Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека подвижных игр | 23.81 КБ |
Картотека пальчиковой гимнастики | 169 КБ |
Профилактика плоскостопия | 82.01 КБ |
Физкультурные минутки | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр для 2 младшей группы
«Пройди – не задень» (игры с ходьбой и бегом)
На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между рядами – 35-40 см, а между кеглями одного ряда – 15-20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задев кегли.
«Пройди – не упади» (игры с ходьбой и бегом)
Инструктор кладет на пол доску шириной 25-30 см, а за ней раскладывает кубы, бруски на расстоянии 25-30 см один от другого. Предлагает детям пройти по трудной дорожке, сначала по доске, стараясь не оступиться, затем перешагивая через кубики, бруски, не задевая их.
«Бегите к флажку» (игры с ходьбой и бегом)
Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты. На противоположной стороне, на расстоянии 6-8 м от них, на стульях или на скамейке разложены флажки (кубики). Дети по предложению инструктора идут к флажкам, берут их и направляются к инструктору. Затем по его сигналу бегут к стульям, кладут флажки и возвращаются обратно.
«Кот и мыши» (игры с ходьбой и бегом)
Дети сидят на скамейке – это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет инструктор. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
«Птички в гнездышках» (игры с ходьбой и бегом)
Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнездышки. По сигналу инструктора все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу инструктора «Птички, в гнездышки!» возвращаются на свои места.
«Воробышки и автомобиль» (игры с ходьбой и бегом)
Дети садятся на скамейку на одной стороне площадки – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает инструктор. Он изображает автомобиль. После слов инструктора: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу инструктора «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.
«Найди свой домик» (игры с ходьбой и бегом)
Инструктор предлагает детям выбрать домики. Это могут быть стулья, скамейки, кубы, обручи, начерченные на земле кружки. У каждого отдельный домик. По сигналу инструктора дети выбегают из домиков, расходятся по площадке и резвятся до тех пор, пока инструктор не скажет «Найди свой домик!». По этому сигналу дети бегут в свои домики.
«Лохматый пес» (игры с ходьбой и бегом)
Дети сидят или стоят на одной стороне зала. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, изображает собаку. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а инструктор в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?».
Дети приближаются к собачке. Как только инструктор заканчивает чтение стихотворения, она вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, собачка гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, собачка возвращается на место и опять ложится на коврик.
«Пройди и не сбей» (игры с ходьбой и бегом)
На полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не задевая их.
«Трамвай» (игры с ходьбой и бегом)
3—4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Инструктор стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Инструктор поднимает зеленый флажок — и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если инструктор поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.
«Т а к с и» (игры с ходьбой и бегом)
Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м, держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
1
«Огуречик, огуречик.» (игры с ходьбой и бегом)
Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (инструктор или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
«Мы топаем ногами» (игры с ходьбой и бегом)
Инструктор вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегом кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время инструктор говорит: «Стой!» Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.
«По ровненькой дорожке» (игры с прыжками)
Дети вместе с инструктором на одной стороне площадки намечают место, где у них будет дом, и отправляются в путь. Инструктор произносит текст, в соответствии с которым дети выполняют разные движения: идут, прыгают, приседают.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два! (Идут.)
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам
В ямку – бух! (Прыгают.)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
(Дети идут, а затем приседают на корточки.)
Вот наш дом,
Здесь мы живем.
(Все бегут в дом.)
«С кочки на кочку» (игры с прыжками)
На площадке инструктор чертит круги диаметром 30-35 см. расстояние между ними примерно 25-30 см. Это кочки, по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, перебегать, перепрыгивать.
«Через ручеек» (игры с прыжками)
На площадке чертятся две линии на расстоянии 15-20 см – это ручеек. В помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии один от другого. Нескольким детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись двумя ногами одновременно.
Рекомендации. Инструктор может сказать детям, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть как можно дальше, чтобы не попасть в него и не замочить ноги.
«Лягушки» (игры с прыжками)
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга – это болотце. Дети-лягушки располагаются по краю болотца, а другие дети садятся на стулья, расставленные вдали от болотца. Инструктор вместе с детьми, сидящими на стульях, говорит следующие слова:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, прыгают, продвигаясь вперед, изображают лягушек. По окончании текста дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши – пугают лягушек; дети-лягушки прыгают через черту – в болотце и садятся на корточки. Затем игра повторяется.
«Поймай комара» (игры с прыжками)
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Инструктор находится в середине круга. В руках у него прут длиной 1-1,5 м, к которому шнуром привязана фигурка комара (из бумаги или материи). Инструктор кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Поймавший комара говорит: «Я поймал».
Рекомендации. Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, инструктор то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
«Кот и воробышки» (игры с прыжками)
Дети встают на скамеечки или кубики (высота 10-12 см, лежащие на полу в одной стороне площадки, - это воробышки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», - говорит инструктор, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом.
«Зайчата» (игры с прыжками)
Все дети – зайчики. Они располагаются на пригорке. Им может служить горка на площадке или в комнате. Инструктор говорит:
В поле на пригорке
Зайчики сидят,
Свои лапки греют,
Ими шевелят.
Дети делают соответствующие движения (хлопают в ладоши, шевелят руками). Через некоторое время инструктор и дети говорят:
Крепче стал мороз никак,
Мы замерзнем, сидя так.
Чтоб согреться поскорей,
Будем прыгать веселей.
Дети сбегают с горки, начинают бегать, подпрыгивать, постукивать лапкой о лапку. По сигналу инструктора возвращаются на горку.
«Кролики» (игры с прыжками)
В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга, - это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине – лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два – три ребенка встают сзади стульев, по указанию инструктора присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Инструктор-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу инструктора «Бегите в клетки!» возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Рекомендации. Инструктор должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стулом, не задевали его спиной. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или палки, рейки, положенные на сиденья стульев.
«Зайцы и волк» (игры с прыжками)
Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу инструктора: «Волк идет!» — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.
В игре можно использовать небольшой текст:
Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.
«Проползи – не задень»
(игры с ползанием и лазаньем)
Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на их сиденьях – гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.
«Пробеги, как мышка, пройди, как мишка»
(игры с ползанием и лазаньем)
Дети располагаются у одной стены комнаты. Инструктор ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2-3 м вторая, высотой 30-35 см. Инструктор вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях, затем вернуться на свое место.
«Наседка и цыплята» (игры с ползанием и лазаньем)
Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки сидит большая птица. Наседка зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм, приседают, наклоняются, перебегают с места на место. По сигналу инструктора «Большая птица летит!» птица ловит цыплят, а те убегают от нее и прячутся в доме.
«Мыши в кладовой» (игры с ползанием и лазаньем)
Дети стоят за стульями (скамейками) или сидят на них на одной стороне площадки – это мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 40-50 см, натянута веревка, за ней кладовая. В стороне от играющих сидит инструктор, исполняющий роль кошки. Когда кошка засыпает, мышки пробираются в кладовую, подлезая под веревку. В кладовой они находят себе лакомства, приседают, грызут сухари, перебегают с места на место, чтобы найти что-нибудь вкусное. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают из кладовой (подлезают под веревку) и прячутся в норки (кошка не ловит мушей, она только делает вид, что хочет поймать их). Не поймав никого, кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается.
«Подбрось – поймай»
(игры с бросанием и ловлей)
Один ребенок или несколько детей берут по мячу и встают на свободное место на площадке. Каждый подбрасывает мяч прямо над головой двумя руками и старается его поймать. Если ребенок не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает.
«Поймай – прокати»
(игры с бросанием и ловлей)
Напротив ребенка на расстоянии 1,5-2 м от него стоит инструктор. Он бросает мяч ребенку, а тот ловит его и катит обратно к инструктору.
«Сбей булаву (кеглю)»
(игры с бросанием и ловлей)
На полу или земле чертят линию или кладут веревку. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят две-три большие булавы (расстояние между ними 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить булаву. Прокатив три мяча, ребенок собирает их и предает следующему играющему.
«Кто дальше бросит мяч (мешочек, снежок)»
(игры с бросанием и ловлей)
Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все по сигналу инструктора бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мяч. По сигналу инструктора дети бегут к своим мячам, останавливаются возле них, двумя руками поднимают мячи над головой. Инструктор отмечает тех, кто бросил мяч дальше всех. После этого дети возвращаются обратно за линию.
«Попади в круг»
(игры с бросанием и ловлей)
Дети стоят по кругу на расстоянии двух-трех шагов от лежащего в центре большого обруча или круга диаметром 1-1,5 м. В руках у них мешочки с песком, по сигналу инструктора они бросают их в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Рекомендации. Инструктор по своему усмотрению может увеличивать или уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки; их надо бросать поочередно правой и левой рукой.
«Брось через веревку»
(игры с бросанием и ловлей)
Дети располагаются на стульях вдоль одной стены зала. На высоте примерно 1 м от пола натягивается веревка. Веревку длиной 3 м с грузиками на концах можно повесить на спинки двух стульев для взрослых или на стойки для прыжков. На расстоянии 1,5 м перед веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат один – два мяча диаметром 12-15 см. Один или двое детей подходят к шнуру, берут мячи и бросают их, пробегают под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно.
«Найди свое место»
(игры на ориентировку в пространстве)
Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться. В помещении это может быть стул, скамейка, куб; на участке можно нарисовать кружки. Дети находятся на своих местах. По сигналу инструктора выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди свое место!» возвращаются на свои места.
«Найди, что спрятано»
(игры на ориентировку в пространстве)
Дети стоят по кругу или в шеренге. Инструктор кладет на пол перед ними три – пять предметов (кубики, флажки, погремушки, мячи, кольца) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу инструктора поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Инструктор прячет один или два предмета и говорит: «Раз, два, три! Повернись и посмотри!». Дети поворачиваются лицом к предметам и, внимательно присматриваясь к ним, вспоминают, каких нет. Инструктор предлагает детям найти эти предметы в комнате. Когда предметы будут найдены, игра повторяется.
«Угадай, кто и где кричит»
(игры на ориентировку в пространстве)
Дети встают в круг спиной к центру. Инструктор стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга. Кому-то из детей предлагают прокричать, подражая какому-либо домашнему животному или птице: кошке, собаке, петуху. Ребенку, стоящему в центре круга, надо отгадать, кто и где кричал.
«Найди свой цвет»
(игры на ориентировку в пространстве)
Инструктор раздает флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов инструктора «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда инструктор скажет: «Найди свой цвет», дети собираются у флажка соответствующего цвета.
Рекомендации. Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг.
«У медведя во бору»
(народные игры и забавы)
На одной стороне площадки чертится круг – это берлога медведя; на другой – обозначается дом, в котором живут дети. Инструктор выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда инструктор скажет: «Идите, дети, гулять!», они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей ловить нельзя.
После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.
«Прятки»
(народные игры и забавы)
Инструктор предлагает нескольким детям спрятаться (за беседку, за кусты, а сам закрывает глаза, чтобы не видеть, куда они прячутся. Через некоторое время спрашивает: «Готово?». Дети отвечают: «Готово!». Инструктор идет искать их. Он заглядывает в разные места, делая вид, что никак не найдет детей. При этом может произносить такие слова: «Куда же спрятались дети? Где же наши детки?». Иногда малыши не выдерживают и, довольные тем, что инструктор их не может найти, выбегают из укрытия и подбегают к нему. В этом случае инструктор с радостью привлекает их к себе и говорит: «Вот они, наши дети!».
«Жмурки»
(народные игры и забавы)
Инструктор предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Инструктор спрашивает: «Где же наши дети?». Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они, наши дети!».
«Мыльные пузыри»
(народные игры и забавы)
Для игры надо приготовить пластмассовые трубочки или соломинки по количеству детей, развести мыльную воду в небольшом блюдце. Все дети получают соломинки и делают попытки выдуть мыльный пузырь. Если это удается, они с увлечением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь летит дальше и не лопается.
Рекомендации. Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынув ее из воды, осторожно подуть с другого конца.
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер,
|
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
| Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
| Ёжик
|
Замок | Капуста |
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок
На лужок пришли зайчата,
|
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
| Сорока-белобока. |
Пальчики. | Пальчики в лесу. |
Кто приехал? | Моя семья.
|
Шалун. | Белочка. |
По грибы. | Пальчики. |
Мальчик-пальчик.
| Стишок для запоминания названий пальчиков. |
Осенние листья. | Есть игрушки у меня. |
Улей. | Черепаха. |
Мы рисовали. | Капустка. |
Пять пальцев. | Повстречались. |
Лодочка. | Рыбки. |
Зимняя прогулка. | Паучок. |
Посуда. | Дружба. |
Варим кашу. | Прятки. |
Шла кукушка. | Пчёлки. |
Медузы. | Новые кроссовки. |
Одежда. | С добрым утром!. |
Зайцы. | Гости. |
Пчела. | Апельсин. |
Счет. | Сороконожки. |
Веснянка. | Маланья. |
Котик. | Тесто. |
Рыбка. | Капуста. |
Берёза. | Рыбки. |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений
по профилактике плоскостопия
Сидя по–турецки.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети сидят по-турецки рядом с гимнастической стенкой. Встают, придерживаясь за опору, ноги скрестно. Нужно постоять на наружных краях стопу. Сесть. При повторении упражнения – вреди другая нога.
Загрузи машину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно ( можно в 2 шеренгах).
Увези машину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. ( можно в 2 шеренгах).
Нарисуй картину
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Дети, стоя ( сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок .
Поймай рыбку
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются камешки. детки пальцами ног ловят рыб.
Найди клад
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
В таз с водой опускаются камешки, палочки ( любые предметы) . детки пальцами ног ловят тот предмет. который им называет педагог.
Стирка
Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему. укреплять мышцы и связки стоп с целью профилактики плоскостопия, воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
На полу платочки. пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, ( опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду ( стирают- 2р) а потом собирают в гармошку и отжимают.
Снежинки
Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.
Оборудование: Пушинки.
Группу детей делят на «снежинки» и «ветры». Ведущий – «Мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по залу. «Мороз» произносит6 «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «Морозом» («ш – ш - ш»), «снежинки» встают на носки, руки подняты вверх, кисти расслаблены. Они начинают медленно говорить, обхватывая себя руками: «Мороз!». При этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками и опуская голову, приговаривают: «Ах-х». «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком: «Ф – ф - ф…уу». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках бегают по залу. «Ветры» берут со стола пушки и дуют на них, как будто это снежинки. Игра повторяется, дети меняются ролями.
Гуси.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети – «гуси» ходят на корточках «Гусиным шагом». По команде: «Коршун» - встают, машут руками – «Крыльями», убегают. «Коршун» ловит «Гусей».
Зайцы и волк.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу.
По команде: «Волк» - «Зайцы» бегут в домики на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».
Сидячий футбол.
Цель: Укрепление мышц туловища, рук, ног.
Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.
Игры, укрепляющие дыхательную систему.
Кто громче?
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Оборудование: Дудочка, рожок, свисток.
Ведущий просит ребенка как можно громче продуть в дудочку, рожок, свисток. Вдох необходимо сделать через нос и резко выдохнуть. Побеждает тот, чей звук будет громче.
Король ветров.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
Оборудование: Вертушка или шарик.
Ведущий рассказывает: «Собрались как-то ветры со всего света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер сильнее всех». Дети парами дуют на вертушку: чья дольше крутиться, тот и победил. Дуют на подвешенные воздушные шарики, чей шарик отлетит выше, тот и победил. Из каждой пары детей отбирают лучшего, они соревнуются между собой. Победитель – «Король ветров».
Бульканье.
Цель: Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Оборудование: Стакан, наполненный на 1/3 водой, соломинка.
Ведущий показывает, как нужно правильно дуть в стакан с водой через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает длинный выдох в трубочку. Дети делают то же самое. У кого получилось бульканье дольше всех, тот победил.
Совушка – сова.
Цель: Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания.
Дети садятся полукругом перед ведущим.
По сигналу ведущего: «День» - дети «совы» медленно поворачивают головы вправо и влево.
По сигналу: «Ночь» - дети смотрят вперед и взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно без напряжения произносят: «У..у..ффф». Повторяют 2-4 раза.
Шарик лопнул.
Цель: Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ.
Оборудование: Фанты из бумаги.
Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот: «Ффф..», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произносят «Шшш…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз. Кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры у ребенка не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.
Запасливые хомячки.
Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координация движений.
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. По команде: «Хомячки» - дети надувают щеки и гуляют по залу. По команде: «Хомячки в домике» - дети приседают, хлопают себя по щекам. Игра повторяется 2-5 раз.
Куры.
Цель: Укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма), развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.
Ребенок стоит наклонившись, свободно свести руки – «крылья» и опустив голову. Произносит: «Так, так, так», - одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – выдох. Повторяя 3-5 раз.
Ежики.
Цель: Укрепление мышц дыхательной системы.
Поворот головы вправо, влево. Одновременно с поворотом вдох носом: короткий, шумный с напряжением. Выдох мягкий, произвольный.
Самолетик – самолет.
Цель: Формирование правильного дыхания (его глубин, ритма), укрепление мышц рук и грудной клетки, координация движений в пространстве.
Ведущий показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх - вдох. Делает поворот в сторону, произнося: «Жжж…», - выдох, стоит прямо, опустив руки, - пауза и т.д. Ребенок повторяет 2-3 раза в ритме стиха: Самолетик-самолет ( разводит руки в стороны ладонями вверх) Отправляется в полет (делает поворот вправо и выдох «жжж..»)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу
Постою и отдохну. (встает прямо, опустив руки – пауза)
Я налево полечу (поднимает голову – вдох)
Жу, жу, жу
Жу, жу, жу (делает поворот влево и выдох «жжж…»)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки пауза).
Подпрыгни и подуй.
Цель: Улучшение функции дыхания. Повышение тонуса, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Оборудование: воздушный шарик.
На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.
Жук.
Цель: Формирование правильного дыхания, укрепление мышц рук и грудной клетки.
Дети сидят, скрестив руки на груди, опустив голову. Ритмично сжимая обеими руками грудную клетку, произнося: «Жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – выдох. Повторить 4-5 раз.
«Жж –у» сказал крылатый жук.
«Посижу и пожужжу».
Партизаны.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. стоя.
Ходьба с высоким подниманием коленей, на 2 шага – вдох, на 6 шагов – выдох, произнося: «Ти-ш-ш-ш-ш-е».
Носом - вдох.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. стоя.
Носом – вдох, Поднимание рук –
А выдох – ртом, на вдохе.
Дышим глубже, Свободное опускание
А потом - рук – на выдохе.
Марш на месте,
Не спеша,
Коль погода хороша!
Руки к солнцу поднимаю.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
Руки к солнцу поднимаю На четыре
И вздыхаю, и вздыхаю, счета – вдох,
Опускаю руки вниз, на четыре
Выдох паровоза свист. счета -
На четыре – вдох глубокий, выдох.
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре.
Дрова.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. стоя ноги врозь, руки над головой «в замок».
Раз дрова, Наклоны вперед на
Два дрова, выдохе произнося
Раскололся ствол слова: «Ух! Ах!»
едва.
Бух дрова, При выпрямлении -
Бах дрова, вдох
Вот уже полена
Два.
Чайник.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. сидя.
Чайник на плите стоял, Вдох.
Через носик пар пускал - Выдох.
«Паф-паф-паф-паф».
Ветер.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. сидя.
Ветер сверху набежал, Вдох.
Ветку дерева сломал: Выдох.
«В-в-в-в!» Вдох.
Дул он долго, зло ворчал Выдох.
И деревья все качал:
«Ф-ф-ф-ф».
Партизаны.
Цель: Тренировка навыка правильного носового дыхания.
И.п. сидя.
Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со
«Т с-с-с-с!» звуком.
Игры на расслабление.
Тряпичная кукла.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
Ребенок знакомится с тряпичной куклой. Ложиться на спину, закрывает глаза и расслабляется. (Как тряпичная кукла).
Фея сна.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу. Подходит ребенок с палочкой в руке. Это «Фея сна». «Фея» касается детей палочкой. Они засыпают. (Наклоняют голову, закрывают глаза).
Шалтай-болтай.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться. Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На последние слова приседает, расслабляется.
Сосулька.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
На первые две строки дети стоят прямо, руки вверх. На две последние – уронить расслабленные руки и присесть.
Мишка в зоопарке.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
В положении стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, дети раскачиваются из стороны в сторону, не отрывая пальцев ног.
Каша кипит.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
И.п. – правая рука на животе, левая рука на груди
1-2 –втянуть живот и сделать вдох грудью.
3-4 – опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «Ф-ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза
Снежинка тает.
Цель: Учить детей успокаиваться и расслабляться.
Белая снежинка
В воздухе кружилась,
На ладошку села,
Капелькой слетела.
Дети ходят по залу, кружатся, на последней строчке стихотворения приседают, расслабляются.
Игра «Если бы ноги стали руками» (подготовительная группа)
Данная игра проводится под текстовое сопровождение педагога: собрались ребята на нашем дворике и стали придумывать: что, как и где надо исправить, перевернуть, чтоб веселее было чуть-чуть.
- Что б мы, ребята, делали с вами,
Если бы ноги были руками? -
Вдруг неожиданно мишка сказал,
Ну а Сережка его поддержал:
- Разве со скукой не справиться нам,
Если придумаем дело ногам?!
Саня взял спицы и начал «вязать»,
Димка ногами - «грибы собирать»,
Я на руках по песочку шагать,
Яша - ногами игрушку катать,
Мишка, улегшись у самых дверей,
Стал дирижировать «Марш глухарей».
Ваня ногою рисует портрет,
Леня же пишет отличный сонет,
Юра ногою до Солнца достал,
Ласково, нежно его приласкал.
Словно с мясом, поиграл он немножко
И отпустил, пусть бежит по дорожке.
Ну, а теперь, словно сказочный веер,
Тучки по небу ногами развел.
«Ножницы» выдумал мудрый Андрей,
Из тучек нарезал он сто кораблей.
Как это здорово - думайте сами
И предложите рукам стать ногами!
«Спящий кот»
Цели игры: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимания.
Необходимый материал : стулья.
Ход игры
Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.
«Парашютисты»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.
Необходимый материал: скамейка или стул, мел.
Ход игры
Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.
«Ловкие ноги»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.
Ход игры
Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами -палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:
Я платок возьму ногой,
Поднесу его к другой,
И несу, несу, не сплю,
Палку я не зацеплю.
«Бегущая скакалка»
Цели игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимый материал: длинная скакалка или веревка.
Ход игры
Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку "сменяет держащего ее.
«Мяч бросай, не теряй»
Цели игры : умение координирование выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры
Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!». Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например:
1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;
2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;
3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч;
4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч;
5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.
«Самый стойкий»
Цели игры: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.
Ход игры
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие - сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
«Заяц, елочки и мороз»
Цели игры: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции, координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.
Ход игры
Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочки». По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться под ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» - осалить - «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» - «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней - «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом». «Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях:
1) когда тот перебегает к «елочке» или
2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.
«Донеси, не урони»
Цели игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости. Необходимые материалы: стулья, простынки.
Ход игры
В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Кто первым соберет простынку»
Цели игры: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп. Необходимые материалы: простынки (50-80 см) одинаковой длины, стулья.
Ход игры
Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней -простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой.
«Гуси-лебеди»
Цели игры: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; формирование осанки, сводов стоп; развитие координации движений.
Ход игры
На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома - логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят -выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га». Пастух: «Есть хотите?». Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает пас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк». Игра продолжается.
«Поймай комара»
Цели игры: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп. Необходимые материалы: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.
Ход игры
Становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1-1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.
«Прыжки со скакалкой»
Цели игры: развитие ловкости, координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп. Необходимые материалы: скакалка.
Ход игры
Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК
№ 1. «Детский сад»
Детский сад, детский сад,
Он всегда детям рад.
Хлопки на каждое слово.
Беду в садике играть
Разовый показ жеста "ку-ку".
И конструктор собирать,
Развороты кистей в разные стороны, пальцы
кистей соприкасаются.
И игрушки за собой убирать.
Рука двигается вправо-влево.
Буду бойко танцевать
Приседание.
И лепить, и рисовать,
Имитировать лепку, рисование.
Карточка№ 2.
«Игрушки»
Буратино потянулся.
Руки поднять вверх и потянуться на
носочках.
Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Наклоны влево и вправо.
Руки в стороны развел,
Развести руки в стороны.
Ключик, видно, не нашел.
Вращения руками перед грудью.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Руки поднять вверх и потянуться на
носочках.
Карточка№3.
«Овощи»
В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Имитировать, как срезают, таскают,
копают.
Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками. Щавеля нарвем немножко "Рвут".
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Карточка № 4.
«Грибы»
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
Карточка № 5.
«Осень»
Мы, листочки осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их , покрутил и на землю опустил.
Карточка № 6.
«Откуда хлеб пришёл»
Тесто месим, месим, месим
(энергично делаем круговые движения руками)
Тесто мнём, мнём, мнём
Тесто жмём, жмём. жмём
(энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)
Пироги мы испечём.
(движения , как будто лепим пирожки)
Карточка № 7.
«Перелётные птицы»
Птички прыгают, летают,
(машут руками и подпрыгивают)
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют. (клюют)
Перышки почистили,
Клювики почистили,
(погладить руки, носики)
Дальше полетели
И на место сели.
Карточка № 8.
«Домашние птицы»
Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Кря, кря, кря!
(идут вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда – га,га, га! Га, га,га!
(идут, вытянув шеи и отставив руки назад)
Наши курочки в окно – Ко, ко , ко! Ко, ко, ко!
(останавливаются, бьют руками по бокам)
А как Петя - петушок
Рано – рано поутру нам споёт : Ку –ка – ре – ку!
(вытягивают шеи , поднимаясь на цыпочки)
Карточка № 7.а
«Животные родного края.»
Медведи.
Старший мишенька шагает: топ-топ.
Ноги мишка поднимает:топ- топ. (топать ногами)
Средний мишка догоняет: хлоп- хлоп.
И в ладоши ударяет: хлоп-хлоп.
(хлопки у правой и левой щеки)
Младший мишка – торопыжка: шлёп-шлёп-шлёп.
Шлёпает по лужам мишка: шлёп-шлёп-шлёп.
(Ударять ладонями по коленям)
Зайка.
Скок – поскок, скок- поскок,
Прыгнул зайка на пенёк.
Зайцу холодно сидеть нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем в присядку, чтоб не мёрзли лапки.
Карточка № 8.а
«Домашние животные.»
Телёнок.
Бу- бу,я рогатый
(«рожки» из пальчиков ставят на голову два прыжка).
Бу –бу , я хвостатый
(« хвостик» из руки – за спину два прыжка)
Бу – бу , Я ушастй
(«ушки» из ладошек – на голову, два прыжка)
Бу – бу , очень страшный
(«рожки» бодаются)
Бу – бу испугаю,
Бу –бу забодаю.
Карточка № 9.
«Поздняя осень.»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
(Шагать на месте.)
Ручки согревают,
ручки потирают.(потирают)
Чтоб не зябли ножки,
потопаем немножко.(топаем)
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.
(Потирать рукой об руку, топать,
приплясывать по тексту физкультминутки.)
Карточка № 10.
«Зима.»
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.(шагаем)
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.(поднимание ног свысоким коленом)
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.(активное поглаживание ног)
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.(присесть)
Карточка № 11.
«Зимующие птицы.»
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны (прыжки)
Кар – Кар - Кар,Кар – Кар – Кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.(летают и кричат)
Кар – Кар - Кар,Кар – Кар – Кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.(присели на корточки и закрыли глаза)
Карточка № 12.
«Новый год.»
Н Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Н Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать.(потанцевать)Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
Карточка № 13.
«Зимние забавы.»
Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,
Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают(ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (приседают , руки свободные)
На лыжах
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Дети машут руками перед собой.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Имитировать, как встают на лыжи и едут
Карточка № 14.
«Спорт.»
Мы проверили осанку и свели лопатки, Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Карточка № 15.
«Труд взрослых.»
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли! (руки в замке)
И, руками сделав взмах,
(высоко поднять руки, завести за голову)
По полену сильно – бах, бах, бах! (наклон )
Карточка № 16.
«Комнатные растения.»
Наши красные цветки
Открывают лепестки.
(поднимаясь плавно развести сомкнутые руки)
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет.(плавное помахивание руками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (сводим руки над головой)
Головой качают
Тихо засыпают.
(опускаются на корточки и закрываются руками)
Карточка № 17.
«Транспорт»
Машина -
Завели машину: ш-ш-ш. (ращения руками перед грудью. )
Накачали шину: ш-ш-ш. (Насос".)
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза).
(ращение воображаемого руля.)
Самолёты
Самолёты загудели (вращение перед грудью вращательными движениями)
Самолёты полетели (руки в сторон поочерёдные наклоны влево и право)
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
Карточка № 18
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
"Надуть" живот, одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Приседать, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Кружиться, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Потянуться, руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
Сделать большой круг.
Карточка № 19
«Моя семья»
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять (потянуться)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире, Наклониться, три – четыре
И на месте поскакать - пять.
Карточка № 20
«Весна»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад! (руки отведены назад)
Карточка № 21
«Дом, мебель»
Стоит в поле теремок,
(пальцы раздвинуты)
На двери весит замок
(пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк:
(движение сомкнутыми кистями влево , вправо)
Дёрг- дёрг - , дёрг – дёрг.
(движение сомкнутыми кистями к себе и от себя)
Пришёл Петя петушок
И ключом открыл замок.
(пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)
Карточка № 22
«Одежда, обувь»
Раз!Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
(дети скачут на двух ногах)
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
(прыжки на месте)
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
(дети приседают)
Раз!Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
(разводят руки в стороны)
Карточка № 23
«Рыбы»
Улитки ползут ,свои домики везут.
(передвигаются медленно, в полуприсяде, сложив руки за спину)
Рогами шевелят, на рыбок глядят.
(Останавливаются , делают рожки из пальчиков и ритмично наклоняют голову влево, в право.)
Рыбки плывут, плавничками гребут.
(Передвигаются мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперёд . назад.)
Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.
(повороты туловища влево – вправо и наоборот)
Карточка № 24
«Космос»
Раз – два – стоит ракета.
(руки над головой)
Три – четыре – самолёт,
(руки в стороны)
Раз – два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз ,два, три, четре –
(хлопки в ладоши)
И на месте походили.
(ходьба)
Карточка № 25
«Лес»
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклон,
И два наклон,
руки за голову, наклоны туловища влево, вправо)
Зашумел листвою клён.
(руки вверх, помахать кистями)
Повторить два- три раза.
Карточка № 26
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела
(машут ладошками )
А за нею шмель – шмелёк,
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза
(на каждое название насекомого загибают пальчики)
Как фонарики глаза
(делают кружки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали,
(жужжат и двигаются)
От усталости упали.
(роняют ладошки вниз)
Карточка № 27
«Дружат дети»
Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,
Прыгают как мячики: прыг- скок, прыг- скок.
Ножками топочут: топ, топ, топ.
Весело хохочут: ха, ха, ха.
Глазками моргают(ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают (приседают , руки свободные)
Карточка № 28
«Защитники Отечества»
На одной ноге постой – ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Карточка№ 29 .
«Детский сад»
Карточка№ 2.
«Игрушки»
Игрушки.
Из цветной пушистой байки
Малшам игрушки шьём –
Куклы , мячики и зайки.
Их всё больше с каждым днём.
Здесь игрушек целый угол:
Белй выводок зайчат,
И косички толстых кукол кверху бантами торчат.
Вот тигрёнок полосатый.
У тигрёнка добрый вид,
Потому что только ватой у него живот набит.
Слон .
Спать пора ! Уснул бычок,
Лёг в коробк на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон.
А Барто.
Карточка№3.
«Овощи»
Огород.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат.
Тут свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
А. Прокофьев.
Карточка № 4.
«Фрукты»
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые, персики пушистые,
Груши золотистые , осень принесла.
В. Волина.
Яблоко.
Три яблока из сада
Ёжик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
В. Волина.
Карточка № 5.
«Осень»
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотм ковром лежат.
Е.Головин.
Карточка № 6.
«Грибы »
Боровик.
По дорожке шли – Боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли, хорошо что тихо шли.
А .Прокофьев.
В тесноте.
На пенёчке сто опят.
- Очень тесно тут! – вопят.
Позовите грибника
Собирать опят с пенька.
Е. Серова.
Карточка № 7.
«Перелётные птицы»
Карточка № 8.
«Домашние птицы»
Наши точки с утра – кря – кря –кря! Кря- кря –кря!
Наши гуси у пруда – га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно – ко-ко-ко! Ко- ко-ко!
А как Петя –петушок раным – рано по утру
Нам споёт ку –ка -ре-ку !
Карточка № 7.
«Животные родного края.»
Ягнёнок.
Шёл ягнёнок по дорожке, о пенёк поранил ножки.
Повернулся он неловко и ушиб себе головку.
А наткнулся на сучок – уколол себе бочок.
Мы его забинтовали, м ему лекарство дали.
А ягнёнок блеет : «М-м-э-э! маму позовите мне!»
Немецкая песенка.
Белкина кладовка.
Почему грибы на ёлке, на сучках висят верхом?
Не в корзинке, не на полке,не во мху, не под листком.
У ствола и среди веток на сучки они надеты.
Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор?
Это белкина кладовка, это белкин летний сбор!
Е. Трутнева.
Медведь.
Как на горке – снег, снег и под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег, и под ёлой снег. Снег.
А под снегом спит медведь.
Тише , тише .Не шуметь!
И. Токмакова.
Карточка № 8.
«Домашние животные.»
Кошка.
Вы со мной знаком близко.
Я приветливая киска.
Кверху – кисточки на ушках, когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят мне приятно.
Не таю своих привычек – я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опсно – я царапаюсь ужасно.
В. Стоянов.
Подарок.
Раскрвается корзинка.
В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка-
Пёсик маленький, живой.
Уши мягкие , как тряпки, нос – как пуговка звонка,
Неуверенные лапки, разъезжаются слегка!
Шелковистой тёплой спинкой жмётся ласково к ногам.
Не игрушку . не картинку – друга подарили нам.
М Стремин.
Карточка № 9.
«Поздняя осень.»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
(Шагать на месте.)
Ручки согревают,
ручки потирают.(потирают)
Чтоб не зябли ножки,
потопаем немножко.(топаем)
Нам мороз не страшен,
весело мы пляшем.
(Потирать рукой об руку, топать,
приплясывать по тексту физкультминутки.)
Карточка № 10.
«Зима.»
Первый снег.
Первй снег пушистый в воздухе кружится .
И на землю тихо падает ложится.
И. Суриков.
Снежинки.
Снежинки пуховые, весёле живые!
Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном,
И землю устилаете блестящим серебром.
А .Липецкий.