Проект "Растим детей здоровыми"
1. Проект
- модель реализации проекта
- результаты реализации проекта
2. Наглядно-практические пособия в рамках проекта - подробнее
- сборник тренинговых заданий для детей
- сборник физминуток
- комплексы дыхательных гимнастик
- сборник художественной литературы о здоровье
- перспективный план и конспекты занятий по валеологическому воспитанию
- сборник дидактического материала по валеологическому воспитанию
3. Клуб для родителей "Учимся быть здоровыми" - подробнее
- план работы в рамках клуба
- результаты опроса родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта | 121.18 КБ |
План работы клуба | 15.19 КБ |
План работы с детьми | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Растим детей здоровыми!»
Автор и руководитель проекта: Кликунова Татьяна Васильевна
Тип проекта: практико-ориентированный
Сроки реализации: 2014г-2016г
Условия реализации проекта:
Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка;
Индивидуальный подход;
Объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
Актуальность проекта.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.
У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне
предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья дошкольников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без образовательного учреждения. Воспитателям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать деятельность детей, чтобы воспитанники повышали свой уровень здоровья и выпускались из дошкольного учреждения здоровыми. Вместе с тем, дошкольное учреждение обязано сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.
Следует отметить еще один компонент, который я считаю особо актуальным в формировании здорового дошкольника - это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей ребенок дошкольного возраста испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова педагога, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка-дошкольника был наполнен множеством примеров здорового образа жизни. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям откликнуться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на образ жизни близких ему людей, и станет перенимать стандарты поведения.
Ключевые понятия и термины проекта:
Здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
«Здоровый образ жизни» - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.
- здороеъесбережение - система мер по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольника;
- здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Факторы, определяющие ЗОЖ: рациональное питание, личная гигиена, режим дня, окружающая среда, закаливание, физическая активность;
проектный метод обучения дошкольников - основан на высокомотивированной самостоятельной поисковой деятельности, ориентированной на достижение планируемого результата. Особенность метода
- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности;
- портфолио - копилка основных личных достижений и успехов дошкольника, которые ему важны и которые он хотел бы пережить ещё раз.
При разработке проекта использованы теории деятельностного и личностно - ориентированного подхода в обучении дошкольников.
Цель и задачи реализации проекта
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста
«здоровьесберегающего» поведения, воспитание социально активного ребёнка, через организацию совместной проектной деятельности с семьёй, посредством приобщения и вовлечения семьи в решение задач укрепления и сохранения здоровья детей.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по тематике проекта;
- Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать критерии сформированности знаний детей о здоровом образе жизни (мониторинг);
- Исследовать позицию родителей в вопросах здоровьесбережения, выявить причины несостоятельности семей воспитанников в формировании у детей навыков здорового образа жизни;
- Ознакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями и нетрадиционными приёмами оздоровления:
- освоение практических навыков здорового образа жизни через совместную проектную деятельность родителей с ребёнком;
- детский туризм и малые «Олимпийские» игры («Вместе с папой, вместе с мамой!») в активных формах совместного отдыха взрослых и детей;
- отражение достижений ребёнка в портфолио дошкольника.
7. Увеличить число воспитанников группы, занимающихся в спортивных кружках и секциях в дошкольном учреждении, вне дошкольного учреждения, до 30%.
8. Снизить уровень простудной заболеваемости в группе до 7 дней на 1 ребёнка в течение 2014-2016 учебных годов.
При разработке направлений деятельности по реализации проекта учитывались следующие принципы:
комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников; структуры учебного года, экологических и климатических условий; непрерывности и системности проведения профилактических и оздоровительных мероприятий; максимального охвата всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников; интеграции программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс; использования доступных методик и технологий; формирования положительной мотивации у воспитанников, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.
Новизна реализации проекта заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы сохранения здоровья детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы.
Ожидаемые результаты - эффекты реализации проекта:
К концу 2015-2016 учебного года:
- Физкультурно-оздоровительная среда группы будет оснащена нетрадиционными пособиями и тренажёрами.
- Простудная заболеваемость воспитанников снизится не менее чем в 2 раза по сравнению с началом 2014-2015 учебного года.
- Индекс здоровья составит не менее 20% (число ни разу не болевших в течение года детей достигнет не менее 4 человек).
- Не менее 6 детей группы будут посещать кружки и секции физкультурно - оздоровительной направленности.
- К работе над проектами по темам здоровьесбережения будет привлечено не менее 50% родителей. Будет модернизирована модель портфолио дошкольника путём введения нового раздела «Я и мое здоровье».
- Не менее 25% родителей будут вовлечены в процесс проведения туристических экскурсий с воспитанниками, малых Олимпийских игр, спортивных соревнований.
Основное содержание проекта
В основу педагогического проекта положено тесное взаимодействие педагогов и родителей в области охраны и укрепления здоровья детей, повышения педагогической компетентности педагогов и семьи в вопросах целенаправленного создания благоприятного здоровьесберегающего пространства, поиска новых современных методов и приёмов, адекватных возрасту дошкольников, использования передового опыта.
Процесс формирования у детей представлений о здоровом образе жизни будет протекать наиболее успешно, если будет строиться на определенных условиях.
- Взаимосвязи познавательной деятельности детей с физкультурно - оздоровительной и медико-профилактической работой.
- Создание предметно-пространственной развивающей и оздоровительной среды в группе.
- Системе работы, с детьми способствующей оздоровлению детей и
формированию у них представлений о здоровом образе жизни.
Совместной работы детского сада и семьи по формированию представлений о здоровом образе жизни, с целью повышения уровня компетентности родителей и вовлеченности их в совместную деятельность.
Этапы реализации проекта:
- Организационный этап (сентябрь - октябрь 2014г.)
- Переходный этап (ноябрь 2014г.)
- Практический этап (декабрь 2014 - апрель 2016г.)
- Заключительный этап (май 2016г.)
Модель реализации проекта
Участники: Педагоги.
Основные мероприятия: Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни; организация рациональной двигательной активности детей; создание условий для организации оздоровительных режимов; мониторинг уровня представлений детей о своем физическом облике и здоровье, владения культурно-гигиеническими навыками, представления об основах безопасности жизни, физической подготовленности воспитанников, психологического благополучия каждого ребенка, уровня общей и простудной заболеваемости; организация полноценного питания; коррекционная работа, летние оздоровительные мероприятия; система эффективного закаливания.
Участники: Дети.
Основные мероприятия: Утренняя гимнастика; подвижные игры, занятия в кружках «Веселая скакалочка», «Аэробика», «Спортивные игры»; корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки; физкультурные занятия-три раза в неделю (одно на свежем воздухе-игровое); физкультурные и музыкальные досуги, оздоровительный бег, беседы, экскурсии, проблемные ситуации, праздники по охране и укреплению здоровья; занятия и игры в центре уединения и спортивном центре в группе; введение «Дневничков-здоровячков» занятия в лаборатории «Знайки», мероприятия в летний оздоровительный период; проектная деятельность, встречи с интересными людьми; занятия «Азбука здоровья», досуги «Осенний марафон», «Мы со спортом, крепко дружим!», «Лыжня для всех!».
Участники: Родители.
Основные мероприятия: Реализация права родителей быть активными участниками образовательного процесса; совместная работа педагогов и родителей с целью укрепления здоровья детей; родительские гостиные; консультации специалистов (учителя - дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры); валеологическое образование родителей; «Школа здоровья для родителей», выпуск газеты «Будь здоров!», анкетирование, встречи с интересными людьми; информационные уголки специалистов с практическими рекомендациями для родителей; семейные спортивные праздники, соревнования, досуги «Неделя здоровья», «Папа, мама, я - Сибирская семья!» совместные туристические походы, создание презентации: «Мы просто - молодцы!»
План реализации основных этапов проекта
№ п\п | Содержание и цель работы | Сроки | Деятельность педагога | Деятельность родителей | Деятельность детей |
Организационный этап (сентябрь-октябрь 2014г.) | |||||
1 | Анализ состояния здоровья детей и системы мер по здоровьесбережению в целях обеспечения преемственности между педагогами и семьей. | Сентябрь 2014г. | 1.Документальный анализ уровня здоровья детей группы. 2.определение системы мер (модели) по здоровьесбережению для данной группы. | ||
2 | Оценка здоровьесберегающей среды. Цель: выявить соответствие среды возрастным и индивидуальным особенностям детей. | Сентябрь 2014г. | 1.Экспертиза здоровьеобразующего пространства к началу учебного года. | ||
3 | Исследование условий созданных в семье для укрепления здоровья детей. Цель: определение проблемных зон. | Октябрь2014г. | 1 Разработка анкет для родителей. 2.Обобщение результатов анкетирования. 3.Разработка показателей мониторинга к данному проекту. | Участие в анкетировании (не менее80% семей) | |
Переходный этап (ноябрь 2014г.) | |||||
4 | Обзор современных здоровьесберегающих технологий. Цель: Поиск приемлемых форм и методов укрепления здоровья воспитанников. | Ноябрь 2014г. | 1.Создание родительских микрогрупп. Обеспечение их соответствующей литературой. | 1.Изучение различных оздоровительных технологий в микрогруппах. Цель: Ознакомление с одной из предложенных технологий здоровьесбережения. | |
Практический этап (декабрь 2014г-апрель2015г.) | |||||
5 | Организация сна детей с доступом свежего воздуха. Цель: Использование инновационных подходов в закаливании детей. | Декабрь 2014-январь2015г. | 1.Разработка алгоритма сна детей с доступом свежего воздуха. 2.Создание условий для организации сна. 3.Апробирование метода. | ||
Февраль2015г. | Внедрение метода сна на свежем воздухе до +14 | ||||
6 | Реализация совместных с родителями проектов по формированию навыков ЗОЖ. Цели: Развитие компетентности детей и родителей в формировании навыков здорового образа жизни, -обогащение здоровьесберегающей среды в группе, -привлечение родителей к совместному творчеству. | Март 2015г. – апрель 2016г. | Координация действий по разработке, реализации и презентации образовательных проектов по ЗОЖ. Цель: Привлечение родителей к инновационной деятельности. | Реализация проектов и презентация результатов работы. Цель: Повышение педагогической компетентности родителей, участие в образовательном процессе. | Участие в разработке, реализации проектов и презентации результатов. Цель: Развитие познавательной активности дошкольников. |
7 | Проведение пешеходных туристических экскурсий с участием родителей. Цель: Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. | Май-август 2015г. | Планирование экскурсий. Цель: Воспитание у детей выносливости и привычки к ЗОЖ. | Участие в туристических экскурсиях. Цель: Активизация педагогического опыта родителей. | Приобретение и закрепление практических навыков ЗОЖ, безопасного поведения, ознакомления с окружающим |
8 | Проведение спортивного развлечения «Вместе с папой, вместе с мамой!» Цель: Использование нетрадиционных форм активного семейного отдыха. | Март 2015г. Июнь 2016г. | 1.Разработка сценария спортивного развлечения, подбор атрибутов. 2.Привлечение специалистов ДОУ к проведению игр. | Участие в спортивном развлечении не менее 50% семей. | 1.Изготовление эмблем. 2.Участие в спортивном развлечении. |
9 | Совершенствование модели портфолио дошкольника. Цель: Стимулирование достижений детей в укреплении собственного здоровья. | Май 2015г. | 1.Разработка показателей дополнительного раздела «Я и мое здоровье». 2.Представление и утверждение изменений в портфолио па методическом совете. 3.Проведение педагогического обследования детей для заполнения портфолио. | Заполнение портфолио ребенка. | |
Заключительный этап (май 2016г.) | |||||
10 | Мониторинг состояния здоровья и уровня физической подготовленности воспитанников. Цель: -Выявить динамику за два года, -оценить эффективность выработанной технологии. | Май 2016г. | Проведение мониторинговых исследований. | Участие в мониторинговых исследованиях. | Участие в мониторинговых исследованиях. |
11 | Презентация обобщенных результатов реализации педагогического проекта. Цель: Обобщение и трансляция инновационного опыта. | Май 2016г. | 1.Подготовка слайдовой презентации проекта. 2.Выступление на педсовете с обобщенными результатами реализации инновационного педагогического проекта. | 1.Организация выставки продуктов проектной деятельности. |
Результаты реализации проекта
Цель: определить эффективность использования проектной деятельности на формирование представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Определить уровень представления о своём физическом облике и здоровье.
- Определить уровень владения культурно-гигиеническими навыками.
- Определить уровень представлений об основах безопасности жизни.
- определить уровень физической подготовленности.
- определить уровень психологического благополучия.
- определить уровень общей и простудной заболеваемости.
Срок проведения: сентябрь 2014 года, декабрь 2015 года, апрель 2016года.
Способ получения информации: наблюдения за действиями детей в совместной деятельности, уточняющие вопросы, диагностические срезы, тесты, изучение аналитических документов медицинского работника.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Используемый инструментарий:
- Педагогическое обследование по формированию представления о своём физическом облике и о культурно-гигиенических навыках (см. методика №1 и методика №2).
- Педагогическое обследование по основам безопасности (методика №3).
- Педагогическая диагностика физического развития (авторы Г. Лесков, Н. Ноткин, М.А.Рунова).
- Изучение психологического благополучия детей (методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса).
- Документация медицинского кабинета.
МЕТОДИКА №1
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Задание №1. Нарисуй и скажи «Что такое - Здоровье».
Цель: определить уровень представления о своем физическом облике и здоровье. Задание №2. Нарисуй и скажи: «Что такое – не Здоровье».
Цель: определить уровень представлений о не Здоровье.
Задание №3. Нарисуй и скажи: Что полезно, а что вредно для здоровья.
Цель: определить представление о причинах Нездоровья, о пользе – Здоровья.
Задание №4. Мой организм (беседа).
Цель: определить уровень представлений о своем организме.
МЕТОДИКА №2
«КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ»
Цель: Определить уровень культурно – гигиенических навыков.
Задание №1. По иллюстрациям: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Задание №2. Сказка о Нехочухе.
Задание №3. Наблюдение за навыками умывания, одевания.
Задание №4. Наблюдение за навыками при приеме пищи.
Критерии оценки по методикам №1 и №2:
За правильное выполнение каждого задания без помощи взрослого – 2 балла (максимальная сумма баллов по каждой методике – 8 баллов)
8 баллов
высокий уровень (выполняет задание и отвечает самостоятельно, без помощи взрослого)
4 – 7 баллов
средний уровень (выполняет задание, отвечает с небольшой помощью взрослого)
0 – 3 балла
низкий уровень (даже с помощью взрослого испытывает затруднения, отказывается выполнять задание)
МЕТОДИКА №3
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ»
Цель: Определить уровень компетентности по основам безопасности жизни.
Задание №1. По иллюстрациям : «Опасные предметы»
Задание №2. ПДД (беседа)
Задание №3. Пожарная безопасность (беседа)
Задание №4. Службы спасения (проблемная ситуация).
Критерии оценки по методике №3:
Высокий уровень: аргументировано и самостоятельно отвечает на все вопросы, выполняет задания.
Средний уровень: справляется с заданием, отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.
Низкий уровень: затрудняется в выполнении задания и отказывается отвечать.
Результаты обследования детей подготовительной группы «А»:
Всего обследовано 20 детей с диагнозом задержка психического развития подготовительной группы «А».
В ходе обследования установлено следующее:
Все три задания методики №1 были направлены на определение представлений детей о здоровом образе жизни – как основы сохранения и укрепления здоровья.
Кроме того, методика №2 позволяет определить в общих чертах уровень культурно – гигиенических навыков.
Результаты культурно – гигиенических навыков были неразрывно связаны с результатами представлений о здоровом образе жизни.
Особенности представлений детей о здоровом образе жизни в целом говорят о том, что первое обследование показало недостаточный уровень владения такими вопросами: как сберечь здоровье? что такое здоровье? нездоровье? – 4 ребенка имели низкий уровень, 15 детей показывали средний уровень, что может свидетельствовать о недостаточном компетентностном уровне в вопросе имеющихся представлений о здоровом образе жизни, обследованных детей и 1 ребенок показал высший уровень. Я пришла к выводу, что представления детей минимальны и расплывчаты, а рисунки показали, что дети почти не увидели разницу в том, каковы они есть и какими они могут стать, если будут вести здоровый образ жизни
Результаты мониторинга
Методика 1
Уровень представлений о здоровом образе жизни | Начало года | Середина года | Конец года | ||||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | ||
Высокий уровень | 0 | 1 | 2 | 8 | 4 | 13 | |
Средний уровень | 12 | 15 | 12 | 10 | 12 | 7 | |
Низкий уровень | 8 | 4 | 6 | 2 | 4 | 0 |
Что касается культурно – гигиенических навыков, то можно говорить следующее: на первых этапах обследования (начало года) преобладало исполнение культурно – гигиенических процедур после напоминания у тех детей, которые имели низкие показатели в обследовании представлений о здоровом образе жизни, в частности в вопросе, что такое здоровье и нездоровье. В конце года эти дети проявляли самостоятельность и соблюдение без напоминаний культурно – гигиенических навыков, кроме того, могли объяснить каждую процедуру окружающим людям.
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 4 | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 |
Средний | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 | 8 |
Низкий | 5 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Уровень культурно-гигиенических навыков | Начало года | Середина года | Конец года | ||||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | ||
Высокий уровень | 4 | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 | |
Средний уровень | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 | 8 | |
Низкий уровень | 5 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Задание №1. «Что такое Здоровье?»
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 0 | 1 | 2 | 8 | 4 | 13 |
Средний | 12 | 15 | 12 | 10 | 12 | 7 |
Низкий | 8 | 4 | 6 | 2 | 4 | 0 |
Задание №2. «Что такое - не Здоровье»
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 0 | 2 | 2 | 6 | 4 | 13 |
Средний | 10 | 14 | 10 | 10 | 12 | 7 |
Низкий | 10 | 4 | 6 | 2 | 4 | 0 |
Задание №3. Что полезно, а что вредно для здоровья».
В начале года преобладали простые сюжеты, без прямой речи, без проявления интереса, воспроизведение однообразных сюжетов. В конце года стали больше занимать сюжеты из жизни, дети стали комбинировать знания, полученные из книг, фильмов, из окружающей действительности, обоснованно разъясняли причинно-следственные связи.
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 0 | 1 | 2 | 6 | 4 | 13 |
Средний | 14 | 16 | 12 | 12 | 12 | 7 |
Низкий | 6 | 3 | 6 | 2 | 4 | 0 |
Методика 2
Задание №1. «Что такое хорошо, что такое плохо»
Задание №2. «Сказка о Нехочухе»
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 4 | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 |
Средний | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 | 8 |
Низкий | 5 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Задание №3. Практические навыки умывания, одевания.
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 4 | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 |
Средний | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 | 8 |
Низкий | 5 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Задание №4. Наблюдение за навыками при приёме пищи.
Уровни | Начало года | Середина года | Конец года | |||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Высокий | 4 | 6 | 4 | 8 | 6 | 12 |
Средний | 11 | 13 | 13 | 12 | 13 | 8 |
Низкий | 5 | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 |
Вывод: вначале 2014-2015 учебного года преобладали средние и низкие результаты, основные затруднения у детей проявлялись в объяснении причин нездоровья, имело место бедность словарного запаса и диалоговых высказываний, проявлялась пассивность в собственной деятельности. Мало было представлено аргументов из семейного воспитания о здоровом образе жизни.
Причинами являлись индивидуальные особенности развития детей, недостаточная компетентность детей, отсутствие помощи родителей в вопросах формирования представлений о здоровом образе жизни детей и взрослых.
Однако, у большинства детей с опорой на зону ближайшего развития, при своевременной, правильно спланированной совместной работе, применении интегрированной технологии валеологического воспитания к концу 2015-2016 учебного года результаты значительно улучшились. Постепенно дети стали все активнее и свободнее участвовать в обсуждении вопросов о здоровом образе жизни, таким образом, появилось рассуждение и собственное мнение о Здоровье.
Динамика уровня представлений о здоровом образе жизни
детей 6-го, 7-го года жизни
2014 – 2015 г.г.
Уровни: 0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.
2015 – 2016 г.г.
Уровни: 0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.
Динамика развития культурно-гигиенических навыков детей 6-го, 7-го года жизни
2014 – 2015г.г.
Уровни: 0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.
2015 – 2016 г.г.
Уровни: 0-3 балла – низкий уровень; 4-7 баллов – средний уровень; 8 баллов – высокий уровень.
Динамика развития физической подготовленности
детей 6-го, 7-го года жизни
2014 – 2015 г.г.
2015-2016 г.г.
Следует отметить, что результатом функционирования клуба, использования активных форм работы явилось повышение компетентности родителей и в вопросах оздоровления детей на 50% и вовлеченность родителей в образовательный процесс на 20%.
№ | Результаты анкетирования родителей | До реализации проекта | По окончании проекта |
1 |
| 90% 10% | 80% 20% |
2 |
| - 50% | 30% 70% |
3 |
| 30% 70% | 50% 50% |
4 |
| - 70% | 90% 10% |
5 |
| 20% 80% | 90% 10% |
6 |
| 80% 20% | 80% 20% |
7 |
| 100% | 100% |
8 |
| 50% 50% | 80% 20% |
9 |
| 30% 70% | 80% 20% |
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»
10 человек (50%) занимались или занимаются спортом.
У 6 человек (30%) есть дома спортивный снаряд
4 детей (20%) посещают спортивные секции:
- Художественная гимнастика - 1
- Ушу – 1
- Аэробика – 1
- Бассейн – 1
13 человек (65%) делают дома утреннюю гимнастику.
У 20 человек (100%) установлен режим дня,
но соблюдается только у 18 человек (80%).
Предварительный просмотр:
План работы клуба «Учимся быть здоровыми»
Название мероприятия | Цель | Дата | Участники |
Встреча: «Давайте познакомимся!» | Изучить взаимные мнения родителей и педагогов друг о друге как партнерах по воспитанию детей. | Октябрь 2014 г. | Педагоги, родители. |
Анкетирование. | Выявить компетентность родителей в формировании навыков здорового образа жизни. | Ноябрь 2014 г. | Педагоги, родители. |
Анализ состояния здоровья детей и система мер по здоровьесбережению. | Обеспечить преемственность между педагогами и семьей. | Декабрь 2014 г. | Педагоги, родители, медика, психолог. |
Посещение детей на дому. | Исследование условий, созданных в семье для укрепления здоровья детей. Определение проблемных зон. | Январь 2015г. | Педагоги. |
Консультация «Обзор современных здоровьесберегающих технологий» | Поиск приемлемых форм и методов укрепления здоровья детей. Ознакомление с одной из предложенных технологий. | Февраль 2015 г. | Педагоги, родители. |
Дискуссия: «Давайте поможем друг другу» | Привлечение родителей к инновационной деятельности, повышение компетентности родителей. | Март 015 г. | Педагоги, родители. |
Семинар: «Освоение практических навыков ЗОЖ через совместную проектную деятельность родителей с ребенком» | Привлечение родителей к совместному творчеству. | Апрель 2015 г. | Педагоги, родители, дети. |
Проведение пешеходной туристической экскурсии на р. Обь (ледоход). | Активизация педагогического опыта родителей. Приобретение и закрепление практических навыков в ЗОЖ, безопасного поведения, ознакомление с окружающим. | Май 2015 г. | Педагоги, родители, дети. |
Проведение досуга: «Осенний марафон» | Использование нетрадиционных форм активного семейного отдыха. | Сентябрь 2015 г. | Родители, дети, педагоги. |
Брифинг «Итоги сотрудничества» | Активизация педагогического опыта родителей, привлечение родителей к инновационной деятельности. | Октябрь 2015 г. | Родители, специалисты ДОУ (психолог, физ-инструктор, медсестра, воспитатели) |
Практикум: «Введение индивидуальных портфолио, дневников-здоровичков» | Поиск приемлемых форм и методов укрепление здоровья воспитанников, стимулирование достижений детей в укреплении собственного здоровья. Привлечение родителей к совместному творчеству. | Ноябрь 2015 г. | Педагоги, родители. |
Консультация: «Хочу защитить ребенка от чувства страха: как это сделать?» | Поиск приемлемых форм и методов в укреплении психического здоровья детей. | Декабрь 2015 г. | 5 родителей(….), педагоги. |
День открытых дверей. | Привлечение родителей к совместной работе по формированию здорового образа жизни у детей и включения их в образовательный процесс. | Январь 2016 г. | Дети, родители, сотрудники ДОУ. |
Просмотр открытого занятия «Азбука здоровья». | Закрепить представления детей о здоровом образе жизни, о своем физическом облике и здоровье, уметь применять культурно-гигиенические навыки. Развитие компетентности детей и родителей в формировании навыков ЗОЖ. | Февраль 2016 г. | Педагоги, дети, родители. |
Круглый стол: «Психологическая и физическая готовность ребенка к школе» | Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период жизни, сопричастные взаимоотношения с ним. | Март 2016 г. | Учитель, воспитатели, родители, медсестра. |
Организация совместного с родителями туризма и активного отдыха: «Путешествие на Комсомольское озеро» | Воспитание у детей выносливости и привычки к ЗОЖ. Активизация педагогического опыта родителей, использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. | Апрель 2016 г. | Родители, педагоги, медицинский персонал, дети. |
Презентация: «Будем жить здорово». Организация выставки продуктов проектной деятельности. | Обобщение и трансляция инновационного опыта. | Май 2016 г. | Родители, педагоги. |
Предварительный просмотр:
Перспективный план занятий
по валеологическому воспитанию
детей от 5 до 7 лет
Составила: воспитатель
Кликунова Татьяна Васильевна
Тема | Программное содержание | Методические приемы | Словарная работа | Используемый материал |
"Мое здоровье в моих руках" (вводная) | Учить детей отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения вредного для здоровья. Помочь детям научиться заботиться о своем здоровье. Убедить детей в том, что укреплять свое здоровье можно путем закаливания. | 1. Мудрые слова Я здоровье берегу - сам себе я помогу. (Объяснение, уточнение) 2.Рассматривание плакатов. (Здоровый образ жизни). Вывод: подводить к самостоятельному выводу. Измерение пульса. Приход м/с Итог: вопросы Что значить беречь свое здоровье? | Тренировка, пульс, кожный покров, закаливание. | Плакаты, схемы, иллюстрации. |
Тело человека личная гигиена | Дать понятие о теле. Через игру раскрыть понятие "личная гигиена", познакомить с этими правилами, доказать, что соблюдение их - возможное средство в сохранении здоровья человека. | 1. Приглашение в страну " здоровья" Вход через волшебную дверь. 2. Уточнение и объяснение: все живые существа относятся к живой природе. Чем отличаются, чем похожи кожные покровы. 3. Чтение стих А. Степанова "Гигиена". 3а. Вопрос – уточнение. " Что значить личная гигиена?" 4. Прослушивания песни " Знай свое тело ." 5. Что такое тело? уточнение с/ п. игры "Я заболел ." 6. Итог: Вывод. | Тело личная гигиена. Микробы, лекарство. Вызов врача ситуация ныряшлевый человек. | Иллюстрации животных и человека. Магнитафон с песней « Знай свое тело». Атрибуты к игре с/п. «Я заболел» (шапочка доктора, фонендоскоп) |
"Волшебное зеркальце" | Научит людей любить себя и свой организм. Дать понять детям, что от хороших или плохих слов зависят их здоровье и здоровье окружающих. Знать части тела; понимать, что солнечный свет влияет на здоровье (осознание) изучать себя и свой организм; изучать окружающих людей следить за своей речью, не произносить плохих слов. | 1. Вступление сказочницы о стране здоровья. "Здравия". 2. Игра "Самое дорогое на свете " Из чего состоит тело человека? Головушка соловушка, лобик - бобик, носик - абрикосик, губки - голубки, ручки - хватушки, пузик - арбузик, ножки - сапожки. 5. Конструирование тела (выкладывать фигуру человека) 6.Песня " Знай свое тело". | Клетка, зеркальце, здоровье. | Коробочка с зеркальцем, с карандашом, набор: « фигура человека», магнитафон с кассетами. |
Полезная здоровая пища. Витамин рядом с нами. | Ввести понятие "полезная и вредная для здоровья пища». Учить определять жирную пищу и продукты с большим содержанием сахара. Учить определять пищу богатую витаминами и полезными веществами . | 1. Толкование мудрых слов: "Прежде чем мне сесть, я подумаю что съесть ". 2.Вопросы: (введение в тему) Как вы думаете, что такое хорошее самочувствие? Что нужно для этого делать? 3. Прослушивания песни " Это вредная еда ". 4. Вопрос: о чем поется в этой песни? " 5.Поездка в город "Витаминов ". 6. Выбор полезных продуктов . 7. Итог: Нарисуй продукты, которые ты любишь. | Продукты, пища, полезные вредные витамины, овощи, фрукты. | Плакаты с изображением продуктов. Натуральные продукты. |
"Чудо-нос" | Дать понятие детям, что вдох делается носом, что через нос воздух увлажняется, согревается, очищается. Нос нужен не только для воздуха, но и для запаха. Добиваться, чтобы дети запомнили, что сигаретный дым вреден для дыхания. Дыхание - это основа жизни . | 1. Разучивание «Мотив здоровья». 2. Сказка «Приключение Йоника». 3. Дыхательная гимнастика . 4. Игра "Охота." 5. Игра "Выбери приятный запах ". 6. Игра " Ныряние" . 7. Песня "Паровоз". 8. Нарисовать носы всех родственников. 9. Советы по здоровью. | Дыхательная гимнастика, нежный аромат, без дыхания нет жизни. | Повязка на глаза, баночка варенья, баночка с окурками, апельсины, карандаш с бумагами. |
"Дружи с водой, или что может случиться с грязнулей" | Обучать детей способами профилактики инфекционных заболеваний. Изучать понятие "микробы". Дать детям знание о том, что нужно правильно и вовремя мыть руки ; знать непрямой и прямой путь передачи инфекции. Выполнять закаливающие процедуры и следить за чистотой своего тела . | 1. Мотив здоровья " Вода и мыло " 2. Сказка " Приключение Гидроника - сына Воды ." 3. Песня "Микробы и мыло " . 4. Беседа "Зубная щетка и расческа ". 5. Игра " Микробы". (Чихающие и заражающие ") 6. Игра " Можно - нельзя " (с коробками). 7. Способы проникновение микробов в наш организм . 8. Нарисовать разные микробы . 9. Советы по здоровью. | Инфекция, микробы, процедура. | Две большие коробки, мячи для настольного тенниса, магнитафон с песнями, карандаши с бумагами. |
Работа сердца | Познакомить детей с работой сердца, как о важнейшем органе нашего организма, убедить детей в том, что сердце нужно развивать, укреплять физическими упражнениями. Дать знание о пульсе. Закрепить знание детей о закаливание. | 1.Знакомство и признание мудрых слов: "Я согнусь, разогнусь, в мячик поиграю, попляшу, покружусь, и здоровья наберусь ". 2. (Звучно) Прослушивание песни " Знай свое тело ". Вопросы: Чему эта песня нас учит? Почему важно знать свое тело? 2а. Загадка о сердце . 3. Знакомство с работой сердца. Где находится, какую работу выполняют? Что нужно делать, Чтобы сердце было сильным? 4. Знакомство с правилами укрепления сердца. | Насос, сердце. Качать кровь. Сердце - это мышца. | Наглядный материал: схемы модели. Плакаты: «Соблюдай режим дня», «Гимнастика животных». кассета с ритмичной музыкой. |
Прогулка поход в лес | Укреплять здоровье детей; уточнять знание детей о сезонных изменениях в природе, вызвать желание наблюдать за поведением растений, животных и птиц; обогащать словарь детей; продолжать знакомить целебными свойствами растений; учит подбирать растение для гербария. Воспитывать чувство коллективизма, любой к природе, желание выполнять правила поведения в лесу . | 1. Объяснение воспитателя (подбор необходимого материала для похода). 2. Наблюдение в природе . 3. Привал. (Вспомнить правила поведения в лесу.) а) быть вежливым, нечего не ломать и не рвать, никого не обежать. б) жить в дружбе с растениями и с животными. в) уметь помогать растениям, насекомым, животным. В природе нет ни полезных, ни вредных, есть необходимые . 4. Подвижные игры соревнования, (атрибуты лесного стадиона) 5. Сбор растений, объяснение показ . 6. Питание . 7. Отдых. 8. Награждение . 9. Санитарный осмотр. Место стоянки. | Подорожник, боярышник, малина, ежевика, бузина, подснежник, турист, гербарий. «Скатерть – самобранка». | Атрибуты «Лесного стадиона» (шишки, палочки, пеньки, сучки деревья). Дары леса (ягоды, шишки, растения, грибы, цветы). |
Спортивный праздник: "Папа, мама и я - здоровая семья " | Добиваться активного участия всех детей и родителей. Демонстрировать ловкость, быстроту, смелость, находчивость в различных видах движения. Способствовать объединению детей и взрослых, вызывать радостное настроение. Формировать дружеские чувства, внимательное отношение друг к другу. | 1. Приветствие команд 2. Обследование участников доктором Айболитом. 3. Разминка для команд. (ритмичная гимнастика под музыку) 4. Эстафета с препятствиями . 5. Эстафета с мячами. (не отрывая ног от пола, над головой, между ног). 6. Появление клоунов Бома и Бима . 7. Бег в мешках . 8. Конкурс капитанов. " Чья машина быстрее подвезет к своему капитану ". 9. Конкурс родителей. 10. Конкурс "Петухи " 11. Игра " Карлики и | Эстафета, облегченная форма, бег в мешках, жюри и стадион. | Костюм доктора Айболита, магнитафон с кассетами, скамейка, флажок, мячи, мешки -2, игрушка - машина, привязанная к палочке с веревкой, газеты подарки. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Словарная работа | Используемые материалы |
Сентябрь | «Как устроено тело человека» | Продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье. | Беседа. Игровой упражнение «чем отличаются два человека». Работа с альбомом. Моделирование. Решение изобразительных задач. Рассказ воспитателя о сокотерапии | Костная, мышечная, кровеносное системы. Обоняние, осязание, сокотерапия. | Альбомы для индивидуальной работы. Модели водяного, водяного, проволочного, поролонового человека. Тарелки с водой. Полиэтиленовые пакеты. Таблица «Скелет человека». |
Октябрь | Как работает сердце. | Расширяем знание детей о работе сердца, о важнейшем органе нашего организма. Учить прислушиваться к своему организму. | Рассматривание иллюстраций сердца. Беседа воспитателя с детьми. Тактильное обследование работы сердца. Игровое упражнение «Мы кардиологи» Рассказ о сборах лекарственных растений (мята перечная, хвощ полевой) | Аорта, правое предсердие, левое предсердие, сердцебиение. | Иллюстрация. Альбом. Фонендоскоп. Бумага с красками для рисования. Часы. |
Ноябрь | «Удивительные пищи в нас » | Ознакомить детей с системой пищеварения. Дать понятие «Здоровые зубы - здоровое тело» | Поисковые вопросы. Составление рассказа «Зачем человек ест». Использование поговорки «Здоровые зубы - здоровое тело» Совет Незнайке. Рассказ воспитателя о полезных сборах при заболевании желудочно-кишечного тракта (ягоды, черника, шалфей, календула) | Кишечник, желудок, пищевод, желудочный сок. | Иллюстрации в альбоме. Кукла «Незнайка». |
Декабрь | «Как мы дышим» | Ознакомить детей с органами дыхания, значение чистого воздуха для состояния здоровья человека. | Беседа « Все живое дышит». Опыт (с зеркалом). Игра «Хорошо – плохо» «Кто быстрее выздоровеет»
Звуковые дыхательные упражнения. | Трахея. Правое легкое. Левое легкое. Бронхи. Грудная клетка. | Зеркало. Воздушный шарики. Раздаточный материал. |
Январь | «Опора и двигатели нашего организм». | Ознакомить детей со значением мышц, костей, суставов доя строения человека, а также с возможностями движения различных частей тела. | Трение. Рассказ «Как движутся части тела». Обследование работы частей тела. Рассматривание плаката «Скелет человека». Использование пальчиковой гимнастики. | Суставы. Мышцы. Кости. Позвоночник. Бедра. Осанка. | Зеркала. Плакат. Рисование кисти руки. Музыкальное оформление. |
Февраль | «Для чего человеку нужны руки»? | Дать детям представление о значение рук для человека, о правилах ухода за руками. | Рассматривание иллюстраций. Беседа по вопросам. Чтение стихов. Д/ игры «Скажи наоборот», «Что не так» Рукотворные и нерукотворные «Разрезные картинки». Обследование руки. Загадки. Составление рассказов. Пальчиковая гимнастика. «Уроки Мойдодыра». | Рукотворные. Нерукотворные. Левша. Тыльная сторона ладони. | Иллюстрация книги «Мойдодыр» К. Чайковский. Бумага, карандаш. Фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Раздаточный материал. Разрезные картинки. Картинки с пальцами. |
Март | «Микробы и вирусы». «Личная гигиена». | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях. Развивать у детей значения и необходимости гигиенических процедур. | Рассматривание иллюстрации. Эксперимент. Обсуждение. Загадки о предметах личной гигиены. Чтение отрывков из произведения «Мойдодыр». Заучивания А. Барто «Девочка чумазая». Игра «Мы не скажем, а покажем». | Микробы. Вирусы. Гигиена. Микроскоп. Инфекционные заболевания. | Иллюстрации. Предметные картинки (к загадкам) Микроскоп. Натуральные предметы личной гигиены. |
Апрель | «Здоровье и болезнь». «Отношение к больному человеку». Встреча с врачом - педиатром. | Научить ребенка заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. | Вводный тренинг. Беседы врача - педиатра. Обсуждение. Чтение. С. Маршака «Мороженое» Работа с альбомом. Инсценировка отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит» | Аллергия. Самочувствие. Сострадание. Профилактика. | Иллюстрации. Альбом. Атрибуты к инсценировке. |
Май | Развлечение. «В здоровом теле здоровый дух». | Закреплять знания детей о своем организме, заботе о здоровье. Повышать эмоциональное благополучие. | Физминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игры - соревравания. | Иллюстрация. Медицинское оборудование. |