Программа по литературе
Рабочая программа по литературе 5-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature_a.g._kutuzov_.odt | 52.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 5-9 класс разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом РФ об образовании от 29.12.12, № 273;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования;
- основной образовательной программой среднего (полного) общего образования;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- программой формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
- учебным планом Краевого Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год;
В процессе обучения используются учебники для 6-9 классов под редакцией А. Г. Кутузова, выпускаемые Издательским центром «Дрофа», которые входят в федеральный перечень учебников (учебники имеют гриф «Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067).
Программа по русскому языку составлена на основе примерных программ под редакцией А.Г. Кутузова
При составлении программы так же использованы методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения.
Целью изучения предмета «Литература» является:
создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Особое значение на каждом уроке имеет его коррекционная направленность.
В рамках дистанционного обучения наряду с общеобразовательными задачами ставятся и коррекционно-развивающие задачи.
Задачи:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- обогащение словаря и развитие связной речи учащихся;
- коррекция произношения, развитие мышления, воображения, эмоций;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие словарно-логического мышления ( умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, для мимики лица и т.д.);
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекция мышления(эстетического, аналитического, творческого), памяти, восприятия, речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках.
Срок реализации программы: 2013 — 2017 г.г.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. Курс литературы строится с опрой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В каждом из классов затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе представлены следующие разделы:
1.Устное народное творчество.
2.Древнерусская литература.
3.Русская литература XVIII в.
4.Русская литература первой половины XIX в.
5.Русская литература второй половины XIX в.
6.Русская литература первой половины XX в.
7.Русская литература второй половины XX в.
8.Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10.Обзоры.
11.Сведения по теории и истории литературы.
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
Система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
−духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
−формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
−освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов
Инструментарий – формы и методы оценки: продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п., самооценка ученика, результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, портфолио, дневник достижений.
Общая характеристика предмета
Цель изучения литературы - приобщение учащихся к искусству слова. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные ( сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, анализ, оценивание и классификация); информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Методы, применяемые при изучении литературы ( объяснение, лекция, беседа, пересказ, составление плана, работа с книгой, наблюдения, практические задания (написание сочинений),работа со словарями и справочной литературой), обычно сочетаются с различного рода наглядно-действенными приемами обучения.
Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: уроки деятельностной направленности по целеполаганию: 1) уроки «открытия» нового знания; 2) уроки рефлексии; 3) уроки общеметодологической направленности; 4) уроки развивающего контроля; наряду с традиционными уроками проводятся и нестандартные уроки: зачёт, сказка, мастерская, концерт.
Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, технология развития критического мышления, проблемное обучение, проектное обучение, ИКТ, кейс-технологии, игровые технологии, технология продуктивного чтения.
Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся,формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 170 ч, в том числе:
в 5 классе —34 ч. ( 1 ч. в неделю), в 6 классе — 34 ч. ( 1 ч. в неделю), в 7 классе — 34 ч. ( 1 ч. в неделю) ч, в 8 классе — 34 ч. ( 1 ч.неделю), в 9 классе — 34 ч. ( 1 ч. в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:
- Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
2) Формирование ИКТ-компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
•основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
•основы ценностных суждений и оценок;
•уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
•основы понимания принципиальной ограниченности знания, существо-вания различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом, работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы
4)в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Литература как искусство слова. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Понятия писатель и автор.
Литературные жанры как исторически сложившиеся формы существования литературы.
ФОЛЬКЛОР (2 ч.)
Начальное понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.
Загадка как малый жанр фольклора. Возникновение и бытование загадок.
Игра в жизни человека. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка.
Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц.
Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
Народная сказка (2 ч.)
Возникновение сказки. Виды народных сказок. Композиция сказки. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.
«Два Ивана — солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.
Общность сюжетов в сказках народов мира.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)
Что такое духовная литература. Библия как Вечная Книга и как памятник человеческой цивилизации. Притча о сеятеле.
Житийная литература «Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.
Литературная сказка как авторское произведение. (4 ч.)
Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.
П. П. Ершов. «Конек - горбунок». Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки. Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.
X. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приемы создания сказочной ситуации.
Саша Черный. «Мирная война». Роль названия в литературном произведении. Герой в литературной и фольклорной сказках.
В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».
Рассказ. (8 ч.)
Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.
Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.
Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Особенности рождественского рассказа. Влияние — духовной традиции на светскую литературу.
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ, прием создания комического эффекта в произведении.
О. Генри. «Вождь Краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.
Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа. Героический характер.
К.Г.Паустовский. «Кот-ворюга». Рассказ о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.
В. Ю.Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления.
Д. И. Хармс. «Черная вода», Л. С. Петрушевская. «Пуськи бятые», «Все непонятливые». Понятие об игровом рассказе.
Творческий практикум.
Мой первый рассказ. Отзыв на рассказ.
Повесть. (5 ч.)
Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.
А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.
Сказочная повесть. Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.
Н. Б. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы добра над злом.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Герои и события сказочной повести.
Лирика как род литературы. (1 ч.)
Понятие о лирическом стихотворении как жанре.
А.С.Пушкин. «Птичка», «Туча», «Еще дуют холодные ветры...», «Бесы», «Зимняя дорога».
М.Ю.Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Парус», «Когда волнуется желтеющая нива...».
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды».
А.А.Фет. «Ласточки пропали...», «Мама! глянь-ка из окошка...», «Еще весны душистой нега...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».
Мир и человек в лирических произведениях.
6 класс (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Литература как «двуединое» искусство чтения и письма. Мифология и фольклор, их влияние на литературу.
Мифы (2 ч.)
Начальное понятие о мифе. Мифы и сказки, легенды, предания, сказания.
Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой.
Гомер «Илиада» («Троянский конь»). Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса. Мифологические герои и события. Рождение эпоса.
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате» («Пост Гайаваты») (в переводе И.А.Бунина). Жизнь мифа в литературе нового времени. Поэтическая обработка и переложение мифа.
Фольклор (1 ч.)
Эпические, лирические и лироэпические жанры фольклора.
Былина как памятник героического эпоса. Народные представления о героизме и героях.
Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и бытования, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественного повтора, постоянных эпитетов и гипербол.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы создания образа былинного героя: патриотизм былины, ее нравственное звучание.
Народная баллада ( 2 ч.)
Начальное понятие о жанре баллады. Лирическое и эпическое начало в балладе. Основные балладные сюжеты.
«Ворон к ворону летит». Диалог как основной композиционный прием организации сюжета. Драматизм баллады.
«Робин Гуд и золотая стрела» как героическая баллада, ее национально-патриотический пафос. Герой баллады.
Народная лирическая песня как жанр. (1 ч.)
«Мимо садику, мимо виноградного…», «Ай вы, ветры, ветры буйные…». Отражение в песне духовной красоты, идеалов и чаяний, нравственных устоев народной жизни
А.А.Бестужев-Марлинский (1 ч.)
«Мореход Никитин». Национально-патриотический пафос повести. Сюжет как средство раскрытия характера. Сильный характер в литературе. Тема подвига в приключенческих жанрах.
М.М.Пришвин (2 ч.)
«Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Смысл названия. Образы главных героев. Одухотворение природы. Ее участие в судьбах героев.
В.П.Астафьев (1 ч.)
«Васюткино озеро». Мир ребенка и мир природы. Образ главного героя.
Роман как эпический жанр.( 5 ч.)
Отличие романа от повести и рассказа.
Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1 часть) (в пересказе для детей Н.Заболоцкого) как роман эпохи Возрождения. Утверждение красоты, многообразия и полноты жизни. Гуманистическое звучание романа. Фантастика. Гипербола и их роль в структуре художественного целого. Смеховая народная культура и ее использование автором. Особенности языка Рабле.
А.С.Пушкин «Дубровский». Сюжетные линии романа. Герои романа. Честь и бесчестие как нравственная коллизия произведения. Основной конфликт произведения. Композиция.
Творческая мастерская.
Композиция и сюжет художественного произведения.
Слово о романе.
Басня как эпический жанр. (2 ч.)
Историческое развитие басни. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Герои басни.
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Свинья под Дубом». Нравоучительность. Аллегория. Композиция. Образ рассказчика т особенности интонации.
Рассказ по басенной пословице. Сочинение басни.
Лирика (3 ч.)
Развитие понятия о литературном произведении. Лирика как один из литературных родов. Основные жанры лирических произведений. Лирическое стихотворение. Стихи и ритм. Ритм и размер. Двусложные размеры стиха. Начальное понятие о лирическом герое.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Пейзаж в лирике.
М.Ю.Лермонтов «Листок». Сюжет в стихотворении. Лирическое стихотворение и баллада.
И.С.Никитин «Русь». Пафос стихотворения. Развитие понятия об олицетворении.
А.В.Кольцов «Косарь». Русская поэзия и народная лирическая песня.
Ф.И.Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…»; А.А.Фет «Печальная береза…»; А.К.Толстой «Край ты мой. Родимый край…», «Острою секирою ранена береза…». Понятие о поэтическом мире.
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне, серебряном от инея…», «Первый утренник, серебряный мороз…», «Детство». Поэтический мир Бунина. Образы детства.
Н.А.Заболоцкий. «Журавли», «Оттепель», «Я воспитан природой суровой…», «Одинокий дуб». Поэтический мир Заболоцкого.
Эпические мотивы в русской поэзии. (2 ч.)
Лирика и поэзия. Лирическое стихотворение и стихотворение с эпическим сюжетом.
А.С.Пушкин. «Песни Стеньки Разина»; А.К.Толстой «Илья Муромец»;И.А.Бунин «Святогор Илья»; Н.С.Гумилев «Змей».
Литературная баллада как лироэпический жанр.(3 ч.)
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» как героическая баллада. Традиции народной баллады и их разработка в балладе литературной.
М.Ю.Лермонтов «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Сочетание лирического и эпического в балладе.
Ф.Шиллер «Перчатка». Человек в необычных обстоятельствах.
И.В.Гете «Лесной царь». Средства создания эмоционального напряжения в балладе: фрагментарность композиции, авторская интонация, драматизм, таинственность.
В.А.Жуковский «Светлана». Тема верности и ее осмысление в русской литературной балладе.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» как лирическая баллада. Тема красоты и смерти и ее разрешение. Таинственное в балладе
Поэма. Лирические и эпические поэмы. (2 ч)
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (часть первая). Народные характеры и судьбы в изображении поэта. Фольклорное начало в поэзии.
Драма как род литературы (3 ч.)
А.Н.Островский«Снегурочка». Основные образы пьесы и ее сюжетные мотивы. Власть природы и порывы человеческого сердца.
М.Метерлинк«Синяя птица». Философская пьеса-сказка о взаимоотношениях природы и человека, о всемогуществе человеческого разума и человеческой доброты. Система образов.
Внешнее и внутреннее действие в драме. Условность образов.
Религиозные мотивы в стихах русских поэтов (1 ч)
А.С.Хомяков«К детям»;К.Р.«Молитва»;П.А.Вяземский «Молитва Ангелу хранителю»;М.Ю.Лермонтов«Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Итоговая читательская конференция. (1 ч.)
7 класс (34 ч)
Введение. (1 ч)
Художественный образ и образность в литературе. Образ — герой — характер.
Н. В. Гоголь. (5 ч)
«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Причины обращения Гоголя к историческому прошлому.
Тарас Бульба и его сыновья. Остап и Андрий. Композиция повести. Роль автора в повести.
Художественные особенности повести. Борьба Украины за независимость. Тарас и его товарищи. Система образов.
Проблема национального самосознания. Героико-патриотический пафос повести. Роль пейзажа и интерьера. Приемы создания характера.
Обобщение. Творческий практикум. Особенности эпоса. Сочетание этического и лирического (анализ эпизода из повести Гоголя «Тарас Бульба»).
Герой Древнего эпоса. (2 ч)
Былина «Богатырское слово». Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград. Система образов в русском героическом эпосе.
Ирландские саги. Сага «Угон быка из Куалнге».
2 четверть — 8 час.
Духовная литература.(4 ч)
Идеальный образ святого в духовной литературе. «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца».
Герой древнерусской литературы. Человек в литературе Древней Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Сказка? Житие? Повесть?
Герой эпического произведения. Эпос как жанр. (4 ч)
А.Бестужев-Марлинский. Быль. Мореход Никитин.
В.Ф.Одоевский
« Игоша».
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы. Образность как основа художественного сюжета.
А. С. Пушкин. Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина. «Выстрел». Композиция сюжета и образа. Основа конфликтов.
3 четверть — 10 час.
М. Ю. Лермонтов (1 ч)
«Песнь про купца Калашникова». Герои поэмы. Смысл обращения автора к русской истории.
Содержания конфликта Калашникова и Кирибееча. Внутренний мир героев.
П. Мериме. (1 ч)
«Маттео Фальконе». Героический характер. Маттео Фальконе — герой или убийца?
Н. С. Лесков (2 ч)
«Левша». Особенности повествования. Автор и повествователь
Понятие о национальном характере. Образ Левши. Реализм в русской литературе. Правда и художественный вымысел. Внутренний мир героев. Психологизм.
И. С. Тургенев (2 ч)
«Бежин луг». Пейзаж в рассказе. Портреты мальчиков. Сопоставление героев как прием характеристики. Рассказы мальчиков. Человек и природа. Р-з «Бирюк». Роль пейзажа в произведении.
М. Е. Салтыков-Щедрин.(1 ч)
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Герои сатирического произведения.
А. П. Чехов (1 ч)
«Хамелеон». Роль диалога. Речевая характеристика
О. Генри. (1 ч)
«Дары волхвов». Особенности сюжета рождественского рассказа. Анализ названия рассказа. Истинные и ложные ценности.
Герой драматического произведения. Герой драмы и ее автор. Е.Л.Шварц. «Тень». (1 ч)
4 четверть — 8 час.
Лирический герой.
Поэт и его лирический герой.
Лирика. Развитие понятий о лирике. Автор лирического произведения.
А.К. Толстой (2 ч)
«Коль любить…». Воплощение «духовной глубины патриотизма» в стихотворении автора.
Ф.Н.Глинка. (1 ч)
«Москва». Обучение анализу лирического стихотворения.
И. С. Тургенев. « Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Щи», «Два богача»). Своеобразие жанра
Н. А. Некрасов (1 ч)
«Крестьянские дети». Мир детей глазами автора. «Железная дорога» - тема крестьянской доли.
С. Есенин. (1 ч)
Пейзажная лирика («Нивы сжаты» и др.) Особенности мироощущения поэта.
Н. М. Рубцов (1 ч) Человек и природа в лирике поэта.
Н. Гумилёв «Капитаны» (1 ч)
Итоговое занятие (1 ч)
8 класс (34 ч)
Введение (1 ч)
Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.
Гораций. «К Мельпомене»; М В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе во зд в и гнул...»; Г.Р.Державин. «Памят-н и к»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.
Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
«Поучение Владимира Мономаха».
«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ ( 2 ч)
Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.
Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры») А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ (3 ч)
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.
Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)
Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.
А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.
М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.
Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы...». Романтические традиции в русской лирике.
Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «байронического героя».
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (10 ч)
А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской литературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры.
И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека».
И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.
Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэзии Некрасова.
Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.
А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.
A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.
B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.
Традиции в создании образа героя романтического и реалистического произведения.
А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.
Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.
Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.
Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.( 1ч)
9 класс (34 ч)
Введение (1 ч)
Читатель и жизнь литературного произведения
Литературные роды и жанры. Литературные традиции
Человек в литературе. Фольклор и литература Средневековья.
Литература эпохи Возрождения (1 ч)
Возрождение как общее культурное явление Европы (XIV – XVII вв.).
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Нет повести печальнее на свете…».
Литература эпохи Просвещения (1 ч)
Характерные черты литературы эпохи Просвещения (конец XVII – XVII в.)
Ж. Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик» Действие первое и второе: спор о Тартюфе действующих лиц комедии.
Сюжеты и образы русской и зарубежной литературы XVIII в. (1 ч)
Урок – практикум. В. А. Жуковский. «Его стихов пленительная сладость…».
Литература XIX века (12 ч)
Золотой век русской литературы. Мой Пушкин.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». К истории создания романа.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина как роман становления личности (глава 1 – 5).
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Нравственные испытания героев.
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина как исторический роман.
Р./р. Контрольное сочинение по роману. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.
Н. В. Гоголь «Шинель». «…В одном департаменте служил один чиновник…»
«Ася» И. С. Тургенева как лирическая повесть
Диалектика любви в повести И. С. Тургенева «Первая любовь».
Художественный мир поэзии Н. А. Некрасова. «Тройка»
Ф. М. Достоевский «Белые ночи». «Что есть человек?»
А. П. Чехов «Студент». «Соединение муки о Боге с мукой о человеке…».
Литература XX века (4 ч)
Лирика поэтов Серебряного века.«Лирика женского сердца» А. А. Ахматова и М. И. Цветаева
М. А. Булгаков «Собачье сердце». Мироощущение Мастера.
Собачье или человеческое сердце? Обобщение по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
М. А. Шолохов «Судьба человека». Человек на войне.
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…». Подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.
Прошлое. Настоящее. Будущее. ( 14 ч)
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Даль свободного романа и его герой».
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». «Но был ли счастлив мой Евгений?» (глава 12)
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин в деревне. Новые встречи и впечатления. (2 глава). Онегин и Ленский. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» «И в необдуманном письме любовь невинной девы дышит» (глава 3).«Скепсис или иллюзия? Поэзия или проза?» (глава 4)Татьяна, русская душою…» (главы 5 - 6)«Москва!..». Столичное дворянство. Высший свет. (глава 7) «А счастье было так возможно…»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». О герое 30 – х гг. XIX в. История создания. Особенности композиции.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Странный человек» (повесть «Бэла»)
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Об чем было нам говорить?» («Максим Максимович»).
«Радость и бедствия человеческие («Тамань»).
«За что они меня все так ненавидят?» («Княжна Мери»)
«Для какой цели я родился?» («Фаталист»)
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Озирать всю громадно несущуюся жизнь…»
Чичиков у Манилова. Роль эпизода в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Галерея образов помещиков. Чичиков в гостях у Коробочки. Роль предметно – бытовой детали.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души» Кто вы, господин Ноздрев? Собирательная характеристика персонажа. «Здесь погиб человек…» Гоголь о Плюшкине.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души». «Горький упрёк современной Руси».
Читательская конференция по теме «Художественное произведение Автор, читатель».
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью,
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:
— письменный ответ,
— составление/заполнение таблицы,
— составление плана,
— подбор/поиск примеров,
— поисковая работа, проектная работа.
Виды контроля: Текущий, промежуточный, итоговый:
Формы итогового контроля:
письменный ответ на проблемный вопрос, зачёт, сочинение, тест, проект.
Формы промежуточного контроля:
-устный ответ,
-письменный ответ на проблемный вопрос,
-тестирование,
-кроссворды,
-викторины,
-олимпиады,
-интерптретация, анализ приоизведения или эпизода,
-составление синквейна, кластера,
-художественный пересказ
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
- Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
-умение раскрыть тему;
-умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
-соблюдение языковых норм и правил правописания.
- Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Содержание сочинения оценивается по критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство, выразительность речи; число речевых недочетов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Требования к уровню подготовки выпускников. Прогнозируемые результаты
В результате изучения литературы на базовом уровне выпускник научится, ученик получит возможность научиться понимать
содержание изученных литературных произведений;
∙ основные факты жизни и творчества писателей;
∙основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
∙ основные теоретико-литературные понятия,
∙ воспроизводить содержание литературного произведения;
∙анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
∙ соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
∙ определять род и жанр литературного произведения;
∙ сопоставлять литературные произведения;
∙ выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
∙ выразительно читать изученные произведения, вдадеть различными видами пересказа;
∙ аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
∙писать сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
∙создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
∙ участия в диалоге или дискуссии;
∙самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
* определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- *определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
− Художественная литература как искусство слова.
−Художественный образ. Художественное время и пространство.
− Содержание и форма. Поэтика.
− Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
− Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
−Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
− Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
−Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
− Деталь. Символ. Подтекст.
− Психологизм. Народность. Историзм.
−Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория.
− Стиль.
− Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
− Литературная критика.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Базовое рабочее место обучающегося образовательного учреждения начального и среднего общего образования, ограничения здоровья которого позволяют использовать стандартные инструменты клавиатурного ввода, управления и зрительного восприятия с экрана в составе:
-системный блок mac-mini
-концентратор Gembird UHB-BH086
-клавиатура Apple Keyboard
-мышка Arctic M111
-монитор AOC 919Vwa+
-наушники Gal SLR-650
-микрофон VRN-MIC3
-колонки TopDevice TDS-501 Wood
-веб-камера Qumo WCQ-107
-сканер HP Scanjet G3110
-ч/б принтер HP LaserJet Pro P1606dn
-цифровое устройство для просмотра микропрепаратов Carson MM640
-графический планшет Wacom Bamboo Pen
-интегрированная творческая среда ПервоЛого
-комплект цифрого учебного оборудования,позволяющий осуществлять простейшие физические и физиологические наблюдения, а также наблюдения за природными явлениями-датчик DT155A-датчик DT029-датчик DT037-регистратор данных DT011
-цифровая фотокамера Fujifilm FinePix T210
-конструктор по началам прикладной информатики и робототехники LEGO Перворобот NXT. Программное обеспечение. Лицензия на одно рабочее место.
-сетевой фильтр-удлинитель Gembird SPG-B-17
-внешний dvd привод 3Q
Литература для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. М.: Просвещение, 1999.
- Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе, -М: ВербумДемиденко Е. Л., Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы., - М.: Дрофа, 2003.-М, 2004.
- Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М: «ВАКО», 2005
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004. Н. В. Егорова Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. – М.: ВАКО, 2005
- Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. Лейфман И.М.. Карточки для дифференцированного контроля знаний. – М.: Материк Альфа, 2005.
- Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2005
- Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 8
- Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование 9 класс. –М.: Экзамен, 2003.
- Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000
- Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В. Литература в 9 классе. Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2002.
- Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003
- Шадрина С.Б. Литература: 9 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.
- Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Издательство «Детская литература», 1964
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988
Мультимедийные пособия.
- Уроки литературы в 5-6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Уроки литературы в 7-8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
- Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях 5 класс. Электронное приложение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
Русские электронные словари и справочная литература Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов. http://www.slovari.ru/
Русские электронные словари и справочная литература Интерактивные словари русского языка: Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь иностранных слов, Орфографический словарь, Русский семантический словарь и т.д. Служба русского языка: ответы на вопросы, редактирование текстов. http://www.slovari.ru/
Технические средства обучения
компьютерная программа — Skype
Операционная система MacBook
электронная доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l
Планируемые результаты освоения программ основного общего образования
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
•четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий» (ФУУД), «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» (ФИКТ), «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (УИиПД) и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»(СЧ)
учебной программы «Литература» Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(реализация 4 междисциплинарных программ, в т.ч. формирование УУД)
Личностные
результаты
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста
3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи
1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией
6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы
4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного
5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства
∙Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
∙Технология продуктивного чтения
∙ Групповая работа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ