Контрольно- измерительные материалы


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе по творчеству А.Блока

Задание №1. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 2—6.

 

РОССИЯ 

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой  боле —

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

(А. А. Блок, 1908)

2. Задание 2 

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

3. Задание 3

Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А. А. Блока.

4. Задание 4

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

      1) гипербола

2) инверсия

3) ирония

4) повтор

5) сравнение

5. Задание 5

Укажите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

6. Задание 6

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

7. Задание 7

В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А. А. Блока?



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по роману Тургенева «Отцы и дети»

 Задание 1 

К какому жанру относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1–7.

 

— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.

— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.

— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?

— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.

 

(И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)

2. Задание 2 

Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?

3. Задание 3 

Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодежи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

4. Задание 4 

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A) Евгений Базаров

1) получает ранение на дуэли

Б) Николай Петрович Кирсанов                            

2) женится на сестре Одинцовой

В) Павел Петрович Кирсанов

3) умирает от тяжёлой болезни

4) женится на Фенечке

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

5. Задание 5 

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?

6. Задание 6 

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

7. Задание 7 

«Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является е го полной противоположностью.

 



Предварительный просмотр:

Карточка к уроку по теме «Чередующиеся гласные в корне»

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование»

1) Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) проскакивая, б) перевозчик, в) разыгравший, г) стержневой.

2) В каком слове есть суффикс -ЧИК– со значением “маленький”?

А) шкафчик; б) мячик; в) лётчик; г) огурчик.

3) В каком ряду во всех словах выделяется окончание -Е ?

А) междуречье, вдвойне; б) чудовище, преддверие, знамение;

В) вызывающе, глубже, доисторические; г) вкратце, сверхдальние.

4) В каком ряду во всех словах нулевое окончание?

А) гербарий, босиком; б) суффикс, смелость, рощ; в) олений, разбросав.

5) Определите, в каком ряду приставка ПЕРЕ– одного значения:

А) перелететь, переварить, перешить; б) привстать, привязать;

В) пересолить, переносить; г) перебежать, переползти, перейти.

6) Из данного предложения выпишите слова, состоящие из трёх морфем: корня, одного суффикса и окончания.

Счастливых минут не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

7) Укажите предложение, в котором используются родственные (однокоренные) слова.

А) Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском “Доме творчества”. Б) Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни её портретов, фотографий. В) И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утончённо-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. Г) Оказалось – ничего подобного. Д) Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.

Морфемика и орфография.

8) Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.

а) ра_ворошить, и_зябнуть, (з,с)дать, во_создать, перера_пределить;
б) обе_зараженный, ра_добыть, бе_вкусный, ни_вергнутый, нера_деленная;
в) ра_царапать, обе_воженный, (с,з)двинутый, и_следовать, и_бранник.
г ) ра_двоение, в_лететь, и_подтишка, бе_полезный, (с,з)бивчивый.

9. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

а) громко свиснуть; б) мелкая изморось; в) отвезти песок на стройку; в) искусный мастер.

10 Найдите строчку, где в каждом слове допущена ошибка в написании корня:

а) чёрный, шопот, ночовка, нарцысс б) цыклон, шассе, зоря, косание

в) уравнение, постилить, пловец, соберать г) хруснуть, начинать, вырастить

11. Укажите номер строчки, где все слова с пропущенной чередующейся гласной в корне

а) бл..стящий, зар..внять, скл..ниться, изл..жение

б) изл..гать, насл..ждение, ск..чок, заг..рать

в) зал..зать, запл..тить, оз..рять, з..рница

г) р..стовщик, взр..слеть, разв..вается, прим..рять



Предварительный просмотр:

Оценочные и методические материалы

Урок №25. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. Лермонтова, Н.В. Гоголя

I. Соотнесите писателя и года жизни

Писатель

Года жизни

1.А.С. Пушкин

А. 1805 – 1840

2. М.Ю. Лермонтов

Б. 1801 - 1845

3. Н.В.Гоголь

В. 1799 – 1837

Г. 1814 – 1841

II. Соотнесите писателя и учебное заведение

Писатель

Учебное заведение

1.А.С. Пушкин

А. Нежинская гимназия

2. М.Ю. Лермонтов

Б.  Царскосельский лицей

3. Н.В.Гоголь

В. Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге

Г. Благородный пансион Московского университета

 III.   Установите соответствие между названиями произведений , жанром и автором

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

 ЖАНР

Автор

1. «Песнь о вещем Олеге»                                                                                        

 А. Повесть  

1. М.Ю. Лермонтов

2. «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»                                                                              

 Б. Драма

2. Н.В.Гоголь

3.  «Тарас Бульба»                                                                                                      

В. Баллада

3.А.С. Пушкин

4. «Станционный смотритель»                                                                              

Г. Поэма

IV За что бился в кулачном бою купец Калашников?

1) за честь семьи

2)  хотел показать свою удаль перед царём

3)  за младших братьев

V. Тема повести «Тарас Бульба»:

1) героическая борьба русского и украинского народа с польской шляхтой;

2) история семьи Тараса Бульбы;

3) быт и нравы Запорожской Сечи.

VI Как называется изобразительное средство, использованное Пушкиным в поэме «Полтава», Лермонтовым в «Песни про… купца Калашникова»: «Как пахарь, битва отдыхает», «Побледнел, как осенний лист», «Повалился,будто сосенка»?

1)  гипербола   2)  сравнение   3)  метафора  

VII Какой художественный приём использует Н. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?

1) Гипербола, 2) метафора, 3) параллелизм, 4) антитеза.    

VIII Назовите фамилию поэта, который обладал разнообразными талантами: редкой музыкальностью (виртуозно играл на скрипке, рояле, пел арии, сочинял музыку), рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками?

IX. Назовите имя известного исторического деятеля, изображённого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…».

X.  Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье…».

XI. В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова использованы эпитеты «жизнь трудная», «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»? Напишите его название .

XII Установите соответствие между произведением и темой.

 ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ТЕМА

1. «Песнь о вещем Олеге»                                                                                        

А. Борьба за национальную независимость Украины  

2. «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»                                                                              

Б. Тема маленького человека

3.  «Тарас Бульба»                                                                                                      

В. Тема рока, неотвратимости судьбы

4. «Станционный смотритель»                                                                              

Г. Историческое  прошлое России

XIII. Чьи слова?

1) Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

 2)  – Я скажу тебе, православный царь:

  Я убил его волей вольною,

 А за что про что — не скажу тебе.

 Скажу только Богу единому!

3)- Скажи мне, кудесник, любимец богов,

 Что сбудется в жизни со мною?

 И скоро ль, на  радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

Оценивание

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание

Количество баллов

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

26 баллов – 5

19-25 -4

13-18 -3

Меньше 13 баллов - 2

Урок №42. Контрольная работа по теме «Литература XIX века».

  1. Установите соответствие между авторами и их произведениями:

http://www.vsehpozdravil.ru/res/files/postcards/11099.jpghttp://www.stihi.ru/pics/2014/04/27/9503.jpghttp://www.727373-info.ru/files/1/9585.jpghttp://www.studfiles.ru/html/2706/1175/html_pogRTKUs1T.Rdqg/htmlconvd-pEtHm__html_m1101b845.jpghttp://u3a.socialprojectspb.ru/images/rl/image099.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-KFrt5Lw2tyc/TZYqpDnwFPI/AAAAAAAABa0/P3ejIhyGv04/s1600/%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C.jpghttp://prroob.narod.ru/05/pic/15.jpg

  1                        2                    3                      4                     5                  6                    7                            

а. «Повесть о том, как один мужик…»               б. «Размышления у парадного подъезда»                        

в. «Ревизор»          г. «Барышня-крестьянка»         д. «Жалобная книга»  е. «Воробей»   ж. «Мцыри»

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

2) Определите, откуда взят отрывок и кто автор произведения:

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…»

Ответ__________________________________________________________

3) Кто является родоначальником (основателем жанра) басни?

а) И.А. Крылов;         б) Эзоп;         в) Жан де Лафонтен;     г) А.П. Сумароков

4) Как называется стихотворение, которое принесло известность  М.Ю. Лермонтову?

а) «Парус»;        б) «Молитва»;          в) «Утёс»;            г) «Смерть поэта»

5) Чья это характеристика? Назовите героя, произведение и автора этого произведения.

«Молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

Ответ__________________________________________________________

6) Родовое поместье И. С. Тургенева называлось

а) Ясная Поляна;            б) Мелихово;           в) Спасское-Лутовиново      г) Тарханы

7. Выпишите слово из каждой строчки, указывающее на «лишнего» героя произведения.

 1) Вольга Святославович, Алена Дмитриевна, дружинушка, Микула Селянинович.

 2) барыня, Николенька, Карл Иваныч, Наталья Савишна.

 3) Жигалов, Елдырин, мужик, Очумелов.


8. По  ключевым  словам  определите  произведение и автора
1) князь Павел,  слуга, Ефросиния, князь Пётр.
2) Фома Кузьмич, рассказчик, мужик, Ермолай.


9. По описанию узнайте героя, укажите имя героя, из какого произведения этот отрывок и кто автор произведения?
1)  …На святой Руси, нашей матушке,

     Не найти, не отыскать такой красавицы:

     Ходит плавно – будто лебедушка;

     Смотрит сладко – как голубушка;

     Молвит слово – соловей поёт;

     Горят щёки её румяные,

     Как заря на небе Божием;

     Косы русые, золотистые… 

2)  «Он был высокого росту, плечист и сложен  на славу…черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо, из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».

10) Какой рассказ А.П. Чехова лишён сюжета и больше представляет собой записки сумасшедшего?

а) «Хамелеон»;             б) «Жалобная книга»;             в) «Хирургия»;               г) «Толстый и тонкий»

11) Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:

а) М.Е. Салтыков-Щедрин          б) А.П.Чехов           в) И.А.Бунин             г)Н.В.Гоголь

12) Выберите  определение понятия «юмор»

А. Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными

Б. Один из видов комического, едкая, злая издевательская насмешка

В. Особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие к предмету смеха

13) Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

а) Восхищение, любование.       б) Презрение, пренебрежение.  в) Сожаление, горечь.  г) Безразличие.

Оценивание

За каждый правильный ответ – 2 балла

Задание

Количество баллов

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

2

11

2

12

2

13

2

26 баллов – 5

19-25 -4

13-18 -3

Меньше 13 баллов - 2

Урок №62.   Контрольная работа  по теме «Русская литература 20 века».

  1. Соотнесите авторов и их произведения:

1.И. А. Бунин

2.М. Горький

3. Л.Н. Андреев

4. В.В. Маяковский

5. А.П. Платонов

1. «Юшка»

2. «Хорошее отношение к лошадям»

3. «Кусака»

4. «Необычное приключение…»

5. «Данко»

6. «Цифры»

7. «Детство»

2. По отрывку узнай и запиши произведение и автора.

1. «От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер... Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты...»
2. «Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, — она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо»
3. «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога»
4. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

3. Какая мечта охватила всю душу ребенка в рассказе «Цифры»?

4. Жанр произведения «Детство»?

5. Главным героем произведения «Детство» является:

   1. вымышленный персонаж

   2. реальный персонаж

   3. сказочный персонаж

6. Чем отличается, по вашему мнению, Данко в рассказе «Старуха Изергиль» от окружающих его людей? Напрасна ли была жертва Данко?

7. Какова тема рассказа «Кусака»? Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

8. Тема стихотворения «Необычайное приключение…»:

    1. жизнь поэта летом на даче;

    2. фантастическая встреча человека и Солнца;

    3. поэтический труд и назначение поэта.

9. Странность главного героя в рассказе «Юшка» объясняется:

    1. его незащищенностью;

    2. безотказностью;

    3. безграничной добротой.

10. Почему общество не принимает Юшку таким, какой он есть?

Оценивание

Задание

Количество баллов

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

2

10

До 5 баллов, если есть самостоятельное рассуждение и аргумент из рассказа.

23 балла – 5

19-23 -4

12 -18 -3

Меньше 12 баллов - 2



Предварительный просмотр:

Оценочные и методические материалы  

Урок № 48 Контрольный диктант по теме «Причастие»

Единственное украшение дома композитора — рояль. Он мог петь обо всём: о любви, о порыве человеческого духа. Белые и чёрные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом в тишине ещё долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сёстрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждёт. Нужно торопиться, чтобы исполнить всё задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и счастья и мысленно видел бегущую перед ним девушку с зелёными сияющими глазами. Григ играл обо всём, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.

Грамматическое задание:

1. Выделите в тексте все причастные обороты

2. Сделайте морфологический разбор одного причастия на выбор.

Урок № 59 Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

  И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости

Грамматическое задание:

1. Выделите все деепричастные обороты в тексте.

2. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия на выбор.

Урок №79. Контрольный диктант на тему «Наречие»

Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица на далёкое расстояние не подпускает никого к своей семье.

  Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

  Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. Медведица, увидев его, дала ему пощёчину. Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. Тогда тот постарался поправить свою ошибку. Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

Грамматическое задание:

1. Найти в тексте наречия и подписать их

2. Сделать морфемный разбор наречия потихоньку

Урок № 98 Контрольный диктант на тему «Предлог»

Мы взяли ведёрки для грибов и отправились вслед за Володей в прогретый лес. Грибы попадались изредка, но мы проходили бы в течение всего дня, если бы нам не помешал дождь. Вследствие того, что ушли недалеко от лагеря, мы успели добежать до палаток. Тяжёлая синяя туча в виде острого угла выдвинулась откуда-то из-за леса. Сразу стало сумрачно и неуютно.

          С лёгким шорохом по траве, по воде прокатилась первая полоса дождя и затихла. Всё вокруг затихло и насторожилось. Вслед за тем опять ударил гром, рванул откуда-то ветер, и вдруг хлынуло так, что всё загудело под напором воды.

          В течение получаса продолжался ливень и вдруг совсем смолк. Мы несмело откинули полог палатки. Прямо от наших ног до ближайшего куста, окрашивая его в жёлтый цвет, в виде фонтана круто вверх взметнулась широкая радуга.

Грамматическое задание:

1. Подпишите все предлоги в первом абзаце

2. Выполните морфологический разбор любого производного предлога

Урок № 112 Контрольный диктант на тему «Союз»

       Воронов шёл по ярко освещённой улице, и это одиночество удивляло и пугало его. Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далёкие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару.

        Издалека навстречу шёл человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошёл медленнее.

Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое.Человек шёл теперь совсем медленно… Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности… Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересёк её и быстро пошёл прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать, но оба боялись.

Грамматическое задание:

1. Все предлоги выдели в прямоугольник, союзы – в кружок.

2. Сделайте морфологический разбор союзов: когда, но.

Урок №124 Контрольный диктант на тему «Частица»

   Апрель…  Ещё не отогрелась окоченевшая земля, но уже раскрылась бездонная синь небес, и сверху устремился поток тёплых солнечных лучей.

   Сохнет хвойная подстилка в бору, желтеют песчаные обрывы по берегам рек, сбрасывают зимнее покрывало моховые кочки в редком заболоченном сосняке. Кажется, что лето отсюда будто бы и не уходило никуда. На рыжих мхах, как ни в чём не бывало, сочно зеленеют листья брусники. Лишь слегка побурели ветки болотного мирта и багульника.

          Не вдруг рассмотришь красноватые ниточки клюквы с крохотными тёмно- зелёными листочками. Каким же необыкновенным сюрпризом оказывается рубиновая её россыпь на первых проталинках и моховых кочках! Словно в награду тому, кто слушает и не наслушается, как пробуждается лесная жизнь, кому понятен и бесконечно дорог весенний перезвон капели.

Грамматическое задание:

1. Над каждой частицей укажите разряд

2. Сделайте морфологический разбор любой из частиц.