Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности
Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности
Вашему вниманию представляется обобщённый опыт моей педагогической деятельности по теме: «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности».
Как учитель, я столкнулась три года назад с такой проблемой: в классе есть ученики, обладающие высоким уровнем знаний и показывающие стабильные результаты, и есть ученики с ОВЗ, которые теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо. Надо повышать не только активность детей (внешний фактор), но и самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект.
Новизна опыта в том, что для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения используются нетрадиционные формы проведения уроков с привлечением межпредметных связей.
Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, выполненных учащимися. В качестве экспертов помимо учителя выступают одноклассники, и даже сам проектант. Причём коллективные проекты также на защите могут быть оценены индивидуально, так как личная роль каждого в общем проекте в ходе его защиты проявляется весьма значительно.
Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки.
Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.
Проводимая мною диагностика уровня познавательной активности обучающихся в 1 классе (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой) показала, что в классе много детей с нулевым уровнем самостоятельной познавательной активности.
Наше время - это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. И, мы, педагоги должны стремиться, чтобы на выходе из начальных классов, ученики умели пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что смысл и цель современного образования - развитие личности. Ключевыми словами должны быть слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Поэтому важнейшая задача, стоящая перед учителями начальных классов, – это формирование универсальных учебных действий. Минобрнауки планирует ввести новый ФГОС начального общего образования с сентября 2019 года. В новом стандарте УУД разделили на пять пунктов. В трех первых пунктах – собственно УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные. В двух остальных пунктах – умения работать с информацией и участвовать в совместной деятельности. Формирование таких умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в проектную деятельность: решение проектных задач и разработку проектов. Наблюдения за учениками во время такой работы привели к выводу, что дети выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта: внедрение и изучение ФГОС, изучение опыта коллег, курсовая подготовка, семинары, вебинары, круглые столы.
Цель методического семинара - обобщение опыта включения младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач: создание условий для повышения мотивации и качества учебно-воспитательного процесса; формирование компетенций: информационные компетентности, личностные и регулятивные компетентности, коммуникативные компетентности, познавательные компетентности; вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность; адаптировать технологию проектирования и исследования в практической деятельности.
Риски опыта:
- Неготовность детей, родителей к деятельности в условиях проекта;
- Отсутствие мотивации у детей, родителей;
- Низкая просвещенность родителей.
Предполагаемые результаты
1.Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых), родительских собраний, мероприятий с использованием современных образовательных технологий.
2. Повышение мотивации и качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
3. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся – участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
Проект для ученика – это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим обучающимся. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. И я решила проверить, действительно ли включение элементов проектно-исследовательской деятельности повысит мотивацию к предмету, и, как следствие, качества знаний. Для этого провела эксперимент. За определённый период времени в классе были проведены традиционные уроки и уроки с применением проектно–исследовательской деятельности. В результате опроса обучающихся были получены следующие данные. Больше половины из них были мотивированы на уроках с использованием проектно-исследовательской деятельности. Осуществлялась непосредственная деятельность по формированию опыта, апробирование методики работы с учениками.
Работая по курсу внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность», формирую и развиваю у детей умения и навыки исследовательского поиска:
* видеть проблемы;
* задавать вопросы;
* выдвигать гипотезы;
* давать определение понятиям;
* классифицировать;
* умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов;
* делать выводы и умозаключения;
* умения и навыки структурирования материала;
* работы с текстом;
* умение доказывать и защищать свои идеи.
На занятиях обучающиеся подробно изучают основные этапы проектной и исследовательской деятельности.
Вся эта поэтапная работа формирует культуру умственного труда обучающихся, приучая их самостоятельно добывать знания.
При организации проектно-исследовательской деятельности важными для меня являются:
• дифференцированный и личностно-ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Большое внимание на практике уделяю методам исследования.
Существуют различные классификации методов исследования. Каждый этап исследования требует использования своего метода или сочетаний нескольких.
С помощью методов эмпирического уровня изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы. Например, в исследовании «Овощи и фрукты – полезные продукты?» обучающиеся для начала составили вопросы анкеты. После анкетирования были сделаны следующие выводы: обучающиеся не знают, в каком овоще и фрукте находится наибольшее количество витаминов и почему нужно правильно питаться. Была сформулирована гипотеза «чтобы организм был крепким, нужно употреблять здоровую пищу, а именно фрукты и овощи, которые богаты витаминами».
Методы экспериментально-теоретического уровня помогают обучающимся не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. В проектах и исследованиях ребята чаще всего использовали эксперимент и лабораторный опыт. Примером может служить проведённые в исследовании «Растения – это живая или неживая природа?» опыты. Один комнатный цветок поместили в тёмное место, а другой - на подоконник. Через неделю был зафиксирован следующий момент, листья комнатного цветка, помещённого в тёмное место, поменяли цвет (пожелтели). Ребята сделали вывод: растению для жизни необходим источник света. В исследовании «Овощи и фрукты – полезные продукты?» обучающаяся сравнивала вкус апельсинового сока из магазина и сока, выжатого из апельсинов. В итоге эксперимента было установлено, что покупной сок имел специфический привкус, а сок, выжатый из апельсинов, был приятен на вкус и ароматен. К тому же из 1 килограмма апельсинов получилось 400 граммов 100% сока. Методы теоретического уровня позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения. Обучающийся 4 «А» класса в исследовании «Взаимопроникновение культур казаков и адыгов» применила метод изучения и обобщения. Проанализировав изученную литературу по заданной теме, пришла к выводу, что в традициях и обычаях, одежде казаков и адыгов много общего.
В исследовательских проектах обучающиеся учились выдвигать гипотезы и проверять ее с помощью методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента. Например: «Комнатные растения – это польза или вред?», «Растения это живая или неживая природа?», «Овощи и фрукты – полезные продукты?»
Создавая ролево-игровые проекты, школьники были направлены на подготовку и разыгрывание спектакля. Обучающиеся учились принимать на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Героями были литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками. Например: проект «Герои басен И.Крылова: ворона и лисица», проект «Все профессии важны, все профессии нужны».
Особенно нравится моим детям работать над информационно-практико-ориентированным проектом. Потому что сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении представляется в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката. В итоге работы получается продукт, который в дальнейшем можно использовать в жизни класса, школы, семьи. Например: оформление и дизайн сцены к сказке «Колобок».
Итогом творческих проектов были детские праздники, постановки спектаклей, музыкальные номера. Обучающиеся проводили игры, разрабатывали сценарии, создавали коллажи, выставки рисунков. Например: проект-сказка «Случай в царстве дневника», «Веселая азбука», «Числа в пословицах и поговорках.
Основной целью подготовительного этапа работы над проектом стало непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, а также обновление содержания, структуры и технологий обучения, проведение родительских собраний, разработка уроков – тренингов, создание проблемных ситуаций, во внеурочной деятельности – игр-занятий, совместное с ребенком определение его собственных интересов, экскурсии, выставки детских работ .
На основном этапе осуществлялось формирование системы педагогических действий по отбору инновационных форм и методов образовательной деятельности, создание и работа кружка «Я- исследователь»., творческих мастерских, разработка уроков –проектов. Продолжилась работа с родителями и детьми по проведению исследования и написанию проекта, а также в период подготовки к школьным и районным НПК и конкурсу «Первые шаги в науку». Отбор форм и методов образовательной деятельности. Проектные дни. Оформление работ. Выступления перед родителями и на НПК школьников и районном конкурсе
На третьем – аналитическом этапе - была проведена диагностика ученического коллектива, обобщены полученные результаты, подведены итоги, сделаны выводы. Данные вы можете увидеть на данном слайде. На гистограмме видна положительная динамика роста качества знаний обучающихся.
Анализируя проделанную работу, считаю, что проектная и исследовательская деятельность усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность, повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями. Обобщающий этап - это анализ, оформление и описание хода и результатов работы. Предъявление опыта работы коллегам школы, муниципальной общественности в рамках работы районного методического объединения учителей начальных классов, муниципальных научно – практических конференциях и конкурсах, защита проектов школьников, разработка «Дневника юного исследователя».
Результаты-продукты: рабочие программы исследовательского обучения «Я – исследователь», «Я в этом мире» на основе примерной программы и методических рекомендаций Савенкова А. Особенностью данных программ является формирование у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Разработки уроков-проектов, уроков-тренингов. Методические рекомендации для успешного формирования рефлексивных умений и навыков младших школьников на уроке, памятки для родителей. Листы достижений самооценки предметных результатов для обучающихся начальных классов. Мною совместно с методистами районного МЦ в 2014 году было разработано положение районного конкурса проектно - исследовательских работ «Первые шаги в науку» по трем номинациям. Он успешно проходил по 2 номинациям: «Путешествие во времени: исследования в области истории, литературы, культуры», «С чего начинается Родина?» для учащихся начальных классов. А с 2016 года по просьбе преподавателей и родителей в конкурсе стали участвовать ученики 5-7 классов. И в положение добавилась номинация «Мир, в котором мы живем»: здоровьесберегающие технологии и защита окружающей среды».
Результаты-эффекты: уровень познавательной активности на диаграмме показывает - растет кол-во творческих активных детей, и уменьшается показатель пассивных детей. Успеваемость - 100%, - динамика качества предметных результатов от 70% до 85%.
Результаты сформированности УУД. Проведенная диагностика уровня сформированности УУД на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» показала, что целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий стало ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса. Динамику охвата учащихся моего класса и их родителей проектной деятельностью можно проследить на графике. Увеличивается не только количество участников по проектно-исследовательской деятельности, но и растет количество призовых мест. Ребята представляют работы от рисунков, сообщений, презентаций в Power Point до лепбуков, видеороликов. Мои ученики принимают участие и добиваются успехов в олимпиадах, конференциях, конкурсах различных уровней, как в очных, так и в дистанционных. Некоторые ученические проекты опубликованы на сайтах в интернете
Мой проект представлен коллегам школы, общественности в рамках работы муниципального методического объединения учителей начальных классов, региональных научно – практических конференциий, где моя работа по созданию условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта была положительно одобрена.
Перспективы дальнейшего развития опыта
Инновационный педагогический опыт дает мне возможность профессиональной самореализации. Педагогический опыт легко воспроизводим на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Особое внимание здесь уделяется проблеме проектной работы с детьми с ОВЗ. Новизна в том, чтобы комплексно внедрять в образовательную деятельность информационно-коммуникационные технологии. Практика показала, что проведение проектной деятельности требует много времени для изучения материалов, освоения информационных ресурсов, поэтому ее использование в послеурочной деятельности не позволяет в полном объеме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решиться через организацию дистанционного обучения. Создается программа дистанционного обучения «Искусство создания проекта».
Задачи:
1.Разрабатывается система занятий, направленных на развитие интеллектуальных и исследовательских способностей учеников, находящихся на домашнем и семейном обучении через реализацию индивидуальных творческих планов.
2. Организовать дистанционное обучение « Искусство создания проекта».
3. Создать банк диагностик по отслеживанию развития проектных умений школьников.
Я продолжаю работу по созданию предпосылок активного включения учащихся в разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (особенно включая высоко мотивированных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором, каждый заинтересованный ученик сможет самоопределиться, найти себя в творческом деле. Хочу закончить словами французского физика Паскаля: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Одним из методов, позволяющих это сделать, является проектно-исследовательская деятельность.