Проект "Растим детей здоровыми"

Кликунова Татьяна Васильевна

1. Проект 

- модель реализации проекта

- результаты реализации проекта

 

2. Наглядно-практические пособия в рамках проекта - подробнее

- сборник тренинговых заданий для детей

- сборник физминуток

- комплексы дыхательных гимнастик

- сборник художественной литературы о здоровье

- перспективный план и конспекты занятий по валеологическому воспитанию

- сборник дидактического материала по валеологическому воспитанию

 

3. Клуб для родителей "Учимся быть здоровыми" - подробнее

- план работы в рамках клуба

- результаты опроса родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Растим  детей  здоровыми!»

Автор и руководитель  проекта: Кликунова  Татьяна  Васильевна

Тип проекта: практико-ориентированный

Сроки реализации: 2014г-2016г

Условия реализации проекта:

Учет возрастных, психофизиологических  возможностей каждого ребенка;

Индивидуальный  подход;

Объединение  усилий и координация  деятельности  детского  сада  с семьей;

Актуальность  проекта.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером,  возле телевизора,  ведут малоподвижный образ жизни.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил   мне

предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья дошкольников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача  современности,  в  комплексном  решении  которой  невозможно  обойтись  без  образовательного учреждения. Воспитателям совместно с родителями,  медицинскими  работниками,  психологами  и  общественностью  необходимо  так  организовать  деятельность  детей,  чтобы  воспитанники  повышали  свой  уровень  здоровья  и  выпускались из  дошкольного учреждения  здоровыми.  Вместе с тем, дошкольное учреждение  обязано  сформировать  у  ребенка  потребность  быть  здоровым,  вести  здоровый  образ  жизни.  Для этого  педагогам  необходимо  иметь  четкие  представления о  сущности  понятий  «здоровье»  и  «здоровый  образ  жизни», которые  широко  используются  в  системе  понятий  современного  образования.

Следует   отметить  еще  один  компонент,  который  я  считаю  особо  актуальным  в  формировании  здорового  дошкольника -  это  пример  педагогов  и родителей.  В  силу  своих  возрастных  особенностей  ребенок  дошкольного  возраста  испытывает  большое  доверие  к  взрослым.  Для  ребенка  слова  педагога,  его  поступки,  оценки  имеют  огромное  значение.  Именно  педагог  не  только  словами,  но  и  всем  своим  поведением,  своей  личностью  формирует  устойчивые  представления  ребенка  об  окружающей   его  действительности. Необходимо  стремиться  к  тому, чтобы  весь  уклад  жизни  ребенка-дошкольника  был  наполнен  множеством  примеров  здорового  образа жизни.  Стандарты поведения, полученные  в семье, кажутся  нам  самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям откликнуться от пагубных привычек.  Не   существует единых стандартов воспитания, но ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на образ жизни близких ему  людей, и станет перенимать стандарты  поведения.

Ключевые понятия и термины проекта:

Здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

«Здоровый образ жизни» - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.

  • здороеъесбережение - система мер по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольника;
  • здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Факторы, определяющие ЗОЖ: рациональное питание, личная гигиена, режим дня, окружающая среда, закаливание, физическая активность;

проектный метод обучения дошкольников - основан на высокомотивированной самостоятельной поисковой деятельности, ориентированной на достижение планируемого результата. Особенность метода

  • активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности;
  • портфолио - копилка основных личных достижений и успехов дошкольника, которые ему важны и которые он хотел бы пережить ещё раз.

При  разработке  проекта  использованы  теории  деятельностного  и личностно - ориентированного подхода в обучении дошкольников.

Цель и задачи реализации проекта

Цель: Формирование у детей старшего  дошкольного возраста

«здоровьесберегающего» поведения, воспитание социально активного ребёнка, через организацию совместной проектной деятельности с семьёй, посредством приобщения и вовлечения семьи в решение задач укрепления и сохранения здоровья детей.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по тематике проекта;
  2. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать критерии сформированности знаний детей о здоровом образе жизни (мониторинг);
  4. Исследовать позицию родителей в вопросах здоровьесбережения, выявить причины несостоятельности семей воспитанников в формировании у детей навыков здорового образа жизни;
  5. Ознакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями и нетрадиционными приёмами оздоровления:
  • освоение практических навыков здорового образа жизни через совместную проектную деятельность родителей с ребёнком;
  • детский туризм и малые «Олимпийские» игры («Вместе с папой, вместе с мамой!») в активных формах совместного отдыха взрослых и детей;
  • отражение достижений ребёнка в портфолио дошкольника.

7. Увеличить число воспитанников группы, занимающихся в спортивных кружках и секциях в дошкольном учреждении, вне дошкольного учреждения, до 30%.

8. Снизить уровень простудной заболеваемости в группе до 7 дней на 1 ребёнка в течение 2014-2016 учебных годов.

При разработке направлений деятельности по реализации проекта учитывались следующие принципы:

комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников; структуры учебного года, экологических и климатических условий; непрерывности и системности проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; максимального охвата всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников; интеграции программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс; использования доступных методик и технологий; формирования положительной мотивации у воспитанников, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Новизна реализации проекта заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы сохранения здоровья детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы.

                         

Ожидаемые результаты - эффекты реализации проекта:

К концу 2015-2016 учебного года:

  1. Физкультурно-оздоровительная среда группы будет оснащена нетрадиционными пособиями и тренажёрами.
  2. Простудная заболеваемость воспитанников снизится не менее чем в 2 раза по сравнению с началом 2014-2015 учебного года.
  3. Индекс здоровья составит не менее 20% (число ни разу не болевших в течение года детей достигнет не менее 4 человек).
  4. Не менее 6 детей группы будут посещать кружки и секции физкультурно - оздоровительной направленности.
  5. К работе над проектами по темам здоровьесбережения будет привлечено не менее 50% родителей. Будет модернизирована модель портфолио дошкольника путём введения нового раздела «Я и мое здоровье».
  6. Не менее 25% родителей будут вовлечены в процесс проведения туристических экскурсий с воспитанниками, малых Олимпийских игр, спортивных соревнований.

Основное  содержание  проекта

В основу педагогического проекта положено тесное взаимодействие педагогов и родителей в области охраны и укрепления здоровья детей, повышения педагогической компетентности педагогов и семьи в вопросах целенаправленного создания благоприятного здоровьесберегающего пространства, поиска новых современных методов и приёмов, адекватных возрасту дошкольников, использования передового опыта.

Процесс формирования у детей представлений о здоровом образе жизни будет протекать наиболее успешно, если будет строиться на определенных условиях.

  1. Взаимосвязи познавательной деятельности детей с физкультурно - оздоровительной и медико-профилактической работой.
  2. Создание предметно-пространственной развивающей и оздоровительной среды  в группе.
  3. Системе работы, с детьми способствующей оздоровлению детей и

формированию у них представлений о здоровом образе жизни.

Совместной работы детского сада и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни, с целью повышения уровня компетентности родителей и вовлеченности их в совместную деятельность.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный этап (сентябрь - октябрь 2014г.)
  2. Переходный этап (ноябрь 2014г.)
  3. Практический этап (декабрь 2014 - апрель 2016г.)
  4. Заключительный этап (май 2016г.)

Модель  реализации   проекта

Участники: Педагоги.

Основные  мероприятия: Формирование  элементарных  представлений  о здоровом образе жизни; организация  рациональной  двигательной активности детей; создание условий для организации оздоровительных режимов; мониторинг уровня представлений детей о своем физическом облике и здоровье, владения культурно-гигиеническими навыками, представления об основах безопасности жизни, физической подготовленности воспитанников, психологического благополучия каждого ребенка, уровня общей и простудной заболеваемости; организация полноценного питания; коррекционная работа, летние оздоровительные мероприятия; система эффективного закаливания.

Участники: Дети.

Основные  мероприятия: Утренняя гимнастика; подвижные игры, занятия в кружках «Веселая скакалочка», «Аэробика», «Спортивные игры»; корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки; физкультурные занятия-три раза в неделю (одно  на свежем воздухе-игровое); физкультурные и музыкальные досуги, оздоровительный бег, беседы, экскурсии, проблемные ситуации, праздники по охране и  укреплению здоровья; занятия и игры в центре  уединения и спортивном  центре  в группе; введение «Дневничков-здоровячков» занятия в лаборатории «Знайки»,  мероприятия в летний  оздоровительный период; проектная деятельность, встречи с интересными людьми; занятия «Азбука здоровья», досуги «Осенний марафон», «Мы со спортом, крепко дружим!»,  «Лыжня для всех!».

Участники: Родители.

Основные мероприятия: Реализация права  родителей  быть активными участниками образовательного процесса;  совместная работа педагогов и  родителей с целью укрепления  здоровья детей; родительские гостиные; консультации специалистов (учителя - дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по  физической культуре, медицинской сестры); валеологическое  образование  родителей; «Школа здоровья для родителей», выпуск газеты  «Будь здоров!», анкетирование, встречи с интересными людьми; информационные уголки специалистов с практическими рекомендациями для родителей; семейные спортивные праздники, соревнования, досуги «Неделя здоровья», «Папа, мама, я - Сибирская семья!» совместные туристические походы, создание презентации: «Мы просто - молодцы!»

План реализации основных этапов проекта

п\п

Содержание и цель работы

Сроки

Деятельность педагога

Деятельность родителей

Деятельность детей

Организационный  этап (сентябрь-октябрь 2014г.)

1

Анализ состояния здоровья детей и системы мер по здоровьесбережению в целях обеспечения  преемственности между педагогами и семьей.

Сентябрь 2014г.

1.Документальный анализ уровня здоровья детей группы.

2.определение системы мер (модели) по здоровьесбережению для данной группы.

2

Оценка здоровьесберегающей среды.

Цель: выявить соответствие среды возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Сентябрь 2014г.

1.Экспертиза здоровьеобразующего  пространства к началу учебного года.

3

Исследование условий созданных в семье для укрепления здоровья  детей.

Цель: определение проблемных зон.

Октябрь2014г.

1 Разработка анкет для родителей.

2.Обобщение результатов анкетирования.

3.Разработка показателей  мониторинга к данному проекту.

Участие в анкетировании (не менее80% семей)

Переходный этап (ноябрь 2014г.)

4

Обзор  современных здоровьесберегающих технологий.

Цель: Поиск приемлемых форм и методов укрепления здоровья воспитанников.

Ноябрь 2014г.

1.Создание родительских микрогрупп. Обеспечение их соответствующей литературой.

1.Изучение различных оздоровительных технологий в микрогруппах.

Цель: Ознакомление с одной из предложенных технологий здоровьесбережения.

Практический этап (декабрь 2014г-апрель2015г.)

5

Организация сна детей с доступом свежего воздуха.

Цель: Использование инновационных подходов  в закаливании детей.

Декабрь 2014-январь2015г.

1.Разработка алгоритма сна  детей с доступом свежего воздуха.

2.Создание условий для организации сна.

3.Апробирование метода.

Февраль2015г.

Внедрение метода сна  на свежем воздухе до +14

6

Реализация совместных с родителями проектов по  формированию навыков ЗОЖ.

Цели:

Развитие  компетентности детей и родителей в  формировании навыков здорового образа жизни,

-обогащение здоровьесберегающей среды в группе,

-привлечение родителей к совместному творчеству.

Март

2015г. – апрель

2016г.

Координация действий по  разработке, реализации и презентации образовательных проектов по ЗОЖ.

Цель: Привлечение родителей к инновационной деятельности.

Реализация проектов и презентация результатов работы.

Цель:

Повышение  педагогической компетентности  родителей, участие в образовательном процессе.

Участие в разработке, реализации проектов и презентации результатов.

Цель:

Развитие познавательной активности дошкольников.

7

Проведение  пешеходных туристических экскурсий с участием родителей.

Цель:

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.

Май-август

2015г.

Планирование  экскурсий.

Цель: Воспитание у детей выносливости и привычки к ЗОЖ.

Участие в туристических экскурсиях.

Цель: Активизация педагогического опыта родителей.

Приобретение и закрепление практических навыков ЗОЖ, безопасного поведения, ознакомления с окружающим

8

Проведение спортивного развлечения «Вместе с папой, вместе с мамой!»

Цель:

Использование нетрадиционных форм активного семейного отдыха.

Март 2015г.

Июнь

2016г.

1.Разработка  сценария спортивного развлечения, подбор атрибутов.

2.Привлечение специалистов ДОУ к проведению игр.

Участие в спортивном развлечении не менее 50% семей.

1.Изготовление эмблем.

2.Участие в спортивном развлечении.

9

Совершенствование  модели портфолио дошкольника.

Цель:

Стимулирование достижений детей в укреплении собственного здоровья.

Май

2015г.

1.Разработка показателей дополнительного раздела «Я и мое здоровье».

2.Представление  и утверждение изменений в портфолио па методическом совете.

3.Проведение педагогического обследования детей для заполнения портфолио.

Заполнение портфолио  ребенка.

Заключительный  этап (май 2016г.)

10

Мониторинг состояния здоровья и уровня физической подготовленности воспитанников.

Цель:

-Выявить динамику за  два года,

-оценить эффективность выработанной технологии.

Май 2016г.

Проведение мониторинговых исследований.

Участие в мониторинговых исследованиях.

Участие в мониторинговых исследованиях.

11

Презентация обобщенных результатов реализации педагогического проекта.

Цель:

Обобщение   и трансляция инновационного опыта.

Май 2016г.

1.Подготовка слайдовой презентации проекта.

2.Выступление на педсовете с обобщенными результатами реализации инновационного  педагогического проекта.

1.Организация выставки продуктов проектной деятельности.

Результаты реализации проекта

Цель: определить эффективность использования проектной деятельности на формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить уровень представления о своём физическом облике и здоровье.
  2. Определить уровень владения культурно-гигиеническими навыками.
  3. Определить уровень представлений об основах безопасности жизни.
  4. определить уровень физической подготовленности.
  5. определить уровень психологического благополучия.
  6. определить уровень общей и простудной заболеваемости.

Срок проведения: сентябрь 2014 года, декабрь 2015 года, апрель 2016года.

Способ получения информации: наблюдения за действиями детей в совместной деятельности, уточняющие вопросы, диагностические срезы, тесты, изучение аналитических документов медицинского работника.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Используемый инструментарий:

  1. Педагогическое обследование по формированию представления о своём физическом облике и о культурно-гигиенических навыках (см. методика №1 и методика №2).
  2. Педагогическое обследование по основам безопасности (методика №3).
  3. Педагогическая диагностика физического развития (авторы Г. Лесков, Н. Ноткин, М.А.Рунова).
  4. Изучение психологического благополучия детей (методика диагностики тревожности, включающая наблюдение  (методика Сирса).
  5. Документация медицинского кабинета.

МЕТОДИКА №1

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Задание №1. Нарисуй и скажи «Что такое - Здоровье».

Цель: определить уровень представления о своем физическом облике и здоровье. Задание №2. Нарисуй и скажи: «Что такое – не Здоровье».

Цель: определить уровень представлений о не Здоровье.

Задание №3. Нарисуй и скажи: Что полезно, а что вредно для здоровья.

Цель: определить представление о причинах Нездоровья, о пользе – Здоровья.

Задание №4. Мой организм (беседа).

Цель: определить уровень представлений о своем организме.

МЕТОДИКА №2

«КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ»

 Цель: Определить уровень культурно – гигиенических навыков.

       Задание №1. По иллюстрациям: «Что такое хорошо, что такое плохо».

       Задание №2. Сказка о Нехочухе.

       Задание №3. Наблюдение за навыками умывания, одевания.

       Задание №4. Наблюдение за навыками при приеме пищи.

             Критерии оценки по методикам №1 и №2:

             За правильное выполнение каждого задания без помощи взрослого – 2 балла (максимальная сумма баллов по каждой методике – 8 баллов)

8 баллов

высокий уровень (выполняет задание и отвечает самостоятельно, без помощи взрослого)

4 – 7 баллов

средний уровень (выполняет задание, отвечает с небольшой помощью взрослого)

0 – 3 балла

низкий уровень (даже с помощью взрослого испытывает затруднения, отказывается выполнять задание)

МЕТОДИКА №3

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ»

Цель: Определить уровень компетентности по основам безопасности жизни.

     Задание №1. По иллюстрациям : «Опасные предметы»

     Задание №2. ПДД (беседа)

     Задание №3. Пожарная безопасность (беседа)

     Задание №4. Службы спасения (проблемная ситуация).

Критерии оценки по методике №3:

Высокий уровень: аргументировано и самостоятельно отвечает на все вопросы, выполняет задания.

Средний уровень: справляется с заданием, отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень: затрудняется в выполнении задания и отказывается отвечать.

Результаты обследования детей подготовительной группы «А»:

Всего обследовано 20 детей с диагнозом задержка психического развития подготовительной группы «А».

В ходе обследования установлено следующее:

Все три задания методики №1 были направлены на определение представлений детей о здоровом образе жизни – как основы сохранения и укрепления здоровья.

Кроме того, методика №2 позволяет определить в общих чертах уровень культурно – гигиенических навыков.

     Результаты культурно – гигиенических навыков были неразрывно связаны с результатами представлений о здоровом образе жизни.

     Особенности представлений детей о здоровом образе жизни в целом говорят о том, что первое обследование показало недостаточный уровень владения такими вопросами: как сберечь здоровье? что такое здоровье? нездоровье? – 4 ребенка имели низкий уровень, 15 детей показывали средний уровень, что может свидетельствовать о недостаточном компетентностном уровне в вопросе имеющихся представлений о здоровом образе жизни, обследованных детей и 1 ребенок показал высший уровень. Я пришла к выводу, что представления детей минимальны и расплывчаты, а рисунки показали, что дети почти не увидели разницу в том, каковы они есть и какими они могут стать, если будут вести здоровый образ жизни

Результаты мониторинга

Методика 1

Уровень представлений о здоровом образе жизни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий уровень

0

1

2

8

4

13

Средний уровень

12

15

12

10

12

7

Низкий уровень

8

4

6

2

4

0

Что касается культурно – гигиенических навыков, то можно говорить следующее: на первых этапах обследования (начало года) преобладало исполнение культурно – гигиенических процедур после напоминания у тех детей, которые имели низкие показатели в обследовании представлений о здоровом образе жизни, в частности в вопросе, что такое здоровье и нездоровье. В конце года эти дети проявляли самостоятельность и соблюдение без напоминаний культурно – гигиенических навыков, кроме того, могли объяснить каждую процедуру окружающим людям.

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

4

6

4

8

6

12

Средний

11

13

13

12

13

8

Низкий

5

1

3

0

1

0

Уровень культурно-гигиенических

навыков

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий уровень

4

6

4

8

6

12

Средний уровень

11

13

13

12

13

8

Низкий уровень

5

1

3

0

1

0

Задание №1. «Что такое  Здоровье?»

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

0

1

2

8

4

13

Средний

12

15

12

10

12

7

Низкий

8

4

6

2

4

0

Задание №2. «Что такое - не Здоровье»

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

0

2

2

6

4

13

Средний

10

14

10

10

12

7

Низкий

10

4

6

2

4

0

Задание №3. Что полезно, а что вредно для здоровья».

В начале года преобладали простые сюжеты, без прямой речи, без проявления интереса,  воспроизведение однообразных сюжетов. В конце года стали больше занимать сюжеты из жизни, дети стали комбинировать знания, полученные из книг, фильмов, из окружающей действительности, обоснованно разъясняли причинно-следственные связи.

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

0

1

2

6

4

13

Средний

14

16

12

12

12

7

Низкий

6

3

6

2

4

0

Методика 2

Задание №1. «Что такое хорошо, что такое плохо»

Задание №2. «Сказка о Нехочухе»

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

4

6

4

8

6

12

Средний

11

13

13

12

13

8

Низкий

5

1

3

0

1

0

Задание №3. Практические навыки умывания, одевания.

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

4

6

4

8

6

12

Средний

11

13

13

12

13

8

Низкий

5

1

3

0

1

0

Задание №4. Наблюдение за навыками при приёме пищи.

Уровни

Начало года

Середина года

Конец года

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

6 лет

7 лет

Высокий

4

6

4

8

6

12

Средний

11

13

13

12

13

8

Низкий

5

1

3

0

1

0

Вывод: вначале 2014-2015 учебного года преобладали средние и низкие результаты, основные затруднения у детей проявлялись в объяснении причин нездоровья, имело место бедность словарного запаса и  диалоговых высказываний, проявлялась пассивность в собственной деятельности. Мало было представлено аргументов из семейного воспитания о здоровом образе жизни.

         Причинами являлись индивидуальные особенности развития детей, недостаточная компетентность детей, отсутствие помощи родителей в вопросах формирования представлений о здоровом образе жизни детей и взрослых.

         Однако, у большинства детей с опорой  на зону ближайшего развития,  при своевременной, правильно спланированной  совместной работе, применении интегрированной  технологии валеологического воспитания к концу 2015-2016 учебного года результаты значительно улучшились. Постепенно  дети стали все активнее и свободнее участвовать в обсуждении вопросов о здоровом образе жизни, таким  образом, появилось рассуждение и собственное мнение  о Здоровье.

Динамика уровня представлений о  здоровом образе жизни

детей 6-го, 7-го года жизни

2014 – 2015 г.г.

         Уровни:    0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.

2015 – 2016 г.г.

         Уровни:    0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.

Динамика развития культурно-гигиенических навыков детей 6-го, 7-го года жизни

2014 – 2015г.г.

         Уровни:    0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.

2015 – 2016 г.г.

         Уровни:    0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.

         

Динамика развития физической подготовленности

детей 6-го, 7-го года жизни

2014 – 2015 г.г.

2015-2016 г.г.

Следует отметить, что результатом функционирования клуба, использования активных форм работы явилось повышение компетентности родителей и в вопросах оздоровления детей на 50% и вовлеченность родителей в образовательный процесс на 20%.

Результаты анкетирования родителей

До реализации проекта

По окончании проекта

1

  • Гуляют с детьми в выходные дни 1 раз в день продолжительностью 1-2 часа
  • Гуляют 2 раза в день

90%

10%

80%

20%

2

  • Делают утреннюю гимнастику
  • Делают иногда

-

50%

30%

70%

3

  • Проводят закаливание
  • Проводят иногда

30%

70%

50%

50%

4

  • Занимаются физкультурой вместе с ребенком
  • Занимаются иногда

-

70%

90%

10%

5

  • Дети занимаются различными видами спорта
  • Не занимаются

20%

80%

90%

10%

6

  • Соблюдают режим дня в выходные дни
  • Не соблюдают

80%

20%

80%

20%

7

  • Дети наблюдаются у врачей специалистов

100%

100%

8

  • Соблюдают режим питания
  • Не соблюдают

50%

50%

80%

20%

9

  • Проводят дома оздоровительные мероприятия с ребенком
  • Не проводят

30%

70%

80%

20%

   

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

10 человек (50%) занимались или занимаются спортом.

У 6 человек (30%) есть дома спортивный снаряд

4 детей (20%) посещают спортивные секции:

  • Художественная гимнастика  - 1
  • Ушу – 1
  • Аэробика – 1
  • Бассейн – 1

13 человек (65%) делают дома утреннюю гимнастику.

У 20 человек (100%) установлен режим дня,

 но соблюдается только у 18 человек (80%).



Предварительный просмотр:

План работы клуба  «Учимся быть здоровыми»

Название мероприятия

Цель

Дата

Участники

Встреча: «Давайте познакомимся!»

Изучить взаимные мнения родителей и педагогов друг о друге как партнерах по воспитанию детей.

Октябрь 2014 г.

Педагоги, родители.

Анкетирование.

Выявить компетентность родителей в формировании навыков здорового образа жизни.

Ноябрь 2014 г.

Педагоги, родители.

Анализ состояния здоровья детей и система мер по здоровьесбережению.

Обеспечить преемственность между педагогами и семьей.

Декабрь 2014 г.

Педагоги, родители, медика, психолог.

Посещение детей на дому.

Исследование условий, созданных в семье для укрепления здоровья детей. Определение проблемных зон.

Январь 2015г.

Педагоги.

Консультация  «Обзор современных здоровьесберегающих технологий»

Поиск приемлемых форм и методов укрепления здоровья детей. Ознакомление с одной из предложенных технологий.

Февраль 2015 г.

Педагоги, родители.

Дискуссия: «Давайте поможем друг другу»

Привлечение родителей к инновационной деятельности, повышение компетентности родителей.

Март

015 г.

Педагоги, родители.

Семинар: «Освоение практических навыков ЗОЖ через совместную проектную деятельность родителей с ребенком»

Привлечение родителей к совместному творчеству.

Апрель

2015 г.

Педагоги, родители, дети.

Проведение пешеходной туристической экскурсии на р. Обь (ледоход).

Активизация педагогического опыта родителей. Приобретение и закрепление практических навыков в ЗОЖ, безопасного поведения, ознакомление с окружающим.

Май 2015 г.

Педагоги, родители, дети.

Проведение досуга: «Осенний марафон»

Использование нетрадиционных форм активного семейного отдыха.

Сентябрь 2015 г.

Родители, дети, педагоги.

Брифинг «Итоги сотрудничества»

Активизация педагогического опыта родителей, привлечение родителей к инновационной деятельности.

Октябрь 2015 г.

Родители, специалисты ДОУ (психолог, физ-инструктор, медсестра, воспитатели)

Практикум: «Введение индивидуальных портфолио, дневников-здоровичков»

Поиск приемлемых форм и методов укрепление здоровья воспитанников, стимулирование достижений детей в укреплении собственного здоровья. Привлечение родителей к совместному творчеству.

Ноябрь

2015 г.

Педагоги, родители.

Консультация: «Хочу защитить ребенка от чувства страха: как это сделать?»

Поиск приемлемых форм и методов в укреплении психического здоровья детей.

Декабрь 2015 г.

5 родителей(….),  педагоги.

День открытых дверей.

Привлечение родителей к совместной работе по формированию здорового образа жизни у детей и включения их в образовательный процесс.

Январь

2016 г.

Дети, родители, сотрудники ДОУ.

Просмотр открытого занятия «Азбука здоровья».

Закрепить представления детей о здоровом образе жизни, о своем физическом облике и здоровье, уметь применять культурно-гигиенические навыки. Развитие компетентности детей и родителей в формировании навыков ЗОЖ.

Февраль 2016 г.

Педагоги, дети, родители.

Круглый стол: «Психологическая и физическая готовность ребенка к школе»

Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период жизни, сопричастные взаимоотношения с ним.

Март 2016 г.

Учитель, воспитатели, родители, медсестра.

Организация совместного с родителями туризма и активного отдыха: «Путешествие на Комсомольское озеро»

Воспитание у детей выносливости и привычки к ЗОЖ. Активизация педагогического опыта родителей, использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями.

Апрель

2016 г.

Родители, педагоги, медицинский персонал, дети.

Презентация: «Будем жить здорово». Организация выставки продуктов проектной деятельности.

Обобщение и трансляция инновационного опыта.

Май 2016 г.

Родители, педагоги.



Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий

по валеологическому воспитанию

детей от 5 до 7 лет

Составила: воспитатель

Кликунова Татьяна Васильевна

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Словарная работа

Используемый материал

"Мое здоровье в моих руках" (вводная)

Учить детей отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения вредного для здоровья. Помочь детям научиться заботиться о своем здоровье. Убедить детей в том, что укреплять свое здоровье можно путем закаливания.

1. Мудрые слова  Я здоровье берегу - сам себе я помогу. (Объяснение, уточнение)  2.Рассматривание плакатов. (Здоровый образ жизни).  Вывод:

  подводить к самостоятельному выводу. Измерение пульса. Приход м/с  Итог: вопросы

 Что значить беречь свое здоровье?

Тренировка,  пульс,  кожный покров, закаливание.

Плакаты, схемы, иллюстрации.

Тело человека личная гигиена

Дать понятие о теле. Через игру раскрыть понятие "личная гигиена", познакомить с этими правилами, доказать, что соблюдение их - возможное средство в сохранении здоровья человека.

1. Приглашение в страну " здоровья" Вход через волшебную дверь.  2. Уточнение и объяснение: все живые существа относятся к живой природе. Чем отличаются, чем похожи кожные покровы.

 3. Чтение стих А. Степанова  "Гигиена".               3а. Вопрос – уточнение. " Что значить личная гигиена?"               4. Прослушивания песни " Знай свое тело ."                     5. Что такое тело? уточнение   с/ п. игры "Я заболел ." 6. Итог: Вывод.

Тело личная гигиена. Микробы, лекарство. Вызов врача ситуация ныряшлевый человек.

Иллюстрации животных и человека. Магнитафон с песней « Знай свое тело». Атрибуты к игре с/п. «Я заболел» (шапочка доктора, фонендоскоп)

"Волшебное зеркальце"

Научит людей любить себя и свой организм. Дать понять детям, что от хороших или плохих слов зависят их здоровье и здоровье окружающих. Знать части тела; понимать, что солнечный свет влияет на здоровье (осознание) изучать себя и свой организм; изучать окружающих людей  следить за своей речью, не произносить плохих слов.

1. Вступление сказочницы о стране здоровья.    "Здравия".               2. Игра "Самое дорогое на свете " Из чего состоит тело человека? Головушка соловушка, лобик - бобик, носик - абрикосик, губки - голубки, ручки - хватушки,

пузик - арбузик,

ножки - сапожки.

5. Конструирование тела  (выкладывать фигуру человека)

6.Песня " Знай свое тело".

Клетка, зеркальце, здоровье.

Коробочка с зеркальцем, с карандашом, набор:

« фигура человека», магнитафон с кассетами.

Полезная здоровая пища. Витамин рядом с нами.

Ввести понятие "полезная и вредная для здоровья пища». Учить определять жирную пищу и продукты с большим содержанием сахара. Учить определять пищу богатую витаминами и полезными веществами .

1. Толкование мудрых слов: "Прежде чем мне сесть, я подумаю что съесть ".

2.Вопросы: (введение в тему)

Как вы думаете, что такое хорошее самочувствие? Что нужно  для этого делать?

3. Прослушивания песни " Это вредная еда ".

4. Вопрос: о чем поется в этой песни? "

5.Поездка в город "Витаминов ".

6. Выбор полезных продуктов .

7. Итог: Нарисуй продукты, которые ты любишь.

Продукты, пища, полезные вредные витамины, овощи, фрукты.

Плакаты с изображением продуктов. Натуральные продукты.

"Чудо-нос"

Дать понятие детям, что вдох делается носом, что через нос воздух увлажняется, согревается, очищается. Нос нужен не только для воздуха, но и для запаха. Добиваться, чтобы дети запомнили, что сигаретный дым вреден для дыхания. Дыхание - это основа жизни .

1. Разучивание  «Мотив здоровья». 2. Сказка «Приключение Йоника».

3. Дыхательная гимнастика .

4. Игра "Охота."

5. Игра "Выбери приятный запах ".

6. Игра

" Ныряние" .

7. Песня "Паровоз".

8. Нарисовать носы всех родственников.

9. Советы по здоровью.

Дыхательная гимнастика, нежный аромат, без дыхания нет жизни.

Повязка на глаза, баночка варенья, баночка с окурками, апельсины, карандаш с бумагами.

"Дружи с водой, или что может случиться с грязнулей"

Обучать детей способами профилактики инфекционных заболеваний. Изучать понятие  "микробы". Дать детям знание о том, что нужно правильно и вовремя мыть руки ; знать непрямой и прямой путь передачи инфекции. Выполнять закаливающие процедуры и следить за чистотой своего тела .

1. Мотив здоровья " Вода и мыло "

 2. Сказка " Приключение Гидроника - сына Воды ."

3. Песня "Микробы и мыло " .

4. Беседа "Зубная щетка и расческа ".

5. Игра " Микробы". (Чихающие и заражающие ")

6. Игра " Можно - нельзя " (с коробками).

7. Способы проникновение микробов в наш организм .

8. Нарисовать разные микробы .

 9. Советы по здоровью.

Инфекция, микробы, процедура.

Две большие коробки, мячи для настольного тенниса, магнитафон с песнями, карандаши с бумагами.

Работа сердца

Познакомить детей с работой сердца, как о важнейшем органе нашего организма, убедить детей в том, что  сердце нужно развивать, укреплять физическими упражнениями. Дать знание о пульсе. Закрепить знание детей о закаливание.

1.Знакомство и признание мудрых слов: "Я согнусь, разогнусь, в мячик поиграю, попляшу, покружусь, и здоровья наберусь ".

2. (Звучно) Прослушивание песни " Знай свое тело ".

Вопросы: Чему эта песня нас учит?

Почему важно знать свое тело?

2а. Загадка о сердце .

3. Знакомство с работой сердца.

Где находится, какую  работу выполняют? Что нужно делать, Чтобы сердце было сильным?

4. Знакомство с правилами укрепления сердца.

Насос, сердце. Качать кровь. Сердце - это мышца.

Наглядный материал: схемы модели.

Плакаты: «Соблюдай режим дня», «Гимнастика животных». кассета с ритмичной музыкой.

Прогулка поход в лес

Укреплять здоровье детей; уточнять знание детей о сезонных изменениях в природе, вызвать желание наблюдать за поведением растений, животных и птиц; обогащать словарь детей; продолжать знакомить целебными свойствами растений; учит подбирать растение для гербария. Воспитывать чувство коллективизма, любой к природе, желание выполнять правила поведения в лесу .

1. Объяснение воспитателя (подбор необходимого материала для похода).

2. Наблюдение в природе .

3. Привал. (Вспомнить правила поведения в лесу.)

а) быть вежливым, нечего не ломать и не рвать, никого не обежать.

б) жить в дружбе с растениями и с животными.

в) уметь помогать растениям, насекомым, животным.

В природе нет ни полезных, ни вредных, есть необходимые .

4. Подвижные игры соревнования, (атрибуты лесного стадиона)

5. Сбор растений, объяснение показ .

6. Питание .

7. Отдых.

8. Награждение

. 9. Санитарный осмотр. Место стоянки.

Подорожник, боярышник, малина, ежевика, бузина, подснежник, турист, гербарий.

«Скатерть – самобранка».

Атрибуты «Лесного стадиона»  (шишки, палочки, пеньки, сучки деревья). Дары леса (ягоды, шишки, растения, грибы, цветы).

Спортивный праздник: "Папа, мама и я - здоровая семья "

Добиваться активного участия всех детей и родителей. Демонстрировать ловкость, быстроту, смелость, находчивость в различных видах движения. Способствовать объединению детей и взрослых, вызывать радостное настроение. Формировать дружеские чувства, внимательное  отношение друг к другу.

1. Приветствие   команд

2. Обследование участников доктором Айболитом.

3. Разминка для команд. (ритмичная гимнастика под музыку)

4. Эстафета с препятствиями .

5. Эстафета с мячами. (не отрывая ног от пола, над головой, между ног).

6. Появление клоунов Бома и Бима .

7. Бег в мешках .

8. Конкурс капитанов. " Чья машина быстрее подвезет к своему капитану ".

9. Конкурс родителей.

10. Конкурс "Петухи "

11. Игра " Карлики и

Эстафета, облегченная форма, бег в мешках, жюри и стадион.

Костюм доктора Айболита, магнитафон с кассетами, скамейка, флажок, мячи, мешки -2, игрушка - машина,  привязанная к палочке с веревкой, газеты подарки.

Месяц

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Словарная работа

Используемые материалы

Сентябрь

«Как устроено тело человека»

Продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Беседа. Игровой упражнение «чем отличаются два человека». Работа с альбомом. Моделирование. Решение изобразительных задач. Рассказ воспитателя о сокотерапии

Костная, мышечная, кровеносное системы. Обоняние, осязание, сокотерапия.

Альбомы для индивидуальной работы. Модели водяного, водяного, проволочного, поролонового человека. Тарелки с водой. Полиэтиленовые пакеты. Таблица «Скелет человека».

Октябрь

Как работает сердце.

Расширяем знание детей о работе сердца, о важнейшем органе нашего организма. Учить прислушиваться к своему организму.

Рассматривание иллюстраций сердца. Беседа воспитателя с детьми. Тактильное обследование работы сердца. Игровое упражнение «Мы кардиологи» Рассказ о сборах лекарственных растений (мята перечная, хвощ полевой)

Аорта, правое предсердие, левое предсердие, сердцебиение.

Иллюстрация. Альбом. Фонендоскоп. Бумага с красками для рисования. Часы.

Ноябрь

«Удивительные пищи в нас »

Ознакомить детей с системой пищеварения.  Дать понятие «Здоровые зубы - здоровое тело»

Поисковые вопросы. Составление рассказа «Зачем человек ест». Использование поговорки  «Здоровые зубы - здоровое тело»  Совет Незнайке. Рассказ воспитателя о полезных сборах при заболевании желудочно-кишечного тракта (ягоды, черника, шалфей, календула)

Кишечник, желудок, пищевод, желудочный сок.

Иллюстрации в альбоме. Кукла «Незнайка».

Декабрь

«Как мы дышим»

Ознакомить детей с органами дыхания, значение чистого воздуха для состояния здоровья человека.

Беседа « Все живое дышит». Опыт (с зеркалом). Игра «Хорошо – плохо»  «Кто быстрее выздоровеет»

  • Игра

Звуковые дыхательные упражнения.

Трахея. Правое легкое. Левое легкое. Бронхи. Грудная клетка.

Зеркало. Воздушный шарики. Раздаточный материал.

Январь

«Опора и двигатели нашего организм».

Ознакомить детей со значением мышц, костей, суставов доя строения человека, а также с возможностями  движения различных частей тела.

Трение. Рассказ «Как движутся части тела». Обследование работы частей тела. Рассматривание плаката  «Скелет человека». Использование пальчиковой гимнастики.

Суставы. Мышцы. Кости. Позвоночник. Бедра. Осанка.

Зеркала. Плакат. Рисование кисти руки. Музыкальное оформление.

Февраль

«Для чего человеку нужны руки»?

Дать детям представление о значение рук для человека, о правилах ухода за руками.

Рассматривание иллюстраций. Беседа по вопросам. Чтение стихов. Д/ игры «Скажи наоборот», «Что не так» Рукотворные и нерукотворные «Разрезные  картинки». Обследование руки. Загадки. Составление рассказов. Пальчиковая гимнастика. «Уроки Мойдодыра».

Рукотворные. Нерукотворные. Левша. Тыльная сторона ладони.

Иллюстрация книги «Мойдодыр» К. Чайковский. Бумага, карандаш. Фрагмент из балета  «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Раздаточный материал. Разрезные картинки. Картинки с пальцами.

Март

«Микробы и вирусы». «Личная гигиена».

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях. Развивать у детей значения и необходимости гигиенических процедур.

Рассматривание иллюстрации. Эксперимент. Обсуждение. Загадки о предметах личной гигиены. Чтение отрывков из произведения  «Мойдодыр». Заучивания А. Барто    «Девочка чумазая». Игра «Мы не скажем, а покажем».

Микробы. Вирусы. Гигиена. Микроскоп. Инфекционные заболевания.

Иллюстрации. Предметные картинки (к загадкам)  Микроскоп. Натуральные предметы личной гигиены.

Апрель

«Здоровье и болезнь». «Отношение к больному человеку». Встреча с врачом - педиатром.

Научить ребенка заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред.

Вводный тренинг. Беседы врача - педиатра. Обсуждение. Чтение. С. Маршака «Мороженое»  Работа с альбомом. Инсценировка отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит»

Аллергия. Самочувствие. Сострадание. Профилактика.

Иллюстрации. Альбом. Атрибуты к инсценировке.

Май

Развлечение.  «В здоровом теле здоровый дух».

Закреплять знания  детей о своем организме, заботе о здоровье. Повышать эмоциональное благополучие.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.  Игры - соревравания.

Иллюстрация. Медицинское оборудование.