Система оценивания образовательных достижений
В соответствии со ФГОС НОО основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования(ООП НОО). Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: появление нового понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность стала неотъемлемой частью государственных гарантий качества основного общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, учащиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают им найти профессию и место в жизни.
Большое внимание уделяется ранней профориентации учащихся. С этой целью в моем классе реализуется проектная инициатива "Класс медиков" с 3 класса начальной школы. Приоритетными направлениями проекта являются: профориентационная работа, валеологическое воспитание, формирование здорового образа жизни и патриотическое воспитание - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания и уважения к своей национальной и другим культурам.
В заключение хочу отметить, что реализация проекта, действующего в рамках национального проекта "Образование", значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся, включая детей с особенностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад Кропотовой М.И. на районном семинаре учителей начальных классов.
Тема: Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения.
Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования позволяет включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогает ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствует изменению стиля педагогической деятельности учителя, создаёт условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и педагогами, способствует формированию адекватной самооценки, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
в 1 классе образовательный процесс осуществляется по безотметочному принципу. Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.
Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.
Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем: обучающимся, преподавателям, управленцам, родителям.
Для того чтобы ученик стал самостоятельным, инициативным и ответственным, он должен уметь оценивать свою деятельность, деятельность одноклассников, находить и устранять причины трудностей в учебе. Эти умения можно развить, если на уроках систематически использовать формативное оценивание. Однако, для того чтобы реализовать этот подход, необходимо соблюдать следующие принципы:
- Учащиеся должны быть ознакомлены с целями обучения;
- Должны знать критерии оценивания;
- Уметь делать самооценивание и оценивание сверстников.
Приём «Оцени свою работу» я часто применяю на уроках. Дети перед началом работы определяют критерии, по которым им будет выставлена оценка. А по завершении работы ставят себе отметку, прокомментировав «Почему?», опираясь на критерии. Данный вид работы стимулирует учащихся. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.
Применяю на уроках и взаимооценивание. Здесь важным моментом для детей является анализ своей деятельности на уроке, а для меня, как учителя-эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм.
Рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненных действий, для самооценки и взаимооценки успешности.
Листы самооценки позволяют оценить на каком уровне обучения находится ученик, выявить проблемы, с которыми он столкнулся, определить дальнейшую работу по коррекции знаний.
Улучшение обучения через оценивание зависит, в первую очередь, от учителя и активного участия учащихся в собственном обучении и необходимости того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить своё обучение. При использовании критериального подхода инструментом судейства являются критерии, их градация или рубрики.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрѐл здоровую, спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребѐнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодѐжь: самостоятельная и инициативная.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Нормы выставления оценок в начальных классах
Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку
Диктант
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
- Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
- Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
Ошибкой считается:
- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
II класс | III класс | IV класс | |
1 | 2 | 3 | 4 |
«5» | Нет ошибок. Один недочёт графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1 -2 ошибки 1 исправление | 1 ошибка 1 исправление | 1 ошибка 1 исправление |
«3» | 3 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление | 2 ошибки 1 исправление |
«2» | 3 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления | 3 ошибки 1 - 2 исправления |
Словарный диктант
Классы | 1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс |
Количество слов | 6-8 слов | 8-10 слов | 10-12 слов | 12-15 слов |
Критерии оценки | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. |
Сочинение и изложение
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку.
Изложение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Сочинение
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по литературному чтению
Чтение наизусть
Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Критерии оценивания контрольных работ по математике
Работа, состоящая из выражений:
- «5» - без ошибок.
- «4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
- «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
- «2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
- «5» - без ошибок.
- «4» - 1-2 негрубых ошибки.
- «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
- «2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
- «5» - без ошибок
- «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
- «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
- «2» - 4 грубые ошибки.
Грубые ошибки:
- Вычислительные ошибки в выражениях и задачах.
- Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
- Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).
- Не решенная до конца задача или выражение.
- Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
- Нерациональный прием вычислений.
- Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
- Неверно сформулированный ответ задачи.
- Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
- Недоведение до конца преобразований.
В контрольной работе:
- задания должны быть одного уровня для всего класса;
- задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и их невыполнение не влияет на общую оценку работы; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
- оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления;
- за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается;
- за неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по окружающему миру
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Критерии оценивания практических работ по технологии
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Критерии оценивания практических работ по ИЗО
Критерии оценивания предметных умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
( По материалам журналов «Завуч школы» и «Завуч начальной школы»)
Предварительный просмотр:
Оценочный лист | ||
№ | Задания | Баллы |
1 | Подобрать цитаты к картинкам |
|
2 | Словесные картинки |
|
3 | Озаглавливание частей или работа в Перволого: картинный план. |
|
4 | Выразительное чтение или работа в Перволого: образ весны. |
|
Сумма баллов |
| |
Отметка | ||
Критерии самооценки: 0 баллов – не выполнил 1 балл – частично 2 балла - выполнил правильно
| 7 – 8 б. – «5» 5 – 6 б. – «4» 3 - 4 б. – «3» |
Предварительный просмотр:
Уч-ся | Логическое ударение | темп | ошибки | интонация | балл-отметка | Критерии оценки: 2 балла - правильно 1 балл – частично 0 баллов – не правильно |
7 – 8 б. – «5» | ||||||
5 – 6 б. – «4» | ||||||
3 – 4 б. – «3» | ||||||
Уч-ся | Логическое ударение | темп | ошибки | интонация | балл-отметка | Критерии оценки: 2 балла - правильно 1 балл – частично 0 баллов – не правильно |
7 – 8 б. – «5» | ||||||
5 – 6 б. – «4» | ||||||
3 – 4 б. – «3» | ||||||
Уч-ся | Логическое ударение | темп | ошибки | интонация | балл-отметка | Критерии оценки: 2 балла - правильно 1 балл – частично 0 баллов – не правильно |
7 – 8 б. – «5» | ||||||
5 – 6 б. – «4» | ||||||
3 – 4 б. – «3» | ||||||
Уч-ся | Логическое ударение | темп | ошибки | интонация | балл-отметка | Критерии оценки: 2 балла - правильно 1 балл – частично 0 баллов – не правильно |
7 – 8 б. – «5» | ||||||
5 – 6 б. – «4» | ||||||
3 – 4 б. – «3» | ||||||
Предварительный просмотр:
Стартовая работа по математике в 1 классе.
- Сколько светлых полосок помещается в темной полоске?
2. Какая из фигур больше?
А.
Б.
- Реши те примеры, которые можешь.
7 + 2 = 8 + 3 =
8 – 4 = 11 – 5 =
- Сколько треугольников изображено на рисунке?
5. Впиши числа 1; 7 и 10 в нужные квадратики.
5 8 9
6. Наклей полоски в порядке уменьшения их длины.
(Полоски выдавались отдельно)
1 2 3 4 5
7. К домику ведут 3 дороги. Покажи цветным карандашом самую короткую.
8. В вазе лежало одно яблоко, потом добавили еще 5. Сколько яблок стало в вазе?
9. За забором спрятались зайцы. Сколько их?
6. Оцените выполнение своей работы по следующим критериям:
Было интересно Было легко Все правильно сделал
Не интересно Было трудно Все неправильно сделал
Критерии оценки данной работы:
Задание 1. Предпосылки умения измерять величину заданной меркой.
Задание 2. Умение распознать неоднозначно (неполно) описанную ситуацию (нечетко сформулированное задание) и на этом основании отказаться от однозначного решения.
Задание 3. Задание 3 построено на контрасте «успеха» (сложение в пределах первого десятка) и «разрыва» (действие с переходом через разряд). Умение выполнять сложение и вычитание а) в пределах десяти и б) с переходом через десяток.
Задание 4. Умение видеть скрытый (замаскированный) объект (третий треугольник).
Заданию 5. Умение определять место числа в числовом ряду.
Заданию 6. Умение строить убывающий ряд.
Задание 7. Умение сравнивать величины на глаз (в данном случае – длины ), «Различение расстояния между двумя пунктами и длины пути между ними, Интуитивное представление о том, что кратчайший путь между двумя пунктами (точками) – отрезок прямой. Все это можно сформулировать одним умением - сформированность элементарных пространственных представлений.
Задание 8. Понимание текста. Умение решать простейшие текстовые задачи в одно действие (сложение).
Задание 9. Умение устанавливать соответствие между разными объектами (в данном случае – парами ушей и зайцами) и использовать «необычную» единицу счета (измерения) – пару.
Внимание! К этой задаче целесообразно вернуться, когда будут рассматриваться измерения:
А ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ ∙ Е ∙ ∙
Задание 10 Адекватность самооценки (умение оценивать себя по заданным критериям)
Результаты стартовой работы целесообразно оформить следующим образом:
Класс ________ Школа __________ Регион _______________ Число проведения _____
Фамилия Имя | 1 | 2 | 3а | 3б | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | % | |
1. | Иванов Сергей | + | - | + | - | - | - | + | + | - | + | - | 45 |
… | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | + | 56 | |
Итого по классу в % | 35 | 28 | 67 | 0 | 10 | 0 | 45 | 56 | 57 | 18 | 34 | 65 | |
1,2,3 и т.д. – это умения (см. критерии оценки)
% - общий процент выполнения по отдельному умению, % по отдельному ребенку, % в целом по классу
Предварительный просмотр:
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы __
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?Опишите подробнее. | |
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? | |
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы. | |
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново? | |
Был ли в группе лидер?Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? | |
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? | |
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? | |
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | |
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема анализа выразительного чтения 1 . Правильно ставил(а) логические ударения? 2 . Правильно выдерживал(а) паузы? 3. Правильный выбор темпа? 4. Соблюдал(а) нужную интонацию? 5. Были ошибки в словах? 6. Читал(а ) с чувствами? Критерии оценивания "5" - выполнены правильно все требования. "4" - не соблюдены 1-2 требования. "3" - допущены ошибки по трем требованиям.
Пишу с наклоном. Нельзя обводить ручкой букву несколько раз. В конце предложений ставлю точку. Не захожу за границы строки. Нельзя стирать ручку резинкой. Правила письма
Чтение наизусть Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Критерии при выставлении оценки за технику чтения Ч тение по слогам или словами Н аличие ошибок при чтении К оличество слов в минуту Выразительность Осознанность
Критерии при выставлении оценки за технику чтения на 2 - менее 65 (85) слов в минуту на 3 - 65-74 (85-99) слова на 4 - 75-84 (100-114) слова на 5 - от 85 (115) слов Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого и свое отношение к содержанию прочитанного .
Защита проектов Как называется проект? Почему выбрали этот вид работы? Какова последовательность выполнения проекта? Какие трудности возникали? Как вы их преодолели? Что особенно понравилось в работе над проектом? Как можно использовать получившийся проект? Соответствует ли результат цели?
Критерии оценивания проектов Соответствие замыслу или выбранной модели Аккуратность, точность выполнения Композиция, цветовое решение, оригинальность Самостоятельность, инициативность Проведение презентации 5б – «5» 4б – «4» 3б – «3»
Оценочный лист 0 баллов – не выполнил 1 балл – выполнил частично 2 балла – выполнил правильно 7 – 8 б. – «5» 5 – 6 б. – «4» 3 - 4 б. – «3»
Словарный диктант Классы 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс Количество слов 6-8 слов 8-10 слов 10-12 слов 12-15 слов Критерии оценки «5» – нет ошибок и исправлений « 4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок.
Защита проектов Как называется проект? Почему выбрали это изделие для выполнения? Какова конструкция изделия? Какова последовательность выполнения изделия? Какие трудности возникали? Как вы их преодолели? Что особенно понравилось в работе над проектом? Какие инструменты и приспособления вы использовали в работе? Как можно использовать получившееся изделие? Соответствует ли результат той цели, которая была заявлена в начале работы?
Тесты « 5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий .
Защита презентации Ориентируется свободно - 10 б Работает строго по порядку - 5 б Путается в слайдах презентации- 0 б Информация представленная в презентации, не повторяется докладчиком , а дополняется - 10 б Информация частично повторяется - 5 б Читает информацию со слайдов - 0 б Оценка «5» - 110 -70 Оценка «4» -69- 40 Оценка «3»- -39-20
Характеристика цифровой отметки при устном ответе : " 5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Письменная работа, содержащая только задачи Оценка "5” - все задачи решены и нет исправлений. Оценка "4" - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки. Оценка " 3" - одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная или, если вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача. Оценка "2” - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач или допущена одна ошибка в ходе решения задачи и две вычислительные ошибки.
Письменная работа, содержащая только примеры Оценка "5" - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка "4" - допущены 1-2 вычислительные ошибки. Оценка "3" - допущены 3-4 вычислительные ошибки. Оценка "2" - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) Оценка "5 " - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка "4" - допущены 1-2 вычислительные ошибки. Оценка "3" - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, Оценка "2" - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка, или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Предварительный просмотр:
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы __
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?Опишите подробнее. | |
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? | |
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы. | |
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново? | |
Был ли в группе лидер?Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? | |
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? | |
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? | |
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | |
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
Предварительный просмотр:
Экспертный лист для оценки работы группы
ФИ эксперта ____________________________________ № группы __
Вопросы | Ответы |
Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания; сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?Опишите подробнее. | |
Каким образом, и на каком этапе была распределена работа между членами группы? | |
Как осуществлялись переходы от одной модели к другой при отмеривании полосок требуемой длины? Опишите подробнее с указанием всех участников группы. | |
Кто из участников при укладке полученных фигур по сборочному чертежу возвращался к моделям из задания 1 и отмеривал величину заново? | |
Был ли в группе лидер?Если да, то каким образом он появился (по собственной инициативе, стихийно, по решению всей группы и т.п.)? | |
Как члены группы взаимодействовали в ходе работы (никак, обсуждали свои решения, помогали друг другу по запросу и т.п.)? | |
Как была организована работа на завершающем этапе – при сборке (общее обсуждение, каждый предоставил свои результаты и они не обсуждались группой и т.п.)? | |
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка; взаимопомощь; ссоры; никакого содержательного общения и т.п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались? | |
Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы. |
Предварительный просмотр:
Cводная ведомость решения и презентации проектной задачи (для учителя)
Часть I. Решение задачи. |
Задание\критерии I гр. Оценка. IIгр. Оценка. III.гр. Оценка.
1. 1)Полный ответ по плану. 2)Недостаточно обоснован. | |||
2.1)Точность ответа (глаголы распределены по 3-м формам) 2) Недостаточный (только названы формы без глаголов) | |||
3.1)Полный ответ. 2)Не все варианты перечислены. 3)Недостаточно знаний по изменению глаголов. | |||
4. 1)Точный ответ. 2)Недостаточно обоснован. 3)Незнание глаголов-исключений. | |||
5. 1)Полный ответ. 2) Неполный ответ. | |||
6.Степень активности каждого члена группы. 1)Все работали. 2)Были не задействованы. | |||
Сумма баллов | |||
Часть II. Презентация работы. | |||
Качество выполнения: 1.Объёмно. 2.Иллюстративно. 3.Интересно.(Новая ф.) | |||
Качество выступления: 1.Обзорное. 2.Последовательное 3.Грамотное. | |||
Сумма баллов | |||
Общий результат |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Основные подходы к оценке образовательных результатов
в условиях введения ФГОС.
Переход общеобразовательной школы на ФГОС предполагает не только новые формы организации образовательного процесса, но и принципиально иные подходы к оценке достижения планируемых результатов.
Эффективный контроль должен отвечать следующим требованиям.
- Направленность на оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Это означает перенос акцента в оценке с зоны актуального развития на зону ближайшего развития школьника. Для этого в содержание проверочных работ должны быть включены задания продуктивного и творческого характера, ситуационные задачи, кейсы.
- Оценивание должно способствовать пониманию предмета.
Контрольные материалы для этого определённым образом структурируются: по уровням результатов («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться») и в соответствии с логикой изучения предмета. Последнее предполагает выделение этапов, пунктов, критериев – т.е. тех вопросов, которые будут контролироваться в ходе проверки. Делается это для того, чтобы сориентировать ученика при подготовке к контрольной работе на главные, ключевые моменты в содержании.
- Результаты контроля должны быть доступны самооценке учеников.
Одной из особенностей требований к результатам является вовлечение учащихся в оценочную деятельность вместе с педагогом. Организация самооценки и взаимооценки предполагает открытость критериев оценивания, наличие в свободном доступе эталонов выполнения заданий, образцов решения задач и т.п. Кроме того, этот вид деятельности должен реализовываться учителем систематически.
- Развивать критическое мышление и метапредметные навыки, помогать ученикам максимально использовать собственный потенциал.
Сегодня традиционный контроль предполагает проверку усвоения содержания обязательного минимума, т.е. проверку исключительно предметных результатов. ФГОС ставит задачу перед учителем овладеть компетентностью в области оценивания метапредметных и личностных результатов.
- Стимулировать и учителя, и учеников размышлять над достигнутым; давать толчок к развитию, а не вселять уныние.
Анализ контроля должен не только фиксировать достигнутые результаты и допущенные ошибки, но и показывать возможности для дальнейшего развития учащихся и совершенствования учебного процесса. Коррекция результатов должна начинаться с ответов на вопросы: «Что было выполнено верно?», «Какие были допущены ошибки и почему?», «Какие изменения мне необходимо внести в свою деятельность, чтобы улучшить результаты?».
- Соответствовать уровню и потребностям учеников; быть значимой и интересной частью учебной деятельности.
Контроль – не наказание и не повод для удовлетворения своих амбиций. И для учителя, и для учеников оценивание должно быть необходимой и открытой процедурой: каждый должен знать, когда, что и по каким вопросам будет проверяться.
Таким образом, контроль и оценка результатов в условиях перехода на ФГОС претерпевает существенные изменения и педагогу необходимо в этом разобраться, понять и овладеть для организации учебной деятельности в условиях введения и реализации новых стандартов.
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД | |||||
Объект | Процесс формирования | Уровень сформированности | ||||
личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации. | ||||||
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | |||||
Технологии, методики, методы, приемы | «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
|
| |||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | ||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | |||
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией». | ||||
| оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; | ||||
| |||||
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | ||
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты) | ||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | ||||
рефлексивные сочинения. -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе -мониторинг метапредметных универсальных учебных действий | |||||
Инструментарий | КИМы |
| |||
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» |
| ||||
Критерии |
| ||||
Шкала и вид отметки |
| ||||
Формы фиксации |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||||||
Компоненты системы оценки | Вид оценки | |||||
Текущая | Промежуточная | Итоговая | ||||
Цель |
|
| ||||
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год. | |||||
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию. | |||
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). | |||
Технологии, методики, методы, приемы | «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.). «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов). «Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман). | |||||
| ||||||
Инструментарий | КИМы |
Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация» | ||||
Критерии |
| |||||
Шкала и вид отметки |
| |||||
Формы фиксации |
|
|
|
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Таблица 1.
Этап работы над проектом | Критерии, соответствующие этапам | Характеристика критерия |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия | |
Результаты или выводы | Значимость | Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения |
Системность | Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы | |
Структурированность | Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта | |
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы | |
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности | |
Представление готового продукта | Презентабельность (публичное представление) | Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта |
Коммуникативность | Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности | |
Апробация | Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта | |
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? |
Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектно-исследовательской работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта (таблица 3).
Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Таблица 2.
Классификация проекта | Вид проекта | Количество дополнительных баллов |
По продолжительности | Среднесрочный | 1 |
По способу преобладающей деятельности | Исследовательский | 3 |
По количеству участников | Индивидуальный | 1 |
По предметносодержательной области | Монопроект | 1 |
По характеру контактов | Внутришкольный | 1 |
С учетом координации | С открытой координацией | 1 |
Апробация | Продолжение исследований по данной тематике | 1 |
Особое мнение эксперта | - | 1–2 |
Максимальное количество дополнительных баллов | 20 |
Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом (таблица 4).
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Таблица 3.
Количество набранных баллов | Уровень проекта |
до 60 баллов | Низкий уровень |
61-80 | Средний уровень |
81-100 | Выше среднего уровня |
101-120 | Высокий уровень |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютор а . ФГОС
Учитель формулирует цели изучения данной темы для ученика (целеполагание ученика) в соответствии с требованиям ФГОС (требования к предметным, надпредметным и личностным результатам). 1. Возможные формулировки: знать…, уметь…, иметь представление…, понимать…, уметь объяснить…, уметь доказать свою точку зрения… и т.д.
Затем каждое требование преобразуется в задание в контрольной работе (цели ученика переводятся в показатель , который можно предъявить детям) 2. Задачи, задания, вопросы…
К каждому заданию проектируются уровневые дескрипторы в виде описания уровней качества выполнения, или степени приближения ученика к данной цели. Каждому уровню придаются баллы. 3.
Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов ФГОС
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. ФГОС
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. ФГОС
Регулятивные УУД и применение Компетентностные задачи) Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание по каждой теме по каждому предмету Контрольные работы в формате ФГОС
№№ тем Название темы Знание /пони- мание Мышле-ние Коммуни-кация Приме-нение 1. Тема № 1. 3 3 4 3 2. Тема № 2. 3 3 3 3 3. Тема № 3. 4 4 4 3 4. Тема № 4. 4 4 3 4 дневник
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
Бригада | Электронный тест | Карточки-ситуации | Практические действия | Итог |
№1 |
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
|
№ 4 |
|
|
|
|
Макс балл | 5б | 1б | 5б |
|
Оценочный лист
Бригада | Электронный тест | Карточки-ситуации | Практические действия | Итог |
№1 |
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
|
№ 4 |
|
|
|
|
Макс балл | 5б | 1б | 5б |
|
Оценочный лист
Бригада | Электронный тест | Карточки-ситуации | Практические действия | Итог |
№1 |
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
№ 3 |
|
|
|
|
№ 4 |
|
|
|
|
Макс балл | 5б | 1б | 5б |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Киплинг
Актуальность проблемы Модернизация образования определяет, что главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
«Качество образования – важнейший показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности внутришкольного управления; совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» (из книги М.М . Поташника «Управление качеством образования»)
Повышение качества образования – одна из основных задач Основные показатели эффективности деятельности школы: уровень обученности учащихся ; готовность их к продолжению образования ; уровень воспитанности учащихся ; состояние здоровья детей ; уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе ; уровень выполнения стандартов образования .
Из чего же складывается качество образования? Из высокого уровня профессионализма педагогов. Из материально – технического обеспечения школы. Из создания комфортности в обучении школьников. Из показателей сформированных навыков и знаний учащихся. Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения. Проблемы в обеспечении качества образования: Низкая заинтересованность, неактивная позиция части родителей и учащихся в получении качественного образования, выражаемые в слабом контроле за успеваемостью детей, нежелании соблюдать требования и рекомендации педагогов
Причины проблем качества образования: • Стал осуществляться последовательный переход на обновленные ФГОС . • Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии.
Результаты внешней оценки качества образования Анализ результатов ВПР, диагностических работ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТ ИЯ ГБУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ » в 2023 году
Всероссийские проверочные работы (ВПР) являются самой массовой процедурой в системе образования России. Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
По итогам оценочных процедур 2023 года 48 образовательных организаций Республики Бурятия вошли в список школ с признаками необъективных результатов (далее – ОО с ПНР) и 70 образовательных организаций – в список школ с низкими образовательными результатами (далее – ОО с НОР)
Доля неудовлетворительных отметок по русскому языку в разрезе МО МО Доля неудовлетворительных отметок 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Республика Бурятия 10,09 16,62 17,86 15,1 16,87 Муйский район 28,04 49,62 48,82 29,17 34,4 По итогам ВПР по русскому языку низкие результаты (30% двоек и более) отмечены в Муйском районе в 5-х, 6-х и 8-х классах. Результаты следующих муниципалитетов находятся в зоне риска (25-29% двоек): Муйский район в 4-х и 7-х классах . Доля неудовлетворительных отметок по русскому языку во всех параллелях выше, чем по республике в Муйском районе.
Доля высоких результатов по русскому языку в разрезе МО МО Доля высоких результатов 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Республика Бурятия 13,06 9,11 8,09 5,82 6,58 Муйский район 3,74 2,29 0,79 10,42 6,4 Наибольшая доля участников, получивших отметку «5» по русскому языку отмечена в 7-х классах – Муйском районе. Доля высоких результатов по русскому языку во всех параллелях ниже республиканских значений в Муйском районе.
Вывод Таким образом, ВПР по русскому языку позволили выявить основные пробелы в изучении предмета в начальной и в основной школе. С учетом полученных результатов необходимо проведение комплексной работы по повышению уровня подготовки обучающихся как на институциональном, так и на муниципальном и региональном уровнях.
Доля неудовлетворительных отметок по математике в разрезе МО МО Доля неудовлетвортельных отметок 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Республика Бурятия 5,75 11,86 13,6 11,18 11,18 Муйский район 12,73 20,31 37,21 30,84 30,84 По итогам ВПР по математике низкие результаты (30% двоек и более) отмечены в Муйском районе в 6-8-х классах. Доля неудовлетворительных отметок по математике во всех параллелях выше, чем по республике в Муйском районе.
Доля высоких результатов по математике в разрезе МО МО Доля высоких результатов 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс Республика Бурятия 23,91 10,31 5,21 6,52 2,33 Муйский район 20,91 3,91 1,55 1,87 0 Нет пятерок в 8-х классах в Муйском районе. Доля высоких результатов по математике во всех параллелях ниже республиканских значений в Муйском районе.
Вывод Сегодня в Республике Бурятия необходимо усилить работу по повышению качества образования по математике в основной школе, так как итоги оценочных процедур, в том числе ВПР, свидетельствуют о низком уровне знаний у обучающихся по данному предмету.
Диагностика метапредметных результатов обучающихся 4-х классов Республики Бурятия (аналитический отчет по итогам мониторингового исследования 19 апреля 2023 г.) Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня сформированности метапредметных результатов учащихся 4-х классов образовательных организаций Республики Бурятия
Успешность выполнения по уровням МО в сравнении с РБ Количество участников Не достигли базового уровня, % Низкий Пониженный 2021 г 2022 г 2023 г 2021 г 2022 г 2023 г 2021 г 2022 г 2023 г Муйский район 45 140 111 11,11 25,71 24,32 22,22 35,71 30,63 Республика Бурятия 5141 10019 8112 6,40 10,63 7,78 16,67 23,77 26,49 Самый низкий уровень сформированности метапредметных результатов у обучающихся 4-х классов ОО Муйского района, как и по республике в целом, отмечен в 2022 г. – 25,71% и 10,63% соответственно. Наиболее критичные результаты по пониженному уровню сформированности метапредметных результатов в муниципалитете (15,51%) выявлены в 2022г . и в регионе (26,49%) выявлены в 2023г .
Успешность выполнения по уровням МО в сравнении с РБ Количество участников Достигли базового уровня, % Базовый Повышенный 2021 г 2022 г 2023 г 2021 г 2022 г 2023 г 2021 г 2022 г 2023 г Муйский район 45 140 111 55,56 33,57 36,04 11,11 5,00 9,01 Республика Бурятия 5141 10019 8112 52,89 51,76 50,75 24,04 13,83 14,98 Самый высокий процент сформированности метапредметных результатов базового уровня у обучающихся 4-х классов школ муниципалитета и республики отмечен в 2021 г. 55,56% и 52,89% соответственно. Самый высокий процент сформированности метапредметных результатов повышенного уровня у обучающихся 4-х классов школ муниципалитета отмечен, как и в целом по региону, в 2021 г . – 11,11% и 24,04% соответственно.
Успешность выполнения по уровням в ОО, 2023 г. № ОО Количество участников Уровни, % Низкий Пониженный Базовый Повышенный 1. МБОУ "Усть -Муйская СОШ" 4 50,00 0,00 25,00 25,00 2. МБОУ "Северомуйская СОШ" 7 0,00 42,86 57,14 0,00 3. МБОУ "Таксимовская СОШ №3" 67 34,33 37,31 23,88 4,48 4. МБОУ "Таксимовская СОШ №1 им. А.А. Мезенцева" 32 6,25 18,75 56,25 18,75 5. МБОУ "Иракиндинская СОШ" 1 0,00 0,00 100,00 0,00
Список ОО, где выявлено 30% и более учащихся, не достигших базового уровня сформированности метапредметных результатов № МО ОО Не достигли базового уровня, % учащихся Муйский район МБОУ "Усть -Муйская СОШ" 50,00 МБОУ "Северомуйская СОШ" 42,86 МБОУ "Таксимовская СОШ №3" 71,64
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы; - пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин; - отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учителей; - слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка; - отсутствие мотивации к учению; - невидение учениками перспективы для приложения своих знаний; - преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно- деятельностная , лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла , дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение...); - потеря связи с родительской общественностью.
Соответствие знаний обучающихся Государственным стандартам, успешная работа общеобразовательной организации, деятельность каждого педагога – это и есть сегодня понимание качества образования.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Главная задача школы – создание условий для качественного обучения. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. А для этого, учителю необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося. А это значит, современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Учитель должен владеть теорией учебного предмета, современными технологиями и средствами обучения, особенностями методики преподавания педагогическим мастерством, взаимодействие на уроке.
ВПР - внешняя оценочная процедура качества образования. Положительные стороны ВПР: - это единые для всей страны задания; - это единые требования, предъявляемые к процедуре проведения работы; - задания ВПР направлены на выявление общего уровня подготовки обучающихся. - результаты ВПР необходимо использовать для проведения детальной диагностики уровня общеобразовательной подготовки обучающихся по данным предметам, для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, для регулирования программ обучения, так как образовательное учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых услуг.
Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания