Картотеки
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Чистоговорки
Игры-драматизации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 22.89 КБ |
Пальчиковые игры | 169 КБ |
Чистоговорки | 19.26 КБ |
Игры-драматизации | 302.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционных упражнений
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Правильная артикуляция шипящих:
Губы вытянуты вперед;
Зубы разомкнуты, сближены;
Язык: кончик широкий, приподнят к передней части неба, язык принимает форму «чашечки»; на звуки Ш, Ж, Щ образует щель с передней частью твердого неба; на звук Ч – сначала смычка с передней частью твердого неба, а затем щель, спинка слегка прогнута, корень слегка напряжен, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,
голосовые складки – Ш, Щ, Ч –разомкнуты, Ж – сомкнуты, вибрируют.
1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
7. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются.
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.
11. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф».
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков С С` З З` Ц
Правильная артикуляция свистящих:
Губы в улыбке;
Зубы разомкнуты, сближены;
Язык широкий, спинка выгнута; боковые края языка прижаты к боковым зубам; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,
голосовые складки – С, С`, Ц –разомкнуты, З, З` – сомкнуты, вибрируют.
Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка по узкому желобку; струя узкая, холодная, сильная косо направлена вниз на С, С`, З, З` - плавная, длительная; на Ц – толчкообразная. На звук Ц – передняя часть языка вначале образует смычку с верхними зубами, а затем щель, широкий кончик языка – за нижними зубами.
1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3 «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5 «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
7. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются.
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны. Делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Киска сердится»
Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.
10. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф», сдуть ватку на другой край стола. Щеки не надувать!
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Р Р`
Правильная артикуляция:
Губы нейтральны;
Зубы разомкнуты;
Язык: кончик приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам; голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт;
Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. На Р`- дополнительный подъем спинки языка, перемещение его вперед.
1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
РЕКЛАМА
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3.«Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4.«Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5.«Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.
Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
7. «Маляр»
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).
8. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.
11. «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада звуков Л, Л`
Правильная артикуляция:
Губы в легкой улыбке;
Зубы сближены;
Язык: кончик приподнят и упирается в верхние зубы; спинка прогнута; корень приподнят; боковые края приподняты, но не касаются верхних коренных зубов, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
голосовые складки сомкнуты, вибрируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. На Л` палатализация, губы более напряжены.
1.«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
7. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
8. «Пароход гудит»
Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх.
Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л».
9. «Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее.
10. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель: выработать движения языка вверх и помочь определить его место при произношении звука «л».
Выполнение: производить те же движения, что в предыдущем упражнении, только беззвучно.
11. «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз).
Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания:
№ 1
Жуки
Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».
Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».
Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)
№ 2
Котята
Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают, преодолевают различные препятствия), произнося на выдохе «мяу-мяу»
№ 3
Котята и собачки
Дети делятся на 2 группы «котята» и «собачки». Воспитатель предлагает котятам ходить на носочках мурлыча «мяу-мяу»; по сигналу собачки со словами «гав-гав» не позволяют им это сделать, ловят котят двумя руками. Если котята успели присесть, собачки их не трогают. При повторной игре дети меняются ролями.
№ 4
Самолёты
По команде воспитателя «заводятся моторы» - произносятся на выдохе «р-р-р-р»; летают самолёты – «ж-ж-ж-ж»; разворачиваются на виражах – «у-у-у-у»; садятся на посадку – «ух-ух-ух».
№ 5
Медвежонок
Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».
№ 6
Надуй шарик
Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком.
«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.
№ 7
Паровоз с грузом
Дети сидят на полу в кругу. По сигналу они перекидывают мяч друг другу (грузят вагоны). «Погрузка закончена», когда мяч прошёл по кругу. Дети выполняют движения руками (имитация езды паровоза) с произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего паровоз останавливается, (произносятся на выдохе ш-ш-ш-ш) как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос (набрались сил … и начинается разгрузка вагонов) – передаётся мяч по кругу в другую сторону. (игра продолжается 3 – 4 минуты)
№ 8
Поймай пчёлку
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана «пчёлка». Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением «ж-ж-ж-ж».
№ 9
Пузырь
Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся тугой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.
№ 10
Снежинки и ветерок
Дети делятся на две команды «снежинки» и «ветерок». Снежинки кружаться, бегают на носочках; «ветерок» в это время отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш-ш и снежинки прячутся от ветра, оседают.
№ 11
Солнышко и дождик
Воспитатель говорит: «Солнышко, можно гулять». Дети перемещаются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). На слова «дождь пошёл» - дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».
№ 12
Спрятался
Дети сидят на стульях. Воспитатель произносит слова, под которые выполняются движения:
пальчик о пальчик тук-тук-тук,
ножками быстренько туп-туп-туп,
личико спрятали – ух (закрыли лицо руками).
При повторной игре дети произносят слова вместе с воспитателем.
№ 13
Сугробы
По залу расставлены различные препятствия (сугробы). Дети преодолевают сугробы (перешагивают, перепрыгивают), произнося «туп-туп-туп» - дыхание через нос. по команде «вьюга» - приседают и на выдохе произносят: «С-с-с-с» (2 – 3 мин).
№ 14
Часики
Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Размахивая прямыми р. вперёд и назад, произносить «тик-так». (10 – 12 раз)
№ 15
Трубач
Сесть, кисти р. сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». (4 – 5 раз)
№ 16
Петух
Встать прямо, н. врозь, р. опустить. Поднять р. в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (5 – 6 раз)
№ 17
Регулировщик
Встать прямо, н. на ширине плеч, одна р. поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить «р-р-р-р». (5 – 6 раз)
Игры по технологии Су-Джок
I. Сказка «Ежик на прогулке»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
II. Стихи для пальчиковых игр с массажными шариками Су-Джок
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
***
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)
Никого я не боюсь
(дети катают су-джок между ладоней)
***
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой.
(Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой)
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.
(Катаем шарик горизонтально между ладонями)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
(Катаем шарик горизонтально)
Раз катаем, два катаем
И ладошки согреваем.
(Катаем шарик вертикально)
Катаем, катаем, катаем
Сильней на шарик нажимаем.
(Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания)
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики
Прогулка
| Пчёлы
|
Рыбка
| Сапожник
Мастер, мастер,
|
Снежок
| Солнышко
|
Счёт
| Тесто
|
Хозяйка
Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)
| Червячки
|
Апельсин
| Гости К Кате гости прибежали, |
Горшок Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) | Дом
|
Домик Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
| Ёжик
|
Замок | Капуста |
Комар
| Котик (выполнять действия по смыслу)
|
Котёнок
| Черепаха
|
Курочка
| Ладошки
|
Листья
| Лужок
На лужок пришли зайчата,
|
Моя семья
| Ножки Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) |
| Сорока-белобока. |
Пальчики. | Пальчики в лесу. |
Кто приехал? | Моя семья.
|
Шалун. | Белочка. |
По грибы. | Пальчики. |
Мальчик-пальчик.
| Стишок для запоминания названий пальчиков. |
Осенние листья. | Есть игрушки у меня. |
Улей. | Черепаха. |
Мы рисовали. | Капустка. |
Пять пальцев. | Повстречались. |
Лодочка. | Рыбки. |
Зимняя прогулка. | Паучок. |
Посуда. | Дружба. |
Варим кашу. | Прятки. |
Шла кукушка. | Пчёлки. |
Медузы. | Новые кроссовки. |
Одежда. | С добрым утром!. |
Зайцы. | Гости. |
Пчела. | Апельсин. |
Счет. | Сороконожки. |
Веснянка. | Маланья. |
Котик. | Тесто. |
Рыбка. | Капуста. |
Берёза. | Рыбки. |
Предварительный просмотр:
Картотека чистоговорок
Звук «Б»
1. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, мама, мама, вон труба!
2. Бу-бу-бу, бу-бу-бу, ты и мне купи трубу!
3. Бе-бе-бе, бе-бе-бе, потрубил я на трубе.
4. Ба-ба-ба, ба-ба-ба, не нужна уже труба!
5. Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
6. И плясали бабочки под окном у бабушки.
7.Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
Звук «В»
1. Ви-ви-ви, вишню с дерева сорви!
2. Ву-ву-ву, в лесу видели сову.
3. Ва-ва-ва, ва-ва-ва, вот высокая трава.
4. Вы-вы-вы, вы-вы-вы, даже выше головы.
5. Ве-ве-ве, ве-ве-ве, васильки видны в траве.
6. Ву-ву-ву, ву-ву-ву, васильков букет нарву.
Звук «Г»
1. Га-га-га, га-га-га, хочешь, Галя, пирога?
2. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, есть их больше не могу.
3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги, не нужны мне пироги.
4. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, и я тоже не могу.
5. Га-га-га, га-га-га, где же оба пирога?
Звук «Д»
1. Ду-ду-ду, рыбу я найду в пруду.
2. До-до-до, там на дереве гнездо.
3. Да-да-да, да-да-да, не ходи, Данил, туда!
4. Ду-ду-ду, ду-ду-ду, всё равно туда пойду.
5. Ди-ди-ди, ди-ди-ди, ты в ботинках, не ходи!
6. Да-да-да, да-да-да, ой! Холодная вода!
7. Де-де-де, де-де-де, и ботинки все в воде!
8. Ды-ды-ды, ды-ды-ды, быстро выйди из воды!
Звук «Ж»
1. Жу-жу-жу, ежу кофточку вяжу.
2. Хорош пирожок, внутри творожок.
3. Жо-жо-жо, я еду на «Пежо».
4.Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.
5. Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
6. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
7. Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
8. Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Звук «З»
1. Лиза купила Зине корзину в магазине.
2. У Зины звонок звенит звонко.
3. За-за-за, за-за-за, здесь привязана коза.
4. Зы-зы-зы, зы-зы-зы, мало травки у козы.
5. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, отвязали мы козу.
6. За-за-за, за-за-за, залезает в сад коза.
7. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, привязали мы козу.
8. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, обезьянку привези!
9. Зя-зя-зя, зя-зя-зя, обезьянам здесь нельзя.
10. Зи-зи-зи, зи-зи-зи, раз нельзя, так не вези.
Звук «К»
1. Ко-ко-ко, кошка любит молоко.
2. Ку-ку-ку, сидит кукушка на суку.
3. Ак-ак-ак, у реки сидит рыбак.
4. Ук-ук-ук, а в траве сидит паук.
5. Ок-ок-ок, на дворе идет снежок.
6. Ки-ки-ки, я сложил все кубики.
7. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, притаились пауки.
8. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, муха в сетке паука.
9. Ки-ки-ки, ки-ки-ки, нам полезны пауки.
10. Ка-ка-ка, ка-ка-ка, вы не бойтесь паука.
Звук «Л»
1. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.
2. Ли-ли-ли, суп солёный, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Ла-ла-ла, ах, как кружится юла!
5. Лы-лы-лы, в доме новые котлы.
6. Ол-ол-ол, с папой я смотрю футбол.
7. Ля-ля-ля, Лиля любит короля.
8. Лю-лю-лю, землянику я люблю.
9. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.
10. Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.
11. Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.
Звук «М»
1. Ом-ом-ом, мы построим новый дом.
2. Мама Милу в ванне мыла.
3. Ма-ма-ма, уходи скорей, зима.
4. Му-му-му, молоко налить кому?
5. Мы-мы-мы, вот и дождались зимы.
6. Ми-ми-ми, дружно тянем ноту «ми».
Звук «Н»
1. Но-но-но, в нашей комнате темно.
2. Няня нянчит Нату с Ниной.
3. На-на-на, светит лампа у окна.
4. Ну-ну-ну, в гору саночки тяну.
5. Он-он-он, зазвонил вдруг телефон.
6. Ан-ан-ан, мне купили барабан.
7. Ан-ан-ан, сшила мама сарафан.
8. Ин-ин-ин, меня послали в магазин.
9. Ни-ни-ни, ой, будильник, не звони!
10. Ень-ень-ень, наконец-то тёплый день.
Звук «П»
1. Уп-уп-уп, я готовлю папе суп.
2. Петя пилил пилой пень.
3. Пекарь пёк калачи в печи.
4. Оп-оп-оп, землю роет землекоп.
5. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
6. Ап-ап-ап, часто слышу ночью храп.
7. Ип-ип-ип,где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».
Звук «Р»
1. Ра-ра-ра, за окном видна гора.
2. Ры-ры-ры, летят в окна комары.
3. Ру-ру-ру, начинаем мы игру.
4. Ро-ро-ро, ворон уронил перо.
5. Ар-ар-ар, надуваем красный шар.
6. Ур-ур-ур, не гоняй, собачка, кур.
7. Рю-рю-рю, на ромашку я смотрю.
8. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, во дворе у нас гора.
9. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, собирайте детвору.
10. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, покатаемся с горы.
11. Ра-ра-ра, ра-ра-ра, очень рада детвора.
Звук «С»
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. Са-са-са, у Саши длинная коса.
4. Су-су-су, тихо осенью в лесу.
5. Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.
6. Сы-сы-сы, у Алисы две косы.
7. Со-со-со, крутит быстро колесо.
8. Спит спокойно старый слон,
9. Стоя спать умеет он.
Звук «T»
1. Та-та-та, открывайте ворота.
2. Ту-ту-ту, мышка нравится коту.
3. Ты-ты-ты, на лугу растут цветы.
4. То-то-то, мне не холодно в пальто.
5. От-от-от, летит в небе самолёт.
6. Ать-ать-ать, я иду гулять.
7. Еть-еть-еть, очень хочется мне петь.
8. То-то-то, я люблю играть в лото.
Звук «Ф»
1. Аф-аф-аф, мы купили новый шкаф.
2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
3. Фа-фа-фа, у стены стоит софа.
4. Аф-аф-аф, в зоопарке есть жираф.
5. Фе-фе-фе, бабушка живёт в Уфе.
6. Фэ-фэ-фэ, будем кушать мы в кафе.
Звук «Х»
1. Ха-ха-ха, пёстрый хвост у петуха.
2. Ху-ху-ху, наварили мы уху.
3. Ух-ух-ух, ходит по двору петух.
4. Их-их-их, дождик наконец затих.
5. Ох-ох-ох, под ногами мягкий мох.
6. Эх-эх-эх, в скорлупе лежит орех.
7. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, дай попробовать ухи.
8. Хе-хе-хе, хе-хе-хе, соль одна в твоей ухе.
9. Хи-хи-хи, хи-хи-хи, не хочу такой ухи!
Звук «Ц»
1. Цы-цы-цы, есть у ласточки птенцы.
2. Из колодца вода льётся.
3. Невелика птица синица, да умница.
4. Цы-цы-цы, мы помыли огурцы.
5. Ец-ец-ец, певец выстроил дворец.
6. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, курица снесла яйцо.
7. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, киска тянется к яйцу.
8. Ца-ца-ца, ца-ца-ца, брысь, котёнок, от яйца!
9. Цу-цу-цу, цу-цу-цу, не пускать его к яйцу!
10. Цо-цо-цо, цо-цо-цо, сами мы съедим яйцо.
11. Цы-цы-цы, цы-цы-цы, отогнали? Молодцы!
12. Це-це-це, це-це-це, вот вам сказка о яйце.
Звук «Ч»
1. Ча-ча-ча, сидит чукча у врача.
2. Чу-чу-чу, зуб лечить я не хочу.
3. Чи-чи-чи, нужны для стройки кирпичи.
4. Чо-чо-чо, ох, как на солнце горячо!
5. Оч-оч-оч, мне так хочется помочь.
6. У четырёх черепах по четыре черепашонка.
7. Ча-ча-ча, ча-ча-ча, на столе горит свеча.
8. Чо-чо-чо, чо-чо-чо, ой, как свечке горячо.
9. Чу-чу-чу-чу-чу-чу, я подую на свечу.
10. Чи-чи-чи-чи-чи-чи, пламя сдую у свечи.
Звук «Ш»
1. Нашему Саше дали мало каши.
2. Ша-ша-ша, ша-ша-ша, наша Саша хороша.
3. Шо-шо-шо, шо-шо-шо, поёт песни хорошо.
4. Шу-шу-шу, шу-шу-шу, поёт песню малышу.
5. Ши-ши-ши, ши-ши-ши, любят песни малыши.
Звук «Щ»
1. Ща-ща-ща, Костя ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи, ищем мы щавель на щи.
3. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
4. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, будем мы готовить борщ.
5. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, нет капусты для борща.
6. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, приготовим лучше щи.
7. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я капусту поищу.
8. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ, не клади в кастрюлю хвощ!
9. Щу-щу-щу, щу-щу-щу, я морковку поищу.
10. Ща-ща-ща, ща-ща-ща, брат принёс домой леща.
11. Щи-щи-щи, щи-щи-щи, поедим сначала щи.