Методические разработки
уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rvzvivayushchiy_kurs_khimiya_i_zhizn_10_klass.docx | 38.11 КБ |
urok_igry_u_pshe.doc | 49 КБ |
urok_fosfor_9_kl.docx | 26.14 КБ |
stirka_po-nauchnomu_sta.pptx | 93.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г. АК-ДОВУРАКА
Республиканский Фестиваль «Учитель профильной школы»
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ»
10 КЛАСС
Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна
учитель химии и биологии
высшей категории
МБОУСОШ №3 г. Ак-Довурака
Ак-Довурак 2013 год
АННОТАЦИЯ
Программа развивающего курса дополнительного образования по химии предназначена для 10 класса профильного уровня количеством 34 часа.
Цели курса является углубление знаний в области биохимии; развитие интереса к изучению химии и проведению эксперимента.
Данный курс показывает важность химических знаний в повседневной жизни человека, способствует развитию интереса к изучению химии, помогает приобрести и закрепить навыки проведения химического эксперимента, подготовиться к поступлению в вуз на химические специальности.
Особенность курса - межпредметный и исследовательский характер.
Теоретической базой данного курса образования служат школьные курсы химии и биологии химико- биологического, медицинского профилей.
Задачи:
- способствует развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний;
- на углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении основного курса;
-на формирование прикладной направленности – профориентации учащихся на медицинские специальности
Успешному усвоению теоретического материала способствует выполнение практических работ. При выполнению этих работ учащиеся овладеют методами анализа органических веществ, работы с приборами, хроматографии.
Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развивать следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- математически обработать;
- представлять результаты работы в удобном для восприятия виде;
- сотрудничать в группе.
Теоретической базой данного курса образования служат школьные курсы химии и биологии химико- биологического, медицинского профилей.
Особенность курса - межпредметный характер, использующий знания учащихся по химии, биологии. Цель: углубить знания о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развивающий элективный курс дополнительного образования предназначен для учащихся 10-х классов, которые проявляют интерес к предмету. Программа курса рассчитана на один год, т.е. 34 часа в год. В содержание курса включены теоретический материал и практические работы.
Содержание курса раскрывает роль химических знаний в повседневной жизни человека, направлено на удовлетворение познавательных интересов учащихся, помогает подготовиться в поступлению в вуз на химические специальности.
Цель курса:
- углубление знаний в области биохимии;
-оказание помощи в принятии решения о направлении дальнейшего образования;
- развития интереса к изучению химии и проведению химического эксперимента.
В предполагаемом курсе учащиеся узнают биологическое значение веществ, расширяют свои знания о физических и химических свойствах органических веществ и знакомятся научными методами познания природы.
Особенность курса - межпредметный характер, использующий знания учащихся по химии, биологии, географии. Курс проводится в виде лекционо - практических и проблемно - поисковых уроков, оформлением содержания занятия в лабораторных журналах.
В течение всего курса учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде презентаций.
Исследовательский характер деятельности предполагает коллективную работу на занятиях, в результате которой учащиеся смогут развивать следующие навыки и умения:
- строить план исследования;
- математически обработать;
- представлять результаты работы в удобном для восприятия виде;
- сотрудничать в группе.
Теоретической базой данного курса образования служат школьные курсы химии и биологии химико- биологического, медицинского профилей.
Основные идеи курса.
- На нашей планете протекает особая химическая жизнь.
- Каждое химическое соединение имеет биологическое значение.
- Химическая наука служит интересам человечества.
- Химики имеют много возможностей для самореализации (проводить лабораторные исследования почвы и воды, синтез новых веществ, изготовление приборов и т.д.).
Контроль знаний и умений:
- форма организации занятий предполагают проведение контрольных и зачетных работ;
- проводимые учащимися самостоятельные исследования завершаются защитой в форме презентаций;
- подведение итогов, как научные конференции, где выступают с докладами, разгадывают занимательные ребусы, шарады, отвечают на вопросы викторин;
- презентация особенно удачных проектов, показ демонстрационных опытов.
Требования к усвоению теоретического материала
После прохождения курса школьник должен:
знать:
-строение, свойства, практическое значение и способы получения в лаборатории следующих соединений: альдегидов, сложных эфиров, жиров, глюкозы;
- особенности строения и свойства белков, крахмала, целлюлозы;
- технологию получения мыла, синтетических моющих средств, пигментов и красок;
уметь:
-составлять структурные формулы органических веществ, составлять уравнения реакций, характеризующие их свойства и генетическую связь;
-высказывать суждения о свойствах и практическом значении органических веществ на основе их строения;
- разъяснять причины многообразия органических веществ.
Требования к выполнению химического эксперимента
После прохождения курса школьник должен:
Знать и выполнять правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
уметь:
- работать с реактивами, нагревательными приборами, овладеть приемами взвешивания веществ, приготовления растворов заданной концентрации, усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификации;
- самостоятельно планировать несложный эксперимент, оформлять отчеты по наблюдениям с анализом и математической обработкой результатов, выводами, а также выступать с рассказом о проделанной работе;
- распознавать по характерным реакциям спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, белки, углеводы и т.д.;
- уметь обнаруживать белки, жиры, углеводы в биологических материалах;
- практически проводить качественный анализ органических веществ
(определять углерод, водород, хлор и др.) и химический анализ пищевых продуктов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Тема | Количество часов | Контроль знаний и умений | Тип занятия | |||
всего | тео рия | практика | |||||
I | Знакомство с кабинетом химии. Организационные работы | 1 | - | 1 | Викторина | ||
1 | Практическая работа №1 | Отчет Викторина «Техника безопасности» «Химическое оборудование» | |||||
II | Вещества. Смеси. Растворы. | 5 | 2 | 3 | |||
2 | Вещества. Свойства. Смеси. | Лекция | |||||
3 | Практическая работа№2 Приготовление раствора | Отчет | |||||
4 | Вода. Растворы. Концентрация растворов. Роль воды в организме | Лекция | |||||
5 | Практическая работа №3 Определение воды в биологическом материале | Отчет | |||||
6 | Практическая работа №4 Анализ качества воды | Отчет | |||||
III | Анализ органических веществ | 4 | 1 | 3 | |||
7 | Предмет органической химии. Биохимия. | Презентация | Лекция | ||||
8 | Практическая работа №5 Качественный анализ органических веществ (С,Н,О, CI, S N) | Отчет | |||||
9 | Практическая работа №6 Качественные реакции на катионы (Mg+2, Cu+2, Ba+2, Fe+3, Zn+2) | Отчет | |||||
10 | Практическая работа №7 Качественные реакции на анионы( SO4-2, CO3-2, PO-34, CI-) | Отчет | |||||
IV | Химические средства гигиены | 4 | 2 | 2 | |||
11 | Карбоновые кислоты Жирные кислоты. Биологическая роль жирных кислот | Лекция | |||||
12 | Практическая работа №8 Приготовление мыла из свечи. Определение качества мыла. | Отчет | |||||
13 | СМС.ПАВ. Химические основы стирки. | Семинар | |||||
14 | Практическая работа №9 Выведение пятен с тканей. | Отчет | |||||
V | Липиды. Жиры. | 3 | 2 | 1 | |||
15 | Липиды. Жирные кислоты. | Лекция | |||||
16 | Сложные липиды. Роль липидов в организме. | Семинар | |||||
17 | Практическая работа №10 | Отчет | |||||
VI | Углеводы | 4 | 1 | 3 | |||
18 | Общее понятие об обмене веществ и энергии в организме. Углеводы | Лекция | |||||
19 | Практическая работа №11 Качественные реакции на углеводы. Получение сахара | Отчет | |||||
20 | Практическая работа №12 Обнаружение и гидролиз крахмала | Отчет | |||||
21 | Практическая работа №13 Исследование состава меда. | Отчет | |||||
VII | Белки | 3 | 1 | 2 | |||
22 | Общее понятие о белках | Лекция | |||||
23 | Практическая работа №14 Цветные реакции на белки | Отчет | |||||
Практическая работа № 15 Извлечение белка из мяса, молока и изучение их свойств. | Отчет | ||||||
24 | Распознавания и идентификация органических веществ | 1 | Контрольная работа | ||||
VIII | Витамины. | 2 | 1 | 1 | |||
25 | Общее понятие и витаминах | Лекция | |||||
26 | Практическая работа №16 Качественные реакции на витамины. Определение в яблоке витамина С | Отчет | |||||
IX | Ферменты | 2 | 1 | 1 | |||
27 | Понятие о ферментах | Лекция | |||||
28 | Практическая работа №17 Открытие пероксидазы в картофеле и капусте. Действие амилазы слюны на крахмал. | Отчет | |||||
X | Химические основы производства пищи. Анализ пищевых продуктов | 4 | 1 | 3 | |||
29 | Тепловая обработка пищи. Химия пищеварения. Пищевые добавки. Ароматизаторы. Консерванты. | Лекция | |||||
30 | Практическая работа №18 Исследования химического состава пищи. | Отчет | |||||
31 | Практическая работа №19 Определение качества образца мяса и рыбы. | Отчет | |||||
Практическая работа №20 Химический анализ молока и молочных продуктов. | Отчет | ||||||
32 | Итоговый экспериментально – теоретический семинар «Химический анализ пищевых продуктов» | Тесты. | |||||
XI | Химия и повседневная жизнь человека. Итоговые занятия | 2 | 2 | - | |||
33 | Зачет - викторина «Химия в жизни человека» | Викторина | |||||
34 | Итоговое занятие «Химия вокруг нас» | Защита проектов | |||||
ИТОГО: | 34 | 14 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Знакомство с кабинетом химии.
Организационное занятие (1ч)
Инструктаж по технике безопасности в химической лаборатории. Ознакомление учащихся с содержанием занятий.
Практическая работа№1.Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности.
Тема2. Вещества. Смеси. Растворы (5ч)
Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Методы хроматографии.
Практическая работа №2. Виды и методы хроматического анализа.
Вода как растворитель. Растворимость веществ в воде. Растворы. Способы приготовления растворов. Концентрации растворов. Решение задач на вычисление массовой доли, массы растворенного вещества. Роль воды в процессе жизнедеятельности. Обмен воды в организме. Регуляция воды. Качество питьевой воды.
Практическая работа №3. Приготовление растворов с заданной концентрации. Определение воды в биологическом материале (в молоке, сливочном масле).
Практическая работа 4. Анализ водопроводной, речной и колодезной воды.
Тема3.Анализ органических веществ ( 4ч)
Понятие об органической химии, биохимии; перспективы развития. Современные методы исследования в биохимии. Качественный анализ органических веществ.
Практическая работа № 5. Качественный анализ органических веществ
(определение углерода, водорода, серы, азота, галогенов).
Практическая работа №6. Качественные реакции на катионы- компоненты биологических сред (иона магния, кальция, бария, железа, меди, цинка)
Практическая работа №7 Качественные реакции на анионы- компоненты биологических сред (иона сульфата, фосфата, карбоната, хлорида, бромида, йодида).
Тема 4. Химические средства гигиены (4 ч)
Понятие о кислородсодержащих органических веществах. Карбоновые кислоты. Кислоты жирного ряда. Содержание жирных кислот в биологических объектах. Биологическая роль жирных кислот. Гигиенические средства. Способы изготовления мыла. Свойства мыла.
Практическая работа №8 Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. Изготовление свечи из мыла. Синтез мыла из жиров. Определение качества мыла. Почему мыло моет?
Синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно- активные вещества (ПАВ). Химические основы стирки. Удаление пятен. Средства для удаления пятен.
Практическая работа №9. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей.
Тема 5. Липиды. Жиры. (3)
Общая характеристика, строение и классификация липидов. Жирные кислоты и триглицериды. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Простые липиды (жиры, воски и стероиды). Понятие о сложных липидах. Липиды в органах и тканях. Распад липидов в организме. Биосинтез триглицеридов. Обмен жиров. Гидролиз жиров. Пищевая ценность масел и жиров. Синтез маргарина. Превращение липидов при производстве продуктов питания.
Практическая работа №10.Изучение свойств жиров. Гидролиз жиров, обнаружение глицерина.
Тема 6. Углеводы (4ч)
Общее понятие об обмене веществ и энергии в организме. Химический состав организмов. Общая характеристика и классификация углеводов. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Биологическая роль углеводов.
Практическая работа№11.Изучение качественных реакций на углеводы. Получение свекловичного сахара. Получение сахара из опилок.
Практическая работа №12.Обнаружение и гидролиз крахмала.
Практическая работа №13.Исследование химического состава пищи
(глюкозы, крахмала). Исследование состава натурального меда. Получение искусственного меда.
Тема 7. Белки (3ч)
Строение и аминокислотный состав белков. Аминокислоты. Разделение и аналитическое обнаружение аминокислот (хроматография на бумаге).
Пептиды. Структуры белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная и зависимость их свойств от структуры. Классификация белков. Гидролиз до аминокислот. Аналитическое обнаружение и физические свойства белков. Синтез белков. Значение белкового обмена. Синтез белка в организме.
Практическая работа №14. Цветные реакции на белки.
Практическая работа №15.Извлечение белка из мяса, молока и изучение его свойств.
Тема 8.Витамины (2ч)
Общее понятие о витаминах и их классификация. Витамин А ( ретинол), витамин Д ) кальциферол), витамин С ( аскорбиновая кислота) и витамины группы В. Участие витаминов в обмене веществ. Применение витаминов в медицине и животноводстве. Осмос, почему ягоды пускаю т сок.
Практическая работа№16. Качественные реакции на витамины. Определение в яблоке витамина С.
Тема 9. Ферменты(2 ч)
Общее понятие о ферментах. Методы выделения и очистки ферментов. Строение и свойства. Понятие о классе ферментов ( гидролазы, трансферазы, лиазы, изомеразы ). Механизм действия ферментов. Биологическая роль ферментов.
Практическая работа №17.Изучение свойств ферментов. Открытие пероксидазы в картофеле и капусте. Действие амилазы слюны на крахмал.
Тема 10. Химические основы производства пищи
и анализ пищевых продуктов (3ч)
Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке. Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке. Химия пищеварения. Химические изменения, способствующие всасыванию пищевых веществ в кровь.
Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.
Природные токсиканты. Загрязнители. Химические методы определения качества пищевых продуктов.
Практическая работа№18.Исследование химического состава пищи.
Практическая работа №19. Определение качества образца мяса и рыбы.
Практическая работа №20. Химический анализ молока и молочных продуктов.
Литература
1. Беляев Д.К., Бородин П.М. Общая биология. 10-11 класс. М: Просвещение. 2010 .
2.Габриелян О.С ., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень. М: Дрофа, 2012
3. Зубрицкая А.В. Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
4.Кругликова О.А. Химия в жизни человека. Химия. Библиотека «Первое сентября» М: Чистые пруды, 2010.
5.Копылова Н.А. Химия и биология в таблицах и схемах Ростов н/Д: Феникс, 2012.
6. Лемеза Н.А.Тесты по биологии Мн: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004.
7. Мирошниченко Т.А. Химия. 11 класс. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
8. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев 10,11 классы. Элективный курс. Волгоград: Учитель, 2005.
Предварительный просмотр:
Игры у Периодической системы.
Цель: проверить знания учащихся по химии в игровой форме, определить интеллектуальный уровень учащихся, развивать чувство коллективизма в командной игре, развивать умения быстро ответить на вопросы.
1.Приветствие команд: название, девиз, эмблема. (Команды: электрон и протон)
2.Разминка.
а) назвать элементы, которые начинаются на букву «А» (актиний, аргон, азот, алюминий, астат, америций).
б) заканчиваются на «А» (сера, сурьма, платина).
3.Вопросы командам.
1) Реакция, при которой из одного сложного вещества образуется несколько простых веществ (разложение).
2) Химическая связь, возникающая в солях (ионная).
3) Положительно заряженные ионы (катионы).
4) Валентность водорода (I).
5) Сколько электронов может находиться на одной орбите (два).
6) С чем совпадает порядковый номер элемента (с зарядом ядра).
7) Единица измерения количества вещества (моль).
8) Самый электроотрицательный элемент (фтор).
9) Вещества, растворы которых проводят электрический ток (электролиты).
10) Молекула кислорода состоит из скольких атомов (двух).
11) Мельчайшие химические неделимые частицы (атомы).
12) Отрицательно заряженные ионы (анионы).
13) Растворимые в воде основания (щелочи).
14) Молярный объем газов при нормальных условиях (22,4 л.).
15) Формула мела (Ca CO3) .
16) Формула природного гипса (СaSO4 * 2H2O).
17) Связь, образованная общими электронными парами (ковалентная).
18) Атомная масса кислорода (16).
19) Автор периодического закона (Д.И. Менделеев).
20) Жидкий металл. (ртуть)
4.Давайте разберемся в случившемся.
К нам поступило заявление от жильцов квартир № 15, 17, 34 большого дома с просьбой разобраться в случившемся в ночь на 1 ноября исчезли жильцы квартир № 8, 16, 35. Итак, найти жильцов квартир, которые написали заявление и исчезнувших жильцов. Дать характеристику.
5. О каком химическом элементе идет речь.
1) Среди металлов самый главный
Важнейший древний элемент
В тяжелой индустрии главный
Знаком с ним школьник и студент
Родился в огненной стихии
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной (железо).
2)Прославлен всеми письменами
металл, испытанный огнем
Манил к себе народ веками
А химик жил в мечтах о нем.
В средневековье феодалы
Войною шли из-за него
И королевские подвалы
Хранили слитками его (золото).
3) Рассеян на земле по всюду
Немного есть в морской воде
Рассказывать того не буду
Как обнаружен он везде.
Летучий, темный, кристалличный
Он мало растворим в воде
Раствор спиртовой столь типичный
В аптеке встретите его (йод).
4) Металл – как море в лунном свете
В старинных кубках он звенит,
От золота отличен в цвете,
Он «адским камнем» все чернит
Известно три галогенида,
Нерастворимые в воде
Без фотохимии бромида
Нет фотографии нигде (серебро).
5) Хранят обычно в керосине
И «бегает» он по воде
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде
В солях открыть легко возможно,
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно
Как Дэви получил его (натрий).
6) Он ясно в окислах представлен
Типичен в сплавах как металл,
И солью он одной прославлен
Та соль на вид – цветной кристалл
В растворах цвет легко меняет
Как минеральный хамелеон
Ожоги, раны заживляет
И воду сильно красит он (марганец).
7) Металлы в весе пребывают
При нагреванье в этом газе
В нем ярко вещества сгорают
В чем убедитесь на показ
Его наличье в атмосфере
Открыл великий Ломоносов.
Чем доказал тогда на деле
Приоритет науки русской (кислород).
8) В глубокой древности известна
Диоскорит ей имя дал
Весьма опасна и полезна
Вот удивительный металл
Он в новых лампах возбуждает
Люминесцентные лучи
Он горным солнцем озаряет
Об этом знают все врачи (ртуть).
6. Конкурс художников.
Нарисовать карикатуру любому элементу и представить его. Доказать, что этот элемент самый главный.
7. Задание «Химический элемент и здоровье».
На доске – карточки со знаками химических элементов.
P Br Fe
O Na
J Cl
F N
Вопросы:
- Галоген соединения которого оказывают успокаивающие действие на нервную систему (бром).
- Это элемент академик А.Е. Ферсман назвал « Элементом жизни и мысли». В костной ткани взрослого человека содержится до 600 г., в мышечных тканях – 56 г., в мозговых и нервных клетках – до 5 г. (фосфор)
- Химический элемент образующий вещества, без которых не возможна жизнь (кислород).
- Нехватка этого химического элемента в щитовидной железе приводит к ее увеличению. Морские водоросли содержат много этого элемента (йод).
- Этот химический элемент очень необходим организму человека. Было установлено, что в состав зубов входит 0,2 % этого элемента. Недостаток его приводит к кариесу (фтор).
- Какие два химических элемента каждый в отдельности вредны для организма, а вместе образуют очень важное соединение, необходимое для нормальной жизнедеятельности человека, участвующее в в водно – солевом обмене.(натрий и хлор)
- Установлено, что этот элемент составная часть каждой клетки живого организма независимо от того, будет ли это невесомая бактерия или 150- тонная туша кита. Этот элемент – главная составная часть воздуха. Очень много его в органических соединениях – белках, минеральных веществах, в почве. (азот)
- В организме взрослого человека содержится 4 г. этого элемента. Основная масса элемента (65 % ) сосредоточена в клетках крови – эритроцитах., которые участвуют в переносе кислорода. Небольшая доля этого элемента расходуется на рост покровных тканей организма – кожи, ногтей, волос. (железо)
8.Проверь себя или кто быстрее?
Если вы правильно определите химическую природу элементов, то сумма ответов будет равна молекулярной массе гидроксида натрия.
ЗНАК ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА | МЕТАЛЛ | НЕМЕТАЛЛ |
Углерод | 1 | 2 |
Кальций | 3 | 4 |
Кислород | 5 | 6 |
Алюминий | 7 | 8 |
Азот | 9 | 10 |
Водород | 11 | 12 |
Мр (NaOH) = 40
9.Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Урок химии в 9 классе.
Тема урока: «Фосфор»
Цель урока: Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, возможные степени окисления фосфора на основании строения его атома, физические и химические свойства, области применения фосфора.
Задачи урока:
Образовательные:
- Рассмотреть строение атома фосфора согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации фосфора.
- Изучить физические и химические свойства фосфора, нахождение в природе, его области применения.
- Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
- Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Развивающие:
- Развивать память и внимание учащихся.
- Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
- Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные:
- Показать значимость химических знаний для современного человека.
- Умение работать в группе.
Оборудование:
ПСХЭ, компьютер
Тип урока:
Комбинированный. Урок изучения нового материала.
Формы организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа с текстом учебника;
- фронтальная;
- сообщения учащихся (индивидуальная);
- работа в группах.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
- словесные (эвристическая беседа),
- наглядные (коллекция, презентация)
на основе познавательной деятельности
- частично-поисковый;
Педагогические приемы:
- учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
- учебно-информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником, наблюдение);
- учебно-интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности).
(слайд 1)
Ход урока.
- Организационный момент.
Психологический настрой учащихся, проверка готовности к уроку.
Учитель приветствует учащихся.
- Актуализация знаний (слайд 2.)
«Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, - сказал я». Артур Конан Дойл. "Собака Баскервилей" |
Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Попробуем её назвать, после знакомства с этим элементом и веществами, которые он образует.
Тема урока - «Фосфор» (слайд 3)
Цель и задачи урока (слайд 3)
План урока (слайд 4)
III. Изучение нового материала.
1. Положение фосфора в периодической системе химических элементов (слайд 5, 6)
Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам фосфора и азота.
Группа 1 – положение в ПСХЭ и строение атома азота.
Группа 2 – положение в ПСХЭ и строение атома фосфора.
Найдите черты сходства, различия между строением атома азота и фосфора (слайд 13).
Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе V группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 5 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -3 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +5 в кислородсодержащих соединениях.
2. Возможные степени окисления атома фосфора (слайд 14) – объяснение учителя.
Определите степени окисления в предложенных соединениях фосфора, назовите их
(слайд 15).
3. Нахождение в природе (слайд 11) – Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.
Лабораторный опыт № 1.
- Рассмотрите образцы минералов, содержащих фосфор.
4. Получение фосфора (слайд 12).
Задание классу:
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, определите окислитель, восстановитель.
5. Физические свойства.
Аллотропные модификации фосфора – сообщения обучающихся.
А) белый фосфор (слайд 6);
Б) красный фосфор (слайд 7);
В) черный фосфор (слайд 8).
Задание классу: прослушать сообщения учащихся, записать сведения об аллотропных видоизменениях фосфора в таблицу (слайд 5).
Сравниваемые признаки | Белый фосфор | Красный фосфор | Черный фосфор |
Молекулярная формула | |||
Вид химической связи | |||
Тип кристаллической решетки | |||
Физические свойства | |||
Применение |
Вывод: Три аллотропные модификации – белый, красный, черный.
Задание классу: Почему один и тот же элемент может образовывать столько различных по физическим свойствам простых веществ?
Взаимопревращения фосфора (слайд 9).
Опыт, иллюстрирующий превращение красного фосфора в белый (слайд 10).
6. Химические свойства фосфора (слад 16)
1) Окислительные свойства фосфора (группа 1):
а) с металлами, образуя фосфиды.
б) с водородом, образуя водородное соединение фосфора – фосфин (непосредственно не реагирует, можно получить косвенно, например из фосфидов – Ca3H2 + 6HCl = 3CaCl2 + PH3)
Задание: Запишите уравнение реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель.
Сообщение о фосфине.
Б) Восстановительные свойства фосфора (группа 2):
Взаимодействие фосфора и кислорода.
Задание: Запишите уравнения реакции, покажите переход электронов, укажите окислитель, восстановитель.
7. Применение фосфора (слайд 17, 18).
- Закрепление изученного материала (тест):
(слайд 19, 21)
1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора….
а) молекулярный б) атомный в) ионный
2. У фосфора….. аллотропных модификаций
а) две б) три в) четыре г) пять
3. В атоме фосфора неспаренных электронов -…
а) три б) четыре в) пять
4. В реакции…. фосфор проявляет восстановительные свойства
а)4Р+5О2=2Р2О5 б)2Р+3Mg=Mg3P2 в)2Р+3Н2=2РН3
(слайд 20, 22 )
5. Причина свечения белого фосфора….
а)изменение агрегатного состояния вещества
б) химическое явление в) физическое явление
6.Как называются соединения фосфора с металлами
а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды
7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН3
а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная
8) Красный или белый фосфор ядовит?
а) красный б) белый
9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь?
Взаимопроверка.
Домашнее задание (слайд 23): § 28 (до соединений фосфора), № 3, 5
Рефлексия (слайд 24)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой момент урока вам понравился?
- Какое впечатление у вас осталось от урока?
VI. Подведение итогов и выводы урока.
Приложение № 1: Презентация к уроку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: В занимательной форме повторить и обобщить изученный материал по химии. Научить применять полученные знания для решения бытовых проблем, связанных со стиркой и выведением пятна. Познакомить учащихся со свойствами некоторых соединений, изучение которых не предусмотрено программой, но которые очень широко используются в быту
Оборудование 1.Карточки- задания. 2.Образцы различных моющих средств: стиральные порошки обычные, с отбеливателями, с биодобавками, хозяйственное мыло, кальцинированная сода, питьевая сода, отбеливатели перекисные «Персоль» и хлорсодержащие «Белизна». 3.Образцы тканей (белых и цветных, хлопковых и шерстяных) с пятнами различного происхождения. 4. Фарфоровые чашки, химические стаканы, электроплитка, ультрафиолетовая лампа. 5.Учебники по химии и по технологии, дополнительная литература.
Эпиграф Анекдот «Замкнутый круг » Если вы ждете гостей и вдруг заметили на своём костюме пятно, не огорчайтесь. Это поправимо. Например, пятна от растительного масла легко выводится бензином. Пятно от бензина легко снимаются раствором щёлочи. Пятна от щёлочи исчезают от уксусной эссенции. Следы от уксусной эссенции надо протереть подсолнечным маслом. Ну, а как выводить пятна от подсолнечного масла, вы уже знаете.
Проблемы Задания1. В 50-ые гг. XX в., когда ещё не появились стиральные порошки на основе синтетических моющих средств, многие женщины кипятили белое белье в растворе силикатного клея. Как можно объяснить моющие свойства силикатного клея? Задание 2. Почему зимой белье рекомендуют полоскать в соленой воде, если предполагается сушить его на открытом воздухе?
Пятно 3 . Если вы посадили на одежду жирное пятно за праздничным столом и нет возможности сразу же заняться его выведением, рекомендуется немедленно засыпать пятно солью. Иногда после такой обработки пятно полностью исчезает. К каким способам выведения можно отнести этот прием- к физическим или к химическим? 4.Многие хозяйки знают, что освежить заслонившийся воротник пиджака можно, протерев его кусочком поролона, смоченным в нашатырном спирте. При этом NH3*H2O , как и щёлочь, разлагает жиры, которые в данном случае и являются основным загрязняющим веществом. Почему для этой цели не рекомендуют использовать раствор соды?
Пятно 5. Вам надо удалить пятна различного происхождения: сливочное масло (свежее пятно), кофе, йод, морковный сок, аптечный препарат «зелёнка», вишневый сок, мясной соус. Имеются следующие средства: «Персоль», стиральный порошок « Био - С», УФ - лампа, зубной порошок, бензин. Подберите каждого пятна средства выведения.
Ответы и решения Силикатный клей представляет собой водный раствор соли – силиката натрия Na 2 SiO 3 ,-которая повергается гидролизу: Na 2 SiO 3 + 2H 2 O↔ 2NaOH + H 2 SiO 3 ↓ 2Na + + SiO 3 2- +2H 2 O ↔ 2Na + + 2OH - + H 2 SiO 3 ↓ за счёт чего раствор имеет щёлочную реакцию. Образующаяся в результате гидролиза щёлочь эмульгирует и частично омыляет жиры. Так что действие силикатного клея аналогично действию соды Na 2 С O 3 и мыла. Мыла –это натриевые соли высших карбоновых кислот С 15 Н 31 СОО Na - п a льмитат натрия С 17 Н 35 СОО N a - стеарат натрия Поэтому не спешите выбрасывать пузырьки с засохшим силикатным клеем: его можно размочить и использовать для стирки и кипячения сильно загрязненного белого белья.
Ответ и решения : Задание 2. Раствор соли замерзает при значительно более низких температурах, чем чистая вода, поэтому белье остается мягким . (Свойства поваренной солью NaCI )
Ответы и решения 3.Это физический способ, так как соль не вступает в химическое взаимодействие с жирами, а только адсорбирует их. ( Физические и химические явления. Понятия адсорбция , адсорбент. Тема углерод и его свойства). 4.После высыхания ткани, смоченной раствором нашатырного спирта NH 3 * H 2 O , на ней не остается пятен, так как N H 3 постепенно улетучивается, т.е. обработка нашатырным спиртом ( если им только осторожно протирать одним слой ткани, не допуская глубокого промокания) в некоторой степени заменяет химчистку. Если протирать воротник раствором соды, его надо тщательно смывать водой, иначе после высыхания останутся белые пятна, т.е. получается не сухая чистка, а стирка, в результате которой воротник может потерять форму. ( Аммиак и его свойства)
5 . Сливочное масло легко удалить бензином или зубным порошком; к офе, морковный сок, аптечный препарат «зелёнка», вишнёвый сок обесцвечиваются под действием «Персоли»; м ясной соус можно отстирать порошком « Био – С», содержащим ферменты; п ятна от морковного сока, в котором много каротина, обусловливающего его окраску, обесцвечиваются на солнце, так, как каротин – природный светочувствительный пигмент, значит, их можно быстро вывести с помощью УФ- лампы. Пятно йода можно вывести бензином, а также путем возгонки йода с ткани при нагревании.