Аналитическая справка
Аналитическая справка (на грант президента)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_na_grant_prezidenta.doc | 521 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
учителя русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №46 с.Урульга
Борискиной Галины Георгиевны
Нет роднее и ближе награды,
Чем улыбок ребяческих круг,
Чем ловить благодарные взгляды,
Ведь тут каждый ребёнок – твой друг.
И работой назвать я не смею
То, что каждый свой день я, как прежде,
Отдаю лишь тому, что умею:
И любви, и добру, и надежде.
Учить – значит уметь воспитать ребёнка прежде всего в себе, заставить себя посмотреть на мир глазами детей. Дети, наши ученики, впитывают всё, как губка, копируют наше поведение. Поэтому учитель – это огромная ответственность, постоянное самоусовершенствование, стремление к истине. Можно с уверенностью сказать, что дети и есть самые лучшие учителя под названием жизнь. И если есть сотворчество учителя и учеников, то будут и прекрасные сочинения, и изумительные стихотворения, и красивое чтение, и качество знаний, и позитивная динамика обученности детей.
1 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
1.Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года.
Результаты обученности по русскому языку за три года
учебный год | классы | всего обучающихся | успевают | % успеваемости | на «4» и «5» | % качества |
2005-06 | 5,6,10 | 92 | 92 | 100 | 45 | 49 |
2006-07 | 6,7,8,11 | 103 | 103 | 100 | 49 | 47,5 |
2007-08 | 7,8,9 | 101 | 101 | 100 | 50 | 50 |
Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку
год | количество учащихся | успеваемость % | качество % | средний балл % | «2» | «3» | «4» | «5» |
2005-2006 | 35 | 89 | 34, 3 | 3,3 | 4 | 19 | 9 | 3 |
2006-2007 | 37 | 89 | 38 | 3.4 | 4 | 19 | 10 | 4 |
В 2005-06 году с Золотой медалью окончило школу 3 человека, в 2006-07 году – 1 человек.
Результаты сдачи ГИА (Государственная итоговая аттестация)
по русскому языку в 9 классе
год | количество учащихся | успеваемость % | качество % | средний балл % | «2» | «3» | «4» | «5» |
2007-2008 | 32 | 97 | 60 | 38,5 | 1 | 12 | 10 | 9 |
Результаты обученности по литературе за три года
учебный год | всего обучающихся | успевают | % успеваемости | на «4» и «5» | % качества |
2005-06 | 92 | 92 | 100 | 49 | 53 |
2006-07 | 103 | 103 | 100 | 54 | 52 |
2007-08 | 101 | 101 | 100 | 55 | 54,5 |
Результаты сдачи экзамена по литературе учащимися 11-х классов
год | всего учащихся | успеваемость % | качество % | «2» | «3» | «4» | «5» |
2005-2006 | 35 | 100 | 60 | 0 | 14 | 14 | 7 |
2006-2007 | 37 | 100 | 60 | 0 | 14 | 16 | 6 |
1.2. Позитивная динамика «качества» знаний по русскому языку
Как видно из диаграммы, качество обученности по русскому языку повысилось на 1 или 2,5 %. Качество обученности более высокое в тех классах, где я работала с 5 –го класса – это 8а и 9б классы. Позитивную динамику в этих классах показала в таблицах. В двух других классах работала всего год.
Позитивная динамика «качества» знаний
на примере одного класса (9б) по русскому языку
учебный год | всего обуча-ющихся | % успеваемости | на «4» и «5» | % качества | класс |
2006-07 | 21 | 100 | 10 | 48 | 7б |
2007-08 | 18 | 100 | 11 | 61 | 8б |
(см. Приложение №1)
Показатель качества обученности русскому языку на примере 8а класса
учебный год | всего обуча-ющихся | % успеваемости | на «4» и «5» | % качества | класс |
2006-07 | 27 | 100 | 12 | 44 | 6а |
2007-08 | 26 | 100 | 13 | 50 | 7а |
1 полугодие 2008-2009 | 24 | 100 | 13 | 54 | 8а |
(см. Приложение №1)
Позитивная динамика «качества» знаний по литературе за три года
1.3.Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах муниципального, областного уровнях
Участие детей в олимпиадах (муниципальных, областных)
1 | Борискин Игорь | 3 место | русский язык | 2001 г. районная |
2 | Безбородова Ольга | 3 место | русский язык | 2004 г. районная |
3 | Сахновская Светлана | поощрение | русский язык | 2006 г. районная |
4 | Коростелёв Виталий | 1 место | литература | 2007 г. районная |
5 | Коростелёв Виталий | 3 место, путёвка во Всероссийский детский центр «Океан» | литература | 2008 г. краевая |
6 | Маликов Владимир | 3 место | русский язык | 2008 г. районная |
7 | Золотухина Ксения | 3 место | русский язык | 2008 г. районная |
8 | Данилова Ирина | 3 место | литература | 2008 г. районная |
9 | Коростелёв Виталий | 2 место | литература | 2008 г. районная |
10 | Коростелёв Виталий | 7место | литература | 2009 г. краевая |
(см. Приложение № 2)
По сравнению с 2002-2007 гг., в 2008 году увеличилось количество детей, принимающих участие в районных и областных олимпиадах (см. диаграмму)
В 2002, 2004, 2006, 2007 гг. в районных олимпиадах по русскому языку участвовал 1 человек. В 2008 году – 5 человек, их них по русскому языку – 2 человека (муниципальный уровень), по литературе – 2 человека (муниципальный уровень), 1 человек занял 3 место в краевой олимпиаде по литературе, был награждён путёвкой в Центр «Океан». В 2009 году 1 человек участвовал в краевой олимпиаде, занял 7 место.
Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах школьного уровня
По сравнению с 2005-ым, в 2008 году количество участников олимпиады по русскому языку выросло на 21%.
По сравнению с 2005-ым, в 2008 году количество участников олимпиады по
литературе выросло на 15 %
- 4.Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету
На уроках и вне урока использую различные формы творческих заданий, которые помогают создавать ситуацию успеха, стимулируют развитие интереса к русскому языку и литературе, позволяют постигать мир художественного произведения.
Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности учащихся. За 25 лет работы в школе у меня сложилась определённая система обучения сочинениям. Начинаю обучение написанию сочинения в 5 классе с заданий репродуктивного характера. В основном это написание этюдов о природе, о временах года, о животных. В 6 классе тематика усложняется («Звёздный хоровод», «Растёт цветок»). Ребята проявляют больше своей фантазии, выдумки. В 7 классе темы подобраны таким образом, чтобы ребята выразили свои чувства, высказали своё мнение («Звёздное небо прекрасно», «Сижу на берегу озера»). Восьмиклассники не только высказывают свою точку зрения, но и аргументируют её, доказывают. Сочинения на морально-этические, нравственные темы способствуют формированию ребёнка как личности. («Хороший человек – это …», «Нужна ли совесть в наше время?»). В 8, 9, 10 классах ребята пишут репортажи, интервью, эссе, очерки. В 10-11 классах они практически готовы к написанию рецензии, отзыва. С каждым годом увеличивается и усложняется тематика и жанровое своеобразие сочинений. Система работы над сочинениями отражена в таблице (см. Приложение № 3)
Качество творческих работ повышается. Работы становятся более глубокими, содержательными и совершенными. В художественных зарисовках, этюдах всё больше и больше звучит «музыка» языка, в сочинениях есть интересные изобразительно-выразительные средства. Лучшие работы печатаются в районных и областных изданиях (см. Приложение № 4). Ребята участвуют в районных и областных конкурсах сочинений и занимают призовые места (см. таблицу ниже и приложение № 5).
Результаты участия детей в конкурсах
№ | содержание работы | фамилия, имя участника | результат | когда, уровень |
1 | Районный конкурс сочинений « О Карымский наш край!», посвященный 80-летию района. | Яковлева Юлия Лапшакова Евгения | денежные премии | 2006 г. муниципальный |
Блем Надежда | 2 место | |||
2 | Конкурс сочинений « Малая Родина» | Блем Надежда | 4 место (из 49) | 2006 г. областной |
3 | Конкурс детского творчества «Моя семья», номинация «Литературное творчество» | Яковлева Юлия | 2 место | 2008г. муниципальный |
Меня радует то, что смогла приобщить детей к прекрасному миру поэзии. Многие ребята стали писать стихи. В 8а классе 10 человек (из 24) увлекаются поэзией. В 5 классе писали стихотворения 2 ученицы (Федулова А., Скорнякова Е.), в 6 классе – ещё 5 человек (Реутов В., Бородина Л., Печникова Л., Бусель М., Авсейко О.), в 7 классе – ещё 3 человека (Яковлева Ю., Вохмянина О., Размахнина И.). В литературную композицию, составленную на районный конкурс чтецов, вошли стихи этих ребят. (На конкурсе мы заняли 1 место). Конечно, не все стихи мы можем назвать совершенными. Большинство работ с точки зрения создания литературного произведения не имеют высокой ценности, но в воспитательном, образовательном аспектах их значение велико. В 2009 году мы выпустили первый сборник стихотворений, готовится к изданию второй (см. Приложение № 6).
Качество написания стихотворений можно проследить на примере работ Скорняковой Екатерины (см. Приложение № 7).
Работаю над развитием исследовательских умений учащихся. Два последних года мои ученики успешно принимают участие в научно-практической конференции «Шаг в науку», занимая призовые места на муниципальном и областном уровнях. Причём свои работы они строят на местном материале, что имеет воспитательное значение.
1 | «Связь просвещённых поколений» (Исследование стихотворений, написанных учащимися школы № 46 в разные годы обучения) Работа написана к столетнему юбилею школы ученицей 11кл. Сахновской Светланой | 2007 г.
| Муниципальный – 2место Областной – 3место |
2 | «Весь мир открыт для откро-венья…» (По стихам Б.Макарова) Работу выполнили учащиеся 9 кл. Маликовы Владимир и Виктор | 2008 г. | Муниципальный – 3место |
3 | «Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Работа выполнена ученицей 11 класса Коровиной Марией | 2007 г. | Муниципальный – 1 место Областной – 3 место |
4 | Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Выполнила ученица 9 кл. Безбородова Марина | 2008г. | Муниципальный, поощрение |
5 | Особенности конфликта в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила ученица 11 кл. Чернышёва Алёна | 2008 г. | Муниципальный – 2 место |
(см. Приложение № 8)
Участие детей в научно-практической конференции «Шаг в науку»
год | количество человек | уровень |
2007 г. | 2 чел. | Муниципальный Областной |
2008 г. | 3 чел. | Муниципальный |
Участие детей во Всероссийской игре
«Русский медвежонок – языкознание для всех»
1 | Всероссийская игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 31 чел. | 2007 г. | Всероссийский |
2 | Всероссийская игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 45 чел. | 2008 г. | Всероссийский |
За высокие показатели в игре Блем Надежда в 2007 году награждена дипломом (см. Приложение № 9).
Из года в год растёт количество детей, принимающих участие в различных конкурсах: в 2008-2009 годах по сравнению с 2006-2007 годами количество моих детей, принимающих участие в различных конкурсах, конференциях, увеличилось.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета
Учитывая возрастные особенности учащихся, я направляю главные усилия на развитие познавательного интереса, на овладение учащимися самостоятельными формами учебной деятельности и на организацию делового сотрудничества на уроках. Планомерная, систематическая работа даёт свои результаты.
По данным опроса, проведённого в 2007-2008 учебном году школьным психологом Печниковой О.Ю., в 7а и 8б классах наблюдается рост мотивации к изучению русского языка. Число учащихся, испытывающих интерес к данному предмету, в 2008-09 учебном году по сравнению с 2007-08 годом. увеличилось на 11,5%. В 2007-08 году из 48 учащихся 23 имели интерес к русскому языку (48%), в 2008-09г - из 42 – 25(59,5%).
С целью изучения уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности, в том числе и по русскому языку, в январе 2009 года О.Ю. Печникова провела исследование, результаты которого показали:
из 24 учащихся 8а класса 62,6% имеют высокий уровень (обучаю 4-ый год);
из 18 учащихся 9б класса 54,1% имеют высокий уровень (обучаю 5-ый год);
из 24 учащихся 5а класса 59,3% имеют высокий уровень (обучаю 1-ый год);
из 26 учащихся 10 класса 53,8% имеют высокий уровень (обучаю 1-ый год).
О росте интереса к предмету говорит увеличивающееся из года в год количество детей, принимающих участие в школьной олимпиаде по русскому языку и литературе (см. диаграмму выше). Растёт количество и качество творческих работ (таблица в Приложении № 10), выполняемых не только в ходе изучения предмета в школе, но и работ, которые я готовлю вместе со своими учениками для участия в конкурсах различного уровня, о чём свидетельствуют грамоты (см. Приложение № 10).
Мотивация у детей высокая, потому что есть система творческих заданий с интересным содержанием. У детей возникает потребность к самовыражению и на уроках, и на внеклассных занятиях. Эта потребность развивается и после окончания школы. Выпускники пишут статьи в университетские газеты, создают свои школьные газеты, сочиняют стихи, печатаются в областном журнале «Слово Забайкалья» (см. Приложение № 11).
Выпускники школы, обучавшиеся у меня, продолжая учёбу в высших и средних учебных заведениях, подтверждают школьные знания по предмету (русский язык):
год окончания школы | фамилия, имя | учебное заведение | оценка в школе | оценка в учебном заведении | |||||
2002г. | Безбородова Наталья | ЗабГПУ | «4» | «4» | |||||
2002г. | Борискин Игорь | ЗабГПУ | «5» | «5» | Фамилия, имя | Учебное заведение | Оценка в школе | Оценка в уч.заведении | |
2002г. | Любимова Алёна | ЗабГПУ | «4» | «4» | |||||
2002г. | Чеботарёва Наталья | ЗабГПУ | «5» | «5» | |||||
2002г. | Калачёв Дмитрий | Томский военный медицинский институт | «5» | «5» | |||||
2005г. | Безбородова Ольга | ЗабГПУ | «5» | «5» | |||||
2005г. | Макарова Екатерина | ЧИБГУЭП | «5» | «5» | |||||
2005г. | Богатырёва Татьяна | ЧГУ | «5» | «5» | |||||
2007г. | Виткаускас Елена | ЗабГГПУ | «4» | «4» | |||||
2007г. | Наливкина Виктория | ЧГУ | «5» | «5» | |||||
2007г. | Богатырёва Евгения | ЧГУ | «4» | «4» |
2. Результаты внеурочной деятельности по предметам
2.1. Ведение кружков, секций, факультативов
На протяжении всей работы в школе вела различные кружки по преподаваемым мною предметам.
С 2000 по 2005 год работал драматический кружок, мы с ребятами показывали спектакли: «Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), литературные композиции «Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам». Многим понравился спектакль по пьесе А.Н.Островского «Праздничный сон – до обеда» (см. Приложение № 12).
До 2000 года вела кружок «Проба пера». В 2006 году этот кружок возобновил свою работу. Мы выпускаем газету «Звонок» (см. Приложение № 13). Богатырёва Евгения – выпускница 2007 г. – редактор газеты, в данное время учится в ЧГУ и пишет статьи в университетскую газету.
В 2007 году объединила 2 кружка, создав литературный клуб «Зелёные всходы», программу которого разработала сама (см. Приложение № 14).
Учащиеся готовят и показывают спектакли, литературные композиции, участвуют в районном конкурсе чтецов. Многие работы моих детей опубликованы в газетах «Чадо», «Красное знамя» (см. Приложение № 4).
Ребята выпустили четыре сборника (стихотворения, композиции, сочинения и доклады) компьютерной вёрстки на память школе (см. Приложение № 6, 15).
В 2008 году группа девочек выступала на районном слёте детских организаций «Содружество всех». Они рассказали о своей работе в стихотворной форме (см. Приложение № 16). Девочки получили памятный приз, меня как педагога дополнительного образования наградили грамотой (см. Приложение № 16).
Ребята с удовольствием читают, пишут, выступают; они получают награды: грамоты, денежные премии, книги, путёвки. Но самое главное - они становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства обогащает их нравственно, духовно.
2. 2. Позитивная динамика результатов внеурочной деятельности, творческих работ учащихся, участия в конференциях, конкурсах.
Два года подряд участвую во Всероссийском конкурсе «Урок письма». В 2007 году урок был проведён в 10б классе. Благодарность от организаторов конкурса в Приложении № 17.
Три последних года, начиная с 2005-го, ученики нашей школы (единственной из Карымского района) принимают участие в областной телевизионной игре « Проходной балл». Сочинения, написанные детьми, позволили им пройти во 2 тур игры (см. Приложение № 18). Становясь финалистами, они получили рекомендательные письма для поступления в высшие учебные заведения на бюджетной основе. Сегодня они, воспользовавшись своим правом, успешно обучаются в ВУЗах г.Читы. Это Леуткина Екатерина (ЗабГГПУ, филологический факультет, отделение русский язык и литература), Виткаускас Елена (ЗабГГПУ, исторический факультет).
Мои ученики успешно принимают участие в конференции «Шаг в науку». Результаты участия отражены в таблице.
1 | «Связь просвещённых поколений» (Исследование стихотворений, написанных учащимися школы № 46 в разные годы обучения) Работа написана к столетнему юбилею школы ученицей 11кл. Сахновской Светланой | 2007 г.
| Муниципальный – 2место Областной – 3место |
2 | «Весь мир открыт для откро-венья…» (По стихам Б.Макарова) Работу выполнили учащиеся 9 кл. Маликовы Владимир и Виктор | 2008 г. | Муниципальный – 3место |
3 | «Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Работа выполнена ученицей 11 класса Коровиной Марией | 2007 г. | Муниципальный – 1 место Областной – 3 место |
4 | Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Выполнила ученица 9 кл. Безбородова Марина | 2008г. | Муниципальный, поощрение |
5 | Особенности конфликта в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Выполнила ученица 11 кл. Чернышёва Алёна | 2008 г. | Муниципальный – 2 место |
(см. Приложение № 8)
Позитивная динамика участия детей в научно – практической конференции «Шаг в науку» отражена в таблице
год | количество человек | уровень |
2007 г. | 2 чел. | Муниципальный областной |
2008 г. | 3 чел. | Муниципальный |
Мы с ребятами тесно сотрудничаем с музеем, пишем доклады на разные темы: «Дружба А.С.Пушкина и И.И.Пущина», «А.С.Пушкин и В.Кюхельбекер», успешно защищаем их на областных конференциях. В 2008 году выступали с литературной композицией «Перед грозным временем, перед грозными судьбами» в Музее Декабристов (см. Приложение № 19). Сотрудники детско-юношеского Центра написали отзыв о совместной работе (см. приложение № 19).
Принимаем участие в областных конкурсах сочинений: «Байкал – символ России», «Человек в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина».Ученики получают не только грамоты, но хорошие книги, путёвки. Николян Рубик награждён путёвкой в Японию. Работа его опубликована в районной газете (см. Приложение № 20).
Мы тесно сотрудничаем с детскими организациями: со школьной Республикой «Школярия», с областной организацией «РЮЗ» (Республика юных забайкальцев), активно участвуем в различных конкурсах (областных, международных). Ребята пишут сочинения на разные темы, занимают призовые места (сочинения и грамоты в Приложении № 10).
Ученики развивают мышление, речь, память. Учащиеся из чтецкого коллектива (юноши 9-11класов) любят читать стихи. Вместе мы составляем литературные композиции, принимаем участие в районном конкурсе чтецов. В 2007 году заняли 3 место, в 2008 году – 1 место (см. Приложение № 21).
Ребята со стихами выступают в районе, в области, в школе. Чтение стихов воспитывает в них чувство прекрасного, прививает любовь к слову, к Родине. Читая стихи, работая над сочинениями, ребята становятся лучше, чище, добрее. Рада тому, что дети своим трудом заработали путёвки в лагерь «Байкал», в «Океан», в Японию и что из года в год растёт число учащихся, принимающих участие в различных конкурсах.
Результаты участия отражены в таблице.
№ | содержание работы | количество участвующих | когда | уровень |
1 | Телевизионная игра «Проходной балл» | 2 чел. | 2005г. | областной |
2 | Телевизионная игра «Проходной балл» | 1 чел. | 2007г. | областной |
3 | Декабристские чтения. Литературная композиция | 9 чел. | 2008 г. | областной |
4 | Конкурс сочинений, посвященный 80-летию Карымского района | 3 чел. | 2006г. | муниципальный |
5 | Областной конкурс творческих работ «Байкал – символ России» | 3 чел. | 2006 г. | областной |
6 | Районный конкурс сочинений «Моя малая Родина» | 4 чел. 4 чел. | 2006г. 2007г. | муниципальный областной |
7 | Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» | 2 чел. 2 чел. | 2007г. 2007г. | муниципальный
областной |
8 | Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку» | 3 чел. | 2008г. | муниципальный |
9 | Международный фестиваль «Детство без границ» (Номинация «Литературное творчество») | 3 чел. | 2007г. | международный |
10 | Международный фестиваль «Детство без границ» | 3 чел. | 2008г. | международный |
11 | Конкурс детского творчества «Моя семья» (Номинация «Литературное творчество») | 2 чел. | 2008 г. | муниципальный |
12 | 9 областной конкурс «Человек в истории. Россия – ХХ век». Исследовательская работа | 4 чел. | 2008 г. | областной |
13 | Районный конкурс чтецов «О слово русское, родное». | 30 чел. | 2007 г. | муниципальный |
14 | Районный конкурс чтецов «Как прекрасна Земля и на ней человек» | 15 чел. | 2008 г. | муниципальный |
15 | Декабристские чтения, посвящённые А.С.Пушкину и декабристам | 4 чел. | 2009г. | областной |
16 | 11 международный фестиваль «Детство без границ». Конкурс творческих работ юных корреспондентов «Свежий ветер» | 3 чел. | 2009г. | международный |
17 | Конкурс сочинений «Страницы Забайкальской милиции» | 1 чел. | 2009г. | областной |
В 2008-2009 (февраль) годах по сравнению с 2005-2006 годами количество детей, принимающих участие в разных конкурсах, увеличилось в 3 раза 2005 г. - 2006 г. - 12 человек, 2007 г. – 42 человека, 2008 г. - 2009(январь-февраль) – 44 человека.
О повышении качества творческих работ учащихся говорит количество призовых мест, которые получают мои ученики, участвуя в исследованиях, конференциях и т.д. разного уровня. Данные отражены в таблице.
год | количество призовых мест | |||
конкурсы | олимпиады | «Шаг в науку» | итого | |
2005 | 1 | ---- | ---- | 1 |
2006 | 4 | 1 | ---- | 5 |
2007 | 4 | 1 | 2 | 7 |
2008 | 7 | 5 | 3 | 15 |
Результаты конкурсов приведены ниже в таблице на стр. 14,15, грамоты в приложении № 10.
2.3. Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного)
Результаты олимпиады по русскому языку и литературе
Участие детей в олимпиадах (муниципальных, областных)
1 | Борискин Игорь | 3 место | русский язык | 2001 г. районная |
2 | Безбородова Ольга | 3 место | русский язык | 2004 г. районная |
3 | Сахновская Светлана | поощрение | русский язык | 2006 г. районная |
4 | Коростелёв Виталий | 1 место | литература | 2007 г. районная |
5 | Коростелёв Виталий | 3 место, путёвка во Всероссийский детский центр «Океан» | литература | 2008 г. краевая |
6 | Маликов Владимир | 3 место | русский язык | 2008 г. районная |
7 | Золотухина Ксения | 3 место | русский язык | 2008 г. районная |
8 | Данилова Ирина | 3 место | литература | 2008 г. районная |
9 | Коростелёв Виталий | 2 место | литература | 2008 г. районная |
10 | Коростелёв Виталий | 7место | литература | 2009 г. краевая |
(см. Приложение № 2)
Результаты конкурсов
№ | содержание работы | фамилия, имя участника | результат | когда, уровень |
1 | Телевизионная игра «Проходной балл» | Леуткина Екатерина | финалист | 2005 г. областной |
2 | Телевизионная игра «Проходной балл» | Виткаускас Елена | финалист | 2007 г. областной |
3 | Научно-практическая конференция «Музей и дети» | Сахновская Светлана | Похвальный лист | 2007 г. областной |
4 | Декабристские чтения. Литературная композиция «Перед грозным временем...» | Чтецкий коллектив | Грамота | 2008 г. областной |
5 | Районный конкурс сочинений, посвящённый 80-летию Карымского района | Яковлева Юлия Лапшакова Евгения | Денежные премии | 2006 г. муниципальный |
6 | Конкурс «Малая Родина» | Блем Надежда | 4 место (из 49) | 2006 г. областной |
7 | Конкурс творческих работ «Байкал – символ России» | Маликов Виктор | Грамота, путёвка в лагерь «Байкал» | 2006 г. областной |
8 | Конкурс детского творчества «Моя семья »(Номинация «Литературное творчество») | Яковлева Юлия | 2 место | 2008г. муниципальный |
9 | Международный фестиваль «Детство без границ» (Номинация «Литературное творчество») | Николян Рубик | Путёвка в Японию | 2008 г. международный |
10 | 9 областной конкурс старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век». Исследовательская работа | Вохмянина Оксана Скорнякова Екатерина Маликов Владимир | Свидетельства | 2008 г. областной |
11 | Международная игра «Русский медвежонок» | Блем Надежда | Диплом | 2007 г. международный |
12 | Районный конкурс чтецов «О слово русское, родное» | Чтецкий коллектив | 3 место | 2007 г. муниципальный |
13 | Районный конкурс чтецов «Как прекрасна земля и на ней человек» | Чтецкий коллектив | 1 место | 2008 г. муниципальный |
14 | Декабристские чтения, посвящённые А.С.Пушкину и декабристам «Тесный круг друзей моих» | Коростелёв Виталий Дани лова Ирина Водневская Алёна Маликов Владимир | Диплом Грамота Свиде- тельство Свиде- тельство | 2009 г. областной 2009 г. областной 2009 г. областной 2009 г. областной |
15 | 11 Международный фестиваль «Детство без границ». Конкурс творческих работ «Свежий ветер» | Водневская Алёна Данилова Ирина Вохмянина Оксана | 2009 г. международный 2009 г. международный 2009 г. международный | |
16 | Конкурс сочинений «Страницы истории Забайкальской милиции» | Блем Надежда | Благодарность | 2009 г. областной |
(см. Приложение № 5, №10)
3. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве
классного руководителя
3.1. Позитивная динамика уровня социальных компетенций (способность к коммуникации, способность работать в команде, понимание других, социальная ответственность), воспитанности, общей культуры, дисциплины и гражданской зрелости
В настоящее время являюсь классным руководителем 9б класса. Принимая детей в пятом классе, помогаю детям быстрее и легче адаптироваться в новых для них условиях средней школы. Для этого провожу диагностику, анкетирование, выясняю проблемы, провожу беседы с родителями, учителями, детьми. Проработав полгода с детьми, составляю банк данных о каждом ребёнке. Такая работа помогает составить программу развития класса. Система воспитательной работы в классе реализуется на основе воспитательной программы школы с учётом возрастных и психологических особенностей детей данного класса.
Воспитательная работа проводилась по таким направлениям: «Моё Отечество» (патриотическое воспитание), «Здоровье», «Семья», «Досуг».
Воспитанию патриотизма уделяется большое внимание. В 5 классе состоялось знакомство со школьным музеем, детям понравилась обзорная экскурсия, у них появилось желание заниматься краеведческой работой. На основе нашего класса был создан краеведческий кружок. Нам предложили подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы (см. Приложении № 22). В 6 классе была организована группа «Поиск» (9 человек из класса), ребята занимались шефской работой, помогали ветерану войны Ивановой М.А., благоустраивали сельскую площадь. Была создана группа экскурсоводов(8 человек). В этом же году ребята участвовали в областном конкурсе сочинений «Байкал – символ России». Маликов Виктор был награжден грамотой, четверо экскурсоводов получили путёвки в лагерь «Байкал» в Школу экскурсионно-краеведческого мастерства. В 7 классе в этот лагерь ездили 4 человека из класса. В 8 классе экскурсовод музея Блем Надежда участвовала в региональном форуме «Забайкальцы - Забайкалью». Она представляла экспозиции музея, её выступление было ярким, интересным, грамотным. В выигранном гранте (10 тысяч рублей) есть и её заслуга (см. Приложение № 22) Дети участвуют в региональном конкурсе исследовательских работ «Человек в истории. Россия - ХХ век». Маликов Владимир получил свидетельство. В 9 классе 3 детей из класса участвуют в Декабристских чтениях, посвящённых А.С. Пушкину и декабристам. Результаты: Данилова Ирина – грамота, Водневская Алёна – свидетельство, Маликов Владимир – свидетельство. Доклады в приложении № 15, грамоты в приложении № 10.
Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к старшим прививается в программе «Семья» через общешкольные и классные мероприятия. 5 класс – спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья». 6 класс– классный час – встреча с интересным человеком Писаревой Н.В., Заслуженным работником образования (бабушкой Маликовых Вовы и Вити). 7 класс –праздник «Маме посвящаю»(см. Приложение № 22 ). 8 класс– участие в 9 международном фестивале «Детство без границ». Работа Николяна Рубика признана одной из лучших. Он награжден путёвкой в Японию, работа опубликована в районной газете «Красное знамя» (см. Приложение № 20). В 9 классе ребята принимали участие в школьном конкурсе чтецов, посвящённых Дню Матери, в конкурсе сочинений «Я эти руки женские целую» (см. Приложение № 22). В этом же году 14 человек из класса посещали элективный курс «Этика и психология семейной жизни».
Воспитание сознательного отношения к сохранению здоровья, стремления к выполнению режима дня осуществлялось через индивидуальные беседы, классные, общешкольные мероприятия. 5 класс – участие в празднике «День Здоровья», беседа о соблюдении режима дня. 6 класс – участие в эстафете, посвящённой Дню Победы, беседа «Я и компьютер». 7 класс – классный час «Сотовый телефон и я». 8 класс – участие в районных соревнованиях по волейболу, баскетболу. Результаты – 3 место на муниципальном уровне, участники – Маликовы Владимир и Виктор, Данилова Ирина. 9 класс – участие в районной олимпиаде по физкультуре. Результат – 3 место у Наумкиной Ольги. У детей сформировано позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Работа по воспитанию активной жизненной позиции, формирование потребности участвовать в коллективных творческих делах класса и школы осуществлялась через участие в традиционных общешкольных конкурсах и праздниках: праздник Осени, День Здоровья, Новогодний праздник, праздник Песни и строя, Масленица, игра «Мы и бизнес», праздник, посвящённый Дню Учителя (см. Приложение № 22).
Как велась досуговая работа в классе, можно представить по перечисленным мероприятиям. В 5 классе проводили классный час «Знакомство» с приглашением первоклассников (первая учительница в обоих классах Головецкая Ирина Михайловна) (см. Приложение № 22). Шефская работа продолжается до сих пор. В 6 классе – «Математический ринг», «Путешествие в страну языкознания». В 7 классе – час общения «Я в мире, мир – во мне», психологические тренинги. В 8 классе – конференция «Учитель! Имя-то какое!». В 9 классе – концерт «Нашим мамам», проведённый совместно с ребятами параллельного класса. Ежегодно проводим День именинника (см. Приложение № 22). Ребята любят бывать вместе, для них классный час – это радость общения. В приложении № 22 приведено несколько высказываний.
Классный час – это час общения, на котором используются новые технологии: ИКТ, диалогового и рефлексивного воспитания. При проведении нравственных, информационных, тематических классных часов использую следующие формы: беседу, диспут, встречи с интересными людьми, игры, конференции, тренинги, экскурсии. Сотворчество, содружество – основа успешного воспитания.
На уроках, классных часах, во внеурочной работе помогаю своим детям развивать коммуникативные способности, учу их понимать других, работать в команде, быть дисциплинированными и ответственными. При организации коллективных творческих дел в классе организовываем творческие группы, что помогает воспитанию навыков работы в команде.
Планомерная, систематическая работа, использование современных технологий развивающего обучения способствуют развитию творческих способностей учащихся, формированию художественного вкуса, положительных эмоций, благоприятному психологическому климату в классе, воспитанию духовно-нравственной личности. И в этой работе есть определённые результаты.
Мои ученики способны нестандартно мыслить, высказывать своё мнение, они умеют выдвигать гипотезы, обосновывать, доказывать свои предположения, выступать перед аудиторией, отстаивая собственную точку зрения.
Познавательная и учебная деятельность сформирована на достаточно высоком уровне. Ребята активно принимают участие в разных конкурсах: во Всероссийских играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Золотое руно», «British Bulldog». Учащихся отличает любознательность, стремление к расширению своего кругозора. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Если сравнить результаты за 1 и 2 четверть 2008-2009 учебного года, то можно сказать, что успеваемость повысилась на 11 %, качество осталось прежним – 39 %. Учу ребят быть активными, целеустремлёнными. В этом году 7 человек из 18 участвовали в районных олимпиадах, конференциях, 6 из них стали победителями.
Учащиеся уважительно относятся к традициям школы, дорожат честью школы и класса. Добросовестно выполняют свои обязанности по самообслуживанию кабинета.
В 2007 году группа ребят предложила вступить в областную организацию «РЮЗ» (Республика юных забайкальцев). В 2007 году Маликов Виктор был участником областного слёта организации «РЮЗ». Николян Рубик – участник 9 Международного фестиваля «Детство без границ» в Москве. В 2009 году Данилова Ирина и Водневская Алёна приняли участие в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Свежий ветер» в рамках 11 Международного фестиваля «Детство без границ».
В течение нескольких лет велась постоянная работа по формированию норм поведения в быту, в общении со сверстниками, в общественных местах.
Диагностика уровня воспитанности показывает, что качество воспитанности повысилось на 8,7 % (см. Приложение № 23).
Два года подряд наш класс был победителем в школьном конкурсе «Лучший класс года» (см. Приложение № 24).
За 25 лет работы мною было выпущено 2 класса, мы прошли с ними рядом с пятого по одиннадцатый класс. Выпускники 1994 года окончили школу успешно, из 23-х ребят 14 – на «4» и «5». Девять человек – работники образования, двое из которых работают в нашей школе, 1 – кандидат биологических наук.
Из 23 выпускников 2002 года 13 человек окончило ВУЗы, 7 из которых педагогические, 1 выпускница – преподаватель в нашей школе, другая, окончив отделение журналистики ЗабГГПУ, успешно работает по избранной специальности, 1 – аспирант ЗабГГПУ. Счастлива тем, что научила ребят учиться, преодолевать трудности, быть честными. Свидетельство тому отзывы ребят (см. Приложение 25).
3.2. Система работы классного руководителя с родителями учащихся
Выпустив в качестве классного руководителя два класса, я использовала свою систему работы с родителями учащихся. Мы вместе с родителями планируем работу. На первом родительском собрании выбирается родительский комитет, через который реализуется участие родителей в жизни класса. Психолого-педагогическое просвещение родителей обеспечивалось через родительские собрания, собеседования. Тематика родительских собраний охватывает актуальные вопросы жизнедеятельности учащихся, возрастной психологии, педагогики (см. приложение № 26).
Родители моих детей всегда отзываются на мои просьбы, с удовольствием принимая участие в совместных мероприятиях: тренингах, походах, праздниках, днях открытых дверей. Поддерживаю постоянную связь со всеми родителями через дневники, личные встречи, беседы, посещения квартир. В девятом, десятом, одиннадцатом классах много времени и внимания уделяю знакомству родителей с Инструкцией и «Положением о государственной итоговой аттестации». Родители участвуют в ремонте и подготовке школы к новому учебному году. Они в курсе всех событий, происходящих в классе.
3.3. Правонарушений среди учащихся не наблюдалось
В 9б классе, классным руководителем которого я являюсь, случаи правонарушений не зафиксированы (см. приложение № 27).
3.4. Развитие самоуправления в классе
(структура, содержание, формы, результаты)
Приняв детей в пятом классе, я как классный руководитель продолжаю начатую в начальной школе работу по развитию самоуправления, которое осуществляется в рамках структуры школьного самоуправления. На первой праздничной линейке пятиклассников объявляют гражданами республики Школярия. Отныне они будут жить по законам школьной республики и придерживаться её правил:
- мы не курим;
- мы добрые соседи;
- мы учимся сами и не отвлекаем других;
- время – деньги, мы ценим своё и чужое время, начиная любое мероприятие в назначенное время;
- мы бережливы и аккуратны, понимаем, что после нас в эту школу придут другие;
- мы ответственны за свои слова и поступки;
- во всём следуем обещаниям и закону гражданина республики Школярия.
На классном собрании путём голосования избираются органы самоуправления и староста, задача которого заключается в контроле и координации деятельности секторов и ответственных за их работу. Учащимся предлагается внести свои предложения в план работы класса на предстоящую четверть, а затем с учётом предложенного и с учётом общешкольного плана воспитательной работы разрабатывается и принимается годовой план. Ответственность за его выполнение возлагается и на старосту и на ответственных за сектора. На них же возлагается и подготовка и проведение тематических классных часов.
Структура самоуправления в классе
Один раз в месяц староста проводит классное рабочее собрание, на котором ответственные за сектора отчитываются о проделанной работе. Связь со школьным парламентом и министерством Республики Школярия осуществляется через представителей, которые также избираются на первом рабочем собрании класса и входят в состав парламента. В месяц проводится четыре классных часа: тематический, информационный, рабочий, учебный.
3.5.Участие учащихся в жизни образовательного учреждения и в решении проблем местного социума
Мои ученики – активные участники не только школьной жизни, но и села. Данный факт во многом объясняется использованием мною технологий развивающего обучения не только на уроках, но и во внеурочной работе, начиная с пятого класса. Дети не боятся выступать перед большой аудиторией не только в школе, но и в районе, в области. Выпускник 2002 года Борискин Игорь, выступая на областной краеведческой конференции, занял призовое место и получил путёвку во Всероссийский детский центр «Океан». В 2005 году учащиеся моего класса Маликовы Владимир и Виктор выступили на районном конкурсе «Звонкие голоса» и заняли 2 место. В 2006 году Николян Рубик был одним из делегатов фестиваля «Детство без границ» сначала в Чите, а затем в Москве. В 2007 году Надежда Блем удачно представляла нашу школу на форуме «Забайкальцы – Забайкалью». В выигранном гранте есть и её заслуга. Ребята хорошо владеют речью, умеют импровизировать, принимать нестандартные решения. Многие из них хорошие ораторы, ведущими праздничных мероприятий, школьных конкурсов, концертов выступают мои дети. Многие из них – настоящие артисты, их выступления отличаются тонкостью, изяществом в передаче чувств и мыслей.
«День здоровья», «Посвящение в старшеклассники», субботники, поисковая группа, дежурство по школе, литературные вечера – вот неполный перечень дел моих ребят. Надо добавить, что во многих мероприятиях они занимают призовые места. Многие ребята участвуют в районных и областных мероприятиях (фестиваль песни, конкурсы чтецов, олимпиады, конференции, выставка детского творчества, спортивные соревнования). Многие ученики публикуют свои работы в районной газете «Красное знамя» и в школьной газете «Звонок», где освещают насущные вопросы из жизни школы и села.
Мои ребята стали инициаторами сотрудничества с Урульгинской коррекционной школой-интернатом. Ученики приготовили концерт, собрали игрушки для детей-инвалидов. Ребята посещают не только школьные кружки, но и сельские в Доме творчества. Дети выступают почти на всех праздниках села: День Победы, День молодёжи, принимают активное участие в благоустройстве улиц села (см. отзыв Главы администрации села в приложении № 22). Они активно участвуют в спортивных соревнованиях, занимают призовые места (см. Приложение № 22). В 2007 году выступили с инициативой наладить сотрудничество с ребятами из школы села Кайдалово. Это общение оказалось нужным, полезным. Ученики наши рассказали о своём селе, провели экскурсию в музее. В 2008 году группа ребят принимала активное участие в подготовке и встрече министра сельского хозяйства РФ А.Гордеева. Считаю, что они растут достойными гражданами и достойной сменой.
Участвуя в конкурсе «Учитель года», я рассказала и о своих детях:
Ещё про детей расскажу я немножко,
Не дети, а просто мечта.
Пришкольную вместе сажаем картошку,
Трудимся все на «ура».
В учёбе сильны, в дисциплине послушны.
Люблю я их всею душой.
К природе, к животным не равнодушны.
Такой наш народ молодой.
Мы с ними друг другу во всём помогаем
И учим друг друга всему.
Растёт поколение с большими сердцами.
Подмога и радость селу.
4.1.Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
В своей профессиональной деятельности применяю педагогические технологии. Они позволяют активизировать учебную деятельность учащихся, повысить их мотивацию, добиваться более высоких результатов в процессе обучения. Технологии развивающего обучения – это только инструмент, позволяющий сформировать у учащихся творческое восприятие, мыслящую память и креативное отношение к практической деятельности. Учитель ставит ученика в позицию «исследователя», в положение человека, который ищет и находит новое, на каждом уроке организуется рефлексивная деятельность.
№ | название используемой технологии | обоснование применения | имеющийся результат |
1 | Технология диф- ферен- цированного обуче- ния и воспитания в 5-11 классах | Обучение на уровне возможностей, что обеспечивает психологическую комфортность. Возможность работать с одарёнными детьми. | Развитие индивидуальных способностей учащихся, повышение интереса к предмету. Из года в год увеличивается количество творческих работ одарённых детей, с которыми они успешно участвуют в конкурсах различного уровня (см. Приложение № 10) Заметный рост качества творческих работ можно увидеть, сравнив работы, выполненные Чеботарёвой Натальи, написанные в 7-8-м и в 11-м. классах, работы других учащихся (см. Приложение № 28) |
2 | Проектные технологии в 5-11 классах | Отвечает современным требованиям. В центре внимания ученик и его возможности. Индивидуальный темп работы и выход каждого учащегося на свой уровень развития. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний за счёт универсального их использования в различных ситуациях. | Развитие творческих способностей, активности, вырабатывается умение работать в группе. Повышается интерес к участию в научно-исследовательской деятельности, к созданию проектов на уроках. Формируется и закрепляется умение собирать информацию, наблюдать, анализировать, делать обобщения. Увлечённость ребёнка деятельностью, которая выбрана им самим (см. Приложение № 29) |
3 | ИКТ в 5-11 классах | Есть возможность заменить устаревшие схемы, таблицы, проиллюстрировать слайдами отдельные моменты в изучаемой теме. Использование при составлении и обработке контрольно-оценочных материалов, а также на классных часах. Работа с компьютером, его использование при проведении уроков с элементами презентации. | Повышение уровня обученности. Урок проводится на уровне современных требований. Работа в компьютерном кабинете, что добавляет уроку большой эффект. Создание продукта деятельности учениками и в электронном варианте и в машинописном варианте (см. Приложение № 30) |
4 | Технология проб- лемного обуче- ния в 5-11 классах | Личностно-развивающая технология. Оптимальная организация учебного материала. Возможность включения всех детей в образовательный процесс через использование разных видов общения. Способствует развитию ученика на уровне его возможностей. Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся. | Развивается критическое мышление, авторская позиция ребёнка, самостоятельность, творчество. Проблемные вопросы по литературе заставляют ребёнка думать, выдвигать гипотезы, дети не боятся высказывать своё мнение. Вопросы носят не только проблемный, но и нравственный характер. Развивается нестандартное мышление, что способствует принятию нестандартных решений познавательных задач (см. Приложение № 31) |
4.2. Наличие системы реализации
современных образовательных технологий
Технологические подходы к организации литературного творчества учащихся отражают нашу повседневную практику. В качестве значимого условия совершенствования образовательного процесса рассматривается стремление к совершенствованию компетентности, профессиональных навыков и мастерства. Для нашей деятельности характерно творческое, созидательное мышление, настойчивость и последовательность при внедрении педагогических инноваций в жизнь. С этой целью осуществляется повышение квалификации при ЧИПКРО. В 2005 году была защищена квалификационная работа «Лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы», в которой достаточно полно представлен описываемый опыт. В 2008 году, участвуя в региональной конференции «Филологическое образование в ВУЗе и школе», я выступила с докладом «Обучение школьников филологическому анализу текста», где описала систему работы над текстом (см.Приложение № 32).
4.3. Разработка и использование общественно признанной методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов
Разработка авторских программ, проектов
№ | вид творческой работы | тема (направления, идеи…) | наличие отзыва |
1 | Программа литератур ного клуба «Зелёные всходы» | В 2007 году я разработала программу литературного клуба «Зелёные всходы». Она рассчитана на развитие коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции учащихся, на развитие духовно-нравственной личности. Основные задачи клуба: развивать творческие способности уч-ся, расширять знания уч-ся о литературоведении, учить анализировать произведения, развивать внимательное отношение к слову писателя, прививать любовь к театру, драматургии, к книге. Программа создана для детей 13 - 16 лет. У детей в переходном возрасте меняются жизненные принципы. Важно воспитать в детях духовность, позитивное отношение к миру, к людям. За 1,5 года существования клуба есть достижения и результаты (см. Приложение № 14) | Отзыв директора Дома творчества Меньшиковой Н.В. (см. Приложение № 33) |
В своей работе, помимо учебников, использую дополнительную литературу по предмету (см.Приложение № 34 ). Мною разработаны тестовые задания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся для коррекции их знаний, умений и навыков. Тестовые задания составлены по темам и разделам русского языка. Например, задания по фонетике (10 вариантов), по морфемике (10 вариантов), правописание одной и двух букв н в разных частях речи (8 вариантов). Некоторые примеры вариантов даны в приложении № 34. Ученик выполняет 8-10 вариантов на одно правило, это позволяет устранить пробел по конкретной теме. Тем самым помогает лучше подготовиться к экзамену. Учителем проводится мониторинг по устранению ошибок. Результат сформированных знаний фиксируется и оценивается. Проводимая таким образом работа готовит учащихся к выполнению заданий части «А», «В» и «С» на ЕГЭ. Результаты сдачи ребятами ЕГЭ см. в Аналитической справке (стр. 1).
4.4.Результативность использования современных
образовательных технологий
Авторские программы по литературе А.Г.Кутузова и М.М.Разумовской по русскому языку (по которым я работаю), являясь программами развивающего обучения, обеспечивают в полной мере реализацию деятельностного подхода к обучению и позволяет организовать целенаправленную учебную деятельность учащихся.
Технология развивающего обучения
Авторская программа А.Г.Кутузова по литературе
продол- жительность исполь- зования | методо- логическая основа | алгоритм деятельности учащихся | основные факты, результаты использования |
5 лет (с 2003-2004 учебного года по настоящее время) | Художественная деятельность учащихся | Творчество-сотворчество – знание и умение; от маленького писателя к большому читателю. | 2003 -2004 год – переход на новые развивающие программы. 2006 учебный год – участие в районных и областных конкурсах сочинений (см. Приложение № 10) 2007 год- 2008 гг. – успешное участие в районных конкурсах чтецов (см. Приложение № 21) 2007-2008гг. – участие в конференции «Шаг в науку» и в районных и областных олимпиадах (см. Приложение № 8) 2009г. – выпуск сборников стихов, композиций (см.Приложение №6, 15) |
Авторская программа М.М.Разумовской
продол- жительность исполь зования | методо- логичекая основа | алгоритм деятельности учащихся | основные факты, результаты использования |
5 лет (с 2003- 2004 учебного года по настоящее время) | Деятель-ностный подход | Через освоение различных видов речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) к языковой компетентности | Применение игровых технологий способствует развитию самостоятельности, ответственности, помогает поддерживать интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные навыки. При повторении, изучении, обобщении темы применяю кроссворды, ребусы, головоломки, провожу тематические игры на системные отношения в лексике: «четвёртый лишний», лото, игры на развитие навыков устной, монологической и диалогической речи: «Собери пословицу», игры на расширение словарного запаса. В результате учащиеся успешно участвуют в районных олимпиадах (см. Приложение № 2), в различных конкурсах, в т.ч. международных (см. приложение «Русский медвежонок» (см. Приложение № 35). |
Образовательные технологии используются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, нацелены на развитие творческих способностей учащихся. Апробированные несколько лет назад, они показали высокий уровень качества творческих работ. Литературное творчество – один из эффективных подходов к совершенствованию образовательного процесса на уроках литературы и русского языка.
Учащиеся сочиняют сказки, которые несут в себе нравственный заряд (см. Приложение № 36), стихотворения (см. Приложение № 36), которые не только заслушиваются на уроках, но и публикуются в школьных сборниках, в районной газете Красное знамя», в газете «Чадо» (см. Приложение № 4). В художественных зарисовках красиво описывается природа. Старшеклассники размышляют о вечных человеческих ценностях в сочинениях на моральноэтические, нравственные темы: «Легко ли быть молодым?», «Что такое милосердие?», «Чем отличается гордыня от гордости?». В репортажах, портретных очерках, путевых заметках учащиеся показывают своё видение мира (см. Приложение № 36). В 10-11 классах ребята практически готовы к написанию рецензий, отзывов, эссе (см. Приложение № 36). Дети с удовольствием участвуют в районных, областных конкурсах сочинений и занимают призовые места (см. Приложение №№ 5,10). В 2009 году 3 ученицы приняли участие в конкурсе творческих работ юных корреспондентов «Свежий ветер» в рамках международного фестиваля «Детство без границ».
Литературное творчество невозможно без литературоведческой работы над текстом. Лингвистический анализ текста способствуют устранению речевых, стилистических, орфографических ошибок. Анализируя произведение в единстве формы и содержания, мы развиваем у учащихся языковое чутьё. Лингвистический анализ помогает учащимся лучше написать сочинения, в том числе и экзаменационные (часть «С»).
В классах, где я работала по технологиям развивающего обучения, качество обученности высокое.
предмет | год | кол-во уч-ся | оценки | качество, % | успева-емость, % | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | |||||
русский язык | 2005 | 17 | 1 | 7 | 7 | 2 | 56,2 | 98 |
2007 | 19 | 0 | 7 | 7 | 5 | 63,4 | 100 | |
литература | 2005 | 17 | 0 | 7 | 7 | 3 | 58,8 | 100 |
2007 | 19 | 0 | 7 | 5 | 7 | 63 | 100 |
Сравнивая результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся 11б и 11а (выпуски 2005года и 2007года), я убедилась в эффективности и целесообразности применения технологий развивающего обучения. Считаю, что благодаря этому учащиеся 11б класса достигли более высокого уровня обученности и качества знаний по сравнению с учащимися 11а (см. Приложение № 37). О результативности применения современных технологий говорит и тот факт, что учащиеся 11б оказались более подготовленными к поступлению в высшие и средние учебные заведения. Процент поступления в вузы и ссузы в этом классе был выше (см. Приложение № 37).
5.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
5.1.2.Опыт деятельности был представлен в рамках школьного, районного, областного методических объединений, конференций, семинаров
№ | форма представления опыта | тема | уровень (школьный, муниципальный, региональный). | сроки |
1 | Открытые уроки. МО | Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы | школьный | Ежегодно |
2 | Доклад на РМО учителей русского языка и литературы | «Лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы» | муниципаль- ный | 2006г. |
3 | Конференция «Шаг в науку» | Работа в составе комиссии секции «Литература» | муниципальный | 2005г. 2008г. |
4 | Открытый урок русского языка в 6а классе | Использование современных образовательных технологий при изучении темы «Причастие» | муниципальный (РМО зам. директоров по УВР) | 2007г. |
5 | Открытый урок литературы в 8 б классе. Интерпретация стихотворения Б.Макарова «Приветствую…» | Современный урок литературы в школе | муниципаль- ный (РМО директоров школ района) | 2008г. |
6 | Мастер-класс. Урок в 6 б классе. Лингвистический анализ стихотворения Н.Рубцова «Сапоги мои скрип да скрип» | Современные образовательные технологии (проблемное обучение) в процессе обучения предмету | школьный | 2006г. |
7 | Участие в районном конкурсе «Учитель года». Мастер-класс, публичная лекция. | Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы | муниципаль- ный | 2008г. |
8 | Учитель-наставник | Оказание методической помощи учителям | школьный | |
9 | Открытый урок русского языка в 11 классе «Художественный стиль речи» | Обучение школьников лингвистическому анализу текста | муниципаль- ный (РМО учителей русского языка и литературы) | 2002г. |
10 | Мастер-класс. Урок письма в 7 классе. | Технология коммуникативно-информационного обучения | муниципаль- ный (РМО учителей русского языка и литературы) | октябрь 2008г. |
11 | Участие в региональной научно- практической конференции «Филологическое образование в ВУЗе и школе: история и современность» | Обучение школьников филологическому анализу текста | региональный | декабрь 2008г. |
12 | Участие в конкурсе «Лучший урок письма» | Технология диалогового обучения и воспитания | Всерос- сийский | 2007г. 2008г. |
13 | Аттестационная комиссия | Работа в составе аттестационной комиссии секции «Русский язык и литература» | муниципаль ный | 2007-2009г. |
Провожу систематическую работу с молодыми коллегами (наставничество): помогаю планировать уроки, учу анализировать, делать самоанализ уроков (см. Приложение № 38).
Имеются собственные методические разработки по теме: «Обучение школьников лингвистическому анализу текста».
С 2005 года являюсь участником школьных теоретических семинаров по проблемам модернизации образования. Тема моей работы «Развитие творческих способностей школьников».
5.3.Наличие публикаций по проблемам обучения, развития,
воспитания детей
№ | название работы | тема | время написания | орган издания |
1 | Статья «Филологический анализ текста» | Проблемы обучения школьников филологическому анализу художественного текста | 2008 год | Включено в издание ЗабГГПУ 2009г. |
2 | «Рыцари без страха и упрёка» | Патриотическое воспитание школьников | 2007 год | Газета «Красное знамя» |
3 | «У каждого – своя изюминка» | О конкурсе «Учитель года» | 2008 год | Газета «Красное знамя» |
4 | «Зажечь звезду» | Стихотворения | 2008 год | Сборник стихов и прозы. Профсоюз работников народного образования и науки |
(см. Приложение № 38)
6.Участие в муниципальных, региональных и Всероссийских
профессиональных конкурсах
В 2007, 2008 годах был объявлен Всероссийский конкурс «Лучший урок письма». Два года подряд принимаю в нём участие. В 2007 году урок был проведён в 10б классе, получила благодарность от организаторов конкурса (см. Приложение № 16). В 2008 году «Урок письма» проводила в незнакомом классе на районном конкурсе «Учитель года» в МОУ СОШ №1 п. Карымское в 8а классе.
За участие в районном конкурсе «Учитель года» была награждена компьютером для пополнения материально - технической базы кабинета, подарком и грамотой (4 место) (см. Приложение № 39).
Педагоги района попросили меня провести этот урок письма для них. В октябре 2008 года в нашей школе, но в чужом классе проводила этот урок (мастер-класс) для 25 учителей района.
В 2007 году принимала участие во Всероссийском конкурсе « Урок чтения», проводила урок «Книга в кругу друзей» с приглашением учителей нашей школы Паламарь И. Н., Ломуновой О.Я. Отзывы об уроке положительные (см. Приложение № 40 ).
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
за последние пять лет
№. | название курсов повышения квалификации | количество часов аудиторных занятий | сроки | вид полученного документа |
1 | «Культурологический подход в преподавании русского языка» | 72 | Февраль 2004 год | Удостоверение ЧИПКРО № 957 |
2 | «Филология. Русский язык и литература». | 108 | Декабрь 2005 год | Зачётная книжка |
(Подтверждающие документы в приложении № 41)
Утверждено «Утверждаю»
на заседании Совета школы председатель Совета школы
Протокол №__________
От_____марта 2009 года ___________/_Будникова С.М.
Раздел 7
Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности
учителя и её результатах
- Отзыв руководителя муниципального МО учителей русского языка и литературы Ардашовой Т.Ю.
- Отзыв инспектора ПДН Урульгинского ОМ лейтенанта милиции Номоконовой Е.С.
- Отзыв учителя начальных классов МОУ сош №46 Скорняковой И.Л.
- Отзыв учителя начальных классов МОУ сош № 46 Фёдоровой Т.В.
- Отзыв
- Отзыв психолога МОУ сош №46 Печниковой О.Ю.
- Отзыв семьи Леуткиных.
- Отзыв семьи
- Отзыв выпускницы 1999 года Рубан Ирины.
- Отзыв выпускницы 2001 года Варламовой Ирины
- Отзыв выпускницы 2002 года Ржаховой Оксаны
- Отзыв директора ГУДОД Забайкальского детско-юношеского Центра
В.В.Черепанова.
- Отзыв Коньковой Г.П.