Работы обучающихся
Творческие, проектные, исследовательские работы обучающихся
Народность стиля русского языка в неизвестных сказках А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к исследовательской работе "Роль пейзажа в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" | 1.09 МБ |
Выступление | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ РАСКРЫВАЕТ ОТНОШЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ К НАЦИИ ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕГО ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО» Г. Чернышевский
. Цель : выявит ь роль пейзажа в повести В. Короленко «Дети подземелья».
Задачи: 1 . проанализировать картины природы в произведении В.Короленко «Дети подземелья»; 2 . провести сравнительно- сопоставительный анализ пейзажа в повести ; 3 . определить роль картины природы в повести В.Короленко «Дети подземелья» . Добавьте графический объект двойным щелчком мыши .
Объект исследования: пейзаж в литературном произведении. Предмет исследования: пейзаж в повести В.Короленко «Дети подземелья».
Гипотеза: если выявить роль пейзажа в произведении, то можно выявить авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Понятие пейзажа. Пейзаж (фр.) paysage – букв. « сельская картина» (Школьный этимологический словарь . Н.М. Шанский, Т. А. Боброва) 2. Пейзаж – в живописи и графике жанр, в котором основной предмет изображения - природа . Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов, морские виды. ( Живопись . Краткий словарь терминов.) 3. Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении. ( С. И. Ожегов. Словарь русского языка )
«…Вдруг на реке воды взволновались , на дубах орлы закричали – выезжает чудо-юдо о шести головах… » (русская народная сказка « Иван – крестьянский сын и чудо-юдо ») Сравните: «… Сыра земля закачалась , воды в реке взволновались , буйны ветры завыли , на дубах орлы закричали – выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое …» (там же)
.
Имя Валек Вася Соня Маруся Отец Пан Тыбурций. На природе 4 8 2 4 3 1 В помещении 2 5 1 4 2 3 Изображение героев Время года Зима (наступление) Весна Лето Осень Количество 1 1 1 2 Время суток Утро День Вечер Ночь Количество 2 3 3 2 Преобладающее время года Преобладающее время суток
Глава Плохая погода первая Дождь, духота (знакомство с главным героем) шестая Тучи ,гром, ливень, гроза (знакомство с паном Тыбурцием) седьмая Наступила осень, пожелтели листья (болезнь Маруси) седьмая Кончились ясные дни (болезнь Маруси) Глава Хорошая погода третья Закат солнца, лёгкий ветерок седьмая Небо прояснилось, с него сбежали тучи, просохла земля, засветило солнце (Марусе полегчало) «Прогноз погоды»
Портреты героев (детей) «Я рос, как дикое деревце в поле,- никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы…В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом…» (главный герой) Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка…» ( Валек)
Портрет Маруси «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика …»
Портреты отцов Так портрет отца главного героя дан только с помощью 1-2 эпитетов: « суровое лицо отца… строгое и угрюмое лицо… суровый мужчина… сурово взглянул, …» « … Наружность пана Тыбурция не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо – выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье ; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно …»
Портрет Маруси с использованием пейзажа : «…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца . Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка ; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика ; глаза смотрели порой не по-детски грустно…» И портрет этой же героини без пейзажа: «…Это было бледное, крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна, что мне становилось самому грустной, слёзы подступали к глазам..»
Предварительный просмотр:
Вступление
Природа не оставляет равнодушным никого. Картины природы сопровождают нас всю жизнь. Ещё неуверенная ручка малыша выводит цветочки, солнышко. Даже первые игры тоже связаны с миром природы (сорока – ворона), не говоря уже о сказках, загадках, песенках…
В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения. Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает особое место в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.
Н. Г. Чернышевский писал: «Изображение природы раскрывает отношение писателя к нации, его философские воззрения, его чувство прекрасного». Хочется добавить: а умение раскрывать это отношение, чувство писателя, определяет степень читательского таланта.
Цель работы: выявить роль пейзажа в повести В.Короленко «Дети подземелья».
Для её достижения были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать картины природы в произведении В. Короленко « Дети подземелья»;
3. провести сравнительно-сопоставительный анализ использования пейзажа в повести;
4. определить роль картины природы в повести В. Короленко «Дети подземелья».
Объект исследования: пейзаж в литературном произведении.
Предмет исследования: пейзаж в повести В. Короленко «Дети подземелья».
Гипотеза: если выявить роль пейзажа в произведении, то можно выявить авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Исследование включило следующие методы работы: метод продуктивного чтения литературного произведения, повести В. Короленко «Дети подземелья»; сравнительно – сопоставительный анализ изображения пейзажа; анкетирование учащихся.
- Пейзаж - одно из главных средств характеристики героев в русской литературе.
Понятие пейзажа с точки зрения литературы и искусства.
1. Пейзаж (фр.) paysage – букв. «сельская картина».
2. Пейзаж -1. Вид какой – нибудь местности 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
3. Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины.
4. Пейзаж – часть предметного мира, описание природы в литературном произведении; может использоваться для мотивировки действия персонажей, передавать их душевное состояние, создавать общий эмоциональный настрой произведения или отдельного
эпизода; существует также « городской пейзаж» - описание улиц, домов и т.п.
2. Взаимосвязь состояния природы и человека в русской литературе.
Знакомство с миром природы на страницах художественных произведений начинается тогда, когда нам читают первую сказку, загадку, а затем, позже,- поговорки, пословицы, песни, былины. Коротки, выразительны, а потому памятны с детства загадки, среди которых многие – о явлениях природы; земля и небо, дождь, снег и ветер, радуга и роса – решительно всё в окружающей человека природе преображалось в своеобразную зашифрованную метафору и жило в народной речи с незапамятных времён: « на опушке из- под снега расцвело второе небо» (подснежник).
Загадочный мир раскрывается на страницах сказок.
Так, в сказке « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» появление очередного Змея сопровождалось следующими явлениями природы: «Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо - юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился…». Перед появлением самого страшного Чудища, это состояние природы усугубляется: «Только пришло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйны ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое».
Таким образом, уже в фольклоре изображение картин природы мотивировано: она призвана или предупреждать героя об опасности, или препятствовать ему в достижении его цели по каким – либо причинам.
Образ природы в литературном произведении определяется не только принципами творческого метода писателя (классицизм, романтизм, символизм и т.д.) и не только приемами живописи. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения. Основные функции: характеристика места и времени сюжетного действия, психологическая функция; компонент в раскрытии “диалектики души” героев и.т.др.
2. Роль пейзажа в повести В. Короленко «Дети подземелья» (« В дурном обществе»)
«Человек есть частичка
бесконечной природы»
В. Короленко.
Нельзя понять Короленко – писателя, не зная хотя бы в общих чертах личность этого человека.
Владимир Галактионович Короленко родился в Житомире в 1853г. в семье уездного судьи. Матери своей будущий писатель обязан впечатлительностью и религиозными чувствами. Детство прошло в Житомире и Ровно. В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Окончив гимназию с серебряной медалью в 1871 году, Короленко приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Материальные трудности вынудили его перебраться в Москву в 1874 году, где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии.
Славу Короленко составляют десятка полтора прекрасных рассказов, повестей, несколько публицистических книг; им написана газетных и журнальных статей. Наиболее известными являются рассказы и повести: «Лес шумит» (1885г.); «Слепой музыкант» (1886г.); «В дурном обществе» (1885г.); «Судный день»; «Без языка» (1895); «Чудная» (1901г); «История моего современника» (1905 – 1921гг).
Повесть В. Г. Короленко «Дети подземелья» была написана в 1885 году и сразу критика откликнулась восторженными отзывами в адрес автора. Эта повесть автобиографичная. В ней он вывел образ своего отца – кристально честного судьи, очень строгого в деле воспитания своих детей. Закон был для него превыше всего. Об этом в повести Короленко говорит пан Тыбурций Драб: «…Твой отец служит господину, которому имя – закон. У него есть глаза сердце только до тех пор, пока он спит на полках; когда же этот господин сойдёт оттуда и скажет твоему отцу: « А ну – ка, судья, не взяться ли нам за Тыбурция Драба?» С этого момента судья тотчас запирает своё сердце на ключ, и тогда у судьи такие твёрдые лапы, что скорее мир повернётся в другую сторону, чем пан Тыбурций вывернется из его рук…» И если в повести сострадание побеждает профессиональные принципы пана судьи, то в действительности этого так и не произошло. Действие происходит в обществе воров и нищих, приютившихся в развалинах старого замка одного из польских городков (Княжье – Вено, он же Ровно, где учился писатель).
Общество действительно дурное. В него попадает сын местного судьи, но всё « дурное» в этом обществе «отскакивает» от Васи, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. После знакомства с «детьми подземелья» сам Вася из «негодного» мальчишки превращается в преданного друга, и обретает, наконец, взаимопонимание со своим отцом.
Таким образом, в повести подняты такие темы как:
- взаимоотношение родителей и детей
- и отношение общества к обездоленным людям, беспризорникам. Эти темы актуальны и по сей день, этим и объясняется популярность этой повести и сегодня. Пейзаж занимает в повести центральное место, служит ключом к пониманию образов героев, их поступков, раскрывает отношения автора к своим персонажам. Описание природы встречается в произведении около 24 раз! (а в повести всего 8 небольших глав) и каждый раз эти картины не случайны. Приложение. Таблица №1.
Вывод: дети большей частью изображены на фоне природы, что создаёт ощущение их внутренней свободы, гармоничности натуры. Исключение составляют Маруся и пан Тыбурций. И это закономерно, т.к. образ Маруси – это постоянная борьба жизни и смерти, в которой побеждает смерть (замкнутое пространство; в конце произведения описывается её цветущая могилка). А судьба предводителя воров Тыбурция тоже явно предрешена. О чём он сам несколько раз говорит в повести.
Интересен образ отца, который если и изображался на фоне природы, то это была аллея его дома, по которой он или ходил взад-вперед, или сидел на скамейке, т.е. природа как образ всё же замкнутого пространства! И только в заключении повести Вася сообщит, что отец ИНОГДА приходит навещать могилку Маруси, т.е. отец всё же не вырвался до конца из того ограниченного пространства, что доказывает автобиографичность этого персонажа.
По сравнительным таблицам хорошо просматривается общий пейзаж произведения: основные события происходят за период конец лета – осень, но в воспоминаниях главного героя проходит весь годовой цикл времён года, что создаёт ощущение насыщенности повести событиями. И, как мне кажется, с целью немного перехитрить читателя. Ведь после прочтения произведения, складывается представление о Васе как об очень духовно повзрослевшем человеке. (Для того, чтобы так измениться нужно немало времени, а не те 2-3 месяца, которые получаются по хронологии событий).
Характер погоды тоже говорит нам о том, что полного безоблачного счастья не наступает, а может и не наступит, в жизни наших героев, т.к. тот «серый камень», который и забрал жизнь у Маруси, по словам Тыбурция, до конца не уничтожен (часовня, нищета, обездоленные дети). И чтобы, наконец, навсегда установилась «хорошая погода», должны не только Вася и Соня постараться (а они поклялись на могиле Маруси), но и каждый из нас. Также портрет каждого героя связан с миром природы.
Сравните: «Я рос, как дикое деревце в поле,- никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы…В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом…» (главный герой). Вот как Вася говорит о своей сестре: «Соню я сравнивал с маленьким цыплёнком». А вот портрет Маруси:
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил её белокурые волосы, что мне становилось самому грустной, слёзы подступали к глазам.
А это описание ещё одного героя: «Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка…». Если мы просмотрим словесные портреты остальных героев, мы выявим следующую закономерность: элементы пейзажа вкрапляются только в портреты детей, а вот при описании взрослых героев они отсутствуют.
Так портрет отца главного героя дан только с помощью 1-2 эпитетов: «суровое лицо отца…строгое и угрюмое лицо…суровый мужчина…сурово взглянул …»
При описании пана Тыбурция автор более красноречив, но живописнее от этого портрет не становится: «…Наружность пана Тыбурция не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо – выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум…»
По словам самого В. Короленко, только детскому сознанию особенно близко ощущение таинственности мира, природы и жизни, и потому дети уже по самой своей природе и сути поэты и художники. Думаю, этим и объясняется, что портреты детей даются в тесной связи с природой, этим объясняется и изображение их на фоне природы. А т.к. повествование ведётся от имени ребёнка, то и пейзаж, окружающий мир мы воспринимаем глазами этого героя. От того картины природы рисуются в нашем сознании такими живыми, одухотворёнными, таинственными. Если взять и отдельно более подробно рассмотреть образы каждого героя повести, то материала наберётся не на одну исследовательскую работу. Возьму смелость и предложу при изучении в классе произведения дать задание: отдельно рассмотреть каждый образ, как картины природы дополняют словесную характеристику, раскрывают их душевное состояние, даже «подсказывают» какой герой на самом деле, что с ним произойдёт.
Так, во 2 главе «Я и мой отец» пейзаж, вернее, отношение Васи, главного героя, к природе и подсказывает, что Вася – хороший мальчик, любящий природу, олицетворяющий её. «Мне нравилось встречать пробуждение природы; я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка или выгнать из борозды трусливого зайца. Капли росы падали с верхушек трясунки, с головок луговых цветов, когда я пробирался полями к загородной роще. Деревья встречали меня шёпотом ленивой дремоты…»
Природа для мальчика – ласковая мама, надёжный товарищ, которому Вася может поведать всё. Если бы не было этих нескольких предложений, раскрывающих душевный мир героя, то мы, читатели, только бы и узнали о нём слов всех окружающих и даже самого героя, что: « все меня называли бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я наконец и сам проникся этим убеждением. Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки всегда кончались неудачей… Я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжничать». А сколько таких «пейзажных подсказок» при раскрытии образа Маруси! Всё говорит о том, что эта девочка – былинка не выживет.
- Сравнительно – сопоставительный анализ использования пейзажа в раскрытии образов, характеров героев.
Следует отметить, что повесть начинается с картин пейзажа и заканчивается описанием красоты и гармонии окружающей природы.
Такая композиция произведения выбрана автором для противопоставления событий, о которых идёт речь в произведении. Сравним описание города (каким его видит главный герой в начале и в конце повести):
Начало повести | Конец повести |
Местечко, где мы жили, называлось Княжье - Вено. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город – в низу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы… пустыри... кучи хлама… подслеповатые хатки… деревянный мост через узкую речушку… вонь, грязь, кучи ребят в уличной пыли. ...городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от года мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. | Тихий родной город… Здесь мы, полные жизни и надежды… |
Причины - изменение отношения героя к окружающей действительности:
- В начале произведения, Вася, по мнению этого города, вернее, его жителей, «негодный мальчишка», отец не замечает его. В городе Васю ничего не держит, город становится ему ненавистен: «я начал бродяжничать».
- А в конце повести, происходит примирение с отцом, герой обретает смысл жизни, он благодарен городу за «подаренное знакомство» с Валеком и Марусей. Центральное место занимает символический образ часовни, того самого «серого камня», который отнял жизнь у Маруси. С ним тоже происходят изменения. Сравните:
Начало повести | Конец повести |
…стояла давно заброшенная часовня. У неё кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. На старом кладбище возле часовни в сырые осенние ночи загорались синие огни, а в часовне сычи кричали так пронзительно и звонко, что сжималось сердце… | Старая часовня сильно пострадала от времени. Сначала у неё провалилась крыша, продавив потолок подземелья. Потом вокруг часовни стали образовываться обвалы, и она стала ещё мрачнее; ещё громче завывают в ней филины, а огни на могилах тёмными ночами вспыхивают синим зловещим светом… |
Противопоставляется картине разрушения весенний живописный пейзаж- «…только могила (Маруси) каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами…»
Таким образом, то зло, которое погубило девочку, не восторжествовало, а наоборот практически разрушилось. Но оно ещё не исчезло полностью, т.е. опять мы пришли к тому же выводу, что и при сопоставлении погоды: зло не уничтожено, пока…
Сопоставим изображение героев. Портрет Маруси с использованием пейзажа: «…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил её белокурые волосы, что мне становилось самому грустной, слёзы подступали к глаза
И портрет этой же героини без пейзажа: «…Это было бледное, крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна, что мне становилось самому грустной, слёзы подступали к глазам..» Элементы пейзажа, используемые в портрете героини ( лучик солнца, колокольчик, ветер, былинка), подчёркивают преобладание в её облике лёгкости, воздушности, что позволяет сравнить Марусю с ангелочком... А отсутствие пейзажа сделало портрет девочки похожим на какой – то акт медицинского обследования, причём, смертельно больного ребёнка…
Заключение
Проанализировав ряд пейзажных зарисовок В.Г. Короленко в повести «Дети подземелья» пришли к выводу:
- Пейзаж действительно является одним из главных средств характеристики героев в русской литературе, а по отношению к повести В. Короленко небезосновательно можно предположить, что основной текст является дополнением к пейзажной характеристике героев, их поступков.
- Мы выявили на примерах отрывков из текста, что существует неразрывная связь
состояния природы и человека.
- Призываю сверстников быть неравнодушными читателями, внимательно относиться к поэтическим картинам природы в прозаическом произведении, что поможет им в раскрытии замысла писателя, поможет понять поступки героев и т.п.
Думаю, что наш материал будет полезен как для детей и для преподавателей.
- Использованная литература
1. Есин А. Б. и др. Школьный словарь лит. Терминов и понятий. 5 – 9 кл./ Под ред. М. Б. Ладыгина. – М.; Дрофа, 1995.
2. Литература . 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях, авторы – составители: В. Коровина, В. Журавлёв, В. Коровин.
3. Ожегов. С. И. Словарь русского языка.- М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012 год
4. Словарь терминов изобразительного искусства ru.wikipedia.org/wiki/Изобразительные_искусства.
5. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва – 5е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002г.)
6. http://librebook.ru/deti_podzemelia Короленко В.Г. Электронная книга «Дети подземелья».
Приложение. Таблица №1.
Изображение героев
Имя | Валек | Вася | Соня | Маруся | Отец | Пан Тыбурций. |
На природе | 4 | 8 | 2 | 4 | 3 | 1 |
В помещении | 2 | 5 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Таблица №2.
Преобладающее время года
Время года | Зима (наступление) | Весна | Лето | Осень |
Количество | 1 | 1 | 1 | 2 |
Преобладающее время суток
Время суток | Утро | День | Вечер | Ночь |
Количество | 2 | 3 | 3 | 2 |
Таблица №3
«Прогноз погоды»
Глава | Плохая погода | ||
первая | дождь | ||
шестая | Тучи ,гром, ливень, гроза (знакомство с паном Тыбурцием) | ||
седьмая | Наступила осень, пожелтели листья (болезнь Маруси) | ||
седьмая | Кончились ясные дни (болезнь Маруси) | ||
Глава | Хорошая погода | ||
третья | Закат солнца, лёгкий ветерок | ||
седьмая | Небо прояснилось, с него сбежали тучи, просохла земля, засветило солнце (Марусе полегчало) |