Внеклассная работа

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

Внеклассная работа по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Что в имени моём?

1.Каково греческое название воды?  (аква).

2. Каково латинское название воды? (гидро).

3. В названии, каких химических элементов «входят» названия животных? (мышьяк, менделевий, вольфрам, актиний).

4.  Какой химический  элемент носит название леса? (бор)

5. В название, каких химических элементов «входят» названия деревьев? (никель, дубний).

6. В названии, каких химических элементов «входят» названия рек? (радон, нильсборий, индий, полоний)

7.  В названии, каких химических элементов «входят» музыкальные ноты? (Водород, серебро, кадмий, фермий, гольмий, алюминий, сиборгий,  хассий).

8. В названии, каких химических элементов входит  числитель три? (натрий, иттрий)

Свойства элементов и их применение.

1.Назовите «крылатые» металлы (алюминий, магний, бериллий).

2.Какой металл и благодаря,  какому свойству используется в огнестрельном оружии? (Свинец, высокая плотность)

3.Назовите основные компоненты пиротехнических  смесей? (Бертолетова соль, нитрат калия, сера, уголь).

4.Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно впервые  годы  войны? (Фосфор белый).

5.Какой металл используется в изготовлении осветительных сигнальных ракет? (Магний)

6.Как применялся водород в годы войны? ( Заполнение дирижаблей, в противовоздушной обороне.)

7.Какой элемент называют «элементом жизни и мысли» и кто  называл его так?  (Фосфор. Потому что он содержится в мозге человека, а также фосфор необходим для жизнедеятельности растений и животных. Поэтому советский геохимик и минералог академик А.Е. Ферсман называл фосфор «элементом  жизни и мысли».)

8. Актиния – лучеподобное морское животное. Объясните, почему этим «именем» назван элемент № 89. ( Элемент № 89 назван так за его способность испускать лучи)

9. Имеет ли химический элемент индий отношение к Индии? (Нет, не имеет .Индий был открыт в остатках от переработки цинковой обманки спектроскопическим методом по характерной индиго- синей линии. По цвету этой линии он и получил название.).

10. Почему бериллий называют «прочным элементом»? ( Потому что этот элемент образует со многими металлами сплавы, обладающие твердостью, прочностью, жаростойкостью и коррозийной стойкостью.)

 



Предварительный просмотр:

Именем Менделеева названы

1) Город Татарии, в котором Д.М. Менделеев работал когда-то на химическом заводе, носит название Менделеевск.

2) В Тульской области есть поселок Менделеевский, а в Московской – Менделеево, где находится Институт точного времени.

3) В Москве есть Менделеевская улица и станция метро «Менделеевская», а в Санкт-Петербурге- Менделеевская линия, где находится музей-квартира ученого.

4) Имя Менделеева носят   химико-технологический университет в Москве, химико-технологический техникум в Санкт -Петербурге, педагогический институт на родине ученого в Тобольске.

5) 101- й элемент назван Менделевий.

6)  С 1962г. один раз в  два года, в день рождения Менделеева, ученым присуждается золотая медаль Менделеева.

7) Всесоюзное химическое общество носит его имя.

8) Смотром отечественной науки стали Менделеевские съезды.

9) В науке есть формула Менделеева, уравнение  Менделеева- Клапейрона,  пикнометр и барометр Менделеева.

           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Путешествие по периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева» Сарыглар Т.А. у читель химии высшей категории МБОУСОШ №3 г.Ак-Довурака

Слайд 2

Целью игры являются содействие развитию интеллектуально - творческих способностей учащихся по предмету - «химия ». Задачи: - развитие и укрепление дружеских связей между учащимися; - активизация и расширение субъективного опыта учащихся ; - мотивация учащихся на успех и творчество, как коллективное, так и индивидуальное; - формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер; - развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление; - воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей.

Слайд 3

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых. Но величие научного подвига Дмитрий Иванович Менделеева не только не стирается временем, по продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда - нибудь счерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Д.И.Менделеева. 2019 год – Международный год Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева . 2019 год- 150- летие со дня открытия Периодического закона.

Слайд 4

Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Всё – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Слайд 5

Станции ПСХЭ 1. Визитка. 2.Разминка. 3.Рассказ-загадка. 4. «Расскажи обо мне» 5. Викторина « Менделеевка » 6. «Что в имени моём» 7. Ребусы. 8.Кроссворды. 9. «Химический элементарий » 10. Историческая. 11. Умники и умницы. Конкурс капитанов. 12. Собери прибор.

Слайд 6

Визитка 1. Каждая команда должна представить свое название, свой девиз и свою эмблему творческим образом.

Слайд 7

Ведущий задает вопросы каждой команде по отдельности. За правильный полный ответ- 1 балл. 1) Наука о веществах и их свойствах 2) То из чего состоят физические тела. 3) Химически неделимая частица . 4) Химически делимая частица. 5) Условная запись состава вещества . 6) Условная запись сущности химической реакции . 7) Определенный вид атома . 8) Кислород – О 2 - вещество по составу атома ? 9) Вода – вещество по составу атома ? 10) Самый легкий газ. 11) Самый распространенный элемент в земной коре 12) Сколько химических элементов известны в настоящее время

Слайд 8

Рассказ- загадка Разгадывая рассказ- загадку, следует внимательно читать текст, так как в нём обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания. Дом, который построил М

Слайд 9

Дом построен по проекту архитектора М ., жившего в XIX . Собственно, это не дом , а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые. Нельзя сказать у всех жильцов добрый, ровный покладистый характер. Кто-то с кем –то дружит, а иной стремится избежать этой дружбы. На первом этаже – большой холл и всего три жилые комнаты. В одной из них живет Лий, а две другие занимает дядюшка Одор . Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе называют малыми этажами

Слайд 10

На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвертом и пятом – по восемнадцать, на шестом – тридцать две. Седьмой этаж еще не достроен , но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры. Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома – яркая индивидуальность. Переходы с одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая, семейные традиции, для них сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной - на шестом, другой – на седьмом этаже.

Слайд 11

Вопросы Кто автор проекта? Необыкновенного дома и что за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и каковы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит заселить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?

Слайд 12

Ответ Дом , о котором говорится в рассказе, - это периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы). Для всех элементов положение в системе определенно однозначно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю группы периодической системы. Первые три периода называют малыми, а следующие - большими. 7-й период называют незавершенным, если продолжить его, то 7-й период завершится благородным газом с порядковым номером 118. Два семейств химических элементов –лантаноиды и актиноиды вынесены за пределы таблицы (отдельные флигеля).

Слайд 13

«Расскажи мне обо мне» Капитаны вытаскивают карточки с заданием. 1) Дать характеристику элементу 1)№ 8 2) № 12 3) № 15 4) № 11 План характеристику Положение элемента в периодической системе : химический знак, название и произношение, порядковый номер, относительная атомная масса, группа, подгруппа, период (малый или большой). Принадлежность к класс у металл, неметалл, переходный элемент ( амфотерный металл)

Слайд 14

Менделеевка 1.Кем и когда был открыт периодический закон? 2. Где родился Д.И.Менделеев? Кто были его родители? 3. Происхождение фамилии Менделеева. 4. Где учился Д.И.Менделеев? Кем он хотел стать? Почему этому не удалось? 5.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? 6. Кем и где работал Менделеев во время своего открытия? 7.В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался ? 8.Как читается периодический закон по Менделееву?

Слайд 15

9.Современня формулировка периодического закона. 10.Какие подтверждения периодического закона, известны еще при жизни Менделеева, вы знаете? 11. В чем причина скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах ПСХЭ? 12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?

Слайд 16

Да, мы не раз географа помянем, Что шел тайгой в былые времена, Давал названья рекам безымянным, Придумывал для сопок имена. Но во стократ открыл закон важней Тот химик, что неталый труд вложил И имена планет, богов, стран и людей В одной таблице навсегда объединил.

Слайд 17

« Что в имени моём?» Напишите название и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время? 1) Какие химические элементы названы в честь ученых? 2) Какие химические элементы названы в честь городов? 3) Какие химические элементы названы в честь стран и континентов? 4) Какие химические элементы названы в честь планет?

Слайд 18

Ребусы 1. Попробуйте сами зашифровать в виде ребусов названия химических элементов, физических и химических явлений и напишите знаки элементов.

Слайд 19

Кроссворды №1. Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn №2. Ключевым словом является профессия, связанная с химией: 1) CI, 2) Zn, 3) Br, 4) K, 5) Ni

Слайд 20

«Химический элементарий » Если определите названия химических элементов, то из первых бук этих знаков получите имя и фамилию ученого химика. Ar , Li, Eu , K, S, Ar , Na, Db, Rn , B, U ,Te, Li, Eu , Ra, Os, V. За правильный ответ 5 баллов

Слайд 21

Из истории химии Металлы Планеты А) Золото 1) Луна Б) Серебро 2) Юпитер В) Медь 3) Сатурн Г) Железо 4) Солнце Д)Свинец 5) Венера Е) Олово 6) Марс Ж) Ртуть 7) Меркурий А Б В Г Д Е Ж

Слайд 22

Ответы Металлы Планеты А) Золото 1) Луна Б) Серебро 2) Юпитер В) Медь 3) Сатурн Г) Железо 4) Солнце Д)Свинец 5) Венера Е) Олово 6) Марс Ж) Ртуть 7) Меркурий А Б В Г Д Е Ж 4 Au 1 Ag 5 Cu 6 Fe 3 Pb 2 Sn 7 Hg

Слайд 23

Алхимики употребляли следующие знаки

Слайд 24

Вопрос на засыпку " 1балл 1. Какой элемент всегда рад? 2. Какой газ утверждает, что он – это не он? 3. Какой элемент является лесом? 4. Какой элемент – название планеты? 5. Название какого химического элемента состоит из двух животных. 6. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС? 7. Названия каких химических элементов легко превратить в название веселого зрелища? 8. В состав названий каких элементов входят деревья ? 9.Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? 10.От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? 11. Название, какого элемента несет в себе волшебника ? 12.В название каких элементов входят название рек?

Слайд 25

1. Какой элемент всегда рад? (Радон) 2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон) 3. Какой элемент является лесом? (Бор) 4. Какой элемент – название планеты? (Уран) 5. Название какого химического элемента состоит из двух животных.(Мышьяк) 6. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС? (Водород) 7. Названия каких химических элементов легко превратить в название веселого зрелища? (Цирконий, цинк , цирк) 8. В состав названий каких элементов входят деревья? (Никель- ель, Дубний-дуб ) 9.Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото –лото) 10.От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (Серебро- ребро) 11. Название, какого элемента несет в себе волшебника ? ( Магний-маг) 12.В название каких элементов входят название рек? (Индий, Полоний, Радон)

Слайд 26

Собери прибор 1.Собрать лабораторный штатив. 2. Закрепить пробирку 3. Фарфоровая чашка.



Предварительный просмотр:

Именем Менделеева названы

1) Город Татарии, в котором Д.М. Менделеев работал когда-то на химическом заводе, носит название Менделеевск.

2) В Тульской области есть поселок Менделеевский, а в Московской – Менделеево, где находится Институт точного времени.

3) В Москве есть Менделеевская улица и станция метро «Менделеевская», а в Санкт-Петербурге- Менделеевская линия, где находится музей-квартира ученого.

4) Имя Менделеева носят   химико-технологический университет в Москве, химико-технологический техникум в Санкт -Петербурге, педагогический институт на родине ученого в Тобольске.

5) 101- й элемент назван Менделевий.

6)  С 1962г. один раз в  два года, в день рождения Менделеева, ученым присуждается золотая медаль Менделеева.

7) Всесоюзное химическое общество носит его имя.

8) Смотром отечественной науки стали Менделеевские съезды.

9) В науке есть формула Менделеева, уравнение  Менделеева- Клапейрона,  пикнометр и барометр Менделеева.

           

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимн химиков Мы рождены, чтоб вылить все, что льется, Рассыпать то , чего нельзя пролить. Наш кабинет химическим зовется, Всю жизнь мы будем химию любить.

Слайд 2

Все выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам И кто этим бромом подышит Становится рыженьким сам.

Слайд 3

Пропахли мы аммиаком и хлором, И кислотой до сердца прожжены, Предосторожность мы считаем вздором, И все на вкус попробовать должны.

Слайд 4

Все выше, и выше, и выше К вершинам науки идем, И если в пути не взорвемся, То до ЕГЭ мы точно доживем!

Слайд 5

Нам не чета философы – пижоны. И журналисты тоже не почем. И по халатам рваным и прожженным, Мы химиков повсюду узнаем.

Слайд 6

Все выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам И кто этим бромом подышит Становится рыженьким сам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра «В мире органической химии» Среди 10 классов г.Ак-Довурак

Слайд 2

1 . Предельные углеводороды 2.Изомеры 3.Алканы 4. Насыщенные углеводороды 5. Присоединение 6. Гидрирование 7. Дегидратация 8.Мономер 9.Циклические углеводороды 10.Неорганические вещества 11.Высокомолекулярные вещества 12.Одноатомные спирты 13.Простые эфиры 14.Реакция этерификации 15.Гидролиз необратимый (щелочной среде) 16.Твердые жиры 17.Высшие карбоновые кислоты 18.Моносахариды 19.Рибоза 20.ДНК

Слайд 3

1. Предельные углеводороды 2.Изомеры 3.Алканы 4. Насыщенные углеводороды 5. Присоединение 6. Гидрирование 7. Дегидратация 8.Мономер 9.Циклические углеводороды 10.Неорганические вещества 11.Высокомолекулярные вещества 12.Одноатомные спирты 13.Простые эфиры 14.Реакция этерификации 15.Гидролиз необратимый (щелочной среде) 16.Твердые жиры 17.Высшие карбоновые кислоты 18.Моносахариды 19.Рибоза 20. ДНК 1.Непредельные углеводороды 2.Гомологи 3. Алкены 4.Ненасыщенные углеводороды 5.Замещение 6. Дегидрирование 7.Гидратация 8.Полимер 9.Ациклические углеводороды 10. Органические вещества 11. Низкомолекулярные вещества 12.Многоатомные спирты 13. Сложные эфиры 14. Гидролиз сложных эфиров 15.Гидролиз обратимый(кислой среде) 16 Жидкие жиры 17.Низшие карбоновые кислоты 18. Полисахариды 19.Дезоксирибоза 20.РНК

Слайд 4

Станция «Генетическая» 1)Этан→этилен→ацетилен→бензол→хлорбензол С 2 Н 6 → С 2 Н 2 → С 2 Н 2 → С 6 Н 6 → С 6 Н 5 С I 2)бензол→циклогексан→ гексан-н → пропен →2-хлорпропан С 6 Н 6 → С 6 Н 12 → С 6 Н 14 → С 3 Н 8 → С 3 Н 7 С I 3)метан→ ацетилен→этилен→этан→ хлорэтан СН 4 → С 2 Н 2 → С 2 Н 4 → С 2 Н 6 → С 2 Н 5 С I 4) этилен→этанол→этилен→ 1,2 дибромэтан → этиленгликоль С 2 Н 4 → С 2 Н 5 ОН→ С 2 Н 4 → С 2 Н 4 CI 2 → С 2 Н 4 ( OH ) 2

Слайд 5

Станция « Бутлеровка » Жизнь и деятельность русского ученого А.М. Бутлерова. 1. Рождение и образование. 2. Работа ученого в родном университете. 3.Новый период жизни (звание, работа в университете). 4. Научная работа. 5.Увлечение ученого.

Слайд 6

Ответы викторины « Бутлеровка » Ответы на викторины Бутлеровка 1)б; 2) в; 3) а, в; 4б , 5а; 6б; 7 а; 8б; 9в; 15а 10) «Великий химик» 11) 1861 г. Теория строения органических соединений 12) Высшая женская школа 13) Русской школы химиков 14) Садоводом, пчеловодом, культивировал чай

Слайд 7

Станция «Именные реакции» Химические реакции, названные в честь ученых, открывших их Химическая реакция Названия реакций Hg+2, H2SO4 А ) CH= CH + H 2 O--------→ CH 3 CHO 1 . Коновалова AI 2 O 3, t 0 Б ) 2СН 3 СН 2 ОН- -→ CH 2 = CH - CH = CH 2 + H 2 +2 H 2 O 2. Кучерова Pt или Pd В ) C 6 H 12------- → C 6 H 6 +3 H 2 3 . Вюрца t 0 Г) СН 4 + HNO 3 → CH 3 NO 2 + H 2 O 4. Лебедева Д ) CH 3 С I+ CH 3 С I+ 2Na→ CH 3 -CH 3 +NaCI 5 ) Зелинского Е) C 6 H 5 NO 2 + 6Н→ C 6 H 5 NH 2 +2 H 2 O 6) Зинина А Б В Г Д Е

Слайд 8

Станция «Расчетная» Решать задачи по органической химии Выведите формулу вещества, содержащего 82,75% углерода и 17,25% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2. 2.Выведите формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 22. 3.Выведите формулу вещества, содержащего 85,71% углерода и 14,29% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 21. ( Ответ С3Н6) 4.Выведите формулу вещества, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 14. 5.Выведите формулу вещества, содержащего 80% углерода и 20% водорода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 15. 6.При сжигании органического соединения массой 4,2 г получили оксид углерода ( IV ) массой 13,2 г и воду массой 5,4г.Относительная плотность этого соединения по воздуху 2,9.Выведите молекулярную формулу органического соединения. 7.При сжигании3, 6г органического соединения образовалась11г оксид углерода ( IV ) и 5,4 г воды .Относительная плотность этого соединения по водороду 36.Определите молекулярную формулу этого вещества

Слайд 9

Кто есть кто? О каких великих химиках- органиках идет речь? Химики – органики иностранцы А) Открыл циановую кислоту и получил мочевину Б) Получил уксусную кислоту В) Синтезировал жиры Г) Открыл бензол Д) Установил, что углерод четырехвалентен в органических соединениях и структурную формулу бензола Е) Изобрёл динамит, завещал около33 млн. шведских крон в качестве премии за научные работы и укрепление мира Ж) Анализировал жиры З) Назвал органическую химию химией углеводородов и их производных. И) Впервые применил термин «органическая химия ». Открыл теорию радикалов в органических соединениях К) Этот ученый из растительных и животных веществ выделил многие органические кислоты. Из жиров он получил глицерин.

Слайд 10

Химики – органики иностранцы 1.Ф. А.Кекуле (немец) 2. А.Б. Нобель(швед) 3. Э.Шеврель (француз) 4. К.Шорлеммер (немец) 5. И.Я .Берцелиус (швед)) 6.Вёлер Фридих (немец) 7. А.Кольбе (немец) 8. М.Бертло (француз) 9.Майкл Фарадей( англчан ) 10. Карл Шееле (швед

Слайд 11

Кто есть кто? О каких великих химиках- органиках идет речь? Русские химики-органики 1)В.В. Марковников 2)Н.Н.Семёнов 3) А.М.Бутлеров 4) Н.Н.Зинин 5) С.В.Лебедев 6) Н.Д. Зелинский

Слайд 12

Кто есть кто? О каких великих химиках- органиках идет речь? Русские химики-органики А) Метод получения анилина из нитробензола Б) Производство синтетического каучука В) Получил бензол из циклогексана Г) Открыл класс углеводородов - нафтены Д) Учение о цепных реакциях, теория теплового взрыва и горения газовых смесей Е) Получил сахаристое вещество и создал теорию строение органических соединений

Слайд 13

Сортировочная Задания по номенклатуре органических веществ " Номенклатурный": Из приведенных частиц составьте формулы органических соединений и дайте им названия. СН 3 - , C 2 H 5 - , C 3 H 7 - , C 6 H 5 - , C 4 H 9 - , CH 2 = CH -, OH -, - C ОН, - C ООН В течение двух минут участники составляют формулы органических соединений Фенол Толуол Формальдегид Ацетилен Этилен Уксусная кислота

Слайд 14

Станция «Экспериментальная» Определение органического вещества при помощи качественной реакции Эксперимент Определить крахмал Определить уксусную кислоту Определить глицерин Определить глюкозу Реактивы: йод , сода Na2CO3, CuSO4, NaOH Мысленный эксперимент Дано углеводороды а) пропан Б) пропен В) пропин Реактивы: КМпО4, В r2, Ag2O Распознать с помощью данных реактивов