Программы внеурочной деятельности
Программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" | 33.2 КБ |
Программа внеурочной деятельности " Мир книг" | 75.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для учащихся 6 класса
Составила Вологдина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
1. познакомить с основными этапами в развитии языка;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов. Всего 35ч., по одному часу в неделю внеаудиторного времени.
Планируемые результаты
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание курса
Из истории русского языка (5часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.
«Вначале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошей речи (6часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.
Тематическое планирование
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2016
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2016
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2015
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2017, 2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2020г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2021
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 2019.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2014. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2018. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2021.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2012.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |
Предварительный просмотр:
«В мире книг»
6 класс
Составила Вологдина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание курса «В мире книг» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2019;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2020;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2021;
- Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2021. – 176 с.;
Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы по литературе в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. «Просвещение» 2019 года и учебниками под редакцией В.Я. Коровиной, вышедших в издательстве «Просвещение» в 2014г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 часов). Она решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения, что позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается не только на уроке, но и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.
С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению программа способствует формированию ключевых и предметных компетенций. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Предусмотрены межпредметные связи: литература – история – музыка – ИЗО – МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются за счёт информативной стороны произведений и воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы. Отсюда использование различных видов внеурочной деятельности (деятельный, личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению).
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения;
- воспитание гражданственности, патриотизма, интереса к слову.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-выделение характерных причинно-следственных связей
- сравнение и сопоставление;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
- владение диалогической и монологической речью;
- умение перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства;
- составление плана художественного произведения;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи результатов своей деятельности;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
Наличие в программе для 6 класса произведений «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения» позволяет избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.), произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельного чтения учащихся, главная особенность которого заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: различные виды пересказа, выступления, творческие работы.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
В результате изучения курса ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, предназначенных для самостоятельного прочтения;
- стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения курса ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Планируемые результаты обучения в 6 классе
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
1. Устное народное творчество | |
Обращаться к традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин; пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии. | Рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера. |
2. Из древнерусской литературы | |
Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст. | Сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления. |
3. Из русской литературы 18 века | |
Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному. | Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность. |
4. Из русской литературы XIX века | |
Пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов; выделять нравственную проблематику прочитанных произведений; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации | Рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект); сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно. |
5. Из русской литературы XX века | |
Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение. | Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию |
6. Зарубежная литература | |
Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов. | Создавать собственную интерпретацию изученного текста; сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа. |
СТРУКТУРА КУРСА
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Устное народное творчество
Малые жанры фольклора.
Из древнерусской литературы
Афанасий Никитин. «Хожение за три моря» Теория литературы. Хожение.
Из литературы XVIII века
В. Тредиаковский, А. Сумароков, И. И. Дмитриев. Русские басни.
Г. Р. Державин. «Лебедь»
Из литературы XIX века
И. А. Крылов. Рассказ и мораль в баснях. Теория литературы. Аллегория. Развитие понятия об эзоповом языке.
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка Швеции». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
Д. В. Давыдов. «Партизан». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
Ф. Н. Глинка. «Луна», «Утро вечера мудренее». «Москва». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений)
А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Выстрел»). Композиционные и нравственные аспекты. Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
К. Ф. Рылеев. «Державин». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
Е. А. Баратынский. «Родина». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
Н. М. Языков. «Родина». «Две картины». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
А. М. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, звукопись, аллитерация, (развитие представлений).
А. Н. Майков. «Сенокос». Теория литературы. Сравнение, эпитет, метафора (развитие представлений).
И. С. Тургенев. "Хорь и Калиныч". Теория литературы. Рассказ. Литературный герой.
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. "Влас". Теория литературы. Эпитет (развитие представлений), метафора. Литературная сказка.
Ф. М. Достоевский. "Мальчик у Христа на елке".
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. "Человек на часах".
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. "Хаджи-Мурат". Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет.
А. П. Чехов. Рассказы "Беззащитное существо", "Жалобная книга". Средства юмористической и сатирической характеристики героев рассказов Чехова. Теория литературы. Юмор. Сатира.
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Облаком волнистым...». Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». Теория литературы. Рассказ.
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». "Путешественник с багажом". Теория литературы. Рассказ. Литературный герой.
А. А. Лиханов. «Последние холода». Теория литературы. Рассказ.
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». Теория литературы. Рассказ.
М. М. Пришвин. «Синий лапоть». Теория литературы. Рассказ.
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем». Теория литературы. Рассказ.
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет». Теория литературы. Рассказ.
М. Твен. «История с привидением». Теория литературы. Рассказ.
О. Генри. «Вождь краснокожих». Теория литературы. Новелла (первоначальное понятие).
А. Конан. Дойл. «Горбун». Теория литературы. Рассказ.
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна». Теория литературы. Рассказ.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение (особенно «медленное чтение») с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - викторины, работа в группах, использование ресурсов Интернета).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
1 | Введение | 1
|
2 | Устное народное творчество | 1 |
3 | Из древнерусской литературы | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века | 20 |
6 | Из русской литературы XX века | 6 |
7 | Из зарубежной литературы | 4 |
Итого: | 35 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«В МИРЕ КНИГ» В 6 КЛАССЕ
№№ | Тема | Кол. час. | Планируемые результаты освоения материала | Оборудование | Формы и виды контроля | Дата проведения | |
по плану | фактич. | ||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||
1 | Роль книги в жизни человека | 1 | Знать: особенности художественной и учебной книги. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: разбираться в структуре книги | Учебник, тетрадь | Викторина «По страницам любимых произведений» | 1 неделя | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч.) | |||||||
2 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | 1 | Знать: виды малых жанров фольклора. Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора. Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи | Учебник, справочник | Викторина | 2 неделя | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.) | |||||||
3 | Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря». | 1 | Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание. Понимать: основную мысль источника для современного человека. Уметь: аргументировать свое отношение к героям; оценивать выразительность чтения; | Иллюстрации к книге Никитина | Вопросы и задания | 3 неделя | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.) | |||||||
4 | Басни Тредиаковско го, Сумарокова, Дмитриева. | 1 | Знать; истоки жанра басни; теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимать: аллегорический смысл басен; Уметь: видеть связь басен с фольклором | Тексты басен Тредиаковского, СумароковаДмитриева | Выразит. чтение, вопросы и задания | 4 неделя | |
5 | Г. Р. Державин «Лебедь» | 1 | Знать: сведения о детстве Державина; понятия эпитет, метафора. Понимать: нравственную проблематику произв. Уметь: находить выразительные средства | Портрет Державинаи сборник произв. | Выразит. чтение. | 5 неделя | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (20 ч. ) | |||||||
6 | Басни И.А. Крылова. Своеобразие жанра. | 1 | Знать: истоки жанра басни; сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни. | Портрет и сборник басен Крылова | Выразит. чтение, вопросы и задания | 6 неделя | |
7 | К. Батюшков "На развалинах замка Швеции". | Знать: сведения о детстве поэта ; понятия сравнение, эпитет, метафора. Понимать: нравственную проблематику произв. Уметь: находить изобразительно-выразительные средства | Портрет поэта, текст произв. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 7неделя | ||
8 | Д. В. Давыдов. "Партизан". | 1 | Знать: сведения о семье Давыдова; понятия сравнение, эпитет, метафора. Понимать: нравственную проблематику произв. Уметь: находить изобразительно-выразительные средства | Учебник, портрет Давыдова, сборник произв. | Вопросы и задания | 8 неделя | |
9 | Ф. Н. Глинка. "Луна", "Утро вечера мудренее". "Москва". | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Глинки; содержание стихотворений. Понимать: отношение автора к лирическим героям. Уметь: выразительно читать стихотворения. | Учебник, портрет Глинки, сборник произв. | Вопросы и задания, выразит. чтение | 9 неделя | |
10 | А. С. Пушкин. "Повести Белкина" ("Выстрел"). | 1 | Знать: сведения о Пушкине; историю создания повестей. Понимать: нравственную проблематику. Уметь: прослеживать авторское отношение к героям. | Портрет Пушкина, сборник повестей. | Выразит. чтение эпизодов, элементы анализа текста. | 10 неделя | |
11 | К. Ф. Рылеев. "Державин" | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве Рылеева (кратко). Понимать: содержание произведения. Уметь: находить выразительные средства. | Портрет Рылеева, Державина текст произведения. | Выборочнпересказ, характеристика лирического героя. | 11 неделя | |
12 | Баратынский. "Родина". | 1 | Знать: сведения о жини и творчестве Баратынского (кратко); сюжет и содержание произведения Понимать: содержание произведения. Уметь: выразительно читать. | Портрет поэта. «Родина» | Вопросы и задания, анализ произв. | 12 неделя | |
13 | Н.М.Языков "Родина". "Две картины". | 1 | Знать: сведения о Языкове; сюжет произведений. Понимать: проблематику и направленность произведений Уметь: делать анализ стихотв. | Портрет Языкова, сборник стиховт. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 13 неделя | |
14 | Ф. И. Тютчев. "Сон на море. "Весна". | 1 | Знать: сведения о Тютчеве, содержание стихотв Понимать: проблематику и направленность произведений. Уметь: находить выразительные средства. | Портрет Тютчева. Сборник стихотв. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 14 неделя | |
15 | А. М. Кольцов. "Не шуми ты, рожь...". "Лес". | 2 | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта, содержание произведений, понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств. Уметь: выразительно читать. | Портрет поэта, сборник стихотв. | Выразит. чтение, анализ произв. | 15 неделя | |
16 | М. Ю. Лермонтов. "Воздушный корабль". "Русалка". "Морская царевна". | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта, содержание произведений, понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств. Уметь: выразительно читать. | Портрет поэта, стихотворения поэта. | Выразит. чтение, анализ текстов, вопросы и задания | 16 неделя | |
17 | А. Н. Майков. "Сенокос". | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта, содержание произведения, понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств. Уметь: выразительно читать. | Портрет Майкова. Текст стихотв. | Выразит. чтение, вопросы и задания. | 17 неделя | ||
18 | И. С. Тургенев. "Хорь и Калиныч". | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; сюжет рассказа. Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет писателя. Текст рассказа. | Выразит. чтение, вопросы и задания, словесное рисование. | 18 неделя | ||
19 | Н. А. Некрасов. "Влас". | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта, содержание произведения, понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств. Уметь: выразительно читать. | Портрет Некрасова. Текст произв. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 19 неделя | ||
20 | Ф.М .Достоевский. "Мальчик у Христа на елке". | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; сюжет рассказа. Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет Достоевского. Текст произв. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 20 неделя | ||
21 | Н.С.Лесков. "Человек на часах". | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; сюжет рассказа. Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет писателя. Текст рассказа | Выразит. чтение, вопросы и задания | 21 неделя | ||
22 | Л.Н.Толстой "Хаджи-Мурат". | 2 | Знать: сведения о жизни и творчестве Толстого; сюжет произв. Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет писателя. Текст произведе ния | Выразит. чтение, вопросы и задания | 22 неделя | |
23 | А. П. Чехов. Рассказы "Беззащитное существо", "Жалобная книга". | Знать: сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов. Уметь: выразительно читать. | Портрет писателя. Тексты рассказов. | Выразит. чтение, пересказ, инсценирование, вопросы и задания | 23 неделя | ||
24 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. А. А.Фет. Стихотворение ««Облаком волнистым...». | Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах. Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах выразительные средства. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 24 неделя | |||
25 | Ф. И. Тютчев. "Сон на море". | Знать: сведения о жизни и творчестве поэта, содержание стихотв., понятия эпитет, сравнение, метафора. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств. Уметь: выразительно читать. | Выразит. чтение, вопросы и задания | 25 неделя | |||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 6 ч. ) | |||||||
26 | К.Паустовский. "Бакенщик". "Растрепанный воробей". | 1 | Знать: сведения о детстве Горького (кратко); содержание произведения. Понимать: необходимость изучения жизни. Уметь: определять роль природы в произведении, способы ее изображения. | Портрет Горького, сборник рассказов. | Вопросы и задания | 26 неделя | |
27 | В. Железников. "Чудак из шестого "Б". "Путешественник с багажом". | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве писателя; содержание произведений. Понимать: значение слова «человечность». Уметь: анализировать поступки героя. | Портрет Куприна, сборник рассказов. | Вопросы и задания | 27 неделя | |
28 | А. А. Лиханов. "Последние холода". | 1 | Знать: сведения о Лиханове; содержание произв. Понимать: проблематику текста. Уметь: находить в поэтических тексте выразительные средства и характеризовать героя. | Портрет писателя. Текст рассказа. | Вопросы и задания, выразит. чтение | 28 неделя | |
29 | В. П. Астафьев. "Деревья растут для всех". | 1 | Знать: содержание произведений. Понимать: необходимость изучения жизни природы. Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации | Портрет писателя. Текст рассказа. | Вопросы и задания , словесное рисование | 29 неделя | |
30 | М.Пришвин. "Синий лапоть". | 1 | Знать: содержание произведений. Понимать: необходимость изучения жизни природы. Уметь: определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации. | Портрет писателя. Текст рассказа. | Выразительное чтение, вопросы и задания | 30 неделя | |
31 | В. П. Крапивин. "Брат, которому семь". "Звезды под дождем". | Знать: сведения о жизни и творчестве Крапивина; сюжет произв. Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет писателя. Тексты рассказов. | Выразит. чтение, анализ текстов, вопросы и задания | |||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.) | |||||||
32 | Э. По. "Овальный портрет". | 1 | Знать; содержание рассказа. Понимать: композицию рассказа. Уметь: характеризовать героев. | Текст рассказа Э. По. Портрет писателя. | Вопросы и задания | 32 неделя | |
33 | М. Твен. "История с привидением". | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); содержание рассказа. Понимать: нравственную проблематику; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризо вать героя и его поступки. | Портрет писателя, иллюстрации к рассказу и рисунки учащихся. | Выборочн чтение, анализ эпизодов, вопросы | 33 неделя | |
34 | О. Генри. "Вождь краснокожих". | 1 | Знать: сведения о жизни и творчестве О. Генри; сюжет рассказа.. Понимать: позицию автора и его отношение к герою. Уметь: выразительно пересказывать фрагменты; характеризовать героя и его поступки. | Портрет писателя, текст рассказа. | Вопросы и задания, выразит. чтение, характеристика героя | 34 неделя | |
Итого: 34 час. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. М.: Просвещение, 2019.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе, 5-9 классы. М.: «Вако», 2018
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2021 г.
Директор | ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [04AC9A752B2CB8ACC57DD9D7F29BB302E1011800] Владелец [Смолин Андрей Александрович] Действителен с [13.12.2019] по [13.03.2021] | А.А. Смолин |