Условия, обеспечивающие результат
Предварительный просмотр:
Условия, обеспечивающие результат
Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
На 2013-2014 учебный год разработаны следующие программы:
Наименование образовательной программы. | ФИО эксперта, наименование организации, осуществляющей экспертизу. |
1. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» в 3 «А», «Б», «В» классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
2. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» в 5 «А», «Б», «В» классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
3. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» в 9 «В» классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
4. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» в 10 классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
5. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» в 11 «А» классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
6. Адаптированная образовательная программа учебного предмета «Английский язык» в 4 классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
7. Адаптированная образовательная программа учебного предмета «Английский язык» в 6 «А» классе МБОУ «СОШ №2 городского округа г. Волгореченск Костромской области». | Рабочая программа рассмотрена на заседании МО учителей иностранного языка от 28 августа 2013 года, протокол №1. Рабочая программа утверждена приказом директора СОШ №2 Н.В. Балакиревой от 16 сентября 2013 приказ № 108 |
Соответствие дидактических и методических материалов используемому УМК, их систематизация.
В обучении английскому языку в 3-11 классах я использую УМК Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс “Spotlight”. Данный УМК позволяет реализовывать принцип непрерывного образования по английскому языку. Так как разработана вся линия. Он соответствует современным потребностям личности и общества.
В УМК “Spotlight 3” для 3 класса начальной школы включены:
- Учебник “Spotlight 3”для учащихся 8-9 лет.
- Книга для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- CD с текстами и упражнениями для аудирования к учебнику и рабочей тетради.
- Контрольные задания по каждому модулю “Test Booklet 3”
- Сборник упражнений.
- Постеры. Плакаты для начальной школы.
В УМК “Spotlight 5” для 5 класса включены:
- Учебник “Spotlight 5” для общеобразовательных учреждений
- Книга для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- Аудиокурс для занятий в классе.
- Тренировочные упражнения в формате ГИА.
- Контрольные задания по каждому модулю “Test Booklet 5”
В УМК “Spotlight 9” для 9 класса включены:
- Учебник “Spotlight 9”для общеобразовательных учреждений
- Книга для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- Аудиокурс для занятий в классе.
- Тренировочные упражнения в формате ГИА
- Контрольные задания по каждому модулю “Test Booklet 9”
- Книга для чтения «Пигмалион» Б. Шоу.
В УМК “Spotlight 10” для 10 класса включены:
- Учебник “Spotlight 10”для общеобразовательных учреждений
- Книга для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- Аудиокурс для занятий в классе.
- Контрольные задания по каждому модулю “Test Booklet 10”
В УМК “Spotlight 11” для 11 класса включены:
- Учебник “Spotlight 9”для общеобразовательных учреждений
- Книга для учителя.
- Рабочая тетрадь.
- Аудиокурс для занятий в классе.
- Контрольные задания по каждому модулю “Test Booklet 11”
Кроме входящих в комплекты компонентов, на занятиях используются игрушки, картинки, материал для моделирования, грамматические и лексические таблицы , наглядно-иллюстративно материал, собранный по определенным лексическим темам
Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.
Кабинет иностранного языка оснащён согласно рекомендациям разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий.
Система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Нормативные документы:
- Стандарт основного общего образования по иностранному языку (Д)
- Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (Д)
- Учебно-методические комплекты (учебники (К), рабочие тетради (Д)) по английскому языку рекомендованные и допущенные МО РФ
- Книги для чтения на иностранном языке (К)
- Контрольно-измерительные материалы по языкам (К)
- Двуязычные словари (Д/П)
- Рабочие программы к УМК, которые используются для изучения иностранного языка (Д)
- Книги для учителя (методические рекомендации к УМК) (Д)
2. Печатные пособия
- Английский алфавит (Д)
- Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения (Д)
- Карта(ы) стран(ы) изучаемого языка (Д)
- Плакаты для начальной школы по темам: «Еда и напитки», «Время», «Цвета и геометрические фигуры», «Числительные», «Мое лицо», «Виды транспорта», «Погода», «Времена года», «Профессии», «Животные» и др.
3. Информационно-коммуникативные средства.
- Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка (к каждому УМК прилагается CD диск) (Д)
- тематические презентации (в электронном виде) (Д)
5. Технические средства обучения.
- Компьютер
- принтер
- сканер
- МР3 плеер
6. Учебно-практическое оборудование.
- Классная доска с магнитной поверхностью
УМК «Spotlight» позволяет успешно реализовать основную цель обучения английскому языку: формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а именно: способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определённых федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку. Это подразумевает развитие коммуникативных умений обучающихся в говорении чтении, понимании на слух и письме на английском языке, а также развитие и образование средствами английского языка.
Учебники помогают создать прекрасные естественные условия для овладения языком через разнообразный сюжетный материал.
Ролевые игры, познавательные, лингвистические упражнения, забавные рифмовки, задорные песни позволяют школьникам решать сложные коммуникативные задачи, усвоить учебный материал на доступном уровне.
В УМК реализуются следующие подходы к обучению английскому языку:
- деятельностный;
- коммуникативно-когнитивный.
УМК построен на следующих принципах:
- личностно-ориентированный характер обучения;
- соблюдение деятельностного характера обучения;
- приоритет коммуникативной цели в обучении;
- сбалансированное обучение устным и письменным формам общения;
- дифференцированный подход;
- аутентичность материала;
- социокультурная направленность;
- учет опыта обучающихся в родном языке;
- широкое использование современных технологий обучения.
Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:
- Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
- Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
- Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
- Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
- Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.
На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, я стараюсь развивать у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта детей. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы “At school”, “World animals”, “Family ties” и другие, в 5-ом классе использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.
Постоянную активизацию различных способов, приёмов освоения учебного материала считаю основным путём развития познавательных способностей учащихся, главным условием их проявления.
В связи с этим на своих уроках я использую дидактические материалы двух видов:
- задания с указанием готовых приёмов, которыми ученик должен воспользоваться;
- задания, в которых ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы её выполнения.
Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-игра, урок-проект, урок-викторина, экскурсия, урок-праздник. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения предмета, так как нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения. Они являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь - важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной.
Исходя из сказанного, при предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, формулируя задания на дом, чётко указываю, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, сочинить песенку, использовать цвета по образцу. Ведущее место на всех занятиях отводится самостоятельной работе учащихся, формированию у них навыков самообразования, умению применять полученные знания на практике в различных условиях. Работая дома над заданием, ребята должны иметь чёткую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает мне выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик. При проведении самостоятельной работы использую различные формы: индивидуальную, парную, групповую. Часто использую тесты, карточки с дифференцированными заданиями, ситуативные задания и т.д. Важная роль на уроках отводится самоконтролю и самооценке, умению осознать значение предстоящей работы, подвести итоги. Для развития самоконтроля предлагаю учащимся различные задания: сравнение своей работы с работой товарища, с табличным и справочным материалом, отыскивание ответов в тексте. Это обеспечивает вовлечение каждого ученика в активный процесс, стимулирует мыслительную деятельность, поисковую активность.
Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).
Используемая мною проектная, исследовательская деятельность способствует развитию индивидуальности, субъективности и объективности учащихся, помогает самореализации личности, развивает активность, заинтересованность, индивидуальность, творческие способности. Ориентация обучающихся на индивидуальные достижения поощряется, сравнивается с результатами работы других учеников, а также с его собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах, и, как результат - успешная учеба.
Я стараюсь создавать условия для творчества учащихся в учебной и внеучебной деятельности, предлагая учащимся создать презентацию по какой-либо теме, составить викторину или кроссворд, грамматические и лексико-грамматические карточки, разыграть диалог, рекламу, отрывок из прочитанного текста, сделать литературный перевод стихотворения. Учащиеся с удовольствием проявляют инициативу, самостоятельность, сами выбирают формы работы, что служит способом их естественного самовыражения .
Обучающихся больше всего привлекает такая форма работы, как групповая. Работая в коллективе, каждый участник может активно проявить себя, формируются отношения сотрудничества между учащимися и ориентирует их на высокий конечный результат. Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс, дает возможность осуществлять метод проектов. На уроках используется диалоговая форма общения, в ходе которой происходит обмен мнениями, обучающиеся высказывают собственные суждения. Главные вопросы бесед создают ситуацию познавательного спора. Свобода выбора дает обучающемся большую ответственность за его результаты.
На уроках предлагаются задания на выбор. Контроль знаний осуществляется при помощи разноуровневых заданий. Большими возможностями обладает групповая и парная работа. главное правило групповой деятельности – не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение. Группы из 5-6 человек создаются на добровольной основе. Такая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, учатся выступать публично, дискутировать. Используя проектный метод, обучающиеся самостоятельно готовят презентации по отдельным вопросам урока, что способствует формированию проектной компетенции.
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей. К оценке знаний, умений и навыков я также подхожу дифференцированно, т.е. учитывая и личностные критерии. К уроку контроля подбираются задания разных уровней с учётом подготовленности ребят по предмету, их развития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.
Это имеет следующие преимущества: исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны дети с равными способностями, обучающемуся легче учиться; создаются щадящие условия для слабых; появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в освоении материала; сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.
- Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
- Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.
- В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.
- В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
- Учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
- Стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала.
- При введении знаний о приёмах выполнения учебных действий стараюсь выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы, учитывая их функции в личностном развитии учащихся.
- Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
- Для обеспечения более точной оценки учения, как субъективной деятельности учащихся использую различные формы коррекции, индивидуальной работы на уроке.
Учет индивидуальных показателей здоровья.
В кабинете нормальный воздушно – тепловой режим, регулярно происходит проветривание кабинета, минимальные действие звуковых раздражителей, естественное и искусственное освещение в соответствии с нормами САН ПИНа. Во избежание усталости обучающихся происходит смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху подростков. Поэтапная смена деятельности, разных методов и форм работы не дает подростку утомить свой организм, помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости.
При индивидуальном подходе в обучении и воспитании используется дифференцированный подход в подборе учебных заданий, соответствующих уровню знаний ученика, его развитию, особенностям мышления, интересу к предмету. Дифференциация проводится по объему учебного задания, по сложности задания, по уровню оказания помощи при их выполнении. Обучающиеся длительное время не посещающие учебные занятия получают индивидуальные задания на дом. Обязательный учет половозрастных особенностей обучающихся, индивидуально-личностных качеств. Имеются индивидуальные карты учета здоровья.
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, на уроке создаётся благоприятная атмосфера. С этой целью я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Наличие системы внеклассной работы по предмету
Направленность программы (плана) внеклассной работы по предмету.
1. Ежегодно проводится «Неделя иностранного языка»
2. Каждую неделю проводятся консультации по предмету.
3. Дополнительные занятия раз в неделю со слабоуспевающими учащимися.
4. Еженедельно проводится факультатив для подготовки к экзаменам.
5. Участие в конкурсах и олимпиадах.
6. Экскурсии позволяют соединить обучение с жизнью (в городскую библиотеку, городской музей).
Дети любознательны и полны желания учиться, но чтобы развить весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», необходима система, позволяющая формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. С целью расширения и углубления знаний учащихся по иностранному языку мною проводятся такие внеклассные мероприятия как «Праздник алфавита» во 2 классе, в среднем звене это праздник «Рождество», «Хэллоуин», «День святого Валентина». В рамках недели иностранного языка мои учащиеся участвовали в «Конкурсе лимериков», готовили номера для концерта, посвященного Британии.
Интеграция с другими предметами.
На уроке иностранного языка осуществляется интеграция с такими предметами, как математика, география, биология, история и многими другими, так как нет ни одной сферы жизни, которую бы мы не затронули при обучении иностранному языку.
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.
Вовлечение учащихся во внеклассную работу способствует расширению их кругозора, а также служит хорошей дополнительной мотивацией к изучению такого сложного предмета, как иностранный язык. Внеклассная работа позволяет успешнее решать образовательно-воспитательные задачи по предмету. Роль учителя во внеклассной работе состояла в определении содержания работы, постановке заданий, указании источников, помощи в выборе формы работы, консультировании, изучении вместе с учащимися информации, помощи в оформлении результатов работы. Наиболее эффективными формами работы были: экскурсии, индивидуальные беседы, игровые конкурсы.