ФГОС второго поколения. Третье поколение ФГОС
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года школы России начнут учить всех первоклассников по новым стандартам.
Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности ФГОС | 20.9 КБ |
Проект новых ФГОС третьего поколения | 18.67 КБ |
Современный урок по ФГОС | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года школы России начнут учить всех первоклассников по новым стандартам. Особенности ФГОС
- Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС
- Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании
- Изменилась структура (совокупность требований)
- Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.
- Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные)
- ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный метод)
Возможности УМК для реализации требований ФГОС
ФГОС предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК
- Информационное письмо №1 УМК «Школа России» (158kb)
- Информационное письмо №2 УМК «Перспектива» (732kb)
- Информационное письмо №3 о комплекте учебников Образовательной системы "Школа 2100"
- Информационное письмо №4 УМК «Гармония» (388kb)
В помощь учителям
Для учителей, работающих по образовательной системе «Школа 2100» проведен семинар по теме «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы «Школа 2100». Были рассмотрены вопросы возможности УМК для реализации требований ФГОС. Как Образовательная система «Школа 2100» помогает учителю реализовывать цели и задачи ФГОС (материалы для учителя (2,6mb))
Для учителей начальных классов работающих по УМК «Школа России» проведен семинар «Реализация ФГОС начального образования средствами УМК «Школа России».
Участники семинара обсудили актуальные вопросы теории и методики преподавания на начальной ступени общего образования в условиях введения ФГОС с использованием УМК «Школа России»
Материалы для учителя:
- Система учебников УМК Школа России (40kb)
- Методические рекомендации по реализации ФГОС (25mb)
- Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (312kb)
- Презентация. Воспитательный потенциал учебно – методического комплекса «Школа России» (24mb)
- Презентация. Формирование универсальных учебных действий в курсе «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков (41mb)
Анализ изменений в учебниках начальной школы в соответствии с ФГОС НОО
Конкурсы издательства «Просвещение»
Поддерживая национальную образовательную инициативу Президента РФ «Наша новая школа», понимая актуальность и значимость педагогической деятельности учителей России с позиций системы требований ФГОС, ОАО «Издательство «Просвещение» объявляет и проводит творческие конкурсы «Мой новый урок», фотоконкурск«Вместе с «Перспективой»», фотоконкурск «Дети «Школы России»
Информационные материалы об УМК издательства "Просвещение"
Требования к Обрадзовательно среде начальной школы, обеспечивающие выполнение ФГОС начальной школы:
КИПК совместно с министерством образования и науки Красноярского края разработаны Требования к образовательной среде начальной школы, обеспечивающие выполнение Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы. Приглашаем Вас принять участие в обсуждении списка оборудования на форуме КК ИПКиППРО
Творческая группа учителей, работающая по УМК «Перспектива» на семинаре «Учебно –методический комплекс «Перспектива» как инструмент реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС» рассмотрела вопросы:
- Как учить? (90mb)
- С помощью чего учить? (24mb)
- Как проверить соответствие результатов поставленным целям? (8mb)
- Как освоить новый метод обучения? (материалы для учителя (1 doc) (2 doc))
Материалы видео конференции "Методическое обеспечение реализации ФГОС" в образовательной системе "Гармония"
- Тематическое планирование по уч. предмету "Технология" 1 класс. (98kb)
- Программа курса "Технология" 1-4 класс Н.М. Конышева. (162kb)
- Презентация школа издательства "Ассоциация XXI века". (21mb)
Для образовательных учреждений работающих по УМК "Перспектива"
Аналитическая записка о соответствии требованиям ФГОС учебно-методических комплектов для первых классов, выпущенных в 2011 году.
Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (материалы Департамента общего образования)
Предварительный просмотр:
Третье поколение ФГОС
Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Конкретизация: Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. Вариативность: Школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы в соответствии со способностями и запросами учеников, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов. Патриотическое воспитание: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. «Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека. «Функциональная грамотность»: ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. Единство обучения и воспитания: тесное взаимодействие и единство учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Предварительный просмотр:
Современный урок в начальной школе согласно требованиям ФГОС
"Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера."
Д. Дьюи
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача;
- учебные действия;
- действия самоконтроля и самооценки.
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).
Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм (Как?).
Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?).
Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1)Уроки «открытия» нового знания;
2)Уроки отработки умений и рефлексии;
3)Уроки общеметодологической направленности;
4)Уроки развивающего контроля.
Каждый тип урока имеет свою структуру.
1. Структура урока «открытия» нового знания:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Уроки в соответствии с требованиями ФГОС:
1 этап – организационный. Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Определение учебной задачи.
2 этап – постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Учебные действия.
3 этап – актуализация знаний. Поиск решения учебной задачи.
Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
4 этап – первичное закрепление знаний.
Первичное закрепление проходит в форме фронтального опроса. Дети отвечают на вопросы учителя.
5 этап – первичная проверка понимания.
На этом этапе учащимся предлагается творческое задание. Идёт работа в группах.
6 этап – первичное закрепление.
Первичное закрепление можно провести в форме тестирования.
Действия самоконтроля и самооценки.
7 этап – рефлексия.
Самоконтроль учащимися проводится по эталону.
Учащиеся пошагово сравнивают свою работу с эталоном при самопроверке.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он был понятен учащимся.
Далее учащиеся оценивают свою работу.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Примерная структура каждого типа урока по фГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку
- с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Как подготовить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
Вывод: Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
Анализ урока на основе системнодеятельностного подхода
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (более 50%).
5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут).
6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено).
7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
Главный ресурс ФГОС — учитель, «…это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами установленными новыми стандартами обучения.