Для педагогов
1. Консультация "Роль музыки в проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
2. Консультация "Способы органиазации детей на физкультурных занятиях"
3. Наглядно-практические пособия в рамках проекта - подробнее
- сборник тренинговых заданий для детей
- сборник физминуток
- комплексы дыхательных гимнастик
- сборник художественной литературы о здровье
- перспективный план и конспекты занятий по волеологическому воспитанию
- сборник дидактического материала по аолеологическому воспитанию
4. Консультация "Организация и руководсьво игрой-драматизацией" - на сайте ДОУ
5. Семинар - практикум для педагогов - "Современные здоровьесберегающие технологии и возможность применения их в ДОУ"
6. Семинар - практикум - "Мостик понимания"
7. Консультация "Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса"
8. Рекомендации "Коллекционирование дошкольников"
9. Мастер-класс "Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1. Роль музыки | 17.67 КБ |
2. Способы организации | 18.35 КБ |
5. Здоровьесберегающие технологии | 27.58 КБ |
6. Мостик понимания | 35.74 КБ |
7. Игры | 15.46 КБ |
8. Коллекционирование дошкольников | 20.31 КБ |
9. «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Роль музыки в проведении физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»
воспитатель МБДОУ ДС№31
Кликунова Татьяна Васильевна
Цели и задачи физического и музыкального воспитания взаимосвязаны. Музыка играет огромную роль в физкультурно-оздоровительной работе детского сада. Каждое, даже изолированное, созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовлетворения или неудовлетворения, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления.
Эмоциональное возбуждение вовлекает в работу ряд новых, дополнительных подкорковых центров, воздействуя на психические процессы как на низшем уровне восприятия: физическом - темп, ритм, динамика, тембр, так и на высшем: осмысление сопряжения - мелодия, гармония т. д. Музыка вовлекается на физкультурных занятиях в ряд решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач и занимает в сочетании с другими средствами ведущее место в физкультурно-педагогическом процессе.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: в первую очередь характер музыки должен соответствовать характеру физического упражнения, его структуре и темпу (упражнения с флажками требует более четкой, энергичной музыки, а упражнения с лентами - более плавной).
Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий состоят в том, чтобы укрепить детский организм. Формировать двигательные умения и навыки, развивать такие физические качества, как выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку следующие виды движений: ходьбу, бег, подпрыгивание, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики и танца. Но есть и такие физические упражнения, которые требуют индивидуального ритма выполнения - это упражнения в равновесии, лазании, метании в цель. Прыжки в длину, высоту их следует проводить без музыки.
Как уже говорилось, каждое движение имеет своеобразный характер (поскоки и притопы требуют легкой, игровой музыки, покачивание цветами или лентами - нежной, напевной). И музыкальный руководитель, физинструктор, воспитатель, должны творчески подходить к подбору музыки. Но вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например: ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой, жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, веселого характера, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию- снижает физиологическую нагрузку. Восстанавливает дыхание, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
Если на физкультурном занятии взят новый комплекс, то воспитатель заранее должен познакомить музыкального руководителя с этим комплексом и принять активное участие в подборке музыки и данным упражнениям. И на занятии воспитатель вначале показывает, как правильно выполнять новое упражнение под музыку, а потом уже выполняет вместе с детьми. Обязательным условием использования музыки на утренней гимнастике и физкультурных занятиях является правильное использование сочинения композитора: четкость аккомпанемента, не допускается свободный выбор темпа; нельзя подгонять музыку к движениям детей: если ребята отстают или спешат необходимо остановиться, еще раз показать, как правильно выполнить это упражнение, обратить внимание, чтобы ребята внимательнее вслушивались в музыку, но ни в коем случае, не допускается счет во время звучания музыки.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения) Музыка малышам для ходьбы, бега, подпрыгиваний должна быть яркой, выразительной, умеренного темпа, с четкой фразировкой контрастного характера. Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе, поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.
На физкультурном занятии музыка должна звучать эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, хотя отдельные подвижные игры могут включать музыкальное сопровождение. Занятия обычно заканчивается спокойными играми, релаксацией.
В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используется народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов. Исполнение музыки должно быть качественным, правильным, нельзя допускать анцектированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введение лишних пауз. Все это искажает замысел автора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Способы организации детей на физкультурных занятиях»
воспитатель МБДОУ ДС№31
Кликунова Татьяна Васильевна
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Физкультурные занятия являются одной из основных форм систематического обучения, воспитания и физического развития детей.
Обучение детей основным движениям на физкультурных занятиях представляет наибольшие трудности с точки зрения организации детей, рационального использования времени. Существует несколько методов или способов организации на физкультурных занятия.
Фронтальный способ
Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Здесь обеспечивается высокая моторная плотность, дети повторяют движение несколько раз за короткий промежуток времени, но педагог может давать указания, оценку преимущественно в общей форме, всем детям. Этот способ широко используется в общеразвивающих упражнениях и некоторых основных движениях. Например, в обучении знакомым движениям - ходьба, бег, некоторые виды упражнений в равновесии и лазании по полу.
Посменный способ
Одновременно выполняет движение подгруппа детей – смена, остальные в это время наблюдают за товарищами. Моторная плотность при этом способе организации значительно ниже, но его достоинство в том, что здесь имеется возможность для страховки, тщательного наблюдения и анализа каждого ребенка со стороны воспитателя и со стороны детей. Этот способ используется при обучении новым упражнениям. Например, в обучении новым сложным движениям с применением пособий (прыжки в длину, с места, с разбега, упражнения в равновесии, в метании лазании по гимнастической стенке, наклонным лесенкам и др.)
Поточный способ
Все дети выполняют одно движение друг за другом, на расстоянии 1-3 метра, непрерывным потоком. Таких потоков может быть 2-3, в зависимости от большей или меньшей необходимости страховки, наличия физкультурного оборудования. Поточный способ организации обеспечивает высокую моторную плотность. Педагог может давать конкретные, точные указания отдельным детям по ходу выполнения движения, но остальные дети воспринимать эти указания и наблюдать за товарищами не могут. Поточный способ можно использовать для закрепления всех основных видов движений.
Групповой способ
Дети распределяются на несколько групп, каждая группа выполняет самостоятельно свой вид движений. Затем меняются местами и, таким образом, начинают заниматься новым видом упражнений. Воспитатель находится с той группой, где упражнение разучивается, где требуется страховка. В остальных группах назначаются звеньевые, которые следят за порядком и правильностью выполнения упражнений. Групповой способ развивает активность, инициативу детей, обеспечивает высокую моторную плотность, создает хорошие условия для углубленной работы воспитателя с небольшими подгруппами детей. Используется в повторении, совершенствовании хорошо освоенных движений.
Индивидуальный способ
Выполняет движение один ребенок, остальные наблюдают, оценивают. Здесь имеются максимальные возможности для работы с каждым ребенком, но при таком способе резко снижается моторная плотность занятия, активность детей, поэтому он используется преимущественно для учета результатов работы за какой-то длительный промежуток времени Например, в обучении новым, сложным движениям, требующим пособий и страховки каждого ребенка (прыжки в длину и высоту с разбега – в самом начале обучения), при проверке навыков раз в квартал.
Игровой способ
Дети делятся на несколько групп-команд, каждая из которых выполняет одинаковые упражнения, последовательно, одно за другим (типа эстафеты), в результате определяется командное первенство. Этот способ используется, когда все намеченные движения детьми освоены и в игровой эмоциональной форме совершенствуются.
Не нужно превращать в самоцель плотность занятия. Целесообразно использовать способы организации детей на занятиях, учитывая уровень формирования двигательного навыка, физического развития детей, их обеспечения безопасности, условий и оборудования.
На начальной степени обучения наиболее эффективен посменный способ организации детей, а к поточному целесообразно переходить примерно на третьем занятии (в зависимости от уровня подготовленности детей и сложности движения). После того, как дети станут выполнять движение осознанно, можно дать большее количество повторений ив более быстром темпе. И только после того, как дети научатся правильно выполнять каждое движение, можно провести занятие, на котором эти движения (например, лазанье по по–гимнастической стенке, забрасывание мяча в корзину, прыжки из обруча в обруч) дать одновременно, т.е. групповым способом.
Те занятия, которые строятся на освоенных движениях, вызывают у детей большой интерес и активность. Групповой способ требует особенно тщательного подбора движений: так как дети а основном действуют без помощи взрослого, даются движения, не требующие страховки, за исключением одного, где должен находиться воспитатель (у гимнастической стенки)
При групповом способе детей можно делить на 2-3 подгруппы, так как дошкольники требуют большого внимания педагога. При игровом методе не обязательно делить дете на команды (ряд движений, удачно соединенных сами по себе, может быть для ребенка таким же привлекательным ,как игра (при делении) не более чем на 2 команды, учитывая безопасность выполнения движений (чаще каждый ребенок отвечает только за себя, и лишь после повторения упражнений на нескольких занятиях – за всю команду в целом.
В обучении детей старшего дошкольного возраста основным движениям, целесообразно использовать, с учетом специфики детского сада фронтальный, посменный, поточный, групповой, игровой и очень ограниченно индивидуальные способы.
Разные способы организации детей на физкультурных занятиях делают их более интересными, не шаблонными, помогают добиться лучших результатов в усвоении движений
Предварительный просмотр:
Диспут:
«Современные здоровьесберегающие технологии, и возможность применения их
в дошкольном образовательном учреждении»
Цель:
- конкретизация в представлении педагогов понятий: “технология”, “здоровьесберегающие технологии”, “здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании”
- классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам
Ведущий
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Ведущий
Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?
Какие составные части входят в понятие “технология”?
Ответы педагогов
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
-Технология - это некая совокупность приемов работы педагога
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
Ведущий
Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается Деркунской В.А. канд.пед.наук)
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Ведущий
Здоровьесберегающие образовательные технологии –
- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
- качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
- технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
- Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Ответы педагогов
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Ведущий
Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
- Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Ответы педагогов
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям, это так же способствует сбережению здоровья детей.
Ведущий
Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду, необходимо классифицировать их различные виды.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других, в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравятся детям, т. к. в них есть элементы игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках: на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях, способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов, позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой, это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Коррекционные технологии
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет, или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге, формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Литература:
- Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2009 .
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
- Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. - М.: Школьная Пресса, 2008 .
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для педагогов
«Мостик понимания между педагогами ДОУ и семьями воспитанников»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей, как основу использования современных разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Семья является институтом первичной социализации и образования, которая оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Наш семинар посвящен решению одной из главных задач дошкольного учреждения – развитию современных, разнообразных форм работы с семьями воспитанников.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые современные требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг. Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует нового подхода.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и «взаимодействие».
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями воспитанников дошкольного учреждения
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада | Возрождение традиций семейного воспитания |
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания | Повышение педагогической культуры родителей |
Виды взаимоотношений дошкольного учреждения с семьями воспитанников | |
Сотрудничество – это обобщение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать | Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения |
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проведено анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». В анкетировании приняли участие 58 родителей. Предлагалось ответить на 8 вопросов.
Проанализировав анкеты, мы увидели следующие результаты:
1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?
А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт - 6 ответов
Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам - 8 ответов
В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей - 18 ответов
Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы - 19 ответов
Д. Иное - интернет - 7 ответов
2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?
А. Сами справимся - 21 ответов
Б. Неудобно отрывать педагога от работы - 18 ответов
В. Испытываем затруднения в общении с педагогом - 7 ответов
Г. Считаю педагога не совсем компетентным - 0 ответов
Д. Иное - 12 ответов
3. Что такое хороший детский сад?
А. Где любят и уважают детей -18 ответов
Б. Где многому учат - 5 ответов
В. Куда дети бегут с удовольствием - 21 ответа
Г. Где всегда ждут детей - 7 ответов
Д. Где уважают родителей и детей – 3 ответов
Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги - 4 ответа
Ж. Где детям тепло и уютно - 0 ответов
З. Иное - где безопасно - 0 ответ
4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?
А. Любит и уважает детей - 23 ответов
Б. Учит детей - 7 ответа
В. Относится к чужим детям как к своим - 9 ответов
Г. Понимает детей и родителей - 5ответа
Д. Это терпеливый воспитатель - 3 ответов
Е. Хорошо готовит детей к школе – 6 ответов
Ж. Это вторая мама - 2 ответов
5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?
А. Проводит образовательную деятельность, праздники - 8 ответов
Б. Научит ребенка общаться с другими детьми - 7 ответов
В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка - 23 ответов
Г. Обеспечивает безопасность ребенка - 7 ответов
Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований - 6 ответов
Е. Дает родителям нужные и грамотные советы - 5 ответов
Ж. Общается с родителями на равных - 2 ответов
З. Иное - 0 ответов
6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?
А. За материальной помощью - 0 ответа
Б. Что – то сделать для группы - 9 ответов
В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка - 1 ответа
Г. Вовремя оплатили за детский сад - 6 ответов
Д. Когда ребенок что – то натворил - 5 ответов
Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома - 9 ответов
Ж. Чтобы похвалить ребенка - 12 ответов
З. Иное - 0 ответов
7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
А. Семья - 38 ответов
Б. Детский сад – 20 ответов
В. Иное - 0 ответов
8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе
А.Полезна - 57 ответов
Б. Не очень - 0 ответов
В. Бесполезная - 0 ответов
Г. Я ее не читаю - 1 ответ
Д. Иное - 0 ответов
Решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. В нашем ДОУ был проведен опрос среди воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями», в котором приняло участие 8 воспитателей.
1. Какие формы работы с семьей Вы используете?
Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;
Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.
2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?
а) да - 6 воспитателей - 75%
б) иногда - 2 воспитателя - 25%
в) нет
3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?
а) да - 100%, но отзываются не все, из - за своей занятости
б) нет - 0%
4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?
а) да - 5 воспитателей - 63%
б) не со всеми - 2 воспитателя - 25% (не всем родителям интересно, большинство ссылаются на нехватку времени)
в) старается держаться дистанции, так как родители все разные - 12%
5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.
а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду - 7 воспитателей - 88%
б) Материально-хозяйственная помощь - 4 воспитателя - 50%
в) Правильная организация досуга детей и родителей - 6 воспитателей - 75%
г) Соблюдение всех требований воспитателя - 4 воспитателя - 50%
д) Нет целей 0%
6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?
Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.
7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?
Побольше привлекать к жизни ДОУ. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны; заниматься педагогическим просвещением родителей, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку; создать коллективно - творческие группы родителей, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем.
Чтобы пополнить наше с вами педагогическое мастерство, в области коммуникативной компетентности, педагог – психолог ДОУ Н.Ю. подготовила для нас с вами тренинг «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями».
Далее педагог Т.В. напомнила молодым специалистам о современных формах взаимодействия, недостатках ДОУ с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Информационно-аналитические формы | |
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опроса, беседы. | |
Анкетирование | Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. |
Опрос | Метод сбора первичной информации основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. |
Интервью и беседа | Характеризуется одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации). |
Познавательные формы | |
Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования практических навыков. | |
Практикум | Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей – воспитателей. |
Лекция | Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. |
Дискуссия | Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление. |
Круглый стол | Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. |
Симпозиум | Обсуждении какой - либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы. |
Дебаты | Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон. |
Педагогический совет с участием родителей | Главной целью совета является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его индивидуальных потребностей. |
Педагогическая лаборатория | Предполагает обсуждение участия родителей в различных мероприятиях. |
Родительская конференция | Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. |
Общее родительское собрание | Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей. |
Групповые родительские собрания | Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с их задачами, с содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. |
Аукцион | Собрание, которое проходит в игровой форме, в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме. |
Вечера вопросов и ответов | Позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем - либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей. |
Родительские вечера | Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это праздники общения родителей с другом своего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. |
Родительские чтения | Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. |
Родительский тренинг | Активная форма взаимодействия работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. |
Педагогическая беседа | Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи |
Семейная гостиная | Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогают по новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми |
Клубы для родителей | Предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания |
Дни добрых дел | Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь их к участию |
Неделя открытых дверей | Родители в течении недели (в любое время) могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. |
Ознакомительные дни | Для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение |
Эпизодические посещения детей | Предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, непосредственно-образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а так же за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке отличной от домашней. |
Исследовательско-проектные ролевые, имитационные и деловые | В процессе этих игр участники не просто впитывают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений; в процессе обсуждений участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. |
Досуговые формы | |
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а так же более доверительные отношения между родителями и детьми. | |
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) | Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса |
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи | Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. |
Совместные походы и экскурсии | Укрепляют детско-родительские отношения. |
Письменные формы | |
Еженедельные записки | Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию. |
Неформальные записки | Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные высказывании ребенка; семьи так же могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержание просьбы. |
Личные блокноты | Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости. |
Письменные отчеты о развитии ребенка | Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов. |
Наглядно-информационные формы | |
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. | |
Информационно-ознакомительные | Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», в выставке детских работ, фото-выставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты |
Информационно-просветительские | Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видео фрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки |
Недостатки взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольного учреждения
Стихийность контактов | Воспитатели чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребёнка, чем отмечают его успехи | ||
Педагоги просят вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом достичь желаемого результата | У воспитателей и родителей отсутствует мотивация к сотрудничеству и сотворчеству | ||
Низкий уровень диалогического общения в отношениях с родителями (воспитатели не всегда умеют психологически грамотно построить беседу) | Тактика воздействия педагогов на родителей исключает их взаимную активность, сотворчество и развитие гармоничных отношений, взаимодействия и сотрудничества | ||
Изменение позиции педагога для выстраивания взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников | |||
Традиционная роль педагога
| Педагог – партнёр
| ||
Основные принципы работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников | |||
Открытость детского сада для семьи | Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей | Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребёнка в семье и детском саду |
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьёй | ||
Информационно-аналитический блок
Для сбора необходимой информации нужно разработать анкету для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями | Практический блок В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа строится на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока. Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов с семьями: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом. Данный блок включает работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
| Контрольно-оценочный блок В него включён анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагается:
|
Планируемые результаты сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников | ||
Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности | Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста | Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность |
Таким образом, заканчивая наш семинар, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Хотелось бы, чтобы в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей становилась более гибкой, чтобы родители были не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволят говорить об эффективности использования современных форм в работе с детьми.
Предварительный просмотр:
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
воспитатель МБДОУ ДС№31
Кликунова Татьяна Васильевна
Цель игр: совершенствование навыков правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укрепление мышц спины и брюшного пресса; совершенствование координации движений.
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего - "акулу", остальные дети - "рыбки". По сигналу "Раз, два, три - лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" - дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила игры: разбегаться можно только после команды "Лови!"; если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его; пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила игры: принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Десять золотых правил
сохранения здоровья:
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам
к тематическому содержанию коллекций
воспитатель МБДОУ ДС№31
Кликунова Татьяна Васильевна
- выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- доступность – объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания; в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
- разнообразие – чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
- учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
- педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки − безопасность – все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
- учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.)
Методика работы с коллекцией «Крышки»
Задачи: расширить кругозор детей, формировать у них умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. Познакомить детей с разнообразием крышек, продемонстрировать их назначение, рассказать об использовании крышек в жизни людей.
Ход работы: педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы крышек, предлагает детям рассмотреть их, обращает внимание на разнообразие – крышек.
«Знаете, сколько на свете различных крышек! Они самые разные: цветные, круглые, квадратные, в виде ромба розочек и т.д. А ведь крышек в давние времена не было. Самый распространенный вид крышек – это были крышки из листьев больших деревьев, листья использовали так же, как оберточную бумагу. Крышками также служили очень тоненькие камни. Но людям надоело использовать эти виды крышек, ведь они плотно не могли закрывать. Нужны были такие крышки, чтобы лекарство, продукты и прочие товары не портились, и тогда изобретатели придумали крышки. С каждым годом появляются всё новые и новые виды крышек».
На что похожа вот эта крышка? Какую банку можно закрыть этой крышкой? (Дети подбирают к банкам крышки, говорят о том, что нарисовано на крышке, какой она формы). Педагог предлагает взять образцы белой бумаги и придумать рисунок, организовать выставку из нарисованных крышек.
В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые дети и воспитатели приносят из дома.
Методика работы с коллекцией «Ручки»
Цель: расширить кругозор детей, формировать у них умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. Познакомить детей с ручками, продемонстрировать разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ручек в жизни людей.
Ход работы: педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы ручек, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на разнообразие ручек.
«Знаете ребята, что давным-давно люди тоже писали и рисовали, но не такими ручками, какими мы с вами пишем сейчас. Самая первая ручка – это уголек из костра, ими первобытные люди разрисовывали свои пещеры, жилища. Потом люди научились извлекать из растений жидкость для рисования на теле и дальнейшем это послужило открытием новой эпохи ручек. Люди брали тонкие предметы, макали в эту жидкость и писали, но получалось не очень хорошо. И однажды один человек искал скалку для письма и наткнулся на перо птицы, возможно это было перо страуса. И после этого стали люди использовать перья для письма. Писали перьями очень долго, и сейчас ещё сохранились в музеях ручки и перьев».
А какие ручки вы знаете? Чем можно еще писать? (Демонстрация разных ручек, с перьями, шариковые, гелиевые, чернильные).
Посмотрите, как красиво некоторые ручки окрашены. Над изготовлением каждой ручки трудится художник, чтобы она не только приносила пользу людям, но и радовала глаз.
В последующем коллекция ручек периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома дети и воспитатели.
Методика работы с коллекцией «Часы»
Цель: расширить кругозор детей, формировать у них умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения времени. Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по часам.
Ход работы: педагог вносит в группу часы различного вида, формы, цвета и спрашивает: «Что это такое? Как вы думаете, зачем людям нужны часы?» (ответы детей).
«Вы правильно сказали, что часы измеряют время. А что это такое? Люди всегда думали и думают об этом, хотят ответить на вопрос, что такое время. Но время идет, а ответа нет. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? В этом слове явно угадываются два слова – «время» и «вертеть». То есть время идет, вертится. Проходит осень, зима и сегодняшняя осень совсем другая, чем та которая была в прошлом году. И день сегодня совсем не тот, что был вчера. Время идет вперед и только вперед».
Сегодня, для того чтобы узнать время, достаточно посмотреть на один предмет. Но часы не всегда были такими, какими мы привыкли видеть. Сначала время измеряли при помощи солнца, и эти часы назывались солнечными, а потом были часы песочные, огненные. Свечу делили на части и узнавали время по тому, что до какого деления она догорела.
А какие часы существуют сейчас? (Ответы детей.) Педагог демонстрирует некоторые виды часов. Дети их рассматривают, определяют разницу во внешнем виде и в функциях (например, есть часы, которые показывают только время и дают сигнал, - это часы с боем, будильники и даже говорящие часы). Педагог предлагает детям пофантазировать о том, какие часы могут люди (при высказываниях детей нужно следить за тем, чтобы дети не потеряли главное назначение часов – фиксация времени).
Впоследствии коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые дети приносят из дома.
Методика работы с коллекцией «Бумага»
Цель: расширить кругозор детей, формировать у них умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. Познакомить детей с рукотворным материалом – бумагой, продемонстрировать им разнообразие бумаги по качеству и расцветке, рассказать об использовании бумаги в жизни.
Ход работы: педагог вносит в группу образцы бумаги и раскладывает их на столе, предлагает детям рассмотреть их, после рассказывает: «Знаете, сколько на свете разных вещей из бумаги! А сама бумага такая разная: есть гладкая, есть ворсистая (бархатная), есть тонкая, почти прозрачная, и толстая, плотная (картон). (Педагог демонстрирует образцы бумаги, предлагает детям подержать их в руках). Она разная, но называется одним словом – бумага. А знаете почему?
Потому, что всю бумагу делают из древесины (дерева). Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратится в бумагу. Распиливают на чурбаки, чурбаки разбивают на щепки, щепки варят в специальных растворах, и получается бумажная масса. Специальные машины перемешивают эту массу, отжимают из жидкой бумаги воду, отглаживают горячими валками (как утюгом) и сматывают в огромные рулоны.
Вопросы к детям. И что же делают? (ответы – предположения детей). Педагог обобщает ответы: книги, газеты, журналы, обои, поделки, игрушки, украшения.
Впоследствии коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома и воспитатели и дети. Работая с коллекцией, дошкольники узнают различные свойства бумаги (рвется, мнется, мокнет в воде и т.п.) На основе полученных представленный о бумаге дети формулируют правила обращения с вещами и предметами, выполненными из нее.
Периодически детям предлагаются игровые упражнения типа «Что здесь сделано из бумаги? Педагоги предлагают назвать все предметы и объекты, сделанные из бумаги в кукольном уголке, раздевалке, муз. зале, методическом кабинете и т.п., при этом просят детей назвать, из какой бумаги сделаны найденные предметы.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности»
Театральное искусство – самый воспитательный вид искусства. Синтез литературы и сценического действия активно влияют на стремление детей к познанию, раскрытию душ.
По словам К.С. Станиславского, «проживая и переживая вместе с героями различные ситуации недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность»
Чтобы воссоздать, выразить свои чувства и понять другого, необходима развитая эмоциональная, чувственная сфера личности.
Игры для развития эмоциональной сферы детей.
Цель. Познакомить с играми по развитию эмоциональной сферы детей.
Материал. Мультимедийная система, презентация, картотека игр для развития эмоциональной сферы.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Они побуждают к активности, стимулируют и регулируют эту активность.
При организации и проведении эмоционально выразительных игр важно учитывать:
- специфику выразительности каждой эмоции – необходимо демонстрировать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, удивление, злость, отвращение)
- последовательность в усложнении игр, способов их организации (игры, предполагающие повторение действий по образцу)
- последовательность ведения выразительности эмоций – начинать нужно с компонентов, подвластных управлению и самоконтролю (жесты, мимика), постепенно вводя игры, предполагающие принятие детьми различных поз, использование голосовых импровизаций.
Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, схемы эмоций.
«Что и когда я чувствую»
Цель. Развивать умение называть чувства и соотносить их с ситуациями.
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Каждому ребенку предлагается из набора карточек со схематичным изображением эмоционального состояния выбрать одну и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда….», «Мне страшно, когда…»)
«Изобрази настроение!»
Цель. Развивать воображение, выразительность движений произвольность.
Ведущий произносит фразы («О, горе мне, горе…», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!» и т.д.)
«Глаза в глаза»
Цель. Развивать воображение, выразительность движений, произвольность, умение чувствовать другого по его мимике, пантомимике
Все разбиваются на пары и берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции:
- Я грустный, помоги мне!
- Мне весело, давай поиграем!
- Я не хочу с тобой дружить».
Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.
«На что похоже настроение?»
Цель. Развивать воображение, словарный запас, умение описывать свое настроение.
Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, какую погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает сравнение взрослый: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе».