности – проектно-исследовательской деятельности

2015 - 2016 уч. год – 5 участников

2016 - 2017 уч. год – 8 участников

Таким образом, доля учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах  растет.

Результаты участия в дистанционных олимпиадах.

2015-2016 учебный год

Название олимпиады,

конкурса, игры

Количество участников

Результат

1

Всероссийская  олимпиада по литературному чтению «Творчество С.Я.Маршака»

9

6 учеников - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 3 степени

2

«ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ЭЛЕМЕН- ТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ  «КУЛЬТУР- НЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ  И АДЫГОВ»»

1

1  ученик  - Диплом 1 степени

3

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

12

4  ученика - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 2степени

6  учеников - Диплом 3 степени

4

Всероссийский конкурс рисунков и плакатов «Конституция глазами детей» (муниципальный этап)

3

1 ученик - 1 место

2  ученика – 2 место

5

Всероссийский конкурс ученических проектов «Конституция России – путь к правовому государству» (муниципальный этап)

3

3 ученика - 1 место

6

Республиканский конкурс творческих проектов, посвященный Году культуры в номинации «Информационные технологии»

2

2  ученика - Диплом 1 степени

7

Муниципальный вокальный конкурс   "Звонкие голоса" в номинации «Вокальная группа»

19

19  учеников - Диплом 3 степени

8

Муниципальный  конкурс   исследовательских работ «Первые шаги в науку»

3

3 ученика - 1 место

2016-2017 учебный год

Название олимпиады,

конкурса, игры

Количество участников

Результат

1

ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ОБЩИХ ЗНАНИЙ I ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

10

1 ученик -  ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ  I СТЕПЕНИ  + МЕДАЛЬ

2

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ II ПОТОК 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

18

2  ученика - Диплом 1 степени

1  ученик  - Диплом 2степени

4  ученика - Диплом 3 степени

3

Региональный этап Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета"

15

15 учеников - Диплом 3 степени

4

Конкурс театральных и фольклорных коллективов "Природа. Культура. Экология". "Зеленая планета2015"

15

15 учеников - Диплом лауреата

5

Муниципальный конкурс военно-патриотической песни "Звонкие голоса"

27

27 учеников - Диплом 1 степени

6

Школьный конкурс военно-патриотической песни

27

27 учеников - Диплом 1 степени

7

Муниципальный конкурс театральных кружков "Волшебный занавес"

17

Диплом 1 степени

8

"Медвежонок"

8

1 ученик -  1 место

9

"Град знаний":  Знайки, Умка, Сферы знаний

25

10

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1-4 классов портала "МАТОЛИМП.  ИНФО"

16

9 учеников – 1 место

7 учеников – 2 место

11

"Кенгуру"

14

1 ученик -  1 место

12

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» Школьный тур 2014/15  по Светской этике

24

10 учеников – 1 место

7 учеников – 2 место

6 учеников – 3 место

Разностороннее развитие личности учащихся на основе дифференцированного, индивидуального подходов через поисковую, проектную и исследовательскую деятельность на уроках начальной школы, ОРКСЭ и во внеурочное время, повышает уровень обученности и воспитанности учащихся. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости.

 Отношение учеников к организации в исследовательской работе

  • «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всём» (72%),
  • «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%),
  • позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%),
  • «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%),  
  • проверить свои силы» (34,4%),
  • подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).

Таким образом, наблюдается позитивная сформированность социальных компетенций учащихся. Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные решения.