Доклады
Доклады
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_gia.pptx | 85.72 КБ |
obuchenie_himii.pptx | 77.07 КБ |
tehnologiya_ude.pptx | 86.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система подготовки обучающихся к ГИА по химии Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна учитель химии высшей категории МБОУСОШ №3 г.Ак-Довурака
Система подготовки обучающихся к ГИА по химии Единый государственный экзамен является итогом всего школьного курса химии, поэтому подготовка к нему – это задача не 3 месяцев, не последнего года или даже не двух. Такая подготовка должна вестись системно, на протяжении всего процесса обучения химии . Именно на этапе 8 класса закладываются основные понятия школьного курса химии, происходит формирование как специальных, так и общеучебных интеллектуальных умений и навыков, формируется интерес к предмету и начала профессиональной ориентации. Четко представляя, какие темы школьного курса химии вызывают затруднения выпускников, уже в 8 классе начинаю строить работу с учетом того, что какой-то части его учеников потребуется сдавать ЕГЭ по химии. В систему текущего, итогового контроля знаний, включаются задания в формате ЕГЭ.
Сколько-нибудь глубокое изучение предмета невозможно без интереса к данной области знаний, без внутренней мотивации к такому изучению. Отсюда еще одна важная задача учителя: выявление высокомотивированных учеников, зарождение интереса к своему предмету у тех, кто еще ищет себя. Методы формирования такого интереса могут быть различны: творческая структура уроков химии, внеклассные мероприятия на предметной неделе, олимпиады разного уровня, проектная деятельность учащихся. Особая роль здесь играют предпрофильные курсы. В течение года каждый ученик посещает курс «Занимательная химия», программа которого выстроена таким образом, что позволяет ученикам приобрести личный опыт для выбора дальнейшего профиля обучения, проверить свои способности в естественно-образовательной области. К концу года формируется достаточно устойчивая группа учащихся (10-15 человек), интересующихся химией, имеющих в ней более глубокие знания, внутренне мотивированных, связывающих определенные жизненные перспективы со сдачей ЕГЭ по химии.
Методика использования тестов на уроках . Для успешной работы на ГИА и на других видах контроля в аналогичном формате, ученики должны знать основные виды тестовых заданий, ориентироваться в их структуре, понимать, в какой форме нужно давать свой ответ. Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы. Однако при этом надо помнить, что тесты – только одна из возможных форм контроля знаний, умений, навыков, имеющая при всех своих достоинствах и существенные недостатки. В тесте, особенно коротком, всегда есть возможность получения незаслуженной оценки за счет угадывания, при их использовании не развивается устная и письменная речь ученика .
Чтобы уменьшить влияние этих недостатков, можно использовать такой прием работы с тестами, как «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. Такой мотивировкой может служить словесное объяснение с опорой на свойства определенного класса веществ, формулировка определения, правила, закона, составление уравнения реакции, решение расчетной задачи… Понятно, что когда тест включает несколько заданий, комментирование каждого из них может потребовать слишком много времени. Поэтому ученик может получить указание дать комментарий только к одному, определенному заданию. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание, и в классе последовательно прозвучат комментарии ко всему тесту, что поможет слабым ученикам лучше ориентироваться в изучаемой теме
МОДУЛЬ 2 Элементарные основы неорганической химии Классификация и номенклатура неорганических веществ 1.Контролируемые элементы содержания Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. 2 . Контролируемые умения Составлят ь формулы неорганических соединений изученных классов. Определять / классифицировать принадлежность веществ к определенному классу соединений Задание 5 (ОГЭ); ЕГЭ (5)
Урок обобщение « Важнейшие классы неорганических соединений» 8 класс
Задание 1 .Отнесите каждое соединение к определенному классу неорганических веществ и впишите его формулу в таблицу: К 2 SO 4, H 2 SO 3 , CO 2 , Ba ( OH ) 2 , NaCI , PH 3 , H 2 O 2 , HNO 3 , MgCO 3 , KOH , H 2 SO 4, CaO , OF 2 , HCI Класс Химический состав Примеры Оксиды Э х О у Э –металл или неметалл Кислоты Н х А s y As - кислотный остаток ( H x Э у и H x Э O y ) Э- неметалл Соли Me x As y Ме - металл Основания Me( OH ) x Назовите соединения. Почему PH 3 , H 2 O 2, OF 2 не относят к оксидам?
Задание 2. Что объединяет перечисленные вещества? А ) С r (OH) 2 , Fe(OH) 2 , Fe(OH) 3 , AI(OH) 3 Б ) KCI, KNO 3 , K 2 SO 4 , K 3 PO 4 В ) HCI, HNO 3 , H 2 SO 4 H 2 S Г ) CaO , H 2 O, AI 2 O 3 , N 2 O
Задание 3. Работая в парах, распределите вещества по классам. Из букв, соответствующих правильным ответом, составьте фамилию великого русского ученого. № Формула Классы неорганических соединений Оксиды Кислоты Основания Соли 1 Na 2 O М А Ш А 2 HNO 3 П У Т Р 3 P 2 O 3 Н И М А 4 CaSO 4 П О С Д 5 Fe(OH) 2 Л И Е С 6 Ca(NO 3 ) 2 А Н У Л 7 SO 3 Е Л З А 8 H 2 S Н Е Л С 9 K 3 SiO 3 Ч У М В
Вариант1 1.Ряд формул, в котором все вещества основания 1) Си (OH) 2 , CuCI 2 , NaOH 2) С aO , Ca(OH) 2 HCI 3)KOH, Ba (OH) 2 Cu(OH) 2 2.Выпишите из приведенных формул веществ LiOH , CO 2 , Na 3 PO 4, HNO 3 формулы 1) соли_________________ 2) основания___________ 3) оксида______________ 4) кислоты ____________ 3 . Формула карбонат магния 1) MgO 2 ) MgCO 3 3) MgC 4. К щелочам относится 1) С r(OH) 2 2) RbOH 3) Cu(OH) 2 5.Формула кислоты, в котором заряд иона кислотного остатка 3- 1 ) HBr 2) H 2 SO 4 3) H 3 PO 4 6 . Сколько формул кислот в списке Си( OH ) 2 , HNO 3 , NaOH H 2 SO 4 , СО 2, RbOH А) 1 б) 2 3 ) 3
7 . Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит А ) NO 2 Б) CaSO 4 В ) KOH Г) HNO 2 Д) P 2 O 5 Е) H 3 PO 4 1 ) оксиды 2) основания 3 ) кислоты 4 ) соли 8. Составьте формулы соответствующих оксидов для гидроксидов 1) H 3 PO 4 2 ) KOH 3 ) AI(OH) 3 4 ) HNO 3 9 . Напишите химические формулы соединений 1 ) оксид ж e леза ( III )______________ 2 ) сероводород__________________ 3)фосфат магния ________________ 4 ) гидроксид меди ( II )______________ 10. Восстановите формулы веществ: 1) H 3 X O 4 2) K Y H 3 ) N Z А Б В Г Д Е 1 2 3 4
11.Игра в «крестики-нолики». Определите выигрышный путь – формулы солей. Назовите соли. 12.Игра в «крестики-нолики». Определите выигрышный путь – формулы кислоты. Назовите кислоты . HCI KOH H 3 PO 4 H 2 O H 2 SO 4 CO 2 HNO 3 HNO 2 H 3 PO 4 Na 2 O KOH Ca ( OH ) 2 CaCO 3 NaCI Ca 3 ( PO 4 ) 2 CaO MgO K 2 O
Модуль 4 Методы познания веществ и химических явлений Решение задач: массовая доля элемента в веществе Составить формулы веществ 1) карбонат калия 2) серная кислота 3) оксид лития 4) гидроксид магния Вычислите массовую долю элементов в карбонате калия. 1) Формула 2) М r ( в-ва ) 3) w = n Ar / Mr п-индекс элемента (число атома) А r - относительная атомная масса элемента Mr - относительная молекулярная масса элемента Задания 15 (ОГЭ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к ОГЭ 1. Кодификатор. 2. Изменения. 3.Демоверсия. 4.Теоретическая подготовка . Формирование умений и способов действий, проверяемых на ОГЭ 5. Практическая подготовка. Выполнение заданий в формате КИМов ОГЭ 6. Элективный курс. Работа с таблицами: ПСХЭ , Растворимость…., Ряд активности металлов и др. Справочники. Инструкции.
Модель 1 Задание 20 Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции. Задание 21 Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Задание 22 Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Модель 2 Задание 23 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ.
ОГЭ по химии 2018 № Тема Что изучать Задания ЕГЭ Задания1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева. 8 кл.& Зад1 Задания2 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Закономерности изменение свойств элементов и их соединений в связи с положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева. кл.& Задания3 Типы химических связей; ковалентная неполярная и полярная, ионная, металлическая. 8кл.& Задания4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. 8кл.& Задания5 Молекулярное и немолекулярное строение веществ. Типы кристаллических решеток. Свойства веществ. 8кл.& Задания6 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. 8кл.& 3, 10
ОГЭ по химии 2018 № Тема Что изучать Задания7 Электролиты и неэлектролиты . Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. 9кл.&1,2,3. Задания8 Реакции ионного обмена и условия их протекания 9кл.&4 Задания9 Химические свойства простых веществ: неметаллов и металлов 8кл.& 9кл.& Задания10 Химические свойства оксидов: кислотных , амфотерных и основных. 8кл.& 9кл.& Задания11 Химические свойства кислот и оснований 8кл.& 9кл.& Задания12 Химические свойства солей 8кл.& 9кл.& Задания 13 Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. 8кл.&2 Пр.раб. 1,2 Задания 14 Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно - восстановительные реакции. . 8кл.& 9кл.& 5 Задания 15 Массовая доля элемента в веществе 8 кл .
ОГЭ по химии 2018 № Тема Что изучать Задания 16 Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Закономерности изменение свойств элементов и их соединений в связи с положением в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 8 кл.& 9 кл.& Задания17 Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах и кислородсодержащих веществах: спиртах, карбоновых кислотах. 9кл.&49-60 Задания18 Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе. 8 кл.& 9кл.& Задания19 Химические свойства простых и сложных веществ. 8 кл.& 9кл.&
ОГЭ по химии 2018 № Тема Что изучать Задания 20 Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно - восстановительные реакции. 8 кл.& Задания21 Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. 8 кл.& 9кл.& Задания22 Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. 8 кл.& 9кл.& 5
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) по химии и биологии в 2017-2018 учебном году 1. Рекомендации организационно-информационного характера. 1.1. Ознакомиться с содержанием КИМов на 2018 год. Обратить внимание на планируемые изменения КИМов . Информировать учащихся, планирующих сдавать ГИА/ЕГЭ по химии и биологии, а также их родителей: о требованиях к уровню подготовки по предмету; об обязательности выбора экзамена по выбору для продолжения обучения в классах с углубленным изучением химии и биологии; о структуре и содержании КИМов , планируемых в них изменениях и их влиянии на уровень сложности экзаменационной работы; об особенностях построения ответа на задания части 2, его проверки и оценивания.
1.3. Рекомендовать учащимся, планирующим сдавать ОГЭ, ЕГЭ по химии и биологии, принимать участие в «пробном» ОГЭ, ЕГЭ и в других видах тестирования по химии и биологии. 1.4. Ставить перед администрацией ОО вопрос о выделении дополнительного учебного времени для подготовки выпускников как 9-х, так и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (в форме элективного курса или элективного предмета, факультатива, лабораторного практикума и т.д.). 1.5. Использовать в работе с учащимися потенциал консультационного сопровождения. 1.6. Обсудить на заседаниях методических объединений результаты ГИА/ЕГЭ-2018, типовые ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий части «2», а также пути их устранения. 1.7. Усилить методическую работу в образовательных организациях, в городских методических объединениях учителей – предметников по повышению теоретического и методического уровня подготовки учителей, повышению их профессионального мастерства.
2. 2. Рекомендации предметно-содержательного характера . ГИА (9 класс) по химии: 2.1. С самого начала изучения курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, использование номенклатуры. 2.2. Усилить внимание к теоретической подготовке учащихся, вести систематическую работу по осознанному усвоению учащимися элементов знаний умений, которые определены в Обязательном минимуме содержания основного общего образования по химии и Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии. 2.3. Совершенствовать методику контроля учебных достижений учеников; использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, предлагая учащимся задания по структуре соответствующие заданиям КИМ ГИА, которые в значительной степени направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умения применять их.
2.4. Осваивать критериальный подход к оценке контрольных работ школьников. 2.5. С целью успешной сдачи экзамена в 9-м классе подготовку к нему начинать с начала изучения базового курса химии 2.6. Активизировать работу по формированию у учащихся таких общеучебных умений и навыков, как извлечение и переработка информации, представленной в различном виде (текст, таблица, график, схема), а также умения представлять переработанные данные в различной форме. 2.7. Продумать систему заданий по отработке у учащихся знаний и умений, связанных с выполнением заданий части 2 работы ОГЭ по химии (задания 20, 21, 22, 23). При этом важно обратить внимание на связь части 2 экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ.
Рекомендации предметно-содержательного характера. 2.8. Уделить особое внимание изучению практико-ориентированного материала, а также элементов содержания, имеющих непосредственное отношение к применению полученных химических знаний в реальных жизненных ситуациях. 2.9. Особое внимание обратить на необходимость повышение уровня знаний и умений обучающихся 9-х классов, связанных с выполнением реального химического эксперимента (задание 23 модели 2). Для этого, в том числе, увеличить долю реального эксперимента – демонстрационного и, главное, ученического (практических и лабораторных работ ) (!) – в практике обучения. 2.10. При выполнении химического ученического эксперимента больше внимания уделять обучению правилам обращения с химическими веществами, лабораторным оборудованием, признакам протекающих химических реакций, планированию действий, умению наблюдать, фиксировать результаты опытов и формулировать выводы.
Необходимо обратить внимание при подготовке учащихся к экзамену на практических занятиях. - Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. - Способы разделения веществ из смеси. - Решение экспериментальных задач по темам «Получение соединений металлов и изучение их свойств» и «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств». - Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между неорганическими соединениями основных классов. - Приготовление растворов с заданной долей растворенного вещества. - Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, аммиак, углекислый газ).
При проведении лабораторных опытов. - Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой). - Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. - Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. - Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями). - Растворение железа и цинка в соляной (разбавленной серной) кислоте. - Вытеснение одного металла другим из раствора соли. - Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлориды, сульфиды, сульфаты, нитраты, карбонаты, силикаты). - Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. - Взаимодействие оксида магния с кислотами. - Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. - Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, алюминия, железа, серебра, бария.
3. Рекомендации по учебно-методическому и информационному обеспечению процесса обучения 3.1. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ОГЭ ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ ( www.fipi.ru ): • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ОГЭ 2018 г.; • открытый банк заданий ЕГЭ; • учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ; методические рекомендации прошлых лет. 3.2. Использовать в обучении, а также рекомендовать учащимся для самостоятельной работы учебные и иные пособия и материалы, разработанные специалистами ФИПИ или рекомендуемые ФИПИ для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ (подготовленные при участии А.А. Кавериной, Д.Ю. Добротина , М.Г. Снастиной ).
3.3. Для подготовки учащихся к выполнению заданий части 1 и части 2 возможно использование пособий и материалов, подготовленных при участии В.Н. Доронькина (изд. Легион, Ростов н /Д). 3.4. Важно ориентировать их на усиление самостоятельной работы по химии и биологии с использованием образовательных сайтов, открытых сегментов Федерального банка тестовых заданий, учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ. 3.5. При подготовке выпускников к ОГЭ ЕГЭ целесообразно использовать следующие Internet -ресурсы: http://mon.gov.ru – официальный сайт Минобрнауки Российской Федерации. http://obrnadzor.gov.ru – официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. http://fsu.edu.ru – официальный сайт Федерального совета по учебникам. http://www1.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал единого государственного экзамена. http :// www . fipi . ru / – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система подготовки обучающихся к ГИА по химии Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна учитель химии высшей категории МБОУСОШ №3 г.Ак-Довурака
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) (П.М.Эрдниев) Современная школьная программа по химии включает огромное число понятий, законов, теорий, фактов, большой объем познавательной информации. При этом число часов, отводимых на изучение химии, постоянно сокращается. В связи с этим школьники не могут не испытывать огромных перегрузок. Эту проблему в значительной степени решает технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ), которую еще в 1968 году разработал Пюрвя Мучкаевич Эрдниев . Укрупненная дидактическая единица - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации [1] Основная идея этой технологии в том, что знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией. Таким образом, учащиеся усваивают знания прочно и быстро. Если сегодня изучают прямую задачу, а завтра - обратную, то на это требуются 2 условные единицы времени, если же обе задачи изучают одновременно, прослеживая обратную цепочку логических выводов и оформляя единым графическим документом, тогда расход времени составляет примерно 1,4 условной единицы [2]. Фактором , обеспечивающими высокое качество укрупнённого знания, может выступить общий графический образ, общность символов для группы понятий, наличие одних и тех же слов или словосочетаний в сравниваемых высказываниях.
МОДУЛЬ 2 Элементарные основы неорганической химии Химические свойства оксидов 1.Контролируемые элементы содержания химические свойства оксидов: основных, амфотернах , кислотных . 2 . Контролируемые умения Характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ ( оксидов , кислот, солей и оснований) Задание 10,11,12 (ОГЭ); ЕГЭ (
Классификация и химические свойства оксидов Классификация оксидов ОКСИДЫ ___________↓__________ ↓ ↓ Несолеобразующие Солеобразующие ↓ ------------------------------------------------ ↓ ↓ ↓ Кислотные Амфотерные Основные Кислотные оксиды - это оксиды неметаллов. Почему эти оксиды называют кислотными? Оксиды , которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют они с водой или не реагируют) называют кислотными . Основные оксиды - это оксиды металлов. Почему эти оксиды называют основными? Оксиды , которым соответствуют основания (независимо от того , реагируют они с водой или не реагируют) называют основными. ОГЭ-5, ЕГЭ -5
Кислотные неметаллов ( НеМе ) 1) ----------------------- оксиды - это оксиды ----------------------------- Основные металлов ( Ме ) кислоты 2) Оксиды , которым соответствуют ----------( независимо от того, реагируют они с водой или нет основания кислотными называют ------------------ основными низшей ( II ) основные 3 ) Металлы ( Cr , Mn ) с валентностью -------------------- образуют -------------------------- о ксиды высшей ( VI , VII ) кислотные -------------------------------- ----------------- промежуточной ( III , IV ) амфотерные основные ( II ) 4 ) Железо образует -------------------------- оксиды и основания с валентностью ------------ a мфотерные ( III )
1 . Классифицируйте оксиды, формулы которых K 2 O SO 2 AI 2 O 3 N 2 O 5 MnO CaO Mn 2 O 7 CO 2 Cr 2 O 3 P 2 O 5 CrO 3 СО N 2 O ., FeO , Fe 2 O 3 MnO 2 CrO . Назовите оксиды. 2.В каких случаях оксиды металлов могут быть отнесены к кислотным. ( формируется учебная проблема ). 3 . Почему некоторые оксиды неметаллов называют несолеобразующими? Основные Кислотные Амфотерные Несолеобразующие
Химические свойства оксидов Кислотные щелочами 1 ) ------------------ оксиды взаимодействуют со (с ) ------------- образованием соли и воды. Основные кислотами Кислотные кислот 2) --------------- оксиды взаимодействуют с водой с образованием --------------------- Основные оснований Кислотные основными 3) ------------- оксиды взаимодействуют ------------------- оксидами с образованием соли Основные кислотными
Химические свойства оксидов Кислотные основными 3) ---------- оксиды взаимодействуют ------------------- оксидами с образованием соли. Основные кислотными кислотными 4) Амфотерные оксиды реагируют ---------- оксидами с образованием соли. основными кислотами 5) Амфотерные оксиды реагируют -------------- с образованием соли и воды. щелочами ОГЭ: задания 10 ( химические свойства оксидов), 11 (химические свойства кислот и оснований) ЕГЭ – задании 6 ( хим.св-ва оксидов), 7,8,9,11( хим свойства кислот, оснований и солей)
Химические свойства кислот и щелочей Основания 1) ---------------------- реагируя друг с другом, образуют соли и воды. Кислоты Кислоты основными 2) ------------------ взаимодействуют ------------------------- оксидами с образованием соли и воды Щелочи кислотными амфотерными 3) Щелочи (растворимые основания) взаимодействуют ------------------------- оксидами с образованием соли и воды кислотными разбавленные до H 2 4) Кислоты -------------------- взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов ---------------------- с концентрированные со всеми до и после Н 2 соли и Н 2 ↑ образованием -------------------------------- соли, газа и Н 2 О ОГЭ: задания 11 (химические свойства кислот и оснований) 5) Кислоты слабых кислот газ ----------------- реагируют в растворами солей ---------------------, которые выделяют (образуют) --------------------------------- Щелочи ионы металла нерастворимые основания ОГЭ: задания 5 ( классификация неорганических соединений), 10 ( химические свойства оксидов), 11 (химические свойства кислот и оснований) ЕГЭ – задании 6 ( хим.св-вга оксидов), 7,8,9,11( хим свойства кислот, оснований и солей)
Кислоты. Основания. 1. Выберите вещество, с которым взаимодействует гидроксид кальция 1)K 2 SO 4 2)Cr(OH) 2 3) BaO 4)H 2 SO 4 2.В каком ряду записаны формулы веществ, с каждым из которых вступает в реакцию соляная кислота? 1) CuO , Cu, Cu (OH) 2 2) Ag, Ag 2 O, CO 2 3) Fe, FeO , Fe(OH) 3 4) SiO 2 ,Na , NaOH 3. Гидроксид железа( III) образуется при действии растворов щёлочей 1) на оксид железа (II) 2) оксид железа ( III) 3) растворы солей железа (II) 4) растворы солей железа ( III) 4. Установите соответствие между элементами и формулой его основания ЭЛЕМЕНТ ФОРМУЛА ОСНОВАНИЯ А)AI 1) R(OH) 2 Б ) K 2) ROH В) Mg 3) R(OH) 3 5. НАЗВАНИЕ КИСЛОТЫ ФОРМУЛА КИСЛОТЫ А) сернистая 1) H 2 SiO 3 Б) угольная 2) H 3 Р O 4 В) ортофосфорная 3) H 2 SO 3 Г) кремниевая 4 ) H 2 С O 3
№ План характеристики вещества СаО СО 2 1 Название, класс, которому относится данное вещество Оксид кальция Оксид углерода (IV) 2 Тривиальное название Негашеная известь Углекислый газ 3 Классификация вещества Основный оксид Кислотный оксид 4 Степени окисления элементов Са +2 О -2 С +4 О -2 2 5 Тип связи Ионная Ковалентная полярная 6 Тип кристаллической решетки Строение Ионная Немолекулярное Молекулярная Молекулярное 7 Массовые доли каждого элемента в веществе/ 1)Mr =nAr( э )+ nAr( э ) 2) w( э )=n Ar ( Э )/Mr Mr(CaO)=40+16=56 W(Ca)=40/56= W(O)=100- Mr(CO 2 )=12+2*16=44 W(C)=12/44= W(O)=100- 8 Физические свойства данного вещества Твердое, белое, нерастворимое Бесцветный газ, без запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха 9 Химические свойства данного вещества А) с водой + + Б) кислотами + В) щёлочами + Г) основными оксидами + Д)кислотными оксидами + 10 Его значение в природе и для человека 1) получение гашеной извести, 1) 2) 2)минеральные напитки 3) 3)в огнетушителях
№ Формула кислоты Название кислоты Классификация кислоты Формула аниона кислотного остатка Название кислотного остатка Примеры солей 1 2 3 4 5 6 7 1 HF Фтороводородная или плавиковая Бескислородная, одноосновная, слабая F - (I) фтор ид Na + F - фторид натрия 2 HCI Хлороводородная, соляная Бескислородная, одноосновная CI - ( I) хлор ид 3 HBr Бромоводородная Бескислородная, Одноосновная, сильная Br - (I) бром ид 4 HI Йодоводородная Бескислородная, одноосновная, сильная I - (I) йод ид 5 H 2 S сероводородная Бескислородная, двухосновная слабая S 2- ( II) сульф ид 6 H 2 SO 3 c ернистая Кислородсодержащая двухосновная, слабая SO 3 (II) сульф ит 7 H 2 SO 4 серная Кислородсодержащая, двухосновная, сильная SO 4 (II) сульф ат 8 HNO 2 азотистая Кислородсодержащая, одноосновная, слабая NO 2 - ( I) нитр ит К NO 2 нитрит калия 9 HNO 3 азотная Кислородсодержащая, одноосновная, сильная NO 3 - ( I) нитр ат Са( NO 3 ) 2 нитрат кальция 10 H 3 PO 4 Ортофосфорная фосфорная Кислородсодержащая трёхосновная, слабая, PO 4 3- ( III) фосфат 11 H 3 C O 3 Угольная Кислородсодержащая двухосновная, слабая C O 3 ( (II) карбонат 12 H 3 SiO 3 кремниевая Кислородсодержащая двухосновная, слабая, нерастворимая SiO 3 2- ( II) силикат 13 СН 3 СООН уксусная Органическая, одноосновная, слабая СН 3 СОО - ( I) ацетат 14 HCIO хлорноватистая Кислородсодержащая, одноосновная, слабая CIO - (I) гипохлорит 15 HCIO 2 хлористая Кислородсодержащая, одноосновная, слабая CIO 2 - (I) хлорит 16 HCIO 3 хлорноватая Кислородсодержащая, одноосновная, сильная CIO 3 - (I) хлорат 17 HCIO 4 хлорная Кислородсодержащая, одноосновная, сильная CIO 4 - (I) перхлорат
Кислота Формула соли Название соли Тривиальное название Применение 1 Соляная HCI NaCI Хлорид натрия Поваренная соль Пищевой продукт и консервант 2 Азотная кислота AgNO 3 Нитрат серебра Ляпис 3 KNO 3 Нитрат калия Калиевая селитра Взрывчатое вещество, как азотное и калийное удобрение 4 Угольная кислота СаСО 3 Карбонат кальция Мел, мрамор, известняк Сырье для получения извести, строительный материал 5 Na 2 CO 3 Карбонат натрия Кальцинирован- ная сода Применяется в быту как стиральная сода 6 Na Н CO 3 Гидрокарбонат натрия Пищевая сода 7 K 2 CO 3 Карбонат калия Поташ 8 Na 2 CO 3 х10 Н 2 О Криталлогидрат карбоната натрия Кристаллическая сода Применяется в быту как стиральная сода 9. Серная кислота Са SO 4 Н 2 О Сульфат кальция Жженый гипс, алебастр 10 Си SO 4 *5Н 2 О Сульфат меди ( II) кристаллогидрат Медный купорос Для борьбы с заболеваниями плодовых деревьев, 11 М gSO 4 Сульфат магния Магнезия 12 Кремниевая кислота Силикат натрия Для производство оконного стекла 13 Марганцовая кислота К MnO 4 Перманганат калия Марганцовка В медицине как антисептик