Внеурочная деятельность

Карта занятости во внеурочной деятельности, Рабочая программа "Умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая карта занятости обучающихся 3Б класса во внеурочной деятельности  

 2013\2014 учебный год

                        Учитель:  БОЛДИНА Елена Константиновна

Ф.И. обучающегося

Формы организации внеурочной деятельности (по направлениям)

Общий объем недельной нагрузки (в час.)

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общеинтел-лектуальное

Общекультурное

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Форма (в час.)

Аксенов Степа

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

4 ч

Аушева Софья

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-2ч

6 ч

Бевз Настя

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-5ч

9 ч

Брунер Алеша

Я-эколог-1ч

Умники и умницы -1ч

2 ч

Выходцев Петя

ДК им. Наймушина-4ч.

Шахматы-2ч

Я-эколог-1ч.

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

10 ч

Дубровин Дима

ДК им. Наймушина -4ч.

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

8 ч

Зайцева Маша

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореогра-фия-2ч

Умелые руки-2ч

6 ч

Карнаухов Алеша

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Школа Искусств № 1-7ч

9 ч

Комарова Катя

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-4ч

8  ч

Кривошеева Настя

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Школа Искусств № 1- 6ч

8 ч

Кудряшов Даниил

Каратэ-5ч

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2 ч

Умелые руки-1 ч

10 ч

Ларина Лена

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Худ. шк. № 1-5ч

7 ч

Лимонова Алена

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Худ. шк. № 1- 6ч

10 ч

Метелкин Артем

Бокс 6 ч

ДК Наймушина

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

10 ч

Метелкин Максим

Бокс 6ч

ДК Наймушина

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

10 ч

Мутовин Саша

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

4 ч

Остроглядова Эвелина

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-3ч

7 ч

Ражева Ольга

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Школа  Искусств № 1- 8ч

9 ч

Смирнягина Аня

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-2ч

Школа  Искусств № 1 -  4 ч

10 ч

Софьин Антон

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-2ч

6 ч

Урин Никита

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-2ч

6 ч

Федорова Вика

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-4ч

8 ч

Шафурин Вова

ДК Наймушина  

4 ч.

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-2ч

8 ч

Шуткина Злата

Я-эколог-1ч

Умники и умницы-1ч

Хореография-2ч

Умелые руки-3ч

7 ч

Итого

6 чел.

1 чел.

24 чел.

24 чел.

19 чел.

12 чел.

7 чел.



Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»  г. Усть-Илимска Иркутской области

РАССМОТРЕНО

 на заседании МО

Протокол № ___

от « ___» _________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________________

«____» ________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы

_______________________

№ ____ от «___» ______2013 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

3 «Б»  класс

на 2013-2014 учебный год

Разработчик программы

Болдина Елена Константиновна

учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

г. Усть – Илимск

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе авторской подпрограммы «З6 занятий для будущих отличников» Холодовой Ольги Анатольевны, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС) на основе ФГОС НОО.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей. Используемые на занятиях задачи позволяют решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

Познавательный аспект

- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

- Развитие речи.

- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

- Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

- системность: задания располагаются в определённом порядке;

- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

- увеличение объёма материала;

- наращивание темпа выполнения заданий;

- смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

Курс включает 34 занятия, по 1 часу  в неделю.

Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Ожидаемые результаты

- Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;

 - воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

- формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

 - развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

К концу обучения во 3  классе учащиеся должны уметь:

- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 

- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 

- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

 - Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.).

- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение.

- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

- Называть положительные и отрицательные качества характера.

- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу, после однократного прослушивания.

- Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.

- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости. 

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии. 

Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования. 

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Умники и умницы»

Литература для учащихся:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / О.А.Холодова М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

         Литература для учителя:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 204 с.- (Стандарты второго поколения).
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
  4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ 

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  6. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Тематический план:

Содержание

Количество часов

3 класс:

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

5

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

Итого:

34



Предварительный просмотр:

                                                    Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Умники и умницы» 

3 класс

№ п/п урока

Развиваемые способности. Темы и формы занятий

Кол-во час.

Дата

План / факт

Примечание

I четверть (8 часов)

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

07.09

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

14.09

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

21.09

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

28.09

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

05.10

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

12.10

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

19.10

8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи. Классная олимпиада.

1

26.10

II четверть (8 часов)

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

02.11

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

16.11

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

23.11

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

30.11

13

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

7.12

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

14.12

15

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

21.12

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-конкурс  «Самый умный».

1

28.12

III четверть (10 часов)

17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

18.01

18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

25.01

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

01.02

20

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

08.02

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

15.02

22

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

22.02

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

0103

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

15.03

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

22.03

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи. Олимпиада «Умники и умницы».

1

05.04

IV четверть (8 часов)

27

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

12.04

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

1

19.04

29

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

26.04

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

1

03.05

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

10.05

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

17.05

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

1

24.05

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Урок-праздник, подведение итогов.

1

29.05