Программа по русскому языку (ФГОС)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (учебно-методический комплект под редакцией М.М. Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_5-9_klass_umk_razumovskoi_m.m._.odt | 40.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края
ПРИНЯТО методическим объединением учителей русского языка и литературы №______ от ______________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края ______________С.В. Стремилов «_____»_______2013 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
учебно-методический комплект
под редакцией М.М. Разумовской
Составитель: Борискина Г Г. , учитель русского языка и литературы высшей категории |
Чита, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ об образовании от 29.12.12, № 273; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования; основной образовательной программой среднего (полного) общего образования; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программой формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся; учебным планом Краевого Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год;
- В процессе обучения используются учебники для 6-9 классов под редакцией М.М. Разумовской, выпускаемые Издательским центром «Дрофа», которые входят в федеральный перечень учебников (учебники имеют гриф «Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067).
Программа по русскому языку составлена на основе примерных программ под редакцией М.М. Разумовской
При составлении программы так же использованы методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Актуальность программы заключается в том, что формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Новизна данной программы проявляется в усилении внимания к развитию устной речи. Языковая направленность рассматривается в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст, читать и говорить, соблюдать интонацию. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста, созданием высказывания.
Значимость программы заключается в том, что содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Образовательная область, в которую входит данный учебный предмет — филология.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
-воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
-осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
Задачи:
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
-овладение на этой основе культурой устной и письменной речи;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса;
- совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
В рамках дистанционного обучения наряду с общеобразовательными задачами реализуются и коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- обогащение словаря и развитие связной речи учащихся
- коррекция произношения, развитие мышления, воображения, эмоций;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.);
- расширение представлений об окружающем;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- воспитание гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Сроки реализации Программы: 2013 — 2017 г.г.
Принимая во внимание особые образовательные потребности детей Центра дистанционного образования, в программе реализуются следующие дидактические принципы:
- Учёт индивидуальных особенностей и возможностей,
- Преемственность;
- Уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью;
- Дифференцированный и индивидуальный подход;
- Комплексный подход при разработке занятий;
- Личностно-деятельностный подход в воспитании и обучении;
- Научность, связь теории с практикой;
- Принцип максимального обогащения речевой практики;
- Наглядность;
-Систематичность и последовательность;
-Прочность полученных знаний.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению сиситематического курса в 8-9 классах.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Предполагаемые результаты:
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
−духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
−формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
−освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов
Инструментарий – формы и методы оценки: продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п., самооценка ученика, результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, портфолио, дневник достижений.
Общая характеристика учебного предмета
Язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета, культуры общения.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Основные технологии, применяемые на уроках русского языка:
- технология проектного обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология развития критического мышления,
- ИКТ
- Кейс-технологии
- Игровые технологии
Методы обучения:
- Лекция в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио, видео, слайд-лекция, текстовая.
- Изучение ресурсов интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, аудио, анимации.
- Самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.).
- Практикум.
- Индивидуальная проектная работа.
- Тренировочные упражнения.
- Тренинг с использованием специальных обучающихся систем.
- Контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы), консультация.
- Очный урок.
- Заочный урок с включением в реальный урок.
- Консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.).
- Лабораторно-практические занятия.
- Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.).
- Игры.
- Ситуационные задачи (кейс-стади).
- Учебные научно-исследовательские работы (УНИР).
- Экскурсии.
- Учебное портфолио.
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— письменный ответ,
— составление/заполнение таблицы,
— составление плана,
— подбор/поиск примеров,
— поисковая работа,
- проектная работа.
Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:
- устный ответ
- письменный ответ
- тестирование
- словарный диктант, диктант с грамматическим заданием;
- викторины
- олимпиады
Методы, применяемые при изучении русского языка (объяснение, лекция, беседа, пересказ, составление плана, работа с книгой, наблюдения, практические задания, работа со словарями и справочной литературой и мн.др.), обычно сочетаются с различного рода наглядно-действенными приемами обучения.
Основной формой обучения в Центре дистанционного образования детей-инвалидов является урок (в Скайпе и Чате) . Уроки деятельностной направленности по целеполаганию:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Форма обучения: индивидуальная.
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 310 ч.
В том числе:
в 5 классе— 72 ч, 3 часа в неделю
в 6 классе — 68 ч, 2 часа в неделю
в 7 классе — 68 ч, 2 часа в неделю,
в 8 классе — 34 ч, 1 час в неделю,
в 9 классе — 68 ч. 2 часа в неделю
Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся являются: входной контроль в начале года, текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных и словарных диктантов, комплексного анализа текстов: итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста, тестирование.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;
•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога;
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
•способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
•умение выступать с небольшими сообщениями, докладом, рефератом
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в обсуждениях тем
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основное содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Разделение монологической и диалогической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Раздел 2. Речевая деятельность.
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде . Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).Создание устных и письменных монологических, диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст.
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
2. Выявление особенностей функциональных стилей. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление, резюме; повествование, описание и рассуждение. Выступление перед аудиторией с небольшим сообщением, докладом, рефератом; участи в спорах с использованием разных средств аргументации.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Раздел 5. Общие сведения о языке.
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.Роль старославянского языка в развитии русского языка.Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Лингвистика как наука о языке.Выдающие отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия.
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
2. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора. Правильное произношение слов в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
Раздел 7. Графика.
1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Прописные и строчные буквы.
2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях
Раздел 8. Морфемика и словообразование.
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова их одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология.
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слова. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов и использование ее в различных видах деятельности. Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 10. Морфология.
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 11. Синтаксис.
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 12. Культура речи.
1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм Нормативные словари современного русского языка, их роль.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация.
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слов. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Раздел 14. Язык и культура.
1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.
2.Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текста; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих историческое и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основное содержание предмета
5 КЛАСС (102 часа)
О языке (1 ч)
Речь (10 ч)
Фонетика, Орфоэпия, Графика (3 ч)
Письмо. Орфография (3 ч)
Слово и его значение. Лексика (3 ч)
Слово и его строение. Морфемика (2 ч)
Слово как часть речи. Морфология (3 ч)
Язык. Правописание (систематический курс)
Синтаксис и пунктуация (10 ч)
Лексика. Словообразование. Правописание (12 ч)
Морфология. Орфография (24 ч)
Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).
Глагол (11 ч)
Имя существительное (7 ч)
Имя прилагательное (6 ч)
Повторение (4 ч).
Резервные часы (2 ч).
6 КЛАСС (68 ч)
О языке (1 ч)
Грамматика (5 ч)
Правописание (6 ч)
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (29 ч)
Причастие и деепричастие (18 ч)
Имя числительное (4 ч)
Местоимение (2 ч)
Повторение (2 ч)
Резервные часы (1 ч)
7 КЛАСС (68 ч)
О языке (1 ч)
Речь (16 ч)
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (10 ч)
Язык. Правописание. Культура речи.
Морфология. Орфография
Наречие (10 ч)
Служебные части речи (18 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Предлог (2 ч)
Союз (2 ч)
Частица (2 ч)
Междометие и звукоподражательные слова (2 ч)
Трудные случаи разграничения языковых явлений (1 ч)
Повторение (2 ч)
Резервные часы (2 ч)
8 КЛАСС (34 ч)
О языке (1ч)
Речь (5 ч)
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (3 ч)
Словосочетание и предложение (2 ч)
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (4 ч)
Односоставные и простые предложения (2 ч)
Неполные предложения (1 ч)
Предложения с однородными членами (6 ч)
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (3 ч)
Предложения с обособленными членами (5 ч)
Прямая и косвенная речь (2 ч)
Резервные часы (1 ч)
9 КЛАСС (68ч)
О языке (1 ч)
Речь (17ч)
Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч)
Сложное предложение (4 ч)
Сложносочиненное предложение (7 ч)
Сложноподчиненное предложение (19 ч)
Бессоюзное сложное предложение (7 ч)
Сложное предложение с разными видами связи (5 ч)
Резервные часы (2 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка выпускник научится, ученик получит возможность научиться понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Говорение и письмо:
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и
др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Методы и формы контроля оценки знаний учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения русскому языку рассматривают наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, самоконтроль учащихся.
Виды, методы, формы контроля
Виды контроля | Содержание | Методы | Формы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение. | Самостоятельная работа, контрольное списывание (5 кл), диктант, тест |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, учебной единице. | Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. | Диктант(выборочный, объяснительный,проверочный, словарный), сжатое, подробное изложение, сочинение, комплексный анализ текста, тесты, устный опрос, доклад, сообщение, проект, графическая работа |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Повторные тесты, индивидуальные консультации. | Обучающее изложение, устный опрос, устное высказывание по теме урока, самостоятельная работа, графическая работа |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Представление продукта на разных уровнях. | Контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, тестовая работа |
Нормы оценок контрольных, творческих работ (диктантов, сочинений, изложений)
Отметка Основные критерии отметки Содержание и речь | ||||
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 негрубая орфографическая, или 1 негрубая пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. | ||
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. | ||
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. Отметка «3» может выставляться при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. | ||
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.Нарушено стилевое единство текста 6.допущено 6 - 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального и среднего общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана в составе:
-системный блок mac-mini
-концентратор Gembird UHB-BH086
-клавиатура Apple Keyboard
-мышка Arctic M111
-монитор AOC 919Vwa+
-наушники Gal SLR-650
-микрофон VRN-MIC3
-колонки TopDevice TDS-501 Wood
-веб-камера Qumo WCQ-107
-сканер HP Scanjet G3110
-ч/б принтер HP LaserJet Pro P1606dn
-цифровое устройство для просмотра микропрепаратов Carson MM640
-графический планшет Wacom Bamboo Pen
-интегрированная творческая среда ПервоЛого
-комплект цифрого учебного оборудования,позволяющий осуществлять простейшие физические и физиологические наблюдения, а также наблюдения за природными явлениями-датчик DT155A-датчик DT029-датчик DT037-регистратор данных DT011
-цифровая фотокамера Fujifilm FinePix T210
-конструктор по началам прикладной информатики и робототехники LEGO Перворобот NXT. Программное обеспечение. Лицензия на одно рабочее место.
-сетевой фильтр-удлинитель Gembird SPG-B-17
-внешний dvd привод 3Q
Печатные пособия:
1 Ахременкова, Л. А. К пятёрке шаг за шагом 50 занятий с репетитором./ Русский язык Пособие для учащихся.- М., 2007 г.
2. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, М., Дрофа, 2009г.
3. Тесты по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. авт. М.Ю.Никулина. Рекомендовано Российской Академией Образования, М.,- изд. «Экзамен», 2009г.
4. Русский язык. Поурочные планы. 7 класс по учебнику под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, авт.-сост.О.А.Фитисова, Волгоград, 2011г
5 Сараева А.Н. Уроки русской орфографии -М. : Грамотей, 2003
Информационно-коммуникативные средства
1 «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009» Компакт-диск
2 «Уроки русского языка КиМ» Компакт-диски (5 – 9 классы)
Интернет-ресурсы
http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/- «Обучаем детей в Интернете»
http://www.proshkolu.ru/user/Leman79/file/671665/ -«Русский в картинках. основные правила»
http://www.saharina.ru/dicts/ - диктанты
http://5klass.net/russkij-jazyk-5-klass.html — презентации
http://www.gramota.ru) - грамота ру
http://www.proshkolu.ru/ «Про.Школу.ру»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7ed38401-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66/8/- «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://learningapps.org/index.php?page=3&s=&category=84 ресурс — LearningApps.org
http://pedsovet.org/ - педсовет. Орг
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com -сеть творческих учителей
Интернет – ресурсы для учащихся.
Грамматика. Морфология и словообразование Имя существительное. Морфологическая норма. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Морфологический разбор. Грамматические трудности. Словообразование. http://www.gramma.ru/RUS/?id=2.0
Граник Г. Учебники и учебные пособия за курс средней школы по русскому языку Секреты орфографии. Речь, язык и секреты пунктуации. Знаки препинания и др. http://orel.rsl.ru/uch_russk.htm
Интерактивный диктант Проверка знаний по русскому правописанию. Интерактивные подсказки объясняют трудности орфографии и пунктуации.http://learning-russian.gramota.ru/idictation.html
Интерактивный тест Задания по культуре речи, орфоэпии, орфографии и синтаксису. http://www.hi-edu.ru/dovus1.shtml
Материалы по русскому языку для поступающих в ВУЗы. Орфография для абитуриентов, 26 вопросов. Общий проверочный тест для абитуриентов (1-9), 45 вопросов. http://altnet.ru/~mcsmall/cat_ru.htm
Русские электронные словари и справочная литература Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов. http://www.slovari.ru/
Художественный тест Вопросы о литературных приемах, авторском стиле и другие задания. http://planeta.gramota.ru/yakov-18.html
Грамматика. Морфология и словообразование Имя существительное. Морфологическая норма. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Морфологический разбор. Грамматические трудности. Словообразование. http://www.gramma.ru/RUS/?id=2.0
Технические средства обучения
компьютерная программа — Skype
Операционная система MacBook
электронная доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l
Планируемые результаты
освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознать части речи, знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учѐтом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменяя прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание, правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5-7 классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарѐм
Основные умения по разделу «Речь».
Анализ текста: определять тему и основную мысль текста; тип речи, стиль речи, уметь доказывать и различать типы и стили речи.
Воспроизведение текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицистического стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, описанием состояния окружающей среды. Писать изложения с элементами сочинения.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, себе). Писать автобиографию. Писать сочинения разных жанров: зарисовка, этюд, портретный очерк, рассуждение. Писать сочинения по картине.
Совершенствование текста. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.