75 лет Победы в ВОВ
Материалы,посвященные 75-летию Победы в ВОВ
№ | ФИ участника (педагогам + Отчество) | возраст/класс/должность | номинация | название работы | ФИО руководителя (если имеется) | ||||||||
1 | Антонова Марья | 3 года | Конкурс чтецов и певцов | "Люди ленинграда, вы - герои!" | Антонова Дарья Николаевна | ||||||||
2 | Смиронова Диана | 5 лет | Конкурс чтецов и певцов | "Мальчишкам и девчонкам Ленинграда" | Солдатова Елена Викторовна | ||||||||
3 | Курганова Татьяна | 6 лет | Конкурс чтецов и певцов | "Городу Ленинграду" | Шнайдер Марина Александровна | ||||||||
4 | Акназаров Артём | 6 лет | Конкурс чтецов и певцов | "Дети" | Шнайдер Марина Александровна | ||||||||
5 | Петрова Злата | 6 лет | творческая | "Блокадный хлеб" | Шнайдер Марина Александровна | ||||||||
6 | Смагина Любовь Александровна | музыкальный руководитель | методические материалы | «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича» | |||||||||
7 | Сулейманов Эмин | 6 лет | Конкурс чтецов и певцов | "Дети Ленинграда" | Столярова Мария Васильевна | ||||||||
8 | Журавлёва Виктория | 5 лет | творческая | "Надежда и вера" | Солдатова Елена Викторовна, Антонова Дарья Николаевна |
14 февраля 2020 года педагоги провели с воспитанниками беседы о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.
Согласно плану педагоги совместно с воспитанниками посетили Музей боевой и трудовой славы. Фото мероприятия можно просмотреть в альбоме, посвященный 75-летию Победы в ВОВ
В честь 75-летия Победы педагоги ДОУ провели цикл НОД, посвященных данной теме.
Педагоги ДОУ приняли участие в областном смотре самодеятельного народного творчества, посвященному 75-летию Победы.
Воспитанники средней группы "Знайки", в рамках мероприятий, посвященных 75-летию Победы в ВОВ, посетили музей трудовой и боевой славы с.Перелюба.
В старшей группе "Смешарики" педагог Антонова Д.Н. провела НОД на тему "Салют в честь Дня Победы"
Воспитанник подготовительной группы совместно с родителями сделал поделку к предстоящему конкурсу в честь празднования 75-летия Победы в ВОВ.
Воспитанники детского сада совместно с педагогами приняли участие в конкурсе и заняли достойные места.
Заявка на участие во Всероссийском конкурсе, посвящённом годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | ||||||||||||||||||||
"Бессмертие и слава Сталинграда…" | ||||||||||||||||||||
Наименование ОУ (или организации) - пишем так, как необходимо указать в наградном материале. Будьте внимательны при заполнении! Не допускайте ошибок. | МДОУ "Детский сад №1 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области" | |||||||||||||||||||
ДОУ | ||||||||||||||||||||
Телефон | (8987) 837-0012 | DaryaAntonKippi@yandex.ru | ||||||||||||||||||
Таблица 1 - Организаторы конкурса в образовательном учреждении (заполняется при необходимости) | ||||||||||||||||||||
№ | Фамилия | Имя | Отчество | Должность | Телефон | Согласие на обработку персональных данных | ||||||||||||||
1 | Антонова | Дарья | Николаевна | (8987) 837-0012 | согласен (на) | |||||||||||||||
2 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
3 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
4 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
5 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
6 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
7 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
8 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
9 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
10 | согласен (на) | |||||||||||||||||||
centrideia@mail.ru | ||||||||||||||||||||
(3532) 274621 | ||||||||||||||||||||
Список участников Всероссийского конкурса "Бессмертие и слава Сталинграда…" | ||||||||||||||||||||
№ | ФИ участника (педагогам + Отчество) | возраст/класс/курс | категория участника | номинации | Название работы | ФИО руководителя работы (если имеется) | должность руковод. | тел. руководителя | Согласие на обработку персональных данных | итог | ||||||||||
1 | Арапов Александр | 6 лет | Конкурс чтецов и певцов | "В наших сердцах - Сталинградская битва" | Сингалиева Айганым Кайзюловна | согласен (на) | 1 | |||||||||||||
2 | Ершов Дмитрий | 4 года | творческая | "Вечная память" | Шлегина Анна Александровна | согласен (на) | 2 | |||||||||||||
3 | Павленко Михаил | 4 года | творческая | "Место битвы" | Шлегина Анна Александровна | согласен (на) | 1 | |||||||||||||
4 | Сукач Кирилл | 7 лет | творческая | "В памяти с трепетом храним..." | Шнайдер Марина Александровна, Саппа Валентина Николаевна | согласен (на) | 1 | |||||||||||||
5 | Байтакова Азалия | 6 лет | Конкурс чтецов и певцов | "Волгоград - Сталинград" | Шнайдер Марина Александровна, Саппа Валентина Николаевна | согласен (на) | 1 | |||||||||||||
6 | согласен (на) |
На базе ДОУ прошла встреча с сотрудниками библиотеки. В совместной беседе с воспитанниками, сотрудник библиотеки рассказывала о ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 377 КБ |
План мероприятий ВОВ | 19.1 КБ |
Консультация | 20.14 КБ |
Конспект НОД | 24.5 КБ |
Беседы о войне | 15.46 КБ |
Презентация "Дети Войны" | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня и года уже седы,
С тех пор, как минула война,
Но поздравляет с Днем Победы
Дедов и правнуков страна.
Спасибо, милые, родные,
Нас защищавшие тогда
И отстоявшие Россию
Ценою ратного труда.
Мы поздравляем вас с любовью,
И правнуки запомнят день,
Омытый вашей чистой кровью,
Когда вовсю цвела сирень!
Что мы с вами знаем о войне?
Где-то позади остались беды…
В день Победы плачут наши деды –
Что ещё мы знаем о войне?
Карапуз с восторгом на салют
Смотрит.
К небу он поднял ладошки.
Не дай бог узнать ему
Бомбежки
Видеть только праздничный
Салют.
Кинофильм: снаряды,
Танки, бой,
Солнце заволакивает дымом.
Заалеет знамя над Берлином
Снова мир!
Он нужен нам с тобой!
Слышу в «Новостях»:
Опять в Чечне
Погибают русские солдаты.
Это тоже кончится когда-то
Ничего не знать бы о войне!
Не всем удалось дожить до победы. Но для тех, кто остался жить и победил, этот солнечный майский день
стал самым радостным и счастливым в жизни.
День Победы над фашисткой Германией останется для человечества как одна из самых знаменательных дат истории, как торжество разума, гуманизма и справедливости.
В этот день все население страны вспоминает всех, кто своим трудом на фронте и в тылу ковал победу над врагом, тех, кто не дошел до неё.
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда.
9 Мая закончилась самая страшная война 20 века –
Великая Отечественная. Труден был путь к победе. Наш народ потерял в этой войне 20 млн. своих сынов и дочерей. Это воины, павшие на поле брани. Это мирные жители и военнопленные, убитые и замученные гитлеровцами на оккупированной территории.
Значительные жертвы понесло мирное население в результате блокады городов и воздушных бомбардировок. Сотни тысяч наших людей были истреблены в концентрационных лагерях Германии.
Около 25 млн. человек лишились крова. Гитлеровцы разрушили 1 710 советских городов, поселков и более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1 876 совхозов. Они подорвали 65 тыс. км. железных дорог, взорвали и вывезли 16 тыс. паровозов и 428 вагонов. Пламя войны поглотило почти 30% национального богатства страны, созданного трудом народа. В целом материальные потери Советского Союза оцениваются суммой около 2 триллионов
600 миллиардов рублей.
Память о всех погибших в Великой Отечественной войне будет жить вечно в наших сердцах. Память о прошлом, она не подвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение – переживает века.
Памятником всем погибшим за Родину стала могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Неизвестный солдат. Он лежит под гранитной плитой. Может, шел он по площади Красной в ноябре на параде? Может быть. Но известно: на параде Победы его быть не могло. И знамена врага без него, солдата бросали на землю. Как без тысяч других, что погибли, сражаясь. Он Берлина не видел. И не слышал салютов, только шел он в атаку последнюю, зная –
будет Победа!
Москва - город-герой, приняла прах неизвестного
солдата - защитника столицы. Прах неизвестного воина
был перенесен из братской могилы на 41км. шоссе Москва-Ленинград, у въезда в Зеленоград 3 декабря 1966г.
8 мая 1967г. на могиле вспыхнул Вечный огонь, зажженный от огня Вечной Славы у Могилы героев
Великой Октябрьской революции на Марсовом поле в Ленинграде. Факел с огнем в Москву сопровождала делегация во главе с Героем Совет. Союза летчиком
Маресьевым. Зажег огонь Вечной Славы Генеральный
Секретарь ЦК КПСС, ветеран войны Брежнев Л. И.
Вечная память героям!
Сегодня и года уже седы,
С тех пор, как минула война,
Но поздравляет с Днем Победы
Дедов и правнуков страна.
Спасибо, милые, родные,
Нас защищавшие тогда
И отстоявшие Россию
Ценою ратного труда.
Мы поздравляем вас с любовью,
И правнуки запомнят день,
Омытый вашей чистой кровью,
Когда вовсю цвела сирень!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
План мероприятий, посвященных 75-летию победы в ВОВ.
№ п/п | Наименование ОО | Наименование мероприятия | Краткое описание мероприятия | Место проведения | Сроки проведения | Категория участников | Количество участников | Ответственный (ФИО, должность) |
1 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Участие во Всероссийском конкурсе и исторической викторине, посвященные Дню полного освобождения от фашистской блокады | Конкурс проводится по номинациям: · Литературная - авторские стихи, сочинения-рассуждения, рассказы и т.д. по теме конкурса; · Творческая - рисунки, поделки, макеты, техническая композиция и т.д. (в электроном виде); · Социальный ролик - социальные ролики о сохранении памяти о подвиге блокадного Ленинграда; · Конкурс чтецов и певцов патриотических стихотворений и песен - принимаются видеоработы (аудиофайлы) на которых ребёнок (группа детей) рассказывает стихотворение, прозу или поёт песню по теме конкурса; · «Дети Ленинграда» - любые работы по теме номинации; · «Хранит альбом семейный память …» - любые работы, связанные с сохранением памяти о родственниках - жителях осаждённого города и его защитниках; · Свободная тема - в этой номинации принимаются любые работы, не вошедшие в пе-речень предыдущих номинаций. | Г.Оренбург | Декабрь 2019-февраль 2020 | Педагоги и воспитанники ДОУ | 13 | Антонова Д.Н.-педагог по ИЗО |
2 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Всероссийский конкурс, посвященный годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве «Бессмертие и слава Сталинграда…» | Литературная - авторские стихи, сочинения-рассуждения, рассказы и т.д. по теме конкурса; · Творческая - рисунки, поделки, макеты, техническая композиция и т.д. (в электроном виде); Свободная тема - в этой номинации принимаются любые работы, не вошедшие в пе-речень предыдущих номинаций · Конкурс чтецов и певцов патриотических стихотворений и песен - принимаются видеоработы (аудиофайлы) на которых ребёнок (группа детей) рассказывает стихотворение, прозу или поёт песню по теме конкурса; | Г.Оренбург | Январь 2020-февраль 2020 | Педагоги и воспитанники ДОУ | 3 | Антонова Д.Н.-педагог по ИЗ Сингалиева А.К.- воспитатель |
3 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Посещение Музея боевой и трудовой славы с.Перелюб | Ознакомление воспитанников ДОУ с историей | Музей с.Перелюб | Февраль-апрель 2020г | Педагоги и воспитанники ДОУ | 145 | Воспитатели групп: Шнайдер М.А.,Сингалиева А.К., столярова М.В., Солдатова Е.В., Маркуш И.А., Шлегина А.А. |
4 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Консультация для педагогов | «Организация центров по нравственно-патриотическому воспитанию в группах ДОУ». | ДОУ | Апрель 2020г | Педагоги ДОУ | 19 | Кислова Н.В.-воспитатель |
5 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Организация тематической зоны, посвященной 75-летию победы в ВОВ | Организация тематической выставки(оформленная зона, выставка детских работ, материалы, освещающие ВОВ) | ДОУ, корпус 2 | Конец апреля начало мая 2020г | Педагоги и воспитанники ДОУ, родители. | 100 | Бевер Л.Р.-ст.воспитатель, Явкаева Г.П.-учитель-логопед, Смагина Л.А.-муз.руководитель |
6 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Цикл бесед с воспитанниками старших и подготовительных групп ДОУ | Сообщать детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии. | ДОУ, корпус 2 | Конец апреля начало мая 2020г | Педагоги и воспитанники ДОУ | 100 | Воспитатели групп: Шнайдер М.А., Сингалиева А.К., Саппа В.Н., Солдатова Е.В., Антонова Д.Н., Столярова М.В., Кислова Н.В. Смагина Л.А.-муз.руководитель |
7 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Выставка работ | Выставка детских рисунков, работ, посвященных Дню Победы! | ДОУ | Май 2020г | Родители и воспитанники ДОУ | 16 | Бевер Л.Р. –ст.воспитатель Столярова М.В.-воспитатель |
8 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Праздник «День Победы» | Проведение праздника с целью воспитания патриотизма, чувства уважения к людям, защищавшим Родину. | ДОУ | Май 2020г | Педагоги и воспитанники ДОУ | 147 | Смагина Л.А.,-муз.руководитель Кирлашева Е.А.- муз.руководитель |
9 | МДОУ «Детский сад № 1 с. Перелюб» | Проект «Мы память бережно храним» | ДОУ | Май 2020г | Педагоги, родители и воспитанники ДОУ | Смагина Л.А.,-муз.руководитель |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны».
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниях. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Социальные потребности
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с правильной стороны.
К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Особенности возможностей развития детей дошкольного возраста
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Актуальные проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому направлению
- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
- Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войн. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребенка с памятником.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определенных возрастов.
- Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и другие.
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 села Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Конспект
Музыкально – литературной гостиной
для детей старшего
дошкольного возраста
Тема: «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича».
Выполнил: Смагина Л.А. Образование: среднее-специальне Категория: первая Стаж: 41 г. |
С.Перелюб
2020г.
Музыкально – литературная гостиная для детей старшего
дошкольного возраста
Тема: «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича».
Автор: музыкальный руководитель МДОУ ДС №1 с. Перелюб Саратовской области Смагина Любовь Александровна.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид деятельности: Музыкально – литературная гостиная.
Тема: «Седьмая Ленинградская Симфония Д.Д. Шостаковича».
Цель: Формирование патриотических качеств личности дошкольников, создать образное содержание музыкального произведения с раскрытием исторического времени.
Задачи:
1. Познакомить детей с Седьмой симфонией Д.Д.Шостаковича, творчеством композитора, с жизнью блокадного Ленинграда во время ВОВ.
2. Формировать представления детей о влиянии музыки на настроение человека, сравнивая различные по форме, характеру и жанру произведения «Седьмая симфония» Д.Шостаковича и песня «День Победы» (муз.Д. Тухманова, сл.В. Харитонова).
3. Развивать через музыку патриотические чувства к своей Родине
4. Закрепление и расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге своего народа.
Предварительная работа: беседы.
Оборудование: экран, проектор, музыкальный центр, ширма, стол с музыкальными инструментами, ширма с фотографиями, (предметная композиция «Блокадный Ленинград»).
Ход занятия.
(Дети входят под марш «Прощание славянки» музыка В.Агапкина, хлопают, садятся) (1)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную в преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша страна. Что это за праздник?
Что произошло в этот день?
Дети: Закончилась Великая Отечественная война, наш народ победил фашистов.
Музыкальный руководитель: Да, вы, конечно, знаете, что много лет назад на нашу страну напали враги – очень сильная и развитая страна – фашистская Германия. (4) Началась Великая Отечественная война. Это было очень страшное время. Наша страна не ожидала, что Германия нападёт, потому что незадолго до начала войны правительством Германии и России был заключён специальный документ, в котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать между собой. Но, не смотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день, немецкая армия атаковала наши границы.(5) Сотни самолётов, танков и тысячи солдат двинулись на нашу землю.(6) Они были очень хорошо вооружены, и их было много. Враги сжигали города и сёла, убивали и брали в плен наших жителей. Они никого не щадили…ни женщин, ни стариков, ни детей.(7) Наши солдаты отчаянно сопротивлялись,(8) они проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, старались не пропустить вражеских солдат вглубь нашей страны.(9) Но силы были неравные, нашим солдатам не хватало оружия и в начале войны им пришлось отступать.
В 1941 году фашисты захватили многие города нашей страны и близко подошли к Москве и Ленинграду. Начало войны было самым тяжелым временем для жителей Ленинграда. Город был окружен фашистами - люди голодали, болели, не было тепла, воды, света, не хватало продуктов питания..
О войне с фашистами художники создали много картин. Писатели и поэты написали рассказы и стихи. Об этом событии есть художественные и документальные фильмы, в театрах поставлены спектакли. Многие композиторы в своем творчестве обращались к теме войны. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из них. (10) Музыка, в которой ярко переданы эти события, называется Седьмая Ленинградская симфония Шостаковича.
Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал Седьмую симфонию во время войны, она стала великим произведением, которое вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух.
Музыка – это великая сила. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, музыка помогла голодающим людям выжить, не пасть духом, найти в себе силы на борьбу и победить.
Д.Д. Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он рыл окопы, работал в пожарной команде, нес дежурства на крыше Консерватории. В то же время Дмитрий Дмитриевич давал концерты в филармонии. Он говорил: «Моим оружием была музыка». Композитор видел, как фашисты обстреливают Ленинград, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу, победу над страшными захватчиками. В самом начале войны Шостакович начал работать над Седьмой симфонией.
Фашисты обещали занять Ленинград быстро – 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение композитора Шостаковича – Седьмая симфония. Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывный огонь по врагам.
Концертный зал был переполнен и сиял электрическими огнями,.. несмотря на то, что электричество включали один раз в день и совсем ненадолго. По радио транслировали этот концерт. Композитор, музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.
Симфония – это сложное и большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, он называется - нашествие. По жанру - это марш. .
Внимательно послушайте её отрывок и подумайте, какой характер передаёт эта музыка и что можно под неё представить? (11)
Д. Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «тема нашествия» - слушание
Музыкальный руководитель: Какой характер музыки?
Дети. Грозный, жесткий, устрашающий.
М. р. Что можно представить?
Дети. Как идут фашистские войска.
М.р. А как изменялась громкость музыки
Дети. Сначала тихо, потом громче и громче.
М.р. Какие инструменты вы услышали? (Ответы детей)
Можно себе представить тихое, ясное летнее утро, и вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагающих ног. На нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков и самолетов. Как будто страшное чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все пространство, крушило все, что стояло у него на пути. Так композитор показал образ фашистского нашествия. Этот образ словно разбухал и обрушивался на слушателей, вырастая до гигантских размеров.
Давайте ещё раз прослушаем эту тему, и будем передавать пульсацию музыки - вначале с помощью пальцев (стучим по коленкам), когда будет громче - ладошками по плечикам, а когда совсем громко - кулачками по коленкам.
Повторное прослушивание фрагмента с движениями. (12)
Музыкальный руководитель: Я наблюдала за выражением ваших лиц, когда вы слушали музыку. Вот видите, как сильно может музыка влиять на человека. Вы услышали грозную,страшную музыку, и она изменила ваше настроение и чувства. Именно так хотел Шостакович воздействовать на людей.
Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Эту музыку слушали солдаты в окопах, для них были установлены репродукторы, ее слышали и немцы. Спустя много лет после войны немцы говорили:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...»
(13-17)
После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных, близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов.
. Муз. рук: А сейчас настало время послушать стихи о блокадном Ленинграде в исполнении ребят.
Ребенок 1 .
Самуил Маршак «Часы на башне».
Башня есть под Ленинградом,
А на башне – циферблат.
Разорвался с башней рядом
Неприятельский снаряд.
Бил по башне в перестрелке
Частым градом пулемёт.
Но ползут по кругу стрелки, -
Время движется вперёд!
Ребенок 2.
Наталья Алексеева «Городу Ленинграду»
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Ребенок 3.
«Люди Ленинграда, вы - герои!»
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Муз. рук: Молодцы! Какие замечательные стихи прочитали нам ребята.
Но музыка может создавать светлое, радостное настроение, передать чувство гордости за свою непобедимую Родину.
Сейчас послушайте песню, которая тоже написана в маршевом жанре. Но она несет радостное волнение, восторг и чувство победы. Это песня «День Победы» композитора Д.Тухманова. (Дети слушают песню в аудиозаписи). Какие чувства вы испытывали? (Ответы детей). Ваши лица были радостными, веселыми. Эта песня – праздничный марш. Она звучит гордо, торжественно, победно. Она написана через много лет после окончания войны.
Сейчас я предлагаю вам под эту песню пройти торжественным маршевым шагом по залу, а затем в свою группу.
Предварительный просмотр:
Беседа «Война — это страшно»
Горели и рушились дома, погибали люди. (Звучит песня «Священная война»). Мужчины уходили воевать, защищать свою землю, прогонять врагов. Женщины и даже дети работали день и ночь, чтобы у солдат была одежда, еда, оружие. (Показ картинок и иллюстраций).
Но не сразу удалось нашим воинам защитникам прогнать врагов. Ведь враги-фашисты долго готовились к войне, у них было много оружия, бомб, самолетов, танков.
Много горя принесла война. В нашем городе тоже были фашисты. Они выгнали детей из школ и детских садов и сами там поселились. Они забирали продукты и вещи у жителей нашего города. Установили свои порядки: молодых людей увозили работать далеко-далеко в свою страну, а с наступлением темноты нельзя было выходить на улицу, а кто не послушается — того убивали.
И в других городах и селах много слез пролили люди из-за войны. Город Ленинград фашисты окружили со всех сторон. Ворваться в город враги не смогли, но и не пропускали в Ленинград никого. Скоро в городе закончилась вся еда и люди начали умирать от голода. Взгляните, что это? (Показ) Картофельные очистки. Что мы делаем с ними? Выбрасываем. А в городе, погибающем от голода, эти очистки варили и съедали.
Вот такие маленькие кусочки хлеба получали дети. (Показ). И это была вся еда на целый день. Возьмите себе по такому кусочку и съешьте. Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком? (Ответы детей). Конечно нет.
Некоторые небольшие города и села фашисты сожгли полностью. Не осталось ни одного дома, ни одного человека. Много погибло солдат, женщин и детей.
Но вот, наконец, удалось нашим воинам-защитникам одолеть врагов. Начали они выгонять их с нашей земли. И выгнали до самого главного их города — Берлина. И в этот самый день объявили о победе над врагом.
Как радовались люди окончанию долгой войны. Все поздравляли друг друга, плакали, вспоминая погибших, в ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта.
И с тех пор, каждый год в этот день наши люди празднуют День Победы. Поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей земле. Вспоминают тех, кто погиб, сражаясь с фашистами. Благодарят воинов, которые победили фашистов и освободили нашу землю от врагов. Эти воины сейчас уже очень старые люди, но в этот праздник Победы, надевают свои ордена и медали, полученные за героическую борьбу с врагом, и выходят на парад Победы.(Звучит песня «День Победы». Показ картинок с изображением парада).
В каждом городе горит Вечный огонь. Вечный — это тот, который есть всегда. Вечный огонь горит всегда, никогда не гаснет и напоминает людям о страшном слове «война», о том, что никогда больше такое не должно повториться. Взрослым и детям нужен мир на всей планете. Есть Вечный огонь и в нашем городе. Доводилось ли вам бывать возле него? (Ответы детей).
А заканчивается День Победы праздничным салютом. (Показ картинок).