Олимпиады
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку в 10 кл.
1 Поставить ударение в словах : щавель, абстрактный, мышление, закупорить, облегчить, договор, звонит.
2 Дать толкование словам импичмент, ноутбук, факс, бейдж, регламент.
3 Являются ли этимологически родственными слова пряжа , пряжка, пряник, пряной.
4 Дать толкование фразеологизмам « тянуть канитель», « кричать во всю ивановскую», как они произошли.
5 Чем отличаются паронимы знаменитый, знаменательный, командированный, командировочный. Составить предложения или словосочетания.
6 Найти метонимию
Я три тарелки съел. И пил , и ел на золоте. Отговорила роща золотая.
7 Составить предложения со словами, чтобы получились разные части речи.
Столовая, печь, рабочий.
8 Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птичка в руке стоит двух в кустах
Просто , как пирог
Возить уголь в Ньюкасл
Хранить в вате
Холодный, как огурец
Называть лопату лопатой
9 Какое слово в группе лишнее?. Аргументируйте свой ответ.
Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.
10 О каком языковом явлении говорится в песне В. Высоцкого « Шторм»:
Мы говорим не штормы, а шторма-
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра, не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчёвывая мачты.
11 Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
12 Разберите по составу два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1) Казалось, дороге не будет конца. 2) Казалось, что дороге не будет конца.
13 Расставить знаки препинания и указать части речи.
прошло сто лет и юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов из топи блат
Вознёсся пышно горделиво.
14 В тексте из предыдущего задания найдите слово с двумя нулевыми морфемами.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку в 10 кл.
1 Поставить ударение в словах : щавель, абстрактный, мышление, закупорить, облегчить, договор, звонит.
2 Дать толкование словам импичмент, ноутбук, факс, бейдж, регламент.
3 Являются ли этимологически родственными слова пряжа , пряжка, пряник, пряной.
4 Дать толкование фразеологизмам « тянуть канитель», « кричать во всю ивановскую», как они произошли.
5 Чем отличаются паронимы знаменитый, знаменательный, командированный, командировочный. Составить предложения или словосочетания.
6 Найти метонимию
Я три тарелки съел. И пил , и ел на золоте. Отговорила роща золотая.
7 Составить предложения со словами, чтобы получились разные части речи.
Столовая, печь, рабочий.
8 Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птичка в руке стоит двух в кустах
Просто , как пирог
Возить уголь в Ньюкасл
Хранить в вате
Холодный, как огурец
Называть лопату лопатой
9 Какое слово в группе лишнее?. Аргументируйте свой ответ.
Голландка, китайка, лебёдка, толстовка, шотландка.
10 О каком языковом явлении говорится в песне В. Высоцкого « Шторм»:
Мы говорим не штормы, а шторма-
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра, не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчёвывая мачты.
11 Какие из приведённых ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ. Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
12 Разберите по составу два предложения и сравните их грамматическую структуру: 1) Казалось, дороге не будет конца. 2) Казалось, что дороге не будет конца.
13 Расставить знаки препинания и указать части речи.
прошло сто лет и юный град
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов из топи блат
Вознёсся пышно горделиво.
14 В тексте из предыдущего задания найдите слово с двумя нулевыми морфемами.