Материалы к урокам

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ключевые термины» Задание: опираясь на термины, составьте правила о предложении: простом ССП, СПП. Простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, главное предложение, придаточное предложение.

Слайд 2

" Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Слайд 3

Работа по теме.

Слайд 4

Мересьев увидел, как вздрогнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов глаза.

Слайд 5

СПП с несколькими придаточными - …

Слайд 6

1. Однородное подчинение [ ] , ( что ) , ( что ) [ ] , ( что ) и ( что ) [ ] и ( что ) ,и ( что ) 2. Последовательное подчинение [ ] , ( чтобы ) , ( что ) 3. Параллельное подчинение ( Что ) , [ ] , ( потому что )

Слайд 7

Алгоритм для работы над темой 1.Найдите грамматические основы. 2.Найдите главную часть, придаточные и союзы. 3.Задайте вопросы от главной к придаточным. 4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной. 5. Начертите схему. 6.Сделайте вывод.

Слайд 8

1 группа: В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки молнии и громовые раскаты .

Слайд 9

2 группа: Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Слайд 10

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

Слайд 11

Тренировочные упражнения

Слайд 12

«Дети, бегущие от грозы»

Слайд 13

Константин Егорович Маковский русский художник, член Товарищества передвижников. Автор жанровых произведений (“Дети, бегущие от грозы”, 1872), масштабных историко-жанровых сцен (“Балаганы на Адмиралтейской площади”, 1869). Участвовал в оформлении храма Христа Спасителя. (20.06.1839-17.09.1915)

Слайд 15

«Дети, бегущие от грозы»

Слайд 16

Сочинение по заданному началу предложений

Слайд 17

Чтобы…, дети отравились в лес, который… Когда …, внезапно небо затянулось серыми тучами, которые… . Девочка с опаской глядит на небо, где…, которые…. Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что … и чем… .

Слайд 18

Чтобы набрать грибов, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни. Когда они уже возвращались домой, внезапно небо затянулось серыми тучами, которые вот-вот обещали пролиться сильным дождем. Девочка с опаской глядит на небо, где она видит сверкающие молнии, которые пугают ее младшего брата. Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу…

Слайд 20

Домашнее задание Найти и выписать из произведений художественной литературы 8 сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.



Предварительный просмотр:

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

Предложение для синтаксического разбора (работа  у доски)

Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. (А.Блок “Интеллигенция и революция”)

1 группа:  В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки  молнии и громовые раскаты. (Последовательное подчинение)

2 группа:  Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна. (Однородное подчинение)

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни. (Параллельное подчинение)

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

1 группа:  В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки  молнии и громовые раскаты.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

1 группа:  

В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки  молнии и громовые раскаты.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

1 группа:  В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки  молнии и громовые раскаты.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

2 группа:  Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

2 группа:  Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

2 группа:  Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

Вологдина Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Нижневартовска

Уроки 37-38. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" (с описанием приема технологии РКМЧ)

Цели урока:

Познавательные:

  • изучение сведений о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;
  • формирование навыков грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций;
  • формирование умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными;
  • составление схем СПП с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
  • составление СПП с разными придаточными;

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  • поддерживать других и быть к ним благожелательными;

Развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста и практических заданий;
  • развивать логическое мышление;

Приёмы: “кластеры”, ключевые термины, “поиск”.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

  Я желаю вам плодотворно и с пользой провести сегодня время на уроке.

  Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, запишите число, классная работа, обратите внимание, что там, где должна быть тема урока, стоит знак вопроса. Это означает, что тему формулировать будете вы.

(Открывают тетради, записывают, число, классная работа.)

  Стадия вызова

   1.Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о сложноподчиненном предложении. Вам известно, что итоговые знания по предложению отображаются в выполнении синтаксического разбора. К доске для разбора предложения идет…., а с кластерами будут работать ещё один ученик. Ваша задача сделать синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания, а ваша показать порядок разбора сложного предложения.

2. На доске записаны «Ключевые термины». Опираясь на них, составьте правила о предложении: простом, ССП, СПП. (Ключевые слова: простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, главное предложение, придаточное предложение)

3. А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса («толстых» и «тонких») друг другу (Показать слайд!!!), запишите их на листе

Ученица выполняет синтаксический разбор сложного предложения

Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. (А.Блок “Интеллигенция и революция”).(Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из двух простых). 
1) главное, двусост.,, распр., неполное, не осложнено. 
2) придаточное определительное, простое, двусост., распр., полное, не осложнено.)

Вторая ученица составляет «кластер»

Класс в это время работает над заданием, данным учителем.

Проверяется работа, выполненная на доске. Учащимся задаются три «толстых» и три «тонких» вопроса.

«Толстые» и «тонкие» вопросы

-на какой вопрос отвечают придаточные определительные?

-как связаны простые предложения в составе сложного?

-чем соединены простые предложения в составе сложного?

-что такое СПП?

-как отличить союз от союзного слова?

Стадия осмысления. Формулировка темы урока

-Ребята, обратите еще раз внимание, что тема урока не прописана, т.е. мы ее должны сформулировать с вами. Для формулировки темы урока давайте рассмотрим предложение….

-Чем оно отличается от предложения, которое разобрано на доске?

-Что общего?

-Как сформулировать тему?

-Давайте сформулируем задачи, которые необходимо решить, чтобы разобраться с вопросом «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными».

Записывают предложение, находят грамматические основы

Мересьев увидел, как вздрогнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов глаза.

Несколько придаточных.

Оно сложноподчиненное.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. (Записывают тему в тетрадь)

Составляется кластер «СПП с несколькими придаточными»

-дать определение?

-как располагаются придаточные по отношению к главной части?

Работа по теме

-Вернемся к разобранному предложению и попробуем сформулировать определение. Дополним знания, прочитав правило в учебнике.

-Мы узнали, что придаточные к главной части могут присоединяться параллельно, последовательно и  однородное подчинение. Давайте попытаемся определить, как это происходит.

Алгоритм для работы над темой

1.Найдите грамматические основы.

2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.

3.Задайте вопросы от главной к придаточным.

4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.

5. Начертите схему.

6.Сделайте вывод.

Весь класс разбивается на  3 группы.

Получают материал для исследовательской работы по новой теме. Выполняют работу по алгоритму.

1 группа:  В глазах девочки тревога, так как она боится за своего маленького брата, которого пугают приближающиеся вспышки  молнии и громовые раскаты. (Последовательное подчинение)

2 группа:  Он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна. (Однородное подчинение)

3 группа: Когда наступило утро, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни. (Параллельное подчинение)

Защита работ.

Тренировочные упражнения 

       Чтобы набрать грибов, дети отравились в лес, который находился в нескольких верстах от деревни.

       Когда они уже возвращались домой, внезапно небо затянулось серыми тучами, которые вот-вот обещали пролиться сильным дождем.

      Девочка с опаской глядит на небо, где она видит сверкающие молнии, которые пугают ее младшего брата.

       Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что такое гроза и чем она может быть опасна.

 Дети, бегущие от грозы.

  Чтобы…, дети отравились в лес, который…

   Когда …, внезапно небо затянулось серыми тучами,  которые… .

   Девочка с опаской глядит на небо, где…, которые….

  Мальчик еще совсем маленький, и он еще не знает, что … и чем… .

   

Рефлексия

1.        Сегодня я узнал…

2.        Было интересно…

3.        Было трудно…

4.        Я выполнял задания…

5.        Я понял, что…

6.        Теперь я могу…

Домашнее задание

Найти и выписать из произведений художественной литературы 8 сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.

Список литературы:

1.        Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – 28-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

2.        Русский язык: Сб. текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. / Авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – М.: Дрофа, 2002.

3.        Русский язык: Учеб. – справ. пособие/ Е.А.Панова, А.А.Позднякова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. 462с. – (Справочник школьника).

4.        Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.:ВАКО, 2006. – 224с. – (В помощь школьному учителю).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

?

Слайд 2

Проверим домашнее задание (упражнение 308) Задание: среди записанных предложений найдите те, строение которых соответствует схемам. Укажите номера.

Слайд 3

Проверим! 1 2,3,4 5

Слайд 4

Формулируем тему урока Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном состоянии.

Слайд 6

«Обособленные определения ». Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы… Определение, выраженное ПО Лонгрен , матрос «Ориона», должен был покинуть службу Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. Мартовская ночь, облачная и туманная. Окутала землю. . Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Я не слышал даже соловья, певшего над нашими головами. Определение, выраженное прилагательным приложение

Слайд 7

Повторим правила обособления согласованных определений . Над заливом еще не успевшим замерзнуть с криком носились чайки. Схема: Правило: Большой громоздкий лед идет по реке днем и ночью. Схема: Правило: Измученный он не мог сказать ни слова. Схема: Правило:

Слайд 8

Составим схемы 1. Ты прямой и честный не сможешь пренебречь этим. 2. Малыш перепачканный краской выглядел смешно. 3. Поражают леса могучие и таинственные овеянные героическим прошлым.

Слайд 9

Составим предложения

Слайд 10

Тест

Слайд 11

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Алгоритм написания синквейна Синквейн

Слайд 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ согласованное обособленное выделяется располагается подчеркиваются Выучи правила обособления определений, будешь грамотеем!!! ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 13

Домашнее задание: Повторить материал параграфа 29. Упражнение 311 ( спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните определения ).

Слайд 14

Составление теста учащимися Задание: составьте тест из трех вопросов с тремя вариантами ответов. Избегайте однотипных ответов: да, нет.

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ. Поставьте себе оценку за знание этой темы. Кто достоин аплодисментов? У кого -то остались неразрешённые вопросы? Кто-то грустит, потому что не всё получалось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Какие члены предложения являются обособленными в следующем предложении? Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и седые полосы, идущие от неё. А. Дополнение и приложение Б. Обстоятельство и определение В. Обстоятельство и дополнение Г. Определения НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 2

2 . В каком предложении есть обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением? А. Мы долго шли через поле, засеянное кукурузой. Б. Сквозь облака, медленно плывущие по небу, просвечивало холодное солнце. В. Утомлённые длительным переходом, туристы крепко спали. Г. Полевая дорога нас скоро вывела к шоссе, разбитому колёсами телег. НЕТ НЕТ НЕТ ДА

Слайд 3

3 . В каком предложении верно расставлены знаки препинания? А. Лес, казавшийся мне до сих пор пустынным, вдруг оживился. Б. Бледная она стояла, повернувшись спиной к окну. В. Мастер покрывающий древесину грунтом, подготавливает поверхность для росписи. Г. Лежащая под почвой горная порода, называется грунтом. ДА НЕТ НЕТ НЕТ

Слайд 4

4 .В каких предложениях определение относится к личному местоимению? Г. Большая птица, привлеченная огнём, пролетела мимо нас. А.Напоённые влагой, листья и травы сбросили наконец с себя апрельскую прохладу. В. Обдуваемые позёмкой, мы лежали на огневой позиции, подмяв под голову вещевые мешки. Б. Решительная, бледная, она ходила, громко разговаривала, распоряжалась. ДА НЕТ НЕТ ДА

Слайд 5

6. В каком предложении есть обособленное определение? А. Лес, освещенный полуденным солнцем, оставался сумрачным. Б. Хотя лес был освещен полуденным солнцем, он оставался сумрачным. ДА НЕТ

Слайд 6

5 . В каком предложении нужно поставить одну запятую? А. Мокрый осунувшийся он сидел на корточках у костра Г. Геолог закаленный трудностями таёжной жизни не боялся ни жары ни холода. В. Однообразная равнина окружавшая город сменилась перелесками Б. Искусно спрятанные в зелени гнёзда птиц недоступны для хищников. НЕТ НЕТ ДА НЕТ

Слайд 7

Если ты не допустил ни одной ошибки – МОЛОДЕЦ !!! Если выполнил тест с ошибками – учи правила!!!