МО классных руководителей

Инновации в работе классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная   деятельность классного руководителя

 в школе I ступени.

Автор: Болдина Е.К.

        С введением  Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы, которые создают условия для достижения главной цели воспитания – развития «самости» и личности растущего человека.  Теперь в начальной школе ребенка должны  научить,  не только читать, считать и писать, чему и учат сейчас успешно. Сегодня роль учителя начинает существенно пересматриваться и переосмысливаться. Общий смысл нового подхода  состоит в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя.

Главное предназначение учителя в современной школе   помогать ребенку, создавая благоприятные условия для развития его самостоятельности. Внешне все, вроде бы, осталось, как и было – учили, воспитывали, готовились к урокам, создавали планы воспитательной работы. Но это только внешне. Мы, учителя начальных классов, поставлены в новые условия, следовательно, и подходы должны быть новыми. Работая по новым стандартам перестраивать надо, прежде всего себя!

И я, как учитель, желающий отвечать современным  требованиям,  создала свою Программу развития классного коллектива. В основу Программы положена Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель и задачи  духовно – нравственного развития и воспитания личности в единстве учебной и внеучебной  деятельности.

Реализация Программы  позволит создать условия  для освоения системы базовых  национальных  ценностей: патриотизм, семья, здоровье, природа, общество, творчество.(слайд)

Ключевым решением реализации программы является принцип ступенчатой доминанты: для каждой возрастной категории  учащихся выбирается своя доминанта.

1класс:      подготовительный этап

2 класс:    

Начинается практический этап.   Доминанта  «Мир внутри и вокруг меня», основное направление – духовно- нравственное.

Цель: развитие духовно-нравственной сферы учащихся  через накопление опыта владения своими чувствами и понимания чувств  другого, формирование  определенных качеств личности (внимательность к другим людям, доброта, дружелюбие, товарищество, симпатия и т.д.).

Далее из опыта работы:  Образовательная система   «Школа 2100»  хороший помощник учителя в формировании  таких качеств у детей (о дневниках).

В конце учебного года  подводим  итог -  что получилось, над чем еще надо работать.

На основе наблюдений, изучения каждого ребенка, его семьи с целью выяснения его склонностей, увлечений, интересов, способностей я выявила группу родителей, способных организовать межличностное общение  родительской общественности и помочь реализовать идеи, направленные на развитие личности. Эти родители не только инициаторы добрых дел, они  полноправные партнеры, проводники идей.

В 3 классе главная доминанта «Юный гражданин», основное направление  гражданско-патриотическое.

Цель: формирование чувства патриотизма, любви к Родине, городу, школе классу, своему народу, традициям.

Задачи: приобщать к национальным традициям, расширять представления об окружающем мире, формировать самостоятельность, и т.д.

Определены тематические занятия и праздники,  темы  проектов.

В начальной школе урочная деятельность плавно переходит во внеурочную.  Совместный проект с учителем биологии Сапрыко Е.А. «За страницами учебника», объединил несколько предметов, т.е.  осуществляется метапредметность. Знания, полученные на уроках Окружающего мира, помогают на уроках УМК «Учусь учиться» и занятиях внеурочной деятельности «Я эколог». Происходит  формирование  активной, самостоятельной  и инициативной позиции учащихся, развиваются исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки.

Для развития таких навыков я в системе использую прием «Все в твоих руках». Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой  нужно высказать свое мнение:

Большой палец  – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний палец  – мне было трудно (мне не понравилось, мне не понятно)…

Безымянный  – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно…

Этот прием подталкивает ребенка самому определять свое отношение к происходящему.

В 3 классе заметен рост  классного самоуправления.  Деятельность командира класса, ответственных за порядок, экологию, библиотекаря, пресс-центр в центре внимания всего класса. (пример- проведение классных конкурсов «лучшая тетрадь», подготовка к родительскому вечеру-инициатива детей- показать, чему научились, провести что-то интересное.

Дети читали стихи, рисовали словесные портреты своих мам, мамы портреты своих детей. Это было запланировано. О Володе Ш. и об игре «Узнай мамины руки». Пожелание родителям – чаще обнимать своих детей, держать их за руки. )

Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера провожу, когда только начинаю формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог первого класса.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Провожу их 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Всю работу с родителями учащихся класса, в котором я являюсь классным руководителем, условно делю на три компонента:

-   индивидуальная работа с родителями;

-   микрогрупповые собрания;

-   собрания прецеденты.

Я считаю, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа классного руководителя  с семьей.

Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем ребенка. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

Здесь хочется поделиться маленьким «секретом»: начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но мне хочется сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание - не «вызываете» в школу, а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше их не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!).

На индивидуальные беседы с родителями приглашаю и «узких» специалистов: психолога, логопеда - в зависимости от конкретной ситуации. Эффекты микрогрупповых собраний.

Второй по значимости я ставлю микрогрупповую работу с родителями. В этом случае на встречу я приглашаю только тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно пригласить на эту встречу специалиста-профессионала в данной сфере.

Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух о  наболевшем. Но если родители озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них уже «камень с души упадет» - они не одиноки в этой проблеме!

Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не «пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.

Третий эффект. Я собираю не всех родителей из класса - только часть. Поэтому разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают о проблемах их детей.

Собрания-прецеденты.

Общие родительские собрания незаменимы лишь в тех случаях, когда имеется информация, интересная всем. Уместны такие собрания в начале учебного года, по окончании его, и тематические - в течение года.

Так, в начале года объявляю родителям о возможных образовательных маршрутах, новых возможностях выбора дисциплин, каких-либо изменениях в режиме работы школы. Это традиционно.

Но, кроме того, дети за лето выросли, перешли в «следующий возраст», а родители могут не знать психологические особенности детей этого возраста. Поэтому есть смысл посвятить время и беседе о психологических особенностях и педагогических подходах, предупредить родителей о возможных осложнениях в поведении детей, рассказать о приоритетах и ценностях данного возраста.

Я хочу рассказать о своем опыте проведения родительских собраний-прецедентов. (Напомню, что прецедент, как гласит Словарь русского языка, - это случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода.)  Вначале родителям демонстрирую сценку или видеозапись какой-либо проблемной ситуации. И после этого провоцирую родителей на обсуждение увиденного, обмен мнениями, опытом, советами. Важно, не навязывать  родителям педагогические знания, а подвести к тому, чтобы родители САМИ ДЛЯ СЕБЯ выводили некие приемы и способы общения с детьми.

Для меня это стало возможным, благодаря использованию в своей работе с родителями современной педагогической технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).

Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия - ситуации «ненаблюдения». Если родитель провел самооценку, будучи человеком ответственным (ответственность - одно из важных качеств, формируемых рассматриваемой технологией), он сам определяет, что ему еще нужно, что интересно, над чем следует подумать.

Опять можно сказать, а что тут нового?  Есть новшество!  Чтобы беседа или собрание было более результативным,  использую в своей работе итоги диагностики. Это стало неотъемлемой частью в работе классного руководителя.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационная деятельность классного руководителя из опыта работы учителя начальных классов Болдиной Е.К. МАОУ «СОШ № 5»

Слайд 2

Нормативно-правовая база -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -Программа духовно-нравственного воспитания (школьная); -Программа развития школы; -Устав школы; - Программа развития классного коллектива; - Устав класса.

Слайд 3

Базовые национальные ценности - ПАТРИОТИЗМ; - СЕМЬЯ; - ЗДОРОВЬЕ; - ПРИРОДА; - ОБЩЕСТВО; - ТВОРЧЕСТВО.

Слайд 4

Практический этап ДОМИНАНТА «Мир внутри и вокруг меня» (основное направление – духовно-нравственное) 2 класс 3 класс ДОМИНАНТА «Юный гражданин» (основное направление – гражданско-патриотическое)

Слайд 5

Проектная деятельность 3 класс «Чудо Родина моя – моя малая родина»; «Путешествие олимпийского огня»; «Секрет великих полководцев»; «За страницами учебника»; «Все мы разные, но все мы равные».

Слайд 6

«За страницами учебника» Окружающий мир УМК «Учусь учиться» клуб «Я - эколог» Акции, экскурсии

Слайд 7

«Все в моих руках» Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию… Средний – мне было трудно (мне не понравилось, мне не понятно)… Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – для меня было недостаточно…

Слайд 8

Портрет современного родителя РОДИТЕЛЬ –СОТРУДНИК РОДИТЕЛЬ – ЭКСПЕРТ РОДИТЕЛЬ – ПРОВОДНИК ИДЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА

Слайд 9

Диагностические карты классного руководителя Определение уровня самооценки учащегося № Показатели Критерии самооценки. всегда иногда никогда 1 Ты планируешь свою деятельность. 2 Ты знаешь свои возможности. 3 Ты готов отвечать за свои поступки, слова. 4 Умеешь объяснить причины своего поведения. 5 Ты осознаешь причины своего неуспеха. 6 Ты доброжелателен со своими сверстниками. 7 Ты учитываешь мнение и советы старших. 8 Тебе нравится уважительное отношение других (хвалят, говорят комплименты) 9 Ты готов и умеешь помогать другим. 10 Ты требователен к себе. 11 Ты обижаешься на друзей, старших за невыполненное обещание, слово. 12 Ты регулярно анализируешь себя, окружающую ситуацию

Слайд 10

Диагностические карты классного руководителя Выявление уровня культуры общения № Показатели культуры общения Оценочная шкала Отрицатель. проявления 5 4 3 2 1 1. Я уважаю себя. Не уважаю 2. Я умею общаться со сверстниками и старшими. Не умею 3. Я умею высказывать своё мнение. Не умею 4 Могу высказывать своё мнение, даже если оно не нравится другим. Не могу 5 Друзья меня уважают за лёгкое общение со мной. Не уважают 6 Меня любят и уважают родители. Не любят 7 Я умею спросить незнакомого человека на улице (как пройти, который час и т.д.). Не умею 8 Раздражаюсь или теряюсь, когда незнакомые люди обращаются ко мне с просьбой. Не раздражаюсь 9 Я с удовольствием принимаю участие во всех делах класса, школы. Не принимаю 10 Я испытываю страх, боязнь в участии, в делах класса, школы. Не испытываю 11 Я владею техникой общения (речь, мимика, жесты…) Не владею 12 Я с удовольствием слушаю собеседника (никогда не перебиваю). Не всегда 13 Раздражаюсь, когда долго говорят, объясняют. Не всегда 14 Я предпочитаю уединение шумному веселью. Не всегда

Слайд 11

Диагностические карты классного руководителя Диагностическая карта – характеристика (мальчики, девочки) Ф.И. УЧАЩЕГОСЯ НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ УСПЕВАЕМОСТЬ ИНТЕРЕСЫ ПОЛОЖЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ АКТИВНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПИТАНИЕ «САМОСТИ» ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УЧ-СЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ВОСПИТАНИИ I чт. II чт. III чт. IV чт. год УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА В КЛАССЕ В ШКОЛЕ ВНЕШКОЛЬН. ОБРАЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ САМООЦЕНКА САМОПОЗНАН САМОРЕГУЛЯ САМООПРЕЛЕНИЕ 1 …….. Рус.яз. Лит. ч Матем Англ. Окр.м Рус.яз.

Слайд 12

Диагностические карты классного руководителя Индивидуальный образовательный маршрут

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!