Внеурочная деятельность
Карта занятости во внеурочной деятельности, Рабочая программа "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchaya_karta_zanyatosti_-_vneur._3kl.docx | 49.09 КБ |
rabochaya_programma_umniki_i_umnitsy._3_klass.docx | 35.43 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_umniki_i_umnitsy.docx | 41.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая карта занятости обучающихся 3Б класса во внеурочной деятельности
2013\2014 учебный год
Учитель: БОЛДИНА Елена Константиновна
Ф.И. обучающегося | Формы организации внеурочной деятельности (по направлениям) | Общий объем недельной нагрузки (в час.) | ||||||
Спортивно-оздоровительное | Духовно-нравственное | Общеинтел-лектуальное | Общекультурное | |||||
Форма (в час.) | Форма (в час.) | Форма (в час.) | Форма (в час.) | Форма (в час.) | Форма (в час.) | Форма (в час.) | ||
Аксенов Степа | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 4 ч | ||||
Аушева Софья | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-2ч | 6 ч | |||
Бевз Настя | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-5ч | 9 ч | |||
Брунер Алеша | Я-эколог-1ч | Умники и умницы -1ч | 2 ч | |||||
Выходцев Петя | ДК им. Наймушина-4ч. | Шахматы-2ч | Я-эколог-1ч. | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 10 ч | ||
Дубровин Дима | ДК им. Наймушина -4ч. | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 8 ч | |||
Зайцева Маша | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореогра-фия-2ч | Умелые руки-2ч | 6 ч | |||
Карнаухов Алеша | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Школа Искусств № 1-7ч | 9 ч | ||||
Комарова Катя | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-4ч | 8 ч | |||
Кривошеева Настя | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Школа Искусств № 1- 6ч | 8 ч | ||||
Кудряшов Даниил | Каратэ-5ч | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2 ч | Умелые руки-1 ч | 10 ч | ||
Ларина Лена | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Худ. шк. № 1-5ч | 7 ч | ||||
Лимонова Алена | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Худ. шк. № 1- 6ч | 10 ч | |||
Метелкин Артем | Бокс 6 ч ДК Наймушина | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 10 ч | |||
Метелкин Максим | Бокс 6ч ДК Наймушина | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 10 ч | |||
Мутовин Саша | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | 4 ч | ||||
Остроглядова Эвелина | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-3ч | 7 ч | |||
Ражева Ольга | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Школа Искусств № 1- 8ч | 9 ч | ||||
Смирнягина Аня | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-2ч | Школа Искусств № 1 - 4 ч | 10 ч | ||
Софьин Антон | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-2ч | 6 ч | |||
Урин Никита | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-2ч | 6 ч | |||
Федорова Вика | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-4ч | 8 ч | |||
Шафурин Вова | ДК Наймушина 4 ч. | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-2ч | 8 ч | ||
Шуткина Злата | Я-эколог-1ч | Умники и умницы-1ч | Хореография-2ч | Умелые руки-3ч | 7 ч | |||
Итого | 6 чел. | 1 чел. | 24 чел. | 24 чел. | 19 чел. | 12 чел. | 7 чел. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усть-Илимска Иркутской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № ___ от « ___» _________2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________ «____» ________ 2013 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы _______________________ № ____ от «___» ______2013 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
3 «Б» класс
на 2013-2014 учебный год
Разработчик программы
Болдина Елена Константиновна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Усть – Илимск
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основе авторской подпрограммы «З6 занятий для будущих отличников» Холодовой Ольги Анатольевны, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС) на основе ФГОС НОО.
Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей. Используемые на занятиях задачи позволяют решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Основные цели программы:
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Курс включает 34 занятия, по 1 часу в неделю.
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Ожидаемые результаты
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
- формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
К концу обучения во 3 классе учащиеся должны уметь:
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.).
- Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение.
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу, после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Умники и умницы»
Литература для учащихся:
36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / О.А.Холодова М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
Литература для учителя:
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011. - 204 с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Тематический план:
Содержание | Количество часов |
3 класс: | |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Умники и умницы»
3 класс
№ п/п урока | Развиваемые способности. Темы и формы занятий | Кол-во час. | Дата План / факт | Примечание | |
I четверть (8 часов) | |||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | 07.09 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 14.09 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 21.09 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 28.09 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 05.10 | ||
6 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 12.10 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | 19.10 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Классная олимпиада. | 1 | 26.10 | ||
II четверть (8 часов) | |||||
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 02.11 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 16.11 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 23.11 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 30.11 | ||
13 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 7.12 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | 14.12 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 21.12 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Игра-конкурс «Самый умный». | 1 | 28.12 | ||
III четверть (10 часов) | |||||
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 18.01 | ||
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 25.01 | ||
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 01.02 | ||
20 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 08.02 | ||
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | 15.02 | ||
22 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 22.02 | ||
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 0103 | ||
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 15.03 | ||
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 22.03 | ||
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Олимпиада «Умники и умницы». | 1 | 05.04 | ||
IV четверть (8 часов) | |||||
27 | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 12.04 | ||
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 1 | 19.04 | ||
29 | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 26.04 | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 1 | 03.05 | ||
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 10.05 | ||
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 17.05 | ||
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 24.05 | ||
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Урок-праздник, подведение итогов. | 1 | 29.05 |