Методические пособия
Методические пособия
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №22»
Россия, 662150, г. Ачинск, Красноярского края,
микрорайон 2, строение 33
Телефон: 8(39 151) 7 77 56
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
АЧИНСК, 2016
Автор-составитель: Хлопина Светлана Викторовна Методическое пособие
Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет, Ачинск, 2015 –33 с.
Рецензент:
Аннотация
Данное пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Содержит краткий теоретический обзор истории возникновения и развития кукольного театра, теоретические и практические наработки, направленные на развитие диалогической речи детей 4-5 лет.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………. | 5 |
Основная часть: | |
1. Из истории кукольного театра………………………………... | 7 |
2. Особенности связной речи детей 4-5 лет …………………… | 10 |
3. Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 4-5 лет средствами кукольного театра…………………………………………………………………............. | 14 |
Список литературы……………………………………………………... | 19 |
Приложения………………………………………………………......…. | 21 |
Введение
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог как форма речевого общения имеет большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящим детям порой трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с детьми, но и со взрослыми. Не освоив диалогическую речь, ребенок не сможет в достаточной степени овладеть монологической, к которой, в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Основная цель образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Образовательной программой ДО: развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи работы по обучению дошкольников диалогу:
- учить детей вступать в речевое общение: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы;
- формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
- развивать умения следовать правилам ведения диалога.
Правила ведения диалога:
- соблюдать очередность в разговоре;
- выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
- проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
- не говорить с полным ртом;
- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
Эффективным средством развития диалогической речи является кукольный театр. Постановки пьес кукольного театра объединяют детей хорошо знакомым текстом, ребенок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, последовательность игровых действий, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Во время спектаклей дети координируют действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений
Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Ни с чем не сравнимую радость вызывают у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных спектаклях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания в монологической форме.
Цель методического пособия- повысить эффективность работы по развитию у детей диалогических умений, сделав данный процесс более привлекательным для детей.
Пособие состоит из введения, основной части, списка литературы и приложения. Введение описывает ключевую проблему и способ её решения. Основная часть состоит из двух разделов: первый раздел описывает историю возникновения и развития кукольного театра, раскрывает его основные формы; второй раздел содержит методические рекомендации к использованию кукольного театра в развитии диалогической речи детей 4-5 лет. В Приложении представлены игры-драматизации (Приложение 1), фотографии (Приложение 2).
Основная часть
1. Из истории кукольного театра
Обратимся к истории кукольного театра, для того, чтобы понять его значение. Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Античный театр Древней Греции, Древнего Рима, ряда стран Ближнего Востока, возникший в VI в. до н.э. – IV-V вв. н.э., способствовал рождению европейского театрального искусства. Средства его творческих проявлений (песнопения, пляски, музыка, поэзия и др.) транслировали обрядовые культурные традиции Древней Греции «объясняли страдания народа, обязательно при этом выявляя убедительный, моральный смысл». Привлечение детей (хор мальчиков) к театральному творчеству преследовало воспитательные цели – приобщение к культурному наследию, почитание законов. История общества рассматривает также и такие театральные системы, в основе которых лежало мастерство риторики, танца, пения, где игровой принцип был, выдвинут на первый план. Кукольный театр – вид театральных представлений, распространенный в эпоху средневековья, выявил значимость куклы, действий с ней.
Обращаясь к современному театральному искусству, театральной педагогике, ее средствам воспитания, отметим, что театральная кукла, используемая в детском театральном творчестве, берет начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных христианских ритуалах и обрядах. Выразительными средствами в театрализованном представлении были сама кукла, ее костюм, обличье, транслирующие характер героя, эмоции и чувства, передаваемые через озвучивание, «оживление»; декорации; бутафория и др. Являясь эмоционально-притягательными, они становились доступными детям разных сословий, возрастов, способствовали воспитанию творческой направленности, проявляющейся при перевоплощении в образ в условиях вымысла, выборе характерных выразительных движений, жестикуляции, интонации, театральных типажей.
Наиболее любимым и старым видом русского кукольного театра был «Петрушка» - разновидность театра кукол на пальцах. О том, что кукольный театр был известен еще в Киевской Руси, свидетельствует одна из фресок Софийского собора, на которой изображен кукольник, поднимающий занавес. О представлении кукольного театра - и именно «Петрушки» - в XVII в. свидетельствуют записки Олеария, посетившего Россию в 1636 г. Более поздние свидетельства - XIX- XX вв. - говорят, что театр Петрушки пользовался большой любовью и повсеместной популярностью. Перед зрителями под открытым небом ставили ширмы, за которые становился петрушечник. Петрушка - главный персонаж театра - появлялся перед зрителями, и спектакль нередко начинался с разговора с публикой. Зрители здоровались с «Петром Ивановичем», а он их спрашивал о местных делах и отвечал на их вопросы. В ходе представления нередко вводился диалог Петрушки и петрушечника. Такое введение главного персонажа кукольного театра - куклы - в круг людей позволяло вносить в представление актуальные вопросы, связывать традиционные сценки с местной жизнью, делать более острой и ощутимой сатиру, обращая се на тех, кто был зрителю хорошо знаком. Это, собственно, и вызывало запрещения представлять Петрушку и бывало причиной того, что петрушечника иной раз сажали «в холодную» (в тюремный острог) и изгоняли за пределы волости и уезда. В то же время связь представления кукольного театра с повседневной жизнью вызывала к «Петрушке» большую любовь, будила особое желание посмотреть его и поговорить с ним.
Содержанием представлений было изображение жизни и приключений Петрушки. Эпизоды его жизни различны - женитьба, покупка чего-либо, болезнь и т. п.; чаще всего эпизод строится как встреча Петрушки с каким-нибудь другим персонажем. Петрушка встречается с цыганом, который пытается обманом продать плохую лошадь - и за то несет справедливое наказание. Петрушка заболевает, его лечит «лекарь из-под каменного моста аптекарь» так, что Петрушка бьет его. Петрушку преследует полицейский; его, как и всех других, пытается обсчитать, обмерить, обвешать купец. Петрушка беззастенчиво бьет своей дубинкой и купца, и лекаря, и полицейского, и других персонажей театра. Его преследуют, он бежит. Его нагоняют и бьют. Его иногда даже убивают - но он не умирает. Звонкий голос с резким тембром, каким говорит Петрушка, непрерывно звучит в театре, пока идет представление.
Злободневность, острота представлений создали Петрушке славу. Образ его, подобно главным кукольным образам театра других народов (итальянский Пульчинелло, французский Полишинель, английский Понч, чешский Кашпарек и др.), вошел в число знаменитых созданий литературы и фольклора. Это отмечал А. М. Горький, ставя Петрушку в один ряд с такими художественно совершенными образами, как Фауст, Прометей, Микула Селянинович и др.
Со второй половины XVII в. (а возможно, с XVIII в.) в России (сначала на Украине, затем в Белоруссии и у русского населения) появляется театр «вертеп». Свое название этот театр получил потому, что первоначально одной из главнейших сцен, представляемых в нем, была сцена рождения Христа в вертепе (вертеп - пещера, скрытая от людей) и поклонения ему волхвов. Распространение вертепа было связано с обычаем славить Христа на святки. Воспитанники духовных училищ и семинарий, ходившие славить Христа, были одними из главных распространителей этого театра.
Генетически вертеп связан со школьными драмами, которые, как известно, слагались из сцен, изображающих эпизоды из евангелия или библии и бытовых анекдотических сценок - «интермедий». Вертеп сохранил сочетание сцен поклонения волхвов Христу, избиения Иродом младенцев и других, подобных им, с комическими сценами, в которых действуют казак-запорожец, базарная торговка и др. Это сочетание определило самое устройство вертепного кукольного ящика.
Вертепный ящик делался с прорезами в полу сцены; по линиям прорезов двигают кукол, прикрепленных к проволокам. Ящик вертепа делился пополам по горизонтали. В верхней части ящика разыгрывали сцены духовного характера, в нижней- светского.
Вертепная рождественская драма известна не только в форме кукольного театра. Параллельно кукольному вертепу существовал так называемый «живой вертеп», разыгрываемый людьми. Пьесы кукольного и живого вертепа совпадали. Наряду с «Иродовым действом» (избиением младенцев царем Иродом), представлявшемся в кукольном театре, на святках играли «Царя Ирода»
К кукольному театру примыкает раек. Раек - театр картинок, показ которых сопровождался пояснениями раешника. Первоначально (видимо, в XVIII в.) картинки были библейского содержания - на сюжет грехопадения Адама и Евы (отсюда - «райское действо», «раек»). Постепенно к этим картинкам стали добавлять бытовые; они с течением времени заняли главенствующее место.
Ящик райка делался с окошечками для глаз. По бокам он имел два параллельно вращающихся валика. С одного на другой перематывали ленту с картинками. Бытовые и видовые картинки, показываемые в райке, сопровождались стихотворными пояснениями раешника, дающими сатирическую интерпретацию показываемого (например, «А вот, извольте видеть, город Рим, дворец Ватикан, всем дворцам великан... а вот город Париж, как туда приедешь, тотчас угоришь!.. Паша именитая знать ездит туда денежки мотать...»).
Раешный стих существовал и отдельно от театра, он был очень популярен и неоднократно применялся в народных сатирах.
Кукольный театр, наряду с народной драмой, был одним из важнейших видов народного театра; особенно активно жил театр Петрушки, который продолжал бытовать даже тогда, когда вертеп и раек прекратили свое существование. Он явился одним из важнейших источников профессионального кукольного театра.
Первый профессиональный российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С момента основания во главе театра стоял талантливый актер, режиссер, художник и литератор Сергей Владимирович Образцов. Этого выдающегося деятеля культуры и искусства знали многие взрослые и дети в СССР и в других странах мира. Благодаря деятельности С.В. Образцова в театре выросло не одно поколение замечательных актеров, режиссеров, мастеров-кукольников, а также других профессионалов.
Новый театр ставил перед собой цель не только воспитывать новое поколение, он работал и как театр-лаборатория, развивающая кукольный жанр. Несмотря на значительную материальную стесненность, а также немногочисленный коллектив сотрудников (в театре в то время работало всего 12 человек), зрители получили возможность за год увидеть два, а то и три новых спектакля. Театральная машина колесила по улицам Москвы, развозя актеров по школам, домам культуры, паркам.
Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова в Москве – крупнейший в мире. На сегодняшний день – это единственный кукольный театр, который вошел во все существующие известные энциклопедии, в том числе и в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса.
2. Особенности связной речи детей 4-5 лет
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г. Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. ("Близнецы – это не внуки. Близнецы – знак Зодиака", – поясняет ребенок взрослым, услышав их разговор.)
Воспитатель должен серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Малыши очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее.
Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: "Ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима. Да, я сказала: "Маленький, лохматенький, но не котик, а… (котишка). " Дети всегда с радостью помогают "забывчивому" взрослому.
Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: "Умница, Максимка! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал (в предложении твоем все слова в согласии живут)", и т.п.
При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: "Я все правильно сказал? Красиво получилось?". Малыши постепенно осознают, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками.
В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психическом развитии переломным моментом является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно "взрослеть". Обучение их рассказыванию становится более успешным.
В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).
Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: "Сказка ложь, да в ней намек!".
Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.
Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные ("Три поросенка", английская; "Бременские музыканты" (из сказок братьев Гримм, немецкая); "Колосок", украинская; "Хитрая лиса", корякская; "Травкин хвост", эскимосская и т. д.).
Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).
Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: "Воробьишко" М. Горького, "Сказка про Комара Комаровича…" Д. Мамина-Сибиряка, "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" X.К. Андерсена и т.д.
Детям рекомендуется читать главы из "толстых" книг: "В медвежачий час" Г. Цыферова, "Винни-Пух и все-все-все" А. Милна, "Мафин и его веселые друзья" Э. Хогарт, "Приключения в лесу Елки-на-Горке" М. Эгнера и других авторов.
В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев "Братишка"; С. Воронин "Воинственный Жако"; Е. Чарушин "Лисята", "Воробей") и о детях (М. Зощенко "Показательный ребенок"; Л. Пантелеев "На море"; С. Георгиев "Бабушкин садик" и др.).
Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей").
Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.
В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.
Условно можно выделить три аспекта анализа.
Содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.
Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.
Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.
Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм "Заяц и еж" лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: "А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?" – были самыми разными. Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.
При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.
Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.
В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: "Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать), венки… (плести), песни… (петь), хороводы… (водить). Только одной Снегурочке… (по-прежнему не весело)". ("Снегурочка", русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: "Темный лес что… (шапкой) принакрылся… (чудной) и заснул под нею… (тихо, беспробудно)". (И. Суриков. "Зима".)
Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. "Прочитайте, – просят они, прослушав "Федорино горе" К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово" ("растопырила").
Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например, "И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась". Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.
Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа ("Прочитайте про заиньку-паиньку"), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка ("Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути"). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.
Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной.
Каждое новое слово, оборот речи педагог должен пояснять детям или предлагать осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.
Воспитателю следует широко употреблять в речи синонимы, антонимы, разнообразные формы вежливого обращения, конструкции с различной подчинительной связью и т.д., а также отмечать факты удачного использования их в речи детей, поясняя, что и почему его особенно порадовало.
Нередко, сформулировав вопрос, педагог повторяет его, для того чтобы добиться лучшего понимания или чтобы заполнить образовавшуюся паузу. Этот момент педагогически ценен, так как позволяет показать ребенку, что одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Следует учить детей умению облекать свои высказывания в различную форму, вначале – исправляя, подсказывая ("Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать, так…"), потом – предоставляя возможность исправить ошибку самостоятельно.
Соблюдение педагогом этих требований обеспечивает усложнение речи детей как по содержанию, так и по форме.
3. Методические рекомендации по развитию диалогической речи детей 4-5 лет средствами кукольного театра
Кукольный театр является одним из видов драматизации литературных произведений.
В педагогической практике драматизацией называется ролевая игра, организованная обычно на сюжете литературного произведения (синоним -инсценировка).
Драматизация предлагает все виды воспроизведения в лицах - от драматических игр до художественно-сценического действия и от импровизации до постановки сценического спектакля. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев говорят о том, что приемы драматизации литературных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Пересказ и драматизация дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
В практике детских садов пользуются следующими приемами драматизации:
1. театрализованное представление;
2. игра-инсценировка;
3. кукольный театр.
Игра-инсценировка – это: 1) дословный пересказ детьми в лицах художественного произведения, которое им читал воспитатель; 2) свободный пересказ текста детьми – сюжетно-ролевая игра детей.
Театрализованное представление отличается от игры-инсценировки тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст литературного произведения, они выступают со специальной целью – развлечь своих товарищей слушателей.
Кукольный театр – это различные виды сюжетной игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т.д.
Т. Н. Караманенко выделяет такие виды кукольного театра:
- Театр игрушек;
- Театр картинок;
- Фланелеграф;
- Теневой театр;
- Театр петрушек.
Теперь рассмотрим каждый из видов кукольного театра подробнее. Театр игрушек характеризуется тем, что с помощью обычных, знакомых детям, игрушек можно разыгрывать и показывать детям небольшие, но интересные сценки. Обычно воспитатель садится за детский стол, перед ним полукругом садятся дети. Справа и слева от воспитателя – по одному детскому стулу. На них лежат игрушки. Дети не должны их видеть. Воспитатель, сидя перед детьми, на глазах у детей берет руками игрушки, передвигает их и говорит за них. Обычно все внимание детей сосредотачивается на игрушках, они с увлечением следят за происходящим действием на столе. Такой спектакль игрушек. не смотря на большую простоту и примитивность, не лишен театральности не лишен театральности. Дети всех возрастов смотрят его с большим удовольствием и интересом.
Спектакль игрушек рассчитан на небольшую группу детей, его показывают в групповой комнате с целью развлечь детей.
Дети очень любят смотреть картинки в книгах. Но они получают значительно большее удовольствие, если им показать двигающиеся, действующие картинки-персонажи.
Театр картинок – иллюстративный театр. В нем показывают не пьесы, а обычные не инсценированные литературные произведения, в которых сохранен авторский текст.
При показе спектакля не следует стремиться, чтобы картинки действовали и двигались, как настоящие животные. Это невозможно и ненужно. Пусть картинка остается картинкой и делает не только то, что ей доступно. Дети быстро привыкают к условности и своеобразию театра и перестают замечать, что картонные фигурки, переходя с места на место, не переставляют ноги; нагибаясь, наклоняются туловищем.
Фланелеграф также относится к театру картинок. Фланелеграф- оригинальная форма иллюстративного рассказывания. У него большие возможности, он может быть интересно использован как развлечение, а также на занятиях в детских садах.
На доске фланелеграфа можно изобразить картины леса, луга с цветами и бабочками, моря и реки с пароходами и лодками, улицы города с транспортом и пешеходами, царство Кощея бессмертного и морского царя и многое, многое другое, что нужно для иллюстрирования литературного произведения. Можно рассказывать про различных животных, птиц и насекомых, где и как они живут, чем питаются, чем полезны людям, и все это проиллюстрировать на доске фланелеграфа.
Самостоятельная работа с фланелеграфом начинается с выбора литературного произведения. Фланелеграф, как каждый вид искусства, имеет свою специфику. Как уже говорилось раньше, картинки можно приложить в любом месте на доске, перенести на другое, заменить новыми и снять с доски совсем. Но картинки сами по себе статичны, они не могут действовать, делать движения. Поэтому для фланелеграфа надо выбирать такие литературные произведения, в которых персонажи появляются, разговаривают, стоят или сидят, переходят на другое место и уходят, не делая никаких мелких движений.
Таким образом, надо внимательно подходить к выбору литературного произведения для иллюстрирования его на фланелеграфе. И если показ не сделает текст более интересным, содержательным, лучше от такого литературного произведения отказаться. Основная цель театра картинок – создать эмоционально положительный настрой, вызвать интерес к театрализованной деятельности, закрепит и расширить знания об игрушках.
Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.
Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.
Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей.
Так же в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6—8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее.
Театр петрушек, иначе называют петрушечным, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Работа над ролью учит ребенка самостоятельно мыслить, развивает речь, обогащает ее образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения заставляет кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой.
Кукольный театр – эффективное средство воспитательного воздействия на детей. Он обогащает жизнь детей новыми впечатлениями, вызывают радостные эмоции, развивают речь, художественный вкус, творческую инициативу, содействуют сплочению детского коллектива.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы, выделенные Э. Г. Чуриловой:
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Рассмотрим специфику организации таких занятий для детей среднего дошкольного возраста. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным представлениям. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
Для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем — «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Заюшкина избушка». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. К 5 годам ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.
К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих их людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей, фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) выделять:
инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»;
и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил снос несогласие?».
Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны. Приобщение к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании сказок, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие.
На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами).
Самостоятельность детской игры в большой мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажайте его. Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит. Такая подготовка отняла бы время, предназначенное для других, не менее важных дел и занятий. К тому же в результате получится спектакль, а не игра.
Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего показывать «живые» картинки на фланелеграфе или на столе, а можно использовать и театр игрушек или кукол бибабо. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.
Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.
Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.
Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.? Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином ее слове): «Вот моя кукла», «Дай мне мяч». Ну а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря то за Красную Шапочку, то за волка, вы, безусловно, умеете. Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу и во время чтения стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит» или любого другого. Испытайте себя, прежде чем выступить перед детьми. Не забудьте, что интонации вашего голоса — образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.
Итак, ваша речь в повседневном общении, чтение, декламация, театрализованные игры, которые вы вначале ведете сами, служат первыми образцами для подражания.
Далее — небольшие упражнения с детьми. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений используйте высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложните упражнение — пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же — за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позвольте это сделать всем. Но прежде объявите конкурс — кто лучше? Победителю — аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
В следующий раз предложите воспитанникам разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога. Примером могут служить просьбы зверей пустить их в рукавичку и ответы тех, кто поселился в ней.
Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают три медведя. Упражнение можно провести так. Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); «дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.
В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.
Успех речевой работы, в том числе работы по развитию диалогической речи, во многом зависит от качества ее планирования. Составить грамотный и обоснованный план работы - это значит спроектировать развитие диалогической речи у детей группы в целом и ее развитие у каждого ребенка.
При планировании работы по развитию у детей диалогической речи нужно руководствоваться принципами, которые учитывают закономерности и логику речевого развития детей. Прежде всего необходимо соблюдать систематичность педагогического содействия развитию речи детей. Речевые умения у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Ежедневные формы работы с детьми по развитию у них диалогических умений призваны обеспечить систематичность и повторяемость материала.
Список литературы
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
- А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки диалога \\ Дошкольное воспитание № 12 2000 г.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002 с. 4-5,135 -136.
- А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание № 2007 г.
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г. – с. 72.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
- Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
- Гризик Т. И. Речевое развитие современного ребенка // Детский сад от А до Я № 2(14) 2008 г.
- Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр. – Л., 1983.
- Дорохина Н. Театр картинок// Дошкольное воспитание №1 2008г.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
- Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982
- Кузнецова Л. Изготовление детьми игрушек для кукольных театров // Дошкольное воспитание, 1990. - №1,2.
- Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1988. - с.66.
- Мигунова Е. В. Организация театральной деятельности в детском саду. – Великий Новгород.: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
- Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1988. - №8.
- Стародубова Н.А Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведения. – М.: издательский центр «Академия», 2006. 256 с.
- Тихонова О. Домашний театр // Детский сад от А до Я №4 2008 стр. 19
- Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977г.
- Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольников. / под. ред. В. Н. Шацкой – М., 1961 г.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. Алексеева М. М., Яшина В. И. – М.: Академия 2000 г. 354 – 369.
- Юрина Н. Народный кукольный театр// Детский сад от А до Я № 4 2008
- Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО/ Ушакова О.С. – М: «Творческий Центр СФЕРА» – 2015 г.
- Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС/ Коломийченко Л.В.– М: «Творческий Центр СФЕРА» – 2015 г.
- Логопедические сказки для самых маленьких/ Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В.– М: «Творческий Центр СФЕРА» – 2015г.
- Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- http://alfaland.ioso.ru
- http://colombina.ru/russkoe-narodnoe-tvorchestvo/vidi-kukolnogo-teatra.html
Приложение 1
Игры-драматизации
Сказка «Заюшкина избушка»
Задачи:
- учить детей различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, формировать умение детей создавать игровую обстановку.
- развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений.
- воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство сострадания, взаимопомощи.
Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа, просмотр мультфильма.
Материал: материал голубой и коричневый для домиков, ширма, головные уборы – маски, для лисы передник, хвост; для зайчика рубашка, хвостик; для петуха хвост, сапоги, коса.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас в гостях русская народная сказка. Какая? А, может, вы мне сами скажите, какая? »
Дети вместе с воспитателем рассматривают атрибуты, примеряют маски.
Воспитатель: «Ребята, догадались, какая пришла к нам в гости сказка? »
Дети отвечают хором.
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы поиграем в эту сказку? Давайте сначала решим, где у нас будут стоять домики? »
Дети вместе с воспитателем расставляют ширмы, покрывают материалом. Это у них домики лисы и зайчика. Затем воспитатель выбирает детей, которые будут играть роли, а остальные дети - пока зрители. Дети – «артисты» готовятся, одевают костюмы, дети - зрители рассаживаются на стульчиках, в зрительном зале. Роль ведущего принадлежит воспитателю.
Ведущий: «Жили – были лиса и заяц. У лисы изба была ледяная, а у зайчика лубяная (Показывает с помощью мимики жестов зайчика и его домик, и также лису). Пришла весна, у лисы изба растаяла, а у зайчика стоит по-старому (Убирает домик лисы).
Лиса: «Заинька, пусти меня погреться».
Ребенок речью, мимикой старается показать, какая лиса хитрая. А зайчика, наоборот, ребенок показывает добрым.
Ведущий: «Лиса зашла к зайчику домой и выгнала его. Идет зайчик дорогой и плачет, а навстречу ему … Как вы думаете, ребята, кто зайчику на встречу попался? »
Дети хором отвечают: собаки.
Собаки: «Тяф – тяф – тяф! Зайка, почему ты плачешь»?
Зайка им рассказывает: «У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала».
Собаки: «Не плачь, зайчик, мы ее выгоним»
Дети подходят к ширме, стучат.
Собаки: «Тяф – тяф! Уходи лиса»!
Лиса из – за ширмы кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Собаки испугались и убежали.
Ведущий: «Опять зайчик идет и плачет. А навстречу ему медведь»
Медведь: «Зайчик, почему ты плачешь?»
Ведущий: «Зайчик стал рассказывать свою историю»
Зайчик: «У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала».
Медведь: «Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису».
Зайчик: «Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь»!
Медведь: «Нет, выгоню»!
Дети подходят к ширме – домику, медведь начал реветь: - Уходи, лиса!
Лиса кричит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий: «Испугался медведь и ушел. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему бык»
Бык: «Чего плачешь, зайка»?
Зайка: «Была у меня изба лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы изба растаяла, она попросилась ко мне и выгнала». Ребенок шмыгает носом, имитирует слезы.
Бык: «Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоего дома».
Зайка: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали- не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Бык: «Нет, выгоню»!
Ведущей: «Пошел бык к избе да как начал реветь».
Бык: «Уходи, лиса»!
Лиса: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»!
Ведущий огорченно: «Испугался бык и убежал. А зайчик опять плачет. Навстречу идет петух с косой».
Петух говорит бодро: «Кукареку! О чем, зайчик, плачешь»?
Зайчик: «Как мне не плакать, петушок! Попросилась ко мне лиса погреться, да и выгнала меня».
Петушок: «Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню»!
Зайчик говорит грустно: «Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь».
Петушок: «Нет, выгоню»!
Ведущий: «Подошел петушок к избе и закричал».
Петушок закричал так бойко, громко: «Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису посечи, уходи лиса»!
Ведущий читает радостно: «Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и наутек… А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра наживать». Все радуются.
В конце игры можно поводить хоровод. В следующей игре дети могут играть самостоятельно, воспитатель наблюдает со стороны, где нужно помогает или направляет.
Сказка «Жихарка»
Задачи:
учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказок; учить узнавать знакомые сказки по отдельным фразам из них; вызвать желание у детей участвовать в драматизации отрывков произведений; развивать диалогическую и связную речь; воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости, сопереживание любимым героям.
Предварительная работа. Чтение сказки и рассматривание иллюстраций к ней.
Материал: Клубочек; костюмы для драматизации (петушок, кот, лиса); иллюстрации из серии "Любимые сказки", магнитофон, кассета с русской народной песней, лопата, ложки, блюдца с кружками, самовар, домик, нора лисы, печь, ружья.
Ход игры:
Воспитатель: Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это такое? (клубочек). Как вы думаете, какой он? (волшебный) Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Можно сказать доброе пожелание, ласковое слово, комплимент.
Дети, стоя в кругу, и передавая «волшебный клубочек» друг другу, говорят приятные слова
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов. Ему, как и мне приятно отправляться с вами в путешествие с такими хорошими детьми.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей). Любите ли их слушать? (Ответы детей). А вы знаете уже много сказок? (Ответы детей). А вот мы сейчас и поглядим, что вы узнали, нового кто из вас больше знает сказок. Я приготовила вам небольшие путаные задания. Посмотрим, какие вы сообразительные. Справитесь ли вы? (Ответы детей). А сейчас я загадаю вам необычные загадки-загадки о сказках.
Слушайте внимательно.
1. Ах ты, Петя-простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко. /КОТ, ПЕТУХ и ЛИСА/
2. Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов /ТЕРЕМОК/
3. Ах, дорога - далека
Ах, корзина – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок /МАША И МЕДВЕДЬ/
4. Отворили дверь козлята
И пропали все куда - то! /ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ/
5. Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок. /ТЕРЕМОК/
6.«Тянут, потянут, вытянуть не могут». /РЕПКА/
7.«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, а от тебя заяц и подавно уйду» /КОЛОБОК/
8. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, Попросилась Лиса ко мне, да меня, же и выгнала». /ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА/.
Воспитатель: хвалит детей, задает индивидуальные вопросы детям
- А у тебя какая самая любимая сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: сейчас я буду вам показывать картинки из сказок, а вы должны будете угадать из какой это сказки эпизод. Воспитатель показывает карточки из сказок (колобок, Маша и медведь, Заюшкина избушка, Теремок, Жихарка, Репка, три медведя).
Физкультурная минутка «Все умеем мы считать».
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонько сесть.
Воспитатель: Дети, вы большие или маленькие? (Ответы детей)
Значит, вы еще маленькие. Иногда про маленького человека говорят: «Мал, да удал» или «Маленький, да удаленький». Что это значит? (Ответы детей)
Воспитатель: Это означает, что мальчик или девочка хоть и маленькие, но отличаются сообразительностью, смелостью. Помните, мы с вами читали сказку про одного удальца. Его зовут Жихарка, что и означает «удалец». Давайте мы с вами разыграем сценку из этой сказки. (Ответы детей)
Драматизация сказки
Воспитатель: Жили-были в избушке Кот, Петух да маленький мальчик — Жихарка. А почему Жихарка? Да потому, что он маленький, да удаленький.
Кот и Жихарка прибирают избу.
Воспитатель: Каждое утро Кот с петухом на охоту ходили (Кот и Петух берут ружья и уходят), а Жихарка дома оставался, домовничал: обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Жихарка раскладывает ложки, да приговаривает:
Жихарка: — Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.
Воспитатель: Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей его съесть! (Около избы появляется лиса. Ходит вокруг, принюхивается)
Лиса: Жихарка, выйди ко мне.
Жихарка: Да некогда! Я обед готовлю. Скоро Кот и Петух придут.
Лиса: Жихарка! Да посмотри в окно, там гости идут, песни поют.
(Играет музыка русская народная)
Воспитатель: Открыл Жихарка окно, чтобы посмотреть, кто же там поет, а Лиса тут как тут. Схватила Жихарку, утащила его домой, печь жарко истопила.
Лиса: Обманула, я тебя Жихарка! Теперь я тебя съем. А ну садись на лопату, я тебя в печке изжарю!
(Жихарка садится на лопату, неуклюже расставив руки и ноги.)
Жихарка: Так ли я сел, Лиса?
Лиса: Да что ты, не умеешь, что ли?
Жихарка: Нет, не умею. Покажи, Лиса!
(Лиса показывает, как мальчик должен сесть на лопату, а Жихарка толкает лопату в печь и закрывает заслонкой.)
Лиса: Ой, спасите, помогите!
Жихарка: Сиди, Лиса, жарься, Лиса! Будешь знать, как маленьких обижать!
(Жихарка сам убегает домой, а дома Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. А Жихарка бежит, громким голосом кричит)
Жихарка: А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
(Кот и Петух обнимают Жихарку и целуют)
Воспитатель: Обрадовались кот да петух. Ну, Жихарку целовать! Ну, Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Сказка «Колобок»
Задачи:
- учить детей драматизировать знакомое произведение, согласовывать слова и действия персонажа; учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность, диалогическую речь;
-совершенствовать умение детей использовать разнообразные выразительные средства: интонацию, темп, тембр речи, пластику, движения, умение передавать образ героя;
-воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа; радость, трусливый, злой, голодный, грубый, коварная, толстый, сердитый, хитрая.
Материал: пиктограммы настроения, куклы героев, декорации.
Подготовка: чтение сказки «Колобок», инсценировка сказки, игра «Доброе животное», отгадывание загадок, беседа о настроении «Злюсь, боюсь, радуюсь».
Ход игры:
-Сегодня мы с вами попали на сказочную полянку.
-Ребята слышите пение птиц? А почему они поют?
(потому что радостно)
-Давайте тоже улыбнемся, друг другу, и глазки засветятся, как солнышко (дети улыбаются).
-На сказочной поляне живет много сказочных героев. Сейчас каждый из вас превратится в него.
-Но для начала послушайте загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (колобок)
-Ребята, а вы помните любимую песенку колобка?
(ответы детей, индивидуальное и хоровое пение)
-Кто первым встретился колобку на лесной тропинке? (ответы)
-А что сказал заяц колобку, при встрече? (ответы)
-Катился колобок, катился и встретил он того, кто зимой холодной ходит злой голодный. Кто это? (волк)
-Каким был волк, в сказке? (злым, голодным)
-Как вы думаете, испугался колобок волка? (ответы).Значит, колобок был еще и смелым.
-Каким голосом говорил волк? (хриплым, грубым, дети имитируют голос волка)
-А как ходит волк по лесу? Глазками сверкает, озирается.
-Катился колобок, а на встречу ему косолапый и большой, спит в берлоге он зимой, любит шишки, любит мед. Ну-ка кто же назовет? (медведь)
-Какой был в сказке медведь? (толстый, неповоротливый, большой, косолапый)
-А каким голосом говорил медведь? (грубым, сердитым)
- Что сказал медведь, при встречи? Как повел себя колобок? (не побоялся и спел песенку)
-Катится колобок, а на встречу ему «Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет и кур крадет» (лиса)
-Какая же была лиса в сказке? (хитрая, коварная)
-Каким голосом говорила лиса? (ответы)
-Ребята, давайте вспомним, чем закончилась сказка? (ответы детей) Вам понравился конец этой сказки? (ответы)
-Можно придумать новый конец в нашей сказке, про колобка. Если колобок был таким ловким и смелым, то пусть он и от лисы убежит. Колобок станет послушным, и он вспомнит про дедушку с бабушкой и захочет вернуться домой. Он от лисы убежит с новой песенкой.
Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусекам метен,
На сметане мешен,
На окошке студен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел
И от тебя лиса убегу!
-А хотели бы вы, превратится в героев этой сказки? А у меня для вас есть сюрприз, посмотрите какой красивый сундучок стоит на сказочной полянке. Но только чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова: чок-чок открывайся сундучок. (дети повторяют слова, сундучок открывается, дети, после распределения ролей дети берут кукол, которые лежали в сундучке, оставшиеся дети становятся зрителями).
Дайка в глазки погляжу,
Сказку детям расскажу.
Глазки весело ваши глядят,
Слушайте сказку про, колобка.
Драматизация сказки, по желанию детей можно повторить сказку 2-3 раза.
По окончании сказки беседа:
-Понравилась вам сказка?
-Кто из героев понравился больше всего?
-Почему колобок убежал от лисы?
-Молодцы!
-Теперь мы попрощаемся со сказочной поляной и обязательно сюда еще вернемся.
Сказка "Теремок"
Задачи: Учить детей проявлять интерес к театрализованной деятельности путем вовлечения в игровые действия. Развивать у детей мышление, воображение, речь. Воспитывать артистические качества, дружбу, чувство товарищества.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Теремок».
Показ настольного театра «Теремок».
Имитирование и подражание героям сказки (заяц-прыгает, говорит высоким голосом, мышка бегает, пищит, лягушка квакает, прыгает и т.д.)
Материал: Домик «Теремок», заборчик, лавочка у домика, стол, самовар, сказочная коробочка с мягкими игрушками по сказке. Куклы: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь.
Ход игры:
Восп: Дети! По дорожке мы шли, красивую коробочку нашли. А коробочка-то не простая, она волшебная- вот какая!
(Звучит волшебная музыка).
Какая красивая коробочка, интересно что в ней. (пытается открыть, но она не открывается). Может сказка? - Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй отгадать. Если верной будет отгадка-Сказка к нам придет опять!!!
(Воспитатель начинает загадывать загадки, и коробочка под волшебную музыку открывается).
- Маленький шарик под лавкой шарит. (мышка) (коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку-мышку, ставит на стол).
- Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка, кто это? (лягушка).
- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадайте, кто же это? (зайка).
- Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (лиса).
- Все время по лесу он рыщет, он в лесу кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк…
Кто скажите это-…(волк).
- Зимой спит- летом ульи ворошит. (медведь).
Восп: Молодцы! Все загадки отгадали вот, сколько сказочных героев подарила нам волшебная коробочка! (звучит волшебная, сказочная музыка).
Восп: Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?
Дети: «Теремок».
Восп: Ребята! Я хочу пригласить вас в сказку!
Все мы знаем,
Все мы верим;
Есть на свете.
Чудный терем.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись.
Вот он терем- теремок, он ни низок, ни высок.
А теперь я предлагаю вам поиграть в эту сказку «Теремок».
Ведущий:
Стоит в поле теремок, теремок-
Он не низок, не высок-
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
Мышка (стучится в теремок):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ведущий: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Мышка (заходит в теремок и начинает печь пирожки, вовлекает детей в игру):
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирогу,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка
Ведущий: Прискакала к терему лягушка-квакушка.
Лягушка (стучится в теремок):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лягушка: Ква-ква! Я Лягушка! Я умею подметать, в доме буду убирать!
Мышка: Заходи ко мне лягушка! Будем вместе жить!
Ведущий: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Мышка пирожки печёт, лягушка пол подметает.
Ведущий: Бежит зайчик-побегайчик.
Остановился зайчик и спрашивает:
Зайчик:(стучится в теремок):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Звери отвечают по очереди: Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка.
Лягушка: А ты кто?
Зайчик: А я зайчик-побегайчик.
Мышка или лягушка: А что ты умеешь делать?
Зайчик: А я умею с детками играть! На балалайке играть!
Вставайте, детки, поиграем все вместе! Повторяйте за мной!
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так зайке надо поскакать.
Мышка или лягушка: Заходи к нам! Будем вместе жить.
Ведущий: Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Мышка пирожки печёт. Лягушка пол подметает. Зайчик на балалайке играет.
Ведущий: Идет лисичка-сестричка.
Лисичка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Звери отвечают по очереди: Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик.
Зайчик: А ты кто?
Лисичка: А я лисичка-сестричка.
Зайчик: А что ты умеешь делать?
Лисичка: Я хитрая Лисичка, рыжая сестричка! Я умею помогать, буду вам белье стирать!
Зайчик: Заходи к нам жить! Вместе веселей!
Ведущий: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Мышка пирожки печёт. Лягушка пол подметает. Зайчик на балалайке играет. Лисичка белье стирает.
Ведущий: Прибежал волчок-серый бочок.
Ведущий: Увидел теремок, заглянул в дверь и спрашивает.
Волчок: Стучится в домик.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Звери отвечают по очереди: Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка.
Лисичка: А ты кто?
Волчок: А я волчок-серый бочок.
Лисичка: А расскажи нам, волчок, что ты делать умеешь?
Волчок: А я умею дом строить и всех ребят могу научить! (зазывает детей)
Чтобы дом построить новый
Запасаем тёс дубовый.
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, а потом
Начинаем строить дом!
Лисичка: Иди к нам жить.
Ведущий: И стали они впятером в теремочке жить.
Мышка пирожки печёт. Лягушка пол подметает. Зайчик на балалайке играет. Лисичка белье стирает. Волк строит и ремонтирует.
Слышен стук и шум. Показался медведь.
Ведущий: Ребята, кто это идет?
Дети: Медведь.
Ведущий: И правда, Мишка! Смотрите, он теремок увидел!
Медведь:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Звери отвечают по очереди: Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. Я, волчок-серый бочок.
Волчок: А ты кто?
Медведь: А я мишка-всех детей ловишка!
Звери из теремка: Мишка, иди к нам жить!
Ведущий: И полез медведь в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.
Звери: Да ты нас раздавишь!
Медведь: Нет, не раздавлю!
Звери: Ну так полезай!
Ведущий: И полез медведь на крышу. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился! Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы!
Звери хором: Сумел сломать, сумей и новый построить!
Ведущий: Стали они бревна носить, доски пилить и построили новый теремок лучше прежнего!
– Молодцы, все с ролью справились. Пришло время расставаться и со сказкой прощаться. Но не нужно унывать, сказка вновь придёт опять. Вы артистами сегодня побывали. Сказку «Теремок» нам показали. Все старались, были молодцы. Похлопайте друг другу от души.
Сказка «Репка»
Задачи: Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Развивать у детей выразительность интонации. Воспитывать умение действовать согласованно.
Материал. Театр игрушек.
Ход игры. Организуя первую игру, сообщите детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами. Покажите им атрибуты, может быть, они подскажут ребятам, с какой сказкой им предстоит встреча. Для первой игры выберите тех, кто лучше может исполнить роль и будет образцом для других. Остальные ребята — пока зрители. Вместе с ними решите, где будет жить семья деда и бабы, где расположить их огород. Напомните детям-«артистам», что они будут включаться в игру по ходу сказки, и начинайте ее рассказывать, так как роль ведущего принадлежит вам.
Ведущий. Посадил дед репку. (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение старанию и трудолюбию деда.) Выросла репка большая-пребольшая. (Поражен ее размерами.) Стал дед репку из земли тянуть.
Все. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Ведущий. Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовем?
Дед. Бабка, помоги!
Бабка. Иду, иду!
Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Бабка. Внучка, помоги!
Внучка. Иду, иду!
Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...
Все. Тянут-потянут, вытянуть не могут. (Удивлены.)
Ведущий. Позвала внучка собачку Жучку. Жучка не задержалась.
Жучка. Гав-гав-гав, бегу!
Все. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. (Очень огорчены.)
Ведущий. Позвала Жучка кошку. Жучка. Мурка, помоги!
Ведущий. Не идет кошка, лежит нежится, не слушает Жучку. Давайте позовем все вместе.
Все. Мурка, иди же! Не справятся без тебя!
Мурка. Иду, иду!
Все. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. (Терпение зрителей кончается, на их лицах отчаяние от бесконечных неудач.)
Ведущий. Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь. (Подбадривает мышку, успокаивает ее.)
Все. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянули репку! (Радуются.)
Если дети хотят продолжить игру самостоятельно, понаблюдайте, что они могут делать сами, в чем нужна ваша помощь.
Для второй игры исполнителей ролей можно выбрать при
подражания ребенка персонажу. По ходу игры привлекайте детей проговаривать цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д.
Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им игрушки других животных, которые пришли на помощь. Игра получится очень веселой и интересной, если ведущий будет по ходу ее вставлять примерно такие реплики:
— Бабушка, вам не тяжело работать на огороде? Внучка вам помогает?
— Дедушка, часто ли вы окапываете репку, свой огород поливаете? А кто вам помогал? Что еще растет на ваших грядках?
— Внучка Машенька, ты не забыла прополоть грядки, чтобы репка лучше росла?
— Мурка, не ленись, пора просыпаться. Все уже давно встали.
— Мышка, без Тебя не вытащить нам репку, помоги.
В конце игры, когда вытянутая репка будет лежать на земле, предложите ребятам поводить хоровод вокруг такой большой репки, устроить праздник урожая. Можно пригласить гостей, соседей, чтобы они посмотрели, какая красивая репка выросла на огороде, угостить их.