ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Творческого объединения «Волшебный занавес»
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Отличительные особенности данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_kruzhka.docx | 49.04 КБ |
maykopskiy_sosh_no16_volshebnyy_zanaves.pdf | 381.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского и юношеского творчества
Принята на заседании педагогического совета МБОУ ДОД ЦДЮТ Протокол № ___ от «__»______2018__ г. | «Утверждаю» И. О. директора МБОУ ДОД ЦДЮТ _______________ И.Н. Белевская печать |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Творческого объединения «Волшебный занавес»
Направленность: общекультурная
Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Пономаренко Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
Тульский 2018
Творческое объединение "Волшебный занавес" имеет художественное направление.
Рабочая программа творческого объединения «Волшебный занавес» составлена на основе программы Кузьминой Н.А., педагога-организатора по работе с детьми.
Степень авторства – модифицированная.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Отличительные особенности данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Адресат: Творческое объединение " Волшебный занавес» предназначен для обучающихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
Объем программы: общее количество учебных часов в год 144.
Формы и режим занятий:
- форма обучения – очная.
- форма организации образовательной деятельности – групповая, индивидуально-групповая, коллективная.
- занятия проходят 3 раза в неделю по 1 и 2 часа.
Цель: Формирование творческой индивидуальности
Задачи:
Образовательные:
-Обучение детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
-Обучение детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.
-Ознакомление детей с терминологией театра
-Обучение детей играть полноценный спектакль в коллективе
Воспитательные:
-Воспитание культуры поведения на сцене и за кулисами
-Воспитание чувства коллективизма
-Воспитание коммуникативных способностей, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца
Развивающие:
- Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
-Развитие творческого мышления, воображения, памяти
-Развитие речевого аппарата, пластической выразительности
Общая характеристика творческого объединения " Волшебный занавес "
Занятия творческого объединения " Волшебный занавес " состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Предполагаемые результаты реализации программы
Учебно-тематический план
2 класс | ||||
№ | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводные занятия | 4 | 2 | 2 |
2. | Театральная игра | 7 | 2 | 5 |
3. | Культура и техника речи | 23 | 10 | 13 |
4. | Ритмопластика | 16 | 5 | 11 |
5. | Основы театральной культуры | 40 | 20 | 20 |
6. | Работа над спектаклем, показ спектакля | 53 | 13 | 40 |
7. | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 144 | 52 | 92 |
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого
роста. Знакомство с планом работы. Инструктаж ТБ.
Практика:
Мини-инсценировки, подвижные
игры на свежем воздухе. Упражнение «Разрешите представиться»
Театральная игра
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как
вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее
представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта,
мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практика: использование художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр видеофрагментов театральных постановок.
Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем
доме. Театр на улице», «Школьный театр. Беседа на тему «Зачем
люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре
(готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре
поведения «Как себя вести в театре».
Ритмопластика
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практика: включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Культура и техника речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и
сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: Артикуляционные упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Основы театральной культуры
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практика: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
Теория: знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Развитие требований к органичности поведения в
условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Особенности композиционного построения спектакля: его экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в спектакле. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практика: Выполнение этюдов, упражнений - тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста, работа над выбранным спектаклем,
осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся
поворотными моментами в развитии действия. Определение главной
темы спектакля и идеи автора, раскрывающиеся через основной
конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные
репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. Показ спектакля.
Заключительное занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практика: Создания коллажа: «Наш театральный мир», просмотр видеофильма «Наши первые шаги в театральное искусство»
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Дата | Тео-рия | Прак-тика | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений | ||
Вводные занятия | ||||||||
1 2 3 4 | 03.09 05.09 05.09 07.09 | 2 | 2 | Вводное занятие. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Попробуем измениться | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр» Познакомить с понятиями «мимика», «жест». | Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | ||
Театральная игра. | ||||||||
5 6 7 8 | 10.09 12.09 12.09-14.09 | 1 | 3 | Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игры «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию | ||
9 10 11 | 17.09 19.09 19.09 | 1 | 2 | Театральный этюд | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. | .Игра-инсценировка | ||
Культура и техника речи | ||||||||
12 13 14 15 | 21.09 24.09 26.09 26.09 | 1 | 3 | Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. | 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка) 3.Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | ||
16 17 18 19 20 | 28.09 01.10 03.10 03.10 08.10 | 2 | 3 | Учимся говорить четко | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | ||
21 22 23 24 25 26 27 | 10.10 10.10 12.10 15.10 17.10 17.10 19.10 | 3 | 4 | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога | ||
28 29 30 31 32 33 34 | 22.10 24.10 24.10 26.10 29.10 31.10 31.10 | 3 | 4 | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах | ||
Ритмопластика | ||||||||
35 36 37 38 39 | 02.11 07.11 07.11 09.11 12.11 | 2 | 3 | Ритмопластика | Развитие пластической выразительности | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие | ||
40 41 42 43 44 45 | 14.11 14.11 16.11 19.11 21.11 21.11 | 2 | 4 | Сценическое движение | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | ||
46 47 48 49 50 | 23.11 26.11 28.11 28.11 30.11 | 1 | 4 | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» | ||
Основы театральной культуры | ||||||||
51 52 53 54 55 56 57 | 03.12 05.12 05.12 07.12 10.12 12.12 12.12 | 3 | 4 | Театральная культура | Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре. | |||
58 59 60 61 62 63 | 14.12 17.12 19.12 19.12 21.12 24.12 | 4 | 1 | Виды театрального искусства. | Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства. | Презентация «Виды театрального искусства» | ||
64 65 66 67 68 69 70 | 26.12 26.12 28.12 31.12 09.01.2019 09.01. 09.01. | 4 | 3 | Кукольный театр. Виды кукол. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Интонационные упражнения | ||
71 72 73 74 75 76 | 11.01 11.01 14.01 16.01 16.01 18.01 | 3 | 3 | Мини-спектакль с куклами. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Драматизация сказки | ||
77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 | 21.01 23.01 23.01 25.01 28.01 30.01 01.02 04.02 06.02 06.02 | 5 | 5 | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | ||
87 88 89 90 | 08.02 11.02 13.02 13.02 | 1 | 3 | Викторина по сказкам | Кругозор обучающихся по сказкам | Обзор книг-сказок | ||
Работа над спектаклем | ||||||||
91 92 93 94 95 96 97 98 | 15.02 18.02 20.02 20.02 22.02 25.02 27.02 27.02 | 3 | 5 | Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев. | Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | |||
99 100 101 102 103 104 105 106 107 | 01.03 04.03 06.03 06.03 11.03 13.03 13.03 15.03 18.03 | 4 | 5 | Настроение героев | Помочь понять и осмыслить настроение героев. | Беседа о настроении героев сказки Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | ||
108 109 110 | 20.03 20.03 22.03 | 2 | 1 | Творческий пересказ сказки | Помочь запомнить содержание сказки-спектакля. | Драматизация сказки | ||
111 112 113 114 115 116 117 | 25.03 27.03 27.03 29.03 01.04 03.04 03.04 | 1 | 6 | Репетиции диалогов | Упражнение в интонировании диалогов | |||
118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 | 05.04 08.04 10.04 10.04 12.04 15.04 17.04 17.04 19.04 22.04 | 3 | 7 | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | |||
128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 | 24.04 24.04 26.04 29.04 03.05 06.05 08.05 08.05 10.05 13.05 15.05 15.05 17.05 | 13 | Репетиция спектакля | |||||
141 | 20.05 | 2 | Показ спектакля | |||||
142 143 | 22.05 22.05 | 2 | Анализ спектакля. Самооценка. | |||||
Подведение итогов обучения | ||||||||
144 | 24.05 | 1 | Праздничный огонек | Награждения |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Наименование научно – методического обеспечения
Интернет-ресурсы http://dramateshka.ru/ драматешка http://teatrbaby.ru/ театр детям http://www.solnet.ee/holidays/s9.html солнышко http://landyshy.ucoz.ru/ театр ЛАНДЫШ http://lib.ru/ Электронная библиотека Мошкова. | Список литературы, рекомендуемой для детей
Наименование материально-технического обеспечения
|