Дополнительное образование в МДОУ
Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ДОП образования "Разноцветные ладошки" 5-6 лет | 57.48 КБ |
Программа ДОП образования "Разноцветные ладошки" 6-7 лет | 55.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 села Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области »
Согласовано Руководитель МО МДОУ «Детский сад №1 с. Перелюб» | Утверждаю Заведующий МДОУ «Детский сад №1 с. Перелюб» __________/Усачева Е.В. Приказ № _____ от _________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Разноцветные ладошки»
Возраст обучающихся 5-6 лет
Срок реализации программы - 1 год
Автор – составитель программы:
Методист МДОУ
«Детский сад №1 с. Перелюб»
Короткова Евгения Алексеевна
с. Перелюб 2021
Содержание: |
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» |
1.1. Пояснительная записка 3 |
1.2. Цели и задачи 5 |
1.3. Ожидаемые результаты 8 |
1.4. Содержание программы 8 |
1.4.1 Учебный план 8 |
1.4.2. Содержание учебного плана 9 |
1.5. Формы подведения итогов реализации программы 13 1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы. 13 |
2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 15 |
2.1. Методическое обеспечение 15 |
2.2. Список литературы 16 |
3. Приложение 1 18 |
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» относится к программам художественной направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
- Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)».
- Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.
Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают детям, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Новизна На занятиях изостудии «Разноцветные ладошки» создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся.
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей, Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель: Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей.
- формировать умение оценивать созданные изображения
- развитие мышления, памяти, внимания, моторики рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к изучению и познанию художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
Содержание программы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Возраст детей и их психологические особенности
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 5 до 6 лет.
В 5 - 6 лет ребенок может использовать повторение как прием запоминания. По-прежнему легко запоминает эмоционально насыщенные события, которые могут оставаться в долговременной памяти длительное время. В этом возрасте хорошо развиты механическая память и эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа увиденного; постепенно формируется смысловая память. Память объединяется с речью и мышлением и начинает приобретать интеллектуальный характер, ребенок становится способным рассуждать.
Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается фонематический слух, возрастает точность оценки веса предметов. Существенные изменения происходят в умении ориентироваться в пространстве – ребенок выделяет собственное тело, ведущую руку, ориентируется в плане комнаты. Пока с трудом формируется ориентировка во времени: от восприятия режимных моментов ребенок переходит к восприятию дней недели, сезонов, лучше представляет настоящее, однако почти не ориентируется в будущем.
Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 5-6 лет, однако именно в этом возрасте закладываются основы словесно-логического мышления, дети начинают понимать позицию другого человека в знакомых для себя ситуациях. Осуществляется постепенный переход от эгоцентризма детского мышления к децентрации – способности принять и понять позицию другого. Формируются действия моделирования: ребенок способен разложить предмет на эталоны – форму, цвет величину. В воображении ребенок этого возраста начинает использовать символы, т.е. замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми: образ предмета отделяется от предмета и обозначается словом. В аффективном воображении к 5-6 годам у ребенка начинают формироваться механизмы психологической защиты, например, появляются проекции – приписывания своих отрицательных поступков другому. Уже к 6 годам ребенок способен жить в воображаемом мире.
Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру. Внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным. Эмоциональная сфера ребенка становится более устойчивой, он постепенно осмысливает значение норм в поведении и способен соотносить свое поведение и эмоции с принятыми нормами и правилами; ему свойственны открытость, искренность, впечатлительность, избирательность отношений. Развитие личности ребенка происходит в общении, в процессе сравнения себя с другими детьми группы. В зависимости от того, какую позицию (социальную роль) играет ребенок в группе, формируется его самооценка, она становится устойчивой и начинает определять поступки ребенка. В старшем дошкольном возрасте внутренняя организация поведения становится более сложной.
Деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, а определенным соподчинением мотивов. Иерархия мотивов является психологической основой формирования воли и произвольности поведения. Чрезвычайно важно вырабатывать у детей правильные мотивы поведения, – например, сделать хорошо не для того, чтобы тебя не ругали, а чтобы можно было узнать что-то новое, «открыть» новый способ действия, чтобы лучше пользоваться вещью и др. У детей 6-го года жизни отмечается усиление проявления целеустремленности поведения при постановке цели, а также при планировании деятельности, реализации принятой цели, закрепляется общественная направленность этого волевого качества.
Режим занятий:
Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.
Группы формируются с учетом имеющихся у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 20-25 минут во второй половине дня , общее количество за учебный год составляет 36 часов. Группы формируются численностью до 15 человек.
Формы проведения занятий:
- Занятие в виде игры
- Учебное занятие
1.3. Ожидаемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебно-тематический план 2021-2022 года обучения детей 5-6 лет
№ | Темы | Всего | В том числе | |
Занятий | Теория | Практика | ||
1 | Осенние пейзаж | 1 | 0,25 | 0,75 |
2 | Овощи | 1 | 0,15 | 0,85 |
3 | Осенние деревья | 1 | 0,15 | 0,85 |
4 | Чудесное превращение кляксы | 1 | 0,25 | 0,75 |
5 | Разноцветная мозаика | 1 | 0,25 | 0,75 |
6 | Грустная осень | 1 | 0,15 | 0,85 |
7. | Подводный мир | 1 | 0,25 | 0,75 |
8. | Яблоко | 1 | 0,15 | 0,85 |
9. | Зимующие птицы | 1 | 0,25 | 0,75 |
10 | Рисунок мыльными пузырями | 1 | 0,15 | 0,85 |
11 | Превращение ладошки Петушок | 1 | 0,25 | 0,75 |
12 | Подарим маме вазу | 1 | 0,15 | 0,85 |
13 | Волшебные снежинки | 1 | 0,25 | 0,75 |
14 | Пингвины на льдине | 1 | 0,15 | 0,85 |
15 | Фантазийные компазиции | 1 | 0,25 | 0,75 |
16 | Зимняя сказка | 1 | 0,15 | 0,85 |
17 | Новый год | 1 | 0,25 | 0,75 |
18 | Белоснежная зима | 1 | 0,15 | 0,85 |
19 | Кто живет в зимующем лесу | 1 | 0,25 | 0,75 |
20 | Курочка и яички | 1 | 0,15 | 0,85 |
21 | Бабочки | 1 | 0,15 | 0,85 |
22 | Волшебные цветы | 1 | 0,25 | 0,75 |
23 | Рисование слона ладошкой | 1 | 0,25 | 0,75 |
24 | Открытка для папы | 1 | 0,15 | 0,85 |
25 | Путешествие в космос | 1 | 0,25 | 0,75 |
26 | Весенние цветы для мамы | 1 | 0,15 | 0,85 |
27 | Весеннее небо | 1 | 0,15 | 0,85 |
28 | Весеннее дерево | 1 | 0,25 | 0,75 |
29 | Золотая рыбка | 1 | 0,15 | 0,85 |
30 | Розы | 1 | 0,25 | 0,75 |
31 | Картины из песка | 1 | 0,15 | 0,85 |
32 | Пустим в озеро красивых рыбок | 1 | 0,25 | 0,75 |
33 | Паучок в паутине | 1 | 0,25 | 0,75 |
34 | Звездное небо | 1 | 0,25 | 0,75 |
35 | Салют Победы | 1 | 0,25 | 0,75 |
36 | Яблонька в цвету | 1 | 0,15 | 0,85 |
Итого | 36 | 7,2 | 28,8 |
1 академический час соответствует 20-25 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).
1.4.2. Содержание учебного плана 5-6 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Осенние пейзаж | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Рисование с помощью поролоновой губки, с помощью листьев и ватных палочек. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью, акварелью). Прививать детям эстетический вкус. |
Сентябрь | Овощи | Обогащать знания детей о различных овощах; учить детей передавать в рисунке выразительные образы различных овощей (морковка, лук, огурец, помидор, перец, капуста, кабачок, баклажан, картошка, тыква, репка) с помощью трафарета и простого карандаша; для раскрашивания использовать нетрадиционный приём (тычок жёсткой полусухой кистью и рисование пальчиками). |
Сентябрь | Осенние Деревья | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. |
Октябрь | Чудесное превращение кляксы | Создать условие для свободного экспериментирования с разными материалами. |
Октябрь | Разноцветная мозаика (восковые мелки, акварель) | Познакомить детей с техникой рисования - мозаика. |
Октябрь | Грустная осень | Формировать у детей умение передавать в рисунке хмурый день конца осени через цвет листа бумаги и цвет красок |
Октябрь | Подводный Мир | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель). Развивать воображение, чувство композиции. |
Ноябрь | Яблоко | Развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками. |
Ноябрь | Зимующие птицы | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). |
Ноябрь | Рисование мыльными пузырями | Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей. |
Ноябрь | Превращение ладошки «Петушок» | Учить превращать отпечатки в петушка, рисовать дополнительные детали (гребешок, ноги со шпорами и т.д.). Закреплять знания о симметричных и асимметричных предметах. |
Ноябрь | Подарим маме вазу | Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
Декабрь | Волшебные снежинки | Научить детей использовать в своей работе нетрадиционную технику рисования – свечу и набрызг. |
Декабрь | Пингвины на льдине | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами. |
Декабрь | Фантазийные композиции | Познакомить детей с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие |
Декабрь | Зимняя сказка | Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа. |
Декабрь | Новый год | Продолжать знакомить детей с понятием "холодные цвета". Учить детей рисовать сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела. Добиваться выразительности образа. |
Январь | Белоснежная зима | Продолжать учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жесткой полусухой кистью. Воспитывать отзывчивость и доброту |
Январь | Кто живет в зимнем лесу | Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. |
Январь | Курочка и яички | Познакомить детей с овальной формой. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки, развивать воображение. |
Февраль | Бабочки (монотипия) | Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
Февраль | Волшебные цветы |
|
Февраль | Рисование слона ладошкой | Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой: опускать всю ладошку в краску и делать отпечаток. |
Февраль | Открытка для папы | Создать условия для развития детского творчества посредством освоения нетрадиционной техники рисования крупой манкой. |
Март | Путешествие в космос | Создание условий для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.познакомить с нетрадиционным рисованием – рисованием салфетками. |
Март | Весенние цветы для мамы | Уточнить знание первых весенних растений. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками, сочетать их. Воспитывать эстетическое отношение к образу. |
Март | Весеннее небо | создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными красками, изображать весеннее небо в нетрадиционной технике рисования способом цветовой растяжки «по мокрому» листу бумаги. |
Март | Весеннее дерево | Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках. |
Март | Золотая рыбка | Прививать интерес к изобразительному искусству, развивать сюжетное рисование нетрадиционными техниками изображения. (зубной щеткой, поролоновой палочкой, мыльной пеной) |
Апрель | Розы | Развитие интегративных качеств личности дошкольника в процессе освоения нетрадиционной техники рисования – монотипия. |
Апрель | Картинки из песка | познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком; Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение. |
Апрель | Пустим в озеро красивых рыбок | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками предметы овальной формы. Закреплять навыки создания композиции. |
Апрель | Паучок в паутине | Учить рисовать лесную паутину линией и линейным контуром; развивать эстетическое чувство цвета; формировать умение использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания; воспитывать любовь и уважение к природе. |
Май | Звездное небо |
|
Май | Салют Победе | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. |
Май | Яблонькав цвету | изображать на листе бумаги несколько предметов связанных одним содержанием.(кисть ,ватная палочка). Закрепление навыков нетрадиционного рисования (тычком) ватной палочкой . |
1.5. Формы подведения итогов реализации программы
1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.
В программе «Разноцветные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Критерии и показатели овладения детьми нетрадиционных техник рисования, определяющих степень развитости воображения у дошкольников
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень 2 балла | Ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; увлеченно и самостоятельно занимается творчеством; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытие своих возможностей. По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (далее НТР). Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа. |
Средний уровень 1 балл | Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, мотивируя боязнь неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Художественными материалами владеет недостаточно смело. |
Низкий уровень 0 баллов | Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник. НТР использует только под руководством педагога. Не умеет пользоваться изобразительными материалами, рисунок схематичен. |
Диагностика
Рисование | |||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков | Предметноеребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов | Сюжетноеребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники | Декоративноеребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник | Итоговый показатель по каждому ребёнку | |||||
Ноябрь | май | Ноябрь | Май | Ноябрь | май | Ноябрь | май | Ноябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе |
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:
- столы;
- стулья
- мольберты
- магнитофон;
- диски с музыкой (детский репертуар)
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж, валяние шерстью, рисования шерстенными нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий методами работы с нетрадиционной техникой рисования.
2.2. Список литературы
Методическая литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
Список рекомендуемой литературы родителям
1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Список рекомендуемой литературы для детей:
1. Школа рисования для малышей. - М.; РОСМЭН, 2005.
2. Куцакова Л.В. Мама, я умею рисовать. – М.; Мой мир, 2008.
3. Никологорская О. Волшебные краски. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
Приложение 1
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками.
В процессе творчестваможно развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 села Перелюб Перелюбского муниципального района
Саратовской области »
Согласовано на заседании педагогического совета Протокол №______ от «___» ______ 20___ г. | Утверждаю Заведующий МДОУ «Детский сад №1 с.Перелюб» _____________/ Е.В. Усачёва/ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Разноцветные ладошки»
на 2021-2022 учебный год
Автор: Короткова Е. А.
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 6-7 лет
с. Перелюб 2021
Содержание: |
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» |
1.1. Пояснительная записка 3 |
1.2. Цели и задачи 5 |
1.3. Ожидаемые результаты 8 |
1.4. Содержание программы 8 |
1.4.1 Учебный план 8 |
1.4.2. Содержание учебного плана 9 |
1.5. Формы подведения итогов реализации программы 13 1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы. 13 |
2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 15 |
2.1. Методическое обеспечение 15 |
2.2. Список литературы 16 |
3. Приложение 1 18 |
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» относится к программам художественной направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р;
- Национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10);
- Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Правил ПФДО (Приказ «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» от 21.05.2019г. №1077, п.51.);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2003 № 118 «О введении СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями на 21 июня 2016 года)».
- Устава ОУ, «Положения о дополнительной общеразвивающей программе ОУ» или т.п.
Программа «Разноцветные ладошки» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа «Разноцветные ладошки » раскрывает характер обучения изобразительному искусству в изостудии «Разноцветные ладошки» как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают детям, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Новизна На занятиях изостудии «Разноцветные ладошки» создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся.
Педагогическая целесообразность. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей, Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель: Развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей.
- формировать умение оценивать созданные изображения
- развитие мышления, памяти, внимания, моторики рук, глазомер, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к изучению и познанию художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
Содержание программы направлено на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому направлению.
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Возраст детей и их психологические особенности
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 7 лет.
У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.
В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.
Режим занятий:
Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет.
Группы формируются с учетом имеющихся у обучающихся теоретических знаний, умений и практических навыков. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30-35 минут во второй половине дня , общее количество за учебный год составляет 36 часов. Группы формируются численностью до 15 человек.
Формы проведения занятий:
- Занятие в виде игры
- Учебное занятие
1.3. Ожидаемые результаты дополнительной общеразвивающей программы
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
1.4. Содержание программы
1.4.1. Учебно-тематический план 2021-2022 года обучения детей 6-7 лет
№ | Темы | Всего | В том числе | |
Часов | Теория | Практика | ||
1 | Путешествие в золотистый лес | 1 | 0,25 | 0,75 |
2 | Осенние разноцветные листья (печатание листьями) | 1 | 0,15 | 0,85 |
3 | Осенние превращение леса | 1 | 0,15 | 0,85 |
4 | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | 1 | 0,25 | 0,75 |
5 | Морские рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | 1 | 0,25 | 0,75 |
6 | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | 1 | 0,15 | 0,85 |
7. | Морское животное(рисование ладошками) | 1 | 0,25 | 0,75 |
8. | Волшебный лес (рисование + аппликация) | 1 | 0,15 | 0,85 |
9. | Невиданный зверь | 1 | 0,25 | 0,75 |
10 | Веселый лужок | 1 | 0,15 | 0,85 |
11 | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | 1 | 0,25 | 0,75 |
12 | Снегири на ветке (метод тычка) | 1 | 0,15 | 0,85 |
13 | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | 1 | 0,25 | 0,75 |
14 | Народные сказки (пятно, штрих, линия) | 1 | 0,15 | 0,85 |
15 | Бабочки (рисование + аппликация) | 1 | 0,25 | 0,75 |
16 | Превращение снежинки | 1 | 0,15 | 0,85 |
17 | Подарок для бабушки | 1 | 0,25 | 0,75 |
18 | Космический коллаж (рисование + аппликация) | 1 | 0,15 | 0,85 |
19 | Мой маленький друг (техника тычка) | 1 | 0,15 | 0,85 |
20 | Зимний лес | 1 | 0,15 | 0,85 |
21 | Техника «Фроттаж» (затирание) «Летняя картина» | 1 | 0,25 | 0,75 |
22 | Техника «Влажным по влажному» «Цветы» | 1 | 0,25 | 0,75 |
23 | Техника процарапывания «Аквариум» | 1 | 0,15 | 0,85 |
24 | Техника восковой вытяжки «Яркие лучи» | 1 | 0,25 | 0,75 |
25 | Рисование пальчиками и ладошками «Жар-птица» | 1 | 0,15 | 0,85 |
26 | Штриховка восковыми мелками «Мыльные пузыри» | 1 | 0,15 | 0,85 |
27 | Техника процарапывания «Зимний пейзаж» | 1 | 0,25 | 0,75 |
28 | Техника проступания «Новогодняя ёлка» | 1 | 0,15 | 0,85 |
29 | «Лебеди» | 1 | 0,25 | 0,75 |
30 | Тайнопись «Снежинки» | 1 | 0,15 | 0,85 |
31 | «Животные жарких стран» | 1 | 0,25 | 0,75 |
32 | Рисование пальчиками «Красивые бабочки» | 1 | 0,15 | 0,85 |
33 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | 0,25 | 0,75 |
34 | «Домашние птицы» | 1 | 0,15 | 0.85 |
35 | Путешествие в золотистый лес | 1 | 0,25 | 0,75 |
36 | Итоговое занятие | 1 | 0,15 | 0,85 |
Итого | 36 | 7,25 | 28,75 |
1 академический час соответствует 30-35 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).
1.4.2. Содержание учебного плана 6-7 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Путешествие в золотистый лес | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Сентябрь | Осенние разноцветные листья(печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Сентябрь | Осенние превращение леса | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Октябрь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Октябрь | Морские рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Октябрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Октябрь | Морское животное(рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Ноябрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Ноябрь | Невиданный зверь | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Ноябрь | Веселый лужок | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Ноябрь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Снегири на ветке (метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Декабрь | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Декабрь | Народные сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Декабрь | Бабочки (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Декабрь | Превращение снежинки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Декабрь | Подарок для бабушки | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Январь | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Январь | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Январь | Зимний лес | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Январь | Техника «Фроттаж» (затирание) «Зимняя картина» | Знакомство детей с техникой затирания Развивать эстетическое восприятие |
Февраль | Техника «Влажным по влажному» «Цветы» | Познакомить детей с новой для них техникой Упражнять детей в рисовании красками |
Февраль | Техника процарапывания «Аквариум» | Познакомить детей с техникой процарапывания Упражнять детей в рисовании восковыми мелками |
Февраль | Техника восковой вытяжки «Яркие лучи» | Познакомить детей с техникой восковой вытяжки Развитие воображения |
Февраль | Рисование пальчиками и ладошками «Жар-птица» | Продолжить знакомить детей с данной техникой Развивать чувство удовлетворения от создания рисунков |
Март | Штриховка восковыми мелками «Мыльные пузыри» | Знакомство детей с ещё одной техникой Развивать образное представление, воображение |
Март | Техника процарапывания «Весенний пейзаж» | Учить воплощать задуманный замысел Развитие воображения |
Март | Техника проступания «Зеленая елочка» | Совершенствовать умение работать в данной технике Учить воплощать задуманный замысел |
Март | «Лебеди» | Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию Совершенствовать технические приемы рисования карандашом |
Март | Тайнопись «Снежинки» | Упражнять детей в рисовании восковыми мелками Развитие воображения |
Апрель | «Животные жарких стран» | Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом |
Апрель | Рисование пальчиками «Красивые бабочки» | Совершенствовать умение работать в данной технике Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки Развивать творческое воображение |
Апрель | «Рыбки в аквариуме» | Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку Учить воплощать задуманный замысел |
Апрель | «Домашние птицы» | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета |
Май | Рисование пальчиками «Смешные рожицы» | Совершенствовать умение работать в данной технике Развивать воображение |
Май | Точечное рисование «Мимозы маме к празднику | Упражнять детей в рисовании красками, испозуя ватные палочки Развивать чувство ритма, цвета |
Май | «Ноготки» | Развивать у детей умение создавать композицию из цветов Развивать чувство ритма, цвета Совершенствовать технические приемы рисования кистью |
Май | Рисование пальчиками «Шмели над лугом» | Закреплять знания детей о полезных насекомых Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти |
Май | «Яблоневая ветка в цвету» | Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти Совершенствовать композиционные умения |
1.5. Формы подведения итогов реализации программы
1.5.1. Критерии, показатели результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы.
В программе «Разноцветные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Критерии и показатели овладения детьми нетрадиционных техник рисования, определяющих степень развитости воображения у дошкольников
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень 2 балла | Ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности; увлеченно и самостоятельно занимается творчеством; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытие своих возможностей. По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (далее НТР). Экспериментирует с изобразительными материалами для создания художественного образа. |
Средний уровень 1 балл | Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности; охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, мотивируя боязнь неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Художественными материалами владеет недостаточно смело. |
Низкий уровень 0 баллов | Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник. НТР использует только под руководством педагога. Не умеет пользоваться изобразительными материалами, рисунок схематичен. |
Диагностика
Рисование | |||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Цветовое восприятие ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков | Предметноеребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов | Сюжетноеребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники | Декоративноеребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник | Итоговый показатель по каждому ребёнку | |||||
Ноябрь | май | Ноябрь | Май | Ноябрь | май | Ноябрь | май | Ноябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе |
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:
- столы;
- стулья
- мольберты
- магнитофон;
- диски с музыкой (детский репертуар)
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж, валяние шерстью, рисования шерстенными нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий методами работы с нетрадиционной техникой рисования.
2.2. Список литературы
Методическая литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
3. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
Список рекомендуемой литературы родителям
1.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
5.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
11.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
12.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Список рекомендуемой литературы для детей:
1. Школа рисования для малышей. - М.; РОСМЭН, 2005.
2. Куцакова Л.В. Мама, я умею рисовать. – М.; Мой мир, 2008.
3. Никологорская О. Волшебные краски. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
Приложение 1
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками.
В процессе творчестваможно развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.